Внешний вид юриста кратко

Обновлено: 04.07.2024

Возможно, формировать личный бренд практикующему адвокату сложнее, чем юристу, который не получил соответствующий статус и не связан дополнительными обязанностями. Как минимум, адвокат должен соблюдать профессиональную тайну и специальный кодекс этики. Также существуют, например, Правила поведения адвокатов в Интернете.

Портал ГАРАНТ.РУ поговорил с практикующими адвокатами, а также специалистами по брендингу, маркетингу, пиару и имиджу о том, с чего начать при формировании личного бренда и как удержать баланс – вести активную "публичную жизнь", стать узнаваемым и в то же время оставаться в этических и правовых рамках.

1. Начинать никогда не поздно. Но чем раньше, тем лучше

Сегодня обязательность присутствия адвоката в публичном пространстве – фактически не предмет для дискуссии. "Однозначно можно сказать, что отсутствие адвоката в Интернете равносильно отсутствию его в принципе", – отметил адвокат, член Адвокатской палаты города Москвы Борис Башилов, пояснив однако, что не имеет в виду признанных мэтров адвокатуры.

Недооценивать значимость продвижения личного бренда не стоит еще и в связи с тем, что у каждого адвоката он уже есть по умолчанию, как обратила внимание основатель агентства личного брендинга Rina Brand Рина Подповетко. И если не формировать его по своему усмотрению, то за профессионала это сделает общественность, причем с удовольствием, что чревато большими репутационными рисками. Более того, если адвокат топ-уровня не проявляет активности в медийном пространстве, то целевая аудитория воспримет его как непрофессионального, подчеркнула эксперт, сославшись на результаты ряда маркетинговых исследований. Поэтому работать над позиционированием, репутацией и охватом личного бренда желательно с первого дня осуществления деятельности в качестве адвоката.

Эксперты вполне допускают, что на рынке услуг может "победить", то есть стать более узнаваемым и в конечном итоге получить больше клиентов, адвокат-новичок с небольшим опытом, но яркой маркетинговой кампанией. Вместе с тем, как заметил адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро "Толпегин и партнеры" Аркадий Толпегин, новичок может "выстрелить", к нему придет огромное количество клиентов, но не факт, что они останутся, если адвокат окажется "пшиком". Эту мысль развила имиджмейкер, эксперт по деловому и публичному имиджу Елена Ашмарина, причем она привела и конкретный пример – один адвокат решил за счет внешних атрибутов быстро обрести популярность. Он арендовал дорогой офис, приезжал на встречи на люксовых автомобилях, одевался исключительно в бренды и даже придумал себе псевдоним. Это поначалу привлекло клиентов, но поскольку опыта ведения дел у него не было, после нескольких громких провалов ему пришлось прекратить деятельность.

Ознакомиться с научно-практическим комментарием Президента ФПА РФ Юрия Пилипенко к Кодексу профессиональной этики адвоката можно в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Поэтому за маркетинговой кампанией должен стоять в первую очередь профессионализм. Начинать продвижение желательно, когда уже имеется небольшой, но успешный опыт. Но еще до этого Рина Подповетко рекомендует провести аудит личного бренда (в частности, систематизировать, что адвокат имеет к настоящему моменту – наличие сайта, количество подписчиков, публикации в профильных СМИ и т. п.), определиться с собственным образом, поработать с имиджем и создать фирменный стиль.

Затем можно создать личный сайт, в том числе в виде лендинговой страницы. Там стоит указать, по рекомендации PR-менеджера, основателя собственного PR-агентства Павла Игушкина, свою специализацию, компетенции, опыт, образование и рассказать о карьере. Также нелишним будет привести примеры решенных задач и проектов, в которых адвокат участвовал. Специалист отдела маркетинга веб-студии полного цикла Pear Advert Анна Кутковская добавила бы к этому рабочую информацию: условия сотрудничества, контактные данные и т. д. Причем те же сведения можно продублировать и на личной странице в Facebook.

Понятно, что без соцсетей не обойтись – через них можно собрать свою аудиторию, получить обратную связь и рассказывать о полезном. Причем выбор соцсети может непосредственно зависеть от целевой аудитории и специализации. Коуч и маркетолог-фрилансер Айгуль Султанова привела пример: ведение юристом дел по разделу бизнеса при разводе предполагает, что потенциальными клиентками могут быть жены бизнесменов, которые решили развестись и претендуют на свою долю в бизнесе. Большая их часть "сидит" в Instagram, а значит, эта соцсеть и есть первый инструмент для изучения и активного использования.

Затем можно подключить рекламу. Беспроигрышным вариантом Анна Кутковская назвала запуск контекстной рекламы в Google и Яндексе, а также обратила внимание на метод white paper – создание небольших руководств по определенным темам и нативную рекламу. Однако для последнего метода потребуются вложения, так как, по словам эксперта, даже микроинфлюенсеры (блогеры с небольшой, но активной аудиторией) могут иметь достаточно высокие расценки. При этом она рекомендовала привлечь к продвижению несколько десятков мелких блогеров (до 20 тыс. подписчиков) – это выгоднее, чем масштабно вкладываться в "миллионника".

2. Стоит браться за "громкие" и "бесплатные" дела

По мнению большинства опрошенных специалистов, работа в команде с другими адвокатами над "громким" делом – бесценный опыт для новичка, перспектива получить достойное упоминание в СМИ и завязать полезные знакомства. Рина Подповетко добавила, что присоединяться к команде нужно обязательно при наличии такой возможности.

Более того, участвовать в подобных кейсах возможно и бесплатно, считают отдельные эксперты. В частности, адвокат Дмитрий Зацаринский назвал нормальной практикой ситуацию, когда молодым адвокатам приходится искать бесплатные дела или с небольшой оплатой – так нарабатывается опыт. Рина Подповетко добавила, что хотя и не поддерживает идею о бесплатной работе в принципе, тем не менее считает – если это не пустая трата времени, а инвестиция в будущую деловую репутацию, из обозначенного правила можно сделать исключение.

Кроме того, браться за "бесплатные" дела имеет смысл и в некоторых других случаях, их перечислил управляющий партнер Юридического бюро "Палюлин и партнеры" Антон Палюлин. Это может быть дань уважения людям либо организация, чья деятельность сформировала мировоззрение адвоката, помощь ветеранам войны, организациям защиты дикой природы или занимающимся борьбой с коррупцией. Кроме того, добавил юрист, взяться за бесплатное несложное дело, которое не займет много времени, но зато обеспечит кредит доверия от влиятельного клиента на будущее – допустимый разовый жест доброй воли.

3. Об успехе – скромно и без имен

Эксперты практически единогласно советуют адвокатам рассказывать об удачных кейсах на конференциях, в соцсетях и на персональном сайте, но с обязательным сохранением профессиональной тайны. Как подчеркнул Антон Палюлин, делать это необходимо так, чтобы нельзя было однозначно идентифицировать участников судебного процесса. То есть не следует называть номер дела, дату вынесения решения, наименования либо имена сторон, а также присужденные суммы. Аккуратно нужно подходить и к упоминанию названия суда и фамилии судьи, ведь при наличии других сведений информация позволит идентифицировать конкретный судебный процесс, а это уже нарушение адвокатской тайны. Дмитрий Зацаринский добавил к этому, что при грамотном удалении персональных данных (их можно, например, замазать штрихом или закрыть бумагой) нет ничего страшного в том, чтобы публиковать судебные акты даже полностью, а не только вступительную и резолютивную части. К тому же, перечисленные сведения по большому счету просто не нужны потенциальным клиентам. "Клиенту нужны не названия компаний, а как вы решаете задачи, устраняете проблемы и какие результаты обеспечиваете", – отметил Павел Игушкин.

Вместе с тем юристы советуют предварительно согласовать текст публикации и саму ее возможность с клиентом. Лада Горелик указала, что если доверитель против общения со СМИ, то адвокат не вправе комментировать дело, но он может объяснить первому выгоды и риски как молчания, так и активных действий в медиаполе. Эксперт пояснила, что наиболее активно судебные процессы журналисты освещают в самом начале, и если речь идет о "громком" уголовном деле, то лучше, чтобы в новостях были представлены позиции и обвинения, и защиты. "Второго шанса публично рассказать свою версию дела может не быть", – предупредила адвокат.

Важным вопросом при формировании личного бренда является не только сам контент, но и частота его размещения. Рина Подповетко советует пользоваться формулой "информационной диеты", главные принципы которой – сбалансированность и регулярность, как и в правильном питании.

По ее мнению, в публичном пространстве адвокату лучше размещать:

  • 40% экспертного контента (рекомендации, кейсы, профессиональное мнение);
  • 20% вовлекающего контента (постоянное инициирование активности, чтобы не потерять охваты в соцсетях);
  • 20% лайфстайл-контента (рассказы о личных взглядах и ценностях, чтобы вызвать доверие на уровне "человек");
  • 10% развлекательного и вдохновляющего контента;
  • 10% триггеров доверия (подтверждение личного статуса: фото с известными в сфере людьми, профессиональные награды, публикации в СМИ и отзывы клиентов).

Можно добавить, что на вопрос, как часто нужно размещать контент, адвокату следует ответить самостоятельно, в зависимости от своих возможностей.

Нелишним будет помнить и о скромности. Аркадий Толпегин посоветовал не приукрашивать достижения, поскольку мир профессионального сообщества достаточно узок, и все в основном в курсе успехов коллег. Одна ошибка – и скоро о несоответствии желаемого действительному узнают клиенты, что в итоге вполне может испортить и репутацию, и карьеру адвоката. Однако, как обратил внимание Антон Палюлин, никто не уличит по лжи аккуратного адвоката, который назовет только успешные моменты судебного разбирательства, а о неудачных тактично промолчит.

4. "Скандальный" личный бренд – профессиональное табу. Но не для всех

Многие эксперты склоняются к тому, что адвокату следует соответствовать высоким требованиям, сохранять корректность и сдержанность. Пусть скандальной и эпатажной будет другая сторона дела или сама ситуация, считает Павел Игушкин, с адвокатом же эти характеристики не соотносятся. "Скандальный личный бренд для адвоката категорически недопустим, так как скандальность отдельного представителя профессии бросает тень на институт адвокатуры в целом и на всех его представителей в частности", – добавил Аркадий Толпегин. А Дмитрий Зацаринский вообще считает личный бренд, основанный на негативе и нарушении каких-либо этических норм, путем тупиковым и состоящим из одних недостатков.

"Я прямо хочу прокричать тем, кто планирует пиар-авантюры: деловую репутацию формируют годами, а теряют ее за один день! Когда происходит громкий скандал, он часто становится неуправляемым, и вы никогда не можете быть уверены, что не потеряете лицо, когда все утихнет. Оценивайте риски и не доверяйте пиарщикам, которые обещают сделать вас известными за один день", – предупредила Рина Подповетко. Борис Башилов указал и на возможные риски в профессиональной среде – в адвокатском сообществе такой подход к продвижению не приветствуют, и в его кулуарах вполне можно прослыть "непрофессионалом".

И тем не менее даже из этого казалось бы строгого правила возможно сделать исключение. Антон Палюлин обратил внимание, что определенному кругу клиентов может быть важно, чтобы их интересы защищал в суде известный адвокат, который может "запугать" оппонентов одним своим присутствием. А судьи в таких ситуациях осознают, что любые их процессуальные действия могут быть представлены в прессе в том свете, который выгоден "скандальному" адвокату. Юрист пояснил, что такой подход к личному бренду допустим для лиц, занимающихся авторским правом, которые представляют в суде артистов и компании с такой же "скандальной" репутацией, и в итоге превращающих судебный процесс в настоящее шоу. Но в то же время, по словам эксперта, для коммерческих споров, в которых действует принцип "деньги любят тишину", указанная стратегия неприемлема.

5. Личный контент на профессиональной модерации

Как уже выяснилось, без лайфстайл-составляющей при продвижении бренда не обойтись, так как она приближает адвоката к его аудитории. Однако в этом аспекте нужно, что логично, действовать аккуратно. Антон Палюлин рекомендует помнить о важной вещи – все, что адвокат публикует в Интернете, внимательно изучают его клиенты. А значит, следует размещать только то, что не стыдно было бы показать любому своему доверителю. "Важно понимать, что личный бренд адвоката – это не его личный дневник, поэтому необязательно как на исповеди у батюшки рассказывать аудитории обо всех сторонах своей жизни", – подчеркнула Рина Подповетко.

Отдельные вещи эксперты считают недопустимыми для публикации. Дмитрий Зацаринский и Айгуль Султанова отнесли к их числу фотографии со спиртным, в пляжной одежде, в обнаженном либо непристойном, неподобающем виде. Сюда же относятся фото и видео с корпоративных вечеринок и категоричное мнение о работе коллег.

А Елена Ашмарина предложила компромиссную стратегию – какой контент наоборот можно и даже нужно размещать в сети, особенно в Instagram. "Не стоит затрагивать политические темы и темы отношений между людьми. Пишите искренне. Например, о том, что нашли экземпляр любимой книги или посетили выставку, дали интервью. Выставляйте фотографии с посещенных вами мероприятий. На самих мероприятиях придерживайтесь выбранной стилистики, становясь образцом для подражания. Заводите дружбу и фотографируйтесь с знаменитыми людьми, с которыми познакомились на мероприятии. Это повысит доверие клиентов к вам", – перечислила эксперт.

Если все же тот или иной пост публичную "модерацию" не прошел, и какую-либо оплошность заметили, эксперты советуют удалить спорную информацию. И если большой огласки не случилось, можно оставить действие без комментария. В противном случае попытка скрыть или удалить что-либо может спровоцировать еще больший скандал, поэтому не исключено, что придется сделать официальное заявление или принести извинения либо даже каким-то образом компенсировать причиненный вред. Кроме того, Борис Башилов напомнил, что информация, однажды попавшая в Интернет, остается там, как правило, навсегда. И даже удаление спорных сведений в отдельных случаях не спасет адвоката от дисциплинарного производства в адвокатской палате соответствующего региона.

6. Хороший адвокат – остроумный адвокат

Подавляющее большинство опрошенных экспертов согласны с тем, что чувство юмора при формировании личного бренда уместно и полезно. Павел Игушкин отметил, что интеллектуальный юмор разряжает ситуацию и показывает быструю работу мышления, главное – быть на одной волне с потенциальными подзащитными. Аркадий Толпегин назвал юмор и умение преподнести себя частью харизмы, которая несомненно необходима публичному человеку. "Никому не интересно читать контент "серьезного дядечки" с напыщенным лицом, поэтому уместный профессиональный юмор допустим", – добавила Рина Подповетко.

То есть ключевым аспектом юмора является его уместность. Анна Кутковская напомнила, что люди при поиске адвоката попали в определенную неприятную ситуацию. А значит, им может быть и не до шуток. Отдельные эксперты рекомендуют не перебарщивать с сарказмом и иронией – есть риск задеть окружающих. Кроме того, шутка от адвоката должна носить приличные форму и выражения. Антон Палюлин подчеркнул при этом, что ни в коем случае нельзя высмеивать доверителей, суд, прокурора, коллег и оппонентов, так как это неуместно, неэтично и подрывает доверие к адвокату.

"Однако в деятельности каждого практикующего адвоката встречаются случаи, происходившие в суде, при проведении следственных действий или в кабинете адвоката, которые иначе, как анекдотом не назовешь. Рассказывая о таких событиях в профессиональных кругах или на своей личной страничке, стоит помнить, что юмор должен быть беззлобным и анонимным (нельзя допустить идентификации участников). Если все участники происходящих событий могли бы посмеяться над собой, то анекдот удался. Если нет – то лучше даже не пробовать его рассказывать", – рассказал эксперт.

7. Использовать личный бренд в коммерческих целях можно, если позволяет время

В настоящее время специальный закон определяет, что адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности госслужбы и муниципальные должности (п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). То есть, как видно, прямой и явный запрет на осуществление коммерческой деятельности в данном положении отсутствует. Далеко не все опрошенные эксперты полагают, что эта или иная норма ограничивают адвоката в осуществлении коммерческой деятельности. Многие не видят в этом и этической проблемы.

Так, Елена Ашмарина считает, что естественным продолжением развития бренда может стать линия одежды или аксессуаров, причем чтобы точно избежать даже гипотетических нарушений норм, можно образовать союз с уже действующими дизайнерами одежды и выпустить совместную ограниченную коллекцию. Эксперт подчеркнула, что стать лицом бренда можно и не принимая непосредственного участия в делах компании. Но при этом продукция, вдохновленная брендом адвоката, транслирует, по ее словам, ценности профессии, например, очки ассоциируются с интеллектом, а их необычная форма может отсылать к неформальной аудитории или увлечением искусством.

Дмитрий Зацаринский высказал мнение, что сотрудничество с домами мод и производителями – творческое начало, и необходимо поощрять его, но конечно, не в ущерб основной работе адвоката. Он добавил – осуществлять такую деятельность можно бесплатно, в противном случае необходимо убедиться, что она все-таки сочетается со статусом адвоката, и вовремя оплачивать налоги.

Наличие времени и возможности – ключевой фактор в данном случае. В том числе не исключено, что адвокат в итоге предпочтет что-то одно и этим окажется не основная профессия. В частности, Анна Кутковская поделилась опытом – в результате своего увлечения один адвокат отказался от практики и полностью погрузился в ритейл, открыв довольно крупную сеть магазинов.

***

Семь сформулированных правил, возможно, помогут и начинающим профессионалам, и опытным практикам сформировать, поддержать или улучшить личный бренд с минимальными рисками. И тех, и других портал ГАРАНТ.РУ поздравляем с их профессиональным праздником – Днем российской адвокатуры, который отмечается сегодня, 31 мая!

Хороший литигатор должен обладать целым набором разных навыков: от стрессоустойчивости до высокой адаптивности и развитого самоконтроля. При этом те качества, которые еще недавно ценились очень высоко, частично отошли на второй план. Виной тому — развитие новых технологий. Усложняет ситуацию и то, что границы допустимого в процессе достаточно размыты. Поэтому судебные юристы зачастую определяют их сами. Делать это непросто, когда на тебя давит клиент, требуя 100%-ного результата.

Судебная работа — своего рода высшая математика юриспруденции, а требования к литигаторам существенно выше, чем к юристам из других сфер. Об этом говорит Евгений Зубков из ЮФ Инфралекс . По его словам, для представительства в процессе, помимо юридических знаний, нужен целый ряд дополнительных качеств — от ораторского мастерства до находчивости и креативности. К тому же эффективный литигатор должен уметь структурировать и вести сложные комплексные споры (complex litigation), быть не только внутри ситуации, но и немного над ней, чтобы формулировать стратегию, подчеркивает Алена Бачинская из АБ S&K Вертикаль .

Должна быть природная агрессивность, желание победить любой ценой. Понятно, что любой ценой нельзя, но это корректируется. Сам вот этот движок, пожар внутри, должен гореть. Сложнее быть хорошим литигатором тому, кто внутренне нацелен на мирное разрешение и урегулирование.

Александр Ермоленко, партнер ФБК Право

Базовые качества

При сегодняшнем состоянии российского правосудия литигаторам, кроме веры в право, нужна вера в себя. Если юристу из раза в раз именем государства указывают, что черное следует считать белым, то рукой подать не только до профессионального выгорания, но и до расстройств.

Станислав Петров


Учитывая все перечисленное, набор базовых навыков у судебных юристов выходит приблизительно таким же, как у тех, кто занимается сделками или текущим сопровождением деятельности предприятий, констатирует Артюх.

Жизнь в пандемию заставляет нас быть еще более толстокожими и стрессоустойчивыми, с одной стороны, а с другой — более чувствительными к изменению настроя суда, клиента. А еще теперь нужно уметь выступать онлайн: куда смотреть, как говорить и заходить в комнату заседаний.

Евгения Бондаренко

Границы допустимого в работе судебного юриста

Основное для литигатора — это работать, используя только законные механизмы. При наличии адвокатского статуса еще придется учитывать запреты и ограничения, которые есть в ст. 9 Кодекса профэтики адвоката.


Недопустимо намеренно вводить суд в заблуждение, хамить оппонентам — это может сработать в вашу пользу в конкретной ситуации, но губительно для профессии в долгосрочной перспективе, а потому, скорее всего, вернется бумерангом.

Андрей Панов

Важность внешних атрибутов

Пока разрешение споров связано с личными коммуникациями и присутственными местами, внешний вид имеет значение. В этом уверен Петров, и тут же он подчеркивает, что при отсутствии специальной униформы для литигаторов нет причин обсуждать необходимость галстуков или высоты каблуков.

В АСГМ не пускают в коротких юбках — это, я считаю, всем надо помнить. Однажды собралась целая комиссия из приставов оценить, можно ли пропустить меня в относительно коротком платье в суд для ознакомления с материалами дела.

Елена Изотова

Достаточно базовой опрятности и сдержанного делового стиля. Подчеркиваемые дорогие бренды в здании суда он называет не просто дурновкусием, а проявлением неуважения к идее равенства перед законом и судом. Шикарные часы или запонки — образ, скорее, для торжества, но не для судебного заседания в обычном российском суде, поддерживает позицию коллеги Артюх. По его мнению, в районный суд можно явиться и в джемпере. Правда, тут важно не упасть в другую крайность, переходящую в откровенную небрежность.

Западные сериалы и отдельные представители отечественной шоу-адвокатуры демонстрируют широкой публике образ юриста в дорогом костюме, с ярким галстуком или бабочкой и платком, со сверкающей уверенной улыбкой, оригинальной прической. К сожалению, часто этот образ оказывается ширмой перед пустым содержанием, а многих практикующих юристов, да и судей, такой внешний вид юриста попросту раздражает.

Алексей Артюх

Мы должны одеваться не хуже клиентов, быть достойны их круга общения. Внешний вид важен для многих, но это не значит, что я за то, чтобы мы соответствовали чьим-то стереотипам и подравнивались под чьи-то ожидания. Я за то, чтобы мне было комфортно, уютно, я могла в этой одежде свободно дышать, ходить без вреда для моего здоровья и чувствовать себя классно и уверенно.

Евгения Бондаренко

Идеальный литигатор глазами клиента

В 1990-х годах мне предстоял процесс в отдаленном регионе России. Клиент родом оттуда спросил, умею ли я драться в прямом смысле слова. Я сказал, что занимался в юности рукопашным боем в военно-патриотическом клубе, где нас тренировали ветераны Афганистана. Его это устроило. Потом выяснилось, что оппоненты морально задавили предыдущего юриста: мерялись с ним взглядами. По мнению доверителя, человек, умеющий драться, сумеет выдержать подобные взоры. В итоге драться мне не пришлось, а суровые глаза противников тоже не стали помехой.

Максим Кульков, управляющий партнер ЮФ Кульков, Колотилов и партнеры

Нередко установить контакт с человеком следователю не удается именно вследствие первоначальной антипатии, вызванной его внешним видом: неопрятной одеждой или такой, которая не соответствует деловым отношениям; неприятными манерами.

При первой встрече происходит оценка юриста с точки зрения восприятия особенностей его поведения и внешнего облика. На основе данной оценки юристу может быть дана своеобразная характеристика, как положительная, так и отрицательная.

Юрист не может не считаться с тем, какое впечатление он производит на людей своей внешностью. В одежде он должен отдать предпочтение деловому стилю. В контакте с клиентами, коллегами важно все: выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней.

В условиях социально-неоднородного общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются по своему материальному положению, однако на всех он должен производить приятное впечатление, быть воплощением закона и справедливости.

Невозможно разработать перечень рекомендаций, касающихся, к примеру, одежды, прически юриста. Каждый юрист сам создает свой имидж. Главное, чтобы он руководствовался чувством меры и осознанием того, что является представителем государства для всех тех, кто обратился к нему за юридической помощью.

Для отдельных категорий работников юридического труда (органов полиции, прокуратуры и др.) установлены стандарты внешнего вида при исполнении служебных полномочий, т.е. им предписывается носить специальную форму.

Ношение форменной одежды, например, сотрудниками правоохранительных органов, подчеркивает государственно-властный характер их работы. Форменная одежда призвана способствовать повышению официальности в общении с людьми.

Любой человек, придя на прием к юристу, старается психологически оценить своего собеседника. От этого зависит, как правило, его поведение и желание помочь в ходе рассмотрения дела. Манеры поведения как форма проявления этикета (речевые, двигательные, слуховые, зрительные) способствуют установлению психологического контакта между участниками юридического процесса. Манеры поведения юриста находятся под постоянным вниманием окружающих его лиц:

- мимика должна быть сдержанной. Ведь по мимике лица можно определить многие эмоции, нередко по лицу человека можно узнать больше, чем из слов. Язык жестов и телесных движений не должен вызывать раздражения у собеседника, или, например, пугать его;

- голос является характерной чертой человека. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Нередко одна только манера разговоров производит на собеседника такое же впечатление, как и умные, дельные поступки. Никогда не следует защищать своих убеждений оскорбительным тоном или повышением голоса, как бы они ни были справедливы. В жизни и в юридической практике возникают ситуации, когда требуется быть твердым во что бы то ни стало, но даже в таких случаях умеренный тон речи и доброжелательное отношение к противнику обязательны для юриста-профессионала. Сила довода не в силе голоса. а в силе доказательств;

-доброжелательность в общении придает разговору солидность и компетентность. Следует очень осторожно проявлять свое остроумие, как бы живо оно ни было, потому что человек, находящийся в зависимом положении от юриста, не всегда его оценит положительно, а может посчитать эго признаком несерьезности следователя, адвоката, судьи;




Таким образом, соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона социальному положению собеседника и конкретной специфике общения играет важную роль в юридической практике: они истоки служебного этикета юриста.

Нередко установить контакт с человеком следователю не удается именно вследствие первоначальной антипатии, вызванной его внешним видом: неопрятной одеждой или такой, которая не соответствует деловым отношениям; неприятными манерами.

При первой встрече происходит оценка юриста с точки зрения восприятия особенностей его поведения и внешнего облика. На основе данной оценки юристу может быть дана своеобразная характеристика, как положительная, так и отрицательная.

Юрист не может не считаться с тем, какое впечатление он производит на людей своей внешностью. В одежде он должен отдать предпочтение деловому стилю. В контакте с клиентами, коллегами важно все: выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней.

В условиях социально-неоднородного общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются по своему материальному положению, однако на всех он должен производить приятное впечатление, быть воплощением закона и справедливости.

Невозможно разработать перечень рекомендаций, касающихся, к примеру, одежды, прически юриста. Каждый юрист сам создает свой имидж. Главное, чтобы он руководствовался чувством меры и осознанием того, что является представителем государства для всех тех, кто обратился к нему за юридической помощью.

Для отдельных категорий работников юридического труда (органов полиции, прокуратуры и др.) установлены стандарты внешнего вида при исполнении служебных полномочий, т.е. им предписывается носить специальную форму.

Ношение форменной одежды, например, сотрудниками правоохранительных органов, подчеркивает государственно-властный характер их работы. Форменная одежда призвана способствовать повышению официальности в общении с людьми.

Любой человек, придя на прием к юристу, старается психологически оценить своего собеседника. От этого зависит, как правило, его поведение и желание помочь в ходе рассмотрения дела. Манеры поведения как форма проявления этикета (речевые, двигательные, слуховые, зрительные) способствуют установлению психологического контакта между участниками юридического процесса. Манеры поведения юриста находятся под постоянным вниманием окружающих его лиц:

- мимика должна быть сдержанной. Ведь по мимике лица можно определить многие эмоции, нередко по лицу человека можно узнать больше, чем из слов. Язык жестов и телесных движений не должен вызывать раздражения у собеседника, или, например, пугать его;

- голос является характерной чертой человека. По интонации, тембру голоса можно многое узнать о человеке. Нередко одна только манера разговоров производит на собеседника такое же впечатление, как и умные, дельные поступки. Никогда не следует защищать своих убеждений оскорбительным тоном или повышением голоса, как бы они ни были справедливы. В жизни и в юридической практике возникают ситуации, когда требуется быть твердым во что бы то ни стало, но даже в таких случаях умеренный тон речи и доброжелательное отношение к противнику обязательны для юриста-профессионала. Сила довода не в силе голоса. а в силе доказательств;

-доброжелательность в общении придает разговору солидность и компетентность. Следует очень осторожно проявлять свое остроумие, как бы живо оно ни было, потому что человек, находящийся в зависимом положении от юриста, не всегда его оценит положительно, а может посчитать эго признаком несерьезности следователя, адвоката, судьи;

Таким образом, соответствие манер, внешнего вида, речи, жестов, мимики, позы, осанки, тона социальному положению собеседника и конкретной специфике общения играет важную роль в юридической практике: они истоки служебного этикета юриста.

От Рима до Zoom: как одевались судьи и юристы на заседания

Начиная с древности одежда, в которой появлялись судьи, адвокаты и даже обвиняемые, имела символическое значение. Обвиняемые в Древнем Риме облачались в траурные одежды, чтобы вызвать жалость и заставить смягчить приговор. Английские адвокаты носили две перекрещенные белые ленты у воротника, которые изображали скрижали Завета – 10 заповедей. Сейчас свои коррективы в дресс-код вносит коронавирус. Например, в Индии судьям разрешили носить белые рубашки, потому что в мантиях легче заразиться COVID-19. А в США судья недоволен адвокатами, которые одеваются слишком расслабленно на онлайн-заседания. Могут ли требования к одежде поменяться на дистанционных процессах, порассуждал российский юрист.

Пандемия коронавируса повлияла на дресс-код участников процесса в ряде стран мира.

Некоторые казусы во время пандемии происходят в программах для видеосвязи. С удья Кармо Антонио де Суза из Бразилии участвовал в видеозвонке с другими судьями Суда штата Амапы, где все работают из дома из-за пандемии коронавируса. После того, как включился Zoom, де Суза предстал перед другими коллегами-судьями без рубашки, потягивающим какой-то напиток. Правда, через некоторое время он вернулся к экрану, уже одетый в обычную рубашку и галстук. Суд Амапы не оставил этот случай без внимания. Он провёл специальное заседание и пришел к выводу, что в момент первого появления на экране судья не знал о том, что его оборудование включено. Суд отклонил утверждение о том, что де Суза намеренно предстал в таком виде на сеансе судей.


Позиция судьи Бэйли и Мии Сингх может показаться чересчур категоричной, но вопрос дресс-кода в юридическом сообществе за рубежом никогда не занимал последнее место. Правила дресс-кода адвокатов во многих странах формировались столетиями, потому что суд всегда играл особую роль в человеческом обществе.

Когда суд стал особенным?

На Родине всей европейской правовой системы, в Древнем Риме, дресс-код ещё не был законодательно закреплён, хотя уже прослеживались тенденции, которые можно назвать древнеримской литигационной традицией.

В те времена одежда участников процесса часто имела определённое значение. Так, обвиняемые предпочитали надевать траурную тёмную, зачастую даже рваную одежду. Как правило, они сидели прижавшись к своему адвокату, изображая на лице страх. Такой внешний вид должен был вызвать жалость у судей, растопить их сердца и заставить смягчить приговор. Жена обвиняемого должна была быть одетой как вдова.

В то же время, были и исключения. Например, преторианский префект Галлии пятого века Арванд. Его обвиняли в государственной измене Риму и заговоре с вестготами. По свидетельствам священника Сидониуса Апполинариуса, когда обвиняемого префекта доставили в суд, он, наоборот, оделся как можно ярче, чтобы показать таким образом свою невиновность.

Внешних отличий между судьями и адвокатами в те времена ещё не было. И те, и другие одевались в белые тоги. Вступление будущего адвоката в профессию у римлян начиналось с того, что юношу приводили на форум и демонстративно надевали на него тогу. После этого его вели в здание суда, где представляли практикующему адвокату, у которого начинающий юрист должен был учиться.


Что касается адвокатов, то почти везде их одежда со временем стала очень похожа на одеяния судей. В средние века, например, юристы считались "учениками" судебной власти, что и объясняет это сходство. Как и их судебные коллеги, адвокаты в Британии тоже облачались в закрытые платья, как правило, из шелка. Как и судьи, адвокаты также носили капюшоны, специальные шапочки и повязки на шее.

Парики и белые ленты

В семнадцатом веке в Англии произошла революция под руководством Оливера Кромвеля. Король Карл Второй бежал к своему брату Людовику Четырнадцатому во Францию, откуда вернулся лишь спустя девять лет после восстановления монархии в Британии. С собой Карл привёз моду носить парик, которая быстро распространилась по стране. Вскоре, длина парика стала показателем статусности его носителя. Чем длиннее искусственные волосы — тем выше социальный статус.

В конце концов, эта мода дошла и до судей, которые начали выступать в париках во время процесса. Адвокаты тоже их одевали, но у их парики были короче. Это делалось намеренно, чтобы показать "первичность" судьи по отношению к юристу, представляющему одну из сторон процесса.

Для поддержания этих париков аристократии приходилось покупать специальную пудру, которую поставляли из французской колонии в Гвинее. В конце восемнадцатого века, после Французской революции, отношения между Англией и Францией обострились. Чтобы насолить своим оппонентам, британское правительство в 1795 году ввело налог на покупку этой пудры, который отменила только в 1812 году. Это привело к тому, что парики вышли из общественной моды, но юристы продолжили носить их, чтобы выделяться среди других профессий. В девятнадцатом веке парики начали делать из конского волоса, что сделало их более прочными и пропала нужда в покупке злополучной гвинейской пудры.


Другие элементы одежды английских адвокатов приобрели современный вид тоже во времена Карла Второго. До этого представители сторон процесса в Англии не отличались каким-то унифицированным дресс-кодом. Как правило, он включал всё многообразие современной моды, и одежда юристов могла быть красной, зелёной, синей и т.д. Это хорошо видно и по картинам того времени. Но были периоды, когда все участники процесса выглядели одинаково: после смерти монарха.

После смерти Карла Второго, траурная одежда, которую предписывалось надевать в таких случаях, осталась элементом дресс-кода английских адвокатов.


Модные приговоры американских судов

В США от английской традиции отошли, и парики с ленточками-скрижалями остались в далёком прошлом. Тем не менее, ещё относительно недавно американским адвокатам приходилось бороться за свой стиль.

В итоге ВС Аляски предписал судам установить минимальные стандарты одежды для адвокатов, которые предстают перед ними. И хотя суд не может принять чрезмерно жесткий дресс-код или такой, который будет диктовать вопросы вкуса и эстетических предпочтений, требование носить пиджак и галстук является разумным.

Но в случае с Сэндстромом, суд встал на сторону истца. В том деле, адвокат был оштрафован за то, что явился в суд в пиджаке и с золотым медальоном, а не в тканевом галстуке.

Мнение российских юристов

Ковалев согласен со своим коллегой.


Один из случаев, когда адвокату пришлось обжаловать такое решение, произошёл в 2018 году. Тогда адвокат Сергей Наумов дошёл до Европейского суда по правам человека. Годом ранее палата адвокатов лишили его статуса из-за явки в суд в бандане и шортах по представлению Верховного суда Мордовии. И хотя Наумов смог обжаловать это решение в Ленинском районном суде Саранска, мордовский ВС признал его законным и обоснованным. Сам же Наумов говорил, что просто не успел переодеться перед началом судебного заседания. Он выразил мнение, что его внешний вид использовали лишь как повод, чтобы лишить его адвокатского статуса. В апреле прошлого года ЕСПЧ зарегистрировал жалобу адвоката.


Читайте также: