Влияние мировых религий на сестринское дело кратко

Обновлено: 07.07.2024

Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Исходя из актуальности данной проблемы, в настоящем обзоре авторы пытались суммировать некоторые культуральные особенности оказания медицинской помощи. Так как данная тема практически не освящена в русскоязычной литературе, авторы будут признательны читателям за любые замечания, дополнения и комментарии по результатам прочтения настоящего текста.

Аюверда — религиозное течение, зародившееся в Индии. При оказании медицинской помощи приверженцам Аюверды, врач ни при каких обстоятельствах не должен причинять страдания больному. Он должен быть терпелив, внимателен, спокоен, сострадателен, чрезвычайно корректен, особенно с женщинами. Врач не должен терять самообладания, быть высокомерным, обладать повышенным самомнением. Ни в коем случае ни больному, ни его родственникам нельзя сообщать об угрозе смерти, пусть даже реальной; во всех случаях следует вселять надежду на скорое и полное выздоровление. Во всех случаях следует бороться за жизнь пациента до конца. О болезни, пациенте, его жизни, семье, доме и т.д. должна храниться строжайшая врачебная тайна.
Следует иметь в виду, что в Индии корова является священным животным. Поэтому нельзя использовать препараты, приготовленные на основе телячьей сыворотки (некоторые вакцины, сыворотки, эпителизирующие/регенерирующие препараты и др.).

Буддизм отрицает активную эвтаназию, а также искусственное продолжение жизни, когда без медицинской аппаратуры и интенсивной терапии могла бы наступить смерть. Однако врач должен приложить все усилия для спасения человеческой жизни. Запрещено искусственное прерывание беременности во всех случаях. Пересадка органов и переливание крови возможны только от живого донора, при условии, что это было его даром больному (т.е. донор не получил за это денег). Искусственное оплодотворение не признается буддизмом.

Иудаизм отрицает эвтаназию, даже, если об этом имеется соответствующая просьба больного. В то же время по вопросу относительно того, когда прекращать реанимационные мероприятия, мнения ведущих религозных общин расходятся. Ортодоксальные раввины считают, что нужно поддерживать жизнь любой ценой, неортодоксальные — что в ряде случаев можно дать возможность свободно умереть, если продолжение жизни связано с существенными физическими страданиями, которые не могут прекратиться. В иудейской традиции большое уважение уделяется человеческому телу даже после его смерти, поэтому его нельзя вскрывать, нельзя брать органы на трансплантацию, если только перед смертью человек сам не разрешил этого и семья также не имеет соответствующих возражении.
Во всех случаях врач должен бороться за жизнь до последнего вдоха. Лечение при невозможности полного физического выздоровления должно быть направлено на уменьшение страданий больного. Нельзя больному сообщать о диагнозе.

Смерть констатируется на основании остановки сердечной и дыхательной деятельности, а также неподвижности. После наступления смерти необходимо незамедлительно вызвать раввина для совершения религиозных обрядов по умершему.

Забор органов и крови возможен только в том случае, если это не приводит к ухудшению состояния здоровья реципиента и является добровольным актом. При заборе органов и крови особое внимание нужно уделить тому, чтобы тело донора не было изуродовано. Ортодоксальные иудеи могут отказаться от пересадки органов или переливания крови, если процедура не будет освещена раввином.
Искусственное прерывание беременности во всех случаях недопустимо. По медицинским показаниям возможна стерилизация женщины, но не мужчины. Разрешено искусственное оплодотворение спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными.

В идуаизме разрешен прием вовнутрь только кошерных (одобренных конфессией) продуктов. Соответственно, все употребляемые лекарства должны быть кошерными. Только раввин имеет право признать тот или иной продукт кошерным или некошерным. Сложнее всего получить статус кошерного препарата в случае животного происхождения средства. Бычья сыворотка и яичный белок могут, используемые для приготовления вакцин, сывороток, могут быть кошерными только, если при забое животного, разбивании яйца соблюдались определенные религиозные обряды. Препараты на основе свиных сывороток не могут быть кошерными. Также не могут быть кошерными препараты на основе сырья, полученного от рыб с неполным развитием костей или от хрящевых рыб (например, акул).

Католицизм.
Всякая медицинская помощь должна быть направлена на сохранение жизни. Все медицинские вмешательства, преследующие эту цель (включая пересадку органов, переливание крови, применение малоизученных лекарств), допустимы, если нет альтернативных вариантов лечения.
Аборт возможен только при прямых медицинских показаниях (угроза жизни матери). Ни при каких других обстоятельствах медицина не должна регулировать продолжение беременности.
Запрещена стерилизация даже лиц с генетическими аномалиями, умственно или физически отсталых.
Косметическая или другая хирургическая операция допустимы только тогда, когда преследуют своей целью сохранить целостность и здоровье индивидуума или других части тела.
Эвтаназия запрещена во всех видах.

Мусульманство.
В мусульманской религиозной традиции считается, что душа у зародыша появляется с первой недели четвертого месяца беременности — с этого времени прерывание беременности запрещено. До данного срока за женщиной сохраняется свобода выбора относительно сохранения или прерывания беременности.
Врач-мужчина, особенно не мусульманин, не может осматривать женщину и принимать у нее роды в отсутствие ее ближайших родственников. Поэтому при развертывании передвижных военных госпиталей на территории мусульманских стран, необходимо укомплектовать штатный состав врачей женщинами по всем медицинским специальностям. При организации медицинской помощи убежденным мусульманам также следует разделять потоки пациентов на мужчин и женщин так, чтобы ни в одном помещении не оказывались пациент-мужчина и пациент-женщина.

Мусульманство признает искусственное оплодотворение в случае, если для него использована сперма законного мужа и имеется согласие супругов. Трансплантация органов и переливание крови возможны только от живых доноров, исповедующих ислам и давших на то согласие. Трансплантация возможна от человека с церебральной смертью, которому искусственно поддерживается дыхание и кровообращение.

Мусульманство запрещает использование каких-либо продуктов, полученных на основе свинины. Поэтому не допускается использование свиных вакцин, сывороток и т.д.

Шариат требует от медицинских работников борьбы за сохранение жизни пациентов до самой последней минуты, категорически отвергая возможность эвтаназии.

Православие рассматривает аборт как один из видов убийств. Аборт может быть разрешен только в том случае, если есть прямая угроза жизни матери.

Православие не возражает против пересадки кожи или переливания крови, если при этом донору не причиняется значительный вред и достигается существенная польза для реципиента. Пересадка других органов возможна только в том случае, если нет угрозы для жизни донора.
Смерть наступает при необратимом разрушении тканей человека. Только после этого возможет забор органов для трансплантации. До смерти врач должен сделать всё возможное для продления жизни, в т.ч. давать наркотические анальгетики, проводить реанимационные мероприятия, хирургические вмешательства и т.д. Однако большинством неортодоксальным священников признается, что поддержание жизни после смерти мозга бессмысленно, если оно сопряжено с соматическими нарушениями.

В восточной православной традиции разрешено обращаться с молитвой к Богу об ускорении отделения души от тела, если нет шансов на выздоровление больного, его болезнь затянулась, причиняя значительные страдания больному и его родственникам. В этой ситуации разрешена пассивная, но не активная эвтаназия.

Православие не признает контрацепции вне брака и в ряде случаев допускает использование контрацепции в браке. Методы планирования семьи допустимы, если последующее деторождение может отрицательно сказаться на здоровье матери или же если семья не в состоянии содержать еще одного ребенка. В любом случае должны использоваться обратимые методы контрацепции.
Православная церковь с некоторыми оговорками допускает искусственное оплодотворение. Возможно осеменение жены спермой донора при условии согласия мужа. Ряд священников запрещают, а ряд разрешают оплодотворение жены спермой мужа, если другие способы забеременеть оказались безрезультатными.

Протестантство практически ни как не регламентирует деятельность врача, оговаривая лишь, что она должна быть компетентной и гуманной.

Таким образом, при оказании медицинской помощи необходимо стараться по возможности учитывать вероиспоидание больного, его культуральные и др. личностные особенности. Следует особенно отметить, что при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и в условиях массовых катастроф (особенно транснациональных) необходимо соблюдать максимальную осторожность при оказании медицинской помощи, объяснять больным или их родственникам необходимость каждого медицинского вмешательства и целесообразность проведения подобного лечения. При оказании медицинской помощи на территории зарубежных государств желательным является присутствие местных врачей, знакомых с культуральными особенностями оказания медицинской помощи населению.

ПЫСЫ-это получается что господа хорошие. войдя к больному в квартиру/подвал/чердак и прочее, первым делом надо спросить о вероисповедании больного. чушь собачья. врач оказывает помощь независимо от религии и вероисповедания больного. Религия на мой взгляд на последнем месте.

Учитывая огромное количество религий, возникает потребность в их упорядочении, типологизации. Существуют различные принципы и критерии классификации религий:

- географический по регионам распространения тех или иных религий, например, африканские, индийские, дальневосточные, американские и т.п.;

- этнолингвистический, по связям между языком и этносом (М.Мюллер), три семьи языков – тюркские, семитские, арийские, в соответствии с которыми квалифицируются религии;

- философский - по степени самореализации абсолютного духа (Г.Гегель), религии природы (китайская, индийская, египетская, персидская), религии духовной индивидуальности (древнегреческая, древнеримская, иудаизм), религии совершенной духовности (христианство);

- морфологический по стадиям, которые проходит религия в своём развитии (Э.Тайлор) – анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм, монотеизм;

- статистический - по количеству верующих и их удельном весе в общей численности населения;

- по государственно-правовому статусу, религии - государственные и религии национальных меньшинств;

- по уровню организации выделяют жёстко централизованные и децентрализованные религии.

Также можно говорить о религиях живых и мёртвых. Мёртвые религии – это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли (древнеегипетская, религии ацтеков, майя, греко-римская и т.д.). Многие из них оставили после себя много святынь, памятников, гробниц, легенды и мифы. Живые религии – это ныне существующие, оказывающие влияние на сознание и поведение людей.

Разделение религий на естественные и религии откровения опирается на принцип происхождения. Естественные религии возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе, например, родоплеменные религии, индуизм, синтоизм и т.п. Религии откровения связаны с личностью основателя, с фактом его сверхъестественного озарения, например, зороастризм, буддизм, христианство, ислам.

Из множества возможных критериев классификации религий чаще всего используется деление на первобытные, национально-государственные, мировые и нетрадиционные. Этот подход сочетает в себе несколько принципов классификации.

Медицина во все времена была тесно связана с религией. И это не случайно, поскольку и религия и медицина стоят у истоков жизни и смерти, а забота о человеческом здоровье - душевном и телесном - издревле является важной функцией религии. Первобытные целители основывали свою деятельность на предположениях о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Поэтому лечение состояло из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений.

В Библии очень мало ссылок на анатомические и физиологические факты. В библейские времена естественных причин болезни даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости. Однако в любом случае считается, что болезнь ниспослана Богом за грехи или как испытание и исцелять сначала нужно душу.




Изучать медицину полезно и похвально и перед Аллахом. Ведь когда человек болен он не в состоянии должным образом выполнять возложенные на него Аллахом обязанности, и не может принести пользу ни самому себе, ни окружающим его людям. Конечно, в Коране нельзя найти подробное освещение медицинских тем, но там содержаться сведения о строении человека, продолжении рода, анатомии, физических и психических заболеваниях.

Некоторые исследователи установили, что в Коране содержится боле 40 аятов, связанных с медициной. Коран несёт информацию о беременности и бесплодии, грудном вскармливании детей, причинах и протекании болезни. Коран предостерегает от переедания и несбалансированного питания.

Многие религиозные культовые предписания также способствуют сохранению здоровья человека. В большинстве религий разрешается воздержание от поста больным и ослабленным людям. Запрещается употребление в пищу мяса с кровью, свинины. Ритуальные омовения способствуют гигиене и профилактике инфекционных заболеваний.

Ритуальные телодвижения укрепляют сердечную мышцу и улучшают циркуляцию крови, эластичность сухожилий и связок.

Православная церковь с неизменно высоким почтением относилась и относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленной на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Можно выделить четыре периода взаимодействия религии и медицины сначала на Руси, потом и в России.

Во время первого периода основной организационной формой взаимодействия медицины и религии были больницы при монастырях, например, при Киево-Печерском, Ново-Девичьем, Пафнутиево-Боровском и многих других.

Позже развились несколько форм сотрудничества, в котором ведущее место принадлежало общинам сестёр милосердия. Также сохраняются больницы при монастырях, появляются храмы при лечебных учреждениях, священнослужители занимались пастырским душепопечением в госпиталях действующей армии.

В советское время не было внешних проявлений взаимодействия, но наверняка священники посещали в больницах своих болеющих чад, а люди молились о здоровье для себя и своих близких.

И, наконец, в 1988 г. активные отношения между медициной и религией возобновились. В современной России можно выделить следующие основные направления взаимодействия:

- сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с храмами;

- уход за больными;

- борьба с алкоголизмом и наркоманией;

- взаимодействие в сфере помощи инвалидам и терминальным больным;

- реабилитация лиц, пострадавших в тоталитарных сектах (православная психотерапия).

1. Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? - М., 1998.

2. Гаджиев М. Ислам и здоровье. // Ислам. 2003. №5.С.7

3. Мюллер М. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. - М., 1996.

4. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. – М., 1995.

5. Кислюк. К.В. Религиоведение: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / К.В.Кислюк, О.И.Кучер. – Ростов н/Д., 2003.

6. История религии: учебник. / Ф.М. Ацамба (и др.); под общ. Ред. И.И. Яблокова. – 3-е изд., испр. и доп. Т.1. – М., 2007.

7. Религиоведение. Хрестоматия. / Под ред. Красникова. – М., 2001.

Введение в общее религиоведение: учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2001.

8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: курс лекций / А.А.Радугин. – 2-е изд. – М., 1999.

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Православное слово. – 2000. – 18 сентября.

10. Тайлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / Э. Тайлор. – М., 1989.

11. Богословы и естествоиспытатели на пути к мудрости // Наука и религия. 2010. №12.

12. Аксючиц, В. Светское не значит атеистическое. // Наука и религия. 2010. №4.

13. Семёнов, В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы / В.С. Семёнов // Вопросы философии. – 2006.- №12.

Классификация религий.

Учитывая огромное количество религий, возникает потребность в их упорядочении, типологизации. Существуют различные принципы и критерии классификации религий:

- географический по регионам распространения тех или иных религий, например, африканские, индийские, дальневосточные, американские и т.п.;

- этнолингвистический, по связям между языком и этносом (М.Мюллер), три семьи языков – тюркские, семитские, арийские, в соответствии с которыми квалифицируются религии;

- философский - по степени самореализации абсолютного духа (Г.Гегель), религии природы (китайская, индийская, египетская, персидская), религии духовной индивидуальности (древнегреческая, древнеримская, иудаизм), религии совершенной духовности (христианство);

- морфологический по стадиям, которые проходит религия в своём развитии (Э.Тайлор) – анимизм, фетишизм, тотемизм, политеизм, монотеизм;

- статистический - по количеству верующих и их удельном весе в общей численности населения;

- по государственно-правовому статусу, религии - государственные и религии национальных меньшинств;

- по уровню организации выделяют жёстко централизованные и децентрализованные религии.

Также можно говорить о религиях живых и мёртвых. Мёртвые религии – это те, которые когда-то существовали, но со временем исчезли (древнеегипетская, религии ацтеков, майя, греко-римская и т.д.). Многие из них оставили после себя много святынь, памятников, гробниц, легенды и мифы. Живые религии – это ныне существующие, оказывающие влияние на сознание и поведение людей.

Разделение религий на естественные и религии откровения опирается на принцип происхождения. Естественные религии возникли непосредственно в той или иной социально-экономической системе, например, родоплеменные религии, индуизм, синтоизм и т.п. Религии откровения связаны с личностью основателя, с фактом его сверхъестественного озарения, например, зороастризм, буддизм, христианство, ислам.

Из множества возможных критериев классификации религий чаще всего используется деление на первобытные, национально-государственные, мировые и нетрадиционные. Этот подход сочетает в себе несколько принципов классификации.

Медицина во все времена была тесно связана с религией. И это не случайно, поскольку и религия и медицина стоят у истоков жизни и смерти, а забота о человеческом здоровье - душевном и телесном - издревле является важной функцией религии. Первобытные целители основывали свою деятельность на предположениях о сверхъестественных истоках болезни, объясняя нездоровье воздействием злых духов. Поэтому лечение состояло из разнообразных сложных ритуалов: магических заклинаний, заговоров, песнопений.

В Библии очень мало ссылок на анатомические и физиологические факты. В библейские времена естественных причин болезни даже не ищут, кроме тех, которые очевидны: ранения, падения, одряхление и слепота при старости. Однако в любом случае считается, что болезнь ниспослана Богом за грехи или как испытание и исцелять сначала нужно душу.

Изучать медицину полезно и похвально и перед Аллахом. Ведь когда человек болен он не в состоянии должным образом выполнять возложенные на него Аллахом обязанности, и не может принести пользу ни самому себе, ни окружающим его людям. Конечно, в Коране нельзя найти подробное освещение медицинских тем, но там содержаться сведения о строении человека, продолжении рода, анатомии, физических и психических заболеваниях.

Некоторые исследователи установили, что в Коране содержится боле 40 аятов, связанных с медициной. Коран несёт информацию о беременности и бесплодии, грудном вскармливании детей, причинах и протекании болезни. Коран предостерегает от переедания и несбалансированного питания.

Многие религиозные культовые предписания также способствуют сохранению здоровья человека. В большинстве религий разрешается воздержание от поста больным и ослабленным людям. Запрещается употребление в пищу мяса с кровью, свинины. Ритуальные омовения способствуют гигиене и профилактике инфекционных заболеваний.

Ритуальные телодвижения укрепляют сердечную мышцу и улучшают циркуляцию крови, эластичность сухожилий и связок.

Православная церковь с неизменно высоким почтением относилась и относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленной на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Можно выделить четыре периода взаимодействия религии и медицины сначала на Руси, потом и в России.

Во время первого периода основной организационной формой взаимодействия медицины и религии были больницы при монастырях, например, при Киево-Печерском, Ново-Девичьем, Пафнутиево-Боровском и многих других.

Позже развились несколько форм сотрудничества, в котором ведущее место принадлежало общинам сестёр милосердия. Также сохраняются больницы при монастырях, появляются храмы при лечебных учреждениях, священнослужители занимались пастырским душепопечением в госпиталях действующей армии.

В советское время не было внешних проявлений взаимодействия, но наверняка священники посещали в больницах своих болеющих чад, а люди молились о здоровье для себя и своих близких.

И, наконец, в 1988 г. активные отношения между медициной и религией возобновились. В современной России можно выделить следующие основные направления взаимодействия:

- сотрудничество лечебно-профилактических учреждений с храмами;

- уход за больными;

- борьба с алкоголизмом и наркоманией;

- взаимодействие в сфере помощи инвалидам и терминальным больным;

- реабилитация лиц, пострадавших в тоталитарных сектах (православная психотерапия).

1. Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? - М., 1998.

2. Гаджиев М. Ислам и здоровье. // Ислам. 2003. №5.С.7

3. Мюллер М. Введение в науку о религии // Классики мирового религиоведения. - М., 1996.

4. Кураев А. Традиция. Догмат. Обряд. – М., 1995.

5. Кислюк. К.В. Религиоведение: учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / К.В.Кислюк, О.И.Кучер. – Ростов н/Д., 2003.

6. История религии: учебник. / Ф.М. Ацамба (и др.); под общ. Ред. И.И. Яблокова. – 3-е изд., испр. и доп. Т.1. – М., 2007.

7. Религиоведение. Хрестоматия. / Под ред. Красникова. – М., 2001.

Введение в общее религиоведение: учебник / под ред. И.Н.Яблокова. – М., 2001.

8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: курс лекций / А.А.Радугин. – 2-е изд. – М., 1999.

9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Православное слово. – 2000. – 18 сентября.

10. Тайлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / Э. Тайлор. – М., 1989.

11. Богословы и естествоиспытатели на пути к мудрости // Наука и религия. 2010. №12.

12. Аксючиц, В. Светское не значит атеистическое. // Наука и религия. 2010. №4.

13. Семёнов, В.С. Наука и религия: взаимоотношения, противоборство, перспективы / В.С. Семёнов // Вопросы философии. – 2006.- №12.

Религия - это совокупность определенных взглядов, обусловленных верой в существование высших сил и установлением особого отношения к этим силам, а также проведение культовых действий, обрядов и объединение людей по признаку веры в организации (церковь, религиозная община, сангха, умма и др.).

Во все времена медицина была тесно связана с религией, так как издревле одной из основных функций последней являлась забота о человеческом здоровье, как телесном, так и душевном.

Первобытные целители предполагали, что болезни возникают по сверхъестественным причинам, конкретно нездоровье они объясняли воздействием злых духов. Деятельность их была основана на этих предположениях, поэтому лечение заключалось в проведении разнообразных сложных ритуалов: заговоров, магических заклинаний, песнопений.

В библейские времена причиной любой болезни считалось ниспослание ее человеку Богом за грехи или с целью испытания и исцеления души. В те времена даже не пытались искать других, естественных, причин заболеваний, кроме тех, которые были очевидны, например, ранений, падений, одряхления и слепоты при старости.

Многие религиозные предписания допускают поблажки в исполнении обрядов и ритуалов с целью сохранения здоровья человека. Например, в большинстве религий разрешается воздерживаться от строгого соблюдения поста ослабленным и больным людям, а на первый план ставится соблюдение поста духовного (воздержание от осуждения, зависти, обиды и т.д.).

Готовые работы на аналогичную тему

В средние века отмечалось противоборство церкви развитию медицины, из-за чего было затруднено внедрение в практику таких важных медицинских открытий как переливание крови, вакцинация против оспы, наркоз.

Православная церковь к врачебной деятельности всегда относилась и относится с высоким почтением, ведь она направлена на облегчение и предотвращение человеческих страданий. Во взаимоотношениях медицины и религии сначала на Руси, а потом и в России можно выделить четыре периода:

  • изначально основной организационной формой взаимодействия религии и медицины были созданные при монастырях больницы;
  • появление других форм сотрудничества. Больницы при монастырях сохраняются, но ведущее место занимают общины сестер милосердия. Также появляются храмы при лечебных учреждениях;
  • советское время. В этот период господствовала идеология атеизма, поэтому внешние признаки проявлений взаимодействия медицины и религии отсутствовали;
  • возобновление активных отношений между медициной и религией произошло в 1988 г.

Взаимоотношения медицины и религии в XXI веке

В современном мире во взаимодействии религии и медицинской науки четко прослеживаются следующие основные направления:

  • уход за больными;
  • сотрудничество храмов и лечебно-профилактических учреждений;
  • борьба с наркоманией и алкоголизмом;
  • просветительская деятельность;
  • православная психотерапия (реабилитация лиц, которые пострадали в тоталитарных сектах);
  • взаимодействие при оказании помощи терминальным больным и инвалидам.

В современной России особенно актуально отношение Русской Православной Церкви к проблемам, явившимся следствием бурного развития биомедицинских технологий. Церковь отмечает глубокую озабоченность по этому поводу, так как развитие этих технологий значительно опережает возможность осмысления вероятных социальных и духовно-нравственных последствий, связанных с их бесконтрольным применением.

Можно выделить несколько таких проблем, получивших наибольшее распространение:

Подводя итог, следует заметить, что роль религии в современном обществе достаточно велика, и ее влияние распространяется и на область медицины, так как люди, имеющие религиозные убеждения, остаются в стороне от новых биомедицинских технологий.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_6d0e926f.jpg

Выполнила: Мурзалина Гульмира ученица 8 класса

Руководитель: Селезнёва С.В.

Шаманизм, магия и народное целительство в истории медицины………………………………………..

Знаменитые врачи и их отношение к религии

Христианство и медицина

Цель работы:

- Исследовать проблему взаимоотношений между официальной медициной и народным целительством и религией.

Гипотеза:

- Существует мнение, что официальная медицина зачастую бессильна в лечении многих заболеваний и, поэтому люди обращаются за помощью к народным целителям и экстрасенсам, в надежде исцелиться.

- Насколько продуктивно влияние религии на развитие современной медицины?

- Действительно ли народная медицина и молитва являются панацеей от всех болезней и проблем?

В современном мире религиозный фактор занимает видное место, оказывая заметное влияние на протекающие в нем процессы.
И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления.

Медицина во все времена была связана с религией, религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти.

С глубокой древности пытливый человеческий разум пытался найти ответ на очень близкую и повседневную проблему - болезнь.

Истоки врачевания .

Шаманизм, магия и народное целительство в истории медицины

Поражает историческое разнообразие и примитивность магических приемов, характерных для древней медицины. Шаман, излечивающий больного, часто изображал болезнь и выздоровление. Так, в частности, для того, чтобы унять боль в желудке, он катался по полу, корчами и гримасами, изображая боль в животе, а потом вставал подобно выздоровевшему больному. Большинство же болезней все-таки приписывалось демонам.

Жрец-врачеватель, выступающий в роли посредника между демонами и людьми, перед выполнением лечебного ритуала одевался в специальную устрашающую одежду, иногда брал в руки оружие, которым должен был победить демона болезни, напугав его своим видом. В магических представлениях берут начало обычаи, которые дошли до нас из глубокой древности, но давно утратили свой первоначальный смысл. Так, например, пожелание здоровья при чихании у многих народов античности было связано с желанием умилостивить поселившихся в носу маленьких духов или демонов, которые способны вызвать болезнь. Они заявляют о себе своим шевелением, результатом которого и является чихание. Старый обычай пожелания здравствования при чихании был распространен у древних греков и римлян, персов и индусов, у арабов на средневековом Востоке, у жителей Африки и Австралии, у полинезийских племен и многих других народов в разные времена.

Знаменитые врачи и их отношение к религии.

О силах души

Есть девять сил души, как ни считать,

Из них даны для ощущений пять:

Вкус, осязанье, зрение и слух,

И обонянье — человека дух.

Есть сила — в мускулах заключена,

Суставы движет яростно она.

Есть сила, что, как в зеркале, порой

В сознании хранит видений рой.

Есть сила, что толкает мысль вперед,

И та, с чем память вещая живет

Христианство и медицина.

hello_html_2e304eb4.jpg

Однако весь исторический религиозно-медицинский опыт немыслим без существования мировоззрения, основанием которого стала новая эра в жизни человечества, положившая началом не только своего летоисчисления, но и морали - факт Рождества Христова. С этого момента пошел отчет совершенно новых принципов взаимоотношений в человеческом обществе. Гуманизм этих позиций основывался не на абстрактном антропоцентризме античных философских взглядов. Его доктрина — реальное богоподобие человека, возможность реализации религиозных стремлений не с помощью жертвоприношений и ритуалов, а при непосредственном служении ближнему как образу и подобию Божию. Одним из видов такого служения было врачевание и помощь больным.

Кто бы ни делал, вскрывая, сечение органов тела,

Выше Везалия быть в этом никто не сумел:

Изображеньями он и искусство само возвеличил,

Прежде чем сам отошел по сокровенным путям.

Среди множества людей, в чьей жизни сочетались вера и медицина, немало известных личностей. Врачом был апостол и евангелист Лука; папа римский Иоанн XXI до своего избрания в 1276 г. с большим успехом практиковал в Лионе как врач под именем Петра Испанского. Андрей Везалий (1515–1564), придворный врач императоров Карла V. Великий польский астроном Н. Коперник (1473–1543) изучал медицину в Италии в университете Падуи, и его считали искусным врачом. Шумную жизнь университетских корпораций в 1510 г. он сменил на уединение во Фрауенбурге, маленьком городке на берегу Вислы, где, состоя каноником (священнослужителем) католического костела, посвящал свой досуг астрономии и безвозмездному лечению больных (до наших дней сохранились выписанные его рукой рецепты лекарств). А что воодушевляло родоначальника генетики, священника Грегора Менделя (1822–1884), в его монастырской келье? И кого считал источником своего просвещения сын священника, бывший семинарист, нобелевский лауреат, церковный староста, патриарх русской физиологии академик И.П. Павлов (1849–1936)? Разные мнения высказаны относительно его религиозности. Но вспомним первые годы советской власти. Что, как не вера в загробную жизнь, могло дать силы этому человеку, возмущенному происходящими в Военно-медицинской академии в 1924 г. переменами, в частности изгнанием из ее стен детей священников, заявить о том, что ему, сыну попа, негоже здесь оставаться, и покинул академию, которой он отдал 50 лет своей жизни, из них 30 лет.

Читайте также: