Влияние религии на историю россии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.
Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат история.doc

Введение

Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.

Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода.

Итак, представители трех подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Тем не менее, все они признают воздействие на развитие России неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории России от истории западных обществ.
Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории:

  1. природно-климатический;
  2. геополитический;
  3. конфессиональный (религиозный);
  4. социальной организации.

Рассмотрим подробнее религиозный фактор. Ведь без ложного преувеличения можно сказать, что история России теснейшим образом связано с религией. Религия проникала во все уголки империи, пронизывала собой все слои общества, объединяла, создавала, воодушевляла, укрепляла и обличала. Она стала как бы совестью и голосом русского народа.

1. Христианство в России.

Рассматривая религиозный фактор в России, наверное, следует начать с принятия на Руси христианства. Русь, крещенная в 988 г., пришла на смену Византии как новый центр православия. Почти одновременно с падением Константинополя русские окончательно освободились от монголо-татарского ига. Русская Церковь составляла одну из частей (митрополию) Константинопольского Патриархата. Флорентийская Уния, заключенная в 1439 г., не была принята Русской Церковью, а оставаться под властью Церкви, вошедшей в общение с католиками, будучи православными, было невозможно, поэтому в 1848 г. Русская Церковь стала автокефальной.

В 1589 г. Русская Церковь стала Патриархатом с согласия глав четырех Патриархатов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

Обширные области Южной и Западной России были, однако, под властью польско- литовского государства, которое намеревалось окатоличить русских. С этой целью в 1596 г. была провозглашена Брестская Уния, но большинство православных в Польше её не приняли.

Очень важным для истории православия стало усвоение Россией в XVII-XVIII вв. форм западной культуры. Благодаря этому Православная Церковь смогла более успешно утверждать православие и просвещать народ. В 1721 г. Петр Великий реформировал церковное управление, заменив патриарха Святейшим Правительствующим Синодом (малым Собором). Восточные патриархи подтвердили эту реформу и признали Синод своим братом во Христе.

В 1917 г. патриаршество в Русской Церкви было восстановлено. Большевики смирились с существ ованием Патриархата, но в 1925 г. (после смерти святого патриарха Тихона) всячески препятствовали избранию нового главы Церкви. Он появился лишь в 1943 г.

С гибелью в конце Первой мировой войны Российской империи – олицетворение православия, а также и двух других империй – Германской и Австро-Венгерской (протестантизм и католичество) – настало время всемирного кризиса христианства. В борьбе революционных сил против христианства тяжелее всех пришлось России. Только за первые 35 лет Советской власти за веру здесь пострадало больше мучеников, чем за все прошедшие века. К 1939 г. в стране не осталось ни одного монастыря, ни одной духовной семинарии. На свободе находилось лишь 10 эпископов РПЦ (до революции их было 160).

С началом Великой Отечественной войны положение несколько изменилось. Началось возрождение церковной жизни, хотя и в определенных пределах. Но продлилось это не долго. В период правления Н.С. Хрущева начались новые гонения и на религию, конечной целью которой было уничтожение всякой религии. При Л.И. Брежнева гонения прекратились, постепенно начался процесс возрождения церковной жизни. Перестройка отношения государства к Церкви произошла, однако, в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. С тех пор были открыты тысячи церквей, и многостороннее возрождение продолжается, несмотря на нынешний экономический и социально-политический кризис.

Религия в современном мире остается постоянно действующим весомым фактором социального развития, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества и, в частности, его вооруженной части. Более того, мировые и некоторые национальные религиозные конфессии к началу третьего тысячелетия усилили свое влияние на политику, как отдельных государств, так и на мировой политический процесс в целом.

Соотношение верующих в России представлено следующим образом. Православные христиане - 67 %; мусульмане - 19 %; православные-старообрядцы - 2 %; буддисты - 2 %; протестанты - 2 %; иудеи - 2 %; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 %; нетрадиционных - 5 %.

Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Если говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и в дальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскими православными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все встанут на защиту России плечом к плечу.

2. Ислам в России.

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.

Ислам - вторая по значению и массовости после христианства религия в России. Знакомство предков нынешних россиян с исламским вероучением началось в VIII в.

С приходом к власти династии Романовых отношение православной Руси к исламу официально закреплялось в царском указе от 16 мая 1681 г. в котором нетерпимость к магометанству приобретает характер государственной политической установки. В Петровскую эпоху политика гонений в отношении ислама, состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения, уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислам практически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов, некогда его исповедавших. Религиозные преследования заставляли мусульман искать спасения в бескрайних сибирских просторах, где они на освоенных землях пытались сохранить свою веру, либо переселяться по ближе к единоверцам – в Среднюю Азию (Бухару, Самарканд и Хиву), на Северный Кавказ, в Крым и Малую Азию.

Пугачевское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участие приняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить свое отношение к "инородцам" магометанам. В Крыму в 1794 г. духовным главой мусульманской общины был официально признан муфтий Бахчисарая. Фактически эти шаги означали признание религиозных прав уцелевшего мусульманского духовенства Российской Империи.

Демократия и судьбы Ислама в России. Положительные изменения в жизни мусульманских организаций, непосредственно связанных с демократией:

1. Многократно увеличилось число мечетей. Сегодня практически во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане, действуют религиозные объединения. Действуют открыто, во многих случаях пользуясь поддержкой местных органов власти.

2. Религиозные деятели получили возможность свободно выступать с проповедями, вести пропаганду учения своей религии. Содержание их проповедей никем не контролируется, предварительно не рассматривается.

3. Религиозные организации, родители получили свободно воспитывать подрастающее поколение в духе ислама, обучать детей основам религии. С этой целью при многих мечетях организованы медресе, в которых обучаются многие десятки тысяч детей и подростков.

4. Мусульманские организации получили возможность готовить кадры служителей ислама. За последние 60 лет существования Советской власти на территории России не действовало ни одно мусульманское духовное учебное заведение. Сейчас имеется несколько учебных заведений, где готовятся служители ислама. Мусульмане России получили и другую возможность: высоко образованных служителей ислама готовить в мусульманских странах, где никогда не прекращалась деятельность религиозных учебных центров, постоянно развивалась богословская мысль. В настоящее время в Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Марокко, Турции, Пакистане, Малайзии и других странах обучается более 800 юношей

5. Немаловажное значение имеет и то, что мусульмане России, стали по- настоящему чувствовать себя частицей мусульманского мира. Это выражается не только в том, что они получили возможность направлять регулярно тысячи паломников к святыням ислама - в Мекку и Медину. Дело в постоянно растущих экономических, политических связях России с мусульманскими странами, возможность десяткам тысяч наших мусульман посещать эти страны. Дело в растущих научных и культурных связях на всех уровнях. И, конечно, в связях между религиозными организациями.

3. Буддизм в России.

Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно - конфессиональные и этно - государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддизм (ламанизм) распространился в России в 17 в., когда в низовья Волги и в Забайкалье пришли из Джунгарии (Китая) скотоводческие племена бурят и калмыков (Калмыцкое ханство).

Буддизм в России был официально признан в качестве религии российских подданных в 1741 г. Указом Императрицы Елизаветы. В 1763 г. был введен пост Пандито Хамбо-ламы, резиденцией которого до 1938 г. являлся Тамчинский (Гусиноозерский) дацан (монастырь).

В 1995 г. Хамбо-ламой ЦДУБ РФ был избран Дамба Аюшеев, являющийся в настоящее время главой Буддийской традиционной Сандхи России. За время его пребывания на этом посту был вновь возведен дацан на Верхней Березовке (г. Улан-Удэ) в качестве второй резиденции Пандито Хамбо-ламы, открыты два буддийских института (в Иволгинском и Агинском дацанах), где обучается более 150 студентов-хувараков. В них преподают бурятские, тибетские и монгольские учителя. Открыты новые дацаны на территории этнической Бурятии.

Заключение

Религиозное пространство современной России представляет собой достаточно пеструю и структурно сложную картину, что является результатом ее многовекового исторического развития как многонационального государства, одного из важнейших центров цивилизационного взаимодействия Запада и Востока. Количество религиозных направлений в стране сегодня достигает нескольких десятков с числом последователей от миллионов, сотен или десятков тысяч до нескольких сот человек. Участниками межрелигиозных отношений выступают: на низовом уровне – рядовые верующие; на среднем – духовенство (религиозные служители), а также религиозный актив из мирян; на высшем – духовно-административные органы управления религиозных организаций и их ответственные представители.

Суворина Ю.С.

1. Религия древних славян

Ведущиеся уже долгие столетия споры относительно момента зарождения российской государственности между представителями различных научных сообществ как юридических, так и исторических наук обходят стороной выявление роли в данном процессе религии. Дистанцируясь от сущности каждой из теории, проанализируем влияние религиозного фактора на общественные и государственные институты в интеграционном процессе выстраивания Российского государства.

2. Международная система взаимоотношений Руси и Византии как источник религиозного самоопределения Руси

Государственность славян на ее ранних этапах не представляет собой замкнутой общности строго отведенного круга людей, а имеет вид активных межгосударственных контактов с присущей им спецификой. Отсутствие основополагающих нравственных устоев обуславливала модель взаимоотношений с соседними государствами, при которой контакты имели основание военный фактор с последующими мирными переговорами. Особый интерес представляет собой система межгосударственных отношений между Русью и Византией. Нападение русичей на византийские территории сопровождалось военными столкновениями сторон. При этом в деле защиты своей территории византийские правители, являясь оплотом христианства, использовали не только военные хитрости, но и прибегали к заступничеству сверхъестественных сил, ярким примером которого является использование ризы Богоматери при штурме славянами византийских городов в 864г. В последующем на страницах летописных книг мы находим не мало примеров использования христианских ценностей в качестве оберегов и способов защиты населения и сохранения территориальной целостности. Проявление чудодейственных свойств священных объектов византийского вероисповедания оказывало сильнейшее воздействие на сознание русичей, что приводило к массовому переходу в новую веру и появлению христианских миссионеров на славянских землях. По завершению военных действий происходило заключение мирных договоров, способом обеспечения которых являлась для христиан клятва на Евангелии, славян-язычников — совершение языческого обряда и клятва соответствующему богу. В последующем такой способ обеспечения обязательства греков был заимствован русичями и активно практиковался в деле подтверждения юридического закрепления условий взаимоотношений между князьями, данный процесс был сопряжен с проведением священного обряда: произношением церковных молитв, целованием креста.

3. Проблемы выбора веры

4. Православие: положительные и отрицательные стороны влияния на государственную и общественную жизнь

5. Православная церковь как конструктор государственной идеологии

6. Степень обусловленности древнерусского права религией

7. Светские функции церкви

8. Церковная политика государственной власти

После совершения негативных внешнеполитических событий в православном семействе, итогом которого стало падение православного центра, православные государства фактически остались без духовного источника. Эти последствия вынудили Москву принять фундаментальные меры, выразившиеся в избрании собственного патриарха. Эти действия привели к тому, что впоследствии Россия стала духовным центром всех православных государств, заступником от притязаний. Сложившаяся система взаимоотношений государя и патриарха обусловила то, что зачастую ориентиры первосвященника по поддержке обездоленных в братских православных государствах ложились в основу фундаментальных направлений внешней политики.

9. Православия как основа межгосударственных связей

10. Историческое значение православия в российской государственности

В последующем особая модель синтеза государства и церкви привела к тому, что Русь стала духовным центром православных всего мира, являясь заступницей обездоленных и угнетенных. Царская власть видела своей основой власть божественную. Территориальная церковная организация соответствовала территориальному устройству государства. С изменением столицы государства изменялась и столица метрополии: из Киева в 1299г. Переместился во Владимир-Суздальский, из последнего уже позже в Москву. Дружественные отношения с другими государствами зачастую зависели от проповедуемой религии в данной стране, и отношения в ней к представителям православия: в рамках реализации данного политического направления государственная власть активно использовала семейные связи для поддержания единоверцев. Удачный исход, часто происходивших военных конфликтов, зачастую относили не только ко славе русского оружия, но и божественной воле, где определенное природное явление или действия старца рассматривались как предвестник будущих успехов.

При этом необходимо отметить на неоднозначную оценку, даваемую авторитетными исследователями, относительно влияния православного вероисповедания на некоторые государственные институты. Не находит своего однозначного ответа степень обусловленности основных правовых памятников Руси религией. Одни исследователи считают, что как Русская правда, так и Соборное уложение комплексно пронизаны религиозными нотами, другие определяют лишь малую взаимосвязь без высокой степени детерминанты. Расширение территориальных границ России способствовало процессу обретения новой веры иноверных народов. Несмотря на весь классицизм того факта, что церковь всегда стояла на позициях мира, независимости и территориальной целостности Руси в случае происхождения каких-либо революционных или военных событий. Имеются мнения, что в нестабильные для России периоды церковь под прекрытием благих намерений осуществляла корыстные функции. В противность сего факта укажем возможные исключения, имевшие единичную основу.

Список используемых источников

2. Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории / Науч. Ред. А.И. Клибанов. - М.: Полиздат, 1989. - 719 с.

4. Никольский Н.М. История русской церкви. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 445 с., ил. - (Б-ка атеист. Лит.).

5. Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси ХIV-ХIV вв.: Подвижники русской церкви. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. - 397 с.

Принятие христианства — одно из самых великих событий в истории Руси. Если говорить кратко о последствиях крещения Руси, следует выделить наиболее важные изменения в различных сферах жизни древнего государства, благодаря которым сформировалась великая и могущественная держава.

Принятие христианства на Руси

Причины необходимости христианизации

Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения.

До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.

 Владимир Красное Солнышко

В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.

Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:

  1. Христианство (Византия, Германия, Дунайская Болгария и Моравия).
  2. Ислам (Волжская Булгария и Арабский халифат).
  3. Иудаизм (Хазарский каганат).

Вадимир понимал, что если в скором времени он не установит на территории государства единую религию, то Киевская Русь раздробится по вероисповеданию на несколько частей, и это может спровоцировать распад державы.

Немаловажное значение для расширения территориальных границ, укрепления политических и экономических отношений имели династические браки с представителями других стран. Это была еще одна весомая причина необходимости христианизации Киевской Руси.

Выбор вероисповедания

Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.

В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.

Встреча Владимира с послами

Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.

Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.

Позже в религиозные центры были отправлены русские послы, которые присутствовали на службах в качестве наблюдателей. По результатам их поездки было принятое твердое решение о принятии христианской веры.

Ход крещения Руси

В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.

По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.

Крещение Руси

Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.

Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.

Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.

Последствия христианства

Последствия принятия христианства на Руси можно разделить на две категории: положительные и отрицательные. Необходимо привести вначале положительные изменения в жизни государства, поскольку их было гораздо больше:

Христианство на Руси

Возникновение письменности

  1. Укрепление власти правителя государства. Религия учила людей смирению и повиновению, а наделенных властью — ответственности за судьбы подчиненных. Вера в одного Бога способствовала сплочению русского народа.
  2. Создание Церковного устава. Утверждение церковного и княжеского судов.
  3. Улучшение нравственных основ общества. Запрещены кровавые жертвоприношения. Библия учит людей быть справедливыми, милосердными. Владимир на своем примере показывал, какие изменения происходят с человеком, если он уверовал в единого Бога. Князь навсегда отрекся от многоженства, занимался возведением больниц и приютов для нищих и бездомных, в праздники раздавал пищу и деньги всем желающим. За все перечисленные благодеяния князь Владимир был причислен церковью к лику святых.
  4. Государство приобрело возможность полноценно взаимодействовать с другими державами. Крещение благотворно повлияло на укрепление торговых и экономических отношений.
  5. Князьям — последователям Владимира было легко налаживать внешние политические связи с помощью династических браков.
  6. Огромный скачок в развитии архитектуры и живописи. Храмы строились уже не из дерева, а из кирпича. Русичи научились делать купола и украшать ими соборы и церкви. Был построен собор Святой Софии, Киево-Печерская лавра и др. Фрески, мозаики, иконопись — все это византийское наследие.
  7. Возникновение письменности. Благодаря Кириллу и Мефодию Русь познакомилась с кириллицей и глаголицей. При монастырях создавались школы, где обучали письменности всех желающих. Там же переписывались Библии, жития святых, сочинялись первые летописи.
  8. Государство получило доступ к исследованию культурных и материальных ценностей античного периода.

Изучив кратко причины и последствия крещения Руси, можно сделать вывод: X век стал самым насыщенным прогрессивными изменениями периодом в истории великого государства.

Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.
Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат история.doc

Введение

Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.

Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода.

Итак, представители трех подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Тем не менее, все они признают воздействие на развитие России неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории России от истории западных обществ.
Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории:

  1. природно-климатический;
  2. геополитический;
  3. конфессиональный (религиозный);
  4. социальной организации.

Рассмотрим подробнее религиозный фактор. Ведь без ложного преувеличения можно сказать, что история России теснейшим образом связано с религией. Религия проникала во все уголки империи, пронизывала собой все слои общества, объединяла, создавала, воодушевляла, укрепляла и обличала. Она стала как бы совестью и голосом русского народа.

1. Христианство в России.

Рассматривая религиозный фактор в России, наверное, следует начать с принятия на Руси христианства. Русь, крещенная в 988 г., пришла на смену Византии как новый центр православия. Почти одновременно с падением Константинополя русские окончательно освободились от монголо-татарского ига. Русская Церковь составляла одну из частей (митрополию) Константинопольского Патриархата. Флорентийская Уния, заключенная в 1439 г., не была принята Русской Церковью, а оставаться под властью Церкви, вошедшей в общение с католиками, будучи православными, было невозможно, поэтому в 1848 г. Русская Церковь стала автокефальной.

В 1589 г. Русская Церковь стала Патриархатом с согласия глав четырех Патриархатов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

Обширные области Южной и Западной России были, однако, под властью польско- литовского государства, которое намеревалось окатоличить русских. С этой целью в 1596 г. была провозглашена Брестская Уния, но большинство православных в Польше её не приняли.

Очень важным для истории православия стало усвоение Россией в XVII-XVIII вв. форм западной культуры. Благодаря этому Православная Церковь смогла более успешно утверждать православие и просвещать народ. В 1721 г. Петр Великий реформировал церковное управление, заменив патриарха Святейшим Правительствующим Синодом (малым Собором). Восточные патриархи подтвердили эту реформу и признали Синод своим братом во Христе.

В 1917 г. патриаршество в Русской Церкви было восстановлено. Большевики смирились с существ ованием Патриархата, но в 1925 г. (после смерти святого патриарха Тихона) всячески препятствовали избранию нового главы Церкви. Он появился лишь в 1943 г.

С гибелью в конце Первой мировой войны Российской империи – олицетворение православия, а также и двух других империй – Германской и Австро-Венгерской (протестантизм и католичество) – настало время всемирного кризиса христианства. В борьбе революционных сил против христианства тяжелее всех пришлось России. Только за первые 35 лет Советской власти за веру здесь пострадало больше мучеников, чем за все прошедшие века. К 1939 г. в стране не осталось ни одного монастыря, ни одной духовной семинарии. На свободе находилось лишь 10 эпископов РПЦ (до революции их было 160).

С началом Великой Отечественной войны положение несколько изменилось. Началось возрождение церковной жизни, хотя и в определенных пределах. Но продлилось это не долго. В период правления Н.С. Хрущева начались новые гонения и на религию, конечной целью которой было уничтожение всякой религии. При Л.И. Брежнева гонения прекратились, постепенно начался процесс возрождения церковной жизни. Перестройка отношения государства к Церкви произошла, однако, в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Руси в 1988 г. С тех пор были открыты тысячи церквей, и многостороннее возрождение продолжается, несмотря на нынешний экономический и социально-политический кризис.

Религия в современном мире остается постоянно действующим весомым фактором социального развития, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества и, в частности, его вооруженной части. Более того, мировые и некоторые национальные религиозные конфессии к началу третьего тысячелетия усилили свое влияние на политику, как отдельных государств, так и на мировой политический процесс в целом.

Соотношение верующих в России представлено следующим образом. Православные христиане - 67 %; мусульмане - 19 %; православные-старообрядцы - 2 %; буддисты - 2 %; протестанты - 2 %; иудеи - 2 %; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 %; нетрадиционных - 5 %.

Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии - это христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Если говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и в дальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскими православными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все встанут на защиту России плечом к плечу.

2. Ислам в России.

Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу") является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более 800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран, Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Северной Африке.

Ислам - вторая по значению и массовости после христианства религия в России. Знакомство предков нынешних россиян с исламским вероучением началось в VIII в.

С приходом к власти династии Романовых отношение православной Руси к исламу официально закреплялось в царском указе от 16 мая 1681 г. в котором нетерпимость к магометанству приобретает характер государственной политической установки. В Петровскую эпоху политика гонений в отношении ислама, состоявшая в насильственной христианизации тюркоязычного населения, уничтожении мусульманского духовенства и мечетей, привела к тому, что ислам практически был исключен из активной социальной и культурной жизни народов, некогда его исповедавших. Религиозные преследования заставляли мусульман искать спасения в бескрайних сибирских просторах, где они на освоенных землях пытались сохранить свою веру, либо переселяться по ближе к единоверцам – в Среднюю Азию (Бухару, Самарканд и Хиву), на Северный Кавказ, в Крым и Малую Азию.

Пугачевское восстание 1773-1775 гг., в котором активное участие приняли татары и башкиры, вынудило Екатерину II изменить свое отношение к "инородцам" магометанам. В Крыму в 1794 г. духовным главой мусульманской общины был официально признан муфтий Бахчисарая. Фактически эти шаги означали признание религиозных прав уцелевшего мусульманского духовенства Российской Империи.

Демократия и судьбы Ислама в России. Положительные изменения в жизни мусульманских организаций, непосредственно связанных с демократией:

1. Многократно увеличилось число мечетей. Сегодня практически во всех населенных пунктах, где проживают мусульмане, действуют религиозные объединения. Действуют открыто, во многих случаях пользуясь поддержкой местных органов власти.

2. Религиозные деятели получили возможность свободно выступать с проповедями, вести пропаганду учения своей религии. Содержание их проповедей никем не контролируется, предварительно не рассматривается.

3. Религиозные организации, родители получили свободно воспитывать подрастающее поколение в духе ислама, обучать детей основам религии. С этой целью при многих мечетях организованы медресе, в которых обучаются многие десятки тысяч детей и подростков.

4. Мусульманские организации получили возможность готовить кадры служителей ислама. За последние 60 лет существования Советской власти на территории России не действовало ни одно мусульманское духовное учебное заведение. Сейчас имеется несколько учебных заведений, где готовятся служители ислама. Мусульмане России получили и другую возможность: высоко образованных служителей ислама готовить в мусульманских странах, где никогда не прекращалась деятельность религиозных учебных центров, постоянно развивалась богословская мысль. В настоящее время в Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Марокко, Турции, Пакистане, Малайзии и других странах обучается более 800 юношей

5. Немаловажное значение имеет и то, что мусульмане России, стали по- настоящему чувствовать себя частицей мусульманского мира. Это выражается не только в том, что они получили возможность направлять регулярно тысячи паломников к святыням ислама - в Мекку и Медину. Дело в постоянно растущих экономических, политических связях России с мусульманскими странами, возможность десяткам тысяч наших мусульман посещать эти страны. Дело в растущих научных и культурных связях на всех уровнях. И, конечно, в связях между религиозными организациями.

3. Буддизм в России.

Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии возникли значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам - более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этно - конфессиональные и этно - государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддизм (ламанизм) распространился в России в 17 в., когда в низовья Волги и в Забайкалье пришли из Джунгарии (Китая) скотоводческие племена бурят и калмыков (Калмыцкое ханство).

Буддизм в России был официально признан в качестве религии российских подданных в 1741 г. Указом Императрицы Елизаветы. В 1763 г. был введен пост Пандито Хамбо-ламы, резиденцией которого до 1938 г. являлся Тамчинский (Гусиноозерский) дацан (монастырь).

В 1995 г. Хамбо-ламой ЦДУБ РФ был избран Дамба Аюшеев, являющийся в настоящее время главой Буддийской традиционной Сандхи России. За время его пребывания на этом посту был вновь возведен дацан на Верхней Березовке (г. Улан-Удэ) в качестве второй резиденции Пандито Хамбо-ламы, открыты два буддийских института (в Иволгинском и Агинском дацанах), где обучается более 150 студентов-хувараков. В них преподают бурятские, тибетские и монгольские учителя. Открыты новые дацаны на территории этнической Бурятии.

Заключение

Религиозное пространство современной России представляет собой достаточно пеструю и структурно сложную картину, что является результатом ее многовекового исторического развития как многонационального государства, одного из важнейших центров цивилизационного взаимодействия Запада и Востока. Количество религиозных направлений в стране сегодня достигает нескольких десятков с числом последователей от миллионов, сотен или десятков тысяч до нескольких сот человек. Участниками межрелигиозных отношений выступают: на низовом уровне – рядовые верующие; на среднем – духовенство (религиозные служители), а также религиозный актив из мирян; на высшем – духовно-административные органы управления религиозных организаций и их ответственные представители.

Читайте также: