Влияние групповых норм на личность кратко

Обновлено: 05.07.2024

Групповые нормы диктуют должное и недопустимое поведение ее членов в определенных обстоятельствах. С точки зрения личности они формируют требования к ней в конкретных ситуациях. Когда нормы принимает группа, они начинают работать как средства влияния на поведение участников с минимальным внешним контролем. Для разных групп, объединений и сообществ характерны свои нормы, являющиеся их неотъемлемой частью.

Официальные, деловые нормы формулирует чаще руководств организации, определяя правила и процедуры, которые требуются к исполнению от сотрудников. Забегая вперед, отметим, что главенство норм в организациях не всегда может соответствовать правилам. Человеку не всегда кто-то нужен, например, чтобы указать, что длительная болтовня по телефону или игра на компьютере в рабочее время является неуместным поведением. Все знают, что при проведении беседы в ходе поступления на новую работу не всегда в ответе на вопрос о причинах неудовлетворенности предыдущим местом следует упоминать о некоторых проблемах (например, сложности в общении с коллегами или начальством). Здесь важнее и уместнее рассказать другие вещи, например, о сложном продвижении по службе или работе, которая не способствовала профессиональному росту.

Классификация групповых норм поведения

Нормы, предназначенные устанавливать порядок труда или работы в группе, уникальны. Исследователи выделяют несколько общих классов норм, которые признаны большинством рабочих групп:

  • нормы выполнения работы,
  • нормы внешнего вида,
  • нормы социальной организации,
  • нормы распределения ресурсов.

Самым общим классом норм являются нормы выполнения работы. Участники рабочей группы обычно получают точные указания на то, как усердно им трудиться, выполнять задания, как достичь уровня производительности, допустимое количество опозданий и др. Подобные нормы очень сильно влияют на работу персонала, способствуют коренным изменениям плана работы и отношения к выполнению задания.

Развитие норм в обществе

Развитие норм происходит постепенно, по мере того, как участники определенной группы осознают поведение, способствующее эффективному функционированию группы. Кризисные события, происходящие в группе, способны на какой-то период прервать этот процесс, но, даже если кризис внесет значительные изменения в состав и работу группы, формирование норм продолжится.

Ученый из Америки Роббинс отметил, что развитие большей части норм происходит в одном или нескольких из четырех направлений:

Тем не менее, группа не устанавливает и не проводит в жизнь нормы для каждого возможного случая. Норма, проводимая группой в жизнь, должна иметь важность для нее. Важность нормы Роббинс определил несколькими факторами:

Личность в современной психологической науке рассматривается как сознательное одухотворённое существо, активно познающее и преобразующее социально-природную окружающую среду. Главными особенностями личности являются самобытность, уникальность, стремление к свободному самовыражению, проявлению творческих способностей. Полней всего творческий потенциал, личностные особенности раскрываются в процессе взаимоотношений, взаимодействия с другими, установления отношений в группе.

Другими словами, сущность личности заключается не в ней самой, но в системе взаимосвязей, которые существуют между ней и социально-природной окружающей средой.

Взаимодействие личности и группы

Люди, окружающие личность, формируют различного уровня групповые объединения субъектов, которые в процессе реализации совместной деятельности создают духовные и моральные ценности, необходимые для выживания каждого отдельного индивидуума. Выступая активным, самостоятельным существом, личность может жить и проявлять свои личностные качества только в окружении себе подобных существ.

Категория группы выступает одной из фундаментальных в психологии, интерпретируется как сообщество индивидуумов, объединенных внутренними отношениями и связями, возникшими в процессе реализации совместной деятельности, совместного бытия.

Функции группы

Включение личности в совместное бытие может осуществляться как закономерно, так и случайно. Вне зависимости от характера взаимодействия между личностью и группой, основой возникновения отношений выступает наличие интегративного, объединяющего признака: пол, профессия, возраст, наличие общих интересов и пр. Включенность личности в то или иное объединение, коллектив выступает базовой потребностью индивидуума, который не может жить и развиваться вне социально-природной окружающей среды. Влияние группы на личность носит разносторонний характер, объединение реализует целый ряд актуальных функций по отношению к личности.

Готовые работы на аналогичную тему

Объединяющая функция дает возможность личности приобщиться к роду людей.

Функция социализации позволяет индивидууму превратиться в сознательно действующую личность, наделяет его истинно человеческими качества и свойствами, одухотворяет личность.

Прагматическая функция способствует развитию способностей, необходимых для создания духовных и материальных ценностей, обеспечивающихся выживание этноса, нации.

Экспрессивная функция позволяет индивидууму самоутвердиться в группе, заслужить признание, уважение группы, удовлетворить свои потребности в общении.

Функция поддержки обеспечивает сплочение членов коллектива, защиту каждого индивидуума в экстремальных ситуациях.

Позитивное влияние группы на личность

Групповое влияние на формирование и развитие личности может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Позитивное влияние группы на индивидуума обусловлено рядом факторов, включая следующие:

  1. В процессе группового взаимодействия индивидуум встречается с людьми, которые становятся для него источником формирования и развития духовной культуры;
  2. Взаимоотношения между членами группы способствуют социализации личности, ее приобщению к системе социально одобряемых поведенческих стратегий, вовлечению в совместную деятельность;
  3. Группа выступает пространством, в котором индивидуум развивает свои коммуникативные умения и навыки;
  4. От участников коллектива индивидуум получает информацию, которая позволяет ему правильно воспринимать и оценивать себя, укреплять и развивать положительные свойства и качества, устранять возможные недостатки.

Таким образом, выступая самостоятельным одухотворенным существом, личность не может существовать вне группы, вне социально-природного окружения, оказывающего огромное влияние на развитие индивидуума, формирующего его самобытность и уникальность, особенности реализации межличностных связей.


НОРМАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ГРУППОВОГО БОЛЬШИНСТВА НА ЛИЧНОСТЬ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исследования особенностей поведения личности в социуме всегда оставались актуальными. Еще древнегреческий философ, Аристотель, утверждал, что человек – существо социальное. Действительно, благодаря обществу он становится сильнее, удовлетворяет свои базальные потребности и всесторонне развивается, что невозможно вне общества. Но социум не всегда положительно влияет на индивида, ведь вырабатывая некие нормы, правила, оно может навязывать свои убеждения, ценности, средства и условия социальной жизнедеятельности и как результат изменять поведение индивида в целом.

Изучение нормативного поведения в группе, ведущееся уже многие десятилетия, позволило накопить огромный эмпирический материал. Полученные данные дают достаточно полное представление о разнообразии исследовательских подходов и воссоздаваемой на их основе весьма пестрой феноменологической картины. Начиная с 50-х гг. XX в. начались масштабные исследования проблемы нормативного влияния на личность, которые в настоящее время могут быть условно выделены в два направления: нормативное влияние большинства группы на отдельного человека и нормативное влияние, оказываемое на него меньшинством. [5]

Соломон Аш и его команда разработали экспериментальную методику, которая послужила основой для данной серии исследований. Процедура состояла в том, что, поставив индивидуума в отношения радикального конфликта с остальными членами группы, они проводили количественное измерение влияния этих отношений на индивидуума и описывали их психологические последствии. В течении эксперимента наблюдалось заметное смещение оценок в сторону большинства. Одна треть всех оценок, сделанных членами экспериментальной группы, содержала ошибки, идентичные искаженным суждениям большинства, или оценки были смещены в сторону большинства. Значение этого результата становится очевидным, если учесть, что в контрольной группе, члены которой высказывали свои суждения в письменной форме, ошибки фактически отсутствовали. В то же время влияние большинства было далеко не абсолютным. Преобладающее большинство оценок в экспериментальной группе (68%) были правильными, несмотря на давление большинства. В экспериментальной группе нашлись испытуемые, которые во всех случаях сохраняли независимость суждений, но были и такие, которые почти всегда следовали за большинством. Одна четверть основных испытуемых была полностью независима; с другой стороны, одна треть группы не менее чем в половине испытаний смещала оценки в сторону большинства. Различия в реакциях испытуемых из экспериментальной группы на условия, в которые они были поставлены, оказались столь же сильными. Некоторые испытуемые сохраняли полную уверенность в своих суждениях в течение всего эксперимента. Другую крайность представляли испытуемые, которые были дезориентированы, охвачены сомнениями и испытывали сильное желание не отличаться от большинства.[2]

Исследовательская парадигма, созданная Ашем, получила широкое признание, послужила основой многочисленных исследований и критики. [3]

У некоторых испытуемых в результате этой процедуры возникло сильнейшее нервное напряжение, которое достигало крайних степеней, чего обычно не бывает при социо-психологических лабораторных исследованиях. Согласно наблюдениям, испытуемых била дрожь, они потели, заикались, кусали губы, стонали и сжимали кулаки, впиваясь ногтями в ладони. Такие реакции не являлись исключением, а были скорее типичными для данного эксперимента. Одним из признаков нервного напряжения было регулярное возникновение припадков нервного смеха. Последний казался абсолютно неуместным, даже странным. У трех испытуемых наблюдались настоящие неконтролируемые припадки. В одном случае наблюдались столь сильный судорожный припадок, что пришлось приостановить эксперимент. [7]

Отечественные ученые, А.П. Сопикова и А.В. Баранова, в ходе своих исследований выявили зависимость интенсивности конформного поведения от особенностей деятельности группы. Исследования, проведенные на студентах, показали, что будущие педагоги чаще демонстрируют зависимость от группового влияния, чем будущие инженеры. Подростки, играющие в оркестре, более зависимы в своем мнении от сверстников, чем подростки — победители физико-математических олимпиад. Конформность также возрастает в сплоченных группах. Однако, как показывают исследования, проведенные А. В. Петровским и его коллегами, сам феномен зависимости человека от его группы в сообществах высокого уровня развития (коллективах) приобретает специфические черты. Исследования проводились с реальными трудовыми коллективами. Члены коллектива участвовали в групповом обсуждении, в процессе которого вырабатывались цели и ценности совместной деятельности, обсуждались стратегические вопросы жизнедеятельности группы. Затем каждому члену группы сообщалась фиктивная информация, согласно которой в его отсутствие было решено изменить цели (или пути их достижения). Человеку предлагалось принять решение, какой линии поведения он будет придерживаться. Большинство участников эксперимента предпочитали те цели и ценности, которые были выработаны коллективом при его участии. Такое поведение и получило название коллективистического самоопределения.[4]

Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на конформное поведение: единодушие большинства, ее численность, особенности ситуации, гендерные и возрастные особенности, индивидуальные особенности и значимость ситуации для испытуемого. [3]

Что касается нормативного влияния, то ситуация особо не отличается – показатели существенно отличаются при присутствии посторонних и принятия решений наедине. [9]Для одних влияние большинства может сказаться положительно, для других крайне отрицательно. Доказательством этого являются исследования, упомянутые ранее, Шерифа и Аша.

На сегодняшний день исследование нормативного влияния группового не менее важно и актуально. Практически все известные социальной психологии методики изучения взаимоотношений в коллективе применяются в различных сферах среди них: школа, промышленное производство, управление, развитие организации, массовая коммуникация и реклама. Что касается практического использования, то социальный психолог в каждой конкретной ситуации творчески подходит к составлению набора методик. Он может комбинировать при этом методику наблюдения, интервью, социометрию, полярные профили, различные способы диагностики группы, специальные приемы установления стиля руководства и т.д., благодаря которым может достигнуть нужных результатов. [1]

Список литературы

Аш С. Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений Пайнс Э., Маслач К. «Практикум по социальной психологии. – Спб. 2000

Битянова М.Р. Социальная психология. – Спб., 2008

Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М. 2009

Поведение подростков является коллективно-групповым. Это специфический тип межличностных отношений на равных, где свой статус в группе необходимо заслужить и отстоять. Именно в группе однолеток вырабатываются умения соотносить свои интересы с интересами других, подчиняться коллективной ответственности и вместе с тем уметь постоять за себя, за свои взгляды и права. Кроме того, группа однолеток является одним из факторов, которые обусловливают активность личности подростка.

Доказано, что социальная активность подростков может формироваться двумя основными способами: по пути интеграции личности с группой, усвоения индивидуальных норм, ценностей и ролей, которые сложились в ней, либо по пути противостояния групповому давлению.

Группа может влиять на подростка как позитивно, так и негативно. Позитивный толчок к развитию группа дает тогда, когда подросток встречается с людьми, которые являются для него источником духовной культуры; когда отношения с людьми несут в себе, как правило, положительные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваивает личность; когда в группе подросток может научиться коммуникативным умениям и навыкам; получает информацию, которая дает ему возможность правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и закреплять положительное в своей личности, избавляться от недостатков.

Негативное влияние имеет место тогда, когда психологическое давление других членов группы может уничтожать и деиндивидуализировать личность подростка; когда группа тормозит творчество личности, препятствует проявлению ее самобытности; когда под давлением общегрупповой мысли могут быть унифицированы индивидуальные взгляды и рассуждения. Группа может способствовать развитию конформизма, тормозить развитие личности, если общий уровень развития ее членов низкий.

Поскольку учебная деятельность в подростковом возрасте является основной, класс можно рассматривать как относительно стабильную группу. Во-первых, это формальная группа, которая имеет официальный статус, то есть утверждает права и обязанности своих членов, а также определяет главный санкционированный вид деятельности – обучение. Во-вторых, класс одновременно является и неформальной (неофициальной) группой, которая развивается спонтанно и независимо и которая для каждого своего члена может быть либо референтной, либо равнодушной. Исходя из этого, место каждого подростка в классе можно рассматривать с точки зрения его официального и неофициального положения.

Официальное положение человека в системе отношений называется позицией. От позиции, которую занимает человек в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки других членов группы. Как уже отмечалось выше, неофициальной социальнопсихологической характеристикой положения человека в системе межличностных отношений является его статус. Статус указывает на степень действительного авторитета и влияния подростка на класс. Высший статус имеет лидер группы.

Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Таким образом, лидер является наиболее референтным лицом в группе применительно к ее важнейшим проблемам. Лидер может и не вызывать личной симпатии у окружающих.


Развитие представлений об авторитетах, достойных подражания, обычно идет в следующем порядке.

1. В раннем подростковом возрасте это подражание взрослым (родителям, учителям), ориентация на их ценности и признание авторитета.

2. В разгар подросткового кризиса происходит переориентация на сверстников, поиск авторитетов и объектов для подражания из их числа.

Американский социолог и психолог Конрад Томас выделил несколько стилей поведения в конфликтной ситуации: соперничество (конкуренция), приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество. Перечисленные стили различаются по направленности участников конфликта на свои интересы и интересы партнера по общению следующим образом:

• Стратегия приспособления выбирается в случае, когда подросток стремится уйти от конфликта: он жертвует личными интересами в пользу интересов конкурента. Стремление это может быть вызвано самыми разными причинами: от простой боязни конфликтовать вследствие понимания возможности проигрыша до свойственной подростку природной мягкости, незлобивости, бесконфликтности характера. Как правило, именно эта стратегия присуща аутсайдерам.

Нам, взрослым, следует иметь в виду: только при условии, что подросток поймет и почувствует, что мы на его стороне, что мы принимаем и любим его таким, какой он есть, что результат его действий, путь не всегда умелых и совершенных, важен для нас, – только в этом случае мы сможем говорить о том, что у него есть опора в такой непростой деятельности, как сотрудничество. Сначала ему будет необходимо опираться на нас, обсуждая свои и чужие ошибки в общении и взаимопонимании, наша же помощь будет заключаться в том, чтобы ненавязчиво помочь ему идти по пути сотрудничества, не скатываясь к соперничеству, избеганию, приспособлению и в разумных пределах прибегая к компромиссу. И если этот этап проработан, наш подросток сможет самостоятельно, по-настоящему автономно двигаться по пути сотрудничества. А если мы к тому же будем учить его принимать себя и других, находить компромиссы и не бояться ошибаться и смотреть вперед, строя и оценивая перспективу своих действий, взаимоотношений и жизни в целом, сотрудничество будет для него одним из самых важных человеческих навыков.

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Групповое влияние

Первым исследовал Аш в 50-е годы.

Все люди делятся на:

Конформное поведение поделил:

  • одобрение или внутренний конформизм – человек искренне принимает мнение группы;
  • уступчивость или внешний конформизм – человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
  • негативизм (конформизм наизнанку) – человек всегда не согласен с требованиями группы.

Милграм: " Мы зависимы от авторитетов, его мыслей, поведений. В тех культурах, где велика роль авторитетов много людей с конформным поведением."

Конформизм – социальное явление, когда поставлены неопределенные задачи, когда небольшая группа, не очень сплочены, все это влияет на проявление конформного поведения.

Деиндивидуализация – это поглощение человека социальной ролью. Когда человек утрачивает осознание границ роли (я сделал, но все это делают). Роль человека поглощает его Личность.

Зимбардо. Проявляется прежде всего в толпе (где есть у нас анонимность).

Социальная Личность. Проявляется в ситуациях, когда группа выполняет задачу, но ответственность не распределена (она размыта). Проявляется объективно, а субъективно она не осознается.

Огруппление мышления. Характерно для сплоченных групп. Группа начинает тратить силы не на анализ, а на поддержание сплоченности, гармонии. В результате – неправильные решения.

Групповая поляризация возникает в результате группового обсуждения, при столкновении точек зрения учитываются первоначальные установки, а не средние мнения.

В нашем мире насчитывается не только несколько миллиардов отдельных индивидуумов, но также и множество национально-государственных образований, общин в различных на-селенных пунктах,экономических организаций и других формальных и неформальных групп, будь то семья, собрание жильцов или просто люди, которые находятся рядом. Рассматривая групповое взаимодействие нельзя отрицать влияния индивидуумов на их собственные группы. Ведь историю творит меньшинство, переубеждающее всех остальных, т.е. большинство. Так что же помогает этому меньшинству или его влиятельному лидеру стать убедительным. Существуют следующие феномены группового влияния: социальная фасилитация; конформизм, социальная леность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.

I . Как группа влияет на Личность:

  1. Феномен социальной фасилитации – факт присутствия других людей во время выполнения Деятельности Личности, улучшающий результат данной Деятельности (при выполнении знакомой или простой работы).
  2. Феномен социальной ингибиции – тенденция выполнять Деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы).

Исследования показали, что эти характеристики улучшаются в присутствии других:

  • улучшается сила мышечного напряжения;
  • продуктивность внимания (объем);
  • долговременная память;
  • ассоциативное мышление.

Ухудшаются :

  • чувствительность;
  • концентрация внимания;
  • показания сложной умственной Деятельности;
  • генерирование идей.

II . Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной Личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформист – человек, не поддающийся групповому давлению.

  1. внешняя уступчивость – внутренне при своих интересах;
  2. одобрения действий меняют убеждения человека.

Петровский выделил 3 формы поведения:

  1. Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).
  2. Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).
  3. Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).

Закономерности конформного поведения:

  1. Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.
  2. Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.
  3. От сплоченности группы: чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над ч-ком.
  4. От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.
  5. Публичность.
  6. Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лел снижается). Женщины более чем мужчины.

III . Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Социальная леность проявляется тогда, когда размыта ответственность и, когда не измеряется личный вклад участников групповой Деятельности. Не проявляется же она, когда ставится сложная и захватывающая задача; когда каждого человека мотивируют тем, что его вклад в групповой Деятельности бесценен; когда существуют условия межгруппового соревнования и когда группа сталкивается со стимулирующим препятствием.

IV . Деиндивидуализация – утрата самоосознания, осознания человеком своей индивидуальности и боязнь оценки – возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Когда высокий уровень социального возбуждения комбинируется с размыванием ответственности, люди могут отбросить свои обычные ограничения и утратить чувство индивидуальности. Такая деиндивидуализация особенно вероятна после возбуждающих и отвлекающих занятий, когда люди ощущают анонимность из-за принадлежности к большой группе или из-за маскирующей одежды. Результатом может стать снижение самоосознания и самоограничений и возрастание восприимчивости непосредственно к ситуации как таковой, будь она негативной или позитивной.

V . Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы (группа приходит к более радикальной позиции, нежели усредненное мнение ее членов). На этой почве (Макколи и Сегал) возникает терроризм (объединение людей с общими обидами и возникновение актов насилия, которые индивидуум в отрыве от группы возможно бы не совершал). Групповое обсуждение способно привести как к положительным, так и к отрицательным результатам. Пытаясь понять данный феномен, исследователи обнаружили, что на самом деле обсуждение лишь усиливает изначально доминирующую точку зрения, будь то склоняющаяся к большему риску или же более осторожная. В повседневных ситуациях групповое взаимодействие также имеет тенденцию обострять первоначальные мнения. Феномен групповой поляризации – это окно, через кот исследователи могут наблюдать за влиянием группы. Эксперименты подтверждают наличие информационного и нормативного группового влияния. Информация, собранная во время обсуждения, по большей части благоприятна для изначально предпочтенной альтернативы и тем самым усиливает ее поддержку. Более того, люди могут еще более акцентировать свою позицию в тех случаях, когда, сравнив свои мнения, они обнаруживают неожиданную поддержку своего первоначального намерения.

VII. Влияние Личности на группу (Феномен влияния меньшинства). Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история застыла бы в неподвижности, и ничто бы никогда не менялось. По данным экспериментов, меньшинство наиболее влиятельно, если оно упорно и последовательно в своих взглядах, если в его действиях чувствуется уверенность и если ему удается переманивать перебежчиков из большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у представителей большинства сомнения в себе и склонят их к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению. Благодаря своему целевому или социальному руководству формальные и неформальные лидеры обладают непропорциональным влиянием. Те, кто последовательно стремится к своей цели и наделены харизмой уверенности в себе, зачастую вызывают доверие и вдохновляют окружающих следовать за собой. Активное меньшинство может победить группу при следующих условиях: последовательность, уверенность, умение привлекать сторонников на свою сторону.

Читайте также: