Влияние мифологии на культуру древней греции и рима кратко

Обновлено: 07.07.2024

2.2 Миф об Орфее и Эвридике

Орфей - величайший из когда-либо живших поэтов и музыкантов, сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава. Мать одарила Орфея даром песнопения и поэзии. Аполлон подарил Орфею лиру, а музы научили его играть на ней, да так, что под звуки его лиры двигались даже деревья и скалы. Наиболее известен Орфей в современности, благодаря мифу об Орфее и Эвридике.

Миф о том как, Орфей полюбил юную дриаду Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Но Эвридика наступив на змею, умерла от ее укуса. Чтобы развеять горе, Орфей отправился в странствия. Надеясь вернуть возлюбленную, Орфей смело спустился в царство мертвых. Орфей пал на колени перед Аидом, моля вернуть ему молодую жену. Но владыка мертвых был непреклонен. Тогда Орфей спросил позволения спеть Аиду и его прекрасной жене и сыграть на лире. И запел Орфей лучшую из своих песен — песню о любви. Заплакали даже не знающие пощады мстительные эринии, дрогнуло и твердое сердце владыки подземного царства. Аид позволил Эвридике вернуться в мир живых, но поставил одно условие: по пути из подземного царства Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока идущая за ним Эвридика не выйдет на солнечный свет. Но Орфей обернулся, и в тот же миг потерял жену навеки.

Орфей ушел в дикие Родопские горы и пел там лишь для птиц и зверей. [12,с.312]

Эта грустная история о любви до сих пор очень известна. Этот миф всегда был известен благодаря театральным постановкам, которые имели большой интерес к этой истории. Поэтому этот миф внес огромный вклад в культуру, и имеет огромное значение в литературе и искусстве.[19,с.48]

Таким образом, мифологические элементы, созданные еще в античные времена, до сих пор представляют огромную ценность для современности. Рассмотренные мифы очень известны, так как они несут глубокий смысл и этим привлекают внимание. Особенно широко используются сюжеты мифов в театральных постановках. Из этого следует что, мифы, созданные в древности, актуальны и в современном обществе, их сюжеты наполнены смыслом и представляют собой ценность в мировой культуре.

Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений.

Литература, искусство и философия Древней Греции и Рима дали толчок развитию европейской культуры. Античность открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи и др.

Рассмотрев все элементы можно сказать, что античная мифология действительно играет огромное значение в культуре. Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Мифы античности это наиболее яркая черта, отличающая этот период. Именно античная мифология преимущественно заложила основу существования зодиакальных созвездий и сопутствовала развитию астрономии в Древней Греции и Риме. Литературные шедевры античности, также внесли огромный вклад в мировую классику. Мифология проникла во все сферы жизни древних жителей, а в частности греков. Начиная с быта и заканчивая религией, мифология оказывала свое воздействие. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних ученых, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и то же время, поэтому они были тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались, взаимодействуя друг с другом.

Но римская цивилизация, по сравнению с греческой, была более скудна в разнообразии богов, мифов, сказаний, легенд, обычаев и др. Очень много Римская империя заимствовала из Греции, и поэтому эти цивилизации имеют очень много общего. Но несмотря на скудность римской культуры и разнообразность греческой культуры, этот период внес огромный вклад в всемирную историю. Этот период вызывает большой интерес к своей культуре и поэтому эта тема очень актуальна в настоящее время.

Раскрывая роль античной мифологии, мы раскрыли огромное значение мифологии в духовной культуре.

Античная цивилизация существовала двенадцать столетий, начиная с 8 века до н.э. и закончилась 5 веком н.э, и до сих пор ее культура вызывает постоянный интерес. Рассматриваемая нами тема имеет серьезное обоснование в научной литературе.

Таким образом рассмотрев античную мифологию и определив ее роль в духовной культуре, мы убедились в том, что постоянный интерес к античности и использование ее образов на протяжении столетий, внесли свой вклад в духовную культуру.

Список используемых источников

1. Агбунов М. Античные мифы и легенды: Мифологич. словарь. — М.: МИКИС, 1999 г.

2. Боннар А Греческая цивилизация г. Ростов-на-Дону,”Феникс”,1999

3. Голубцова Е.С Античная Греция..– М.: Наука,

4. Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность Эллады ,М.: Моск. рабочий, 1992 г

5. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба: Путеводитель по созвездиям и Луне. - М.: Наука, 1997.

6. Келле В.Ж Наука и культура. - М.:"Наука",1996.

7. Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) г. Ростов-на-Дону, “Феникс”,1998

8. Куманецкий К История культуры Древней Греции и Рима М., “Высшая школа”,1999

9. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителей. — Изд. 5-е. — М.: Просвещение , 2000г.

10. Лисовый И.А. Ревяко К.А. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001

11. Лосев А.Ф., Сонкина Г.А., Античная литература. – М.: Художественная литература, 1998.

12. Любимов Л Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,2000

13. Мертлик Р. Античные легенды и сказания: Пер. с чеш. — М.: Республика, 1999 г

14. Метелинского Е.М Мифологический словарь.. – М.: Советская энциклопедия, 1991.

15. Немировская. Л.З. Культурология. История и теория культуры М.:1997.

16. Немировский А.И. Легенды ранней Италии и Рима. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 2000 г.

17. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. — М.: Просвещение, 2001 г.

18. Петискус А.-Г. Боги и легенды Олимпа: Энцикл. путеводитель по мифологии древних греков и римлян. — М.: Современник Штоль Г. Мифы классической древности: В 2 т.:

20. Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1998

22. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. – М.: Высшая школа, 1996

Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 51098
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Добрый день! В этой публикации я расскажу о некоторых влияниях, которые испытала римская культура, после того, как завоевала Грецию. Это было не единственное воздействие на культуру древнего Рима. Ближайшие соседи - этруски , тоже внесли свою лепту.

Римляне завоевали Грецию во II в. до н.э., но случилось так, что культура победителей была менее самобытна, и образы их богов слились с греческими.

Например, Фурии, похожи на Эриний; проводник умерших в загробный мир - Меркурий – аналог Гермеса; царица загробного мира - Прозерпина – греческая Персефона и т.д.

Справедливости ради стоит сказать, что пантеон римлян постоянно пополнялся новыми богами. Способствовал этому любопытный элемент римской культуры - эвокация - специальный обряд во время которого приносили жертвы богам противника и призывали их на свою сторону.

Согласно Вергилию, тени (души) на том свете имеют те же раны и повреждения, которые были на теле умершего. Такого типа представления часто встречаются в первобытной мифологии, но у Гомера ничего подобного не было.

Недалеко от входа в царство Орка живут персонифицированные человеческие беды: Заботы, Болезни, Старость, Страх, Нищета, Позор и т.п., а несколько далее – уже за рекой, через которую перевозит души Харон, – тени умерших детей, людей, погибших от злых наветов, самоубийц и некоторых других.

Далее умерших ожидают две дороги. Одна в Тартар – туда идут злые и нечестивые, которых там подвергают различным мучениям. Другая в Элизиум – для добродетельных, которые ведут там образ жизни, аналогичный земному - пируют, поют, танцуют, охотятся и т.п. В Элизиуме, согласно Вергилию, есть солнце и звезды, тенистые рощи. Как вы видите, подземный мир здесь уже строго дифференцирован и в нем выделяются: место наказания и место воздаяния.

Так получает развитие идея, впервые зафиксированная в древнем Египте, где на поля Иалу попадали только те, кто был оправдан на суде Озириса. А также вскользь упомянутая в греческой мифологии идея о праведниках, обитающих на полях блаженных. Но имела ли место преемственность идей между Египтом, в I в. до н.э. завоеванным римлянами, и Римом, неизвестно. Возможно здесь проявилось и влияние зороастризма с его развитым учением о рае и аде.

Топография римского царства мертвых совпадает с древнегреческим Аидом. В частности, комплекс рек, среди которых есть такая, которая служит преградой для душ и через которую умерших перевозит Харон, и другая, дарящая забвение.

Загробный суд в римской мифологии утрачивает формальный характер, и его приговор не может быть изменен с помощью религиозно-магических манипуляций. По-видимому, здесь сказался правовой характер римской культуры, в которой царил тезис: "закон суров, но справедлив".

Римляне, как и греки, верили, что на "тот свет" могут попасть не только мертвые, но и живые. В их мифологии список греческих героев, совершивших путешествие в загробный мир и вернувшихся на землю, пополняется. В частности, в подземный мир спускался и Эней.

Как вы видите, греческая культура оказала сильное воздействие на римскую, но не только она. В следующей публикации речь пойдет о зарождении христианства - второй, по времени возникновения, мировой религии.

Ставьте лайк, если Вам было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии Вы можете выбрать для чтения перейдя на Карту канала

Полный обзор о верованиях и традициях древнего Рима Вы можете посмотреть на моем ютуб-канале:

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Несмотря на свою несамостоятельность и широкий пласт заимствований из греческой культуры, мифология Древнего Рима имеет огромное значение. Это особая форма, в которой отразился познавательный опыт людей прошлого, их представления о явлениях природы, течение жизни, создании мира. Некоторые самобытные черты делают ее уникальной и важной для изучения.

Мифология Древнего Рима

Общая характеристика

Мифы Древнего Рима для детей — это, прежде всего, познавательные и интересные истории о создании мира, о войнах. Это попытка людей объяснить то, что оказывалось за гранью их понимания. Римляне не обладали достаточными знаниями, чтобы разобраться в том, что такое гром, какими причинами вызывается молния. Именно поэтому и обращались к мифам. Отличным решением казалось им объяснить громовые раскаты волей могучего Юпитера, главы пантеона.

Можно выделить следующие отличительные черты римского мифотворчества:

Римский император

  1. Культура полностью подчинялась политики и нормам морали, принятым в государстве. Уже римские императоры поняли, что религиозные верования можно использовать для укрепления власти и для того, чтобы держать простых людей в добровольном рабстве. Понимание того, что правитель — это живое божество, сошедшее с небес, заставляло обычных граждан даже не думать о проявлении свободной воли.
  2. Мифотворчество было теснейшим образом переплетено с бытовой стороной жизни римлян. Заручившись помощью богов, жители современной Италии занимались сельскохозяйственными работами, строили дома и храмовые постройки, отправлялись в дальние страны.

Именно поэтому обрядовой стороне уделялось особое внимание. Малейшее нарушение канона церемонии становилось причиной того, что все ритуальные действа приходилось повторять сначала. В государстве, как и в Греции, почетом и уважением пользовались жрецы, однако древнеримские служители культа все же были в зависимом положении, вынуждены были подчиняться императору.

Основные божества

При подготовке доклада, посвященного римской мифологии, следует обязательно кратко описать основных представителей пантеона. Во многом эти боги имеют греческое происхождение, поменяли только имена, сохранив функции и легенды. Вот краткая информация о божествах:

Юпитер — верховный бог, громовержец

  1. Юпитер — верховный бог, громовержец, грозный покровитель не только людей, но и прочих богов. В Греции известен под именем Зевс.
  2. Юнона (Гера) — верховная богиня, супруга Зевса, покровительница семейных отношений.
  3. Нептун — покровитель стихии воды, соответствовал Посейдону.
  4. Венера (Афродита) — богиня любви и чувственного наслаждения.
  5. Диана (Артемида) — дева-охотница.
  6. Марс (Арес) — повелитель кровопролитных боев.
  7. Вулкан (Гефест) — покровитель кузнечного ремесла.
  8. Меркурий (Гермес) — легкомысленный и жуликоватый бог торговли.
  9. Минерва (Афина) — богиня справедливой войны, мудрости, ремесла.

Основным богом пантеона (сообщества всех божеств) является Юпитер, именно в его власти были судьбы не только людей, но и бессмертных небожителей. Каждый бог отвечал за какое-то определенное природное или социальное явление, например, Марс и Минерва покровительствовали военным действиям, а водной стихией заведовал седобородый Нептун.

Чтобы заручиться божественной поддержкой в каком-либо деле, небожителям приносили богатые дары, строили роскошные храмы и алтари — настоящие произведения искусства. Некоторые из творений древних римлян дошли до наших дней и поражают воображение своей монументальностью и вниманием к деталям.

Зарождение системы и источники информации

Работая над презентацией по легендам и сказаниям Древнего Рима, следует отметить, что эти тексты имели два основных источника — мифологические системы Греции и этрусков. При этом присутствуют и самобытные особенности.

Дата основания Рима

Точная дата создания мифов неизвестна, однако примерно во II — начале I тысячелетий до новой эры появились первые упоминания о древнейшей итальянской культуре. Именно этот период и можно условно считать временем зарождения мифологии. Датой основания Рима, согласно легенде, является 753 год до н. э. А в период, который в истории называется царским, шло формирование общественного строя и религиозных устоев. Как раз в это время и был сформирован римский пантеон, который в дальнейшем практически не изменился.

Отличительная особенность римской культуры — с завоеванием новых земель римляне с удовольствием заимствовали иных богов, включая их в свою мифологическую систему. В результате получилась совершенно уникальная система, в которой заимствованные черты переплелись с собственными.

Основные источники, которые позволяют получить знания о мифах Рима:

Все эти источники позволяют исследователям получать определенные данные о культуре тех времен, мифологической картине мира, о пантеоне небожителей, героях, ритуалах и обычаях.

Наиболее интересные сказания

Мир был создан богом Янусом

Все мифы Древнего Рима можно разделить на несколько групп. Это легенды о сотворении мира и человека, повествования о богах, а также сказания у героев. Очень многие особенности каждой категории были взяты из системы Древней Греции. Однако, например, миф о том, что мир был создан богом Янусом, является собственно римским. Это двуликое божество почиталось как покровитель ворот, римляне полагали, что одно из лиц Януса смотрит в прошлое, второе же направлено в будущее.

Второй необычный миф — о возникновении людей из дубовых корней. Священным деревом считалась и смоковница, под тенью раскидистой кроны которой проводились религиозные обряды, содержание многих из них до нас не дошло. Вот несколько примеров отображения в сказаниях и легендах силы представителей животного и растительного мира:

  1. Под смоковницей волчица кормила основателей Рима, Рема и Ромула.
  2. Капитолийскому дубу Ромул принес первую добычу.
  3. Священными почитались птицы: дятел, орел, гусь.
  4. А волку был посвящен отдельный праздник — луперкалий, который проводился для увеличения плодородия.

Постепенно сказания Рима усложняются, цельная система заменяет собой разрозненные примитивные легенды.

Об основании Рима

Жестокий царь Амулий

При составлении короткого реферата нужно обязательно описать этот самый известный римский миф о двух братьях. Жестокий царь Амулий обманом захватил свою власть и, как и все узурпаторы, очень боялся ее лишиться. Именно поэтому он убивает на охоте своего единственного племянника — основного конкурента, сына свергнутого им царя Нумитора. А Рею, свою племянницу, делает весталкой. Это жрица богини Весты, хранительницы очага. Проживала при храме и была обязана отказаться от создания семьи.

Бог войны Марс пленился красотой Реи, от их союза родились двое близнецов. Гнев царя был страшен, он не поверил Рее, утверждавшей, что детей она родила от бога. По традициям тех лет согрешившую весталку наказывали страшной карой — живьем замуровывали в стену. Эта участь ждала Рею. А ее малышей сбросили с обрыва в воду, также обрекая на смерть.

Однако мальчики выжили. Течение вынесло их на берег, где плач услышала волчица, отдыхавшая в тени смоковницы. Именно она накормила близнецов молоком, спасая их от голодной смерти. Затем дети попали на воспитание к пастуху Фавстулу, который воспитывал их как своих, а в тайну происхождения посвятил уже после взросления.

Рем и Ромул вернулись на свою родину, убили вероломного Амулия, восстановили в правах своего деда Нумитора. А сами решили основать новое государство на тех землях, где много лет назад они нашли свое спасение. Там появился Рим. Легенда на этом не завершается, братья поспорили, чьим именем будет называться новая столица. И Ромул убил своего близнеца, чтобы захватить власть полностью.

Героическое направление

Очень популярными были и мифы о героях, но появились они гораздо позднее, чем сказания о богах. Люди развивались, изучали науку, постигали тайны искусства и мироздания. Очень многое из того, что пугало их предков, постепенно становилось понятным. Поэтому на первый план стали выходить не бессмертные боги, а обычные люди. Так появилась героическая мифология. В этом пласте есть собственно римские элементы, а также заимствованные. Интересно, что героями могли быть не только мужчины, но и женщины.

Матрона Лукреция

Например, матрона Лукреция увековечена в легенде благодаря своей привлекательности и добродетели. Лукреция была замужем, однако ее красота стала причиной того, что царский наследник, не устояв, сделал женщину своей наложницей. Честная дама во всем призналась супругу, после чего у него на глазах покончила с собой, не в силах жить с пятном позора. Ее поступок вызвал бунт, результатом которого стало установление римской Республики.

Клелия — еще одна добродетельная и отважная римлянка. Будучи отданной в жены этрусскому царю, Клелия сумела бежать и на небольшой лодочке в одиночку переплыть могучий Тибр, чтобы вернуться на родину. Царь потребовал вернуть беглянку, на что римляне согласились. Однако сила воли этой девушки произвела на монарха неизгладимое впечатление, и он подарил ей свободу.

Таковы лишь некоторые из мифов Древнего Рима, многие из которых дошли до нас в поздних версиях, запечатленных на страницах книг Вергилия. Мифологическая система ценна сама по себе, а также дает возможность узнать много нового о жизни и традициях жителей Италии прошлых эпох.

Читайте также: