Барокко в искусстве нового времени кратко

Обновлено: 18.05.2024

Многие католические императоры и монархи по всей Европе были заинтересованы в успехе католической церкви, поэтому большое количество архитектурных проектов, картин и скульптур было заказано королевскими судами Испании, Франции и других стран – параллельно с общей кампанией католической церкви. Христианское искусство, которым занимался Ватикан, было направлено на то, чтобы прославить божественное величие церкви и усилить её политическую позицию. Для сравнения, искусство барокко в протестантских районах, таких как Голландия, имело гораздо меньше религиозного содержания и вместо этого оно служило, в основном, для удовлетворения растущих культурных потребностей купцов и среднего класса.

Стили и виды барочного искусства

Чтобы выполнить свою пропагандистскую роль, вдохновлённое католиками искусство барокко имело тенденцию производить крупномасштабные произведения общественного искусства, такие как монументальные настенные росписи и огромные фрески для потолков и сводов дворцов и церквей. Барочная живопись иллюстрировала ключевые элементы католических догм, либо непосредственно в библейских сюжетах, либо косвенно, в мифологических или аллегорических композициях. Наряду с этим монументальным, целеустремлённым подходом художники обычно изображали сильное чувство движения, используя закрученные спирали, композиции, направленные вверх и роскошные цветовые схемы, чтобы ослепить и удивить. Новые техники тенебризма и кьяроскуро были разработаны для улучшения передачи атмосферы. Широкие мазки часто приводили к густому импасто . Тем не менее, театральность и мелодраматичность барочной живописи не были хорошо восприняты более поздними критиками, такими как влиятельный Джон Раскин (1819-1900), который считал её неискренней. Скульптура в стиле барокко, как правило, имеет натуральные размеры и характеризуется схожим чувством динамичного движения наряду с активным использованием пространства.

Архитектура в стиле барокко создаёт зрелище и иллюзию. Таким образом, прямые линии эпохи Возрождения были заменены плавными изгибами, в то время как купола и крыши были увеличены, а интерьеры тщательно выстроены, чтобы произвести впечатляющие эффекты света и тени. Это был эмоциональный стиль, в котором, по возможности, использовался театральный потенциал городского пейзажа – как на площади Святого Петра (1656-67) в Риме, ведущей к базилике Святого Петра. Ее дизайнер, Бернини, один из величайших архитекторов в стиле барокко, окружил площадь колоннадами, чтобы у посетителей создалось впечатление, что они находятся в объятьях католической церкви.

❷ Большой реализм
Новый, более натуральный или натуралистический стиль фигуративной композиции. Этот новый подход отстаивали Карраваджо (1571-1610), Франсиско Рибальта (1565-1628), Веласкес (1599-1660) и Аннибале Карраччи (1560-1609). Смелость и физическое присутствие фигур Караваджо, жизненный подход к религиозной живописи, принятый Веласкесом, новая форма движения и изобилие, впервые предложенная Аннибале Карраччи и реалистическая форма деревенской библейской жанровой живописи Кастильоне (1609-64), дополненной животными – все эти элементы были частью нового и динамичного стиля, известного как барокко. Смотрите также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.

История искусства барокко

Неаполь, второй по величине город в Европе после Парижа в 1600 году, был важным центром искусства барокко контрреформации. Неаполитанская школа была разработана Караваджо, Риберой, Артемезией Джентилески, Маттиа Прети (1613–1699), Лукой Джордано (1634–1705), Франческо Солименой (1657–1747) и другими. Подробнее см.: Живопись в Неаполе (1600-1700) и Караваджо в Неаполе (1607-10). О начале 17 века см.: Неаполитанская школа живописи (1600–56); о более поздних событиях: Неаполитанская живопись барокко (ок. 1650-1700).

Примечание: стиль барокко занял больше времени, чтобы добраться до России. Только в период петровского искусства в Санкт-Петербурге при Петре I (1686-1725) архитекторы, такие как Растрелли, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Готфрид Шадель, Леблонд, Мичетти и Матарнови, начали проектировать в стиле русского барокко .

Для получения подробной информации о развитии искусства барокко за пределами Италии см.: фламандское барокко (ок. 1600–80), голландское барокко (ок. 1600–80) и испанское барокко (1600–1700).

Знаменитые художники в стиле барокко (и их картины)

Вот краткий список величайших старых мастеров периода барокко, а также некоторые из их работ:

• Аннибале Карраччи (1560-1609) из Болоньезе Школа (1590-1630)
- Христос в терновом венце (1585-7, Gemaldegalerie, Дрезден)
- Галерея фресковых картин Фарнезе (1590-е годы, Рим)
- Бегство в Египет (1604, Галерея Дория, Рим)

Вместе со своим братом Агостино Карраччи (1557-1602) и двоюродным братом Людовико Карраччи (1555-1619), Аннибале основал художественную академию под названием Accademia dei Desiderosi , позднее переименованную в Академию прогрессистов ( Accademia degli Incamminati ). Это было ядром Болонской школы живописи.

• Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
- Снятие с Креста (Рубенс) (1612-14) Кафедральный собор, Антверпен.
- Изнасилование дочерей Левкиппа (1618) Старая пинакотека, Мюнхен.
- Суд Париса (1632-5) Национальная галерея, Лондон.

• Карраваджо(1571-1610)
- Вызов Святого Матфея (1600) Часовня Контарелли, Рим.
- Мученичество святого Матфея (1600) Часовня Контарелли, Рим.
- Встреча по дороге в Дамаск (1601) Часовня Серази, Рим.
- Ужин в Эммаусе(1601) Национальная галерея, Лондон.
- Распятие Святого Петра (1601) Часовня Керази, Рим.
- Смерть Девы (1601-06) Лувр, Париж.
- Погребение Христа (1601-3) Музеи Ватикана, Рим.

• Доменикино (1581-1641)
- Последнее причастие святого Иеронима (1614 г.) Пинакотека, Ватикан.
- Сцены из жизни Андрея Первозванного (1622-7) Фрески, С. Андреа делла Валле.

• Саймон Воэт (1590-1649)
- Психея наблюдает за сном Амора (1626) Musee des Beaux-Arts, Лион
- Презентация в храме (1641), Лувр, Париж.

• Никола Пуссен (1594-1665)
- Похищение Сабинянок (1634-35) Музей Метрополитен.
- Аркадские пастухи (1637) Лувр, Париж.

• Рембрандт (1606-69)
- Урок анатомии доктора Николаса Тулпа (1632) Маурицхёйс.
- Ночной Дозор (1642) Рейксмузеум.
- Аристотель созерцает бюст Гомера (1653) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
- Вирсавия с письмом царя Давида (1654), Лувр.
- Портрет Яна Сикса (1654) Шестая коллекция, Амстердам.
- Синдики (Изготовители шелка) (Сталмейстерс) (1662).
- Самоубийство Лукреции (c.1666) Миннеаполисский институт Искусств.
- Еврейская невеста (c.1665-68) Рейксмузеум.

• Карло Маратта (Маратти) (1625-1713)
- Константин приказывает уничтожить языческие идолы (1648) Рим.
- Портрет папы Климента IX (1669) Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Знаменитые скульпторы в стиле барокко (и их скульптуры)

• Джованни Бернини
Величайший барочный скульптор, известный такими произведениями как:
Похищение Прозерпины (1621-22) Галерея Боргезе, Рим.
Аполлон и Дафна (1622-25), Галерея Боргезе, Рим.
Экстаз святой Терезы​ (1647-52), часовня Корнаро, Санта Мария делла Виттория.

• Йорг Цурн (1583-1638)
Немецкий мастер-резчик, известный благодаря:
Главный алтарь Девы Марии (1613-16), церковь Святого Николая, Uberlingen.

• Франсуа Дюкесной (1597-1643)
Классический стиль, скульптуры из мрамора, камня, бронзы:
Собор Святого Андрея (1629-33), базилика Сан-Пьетро, ​​Ватикан
Святая Сусанна (1630-33) Санта Мария ди Лорето, Рим

• Пьер Пьюджет (1622-1694)
Величайший скульптор в стиле барокко во Франции 17 века:
Мило Кротона (1671-82)

• Антуан Койсевокс (1640-1720)
Скульптурная манера Бернини, известен портретами и бюстами:
Шарль Лебрен (1676 г.)
Людовик XIV (1686).

• Андреас Шлютер (1664-1714)
Берлинский скульптор и архитектор; известен своими статуями Фридриха III, в том числе:
Конная статуяФридриха Вильгельма Великого (1689-1703).
Смотрите также: Искусство немецкого барокко (1550-1750).

• Гийом Кусту (1677-1746)
Французский художник в стиле барокко известен своими конными статуями.
Лошади мергели (1739–45).

Подробнее о скульптуре 17-го века см.: Скульпторы в стиле барокко.

Известные архитекторы в стиле барокко (и их проекты)

• Франческо Борромини (1599-1667)
Главный конкурент Бернини
- Святой Карло алле Кватро Фонтане (1634-68, Рим)
- Дворец Сапиенца и Святого Иво алла Сапиенца, купол и фасад (1640-60, Рим)
- Базилика святой Агнессы (1653, Рим)

• Луи Ле Во (1612-70)
Главный со-архитектор Версальского дворца.
- Отель Lambert (1642-44, Париж)
- Сен-Сюльпис (1646 г., Париж)
- Мраморный двор (1669, Версальский дворец)

• Жюль Ардуэн Мансарт (1646-1708)
Со-архитектор Версальского дворца и купола Дома Инвалидов в Париже
- Шато де Марли (1679-86, Марли-ле-Руа)
- Купол Дома Инвалидов (1679-91, Париж)
- Большой Трианон (1687-88, Версальский дворец)

• Кристофер Рен (1632-1723)
Доминантный церковный архитектор в Лондоне.
- Собор Святого Павла (1674-1710)

• Джон Ванбруг (1664-1726)
Лидер английского барочного движения
- Замок Говард (1702-12)
- дворец Бленхейм (1705-24)

• Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723)
Выдающийся австрийский архитектор в стиле барокко, перенёсший итальянские стили в Центральную Европу.
- Kollegienkirche (1694-1707, Зальцбург)
- Штадпале (1695-8, Вена)
- Церковь Святого Чарльза (1716-30, Вена)

• Балтазар Нейман (1687-1753)
Ведущий немецкий дизайнер позднего барокко, королевский архитектор семьи Шенборнов.
- Церковь пилигримов Wallfahrtskirche (1730-9, Гёсвайнштайн)
- Лестница для Резиденции Вальцбург (1737)
- Лестница для Августусбургского дворца (1743-8, Брюль)

О других художественных движениях и периодах читайте в статье об Истории искусства.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений.

Baro_1

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Baro_4

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

Baro_7

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора, позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве.

Baro_2

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII века. Это время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Baro_3

Baro_5

Baro_6

Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо иКаррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.

Барокко как термин, появившийся у критиков во второй половине XVIII века, носил вначале негативный оттенок и означал нечто странное и нелепое, неестественное и деформированное. В общем, некую безвкусицу, не соответствующую чётким и ясным классическим канонам. Так его использовали вплоть до конца XIX столетия, когда вливание в искусство мощной линии символизма, заставило искусствоведов пересмотреть отношение к барочной эстетике.

Характерные особенности барокко

Какие же у всего этого были последствия, отразившиеся на художественном языке живописцев?

Ренессансная ясность форм, базировавшаяся на представлении о гармоничном и антропоцентричном мире, стала неактуальной. А побочным последствием — уход от простоты: естественность не только вышла из моды, но и стала ассоциироваться с невежеством, дикостью и примитивностью. Отсюда и вычурность, броскость форм.

Торжество католицизма в эпоху Контрреформации, а затем установление абсолютизма в Европе способствовали усилению пышности, роскошности, торжественности в искусстве.

Кстати, барокко — явление, характерное преимущественно для католических стран. Оно чуждо суровому протестантизму. Отсюда и своеобразие голландского барокко, более строгого и стремящегося к реализму. Различия в живописи Фландрии и Голландии наглядно показывают результат разделения страны на католическую и протестантскую.

Образы становятся эмоциональными и драматичными, отражая контекст эпохи. В искусство вторгаются бурные страсти в действии, противопоставляемые ренессансному спокойствию и рациональности. Искусство приобретает силу стихии.

Палитра на картинах в эпоху барокко тоже претерпевает изменения: мастера выбирают интенсивные цветовые решения, активно работают с контрастами, сталкивают свет и тень.

Композиции становятся динамичными, напряжёнными, а порой асимметричными, неустойчивыми и даже хаотичными.

Огромное значение приобретают аллегории, символы, метафоры. Зрителю словно предлагается поучаствовать в разгадке тайн этого сложного, непонятного мира.

В реальность часто вплетается заблуждение, отражающее представление об иллюзорности мира, который видит человек. На картинах часто появляются зеркала: с одной стороны, они говорят о том, что мир — не то, что мы видим, а с другой — подталкивают к поиску тайных смыслов.

Аффектация, живописный пафос, драматизация наполняют сюжеты в стиле барокко. Художники часто обращаются к темам, которые полны сильных переживаний и трагических конфликтов.

Страстность и эмоциональность у многих живописцев находят выход в чувственности. Например, у Рубенса становится доминантой телесная жизнерадостность. В этом подходе отразилась жажда жизни, побеждающая трагическую сложность бытия.

С другой стороны, мощной волной проходит через искусство барокко сакральность, трансцендентность, порой выражающиеся в экзальтированности образов.

И ещё одна примета эпохи барокко: мастера-живописцы не боятся изображать уродливое и безобразное, если это необходимо для реалистичности, передачи эмоций и реализации идеи.

Резюмируя, можно констатировать, что барочная живопись усилила в искусстве эмоциональное начало. Для полотен эпохи характерны динамика, страстность, обращение к сильным чувствам. Картины наполнены жизнью в самых разных её проявлениях, будь то чувственная непокрытая телесность Рубенса или психологическая напряжённость Рембрандта.

История зарождения, расцвета и угасания барокко

Эпоха барокко последовала за эпохой Возрождения. Но история и искусство — не набор схем, поэтому неверно представлять, что в XVI веке ещё творили в ренессансном стиле, а в XVII внезапно начали писать картины и создавать другие художественные произведения в новой манере. Барочные мотивы звучат уже в творчестве мастеров Позднего Возрождения — Тициана (Tiziano), Тинторетто (Tintoretto).

Переходным этапом между барокко и Возрождением стал маньеризм. Художники-маньеристы искали новые формы выражения чувств, использовали различные изобразительные эффекты, стремились удивить зрителя изысканной и вычурной подачей. Но маньеризму не хватило концептуальной целостности и художественной зрелости, достигнутой мастерами барокко. Некоторые исследователи считают маньеризм переходным стилем, другие относят его к раннему барокко.

Уход барочной эстетики со сцены тоже не был одномоментным. В XVII столетии возник классицизм как антитеза барокко. Эти два стиля сосуществовали вместе на протяжении довольно длительного времени.

Угасая, барокко передало эстафету изящному рококо — своей, можно сказать, облегчённой версии, лишённой драматизма и провозгласившей доминанту чувственной беспечности.

Многоликость барокко

Стиль барокко был неоднороден. Глядя на полотна Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn) и, скажем, Филиппа де Шампань (Philippe de Champaigne), трудно сразу найти общие черты.

Некоторые направления барокко были очень своеобразны:

Самые известные художники барокко

Итальянская школа в XVII-XVIII веках теряет лидирующие позиции. Если не считать особняком стоящего Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), итальянская живопись практически не дала в этот период всемирно известных имён. Тем не менее, стоит упомянуть целое созвездие мастеров, без которых европейское искусство однозначно было бы беднее:

В целом же художественное лидерство в эпоху барокко переходит с Апеннинского полуострова на Пиренейский, а также на европейский север — во Фландрию и Голландию.

Барокко. Эль Греко. «Изгнание торгующих из храма

В Испании XVII век — это период мощного расцвета живописи. В это время здесь творили:

Крупными величинами среди фламандцев являются также Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck), Франц Снейдерс (Frans Snyders) и Якоб Йорданс (Jacob Jordaens).

В Голландии, как уже говорилось, барокко было более сдержанным по форме, но глубоким по содержанию конфликтов. Большую известность приобрело творчество Яна Вермеера (Jan Vermeer van Delft) и Франца Халса (Frans Hals).

А с наибольшей силой духовную мощь вечных тем воплотил в живописи Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), которого привлекали сюжеты, где человеческие переживания достигают своего пика.

Шедевры этих мастеров-живописцев украшают лучшие музеи мира. Но и произведения их коллег второго-третьего эшелона тоже ценятся высоко. Это выгодная инвестиция: вложение в бессмертные ценности. Картины старых мастеров на сайте VeryImportantLot всегда пользуются большой популярностью. В зависимости от известности автора, стоимость работ на аукционах составляет от нескольких тысяч евро. Посмотрите многочисленные фотографии антиквариата эпохи барокко в поисковике портала, ознакомьтесь с аукционными ценами на картины, мебель, предметы интерьера.



Барокко называют стиль в европейском искусстве и архитектуре XVI–XVII веков. Для него характерно внимание к деталям, символы и аллегории, грандиозные композиции, преувеличения, эмоциональность, пышность, витиеватые, изогнутые линии и обилие декора.

Свое название стиль, а вслед за ним и эпоха, получил от португальского la perola barroca — так моряки этой страны называли жемчужины неправильной формы.

Барокко зародилось в Италии, а потом распространилось по Европе, Америке и пришло в Россию.

Важной фигурой барочной архитектуры был итальянский архитектор Карло Мадерно, который спроектировал фасад базилики Святого Петра в Ватикане.

Он вытянул купол, с помощью статуй разбил поверхность на интервалы и смешал разные по стилю элементы: на фасаде чередовались квадратные и круглые колонны, все двери и окна отличались друг от друга и заканчивались то полукругом, то треугольником.

В интерьерах архитекторы барокко часто создавали оптические иллюзии, чтобы визуально расширить пространство, использовали золотистые, голубые, розовые тона, а также украшали потолки и стены извилистыми лепнинами и узорами.

Известным представителем барокко в изобразительном искусстве был фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Он часто писал картины на мифологические и религиозные темы, изображал на полотнах пышные тела в вычурных и динамичных позах, использовал яркие краски. Также Рубенс работал в популярном тогда жанре парадного портрета. Изображал в дорогих одеяниях королей и вельмож, которые хотели продемонстрировать свой статус в обществе.

Читайте также: