Влияние ислама на этнические проблемы и конфликты кратко

Обновлено: 04.07.2024

Исламский мир является одним из наиболее значимых структурных компонентов системы международных отношений. Все основные события современной мировой политики, так или иначе, связаны с исламским миром или же отдельными его элементами. Это определяет необходимость понимания его основных сущностных признаков, а также причин и условий, формирующих так называемый исламский фактор и характер его влияния на современные политические процессы в мире.

Географический аспект исламского мира определяется ареалом распространения Ислама на Планете.

В настоящее время мусульмане составляют 23% жителей земли и являются носителями собственной исламской цивилизации. 60% мусульман проживают в Азии, 20% – на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Фактически непрерывный исламский ареал охватывает все восточное полушарие, начиная от Западной Сахары до Китая, Малайзии и Индонезии.

При этом сам по себе ареал распространения Ислама в географическом отношении принято разделять: на исламский запад, объединяющий мусульман Западной Европы и США; исламский север ‒ мусульманское население центрально-азиатских стран, России и Китая; исламский юго-восток ‒ мусульманское население Индонезии, Бангладеш и некоторых других страны Южной и Юго-Восточной Азии; исламский юг ‒ мусульманское население ряда стран Африканских континента.

Политическая составляющая исламского мира представлена мусульманскими или исламизированными странами, т.е. государствами, основное население которых исповедует ислам или мусульманской является его титульная нация. В настоящее время к этой категории относится 41 государство ‒ Иран, Афганистан, государства Ближнего Востока и ряд стран Юго-Восточной Азии. В своей совокупности они составляют более четверти членов ООН.

Помимо этого существенный сегмент политической составляющей исламского мира формируют государства, в которых мусульмане, как например, в России, Китае, Индии являются влиятельным меньшинством.

В целом же зона распространения Ислама охватывает порядка 120 стран мира. Значительная часть мусульманских стран, а также стран, в которых мусульманское население составляет влиятельную часть населения, объединены в международную межправительственную Организацию Исламского сотрудничества (57 государств), являющуюся самой крупной межправительственной организацией мусульманского мира. По количеству членов она представляет собой второе по масштабности государственно-политическое объединение после ООН.

Среди наиболее значимых сущностных характеристик исламского фактора в современной мировой политике, представляется возможным выделить:

  • Сравнительная молодость Ислама, определяющая его как динамично развивающуюся религиозную систему, основную на актуальных для современного этапа ценностно-мировоззренческих установках. Ислам значительно моложе по временным рамкам (14 столетий) всех остальных мировых конфессий и именно поэтому ему присущи активные, в том числе радикальные формы и методы утверждения своих религиозных догматов в различных регионах мира.
  • Притягательность основных религиозных догматов для значительной части населения в той или иной мере, сталкивающихся с проявлениями несправедливости и угнетения. Ислам воспринимается его сторонниками как лучшая идеология, образ жизни, защитник угнетенных, идеал государства и общества, панацея от всех бед.
  • Высокая степень политизации Ислама. Религия в мусульманских странах играет более значительную роль в общественной практике, чем политические партии и общественные организации. Вследствие этого культовые исламские учреждения являются основными центрами общественно-политической жизни, формируя мировоззрение верующих и их отношение к политико-правовым вопросам, в том числе международного уровня.
  • Универсальность Ислама, определяемая взаимосвязью религиозных и светских аспектов жизнедеятельности мусульманских сообществ. Ислам представляет собой не просто религиозное учение, но и образ жизни, характеризующийся тесной взаимосвязью духовных, светских и религиозно-политических функций.
  • К сильной стороне исламского мира можно отнести то обстоятельство, что он мало восприимчив к западным культурным, морально-этическим и политическим ценностям, а в ряде случаев открыто их отторгает. При этом навязывание западных моделей ведет, как правило, к усилению влияния Ислама на широкие массы населения.
  • Пассионарность приверженцев Ислама, проявляющаяся в стремлении к защите и утверждению исламских идеалов, в том числе военно-силовым путем и ценою самопожертвования.

Все эти свойства и характеристики определяют феномен ислама, как религиозно-мировоззренческой парадигмы, а также характер и содержание его влияния на мировые политические процессы.

Эволюция современного исламского мира в значительной мере обусловлена так называемым «исламским пробуждением (50-60-ые годы XX столетия), в рамках которого произошла консолидация исламского мира на почве неприятия использования его ведущими государствами мирового сообщества того времени в своих интересах и становления Ислама в качестве одного из наиболее значимых факторов мировой политики.

Примечательно, что именно в этот период начали создаваться различного рода межгосударственные объединения, как на этнической, так и на конфессиональной (исламской) основе.

Значимым фактором консолидации мусульманских и, прежде всего, арабских стран стало образование (по инициативе Венесуэлы) Организации стран-экспортеров нефти ‒ ОПЕК. На практике это означало, что страны – экспортеры нефти, посредством ОПЕК возложили на себя полномочия по реализации ценовой политики в сфере мировой торговли углеводородами.

В последующем ОПЕК не раз использовала ценовой фактор как инструмент давления на страны, зависимые от нефтяной конъюнктуры. Так, в частности в 1986 году руководство Саудовской Аравии, доминировавшей в ОПЕК, под давлением США спровоцировало резкий обвал цен на нефть. Цена на нефть в 1986 году упала с более чем $30 за баррель в ноябре 1985 года до почти $10 к июлю 1986 года. Экспорт нефти, ставший к тому времени основным источником валютных поступлений СССР стал фактически нерентабельным [2, 39].

Мощный импульс усилению исламского фактора в мировой политике придала Исламская революция в Иране 1978 ‒1979 годов.

В то же время заявления лидера Исламской революции аятоллы Хомейни об экспорте ее идей в другие страны вызвало резкое неприятие со стороны представителей суннитского большинства населения Среднего и Ближнего Востока и, особенно у представителей суннитских монархий региона (Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна и др.). Это в свою очередь углубило противоречия между двумя основными направлениями в исламе суннитами и шиитами и способствовало расколу в исламском мире не только по религиозным, но и по политическим мотивам.

С целью воспрепятствования экспансии идей иранской исламской революции был принят ряд мер, предусматривающих, с одной стороны, усиление процессов консолидации монархических государств с теократической основой. Для этого была создана еще одна организация ‒ Совет Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), объединивший в своем составе шесть арабских монархических государств (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия). Помимо этого, руководством суннитских монархий было инициировано установление над ними протектората США, как потенциального гаранта их безопасности.

Начавшаяся же ирано-иракская война, помощь оказанная Ираку со стороны суннитских аравийских монархий политизировали противоречия между представителями двух основных направлений в Исламе: суннитами и шиитами.

И все же, несмотря на эти противоречия, интеграционные процессы в исламском мире были продолжены и нашли свое воплощение в реализации ряда интеграционных проектов под эгидой Организация Исламского сотрудничества (до 2011 года – Исламская конференция).

Организация явилась важнейшим структурным элементом исламского мира. В нее помимо стран-членов ЛАГ вошли также государства Азии и Африки с населением преимущественно мусульманского вероисповедания. Примечательно, что побудительными мотивами для ее создания стали поражения арабской коалиции в войне против Израиля в 1967 году, а также поджог мечети Аль‑Акса в Иерусалиме в 1969 году. Это в значительной мере предопределило цели ОИК:

  • содействие исламской солидарности между странами-участницами;
  • укрепление сотрудничества между ними в экономической, социальной культурной, научной и других важных сферах деятельности;
  • координация действий для защиты святых мест;
  • поддержка борьбы палестинского народа в получении своих прав и своей территории и др. [7]

В результате, произошло создание ряда международных мусульманских организаций, в целях и деятельности которых была заложена идея исламского единства, а также возможного дублирования международных организаций глобального уровня.

Данная тенденция нашла отражение и в сфере разработки и принятия международных документов. Так, в частности были приняты: Исламская Декларация прав человека (вместо Всеобщей Декларации прав человека); Договор о борьбе против международного терроризма, разработанный ОИС в соответствии с шариатом и т.д.

Помимо этого интеграционные проекты активно реализовывались под патронажем мусульманских стран на уровне неправительственных организаций, в том числе радикально-экстремистского толка.

Самой известной и влиятельной стала Всемирная исламская лига (создана в 1962 году по инициативе Саудовской Аравии). Среди других структур подобного рода следует отметить:

Вследствие всех этих процессов уже к началу 80-х годов XX столетия стало очевидно, что мусульманская религия переживает бурное возрождение, она уже превратилась в самостоятельную политическую силу практически во всех мусульманских государствах и играет все более заметную, роль и на международной арене.

Разработанная в период избирательной кампании Дж. Буша-ст. и принятая к исполнению администрацией Дж. Буша-мл. данная стратегия стала обоснованием попытки утверждение новой геополитической конструкции – однополярного мира под эгидой США.

Это стало еще одним мощным импульсом для консолидации исламского мира, инициировавшем его мобилизации на противодействие процессам подчинения его интересам США и их союзников, с одной стороны, а с другой, ‒ стремления оказывать активное воздействие на политические события и процессы, причем не только в ареале традиционного распространения Ислама, но и за его пределами.

Практическая реализация данных проектов уже находит свое отражение в экономической, духовной, политической, и, особенно демографической экспансии исламского мира за пределы традиционного распространения Ислама.

Прежде всего, это проявляется в усилении влияния исламских центров на мировую экономику. В значительной мере это обусловлено тем, что 2/3 мировых запасов энергоносителей ‒ нефти и газа ‒ расположены на территории мусульманских государств. При этом все нефтяные ресурсы находятся во введении органов государственной власти, что позволяет не только проводить эффективную социальную политику внутри страны, но и оказывать влияние на экономическое развитие отдельных стран и регионов, а также в целом на мировую экономику.

К этому следует добавить и финансовое могущество богатых исламских государств, основанное на поступлении средств от экспорта нефти и газа. При этом значительная часть финансовых средств нефтедобывающих мусульманских стран вкладывается в экономику западных государств, способствуя, с одной стороны, ее развитию, а с другой ‒ создавая определенные элементы зависимости этих государств от исламских доноров.

Повышает значение данного фактора и постоянное наращивание военного потенциала мусульманских государств. Это достигается главным образом путем приобретения новейших образцов оружия, создания современной военной инфраструктуры. Некоторые исламские государства уже имеют на вооружении ракеты; а Пакистан, где довольно сильно влияние исламистов, обладает даже ядерным оружием, которое, по мнению некоторых представителей пакистанской политической и духовной элиты, следует сделать достоянием всего исламского мира [1, 35].

Другим важнейшим направлением усиления роли Ислама является миссионерская деятельность, осуществляемая государственными структурами и различными неправительственными исламскими организациями и фондами. Миссионерскую деятельность осуществляют практически все мусульманские государства. Наиболее же крупными финансовыми донорами являются Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, ОАЭ, Иран.

Помимо миссионерской деятельности в качестве мотивированных религиозными соображениями широкое распространение получила политика мусульманских государств по оказанию помощи и поддержки мусульманским общинам в других мусульманских и немусульманских государствах, защита их прав на международном уровне.

Важнейшим направлением влияния исламского мира на политические процессы как регионального, так и глобального уровня стала миграция мусульман за пределы ареала традиционного распространения Ислама.

Резонансным в этом плане стал миграционный кризис, поразивший страны Европейского Союза с апреля 2015 года, в связи неконтролируемым потоком беженцев и мигрантов из зон вооруженных конфликтов Ближневосточного региона, а также ряда африканских и азиатских государств с неблагоприятными социально-экономическими условиями. Согласно оценкам европейских аналитиков, ситуация с нелегальными мигрантами в данный момент в странах Евросоюза является наиболее острым кризисом с перемещенными лицами со времен Второй мировой войны[1].

Несмотря на, что в настоящее время острота данного кризиса несколько снизилась, тем не менее, оснований считать, что он преодолен нет. Напротив, концентрация в европейских мусульманских общинах приверженцев радикальных исламистских установок дестабилизирует ситуацию, как в отдельных странах, так и в целом в европейском сообществе.

Наиболее вероятными следствиями массовой неконтролируемой миграции в страны Европейского Союза является эскалация напряженности, этноконфессиональной конфликтности, проявления экстремизма и терроризма, реанимация радикальных нацистских настроений и другие деструктивные явления.

Все это оказывает значимое влияние на развитие современных мировых политических процессов и свидетельствует о том, что исламский мир на рубеже второго и третьего десятилетий XXI века становится одним из важнейших акторов мировой политики, позицию и интересы которого вынуждены учитывать все наиболее значимые мировые политические центры.


Ислам – самая молодая из трех мировых религий. Сегодня распространение ислама в современном мире приобретает все более крупные масштабы.

На Земле насчитывается 850 миллионов приверженцев этой религии, которые живут преимущественно в Юго-Восточной, Южной и Юго-Западной Азии и на севера Африки. Большинство арабских, тюркских и иранских народов являются мусульманами. Много представителей религии встречается в Северной Индии. Индонезийцы в большинстве своем также являются приверженцами ислама.

Возрождение религии

В конце XX века ислам охватил период возрождения, не случавшийся до этого в его истории. На сегодняшний день, как бы невероятно это не звучало для людей 20-30 лет назад, нет ни одной страны на Земле, где бы не нашлось ни одного мусульманина – от Японии до Мексики, от Швеции до Австралии.

развитие ислама в современном мире

При этом численность приверженцев ислама в прошлом веке составляла 1/8 всего населения мира, а на данный момент она составляет 1/5 часть. Это наглядно показывает, какую роль играет ислам в современном мире.

Исторические протесты

История религии совсем недавно пережила коренной переворот. В конце XIX века западные страны своей колониальной политикой сильно изменили облик традиционного мусульманского общества. Миллионы люди, живших в поселках, были вынуждены искать пропитания в больших городах. Это привело к возникновению протестных настроений среди народа.

ислам в современном мире кратко

Говоря кратко об исламе в современном мире, нужно заметить, что данная религия на протяжении всего своего существования была тесно связана с политикой. В большом количестве мусульманских стран религия является главным фактором, определяющим поведение людей. Политические партии имеют меньший авторитет, чем служители религии – муллы. Это несет негативные последствия для дальнейшего развития стран, как в социальном, так и в политическом плане.

Появление нефти

Большое значение для широкого распространения ислама в современном мире оказало появление у консервативных стран Востока стратегического ресурса, необходимого для развития промышленности и науки в современном мире. В таких странах, как Саудовская Аравия, Иран, а также государства Персидского залива были обнаружены большие запасы нефти. Появление в обороте ценного ресурса открыло для стран новые возможности и перспективы.

Таким образом, арабские страны получили значительный источник дохода. Немалая часть вырученных материальных ресурсов при этом стала расходоваться на развитие религии, а также на сохранение консервативного строя внутри государства.

Международные отношения

Кроме того, возрождению ислама в современном мире после освобождения от колониальной политики способствовало развитие международных политических конфликтов. Это, например, религиозные столкновения между станами Ближнего Востока и Ливаном, военное положение в Афганистане, проблема религиозных меньшинств в неисламских странах, поиск арабскими государствами альтернативы ядерному оружию, которое есть в наличии у Израиля и Индии.

Исламские партии

В современном мире роль ислама отражают многочисленные религиозные партии и движения. Некоторые из них занимают радикальную позицию. Другие, напротив, видят опасность в росте мусульманского радикализма и стараются препятствовать его распространению.

роль ислама в современном мире

Действия вышеперечисленных партий оказывают положительное влияние на развитие мусульманской религии во всем мире. Кроме того, они уменьшают влияние радикально настроенных приверженцев и ищут способы устранения ортодоксальной ситуации, сложившейся в мире на сегодняшний день.

Усиление стран

В начале XIX века мусульманские страны испытывали влияние колониального унижения и, как следствие, имели низкий уровень развития. После освобождения от западной власти, члены правительства государств видели необходимость модернизации своей религии для дальнейшего развития ислама в современном мире. С этого момента началась эпоха народного протеста, а также радикальных преобразований, что, несомненно, понесло за собой негативные последствия.

Уже в конце XX века за счет получения доходов от продажи нефтепродуктов началось усиление экономической мощи стран. Кроме того, это усилило политическое влияние стран на мировой арене.

Так в этих странах и произошел резкий рост значимости ислама в национальной традиции. На религиозный фактор было легче всего опереться в случае внезапного нападения врагов. Это сыграло важную роль в единении стран.

Борьба за независимость

Под знамя религии очень часто встают силы, воюющие за независимость страны от других крупных держав. Этим, например, характеризовалась, революция в Иране.

Тем не менее, говоря кратко о роли ислама в современном мире, необходимо помнить, что его консерватизм несет также и негативные последствия. Например, в арабских странах происходит жесткое ограничение и подавление прав женщин в соответствии с жесткими заповедями шариата. Данный подход не позволяет развиваться прогрессивной реформации, а только ведет к укреплению власти и авторитета духовенства.

Нужно сказать, что такая ситуация характерна не для всех мусульманских стран. Некоторые из них идут по пути ориентации на общество, совершая перспективные преобразования в своем политическом строе.

Усиление религии

В современном мире ислам находится в условиях, которые способствуют его развитию в жесткой форме. Силами пропагандистов эти условия приобрели активную реализацию. Число радикально настроенных мусульман растет с каждым днем. Вследствие этого, действия политических партий носят все более авторитарный характер.

На сегодняшний день ислам является одной из наиболее сильных религий в мире. Это объясняется тем, что для мусульманских стран религия всегда играла другую роль, в сравнении с остальными странами. Ислам включался в политическую систему государства и образовывал другую форму организации общества. Также он определял и другие области народной структуры: международные экономические отношения, культуру и бытовые особенности своих приверженцев.

распространение ислама в современном мире

Духовная жизнь в странах с исламом в качестве господствующей религии протекала под контролем и в рамках религии. Несмотря на то, что мусульманские ученые свободно использовали в своих исследованиях общенаучные термины, мусульманская религия все равно была фундаментальной основой всех их трудов. На ней строились все умозаключения и открытия.

Можно предположить, что постоянное присутствие религии в жизни людей способствовало ее усилению.

Влияние на общество

Присоединившись к современной социальной структуре, признав авторитет ученых и науки, в современном мире религия ислам продолжает оказывать большое влияние на общество. Основой для этого являются столетние традиции, местами модернизированные под нынешнюю культуру. Это можно наблюдать на примере такой страны, как Объединенные Арабские Эмираты. Основываясь на древних обычаях, она развивается в сторону новых перспектив, приобретения передового опыта и материальной прибыли.

какую роль играет ислам в современном мире

Служители религии на сегодняшний день имеют хорошее образование и широкое представление об исламе, живут в ногу со современностью и пользуются всеми изобретениями и достижениями нынешней цивилизации. Поэтому они так же влияют на духовное развитие населения исламских стран.

За последние годы это отношение усилилось. Кроме того, ислам стал одним из главных факторов влияния на политический курс некоторых государств (Иран, Афганистан, Алжир).

Ислам в России

На территорию, принадлежащую сейчас Федерации, ислам попал в VII веке, то есть с самого первого столетия своего возникновения. Сначала он проник на территорию современного Северного Кавказа, но не смог там укрепиться. Исламизация населения длилась столетиями. В Волжской Булгарии ислам получил широкое распространение в конце X века, а проник даже раньше этого времени. В XIV-XV веках мусульманство стало проникать в слои тюркоязычных народов, проживавших в Сибири. Там он получил меньшее распространение.

В современном мире ислам в России стал господствующей религией на территории Северного Кавказа, Сибири, Урала, а также в Поволжье. После распада СССР большие группы исламского населения мигрировали в остальные города страны, находящиеся в других регионах.

Народами Российской Федерации, традиционно считающимися мусульманскими, сегодня принято считать татар, чеченцев, ингушей, башкир, аварцев, адыгейцев, кабардинцев и т. д. В общем числе в стране проживает около 15-20 миллионов жителей, которые исповедуют ислам.

развитие ислама в современном мире

Сегодня ислам играет значительную роль в политическом устройстве и общественной жизни населения Российской Федерации. Исламские движения и организации принимают активное участие в разработке и принятии некоторых законопроектов, обсуждают проблемы по политическим, экономическим и образовательным вопросам, занимают позиции в поиске путей их решения.

Кроме того, мусульмане, проживающие на территории России, принимают участие в деятельности миротворцев. Они занимаются поиском мирных путей по регулированию международных столкновений, которые до этого не угрожали безопасности и прежнему ходу жизни населению государства.

Роль ислама

В современном мире ислам занимает позицию наиболее быстрорастущей из всех мировых вероисповеданий. Это объясняется особенностями самой религии, демографической ситуацией в исламских странах, а также миссионерской политикой мусульманских партий, движений и служителей.

Мечеть в канаде

На сегодняшний день можно сказать, что происходит резкое усиление исламского фактора и влияние его на политические режимы и направления религиозных государств. В скором будущем ожидается усиление позиции мусульманства в структуре западных христианских стран. Это приведет к изменениям в политике и культуре стран, которые до этого не относили себя к исламским.

Вместе с тем, происходит быстрое распространение радикального ислама с крайне консервативной точкой зрения. Это несет негативные последствия для всего мира.

Ислам против национализма – Ислам за дружбу народов!

Как известно, род человеческий начался от двух людей, а сегодня численность населения планеты Земля близится к 7 миллиардам человек!

Хотя все люди - это дети Адама (мир ему) и Хавы (Ева), но они дифференцированы по огромному множеству признаков. Люди разделяются по этническим, расовым, конфессиональным, классово-сословным и другим факторам.

Среди них особо стоит отметить этническую составляющую. Она тем более важна, что в современном цивилизованном обществе хватает причин, приводящих к напряжённости именно в межэтническом поле.

Факторы межэтнической напряжённости

Анализируя факторы межэтнической напряжённости, стоит отметить, что в условиях полиэтнического общества любой, даже бытовой конфликт иногда норовит перерасти в межэтническую плоскость. Часто обычным детским ссорам и дракам родители придают этнический характер, тем самым формируя у них уже с раннего детства установки к нетерпимости.

Часто этнический фактор используется и политическими силами для достижения своих целей. Недобросовестные политики играют на национальных чувствах людей и при этом искусственно противопоставляют народы друг другу.

Часто при земельных спорах, когда стороны пытаются доказать своё историческое право на те или иные земли, этнический вопрос выступает в качестве катализатора напряжённости.

Но какие бы причины ни обусловливали возникновение противопоставлений в межэтнической сфере - это явление крайне опасное уже сегодня и несущее большую потенциальную опасность в будущем. Тому подтверждение - Вторая мировая война, развязанная фашистами и унесшая жизни десятков миллионов людей. Как известно, победить идеи нацизма в 20 веке мировое сообщество смогло - только объединившись!

Исторический опыт показывает, что кровопролития и войны на этнической почве оставляют в сознании народов осадок взаимной обиды, от которой невозможно избавиться даже через десятилетия, а иногда и столетия.

Учёные, приобщённые к исламскому научному наследию, лучше всех политологов могут предугадать: к каким тяжёлым политическим, социальным и экономическим последствиям могут привести процессы, сопряжённые с этнической разобщённостью.

Мусульмане не имеют права ошибаться в этом вопросе, поскольку религия Ислам не допускает разделения по расовому или этническому признакам.

В Исламе национализм характеризуется, как недопустимая мерзость и болезнь невежества (джахилии), болезнь доисламского периода. Мнение учёных Ислама сводится к тому, что мусульмане не должны страдать такой болезнью и разделять людей по национальному признаку. В Коране Сам Аллах именно национализм называет отличительной особенностью людей, которые были до Ислама, и которое отличает неверующего человека от верующего.

Исламские учёные всегда против такого развития процессов и являются гарантами межнациональной консолидации.

Факторы межнационального объединения

То, что объединяет людей, независимо ни от каких обстоятельств - это Ислам.

История многовековых исламских традиций показывает, каким в идеале должно быть этноконфесиональное сосуществование в духе веротерпимости, добрососедства и взаимопомощи.

Исламские праздники, такие как Ураза байрам, Курбан байрам, празднования по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в месяце Раби-уль-аваль и другие, имеют очень важное значение в стирании отрицательных стереотипов национального характера. Подобные мероприятия способствуют межнациональному согласию многонационального, но единого по духу и вере народа Дагестана. Это очень отрадно, потому что люди - независимо от национальной и социальной принадлежности – собираются и вместе выражают радость. Особенностью таких торжеств, особенно в Дагестане, является исполнение мавлидов и нашидов, на разных национальных языках, что способствует укреплению дружбы и братства между людьми.

Основы ислама объединяют людей!

Основой консолидации общества является наличие условий взаимодействия её членов. Для такого позитивного взаимодействия в Исламе есть все условия.

Первое - это особая ценность коллективной молитвы – согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), коллективная молитва в 27 раз ценнее, чем молитва, совершённая в одиночку. Это обстоятельство побуждает людей собираться в мечетях каждый день по пять раз, видеться, общаться и советоваться друг с другом.

Второе – обязательность совершения коллективно, один раз в каждую неделю, пятничной молитвы. Эта обязанность распространяется на всех совершеннолетних мужчин каждого населённого пункта. Раз в неделю верующие каждого населённого пункта собираются вместе.

Третье - обязательность единения, предусмотренного в Исламе, охватывает и международную область. Это обязательный столп Ислама - Хадж. Люди всего мира, всех наций и народностей раз в году собираются в одной точке - на горе Арафат, для совершения Хаджа. Совершая все обряды Хаджа, предусматривающие тесное взаимодействие, паломники следуют уникальной модели единства всемирного масштаба.

Межнациональные браки решают политические задачи и сближают народы

Вышеперечисленное относится сугубо к религиозной практике. Помимо этого, есть ещё одно существенное обстоятельство, снижающее напряжённость в межэтническом взаимодействии - это межнациональные браки. Межнациональные браки неизбежно ведут к стиранию различий между этническими группами и к сближению народов. Это известно ещё с древних времен и часто использовалось правителями в разные эпохи для достижения политических целей, укрепления связей между государствами, для разрешения земельных споров.

Как воспитать взаимоуважение?

В современных условиях очень важно пропагандировать в обществе братство народов.

Большую роль в воспитании терпимости и взаимоуважения могут сыграть: проведение встреч учащихся с представителями духовенства, учёными-богословами, проведение конференций и лекций, с разъяснением запретности межнациональной розни, ксенофобии, с объяснением, к каким последствиям может это привести. Следует также почаще рассказывать учащимся об уроках Второй мировой войны, о том, к каким тяжёлым последствиям привело распространение идей нацизма и фашизма. Также следует показывать, как все народы Советского Союза тогда объединились, как одна семья, против врага и ценой больших жертв смогли победить.

Непременным условием таких встреч с молодёжью должна быть систематичность. В комплексе эти и другие меры приведут к воспитанию в обществе взаимоуважения, к утверждению равенства прав и свобод человека, независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, и места жительства.


Толерантность – спорное понятие. У всех общечеловеческих ценностей и принципов существует порядок по приоритетности. Ценности и принципы также имеют взаимосвязь, по которой одни не могут существовать без других. Мне кажется, не может стоять вопрос о толерантном отношении одних людей к другим, если между ними не царит важная, и первостепенная ценность, такая как справедливость. Ислам построил свою теорию толерантности на твердой основе справедливости ко всем, без различий.

В Коране сказано:

Но в Исламе есть и более высокий уровень межчеловеческих отношений, к которым должен стремиться каждый мусульманин. В Коране сказано

Ислам воспитывает в мусульманах принципиальные ценности и формирует личности, руководствующиеся этими принципами. Справедливость, великодушие, снисходительность, терпение, прощение и стремление ответить добром даже на зло – это те качества, которые были присущи пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), и в нем для мусульман идеал и пример для подражания на все времена.

Эти качества должны стать не просто лозунгами на площадях, теоретическими постановками или богословскими проповедями. Эти принципы должны стать образом мыслей, даже на подсознательном уровне, чего невозможно достичь через чтение статей, административное решение или юридический закон. Здесь, мы подходим к основной проблеме.

Что может быть базой для воспитания или формирования у человека того или иного качества, принципа или ценности? Этой основой может стать мировоззрение или идеология. Ислам не видит возможности воспитать у человека такие качества как доброта, справедливость, великодушие или терпение без формирования правильного убеждения, веры и представления о жизни, вселенной и человеке. Что касается межэтнических отношений, правильнее будет начать с того, что в Исламе, есть прямые указания мусульманам к тому, чтобы не ограничивать проявления справедливости, великодушия, терпения и милосердия только мусульманской общиной, но распространять на всех без исключения, даже на животных. И этим Ислам отличается от многих других религий.

Но, что интересно, в Коране или Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение), есть не только общие требования и призывы быть милосердными, справедливыми, щедрыми или добрыми ко всем. Иногда пророк Мухаммад (мир ему и благословение) даже выделял некоторые немусульманские народы и требовал относиться к ним с добром, терпением и великодушием.

Так неоднократно упоминались немусульмане, живущие под покровительством мусульман. Христиане-копты, христиане Наджрана или Сирии упоминались им с призывом относится к ним с добром. И даже во время войны пророк Мухаммад (мир ему и благословение) учил, что женщины, дети, старики, священники или крестьяне не могут быть убиты, если они не участвуют в войне. В Коране люди Писания, иудеи и христиане, заняли особое место среди немусульман.

Также Коран установил законы, регулирующие отношения мусульман с немусульманами вообще и с людьми Писания в частности, что выгодно отличает Исламский подход. Ислам не оставил мусульман самим решать как им быть, и как относится к иноверцам. Ведь люди – слабые и ошибающиеся создания, подверженные многим факторам. Коран дал немало четких указаний на то, как строить отношения с немусульманами в общественной жизни, личной жизни, экономике, политике и социальной сфере.

Рассматривая вопрос о толерантности, хочу сказать, что он не до конца ясен, поскольку многие говорят о толерантности, но до сих пор нет единого определения этой ценности. Все же я попытаюсь на некоторых примерах показать, как в Исламе понимается этот принцип, и каково его значение.

Прежде чем говорить о толерантности и терпимости в Коране, скажем, что толерантность и терпимость в Исламе может в некоторых моментах быть схожей с понятием толерантности и терпимости, о которых говорят современные мыслители или философы немусульмане. Но также во многом они могут расходиться. Толерантность в Исламе – это не значит ни во что не верить, как говорили некоторые идеологи западной толерантности.

С другой стороны, Ислам признает право человека выбирать и свободно мыслить, если в этом нет угрозы религии, обществу или стране. Поэтому христиане, иудеи и другие конфессии жили и исповедовали свободно свою веру в исламском мире тысячу лет. Но измена своей религии, народу и стране, если это несет угрозу, карается наказанием.С другой стороны, когда в этом нет угрозы, человек не карается. Поэтому женщины или дети, отступившие от веры, не несут наказания.

Толерантность к людям, исповедующим другие религии, не означает признание этих религий как истинных или равных Исламу. Но толерантность и уважение к выбору человека и его мнению признаются Исламом и требуются от мусульман.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) нес тот же призыв, что и Ной, Авраам, Моисей и Иисус, мир им всем. Это общечеловеческая справедливость, равенство и братство. Как ни парадоксально это звучит, но глубокая вера в истинность религии Одного Бога, по нашему мнению – источник, из которого мусульмане многие века черпали дух веротерпимости, миролюбия и великодушия. И пусть не обманется читатель стереотипами, созданными в период религиозного фанатизма и невежества, через который прошла Европа и мусульманские страны. Пусть не обманется некоторыми историческими фактами, которые преподносятся в книгах по истории выборочно, или вырванными из контекста исторической цепочки событий, причин и обстоятельств.

Пророк Мухаммад призывал к той религии, которая берет свое начало в понятии мира. Ведь мир с Богом – это начало мира с Его творениями и созданиями. Уважение к Создателю и любовь к Нему должна проявляться в уважении и любви к Его созданиям. Коран говорит:

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) не просто создал исламское государство, он создал новую цивилизацию, в которой тысячу лет проповедовали справедливость, равенство и братство. И эти слова не были показухой или лживыми лозунгами, также как не были словами, за которыми кроется иной смысл. Конечно, каждый может понять эти слова по-своему, превратно или с долей интерпретации.

Но Ислам действительно учит тому, что все люди равны и все между собой братья. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) на основе исламских принципов строил новое общество, в котором на человека смотрели не как на представителя белых или чернокожих, бедных или богатых, знатного рода или безродного. Эти различия Ислам отбросил и возродил единственно правильный критерий. Этот критерий выражен в следующем аяте.

Национальная толерантность в Коране

Аллах говорит, что разногласия в религии, мировоззрении и идеологии естественны для человека и человечества в целом.

Поэтому Господь приказывает мусульманам проявлять терпимость по отношению к неверующим, как к людям с такими же правами, но при этом обязывает всячески бороться с их неверием и заблуждениями.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) учил, что о человеке следует судить по его делам:

Однажды он сказал своей дочери:

Многие недруги Пророка (мир ему и благословение) были его близкими родственниками, имевшими родословную курайшитов и хашимитов, но в истории они навсегда останутся врагами Ислама. Например, в Коране проклят Абу Ляхаб – дядя Посланника. И в тоже время мусульманами всего мира любим чернокожий эфиопский раб Биляль – первый муэдзин, а византиец Сухайб Руми, перс Салман и еврей Ибн Салям являются примерами для подражания и героями Ислама.

Терпимость в сфере культуры

История и факты доказывают, что Ислам не уничтожал культуры, проводя политику ассимиляции, но обогащался ими, если их культурные особенности не противоречили его основам. Но даже если таковые и находились, Ислам не стремился немедленно вырвать их с корнем, но постепенно выводил их из жизни новых мусульман, заменяя исламскими традициями. Об этом сегодня свидетельствует одновременное единство и разнообразие культуры мусульманских народов на разных континентах Земли.

Ислам распространился в Северной и Центральной Африке, Испании, на Балканах, на Ближнем Востоке, в Индии и ЮгоВосточной Азии — в Малайзии и на островах Индонезии. Ислам — религия арабских, тюркских, кавказских, берберских, различных африканских, индийских, малайских, славянских и других народов.

Что мы можем сказать о прошедших полутора тысячах лет? Можем сказать, что Ислам сохранил культурные и этнические особенности всех этих народов. Если даже от самих мусульман Ислам не требует отказаться от национальной культуры, тем более, такого не было и не будет по отношению к немусульманам. С другой стороны, мы рассчитываем на соответствующее отношение и к себе. Искреннее желание жить в мире и уважении должно быть взаимным. В противном случае каждая сторона имеет полное право на самозащиту. И это закон бытия.

Религиозная терпимость

Ислам учит объективности, честности, искренности. Только глубокая вера мусульман способна возродить исламскую цивилизацию, в которой когда­то проповедовали терпимость и справедливость. С людьми Писания нас объединяет вера в Единого Бога и вера в одних посланников и пророков, несмотря на искажения, наложившие свой след на доктрины этих религий:

Здесь не имеется в виду религиозная толерантность – речь о терпимости. У Аллаха одна истинная религия, и религии не могут быть равны по определению:

Из множества религий истинной может быть только одна. А мнение, что различные религии – разные пути к Богу, не более чем попытка искусственно лишить существующие разногласия между религиями всяческого смысла или попытка избежать конфликта, вообще. Но конфликты возникают не между религиями, они происходят между исповедующими их политическими силами.

Конечно, религиозные споры не должны выходить за рамки дискуссий и обсуждений. Другое дело, если религиозное учение предписывает уничтожение неверных, — тогда это может быть причиной конфликта. В Исламе, в свою очередь, не содержится призыва убивать иноверцев и физически уничтожать неверие. А сражение с правителем и его армией мы не считаем войной с неверующими хотя бы потому, что воевать разрешается только с вооруженными врагами, — это война против угнетателей и врагов Ислама, напавших на мусульман, а не против народа иноверцев.

Всевышний Аллах говорит, обращаясь к своему Посланнику:

В другом аяте четко указан сам принцип:

И этот принцип действителен со времен Нуха (Ноя), учителя всех посланников:

Также ничего не стоит в глазах Аллаха вера тех, кто приходил к ней только во время бед и несчастий, посланных Всевышним:

Повторимся и напомним, что Коран констатирует и подтверждает факт сосуществования разных цивилизаций, религий, народов и культур и не призывает их уничтожить. Ислам требует относиться к ним с терпением, стремится к диалогу и взаимообогащению, но при этом напоминает, что истинной религией может быть только одна, и мусульмане должны пытаться мирным путем распространить ее во всем мире.

Призыв к Исламу не противоречит уважению к религии и вере другого, если этот призыв не обращается к средствам принуждения и лишения свободы выбора. Коран призывает людей Писания принять Ислам, но запрещает принуждать их к этому. Коран говорит:

Более того, Ислам никогда не притеснял религиозные чувства или практику иудеев и христиан. В Коране сказано

Ибн Хишам приводит историю о христианах Наджрана, которые пребывали в гостях у пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и молились в мечети, обратясь на восток. Их было шестьдесят человек, среди них – четырнадцать важных людей.

В заключение напомним прекрасные слова Пророка (мир ему и благословение):

Одна из ключевых геополитических проблем конца XX – начала XXI века — нескончаемые военные конфликты на границах распространения ислама. Статистически доказано, что мусульмане ведут себя агрессивнее, чем не-мусульмане, по отношению к своим соседям. Почему так получилось? Что с этим делать?

Первые ростки возрождения ислама

До середины XX века мусульманское влияние на мир и геополитику было крайне незначительным. Бедные и отсталые страны ислама не имели возможности вести войны со своими более богатыми соседями, а иногда и вовсе находились под колониальным давлением западных держав. Однако с недавних пор ситуация изменилась.

Афганистан — первый яркий пример исламского, если угодно, "возрождения". Достоверно известно, что без помощи США афганцы бы, конечно, эту войну не выиграли, но мало кто знает: Саудовская Аравия поддержала Афганистан на сумму немногим меньшую, чем США. Саудиты выделили 3 млрд долларов, а США — 3,3 млрд. Поддержал Афганистан и Пакистан, который выступал в роли посредника и перенаправлял денежные потоки к наиболее радикальным группировкам исламских фундаменталистов.

Таким образом, все мусульманские страны восприняли советско-афганскую войну не как внутренние разборки Афганистана, но как цивилизационное противостояние ислама и православной цивилизации в лице СССР.

Схожая ситуация имела место во время вторжения Ирака, возглавляемого Саддамом Хусейном, в Кувейт. Многие исламские страны под давлением США на первых порах даже выступили против Саддама, но затем быстро сменили сторону и стали поддерживать Ирак — к тому располагало мнение большинства и исламская солидарность. Так, согласно одному из опросов тех времён, из 100 млн индийских мусульман 75% возлагали ответственность за разжигание войны именно на США.

Опять ислам объединился для противостояния внешней угрозе в лице объединённого запада. Плевать, что Саддам Хусейн — тиран. Он — наш тиран. А они чужие, и мы должны их прогнать.

Дальше пошёл настоящий вал конфликтов: распад Югославии и война Боснии с Сербией, Первая и Вторая Чеченские войны, обострение конфликта Индии и Пакистана в Кашмире, Нагорный Карабах, Филиппины — везде, где проходит граница ислама, тлеет очаг войны.

Статистика

И если предыдущей пункт можно назвать демагогией и пространными размышлениями, то статистику обмануть сложно. Давайте посчитаем, сколько конфликтов имели место за последние годы XX века, и сколько из них происходят с участием мусульманских стран.

Тэд Роберт Гурр подсчитал, какое количество конфликтов за 1993–1994 год прошли с участием мусульман. Оказалось. что немногим больше половины. Это много

Тэд Роберт Гурр подсчитал, какое количество конфликтов за 1993–1994 год прошли с участием мусульман. Оказалось. что немногим больше половины. Это много

Есть и немного другая статистика, приведённая газетой the New York Times:

New York Times тоже провели подобное исследование за 1993 год. В этом случае вышло, что на мусульманские страны вышло чуть меньше половину конфликтов.

New York Times тоже провели подобное исследование за 1993 год. В этом случае вышло, что на мусульманские страны вышло чуть меньше половину конфликтов.

В данном случае — надо отметить — под межцивилизационными конфликтами понимаются конфликты между кардинально разными культурными группами, цивилизациями.

Классификация цивилизаций по С. Хантингтону. Красный — Западная цивилизация, коричневый — православная, зелёный — Латиноамериканская, синий — Африканская, жёлтый — Исламская, салатовый — Индийская, Розовый — Синская, Фиолетовый — Буддийская и бежевый — Японская.

Классификация цивилизаций по С. Хантингтону. Красный — Западная цивилизация, коричневый — православная, зелёный — Латиноамериканская, синий — Африканская, жёлтый — Исламская, салатовый — Индийская, Розовый — Синская, Фиолетовый — Буддийская и бежевый — Японская.

Конфликты внутри подобных групп мы считаем внутрицивилизационными. Конфликты между представителями разных групп — межцивилизационные.

Наконец, интересно посмотреть, насколько военнизированными являются мусульманские страны относительно других:

Джеймс Пейн. "Почему нации вооружаются". 1989 год. Подсчитаны интегральные показатели числа военных на единицу населения (соотношение вооружённых сил) и индекс военных усилий (соотношение военной мощи и богатства гос-ва).

Джеймс Пейн. "Почему нации вооружаются". 1989 год. Подсчитаны интегральные показатели числа военных на единицу населения (соотношение вооружённых сил) и индекс военных усилий (соотношение военной мощи и богатства гос-ва).

Ещё пара интересных фактов: за весь XX век мусульманские государства прибегали к насилию при решении кризисов в 53,5% случаев, США — в 17,9%, СССР — в 28,5%

Почему так получается

С тем, что мусульмане в среднем гораздо более агрессивны, чем их не-мусульманские соседи, мы убедились. Осталось разобраться, почему так происходит:

Ислам — религия меча

Пророк Мухаммед — закалённый воин и опытный военачальник. Иисус и Будда в то же время за подобным замечены не были. Кроме того, в мусульманском учении отсутствует концепция сопротивления насилию, зато догматы о необходимости войн с неверными там очень даже есть.

Историческая предрасположенность

Исламские страны большую часть истории были могущественными и сильными, а потому они часто расширяли свои владения и включали в свой состав всё новые и новые территории, население которых мусульманами не являлось.

Взять ту же Турцию: давным-давно она принесла на Балканы ислам, и там заварилась самая настоящая каша из разных конфессий и национальностей. Естественно, что подобные места смешения культур и религий, как правило, более взрывоопасны.

"Неперевариваемость"

Культурные различия между исламом и другими конфессиями слишком велики, чтобы стороны могли понять друг друга. Ислам — абсолютистское вероисповедание: государство, религия и политические институты в мусульманских странах сливаются воедино. И потому договориться с ними трудно.

Например, китайцы, проживающие сейчас на территории Буддистского Таиланда, успешно ассимилировались и подружились с местными, несмотря на ризлчия в культуре. А чуть южнее всё те же китайцы никак не могут найти общий язык с Индонезийскими мусульманами — ну не понимают они друг друга, и всё тут.

Отсутствие стержневых стран

В Исламской цивилизации нет стержневой страны, нет главного, с которым можно было бы совместно решать вопросы. Каждая страна ведёт свою политику, у каждой — свои требования и претензии, и потому они даже между собой не всегда могут договориться.

Сейчас на титул главного претендуют несколько стран: Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, Турция и, возможно, Индонезия

Демографический взрыв

Это, пожалуй, самое важное. Корни активизации мусульманского населения по всему миру в том, что его просто становится больше.

Именно этот фактор стал решающим, например, когда в Косово разгорелся конфликт. Ранее бывшее в меньшинстве население из албанцев-мусульман за очень короткий период стало большинством и выдавило Сербов с их родных территорий. Теперь мусульмане требуют прав на новые земли, где они проживают, а Сербы никак не могут их дать — ведь они тут были с самого начала!

То же самое произошло, к слову, в Чечне, где уже много-много лет индекс рождаемости серьёзно превышает средний по России. Мусульман просто стало много, и они захотели больше прав на территории, где проживают. С чего бы им слушать Россию, население которой в регионе никак не представлено?

Ещё один пример: давайте посмотрим, как при повышении доли той или иной группы населения она начинала бунтовать на Шри-Ланке:

А что вы думаете по поводу активизации мусульманского населения? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Читайте также: