Влияние крупного бизнеса на экономику россии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Крупный бизнес — коммерческие организации, деятельность которых влияет на остальных участников отрасли и расстановку сил на рынке.

Развитие крупного бизнеса ослабляет конкуренцию, способствует развитию монополии, стабилизирует уровень цен в отрасли. На российском рынке крупный бизнес представлен частными и государственными корпорациями, унитарными предприятиями в сфере энергетики, сырья, транспорта.

Разновидности крупного бизнеса

Рост прибыли в крупном бизнесе требует постоянного расширения предприятия: увеличения производственных площадей, покупки нового оборудования, найма сотрудников. Развитие таких компаний сопровождается государственными субсидиями, обильными инвестициями. Представителями крупного бизнеса могут быть:

  • Единое предприятие. Производственный, торговый, исследовательский объект с общей организационной структурой. Такой вид крупного бизнеса встречается в добыче и переработке сырья, часто относится к градообразующим предприятиям.
  • Компания. Группа из нескольких предприятий, составляющих единое юридическое лицо, управляемое группой собственников или менеджеров. Такой вид крупного бизнеса характерен для всех отраслей промышленности, позволяет собственникам снизить издержки, исключив посредников из цепи поставок.
  • Группа компаний. Несколько производственных, торговых, исследовательских предприятий, которые работают независимо и объединены общими собственниками. Такая разновидность крупного бизнеса характерна для государственных корпораций в России, международных компаний, производителей технически сложной продукции.

Российская экономика развивается за счет крупных корпораций, напрямую работающих с властными структурами через государственные заказы. Такие компании предоставляют рабочие места, расширенные социальные льготы, развивают промышленность страны. Главенство крупного бизнеса усложняет выход новичков на рынок, что сужает ассортимент, завышает средний уровень рыночных цен, создает недобросовестную конкуренцию.

Зарубежная экономика построена вокруг мелких предприятий, которые свободно конкурируют друг с другом. Такие компании выпускают разнообразный ассортимент продукции, формируют разброс цен на рынке, простой выход на рынок новых предприятий и высокий уровень конкуренции. Крупный бизнес в зарубежной экономике более обособлен от государства, тесно сотрудничает с мелкими компаниями.

Особенности крупного бизнеса

Количество и динамика развития крупных предприятий зависит от государственного регулирования, особенностей национальной экономики, политической ситуации в стране и мире. Развитие крупного бизнеса двояко влияет на экономику страны, поэтому тщательно регулируется надзорными органами. Для крупного бизнеса характерны следующие черты:

Целью написания курсовой работы является определение роли крупных предприятий в экономике России и их эффективность работы.
В данной работе поставлены следующие задачи:
- проведение литературного поиска по теме работы;
- дать определение понятию крупного бизнеса;
- определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;

Содержание

Введение ………………………………………………………………….… 3
1. Крупные предприятия в экономической сфере России ………………. 5
1.1 Понятие крупного бизнеса …………………………………………. 5
1.2 Основные отличия крупных российских фирм от зарубежных …. 8
1.3 Критерии выделения крупного бизнеса …………………………. 10
1.4 Роль крупного бизнеса в России …………………………………. 12
1.5 Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России …………. 15
2. Анализ влияния крупных предприятий на экономику
России ……………………………………………………………………….. 19
2.1 Место крупного бизнеса в развитии экономики ………………….. 19
2.2 Создание экономической прибыли: анализ российских компаний . 27
2.2.1 Экономическая прибыль российских компаний ……………. 27
2.2.2 Ключевые факторы, влияющие на экономическую прибыль .. 31
Заключение ……………………………………………………………….… 36
Список использованной литературы ……………………………….……. 37

Прикрепленные файлы: 1 файл

к.р.442(11) Роль круп.пр.в экон.Р. и пробл их эффективности.docx

а) имеют объем продаж более 10 млрд. долл.:

б) численность занятых составляет свыше 500 человек;

в) занимают доминирующее положение в одной из значимых отраслей российской экономики.

Всего было выделено 28 таких компаний: 22 компании как лидеры по объему выпуска и еще 6 как отраслевые лидеры. Пять из них являются полностью государственными и десять – преимущественно государственными. Большая часть российского крупнейшего бизнеса – это бизнес государственный.

Крупный бизнес - это не только объемы продаж, но также экономическоеи политическое влияние: ресурсы крупного бизнеса (финансовые, лоббистские, информационные и др.) позволяют ему оказывать заметное воздействие на политические процессы на федеральном уровне и в регионах базирования.

В последние два года политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.

В последние несколько лет политическое влияние крупного бизнеса на федеральном уровне ушло в тень, но в регионах его экономические интересы активно лоббируются и обеспечиваются политическими средствами, усилилось его влияние и на процессы социального развития.

К крупному бизнесу чаще всего относят около 15 бизнесгрупп икомпаний, в основном из экспортно-сырьевого сектора экономикиЯ. Паппэ выделяет 12 крупнейших бизнесгрупп России:

9. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК),

Этот список претерпел изменения по сравнению с аналогичным, разработанным этим же автором несколько лет назад: в него вошли Татнефть и АФК Система, оказались разделенными Альфагрупп и Ренова, по известным причинам выпал ЮКОС. Соотношение крупнейших игроков вэкономике страны меняется.

В данной главе ставилась задача определить критерии выделения крупного бизнеса. Так как общепринятые критерии выделения крупного бизнеса в России не сложились, мы воспользовались методологией ведущего российского исследователя крупного бизнеса Я. Паппэ. Таким образом, мы выяснили, что принадлежность компаний к крупному бизнесу определяется:

- по объему продаж компании;

- по численности занятых людей в компании;

- по положению в одной из значимых отраслей российской экономики [9].

1.4 Роль крупного бизнеса в России

За накопленный опыт отечественный частный крупный бизнес постепенно превратился в значимый институт социально-экономического развития как страны в целом, так и многих субъектов Российской Федерации. Трансформация территориальной структуры крупного бизнеса непосредственным образом влияет на социально-экономическое развитие регионов, прежде всего за счет инвестиций в модернизацию старых и строительство новых мощностей, создания новых рабочих мест. Кроме того, вложения в социальную сферу со стороны компаний дают дополнительный стимул для развития региональной экономики, тогда как территории с отсутствием таких вложений не получают дополнительных преимуществ.
Современная стадия функционирования бизнес-групп и крупных компаний характеризуется осознанно реализуемыми ими стратегиями. Ключевым сектором экономики, где осуществляются подобные стратегии, в силу специализации и условий формирования крупных компаний и бизнес-групп, в России является промышленность. При этом территориальная структура крупного бизнеса имеет свои закономерности и тенденции формирования в разных отраслях промышленности, во многих из них крупный бизнес играет доминирующую роль.

Большинство промышленных предприятий в стране было построено еще в советские времена, роль новых построенных мощностей пока сравнительно невелика, однако она стала заметно возрастать в годы экономического роста. Вхождение отдельно взятого промышленного предприятия в крупную бизнес- группу свидетельствует о потенциальном притоке инвестиций в это предприятие, о его технологических связях и других особенностях развития [5].

Влияние крупного бизнеса проявляется в следующих аспектах:

Во-вторых, если посмотреть, кто является источником налоговых и иных поступлений в государственный бюджет, то окажется, что в основном это крупнейшие российские компании. Именно крупный бизнес может обеспечивать устойчивые отчисления на общественные нужды, а также оказывать содействие в проведении социальных программ.

В-третьих, российская экономика все более становится зависимой от мировых экономических процессов и все более вынуждена отвечать на конкурентный вызов, который проистекает из внешней среды. Лучше всего это могут сделать крупные компании, ибо при определенных условиях потенциально только они на внутреннем рынке смогут составить реальную конкуренцию крупным зарубежным компаниям и сохранить рабочие места.

В-четвертых, крупные компании являются реальной, а может быть, и единственной эффективной силой, которая может противостоять беспределу чиновничества и организованной преступности. Пока они еще не проявили себя в достаточной мере в этой роли. Но уже есть примеры.

В-пятых, крупные компании становятся центрами современного менеджмента. В них стремятся попасть лучшие специалисты, выпускники самых престижных вузов и ведущих школ бизнеса. Многие компании имеют хорошо отлаженные системы организационного развития, в управлении этими компаниями достаточно широкое применение находят передовые информационные технологии [8].

Однако роль крупного бизнеса в российской экономике варьирует от субъекта РФ к субъекту РФ. Как правило, чем более масштабно и диверсифицировано присутствие крупного бизнеса, тем больше его роль в экономике субъекта РФ. При этом кроме основных отраслей промышленности, на которых специализируются крупные компании и бизнес-группы, на территориях присутствия компаний и бизнес-групп в их состав часто входят и объекты здравоохранения, туризма, сельского хозяйства. Это еще больше увеличивает значимость крупного бизнеса в регионах за счет создания и поддержания рабочих мест, уплачиваемых налогов, производства продукции и услуг.

Влияние крупного бизнеса на экономическую ситуацию также зависит и от количества и размеров предприятий, которыми владеет крупный бизнес. Чем большее число производств входит в состав крупных компаний и бизнес-групп, тем сильнее их роль. Аналогичная зависимость характерна и для размеров предприятий: чем они больше, тем сильнее влияние. Иными словами, можно утверждать, что ряд заводов-гигантов играет большую роль для крупного бизнеса в экономике регионов, страны. При этом стоит отметить, что число предприятий оказывает большее влияние на усиление роли крупных компаний и бизнес-групп на территории, чем размер самих предприятий.

Крупный бизнес невозможно не учитывать в текущей работе органов власти различных уровней, а также при разработке стратегий и программ будущего развития РФ. В настоящее время существующие федеральные программы социально- экономического развития страны недостаточно ориентированы на учет крупных компаний и бизнес групп.

Бизнес-группы сыграли существенную роль при адаптации к рыночной экономики крупной промышленности. Очевидно, что в рамках централизованной системы крупное предприятие было чисто технологической, производственной единицей, потому что все финансовые, экономические проблемы решались во внешней среде. Предприятия, которые включены в интегрированные бизнес- группы, легче преодолевают трансформационные шоки, поскольку получают новую среду в виде инвестиционного и маркетингового партнера, а также услуги по стратегическому планированию, по отношениям с общественностью, по подбору, обучению и подготовке персонала [7].

1.5 Взаимодействие крупного и малого бизнеса в России

Хозяйственная структура современного общества представляет собой систему, включающую государственный сектор экономики, корпорации и малые предприятия, взаимодействующие и дополняющие друг друга. Естественно, характер такого взаимодействия определяется экономическими условиями страны, своеобразием текущего этапа её развития. В последние годы, как подтверждает мировая практика, преобладают явно выраженные интеграционные тенденции.

Будучи необходимым элементом рыночной экономики, малое предпринимательство берет на себя некоторые специфичные функции, определяющие его экономические особенности, одна из которых связана, например, с совпадением базовых функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника. Отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами обеспечивает малому предпринимательству множество конкурентных преимуществ.

Другой экономической особенностью малых предприятий является способность быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка,осваивать новые виды продукции, переориентироваться на другие категории клиентуры, а при необходимости осуществить полное перепрофилирование уставной деятельности. Для субъектов крупного бизнеса подобная модель рыночной стратегии неприемлема, поскольку предполагает значительные финансовые потери.

Правомерно также говорить о лучших возможностях малого предпринимательства в инновационном проектировании и экспериментальном внедрении инноваций. Например, в США на малое предпринимательство в целом приходится более половины создаваемых инноваций, а в пересчете на одно рабочее место на малых предприятиях внедряется в 2,5 раза больше инноваций, чем в крупном бизнесе.

Крупный бизнес является не только важной составляющей экономической системы страны в целом. Он оказывает серьезное влияние на окружающий рынок и способен повлиять на экономическую ситуацию в отдельно взятой области деятельности.

Среди основных функций такой формы бизнеса принято выделять:

  1. Финансовый учет.
  2. Маркетинг.
  3. Производство.
  4. Кадры.
  5. Материально-техническое-обеспечение.

Существует и ряд дополнительных функций крупного бизнеса, в число которых входят научно-исследовательские работы, связи с общественностью и поддержка предпринимательства.

Чтобы крупное предприятие могло увеличивать свои доходы, ему нужно постоянно расширять масштаб своей деятельности – в этом заключается одна из главных особенностей этой формы бизнеса. Положительная сторона увеличения масштаба заключается в том, что компания получает новые возможности в производственной и управленческой сферах. Она может развивать дополнительные производства, основанные на использовании отходов, получаемых от основного производства. Однако в ходе развития бизнеса возникают определенные трудности. Так, сложность управления структурой напрямую зависит от ее размера. Происходит замедление взаимодействия между департаментами и подразделениями, что приводит к снижению экономической гибкости крупной фирмы. Руководству становится нелегко контролировать исполнение принятых решений. При этом некоторые подразделения могут преследовать собственные интересы, которые иногда идут вразрез с политикой предприятия.

Плюсы и минусы ведения крупного бизнеса

Эффективность крупного бизнеса гораздо выше, чем среднего и малого, поэтому он оказывает большее влияние на экономику страны. Логично, что основные финансовые потоки сконцентрированы именно здесь. Представители крупного бизнеса в России стремятся увеличить масштабы производства за счет уменьшения издержек на единицу продукции. Обычно это делается путем замены устаревшего оборудования на более эффективное или перераспределения используемых ресурсов. Когда российские предприятия выходят на международный рынок, они получают преимущество за счет использования относительно недорогих ресурсов. А получив доступ к рынку развивающихся стран, фирмы могут даже оказывать воздействие на их экономическую систему.

Среди слабых сторон крупного бизнеса необходимо отметить следующие:

  • Слишком концентрированная экономика;
  • Локализованные хозяйственные отношения;
  • Блокирование горизонтальных экономических связей, которые не могут покинуть пределы компании.

Крупный бизнес в экономике России

Сфера крупного бизнеса в России представлена тремя основными формами.

  1. Самостоятельное предприятие – это неделимый хозяйственный объект с единой структурой производства. В его состав могут входить несколько юридических лиц, однако в таком случае деление будет сугубо номинальным.
  2. Группа компаний, объединенных общей сферой деятельности. При этом каждая отдельно взятая единица может существовать отдельно от остальных. У бизнеса есть один управленческий центр, контроль за всеми предприятиями осуществляет один или несколько собственников.
  3. Интегрированная бизнес-группа – это совокупность предприятий, выступающих в качестве единой группы. При этом они функционируют независимо друг от друга и могут действовать в разных хозяйственных отраслях. Как правило, причиной объединения в группы является наличие общих собственников.

Проблемы и перспективы крупного бизнеса

Российские экономисты ведут жаркие споры о месте крупного бизнеса в современной экономике государства. Соглашаясь с определенными негативными аспектами, все признают его движущую экономическую силу. Однако некоторые склонны считать, что крупные предприятия можно сравнить с трубопроводом, который ничего не производит, а просто помогает перегонять финансовые потоки в казну государства. Учитывая, что в настоящее время главную роль в развитии российской экономики играет все же малый бизнес, такое мнение имеет под собой все основания.

Практика показывает, что обе точки зрения не могут быть идеально правильными. Если проанализировать опыт других развитых стран со стабильной или растущей экономикой, можно увидеть, что крупный бизнес играет там главную роль. При этом значение среднего и малого бизнеса никто не умаляет, так как эти формы обеспечивают серьезную часть занятости населения, за счет чего являются основными налогоплательщиками. Кроме того, именно наличие развитого среднего и малого бизнеса позволяет гарантировать населению стабильный доход.

Главная особенность развития крупного бизнеса в России заключается в том, что именно такие фирмы являются основными налогоплательщиками и обеспечивают своеобразную экономическую подпитку страны. Вторая особенность состоит в том, что в нашей стране крупный бизнес играет огромную роль в процессах внедрения, чего нет ни в одном другом государстве.

Однако следует признать, что развитие крупного бизнеса в России происходит недостаточно эффективно. Для улучшения сложившейся ситуации необходимо создать соответствующие условия, включающие в себя ряд важных мероприятий.

  • Объединение малых фирм в крупные отраслевые компании.
  • Разработка продуманных бизнес-планов для каждой фирмы на ближайшие несколько лет. Это поможет компаниям повысить эффективность своей деятельности, правильно анализировать развитие событий и оперативно реагировать на внештатные ситуации.
  • Участие крупных фирм в российских и международных конкурсах, где они могут наглядно продемонстрировать свои профессиональные успехи. Если компания станет победителем или просто завоюет какой-либо приз, это даст ей возможность получить мировое признание и впоследствии завоевать новые рынки. Следует принимать участие и в инвестиционных ярмарках и выставках, где компании могут привлечь квалифицированные кадры, получить новых клиентов и деловых партнеров.
  • Использование опыта зарубежных компаний в плане обучения персонала. Это позволяет повысить уровень профессионализма сотрудников, что, в свою очередь, выведет фирму на качественно новый уровень.
  • Проведение различного рода акций и рекламных кампаний с целью увеличения объема продаж и повышения доверия потребителей к продукции и услугам предприятия. Кроме того, реклама является отличным инструментом для привлечения внимания потенциальных инвесторов, которые будут готовы вложить средства в дальнейшее развитие бизнеса. Среди наиболее эффективных рекламных способов сегодня принято выделять уличную рекламу, оффлайн и онлайн-объявления, рекламу на радио, телевидении, в СМИ и Интернете. Более того, с каждым годом Интернет играет все более важную роль в плане привлечения клиентов и партнеров, поэтому ни в коем случае не следует пренебрегать этим действенным рекламным инструментом.

При одновременном и грамотном применении всех вышеперечисленных способов у любой компании есть все шансы добиться успеха. Развитие бизнеса важно не только для отдельно взятой компании, но и в разрезе экономики всей России – необходимо помнить, что эффективно функционирующие крупные фирмы действуют во благо экономической ситуации страны.

Региональное развитие в России как фактор и результат функционирования крупного бизнеса

Regional development in Russia as a factor and result of large business operation

Авторы

Аннотация

В статье поставлена проблема влияния крупного бизнеса на развитие регионов России. Проанализированы индикаторы социально-экономического развития российских регионов и их влияние на размещение активов крупного бизнеса. Выявлены регионы с наибольшей инвестиционной привлекательностью для крупного российского и зарубежного бизнеса.

Ключевые слова

региональное развитие, индикаторы регионального развития, крупный бизнес, инвестиции в основной капитал, прямые иностранные инвестиции, инвестиционные проекты крупного бизнеса в регионах

Рекомендуемая ссылка

Authors

Abstract

In the article, the problems faced by the large business influence on the development of Russian regions. Social and economic indicators development of Russian regions and their influence on the location of large businesses assets are analyzed. Regions have the greatest investment appeal for large Russian and foreign business are revealed.

Keywords

large business, regional development, indicators of regional development, investments in fixed assets, foreign direct investment, large business investment projects in the region.

Suggested Citation

Введение

Крупный бизнес является важным актором региональной экономики, способным влиять на ее развитие. Наличие компаний крупного бизнеса в регионе является индикатором инвестиционного потенциала региона, а сами компании становятся полноценным участником региональных экономических отношений.

В регионах России сложилась иерархическая структура крупного бизнеса, которую можно разделить на следующие уровни в зависимости от источника происхождения капитала. Во-первых, – это крупный бизнес федерального масштаба, представленный компаниями, входящими в группы и объединения федерального уровня, выполняющими в регионе функцию главного драйвера инвестиционного процесса. Во-вторых, – это крупный бизнес, представленный компаниями с региональным происхождением капитала. В-третьих, – это крупный бизнес, представленный транснациональными компаниями (ТНК), осуществляющими деятельность в регионе, то есть компаниями с иностранным происхождением капитала. Как правило, иностранные компании осуществляют капиталовложения в форме ПИИ в регионы экспансии.

Крупный бизнес играет важную роль в региональном экономическом пространстве и способен оказать влияние на развитие российских регионов.

Проблемы участия крупного бизнеса в региональном развитии

Инструментарно-методический аппарат проведенного исследования представляет собой сочетание общенаучных и частных методов исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, методы экономико-статистического анализа.

Проблемы участия крупного бизнеса в региональном развитии достаточно активно исследуется такими авторами, как Н.В. Зубаревич, Т.М. Пачиной, А.Н. Олейник и др.

В работах Н.В. Зубаревич анализируются масштабы социальной политики крупного бизнеса в зависимости от территориального присутствия бизнеса в регионах. Так, в базовых для крупного бизнеса городах и регионах социальная политика носит масштабный характер и затрагивает различные слои населения, в регионах экспансии – внутрикорпоративный характер, в полупериферийных регионах – имиджевый характер; в периферийных регионах собственные социальные интересы по реализации социальных программ отсутствуют [3].

Основными факторами пространственного размещения деятельности компаний российского крупного бизнеса на современном этапе его развития являются следующие: территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации, инфраструктурный, информационно-коммуникационных технологий, агломерационный [12].

Особенности российской экономики и доминирование сырьевой модели, ориентированной на экспорт сырья, привели к тому, что российские регионы характеризуются сверхвысокой концентрацией ресурсов в руках немногочисленных компаний крупного бизнеса, работающих в очень немногочисленных регионах и городах. Как правило, это предприятия топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, принадлежащие частным или государственным компаниям федерального масштаба [13].

Региональное развитие: роль крупного бизнеса

Для того, чтобы охарактеризовать ключевые регионы присутствия крупного бизнеса для начала проведем оценку регионов России по ключевым индикаторам регионального развития.

1) Динамика доли региона в ВРП РФ важна для крупного бизнес с точки зрения характеристики общей социально-экономической характеристики региона, на основании которой крупный бизнес принимает решения о целесообразности инвестирования.

Анализ динамики доли региона в ВРП России за период 2000 и 2014 гг. позволил выявить регионы, демонстрирующие положительную и отрицательную динамику (табл. 1).

Таблица 1 — Динамика доли региона в ВРП РФ за период с 2000 по 2014 гг.

Составлено автором на основании расчетов по [11]

2) Динамика доли региона в общей численности населения РФ за период 2000 и 2014 гг. Данный показатель важен для крупного бизнеса и свидетельствует о потенциальном объеме рынка сбыта и такого фактора производства как труд, учитываемого крупным бизнесом при размещении своих активов (табл.2).

Таблица 2 — Динамика доли региона в общей численности населения РФ за период с 2000 по 2014 гг.

Составлено автором на основании расчетов по [11]

Наибольшие темпы снижения численности населения демонстрирует Нижегородская область, где население сократилось за период с 2000 г. с 3598,3 тыс. чел. до 3270,2 тыс. чел. в 2014 г. Иркутская область демонстрирует сокращение численности населения с 2712,9 тыс. чел. до 2414,9 тыс. чел., Пермский край – с 2923,7 тыс. чел. до 2637 тыс. чел. В данном перечне регионов представлен крупный бизнес, как правило, с государственным происхождением капитала, работающий в военно-промышленном комплексе.

Анализ наличия крупного бизнеса в регионах с положительной динамикой общей численности населения РФ, свидетельствует о том, что, наибольший прирост населения демонстрирует агломерация г. Москвы. Так, если в 2000 г. численность населения в регионе составила 8539,2 тыс. чел, то к 2014 г. она выросла до 12197,6 тыс. чел. Далее по темпам прироста численности населения идут республики Северного Кавказа. В Дагестане население к 2014 г. выросло до 2990,4 тыс. чел. по сравнению с 2000 г. — 8539,2 тыс. чел., а в Чеченской Республике до 1370,3 тыс. чел. – с 624,6 тыс. чел. Положительный прирост населения демонстрируют регионы активного присутствия крупного бизнеса: г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Тюменская область, Ленинградская область, Республика Татарстан и др.

3) Динамика инвестиций в основной капитал за период 2000 и 2014 гг. представлена в табл. 3.

Таблица 3 — Динамика доли региона в инвестициях в основной капитал в РФ за период с 2000 по 2014 гг.

Регион РФ Доли региона в инвестициях в основной капитал РФ (в %)
Тюменская область (с автономными округами) -4,7
г. Москва — 2,51
Пермский край -0,99
Республика Дагестан 1,26
Воронежская область 1,09
Сахалинская область 0,86
Нижегородская область 0,79
г. Санкт-Петербург 0,63
Свердловская область 0,51

Составлено автором на основании расчетов по [11]

Отрицательную динамику доли в общем объеме инвестиций в основной капитал за период 2000 и 2014 гг. демонстрируют такие регионы, как Тюменская область (с автономными округами), где сокращение показателя произошло с 200065 млн. руб. в 2000 г до 1690315 млн. руб. – в 2014 г.; г. Москва (-2,51%), где сокращение показателя произошло с 156215 млн. руб. в 2000 г. до 1477372 млн. руб. – в 2014 г.; Пермский край
(-0,99%), где сокращение показателя произошло с 27516 млн. руб. в 2000 г. до 185649 млн. руб. — в 2014 г.

Наибольший рост инвестиций в основной капитал наблюдается в Республике Дагестан, так если в 2000 г. показатель составлял 3479 млн. руб., то в 2014 г. он составил – 211623 млн. руб. В Воронежской области объем инвестиций в основной капитал в 2014 г. составил 243260 млн. руб., а в 2000 г. – 8262 млн. руб. Сахалинская область также демонстрирует высокие темпы роста инвестиций в основной капитал, так если в 2000 г. он составлял 8067 млн. руб., то к 2014 г. поднялся до уровня 210313 млн. руб.

4) Анализ распределения инвестиций в основной капитал по формам собственности за период 2000 г. и 2014 г. позволил сделать ряд следующих выводов:

  • заметно снижение доли государственной собственности в инвестициях в основной капитал по регионам (70 регионов из 79) и увеличение доли частной собственности (74 региона из 79);
  • значительный рост доли государства наблюдается в Орловской области (43,6%);
  • темпы прироста муниципальной собственности в структуре инвестиций высоки в таких регионах как Республика Бурятия (9,8%), Рязанская область (5,7%), Калининградская область (8,9%), Республика Саха (Якутия) (5,1%).
  • рост доли смешанной российской собственности, отражающей интересы иностранных инвесторов в регионах России, наблюдается в таких регионах как Карачаево-Черкесская Республика (27,6%), Ямало-Ненецкий автономный округ (14,3%) Краснодарский край (10,6%), Челябинская область (4,7%), Вологодская область (4,6%), Республика Коми (4,5%), Сахалинская область (4,5%).

Российские регионы развиваются благодаря тем инвестиционным проектам, которые осуществляет крупный бизнес, как с частным, так и с государственным участием.

5) Анализ динамики прямых иностранных инвестиций по регионам России приведен в табл. 4. и свидетельствует о присутствии ТНК в различных регионах России и позволяет выявить наиболее предпочтительные из них для ТНК.

Таблица 4 — Динамика прямых иностранных инвестиций и распределение по регионам (10 регионов с максимальным объемом ПИИ в 2014 г., в %)

Регион Доля региона в ПИИ в 2000, млн. долл. США Доля региона в ПИИ в 2014, млн. долл. США Динамика доли ПИИ (в %)
г. Москва 33,25 48,26 15,01
Тюменская область 3,34 29,8 26,46
Сахалинская область 5,55 13,11 7,56
Челябинская область 0,61 4,32 3,71
Московская область 4,62 3,28 -1,34
Костромская область 0,09 3,15 3,06
Амурская область 0,1 3,09 2,99
Липецкая область 0,03 1,89 1,86
Нижегородская область 0,62 1,37 0,75
Чукотский автономный округ 0 1,11 1,11

Составлено автором на основании расчетов по [11]

Наибольший рост ПИИ наблюдается в регионах, где реализуются новые проекты иностранных компаний в обрабатывающей промышленности и в добыче нефти и газа [3]. Москва стала все более привлекательной для иностранных инвесторов: ее доля увеличилась с 33,25% в 2000 г. до 48,26% в 2014 г. В отношении Москвы срабатывает эффект иерархически-волновой диффузии, когда приходящие в страну новые иностранные инвесторы предпочитают начинать свой бизнес в столичных регионах [5].

Особое место с точки зрения развития иностранного бизнеса занимают два региона, где добыча нефтегазовых ресурсов ведется, в том числе, на основе соглашений о разделе продукции: Сахалинская область и Ямало-Ненецкий АО. Сахалинские нефтегазовые проекты, которые реализуются с участием иностранных инвесторов (не только в рамках СРП), хорошо известны, в Ямало-Ненецком АО на условиях о СРП осваивается Харьягинское нефтяное месторождение, а сам округ входит в число регионов с динамично развивающейся нефтегазодобычей (приуроченной к Тимано-Печерской провинции) [6].

Среди российских регионов лидером по созданию благоприятного климата для иностранного капитала является Калужская область. Специфика работы иностранных инвесторов в России состоит в том, что многие проекты реализуются инвесторами на территории регионов исключительно со 100% иностранным капиталом; иностранные инвесторы не желают передавать передовые технологии, управленческий опыт и прочие инновации российском компаниям.

В Ленинградской области начала нарастать волна инвестиций, прежде всего зарубежных, в создание высокотехнологичных обрабатывающих производств. Сюда пришли такие стратегически важные для России инвесторы, как Caterpillar, Ford, Nokian Tyres, Kraft Foods и десятки других международных компаний. Норвежская компания Jotun Paints, например, сейчас строит лакокрасочный завод в Тосненском районе, немецкий концерн Siemens с нуля создает в индустриальном парке Greenstate в поселке Горелово Ломоносовского района завод по производству газовых турбин мощностью выше 60 МВт, итальянская компания Serioplast начала строительство завода по производству пластиковой упаковки [10].

Республика Татарстан занимает особые позиции при анализе инновационного состояния экономики российских регионов. Из экономических видов господдержки наиболее значимой и практически не имеющей аналогов среди других регионов России является госзаказ на инновационную продукцию (не менее 10% от общего объема госзакупок). В частности, здесь утвержден обновляемый перечень приоритетных видов инновационной продукции, рекомендуемой к приобретению в рамках государственного заказа, при реализации долгосрочных целевых программ, программ технического перевооружения, а также при создании, ремонте и реконструкции объектов капитального строительства в рамках инвестиционных проектов [1].

Следует отметить, что компании крупного бизнеса реализуют модернизационные проекты на территориях своего присутствия. Данные проекты, как было отмечено ранее, могут носить разный характер. Это может быть строительство новых производств или расширение действующих, а также реконструкция или техническое перевооружение имеющихся в регионе производств. Рассмотрим наиболее яркие примеры [7].

В 2014-2015 гг. было реализовано строительство следующих новых производственных мощностей в регионах присутствия крупного бизнеса:

Таким образом, имеет место весьма значимая роль крупного бизнеса, в том числе в формировании экономических трендов регионов и их технологии развития.

Выводы

Крупный бизнес является важным актором региональной экономики, способным повлиять на региональное развитие.

Крупный бизнес при размещении своих активов в регионах, при реализации в них инвестиционных проектов учитывает такие показатели социально-экономического развития российских регионов как валовый региональный продукт, численность населения в регионе, инвестиции в основной капитал, прямые иностранные инвестиции.

Среди российских регионов лидерами по созданию благоприятного климата для компаний крупного бизнеса является Калужская область, Ленинградская область, республика Татарстан, Ямало-Ненецкий АО. В данных регионах крупным бизнесом реализуются модернизационные проекты, включающие в себя как строительство новых производств или расширение действующих, так и реконструкцию или техническое перевооружение имеющихся в регионе производств.

Читайте также: