Внешнеполитические доктрины сша кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Получение контроля над другими странами с целью заключения договоров под суверенные гарантии от выручки, получаемой от ресурсов из недр в других странах. Суверенные гарантии позволяют заключать договоры странам, у которых наблюдается дефицит средств, так как в данном случае в виде обеспечения выступают природные ресурсы, поэтому США заинтересованы в получении контроля над государствами, богатыми природными ресурсами.

Среди таких государств, в частности, – страны Северной и Восточной Африки и центральная Россия. Для решения этой задачи, для США возможны два варианта действий: военный захват богатых ресурсами стран, или влияние на действующую власть с целью установки слабых руководителей и, таким образом, беспрепятственного заключения договоров со странами.

Например, в Африке, Ливии, Сомали Америка активно придерживается первого варианта, активно принимая участие в военных конфликтах. Показательны также действия США в Уганде (государство Восточной Африки), целью которых было соблюдение нефтяных интересов США – получение доступа к минеральным ресурсам региона к югу от Сахары и диверсификации поставок нефти.

Что же касается второго вариант действий, то здесь понятно, почему США крайне не выгодно, чтобы действующий в России президент был сильной фигурой. Именно поэтому американцы были крайне недовольны, когда к власти в 2012 году повторно пришел Владимир Путин, активно защищающий права России на мировой арене.

4. Целенаправленная борьба с Россией, как с одним из наиболее серьезных противников при реализации ее стратегии.

* Формирование негативного информационного поля вокруг сферы производства питания (информационные вбросы о некачественных продуктах, производимых и выращенных не территории России);

* Системная дестабилизация сфер здравоохранения и образования;

* Влияние на социальную политику, подмена моральных устоев и принципов с целью разобщения российского общества;

* Влияние на молодежь с помощью распространения негативной информации о перспективах развития российского государства, и как следствие, отток молодых перспективных кадров из страны;

* Влияние на внутреннюю политику государства путем финансовых поддержке различных антироссийских фондов, оппозиционных настроений и движений;

* Формирование общего негативного информационного фона, в том числе через многочисленные СМИ, финансируемые посредством американских грантов и премий, якобы в поддержку развития гражданского общества;

Приложение 1.

Год создания Название Основные тезисы

1945 г. Доктрина Алена Даллеса. Директора ЦРУ

Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь и ресурсы на оболванивание, и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению.

Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного необратимого угасания его самосознания.

Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отчуждим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, расследованием (исследованием), что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино, пресса - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства, мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху, незаметно, но активно и постоянно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности, бюрократизм и волокиту возведем в добродетель. Честность и порядочность будем осмеивать - они никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивое предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением. Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее.

1948 г. Директива Совета национальной безопасности США 20/1

"Наши основные цели в отношении России сводятся всего к двум:

а) Свести до минимума мощь и влияние Москвы;

б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России”.

"Наши усилия, чтобы Москва приняла наши концепции, равносильны заявлению: наша цель уничтожение советской власти. Отправляясь от этой точки зрения, можно сказать. Что эти цели не достижимы без войны, и, следовательно, мы тем самым признаём: наша конечная цель в отношении Советского Союза - война и свержение силой Советской власти.

Во-первых, мы не связаны определённым сроком для достижения наших целей в мирное время. Во-вторых, мы обоснованно не должны испытать решительно никакого чувства вины, добиваясь уничтожения концепций, несовместимых с международным миром и стабильностью, и замены их КОНЦЕПЦИЯМИ терпимости и международного сотрудничества. Не наше дело раздувать над внутренними последствиями, к каким может привести принятое такого рода концепций в другой стране, равным образом мы не должны думать, что несем хоть какую-нибудь ответственность за эти события.

Если советские лидеры сочтут, что растущее более просвещенных концепций международных отношений несовместимо с сохранением власти в России, то это их дело, а не наше дело. Наше дело работать и добиваться того, чтобы там совершились внутренние события”.

1959 г. Закон Конгресса США "PL 86-90”

В соответствии с этим законом США напрямую связывали стратегические перспективы своей национальной безопасности с необходимостью развала России на несколько десятков так называемых независимых государств.

И именно Россией назывался в этих документах тогда еще Советский Союз. Очевидно, что для США не составило бы большего труда эксплуатировать почти бесплатно население и сырьевые ресурсы подобных мелких, но независимых государств, а в случае необходимости - добиться желаемого при помощи прямой военной агрессии без риска получить ответный удар.

В последующие годы Закон Конгресса США "PL 86-90” получил тактическое обеспечение и развитие в виде всевозможных директив, доктрин и программ.

1989 г. Доктрина "Освобождение”

Она разработана в 1989 году специальным исследовательским центром "Фонд "Наследие” по заказу администрации президента США Буша. Ее суть заключалась в технологиях развала СССР и последующем управлении процессами, происходящими в России

1991 г. Директива президента Буша по вопросам национальной безопасности Появилась в1991 году. В соответствии с этой директивой все регионы мира включая также сферу знаний и отношений, должны рассматриваться как область национальных интересов США на период до 2005 года.

г. Доктрина "Геополитического плюрализма в постсоветском пространстве” Она появилась в 1991 году и подразумевает силовое сохранение расчленения Советского Союза и дальнейшее расчленение уже России, с последующей колонизаций постсоветского пространства.

1992 г. Директива № 13 Министерства обороны США

Директива рассчитана на период действия с 1994 по 1999 годы.

В ней, в частности , говорилось, что в ближайшем будущем США станут непререкаемым военно-политическим лидером в мире. И в связи с этим отмечалось, что в случае необходимости, США вправе отказаться от коллективных действий в рамках ООН и могут совершать односторонние военные акции, а также наносить превентивные удары по своему усмотрению.

В этом документе, в частности, говорится, что цель НАТО в будущем - вводить миротворческие силы в регионы этнических конфликтов и пограничных разногласий на территории от Атлантики до Урала. Этим же документом отдельными потенциальными объектами обозначаются Сибирь и русская Прибалтика.

В том же 1992 году в Вашингтоне на совместном заседании руководящих органов Всемирного банка и Международного валютного фонда выработана программа по снижению уровня жизни населения России под предлогом проведения жесткой денежно кредитной политики и борьбы с инфляцией

Начало 90-х Гарвардский проект

"Гарвардским проектом” на 1996 - 2000 годы поставлены следующие цели ("Завершение реформ”):

1. Ликвидация Российской Армии;

2. Ликвидация России как государства;

3. Развитие Ликвидация атрибутов социализма, вроде бесплатного обучения и медицинского обслуживания и введение атрибутов капитализма: за все надо платить;

4. Ликвидация сытой и мирной жизни в Ленинграде и Москве;

5. Ликвидация общественной и государственной собственности и введение частной собственности повсеместно, ликвидация любых льгот.

По этим планам население России должно быть сокращено в 10 раз, а территория разделена на 40 - 45 самостоятельных политико-экономических зон и подготовлена для использования англо-саксонской расой.

Послание Президента США Б. Клинтона "О положении страны” от 7. 02.1997 года (извлечения) "Чтобы подготовить Америку к вступлению в XXI век, мы должны научиться управлять силами, предопределяющими перемены в мире, обеспечивать прочность и надежность руководящей роли Америки на долгие времена.

50 лет назад Америка, проявив дальновидность, руководила созданием институтов, обеспечивших победу в "холодной войне” и сумевших создать развивающуюся мировую экономику. Нам уже удалось устранить множество препятствий и барьеров, разделяющих мир, в котором жили наши родители. ”

Это окончание первой части озаглавленной выше статьи.

Льюис, в частности, считает, что государства и народы Ближнего Востока чувствуют себя аутсайдерами, проигрывающими соревнование с Западом.

Эти народы с ненавистью и завистью смотрят на богатый Запад. Однако подобная ситуация стала результатом неразвитости демократических институтов в этих государствах — давления религиозных фундаменталистов, засилия диктаторов, несвободы прессы, фактического отсутствия гражданского общества и т.д., которые тормозят нормальное развитие экономики, культуры и т.д.

https://www.quia.com/files/quia/users/kneal64/Yankee-Pond.jpg

1917 год. Демократия для мира

1919 — 1920-е годы. Изоляционизм (Isolationism)

https://mcgarnagle.files.wordpress.com/2012/06/tod_four_freedoms.jpg

Президент Гарри Трумэн решил оказать экономическую помощь властям Турции и Греции, которые боролись с коммунистическими инсургентами (вооружёнными отрядами гражданского населения, противостоящими властям). Трумэн заявил, что США должны оказывать помощь свободным людям в их борьбе с вооружёнными меньшинствами или внешним давлением (подразумевался СССР). В результате, Греция и Турция не стали коммунистическими государствами. Турция превратилась в одного из главных союзников США в этом регионе.

Директива 20/1 от 18 августа 1948 года

Наши основные цели в отношении России, в сущности, сводятся всего к
двум:

— Свести до минимума мощь и влияние Москвы;
— Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России.

Следует отметить, что данная доктрина не была отменена другим документом, а поскольку в ней прямо утверждается о несвязанности временем, то следует считать её действующей доктриной политики США (что подтверждается всей историей отношений СССР и США, а также отношениями постсоветской России и США).

Во многих других государствах региона восторжествовали авторитарные и военные режимы, весьма далекие от демократии, что создало внешние возможности для консервации по сути фашистского, а по форме псевдосоциалистического проекта Северной Кореи.

https://pumabydesign001.files.wordpress.com/2012/10/ronald-reagan-peace-through-strength.jpg

Конец 1980-х годов. Принцип защиты прав человека.

Хронология изменения внешнеполитических доктрин США отражала несколько составляющих:

Внешняя политика Соединённых Штатов Америки — набор политических целей и методов, используемых США в отношении других стран. Внешняя политика определяется президентом и осуществляется государственным департаментом во главе с государственным секретарём.

Соединённые Штаты Америки проводят сложную внешнюю политику, обслуживающую интересы политической элиты США и тесно с ней связанными крупными собственниками. Официально доктрина внешней политики служит интересам всего мира во имя демократии, безопасности и т.д. [1] Соединённые Штаты играют крайне важную роль в международных отношениях, имеют самую развитую в мире сеть дипломатических представительств. США — член-учредитель Организации Объединённых Наций и Северо-атлантического альянса, член Совета Безопасности ООН. Дипломатия США принимает самое активное участие в разрешении значительного количества международных конфликтов и споров.

История

Уже после Первой мировой войны США пытались выйти на мировую политическую арену в главной роли. В 1914—1917 гг. США вели политику нейтралитета, что положительно повлияло на экономику страны.

В 1920-е годы США вели борьбу за политическую экспансию в Латинской Америке, покупая землю и предоставляя кредиты через свои компании. В некоторых её странах США напрямую контролировали финансы и таможню, в ряде случаев подкрепляя своё присутствие армией.

Необходимо отметить, что перед Второй мировой войной в правящей элите США весьма популярной была доктрина изоляционизма.

С 1940-х годов Соединённые Штаты принимали участие во множестве вооружённых конфликтов и военных переворотов во всём мире, среди которых переворот в Иране в 1953 году, Операция в заливе Свиней в 1961 году, войны в Югославии, Афганистане и Ираке.

Дипломатические отношения



Дипломатические представительства США США Посольства США Секция интересов США при Посольстве Швейцарии в Тегеране Американский институт Тайваня Нет дипломатических миссий

Соединённые Штаты имеют дипломатические отношения практически со всеми государствами мира. Исключение составляют 4 государства:

Посредничество в процессах демократизации других стран



Финансовая помощь другим странам

США оказывают также значительную военную помощь своим союзникам. По итогам 2011 финансового года в рамках межправительственных соглашений по программе военной помощи иностранным государствам (FMS) было поставлено продукции военного назначения на 28,3 миллиарда долларов. Ещё на 6,5 миллиарда долларов продукции военного назначения было поставлено в рамках различных соглашений по обеспечению безопасности. Список из десяти главных получателей военной помощи США включал Афганистан (5,4 миллиарда долларов), Тайвань (4,9 млрд.), Индию (4,5 млрд.), Австралию (3,9 млрд.), Саудовскую Аравию (3,5 млрд.), Ирак (2 млрд), ОАЭ (1,5 млрд.), Израиль (1,4 млрд.), Японию (0,5 млрд.), Швецию (0,5 млрд.). [10]

Иногда отказ США в помощи используется как инструмент давления. Так, была прекращена военная помощь 35 государствам, отказавшимся подписать с США соглашения о невыдаче граждан США Международному уголовному суду (договор о создании этого суда США сначала подписали, но затем отозвали свою подпись). При этом на июль 2003 г. США удалось заключить такие соглашения с 51 государством. [12]

Внешняя культурная политика

Внешняя культурная политика при успешной реализации способна стать эффективным средством сопровождения общей внешнеполитической стратегии государства, создавая прочный фундамент, позволяющий не только отстаивать и продвигать свои национальные интересы на мировой арене, но и оказывать непосредственное влияние на различные политические, экономические, социальные процессы в мире.

Международная образовательная политика как раз направлена на максимально позитивное восприятие населением другой страны американской культуры. Задачей международной политики США является создание лояльных слоёв населения в других странах.

Доказана эффективность проведения данной политики, многие бывшие выпускники образовательных программ занимают ведущие государственные посты в своих странах: 200 настоящих и бывших премьер-министров и президентов и среди них Т. Блейр, М. Тетчер, Г. Шредер и М. Саакашвили являлись участниками правительственных образовательных программ; 80 % членов правительства Саудовской Аравии получили образование в американских университетах, 75 % парламента в Кении были обучены в США и т. д.

На протяжении всей истории существования международных образовательных программ США использовали их для достижения различных политических целей, но главной задачей этой политики является распространение американской культуры по всему миру.

Программы международной культурной политики на правительственном уровне рассматриваются как одно из самых эффективных направлений публичной дипломатии, способствующих стабильности, процветанию, а также продвижению американских ценностей в развивающихся или находящихся в переходном периоде странах.

Тем самым реализуется и политическая задача по обеспечению национальных интересов США, что соответствует целям и задачам, продекларированным в разного рода концептуальных и программных документах американской внешней политики.

  • США не ратифицирован Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, договор ратифицировали 138 государств. (При этом США оказывают давление на другие страны с требованием о запрете ядерных испытаний [13] .) Стоит также отметить, что США — единственное государство, применившее ядерное оружие. Также, согласно исследованиям ученых Хиросимского института мира, испытание водородной бомбы в Тихом океане в 1954 году на атолле Бикини (когда он частично разрушился) нанесло вред всей планете. [14]
  • США — единственная крупная держава, которая проголосовала против резолюции, призывающей стран-членов организации бороться против прославления фашизма (мотивируя это свободой слова, закрепленной в конституции США и тем, что дипломаты США не могут подписывать противоречащие конституции соглашения).

Военно-политический альянс НАТО был создан 4 апреля 1949 и объединил под эгидой США 10 государств западной Европы и Канаду. До 1991 альянс расширился до 15 членов, включив целиком Германию, а также Испанию, Грецию и Турцию. Первоначально НАТО создавался с целью предотвращения потенциальной советской агрессии против западной Европы. В 1955 в восточной Европе с аналогичной целью был создана Организация Варшавского договора при руководящей роли Советского Союза. Таким образом, Европа оставалась разделённой на протяжении ещё более 30 лет.

Устав НАТО предполагает, что агрессия против любого из участников договора приравнивается к агрессии против всех стран, входящих в альянс. Следует отметить, что хотя США объявили о своём нейтралитете в британско-аргентинском конфликте и напрямую не выступили против Аргентины, они оказали существенную поддержку Великобритании.

В 1991 Варшавский договор был распущен, и Холодная война была официально объявлена прекращенной. Таким образом, исчезла первопричина появления самого НАТО. Тем не менее по соглашению с СССР в НАТО была включена ГДР, уже вошедшая в состав ФРГ. После этого советскому руководству были даны гарантии о том, что на территории Германии никогда не будут расположены элементы стратегических ядерных сил США, а НАТО не будет расширяться на восток. [19]

1999 год стал переломным в истории НАТО. США нарушили данные в 1991 Горбачеву обещания прекратить экспансию НАТО: в 1999 в альянс вошли Венгрия, Польша и Чехия, в 2004 в состав НАТО вошли ещё 7 государств восточной Европы, в том числе 3 бывшие советские республики — Эстония, Латвия и Литва. К этому времени США уже объявили о своей Войне против терроризма. Контингент НАТО в 2001 был введен в Афганистан в ответ на теракты 11 сентября. В 2003, однако, некоторые европейские союзники США по НАТО отказались вступать в Иракскую войну.

В настоящее время правительства семи государств Европы, а также Грузии проводят активную атлантистскую внешнюю политику и ставят своей целью вступить в НАТО.

Россия

В отношении России США ведут ограниченную экономическую политику по принципу поправок Джэксона-Вэнника (данная поправка вводила эмбарго по отношению к СССР, основываясь на существовании дискриминации евреев; поправка остаётся действовать и по отношению к России, несмотря на просьбы еврейских общин её отменить как устаревшую). Такая политика не наблюдается относительно других стран, исключая те, в которых США не считают правительства демократическими. По сей день действует организация КOКОМ (аббр. Международный координационный комитет по экспортному контролю), созданная в 1949 году США и другими странами НАТО с целью контроля экспорта в СССР, а позже в страны Варшавского договора.

По мнению Михаила Леонтьева, внешняя политика США отличается агрессивностью. [20]

Пакистан

Примечания

См. также

Литература

  • История внешней политики и дипломатии США, 1775-1877 / Отв. ред. Н.Н. Болховитинов. М.: Междунар. отношения, 1994.
  • История внешней политики и дипломатии США, 1867-1918 / Отв. ред. Г.П. Куропятник. М.: Наука, 1997.
  • Иноземцев Н.Н. Внешняя политика США в эпоху империализма. М.: Госполитиздат, 1960.
  • Зубок Л.И. Экспансионистская политика США в начале XX в. М.: Наука, 1969.
  • Современная внешняя политика США. В 2-х тт. Т.1-2 / Отв. ред. Г.А. Трофименко. М.: Наука, 1984.
  • Американский экспансионизм. Новое время / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. М.: Наука, 1985.
  • Американский экспансионизм. Новейшее время / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. М.: Наука, 1986.

Ссылки

Президентские: Провозглашение Нейтральности • Доктрина Монро • Доктрина Рузвельта • Доктрина Трумэна • Доктрина Эйзенхауэра • Доктрина Кеннеди • Доктрина Джонсона • Доктрина Никсона • Доктрина Картера • Доктрина Рейгана • Доктрина Клинтона • Доктрина Буша • Доктрина Обамы Другие: Lodge Corollary • Доктрина удержания • Теория домино • Доктрина массированного возмездия • Откат назад • Доктрина Стимсона • Доктрина Киркпатрика • Доктрина Уайнберегера • Доктрина Пауэлла • Доктрина Рамсфельда • Доктрина Вульфовица


Для погрязшего в неподъёмных долгах и кредитах Запада во главе с США единственным способом удержания глобального лидерства и выхода из экономического кризиса является развязывание крупных войн, неоколониальное подчинение богатых ресурсами стран и ослабление геополитических конкурентов вроде России и Китая.[3][4] Именно поэтому военный бюджет США не только является самым большим в мире, но и превосходит по своему объёму бюджеты шести с стран с крупнейшими после США военными расходами. Военный бюджет Китая второй по объёму после американского — почти втрое меньше военного бюджета США.[5]




76% американцев считают, что допустимо вести войны для "достижения справедливости." По этому показателю США на первом месте в мире.

В 2015 г. Питер Кузник — директор Института ядерных исследований Американского университета в Вашингтоне — с горестью рассказал, куда вера в собственную исключительность завела Соединённые Штаты:

Содержание

Отношения с Латинской Америкой



Ограбление нефтяных стран


Экономика США в настоящее время держится, в первую очередь, на захвате и разграблении богатых нефтью стран (точнее, на контроле над основными мировыми районами производства и путями транспортировки нефти). В 2003—2011 гг. были ограблены и подчинены Ирак и Ливия. Следующими в очереди на грабёж стояли Сирия и Иран, которые, однако, пока ещё спасены от разграбления благодаря дипломатическим и военным усилиям России.

Военные преступления США


США известны во всём мире как держава активно применявшая и применяющая химическое и ядерное оружие. Печально известны ядерные бомбардировки американцами двух японских городов, Хиросимы и Нагасаки. Кроме того, США используют боеприпасы с обеднённым ураном — по мнению ряда экспертов, экологов, правозащитников и политиков, применение боеприпасов с обеднённым ураном вызывает заражение местности с последующей вспышкой онкологических и наследственных заболеваний.

К известнейшим американским военным преступлениям относятся массовое убийство в Сонгми (Вьетнам) и багдадский авиаудар 12 июля 2007 года. Весьма подозрительна и сомнительна с точки зрения морали также деятельность американских спецслужб — см. испытания американцами биологического оружия в Японии в 1960-х гг. и секретные опыты над жителями Пруитт-Айгоу.

Разоблачения WikiLeaks

В 2010 году на проекте WikiLeaks были опубликованы большие объёмы внутренней переписки официальных лиц США. Из переписки, в частности, следовало, что многочисленные военные преступления американцев как, например, убийства мирных жителей в Афганистане замалчиваются.

После разразившегося скандала основатель WikiLeaks Джулиан Ассандж был под мощнейшим давлением США обвинён шведской полицией в сексе без презерватива (изнасиловании) и объявлен в международный розыск. В настоящий момент Ассандж нашёл убежище в Лондоне, в посольстве Эквадора. Другой участник разоблачения — рядовой Брэдли Мэннинг — был схвачен американцами и приговорён судебными властями США к 35 годам лишения свободы.

Голливуд и поп-индустрия

Американская киноиндустрия по количеству выпускаемых фильмов уступает только Болливуду и Нолливуду, но занимает первое место по кассовым сборам. Американское кино неоднократно подвергалось критике за большое количество штампов, шовинизм, граничащий с национализмом, и чёткий проправительственный курс. И это не удивительно, — кинематограф есть мощнейшее оружие в информационной войне, он требует больших финансовых затрат и контролируется крупным американским бизнесом.

Цитаты

В мае 2016 года президент США Барак Обама написал статью, в которой заявил следующее:

Читайте также: