Внешний вид средневекового города кратко

Обновлено: 08.07.2024

Кажущаяся беспорядочность и отсутствие прямых линий в планах большинства средневековых городов отнюдь не свидетельствуют об отсутствии идеи методической планировки городских кварталов.

Монпазье — один из городов, возникший путем этого соперничества —лучше всего сохранил характер средневе­кового города: улицы его широки и прямы, рынок занимает центральное положение, и улицы, ведущие к рынку, вместо того чтобы скрещиваться в центре площади, что загромождало бы ее, идут по ее краям и окаймлены глубокими портиками.

Характерными для первого периода средневекового искусства — для романского искусства — могут быть признаны города (вообще редкие в раннее средневековье, в период господства натурального хозяйства), типологически связанные с позднеримскими castra (лагерями) и с поселениями, в свою очередь, связанными с этими лагерями, а отчасти и с римскими городами, возникшими в эпоху империи. Сюда относятся города: Трир, Майнц, Аугсбург, Шпейер, Вормс. Страсбург, Тогерн, Ротенбург, Вена, Пассау, Зальцбург, Рсгенсбург, Кобленц, Мец, Констанц, Базель, Кёльн, Лиидау — в Германии и Эльзас-Лотарингии; Ниш, Безансон, Лион, Орлеан, Сеговия, Аоста, Спалато, Флоренция, Болонья, Верона и др. — во Франции и Италии. Непосредственная связь средневековых романских городов с позднеримскими castra, в смысле продолжения тех же неизменных композиционных начал, не имеет места, так как во времена Римской империи селения возникали около castra, а не сливались с ними в одно целое; кроме того, римские города у castra, с селениями около них (coloniae), не дошли до нашего времени, ни даже до времени господства феодальных отношений в Европе. Большинство городов было выстроено заново, не считаясь с прежним делением поселений на военную и гражданскую части, между 800 и 1100 гг.

Таким образом, в вопросе о сложении типа средневекового города периода романского искусства следует исходить, как и в области гражданской и культовой архитектуры, из проблемы освоения и переработки позднеримского наследия, а не подражания или буквального сохранения старых форм (городов, поселений) и т. д. Как средневековая базилика, будучи преемственно связана с позднеримскай и так называемой раннехристианской базиликой, по существу является новым художественным образованием, так и город эпохи романского искусства обнаруживает новые принципы композиции: как и в романской базилике (например во Франции — Сен-Бенуа на Луаре или Ссн-Жилль и др.), мы видим горизонтальную, продольную ось-улицу, пересекаемую поперечной осью, что придает композиционно-конструктивную ясность и архитектоническую связанность городскому комплексу.

Одна из улиц-осей (пример г. Аоста) заканчивается городской площадью с ратушей, рядом с которой расположен собор. Эта площадь соответствует средокрестию в указанных романских бази­ликах; вместе с тем, следует отметить, что площадь в городах этого типа, как это имеет место и в Аосте, не находится в геометрическом центре города, она смещена. Таким образом, здесь не приходится говорить о централизационных тенденциях, о характерных для римских castra проявлениях и формах. Указанные выше принципы — архитектоническая связанность и обособление частей, дробность (как борьба противоположных художественных начал в их единстве) — наблюдаются и в отдельных архитектурных памятниках и являются характерными для романского стиля (план г. Аоста см. у Z и с к е г P., Entwicklung des Stadtbildes, стр. 13).

Другой тип представляют собой города, возникшие из деревень, ярмарочных мест, около замка или монастыря. В раннее средневековье таких городов было очень мало, но, начиная с XII в., наблюдается, в связи с развитием ремесел и обмена, большой рост старых городов и возникновение новых из поселений, получающих муниципальные права и укрепления — городские стены. Среди городов, возникших в Германии в раннее средневековье из деревень и рыночных мест, можно назвать Ротенбург на р. Таубер, Форшхейм, Швейнфурт. Из селений при замках выросли города Нюрнберг (в 1062 г.), Мейссен (X—XI вв.), Гельнгаузен (XII— XIII вв.); при монастырях и епископских резиденциях возникли, на­пример, Сен-Жилль, Муассак — во Франции, Гильдесгейм, Эрфурт, Фульда — в Германии. В планах этих городов часто наблюдается тенден­ция к радиальности или к концентрическому расположению улиц вокруг замка или рынка, который обычно не находится в геометрическом центре города. С этими городами раннего средневековья, по-видимому, генетически связаны города XII в. и более поздние, т. е. возникшие или получившие свое архитектурно-художественное оформление в эпоху готики и в особенности в переходное время от романского стиля к готике. Сюда относится Каркассон, основанный еще вестготами около римской Citadello Carcaso (стены и основные композиционные особенности городского комплекса относятся к XIII в.), Шорт, Сен-Макэр — во Франции, Кенигсберг (1255 г.) — в Германии и др.

Планы этих городов, сохраняя лишь в известной степени отголоски радиального расположения улиц, по существу, чужды уличной и квартально-уличной системе планировки. Улицы здесь заменяются проездами между группами домов и отдельными домами. Борьба художественных начал, характерная для ранней готики XII—XIII вв., здесь налицо: дробность и обособленность частей художественного целого берут перевес над началом архитектонической связанности; отсюда город представляет собой (в качестве преобладающей черты) совокупность обособленных друг от друга групп домов (дома объединены в группы обычно по признаку общности производства, ремеслу и пр.) с проездами между ними, заменяющими улицы и лишь в известной степени связывающими эти группы домов.

Таким образом, если в раннее средневековье две или, по преимуществу, одна улица являлись, так сказать, артериями города, которые связывали обособленные в некоторой степени части городского комплекса в единое целое (т. е. служили целям архитектонической связанности), то здесь наблюдается, как преобладающая особенность, как бы распад города, обособление частей городского комплекса.

Вопросы ориентации по странам света были изучены с величайшим вниманием: нигде улицы не имеют такого направления по странам света, которое лишает половину домов солнца, а обитателей другой половины заставляет испытывать попеременно жару и холод.

Все в этих планах обосновано. Беспорядочность существует только в тех городах, где дома постепенно нагромождались на небольшой защищенной территории; приходилось тесниться либо в очень узкой крепостной ограде, либо у подножия замка. Отсюда этот живописный беспорядок, который, однако, был присущ и античным городам в эпохи наивысшего расцвета и который создает такие богатые эффекты контраста.

Средневековый город в Европе

История

Первые крупные поселения появились еще в античные времена. К ним относятся Милан, Рим, Париж, Лион, Вена, Страсбург, Лондон. Они служили административными центрами, резиденциями высших церковных и светских чинов, оборонительными форпостами римской цивилизации на завоеванных землях. Наибольшим количеством средневековых городов в Европе славится Италия, Испания, Византия, Южная Франция.

Особенности городов

В нероманизированных частях Европы возникновение городских поселений приходится на X−XIII век. Обычно они формировались на перекрестках торговых путей, возле укрепленных феодальных замков, церковных монастырей, корабельных портов — то есть там, где был большой поток людей и жили потенциальные покупатели.

Темпы формирования городов были различными. Наиболее активное развитие наблюдалось в романизированной Европе, северные регионы покрывались городами менее интенсивно. Например, в Скандинавии и Ирландии первые центры появились только в XII−XIII веках, аналогичная ситуация сложилась в Венгрии и Дунайских княжествах. В Нидерландах, Германии и Англии средневековые города начали бурно возникать в X−XI веках.

Население средневековых европейских центров было довольно разнообразным. Если кратко, помимо ремесленников, специализация которых все больше дифференцировалась, здесь жили:

Население средневековых европейских центров

  • купцы;
  • священники;
  • чиновники;
  • ростовщики.

Появились также представители зарождающейся интеллигенции — учителя, врачи, нотариусы, адвокаты.

Изначально в городах жило немного населения. Перепись в Англии в XI веке показывала, что среди городских стен нашли пристанище только 5% англичан. В XIV веке в городах жило уже 12% английских подданных. Размеры и численность средневековых поселений были разными.

В мелких городах обитало около тысячи человек, в средних — 2−5 тыс. И только в центрах античного происхождения население составляло 80−100 тыс. Пункты численностью 20 тыс. и выше относили к крупным. Лондон XIV века с численностью 40 тыс. человек считался мегаполисом.

Многие города сохраняли полуаграрный характер и отличались от сел только наличием стены и особенностями управления.

Архитектура и внешний вид

Средневековый город в Европе обычно окружала стена с дозорными башнями и воротами. Часто возле нее был вырыт ров с водой или без.

Внешне города Средневековья напоминали собой крепости. Вокруг стен со временем возникали предместья, где селились новоприбывшие крестьяне и ремесленники. Позже поселения тоже обносили стенами, формируя радиально-концентрический облик города.

Архитектура и внешний вид средневекового города

В центре находился обычно рынок с собором и ратушей (при наличии права самоуправления). С течением времени население росло, и жителям становилось тесно в городских стенах. Улицы были узкие и грязные. По правилам тогдашнего градостроительства, их ширина должна быть не больше длины копья. В условиях дефицита земли, росли города не в ширину, а в высоту, на сады и цветники места не оставалось. Освещение было плохое, блуждать приходилось в полумраке, ночью улицы практически не освещались.

Архитектура городских домов была преимущественно несложной и однообразной. Из общей массы выделялись лишь:

  • церкви;
  • ратуши;
  • дворцы местных феодалов и богатых торговцев.

Согласно истории, в дворцово-храмовой архитектуре доминировал готический и романский стили. Какого-либо четкого плана или схемы застройки не существовало. Нумерация тоже отсутствовала: дом просто называли по имени его владельца.

По описанию, часто над фронтоном жилища или входной дверью крепили фигурки зверей или птиц, которые и служили ориентиром для путешественника.

Обстановка на улицах

 Периодические пожары средневекового города

Изначально дома были деревянными и часто по этой причине загорались от случайной искры. Периодические пожары — обычное явление для средневекового городского поселения. Но уже в XII −XIII веках люди начали возводить здания из камня и кирпича. Мостовые появились в Париже в XII веке, а в других городах и того позже. До этого грунтовые дороги во время дождей представляли собой месиво из грязи и различных нечистот, ведь отходы жизнедеятельности сбрасывали прямо из окон, не особо церемонясь с прохожими.

Водосточные канавы возникли в XIV−XV веках, и то только в крупных городах, до тех пор нечистоты выбрасывали на улицы, в реки или городские рвы. Мусорщики в Париже появились лишь в XIV веке.

Занятия населения

Часть городского населения имела небольшие огороды и занимались животноводством. Утром скот под звуки рожка выгоняли за ворота, а вечером загоняли обратно. По улицам нередко бродили свиньи, куры, овцы или козы. Из-за ужасной антисанитарии в городах были частые эпидемии с высоким уровнем смертности.

Селились и работали ремесленники обычно по цеховому принципу, то есть на той улице, где жили другие представители избранной профессии. Существовали улицы сапожников, кожевенников, ткачей, кузнечные и оружейные ряды и т. д. Все жители умели владеть оружием и в случае необходимости становились народным ополчением, часто сражаясь с рыцарями и королевскими наемниками .

Борьба за самоуправление и коммунальное движение

Средневековые города находились на королевской или феодальной земле, поэтому изначально в IX−XI веках власть принадлежала сюзерену. Вскоре столкновение интересов горожан и сеньора привело к политической борьбе населения за свою независимость и самоуправление. В науке оно получило название коммунального движения.

В Италии и на юге Франции города стали независимыми одними из первых, образовав свои мини-государства. На землях Священной Римской империи (Германия, Чехия, часть Италии и Австрии) многие обрели Магдебургское право. Оно:

  • освободило горожан от суда местного феодала;
  • позволило выбирать бургомистра;
  • самостоятельно управлять своим хозяйством или цехом;
  • создавать коллегиальный орган городского самоуправления — магистрат (в его компетенции было ведение судебных споров и регулирование вопросов торговли, опеки и наследства).

 Магдебургское право

С получением Магдебурского права город мог иметь собственный герб. Отдельные центры даже чеканили монету, объявляли войну или подписывали мир. Речь о Бремене, Гамбурге, Любеке, Нюрнберге, Франкфурте-на-Майне. Статуя Роланда — героя средневекового эпоса — стала символом свободы немецких городов.

Некоторые большие центры получали определенные привилегии, в частности, право избирать городскую администрацию, но действовала она вместе с представителем королевской власти или местного феодала. Таковым был Париж, Нант, Орлеан, Кембридж, Оксфорд. Многие мелкие города продолжали остаться под влиянием королевской власти и местных землевладельцев.

Порой коммунальное движение сопровождалось восстаниями. Например, город Лан во Франции свои свободы и права получил от короля в 1112 году во время массового бунта, но вскоре вновь попал под его власть. В противостоянии горожан и короля прошли века, коммунальные свободы то предоставлялись, то снова отменялись. И только в XIV веке Лан окончательно стал королевским владением.

Несмотря на различия в степени свободы, главное достижение коммунального движения — избавление горожан от крепостного права. После обретения права самоуправления в Англии и Германии сложилась традиция, по которой человек, проживший в городе один год и один день, переставал быть крепостным.

Культура и быт

Большая часть городского населения жила бедно. Воду добывали из колодцев и источников, которые легко можно было отравить, что часто практиковалось при осаде. О дезинфицирующих средствах не знали. В условиях антисанитарии много рожениц умирало во время родов, а дети не доживали до года.

Аптекарь или цирюльник делал кровопускание

Для лечения использовали отвары из трав, талисманы, а в тяжелых случаях аптекарь или цирюльник делал кровопускание. Описать все тяготы жителя средневекового города сложно. Не зря Средневековье еще называют темными временами.

Суровые трудовые будни скрашивали народные праздники, возникшие еще в языческие времена, но интерпретированные согласно канонам христианской религии. И хотя церковь в основном осуждала необузданное веселье, майские хороводы, песни и пляски, но искоренить их так и не смогла.

Благородное сословие развлекалось на рыцарских турнирах и охоте. Жители города еще любили посмотреть на публичные казни. В конце средневековья возникли карнавалы, в которых принимали участие даже духовные лица.

Культурная жизнь обычно полностью контролировалась церковью, следившей за содержанием летописей, песен и театральных сценок, устройством власти и повседневной жизнью граждан. Существовали церковные театры, ставившие сценки по библейским мотивам (мистерии). Позже театр вышел за рамки церкви, а к религиозным темам добавил сценки из повседневной жизни (фарсы).

Читайте также: