Влияние компьютерных игр на здоровье человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

5. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер. Книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, Инфорком-Пресс, 2002. 367 с.;

Здоровье – важнейшая ценность для каждого человека. Это тот фундамент, на котором стоится вся жизнь. Только здоровый человек способен полноценно жить, реализовывать себя в обществе. Все понимают ценность здоровья, однако далеко не все стремятся сохранять и оберегать эту ценность.

В современном мире проблема сохранения здоровья становится всё более актуальной. В наше время существует множество факторов, негативно влияющих на здоровье: экологические катастрофы, стрессы, вредные привычки, различные нанотехнологии. Врачи бьют тревогу: с каждым годом здоровых детей рождается всё меньше. Такая неутешительная тенденция становится причиной поиска путей сохранения и укрепления здоровья.

Детей, начиная с дошкольного возраста, приобщают к здоровому образу жизни. Однако, в разъяснениях детям о важности сохранения и укрепления здоровья мало практического подкрепления. Заниматься физической культурой и полноценно питаться (так приобщают детей к здоровому образу жизни) – это ещё не все факторы, способствующее сохранению здоровья.

В современном обществе одним из факторов, разрушающих здоровье ребенка, является компьютеризация. У многих детей наблюдается компьютерная зависимость. Уже в детских садах у большинства дошкольников имеются современные телефоны, и даже планшеты.

Практически в каждой семье есть компьютеры, и родители часто разрешают своим детям играть в компьютерные игры. Так, ребенок играет и не мешает родителям заниматься своими делами. Однако большинство компьютерных игр катастрофически влияют на психику ребенка.

Следует начать о влиянии компьютерных игр на физическое здоровье детей. Во-первых, долгое сидение перед компьютером в одной позе способствует искривлению еще неокрепшего позвоночника детей. Также, неизбежна гиподинамия. Во-вторых, при частом использовании мышки происходит однообразная нагрузка на кисть руки, что способствует сдавливанию нервов. В-третьих, пагубное влияние на зрение, так как дети, следя за ходом игр, не отрывают взгляд от монитора. В-четвертых, частые и длительные игры на компьютере перегружают нервную систему ребенка, что способствует появлению головных болей. Также следует отметить, что дети часто, играя в компьютерные игры, используют наушники, чтобы не мешать родителям. Это не только негативно влияет на слуховые органы, но и является причиной перегруженности нервной системы, и как следствие, появлению головных болей.

Таким образом, компьютерные игры пагубно влияют на физическое здоровье детей. Не следует забывать о катастрофическом влиянии компьютерных игр на неокрепшую и ранимую психику ребенка.

Компьютерные игры, которые привлекают детей с дошкольного возраста, обычно по своему характеру динамичные, яркие и красочные, сюжетные, представляющие собой на протяжении сюжетной линии преодоление различных препятствий. Если же это игры, отображающие человеческий мир, а не сказочный, то такие игры по оформлению в основном реалистичны. Преодолевая препятствия на протяжении игры, ребенок находится в состоянии напряжения, волнения, ожидания беды и нападения. Некоторые персонажи игр внушают детям различные страхи. Таким образом следствием становится возникновение тревожности.

Многие игры подразумевают под преодолением препятствий убийство персонажей. Особенно опасно, если при этом игра отображает человеческий мир. Виртуальность захватывает ребенка, зомбируя его сознание, и переключить детей на реальность трудно. Убивая в виртуальных играх, ребенок сможет причинить вред сверстнику в реальности, не говоря уже о реальном убийстве. К сожалению, и такие случаи были. Так, поведение героев компьютерных игр дети часто берут за образец. Это гарантирует зарождение в ребенке агрессии и жестокости.

Следует отметить, что большинство компьютерных игр влияют на интеллектуальную сферу ребенка. В последнее время у детей, часто играющих в компьютерные игры, наблюдается расстройство внимания. Это отражается на занятиях, когда ребенку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо: на задании, образце, записях на доске, картинках и т.д. Страдает мышление, воображение. Технологическое мышление заменяет творческое.

Отметим, что компьютерные игры негативно влияют на сферу общения детей. Чем больше у ребенка проблем общения со сверстниками, тем больше он подвержен виртуальным играм. В результате, компьютер становится заменителем друзей, прогулок. Ребенок не учится общаться со сверстниками, речь не развивается, в дальнейшем он может совсем отказаться от общения. Это способствует возникновению проблем в формировании социальных контактов с внешним миром.

Огромную опасность для детей представляют компьютерные интернет-игры. Они вызывают большую компьютерную зависимость. Такие игры, в основном, платные. Мы часто наблюдаем, как дети просят у родителей деньги на сладости и развлечения. На самом деле, большинство детей просят деньги на интернет-игры, пополняя счёт своего аккаунта. Многие родители не знают об этом, да и в целом про особенности интернет-игр. На самом деле, платные интернет-игры выманивают деньги таким образом: сначала предоставляется возможность поиграть в неё бесплатно, пройти несколько уровней, но на пике событий требуется пополнить счет для возможности продолжения игры. Так, ребенок, играя в интересную и захватывающую игру, вдруг видит, что закончились деньги, и пройти на следующий уровень невозможно, или же нельзя купить эликсир жизни и другие дополнительные бонусы. Ребенок пойдёт просить деньги, обманывая родителей, так как на игру они деньги, разумеется, не дадут. И с каждым уровнем денег требуется всё больше и больше. Появляется зависимость от интернет-игр. Это способствует проявлению приступов агрессии, тревожности. В дальнейшем возможен и такой поступок детей, как кража, а это уже преступление. Следствием может стать распад моральных ценностей ребенка.

Таким образом, большинство компьютерных игр оказывают пагубное воздействие на физическое и психическое здоровье детей. Однако есть множество развивающих компьютерных игр. Чтобы избежать компьютерной зависимости у детей, родителям следует критически относиться к выбору компьютерных игр и никогда не вестись на рекламу в интернете. Но, даже развивающие компьютерные игры вредят физическому здоровью ребенка, поэтому необходимо ограничивать время пребывания детей за компьютером (максимальное время – 30 минут с перерывами каждые 5-10 минут). А главное условие по преодолению компьютерной зависимости у детей – уделять им больше внимания: приглашать друзей ребенка, знакомить его с разными формами досуга, гулять всей семьей, вместе выполнять домашние задания. И тогда компьютерные играм не будет места в жизни ребенка.

Игромания – тяжелое психическое заболевание, которое сходно с алкоголизмом или наркоманией по своей симптоматике и последствиям. На первый взгляд эта болезнь может показаться не такой серьезной, но на самом деле игровая зависимость оказывает разрушительное воздействие на психику и ведет к полной десоциализации и распаду личности, а также может привести к суициду.

Содержание:

Последствия для здоровья

Патологическое пристрастие к играм затрагивает все сферы человеческой деятельности. В первую очередь, конечно же, страдает психическое здоровье. Угнетенное эмоциональное состояние постепенно приводит и к последствиям для здоровья. Нередко у людей, страдающих данным заболеванием, развиваются и другие виды аддикций, в том числе химическая зависимость от веществ наркотического действия. Все эти факторы пагубно сказываются на общем состоянии зависимого и могут привести к весьма плачевному исходу.

Каковы последствия игромании для здоровья человека?

  • Обсессивно-компульсивные расстройства личности, депрессия, бессонница;
  • Зависимость от психически-активных веществ;
  • Головные боли и мигрени;
  • Заболевания позвоночника;
  • Проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • Сердечно-сосудистые заболевания;
  • Гипертонические болезни.

Последствия для психики

У зависимого от игр человека со временем неизбежно наблюдаются патологические изменения психики. Все чаще он испытывает эмоциональную подавленность и депрессивные настроения.

Главные последствия игромании психического характера:

  • Снижение самооценки;
  • Проявление нездоровых черт психики: лживости, склонности к конфликтам, безответственности по отношению к близким и своим обязанностям, безразличия к чужим потребностям;
  • Тяжелые негативные эмоции и состояния (тревожность, дисфория, гнев, агрессия, суицидальные мысли, апатия);
  • Аффективные расстройства, такие как депрессия;
  • Формирование зависимости от алкоголя или наркотиков;
  • Ухудшение памяти и нарушение мыслительной деятельности.

Социальные последствия игромании

Больной не только разрушает свое здоровье и социальную жизнь, но и наносит вред окружающим его людям, в особенности родным и близким. Если человек зависим от азартных игр, то ему постоянно требуются все большие суммы денег. При этом он, как правило, перестает ходить на работу и выполнять какие-либо обязательства, становится недисциплинированным и безразличным к своей семье.

Происходит фиксация на игре и на всем, что с ней связано, остальное отодвигается на второй план – зависимый перестает соблюдать элементарные правила гигиены, режим сна, нормально питаться и т.п.

Родственники игромана попадают в сложную психологическую и финансовую ситуацию.

Основные последствия игромании в социальной жизни:

  • Распад семьи, испорченные отношения с родственниками, коллегами по работе, друзьями;
  • Потеря профессионального мастерства, разрушенная карьера, потеря работы, места в учебном заведении;
  • Долги, тяжелое финансовое положение;
  • Потеря социального статуса в обществе и маргинализация (человек становится нищим, бездомным);
  • Проявление криминальных наклонностей (воровство, мошенничество), как следствие, проблемы с законом.

Последствия компьютерной игромании

Данное заболевание получило свое развитие в связи с ростом индустрии компьютерных игр и цифровых технологий. Причем компьютерной игровой зависимости подвержены как дети, так и взрослые. Болезнь может грозить полной социальной дезадаптацией, серьезными последствиями для здоровья и личности человека в любом возрасте.

Последствия игромании у детей

Компьютерная зависимость у детей развивается достаточно быстро и носит тяжелый характер. В младшем возрасте ребенок, чрезмерно увлекающийся играми на компьютере, планшете или смартфоне, теряет связь с реальностью. Для него стираются границы между виртуальным и реальным миром. Отрывание его от игр и возвращение к повседневной жизни начинает вызывать негативные эмоции и реакции.

У ребенка, страдающего компьютерной игроманией, наблюдаются следующие проявления:

  • Капризы, неуправляемое поведение, агрессия;
  • Плохой сон, кошмары;
  • Потеря интереса к обычным развлечениям, прогулкам, своим игрушкам;
  • Задержки в развитии.

Последствия игромании у подростков

В подростковом возрасте дети характеризуются нестабильным эмоциональном фоном и частыми перепадами настроения. Развитие заболевания у подростков только усугубляет ситуацию. Ребенок начинает хитрить и обманывать родителей, учителей для того, чтобы побольше времени провести за любимой игрой и избежать других важных дел.

Компьютерная игромания у подростков порождает множество проблема и приводит к тяжелым последствиям:

  • Нервные срывы, депрессивные и тревожные состояния, апатия;
  • Потеря интереса к общению с друзьями, к учебе;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение успеваемости;
  • Физические недуги (проблемы со зрением, мигрени).

Заключение

Также известны трагические случаи, когда подросток причинял вред своим близким в состоянии аффекта или же многочасовое просиживание за игрой оборачивалось истощением, обезвоживанием и приводило к летальному исходу.

Казанский Государственный Медицинский Университет. Опыт работы с зависимыми - 12 лет

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Компьютерные игры и их влияние на организм человека

В настоящее время с компьютерными технологиями связаны практически все сферы жизнедеятельности человека – и познавательная, и трудовая, и коммуникативная, и творческая, и рекреационная, и др.

Компьютерные технологии, в частности компьютерные игры, привлекают пользователей яркими реалистическими сюжетами, графикой, звуковым сопровождением и оказывают большое влияние на мировоззрение современных молодых людей. Гейм-индустрия поистине добилась успехов в современном обществе. Невообразимые вселенные, искусственно созданные миры – этим мир игр и привлекает обычного обывателя, возможность виртуально побывать везде, используя только компьютер или другие электронные гаджеты.

С одной стороны, компьютерные игры развивают скорость реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию. Вдобавок, компьютерные гаджеты прививают навыки: классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели.

С другой стороны, злоупотребление компьютерными играми характеризуется: неподвижным образом деятельности, большой усталостью глаз, однотипными и монотонными действиями рук, нервным и эмоциональным напряжением, воздействующим на психику.

Ключевыми факторами, воздействующими на иммунитет человека при работе за ПК считаются: мерцание монитора, электромагнитное излучение, монотонный шум, воздействие на психику, неудобная поза, микроклимат помещения, протяженный режим работы.

При непрерывном контакте с монитором его мерцание приводит к ухудшению зрения. Появляется сухость и боли в глазах, быстро наступает усталость. Длительные работы за ПК увеличивают риск глазных заболеваний, таких как миопия (близорукость), дальнозоркость, глаукома.

Остро встает вопрос и о заболеваниях суставов и мышц опорно-двигательного аппарата человека. Малодинамичное положение – сидя, способствует затеканию тела, боли в шее и спине, покалыванию в ногах. Однообразное положение кисти на игровой мышке, долговременное неправильное положение позвоночника дает сильную нагрузку на позвонки и мышцы, удерживающие скелет, что приводит к распространённым заболеваниям среди геймеров – синдрому запястного канала или, как его еще называют, туннельному синдрому и раннему остеохондрозу.

Кроме того, интенсивная работа или игры за ПК порой не оставляют время на правильное питание и зачастую люди попросту забывают поесть или же откладывают прием пищи на потом, тем самым нарушая принципы правильного питания и здорового образа жизни. Неправильное питание снижает умственные способности организма и ухудшает работоспособность пользователя.

Таким образом, человек, продолжительно сидящий за компьютером находится в зоне риска таких заболеваний как: все сердечно-сосудистые заболевания, некоторые заболевания глаз, болезни опорно-двигательного аппарата, болезни желудочно-кишечного тракта и психические расстройства.

При этом постоянное обновление и совершенствование компьютерных игр влечет рост числа потребителей данной продукции. Психологам все чаще приходится сталкиваться с проблемой повышенного интереса людей к компьютерным играм и даже с игровой компьютерной зависимостью.

Первые признаки игровой зависимости, которые должны насторожить играющего – регулярное увеличение количества времени, которое он проводит в игре. Постоянные мысли и разговоры об компьютерных играх во время других занятий и мероприятий. Убегая от тревоги и депрессии человек все чаще стремиться сесть за компьютер и поиграть. Зависимый человек стремится скрыть, что он проводит много времени в игре, из-за этого лжет родным и друзьям. В результате, появляются такие симптомы как раздражение, гнев, агрессия при попытке близких сократить время игры и запретить ее вовсе. Зависимый человек выпадает из общества, становится менее разговорчивым, отказывается от прежних хобби, общения с окружающими.

Игровая зависимость широко распространена в мире и в том числе в России. Разнообразные виды и формы компьютерных игр, рассчитанные на интересы разных категорий населения, привлекают к себе внимание все большего количества людей. В наибольшей степени влиянию компьютерных игр подвергаются дети и подростки.

Выявлено, что интересы младшего подростка отличаются большей устойчивостью по сравнению с интересами детей младшего школьного возраста. Некоторые интересы сохраняются в течение всего подросткового возраста, углубляясь и обогащаясь содержанием, и впоследствии остаются на всю жизнь. В младшем подростковом возрасте интересы часто приобретают форму увлечений, которые могут захватить ребенка в ущерб другим видам деятельности.

В связи с этим в качестве испытуемых был выбран младший подростковый возраст как начальный этап подросткового периода развития.

Нами был проведен опрос среди школьников малого города Красноярского края. Выборка составила 16 человек возраста 12-13 лет. Для проведения исследования был использован тест-опросник, разработанный А. В. Гришиной и позволяющий оценить количественную выраженность степени увлеченности младших подростков компьютерными играми. Опросник содержит 22 вопроса, определяющих пять 5 основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерным играм; самоконтроль в компьютерных играх; целевая направленность на компьютерные игры; родительское отношение к компьютерным играм; предпочтение виртуального общения реальному.

Были выявлены 3 уровня результатов. Характеристика уровней представлена в таблице 1.

Таблица 1 – характеристика уровней вовлеченности в компьютерные игры

Увлеченность компьютерными играми носит характер развлечения, не имеющего негативных последствий. Дети контролируют свою игровую активность, редко играют и думают об игре.

Компьютерные игры являются важной частью жизни подростка; его внимание сфокусировано на определенных видах компьютерных игр, но при этом он не теряет контроля над частотой игровых сеансов и временными затратами на игру.

Компьютерные игры занимают все свободное время; подросток думает об играх, о достигнутых результатах, стремится повысить уровень этих результатов

Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что 31% опрошенных имеют естес твенный уровень вовлеченности в компьютерные игры, 63% подростков имеют средний уровень, причем 19% близки к зависимости, и зависимость от компьютерных игр наблюдается у 6% опрошенных.

Результаты опроса позволяют утверждать, что компьютерные игры имеют значительную популярность среди подростков и на этой проблеме стоит заострить внимание, т. к. недуги, создаваемые электронно-вычислительной техникой, проявляются несколько позже.

Именно поэтому необходимо продуктивно использовать потенциал профилактической деятельности и проводить коррекцию зависимого поведения. Психолого-педагогическая работа в этом направлении должна основываться на принятии, понимании и доверии подростка. В противном случае он не пойдёт на контакт, в результате чего работа с ним будет малопродуктивна. Особое значение при этом приобретает выбор адекватных форм и методов работы. От того, насколько они будут верно подобраны, зависит успех профилактической деятельности образовательного учреждения. Наиболее эффективные формы работы с подростками — проекты, ролевые игры, тренинговые занятия, анкеты, семинары.

Любая профилактическая программа включает определённые виды деятельности по таким направлениям:

1) выявление подростков, склонных к компьютерной зависимости, а также к другим видам зависимого поведения;

2) тесное взаимодействие с семьёй;

3) знакомство родителей и детей с информацией о причинах, формах и последствиях компьютерной зависимости;

4) формирование у подростков навыков анализа, критичной оценки получаемой информации, умения принимать правильные решения;

5) предоставление подросткам альтернативных видов деятельности;

7) взаимодействие с другими организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Список литературы:

1) Иванова, Л. А. Влияние компьютерных игр на организм человека / Л. А. Иванова, О. А. Казакова, И. В. Соловьева, Т. А. Хусаинова // Olympus . – 2020. – № 1 (10). – С. 97–101.

2) Котлярова, В. В. Влияние компьютерных игр на психику человека / В. В. Котлярова, А. А. Оганесян // Аллея науки. – 2017. – № 8. – С. 680–683.

3) Фадеева, С. В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков / С. В. Фадеева // Народное образование. – 2011. – № 8. – С. 276–280.


Компьютерные игры в настоящее время стали реальной составляющей жизни большого количества детей, многие проводят за компьютерными играми часы и даже дни. Опасность компьютерных игр в настоящее время уже доказана учеными. Особенно важно понимать насколько этот вид занятий влияет на формирование личности ребенка, успеваемость в учебе и качество жизни в целом.

Изначально идея создания компьютерной модели реальной ситуации (компьютерной игры) очень нужная и позитивная. Компьютерная игра позволяет моделировать реальные ситуации, которые могут случиться в различных сферах жизнедеятельности человека. Через моделирование ситуаций и условий профессиональной деятельности мы можем выработать необходимые для успешного выполнения обязанностей навыки. Такого рода симуляторы могут применяться почти в любой профессиональной сфере – военной (симуляторы вождения, авиасимуляторы, тактические игры), экономической (финансовые симуляторы), технической (симуляторы сборки сложных конструкций) и в других видах деятельности. Симуляционные технологии предоставляют возможность проиграть заранее различные варианты действий сотрудников в определенных условиях, что позволяет обучиться правильным моделям действий. Компьютерные игры развивающего плана изначально создавались для облегчения работы педагогов-дефектологов и педагогов-психологов с детьми, имеющими ограничения в возможностях здоровья. С этой стороны компьютерные игры и симуляторы приносят только пользу.

Однако, развитие игровой индустрии и проникновение игр в нашу обычную жизнь, стало, как ни странно, проблемой для большого количества людей. Игровая зависимость — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и/или компьютерными играми. Впервые этот феномен был описан американскими учеными в 1983 году на примере аркадной игры Pac-Man. По данным исследований было выявлено, что по ряду признаков увлеченность этой игрой похожа на зависимость от психоактивных веществ. Игровая зависимость включена в проект 11-го перечня международной классификации болезней, что означает официальное признание данного состояния заболеванием. С этой точки зрения компьютерные игры наносят колоссальный вред как психическому, так и физическому здоровью человека!

Почему же так происходит и можно ли это как-то контролировать? Или избежать?

Существует несколько факторов, влияющих на развитие игровой зависимости. Во-первых, это особенности личности. У некоторых людей через игру может происходить компенсация нереализованных жизненных потребностей. Погружение в виртуальную реальность помогает добиться иллюзорной самореализации и защититься от внешнего мира, добиться состояния психологического благополучия, пусть на короткий срок. Например, если у человека нереализованные лидерские амбиции, потребность в контроле за окружающей его ситуацией, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и противоположным полом, он может реализовать все это в виртуальном мире. В виртуальном мире есть правила, которые игроки достаточно быстро осваивают, но, в отличие от реального мира, эти правила программа не нарушает. Более того, игроки находят лазейки, чтобы можно было эти правила обойти, что не влечет за собой какой-то ответственности перед обществом или другим человеком.

Как понять что компьютерная зависимость уже сформировалась?

На самом деле этот вопрос должен находиться в сфере ответственности, прежде всего, родителей и близких человека, страдающего игровой зависимостью. Потому что чаще всего игроманы не признают наличия у себя зависимости и многие воспринимают агрессивно любые попытки нарушить их сложившийся жизненный уклад. Самое главное в этом случае – дать человеку понять, что он нуждается в помощи. В настоящее время врачами и психологами разработаны критерии для диагностики зависимости от компьютерных игр (DSM). Этот небольшой опросник позволяет выявить степень приверженности к компьютерным играм:

  1. Вы много думаете об игре, даже если занимаетесь другими делами, и планируете, когда сможет поиграть.
  2. Возникает чувство беспокойства, раздражительности, злости или грусти при попытке сократить время игры или в ситуациях, когда нет возможности поиграть.
  3. Появляется желание играть больше времени и использовать для этого более мощный компьютер.
  4. Вы понимаете, что должны сократить время игры, но не можете себя контролировать.
  5. Отказ от других развлечений (хобби, встречи с друзьями) в пользу компьютерных игр.
  6. Вы продолжаете играть, даже если осознаете негативные последствия своей зависимости: плохой сон, опоздание в школу или на работу, слишком большие денежные траты, конфликты с близкими и пренебрежение важными обязанностями.
  7. Ребенок лжёт родственникам, друзьям и другим людям о количестве времени, проведённом в игре.
  8. Игра используется для ухода от решения текущих проблем и эмоциональных состояний.
  9. Из-за игры есть риск потерять работу, разорвать отношения с близкими или утратить другие возможности.

Какие последствия возникают от игровой зависимости?

Сами игроки часто не замечают своих проблем, их видят в основном окружающие. Наличие игровой зависимости часто не осознается человеком, но у него определенно есть проблемы, которые видят и чувствуют окружающие:

  1. нарушения самоидентификации человека, когда он из члена семьи вдруг начинает ощущать себя не реальной личностью, а компьютерным персонажем;
  2. нарушения волевого контроля;
  3. снижение числа контактов с реальным внешним миром, что приравнивается к нарушению семейной и социальной адаптации;
  4. общая деградация личности – отсутствие гигиены, снижение ответственности в отношении бытовых дел и рабочих (учебных) обязанностей;
  5. нарастающее количество долгов и кредитов;
  6. ухудшение физического состояния – снижение зрения, избыточный вес и проблемы с позвоночником.

Что же делать тем, кто понимает, что у него или у его родственника/друга игровая зависимость?

В первую очередь необходимо обратиться к психологу или врачу-психиатру. И в данной ситуации необходимо отбросить сомнения по поводу обоснованности такого обращения, ведь речь идет о спасении жизни человека. Известны случаи, когда слишком долгая игра приводила к фатальным последствиям вплоть до смерти от истощения. Важно, если это Ваш родственник или друг, постараться наладить контакт с ним и постараться вовлечь его в сферу жизненных интересов, убедить вместе противостоять такой пагубной привязанности. Поскольку игровая зависимость может быть приравнена по силе зависимости от психоактивных веществ, избавиться от нее достаточно сложно, но это возможно. Главное – вера в себя, в свое будущее и поддержка специалистов и близких людей!

Читайте также: