Влияние просветительских идей джадидизма в казахстане кратко

Обновлено: 20.05.2024

Большую роль в развитии движения джадидов в Средней Азии сыграл общественный и политический деятель Исмаил Гаспринский (1851—1914). Широко образованный, эрудированный, хорошо знавший восточные языки и восточную литературу, он стремился к модернизации мусульманских стран Азии, повышению культурного уровня населения, к снятию запретов, мешавших их дальнейшему экономическому и культурному развитию. Он посетил Бухару и встретился с эмиром, предложив ему открыть ряд школ, используя новый метод преподавания, где наряду с исламом преподавались бы и светские науки — география, история, математика. Однако эмир не поддержал идею И.Гаспринского.

Вскоре джадидизм превращается в широкое реформистское движение на всей территории Средней Азии. Вначале он развивался как культурно-просветительское движение и его главной целью было просветительство, как один из путей поднятия культурного уровня народа.

Общее, что объединяло джадидов была открытая поддержка и защита просвещения, свободы, совершенствование норм нравственности и морали, борьба за цивилизованные формы жизни, стремление к улучшению жизни народа.

Джадиды Средней Азии были продолжателями богатого идейного наследия прогрессивных среднеазиатских деятелей науки и культуры, таких как А.Навои, Бедиль и Машраб. Так, главную силу прогрессивного движения страны Ахмад Дониш видел в просвещении народа. Он подвергал критике правление эмира Бухары, праздную жизнь богатых слоев и высшего духовенства. “Каждый человек, — говорил А Дониш, — должен трудиться и жить на средства, полученные от собственного труда”. Он призывал учиться и овладевать знаниями.

Джадиды хорошо понимали, что мало просветить народ, повысить его культуру, но необходимо также, чтобы он обрел веру в свои силы, свои возможности. Просветительская деятельность джадидов все больше выходит за рамки чистого просвещения и вступает на путь активной борьбы против угнетения и унижения человеческого достоинства. Они начинают выступать за демократические преобразования и становятся зачинателями либерально-демократического движения в стране.

Основной причиной экономического и культурного регресса они считали колониальное угнетение и непросвещенность народа, которому не дает возможности развиваться существующий режим. Многие из последователей джадидов посещали зарубежные страны и могли сравнивать уровень образования, культуры и науки. Их главной мечтой стало распространение достижений мировой цивилизации в Туркестанском крае в области образования, науки и культуры.

Однако для джадидов неблагоприятные стечения исторических событий не дали возможности возглавить борьбу против царизма либерально-демократическим путем.

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Усиление колониальной политики требовало от казахской национальной интеллигенции новой тактики и стратегии борьбы.

Колониальная политика царизма оказала сильнейшее влияние на политические взгляды казахской молодежи. Усиление колониальной политики требовало от казахской национальной интеллигенции новой тактики и стратегии борьбы. Поэтому в этот период осуществление свободы должно было идти не через проливание крови, а через политическую борьбу, в поиске новых путей и средств борьбы. Идея мусульманского единства всех народов, лежавшая в основе панисламистского движения, способствовала объединению тюрко-мусульманского движения российских колоний и способствовала росту антирусских настроений. На рубеже веков рост национального самосознания во многом был обусловлен слиянием двух идей – просветительства и религии, получившие свое окончательное оформление в джадидизме. Следует отметить, что казахская интеллигенция создала свою национальную идеологию национально-освободительного движения казахского народа – Алаш.

Молодая казахская интеллигенция и передовое мусульманское духовенство живо впитала в себя все взгляды прогрессивной мусульманской интеллигенции, а также боролась с темнотой и невежеством своего народа. В этой борьбе Абай, который стоял у её истоков, смог уловить веяние времени и взгляды прогрессивной мусульманской интеллигенции, быть примером и маяком, показывающий светлую дорогу в будущее для всего многострадального казахского народа. Могучую роль в сплочении и пробуждении сознания народных масс сыграли – кажи, имевшие большой авторитет среди народа.

В Казахстане оно выразилось в национально-освободительном движении – Алаш. Главной задачей новой казахской интеллигенции и мусульманского духовенства стал не вопрос освобождения всех мусульман Российской империи от оплота царизма, а было лишь стремление к освобождению только своего казахского народа. В этом благородном деле казахская интеллигенция и мусульманское духовенство начала CC века смогла показать себя как подлинный защитник и выразитель чаяний своего народа.

Казахская интеллигенция и передовое мусульманство в лице мулл и кажей смогла достойно ответить вызовам времени и повести весь казахский народ за собой. Несмотря на различие взглядов казахской интеллигенции по поводу будущего развития Казахстана, всех их объединяла одна мысль – дать права, землю и свободу своему народу, а также защитить его культуру, язык, традиции, религию.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

3. Айкап/ҚұрастырғанУ.Субханбердина, С.Дәуітов. Алматы: Қазақуниверситеті, 1995.С.-386(101)

4. Нуртазина Н.Д. Духовное наследие народов Центральной Азии в снеге межкопфессионального диалога (суфизм и джадидизм)./Глобализация и диалог конфессий в странах центральной Азии. А.,2002,С.170.

-изучая прошлое, мы строим свое будущее, руководясь богатым опытом поколением, жившим за много веков до нас.

-основным в изучении истории является то, что недостаточно только лишь констатировать исторические события, но еще и отслеживать их влияние на последующее время.

  1. Казахстан в годы первой русской революции 1905-1907 гг.

Причины революции 1905 - 1907 гг.:

● нежелание высшей власти проводить либеральные реформы

● отсутствие каких-либо прав и нищенское существование крестьянского населения, составляющего более 70% населения страны

● отсутствие социальных гарантий и гражданских прав у рабочего класса

● политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам, которые составляли в то время до 57% населения страны

● неудачное развитие ситуации на русско-японском фронте

В Казахстане: шаруа стремились: 1) возвратить земли, отнятые царизмом, 2) остановить рост налогов, 3) освободиться от колониального гнёта

Антиправительственный митинг в Каркаралинске - май 1905 года - Мыржакып Дулатов (руководитель)

Правительство, напуганное размахом протестов, издало манифест 17 октября 1905 года, где народу обещалась свобода слова, печати, собраний, неприкосновенность личности, но этот манифест был подвергнут критике со стороны казахской интеллигенции (Бокейханов, Байтурсынов, Дулатов)

В годы революции самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих в Казахстане была забастовка на Успенском (Нельденском) руднике.

Основные требования забастовщиков на Успенском руднике носили характер социально-экономический:

  1. снижение цен на продукты питания;
  2. повышения на 25% зарплаты, которая ниже 50 руб.;
  3. обеспечение рабочих непромокаемой одеждой;
  4. открытие 3-классного русско-казахского училища.

Требования были частично удовлетворены.

Это послужило началом совместных выступлений казахских и русских рабочих.

Казахи не были избраны в Гос Думу, основными причинами поражения являются: малочисленность рабочих, не было широкой поддержки в народных массах у большевиков, интеллигенция не всегда могла выработать четкие политические требования.

Итогом революции 1905 - 1907 гг для Казахстана: 1) пробуждение политического сознания населения, 2) накопился опыт для борьбы с царизмом

Джадидизм и его влияние на казахскую интеллигенцию.

Джадиди́зм — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX — начала XX века.

Начавшись, как реформа, традиционного исламского образования, джадидизм перерос в широкое движение исламских интеллектуалов, преимущественно представителей тюркских народов Российской империи, за модернизацию традиционных мусульманских социумов и активизацию роли мусульман в общественно политической жизни России.

В Казахстане оно выразилось в национально-освободительном движении – Алаш - подлинный защитник и выразитель чаяний своего народа.

Наряду с улучшением методов преподавания быстро росло также количество школ. В 1908 году в Казани было 36 медресе, из них 12 высшего типа, 12 - неполного высшего типа, 12 - среднего типа и 13 мектебов при них; в 1913 году в городе существовало 7 женских джадидских школ, еще в 1909 году джадидские женские школы были открыты в Троицке и Оренбурге.

Таким образом, просветительские идей джадидизма, при всем своем многообразии, несомненно, ставило перед собой одну конечную цель – видеть свой народ просвещенным, свободным от невежества, национальной замкнутости, достойным, равным среди других народов империи. Достижению этой цели должно было служить все новое, имеющееся в цивилизованном мире – это достижения науки, культуры. К 1917 году в Казахстане работали около 100 новометодных школ, где обучение велось по методу джадидов. Сегодня живя в светском государстве, где религия отделена от государства, мы должны не забывать о вкладе джадидизма и, в общем, конфессиональной школы при формировании казахской интеллигенции рубежа XIX – XX века.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

К ВОПРОСУ О РОЛИ ДЖАДИДИЗМА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАРОДОВ ТЮРКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Казахстан на современном этапе своего развития, приобретя независимость, применяя новые технологии, улучшая качество жизни, взяв курс на модернизацию сознания общества, находит потребность в том, чтобы обратиться к историческим началам. Наследие каждого из народов, этносов и государств, способствует идентификации в контексте своего исторического значения, тем самым определяя свою роль в мировом процессе. Исторический смысл ориенти- рован на прогресс, который объединяет в себе сохранение национального кода и культуры, а также адаптацию к сегодняшнему дню. Имея фундаментальные основы мировоззрения прошлого, настоящего и будущего государство может быть прогрессирующим, конкурентоспо- собным и соответствовать стандартам современного общества.

В основу развития современного общества ложится модернизация общественного сознания, посредством актуализации собственной истории. Основная идея такой модернизации заключается в популяризации многовековой хроники Казахстана, включая тюркское наследие, через призму религиозных, идеологических и мировоззренческих взглядов.

Уникальность Тюркской цивилизации, заключается в создании симбиоза кочевой и оседлой цивилизации, оставляя значительный след в политическом, культурном и религиозном ландшафте Казахстана.

Кочевая цивилизация имеет ориентиры, соответствующие собственной природе. Суть, которой заключалась в наличии собственной системы государственной организации, позволяю- щее иметь свое четко отработанное мировоззрение, противопоставляемое идеологическим системам соседних стран. Одним из таких идеологических направлений являлась духовно- религиозная сфера, в которой были причудливо сплетены культы Тенгри, предков, шаманизм, поклонение анимистическим тотемам. Пока на мировой арене господствовал Великий Тюркский каганат, тюркский мир не нуждался в пересмотре своих идеологических принципов. Однако данная позиция оказалась неустойчива после того, как империя распалась. Пришедшие со всех сторон мира миссионеры приступили к политике лишения ореола религии тенгрианства и культа предков. Некоторые тюркские племена во главе с ханами начали рассматривать и изучать новые идеи.

Одним из главенствующих новшеств являлось распространение совершенно новой в понимании и исповедовании для кочевников религии – Ислама.

В 751 году арабы Аббасидского халифата одержали победу над китайской империей Тан, которая несколько веков преследовала тюрков. В этой войне решающую роль сыграли карлуки, которые поддержали арабов и нанесли ханьцам удар в тыл. Как верование и государственная религия, Ислам начал утверждаться в X веке на территории кочевников. Так, в 910 году Караханидский Сатук Богра хан, основатель и правитель Караханидского государства принимает ислам, а в 960 году ислам становится господствующей религией Караханидского государства. С этих пор идет симбиоз двух культур на территории Средней Азии. Заключалось это сосуществование в том, что тюркские воины проходили службу в рядах войск халифа, арабы возводили мечети на тюркских землях. Можно считать, что уже с этого периода Ислам укоренился на просторах кочевнической земли и больше не имел феномена новации.

арабским источникам из рассказа Ибн ал-Асира туркмены в числе 10 000 шатров приняли Ислам в 1043 году [4, с. 125-126].

Хотя сторонники Ислама и имели сильную поддержку и быстрое распространение своих суждений и проповедований, принятие Ислама местными людьми происходило достаточно агрессивно. Появление арабов на землях кочевников сопровождалось кровавыми событиями, внедрение религии происходило насильственно, включая многочисленные жертвы со стороны тюрок, под большим давлением обучения и пропаганды. Об этом свидетельствует работа летописца Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар Наршахи, который говорил, что процесс завоевания земель Междуречья Амударьи и Сырдарьи была одной из страшных трагедий человечества [1].

Исламизация кочевого пространства продолжается и уже в XIII веке Монгольские завоевания привнесли целенаправленную пропаганду Ислама. Во время правления Узбек-хана Золотой Ордой Ислам вновь находит свое место среди тюрков и становится государственной религией Дешт-и-Кипчака. Тем самым уже к XIV веку Ислам охватывает границы Южной Руси до собственно Монголии и Китая, то есть те, земли, которые были завоеваны монголами.

Между Исламом и древней тюркской религией имеется как много схожего, так и множество разногласий. Однако тот факт, что Ислам изменил культурные и политические взгляды кочевников, а также навсегда закрепился в сознании тюрков остается неоспоримым.

История не стояла на месте и вот уже к XIX веку часть некогда свободных и великих тюркских ханств окончательно входит в состав Российской империи. Спустя многие века, продолжая учения и проповедования Ислама в конце XIX века среди потомков тюркских народов, проживавших в Российской империи разворачивается общественно-политическое и интеллектуальное движение жадидизм, являвшееся результатом деятельности российских мусульман, которые придерживались суждениям ханафитского мазхаба.

С этого периода начинают происходить решающие события в становлении народного образования казахов, возникновение новых методов обучения, деятельность религиозных структур, а также формирование иного мировоззрения у тюркских народов, где определенно свое место и роль сыграл джадидизм.

Еще в XVIII веке, по причине своей геополитической составляющей Западный Казахстан оказался в интеллектуальном центре, проводя духовные импульсы, которые были остро необхо- димы для образования и просветительства Казахской Степи.

Предпосылками возникновения джадидизма стали несколько факторов. В XVIII веке начался кризис всего исламского мира, вместе с тем суфизм, как аскетически-мистическое направление в исламе, начал этап своей трансформации в качестве духовной базы развития личности человека [3, с. 843]. Пройдя путь изменения ценностей в XIX веке суфизм почти окончательно изменил свою первоначальную идею, и, превратившись в ишанизм, повлек за собой необходимость появления просветителей-реформаторов нового времени. Джадидисты направили свою деятельность на искоренение фанатизма, нетерпимости, мещанства и анти- интеллектуализма.

Так, силами новых реформаторов начался путь к преобразованию конфессиональной школы, поскольку медресе больше не отвечали запросам, которые возникали и росли с течением времени. Структура религиозного образования выделяла светские дисциплины, как один из показательных факторов высокого уровня и влияния учебного заведения. В доказательство тому, стоит отметить ярчайших представителей этой среды Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев, Беимбет Майлин, Султанмахмут Торайгыров, Магжан Жумабаев и многие другие. Отсюда и исходили предложения на следующие изменения: введение звукового метода обучения вместо буквослогательного; преподавание светских дисциплин, таких как арифметика, география, рисование и др.; создание определенной программы и учебников.

Другая причина толкует о политике царизма, имеющей курс на русификацию и ассимиляцию с христианством тюркоязычных народов. Для правительства Российской империи

джадидизм представлял особую опасность, так как движение стало началом развития этнического самосознания тюрков. И поскольку такая политика влияла на политические мнения, в частности казахской молодежи, ее усиление требовало от казахской интеллигенции других тактик и плана борьбы.

Казахская народная интеллигенция, сплотив идеи и взгляды, выразила свою четкую позицию в национально-освободительном движении – Алаш. И хотя точки зрения представи- телей казахской интеллигенции по поводу будущего устройства жизни народа расходились, основной целью движения всегда оставалось духовное и правовое освобождение, защита культуры, религии и языка казахского народа и всех мусульман, проживавших на территории Российской империи.

Казахское передовое мусульманство в лице мулл и кажей смогло достойно вести весь казахский народ за собой, поддерживая деятельность лидеров казахской интеллигенции и отвечая новым реалиям времени [2].

Таким образом, джадидизм, как направление Ислама в конце XIX начале XX веков стал новым веянием, нашедшим свое место среди тюркских народов. Реформирование мусуль- манской системы образования стало основным фактором в идеологии джадидистов, результатом которого должно было стать равноправие среди народов России.

Джадидизм начал свой путь в роли нововведения системы образования и превратился в обширное движение мусульманской интеллигенции в большей своей части из числа интел- лектуалов тюркских народов. Казахская интеллегенция смогла внести весомый вклад в воспи- тание политического мышления и в регионе Центральной Азии и в частности в Казахстане. По новометодной системе джадидистов на территории Казахстана уже к 1917 году открылось около 100 медресе и мектебов.

Новометодное движение привнесло исторически важнейшие новшества для школ, которые и по сей день современные школы используют в своем обиходе, таковыми становится деление

на классы, введение журналов успеваемости, система и расписание экзаменов. Джадидские школы стали значимой переменной в переходе от конфессионального обучения к светскому, свободному от влияния религии образованию.

Исследуя данную тему, мы приходим к выводу, что не зря Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев обращается к истокам тюрской цивилизации, духовно- идеологические ценности которой, необходимо изучать как феномен уникальности существо- вания государства, где гармонично взаимодействует система мировоззренческих идей.

XXI век – это век новых технологий, модернизации и развития. И сегодня, мы живем в светском государстве, в стране, где четко определены границы религии, образования, идеологии. Определенно, этому послужил неоценимый вклад конфессиональной школы, и в частности джидизма в период возникновения и развития казахской национальной интеллигенции.

1. Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар Наршахи История Бухары. перевод с перс. Н. Лыкошина.- Ташкент.- 1897.-128 с.

3. Ивин А.А. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004. – С. 843

4. Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. Издательство

7. Советская историческая энциклопедия. Том 5. ДВИНСК-ИНДОНЕЗИЯ.М.: Советская энциклопедия.- 1964.-492 с.

Читайте также: