Влияние китайской культуры на соседние народы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Практическое занятие №8

Тема: Китайская культура и ее влияние на соседние народы

Прочитайте тексты №1-3 и заполните таблицу:

Текст №1. Образование и наука в Китае

Для управления огромной страной правительству требовались грамотные люди. В городах Китая было много школ и высших учебных заведений, но учились в них лишь дети феодалов и купцов. Чтобы стать чиновником, надо было сдать сложные экзамены.

В Китае выпускались учебники по строительству оросительных сооружений, земледелию и другие книги. В больших библиотеках заботливо хранились и переписывались древние рукописи. В VII веке в императорской библиотеке насчитывалось около 90 тысяч томов.

В VIII веке в Китае было открыто одно из первых в мире научных учреждений - Академия наук . Китайские учёные сделали много выдающихся открытий. Математики решали сложные задачи, связанные со строительством; в VII веке в Китае насчитывалось больше 3 тысяч учёных-математиков.

Врачи знали множество лекарств. Они умели делать сложные операции и пользовались средствами для обезболивания. Величайшим достижением китайской медицины были прививки от оспы.

Китайские путешественники много сделали для развития географии. Они побывали в Средней Азии, Индии и Индонезии, правдиво описали жизнь и обычаи многих народов. Моряки составили подробные карты морского побережья Юго-Восточной Азии.

Текст №2. Изобретения

Китайцы первыми научились печатать книги. Сначала мастера вырезали текст на гладких деревянных досках, иероглифы покрывали тушью и накладывали на них бумагу. При этом каждый новый текст приходилось опять вырезать на доске. От частого смачивания краской доска разбухала и быстро рассыхалась. В XI веке был изобретён разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Иероглифы сначала лепили из глины, а затем научились отливать их из металла. Появились типографии, развернулась торговля книгами.

В XI веке китайские моряки начали применять компас, изобретённый ещё в древности. С помощью магнитной стрелки они могли точно определять направление в открытом море.

Текст №3. Вклад Китая в мировую культуру

Достижения китайской культуры перенимали другие народы. Из Китая Япония и Корея заимствовали письменность, в эти страны перешло и книгопечатание. Корейские и японские врачи приезжали учиться в Китай.

Бумага из Китая была завезена в Среднюю Азию. Её научились изготовлять арабы, а от них - европейцы.

Производство шёлка из Китая перешло в Византию, а затем в Италию и во Францию. Приобретая шёлковые вышивки и фарфоровую посуду, другие народы знакомились с китайским искусством.

Арабы познакомились в Китае с компасом. В XIII веке через арабов он стал известен европейцам. Применение компаса содействовало развитию мореплавания.

В средние века талантливый китайский народ добился выдающихся успехов в науке, технике и искусстве. Китайская культура была в то время намного выше европейской.

12.1. Основные направления влияния китайской культуры на страны АТР.

12.2. Трансформация китайской модели культуры в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Основные направления влияния китайской культуры на страны АТР

Китайская культура была заимствована многими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона: странами Восточной Азии (Кореей, Японией) и Юго-Восточной Азии (Вьетнамом, Таиландом и др.). Эти страны образуют ареал распространения буддо-конфуцианской цивилизации, где Китай выполнял роль доминирующего центра, а остальные – роль культурной периферии. При этом китайское наследие усваивалось в разном объеме, творчески перерабатывалось, обновлялось и каждая из культур сохраняла или создавала собственные уникальные феномены.

Основные направления китайского влияния:

Во-первых, китайская модель государственности. Это централизованное имперское государство с сакральной властью правителя, наличием развитого бюрократического аппарата, формирующегося на основе экзаменов. В Китае престиж гражданской службы был выше, чем военной, бюрократия являлась также одновременно жреческим сословием и интеллигенцией.

Во-вторых, китайская иероглифическая письменность. Китайское иероглифическое письмо рассматривалось прежде всего как священный язык, имеющий сакральное значение как посредник между Небом и земным миром, владение письмом позволяло проводить магические процедуры, гадание и т.п. Китайская письменность была государственным официальным языком не только для множества говорящих на разных диалектах народов Китая, но и во всех странах ареала – в Корее, Вьетнаме, Японии и др. Таким образом, письменный язык выступал как средство политического, экономического и культурного общения.

Таким образом, китайская модель культуры заимствовалась странами АТР как целостный комплекс, включающий государственное устройство и организацию правящего класса, религиозные вероучения, письменность, литературу и искусство, бытовую культуру.

Трансформация китайской модели культуры в странах Восточной

И Юго-Восточной Азии

Все страны буддо-конфуцианской цивилизации подверглись влиянию китайской культуры, но заимствованный комплекс трансформировался в них в соответствии с местными условиями и конечные результаты оказались совершенно разными.

Китайское государственное устройство воспринималось корейской элитой того времени как сакральное, т.е. имеющее не рациональное, а магическое значение, поэтому оно заимствовалось целиком, со всеми министерствами и ведомствами, центральной и местной администрацией, бюрократическими процедурами, системой экзаменов, кадровым составом. Это привело к тому, что в Корее сравнительная численность служилого сословия (янбан) была во много раз выше, чем в Китае. Если в Китае численность чиновников никогда не превышала 1,5–2 %, то в Корее в некоторых местностях или в некоторые периоды истории она доходила до 25 и даже 75 % населения. Такой гипертрофированный рост бюрократии в ущерб производящим слоям населения иногда совершенно дезорганизовывал экономику и социальный порядок в стране. В Корее военная служба, в отличие от Китая, была такой же престижной, как гражданская, что объясняется бурной военной историей страны и необходимостью отстаивать независимость от воинственных соседей (Китая, Японии и др.)

Пищевые традиции корейцев также имеют много общего с китайцами, корейская кухня занимает среднее положение между китайской кулинарией, стремящейся максимально изменять вкус продуктов, и японской, стремящейся максимально сохранять натуральный вкус.

В Японии процесс создания государства по китайской модели, известного в японской историографии как государство рицурё, начался в 645 г. с переворота Тайка. С этого момента начинается проведение целого ряда реформ: административных, управленческих, экономических. В это время была отменена частная собственность на землю и введена государственная, что привело к созданию надельной системы хандэн, ставшей экономической основой государства. Эти реформы привели к появлению первой постоянной столицы Японии – г. Хэйдзё – и укреплению буддизма как основной государственной религии. Заимствована была также китайская письменность и литература, придворная аристократическая культура, основные жанры и сюжеты искусства.

Буддизм в Японии занимал несколько иное место в обществе, чем в Китае. В Японии эпох Нара и Хэйан он насаждался прежде всего как официальная религия централизованного государства. Правительство было инициатором строительства крупнейших буддийских храмов и контролировало жизнь буддийской общины. Позднее, в период военного правления (XIV-XIX вв.), дзен-буддизм становится идеологией воинского сословия, административной и художественной элиты.

Заимствованные в Китае жанры и сюжеты литературы, живописи в Японии стали быстро наполняться местным содержанием. Создавались японские исторические хроники, поэзия на бытовые сюжеты, обрабатывался местный фольклор.

Таким образом, в результате синтеза китайской и местной культуры в Корее, Японии и других странах Восточной Азии возникли различные культуры, многие достижения которых имеют всемирное значение. Сильнее всего китайская модель культуры видоизменилась в Японии. Главная причина – Япония состоит из группы островов, что затрудняет объединение страны в единое государство. Хозяйственной необходимости для объединения также не было, т.к. в Японии не существовало великих рек, как в Китае, не было необходимости сосредоточить все силы общества для строительства дамб, плотин т.д.

В культуре стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд, Камбоджа и др.) можно выделить три составляющих: местную, индийскую (влияние Индии) и китайскую (китайское влияние).

На территории п-ова Индокитай находится Юго-Азиатский центр генезиса человечества, т.е. там найдены стоянки и костные останки древнейшего человека, археологические памятники. Таким образом, еще до индийского и китайского культурного влияния на территории нынешних Вьетнама, Таиланда и др. существовали достаточно развитые местные культуры (например, донгшонская для Вьетнама). На основе этих древнейших культур развивалась народная деревенская культура Вьетнама, т.е. культура большинства населения. Ее элементами являлся, например, общинный дом – динь, погребальные сооружения отдельных семей – дены и деревенские буддийские храмы – тюа.

Индийская традиция во Вьетнаме активно усваивалась в первые века н.э. и адаптировалась в основном тьямами – одним из народов Вьетнама, живущими и сейчас на территории страны.

Все эти различия объясняются вообще тем, что Вьетнам по численности населения, многообразию климатических и этнокультурных зон, богатству и экономическому развитию, творческому потенциалу элиты значительно уступает Китаю. Кроме того, Вьетнаму постоянно приходилось тратить много сил и средств на противостояние агрессии соседних государств.

Таким образом, заимствуя единый китайский культурный комплекс, страны АТР творчески преобразовали его в соответствии с потребностями принимающего сообщества, образовав собственные оригинальные культуры в рамках буддо-конфуцианской цивилизации. Некоторые из стран – культурных реципиентов Китая впоследствии кое-в-чем обогнали своего учителя и, в свою очередь, выступили для него культурой-донором. Например, Япония послужила Китаю посредником в знакомстве с европейской наукой и культурой, так что европейская научная терминология заимствовалась китайцами из японского языка.

Библиографический список

1. Глухарева О.Н. Искусство Кореи: с древних времен до XIX в. – М., 2002.

2. Иванова Е.В. Очерки культуры тайцев Таиланда. – М., 1996.

3. Кожевников В.В. Очерки древней истории Японии. – Владивосток, 1998.

4. Кожевников В.В. Очерки истории Японии XII-XVI вв. – Владивосток, 1999.

Китай тысячи лет не допускал к своей территории иностранных гостей, что позволило создать здесь особую атмосферу, жизнь и идеологию, которая была характерна исключительно для китайцев.

Общая характеристика культуры Китая

В меру возможности современных технологий и развития культуры, многие европейцы и американцы считают, что культурное развитие китайцев отстает от современного мира. Все из-за того, что Китай долго оставался закрытым для других народов и изолированным государством.

Традиционная культура Китая

Но, наверное, именно изоляция от мира и общего развития помогла сохранить здесь своеобразную культуру и поддерживать давние традиции в том виде, в котором они зарождались.

Чужестранцев не пускали сюда до 1949 года (кроме случаев, связанных с торговой сферой). После того, как допуск в страну получили другие страны, в Китае были запрещены некоторые традиции, решили вводить прогрессивные европейские виденья. Это внесло свой отпечаток на духовную культуру китайцев.

Только в 1980 гг. власти Китая начали осознавать, что такие действия далеко не положительно отражаются на развитии китайцев, внедренный прогресс мог вовсе погубить все культурное наследие и традиции, которые копились тысячами лет. С этого времени старые культурные традиции и идеологию начали опять пробуждать. Сегодня китайская культура – уникальное явление, в котором соединяются современный модерн и старые традиции.

Особенности китайской культуры

Если не говорить о каждой из сфер культуры, а характеризировать в общем, то получиться выделить такие особенности:

Наибольшее влияние на формирование их своеобразного менталитета, письменности и культуры сыграла замкнутая политика.

Традиционная культура Китая

Характерные черты и ценности культуры Китая

Китайская культура имеет свои ценности. Она формировалась под влиянием определенных религиозных, мифологических и философских знаний.

Самыми выраженными характерными чертами китайской культуры являются:

Культура Древнего Китая

Культура Древнего Китая

Древний Китай был страной, которая поразила своими изобретениями и их количеством. Уже тогда в Китае были одни из лучших астрономов в мире. Они умели определять дату солнечного и месячного затемнения. Они могли распознавать пятна на солнце и появление комет. Именно в Древнем мире китайцы стали изобретателями бумаги, компаса.

Еще в 3 тыс. до н.э. китайцы закладывают основы письменности и начинают пользоваться иероглифами. Особое внимание уделяется философским учениям. Одним из главных философов и ученых того времени стал Конфуций, который ввел конфуцианство – учение, главным заданием которого было достижение человеком совершенства и гармонии.

Особое внимание уделялось и образованию. Образованный человек до совершеннолетия должен постигнуть 6 главных наук: арифметику, музыку, вождение колесницы, письмо, стрельбу из лука, этикет. Дети должны в обязательном порядке знать и свою историю.

Уже в то время в Китае изготовляли одни из лучших шелковых тканей, начинали заниматься живописью, архитектурой, резьбой по дереву и камню.

Сайт о Всемирной Истории в деталях. Исторический портал, посвященный Мировой Истории, начиная с появления человеческого общества и заканчивая текущими событиями в Мире. Мы освещаем ход развития Великих событий от эпохи Палеолита до Новейших времен. Редакция сайта является исследовательской группой.

Политическое и культурное влияние Китая на соседние страны

Китай в XVI—XVII вв. распространял своё политическое и культурное влияние на целый ряд стран Восточной Азии.

Но особое влияние он оказывал на страны Южных морей, что было связано с широкой китайской колонизацией в этом районе, начавшейся задолго до XVI в.

Китайские поселенцы проникли на Филиппины, в Японию, на побережье Явы, в восточную часть Суматры, в Сиам, Малакку и Бирму, но особенно широко распространялась китайская эмиграция в северную часть Индо-Китайского полуострова.

Китайская колонизация была настолько сильной, что в отдельных случаях приводила к захвату власти выходцами из Китая.

Так обстояло дело в Палембанге (остров Суматра).

В княжестве Пали на Борнео политическое влияние выходцев из Китая было весьма сильным, здесь неоднократно власть переходила в их руки.

В Аннаме одна из правивших династий была по своему этническому происхождению китайской.

Влияние китайской колонизации на экономику всех этих стран было значительным.

Огромным было и культурное влияние Китая на страны Южных морей, о чём говорит широкое распространение здесь китайской письменности, литературы и философских учений.

Читайте также: