Влияние человека на луговое сообщество 4 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Отличие леса от луга в том, что основной растительностью луга являются травы, а леса – деревья. На лугу нет крупных животных, а в лесу есть.

Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вие человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе? Какие правила безопасности нужно соблюдать на лугу?

Примеры правильного поведения людей на лугу: любоваться природой луга, дышать луговым воздухом, любоваться красотой цветов.

Примеры неправильного поведения людей на лугу: топтать траву, срывать полевые цветы, жечь траву, разорять гнёзда шмелей.

По вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе. Истребляя луговые растения, человек истребляет и животных, которые населяют это сообщество.

Правила безопасности на лугу

  1. Не разводить костёр.
  2. Не срывать и не пробовать на вкус растения, грибы, которые растут на лугу.
  3. Нельзя разорять гнёзда шмелей, это может плохо для вас закончиться.

Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните почему.

Окружающий мир 4 класс учебник Плешаков 1 часть страница 133 вопрос 3

Косилка должна двигаться от центра к краям луга. Это важно, чтобы обитатели луга могли убежать.

Если косилка будет двигаться от краёв луга к центру, то обитатели луга будут двигаться к центру луга и они погибнут.

Проверь себя

Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?

Сходства: растут одни и те же виды растений и цветов, чистый и свежий воздух, обилие насекомых и микроорганизмов.

Отличия: на лугу нет деревьев, а в лесу – это основная растительность. На лугах нет крупных животных, а в лесу есть.

Какие организмы составляют луговое сообщество?

Луговое сообщество составляют насекомые, грызуны, птицы, черви, земноводные.

Как нужно вести себя на лугу?

Не топтать траву, нельзя срывать полевые цветы, разорять гнёзда шмелей, жечь траву.

Задания для домашней работы (на выбор)

  1. Сто старой травой могут сгореть молодые ростки.
  2. Видовое разнообразие трав уменьшается.
  3. Сгорают насекомые и бактерии.
  4. Возможно образование оврагов.
  5. Может возникнуть пожар.


Луга представляют собой обширные территории, покрытые травянистыми многолетниками, преимущественно злаками и осоковыми. Такая растительность способствует увеличению плодородия почвенного слоя, предотвращает его эрозию. Луга обычно встречаются в долинах рек, горной местности, а также в отступивших лесах, лесостепи и степи.

Что такое природное сообщество луга?


Любое природное сообщество является совокупностью растений, животных, грибов, микроорганизмов, которые взаимодействуют между собой и окружающей их средой. Доминирующее значение в экосистеме луга играет флора, состоящая из травостоя и дернины. Ее разнообразию способствует качество почвы и водный режим.

Луга в зависимости от расположения делятся на заливные, суходольные, горные и субальпийские. Растительность лугов существенно различается в зависимости от степени увлажнения почвы и климата. Некоторые представители фауны являются реликтами того биоценоза, который предшествовал лугам.

Какие организмы составляют экосистему луга?


Главные растения лугового сообщества — это разнообразные многолетние травы. На одном квадратном метре можно насчитать до ста видов. Они образуют несколько ярусов. Пышное развитие получают однолетники, которые были занесены из лесного или болотного природных сообществ. По хозяйственному значению принято разделять растения на злаки, бобовые, разнотравье и осоки.

Животный мир луга тесно взаимосвязан с растительностью. Насекомые кормятся нектаром, а сами служат пищей для мелких птиц и млекопитающих. Те, в свою очередь, являются источником питания хищных птиц. Активное участие в жизни природного сообщества луга принимают грызуны, насекомоядные и небольшие хищники.

Растительный мир луга


Пойменные луга затапливаются водой из рек во время паводков или половодья. Из-за этого видовой состав растений скудный. Вода несет с собой большое количество взвешенных частиц, которые после оседания превращаются в наилок. На высоких участках встречается полынь, тысячелистник, тмин и кровохлебка. В заболоченных частях луга растут злаки. Здесь можно встретить калужницу, канареечник, мятлик, овсяницу луговую и др. Заливные луга дают высокий урожай сена.


Почвы суходольных лугов образовались когда-то под лесом. Они гораздо скуднее, чем на заливных лугах. Несмотря на это, здесь одновременно может расти несколько десятков видов трав. Мятлик луговой благодаря корневой системе образует прочный дерн, устойчивый к вытаптыванию. Это растение встречается повсеместно. Райграс представляет особую ценность в качестве кормового злака. На суходольных лугах растет много лекарственных растений: крапива, одуванчик, подорожник, зверобой продырявленный, лен слабительный. Из бобовых можно выделить мышиный горох и клевер. В первой половине лета распускаются ирисы, маргаритки, лютики и наперстянки.


Горные и субальпийские луга характеризуются высоким и красочным травяным покровом. Интенсивная солнечная радиация, перепад температур и сильные ветра являются настоящим испытанием для растительности. За короткий период травы успевают отцвести и дать жизнеспособные семена. Наибольшее распространение получила овсяница, другие злаки не играют большой роли. Скоплениями растет горец мясо-красный и буквица крупноцветковая. Цветки пиретрума, незабудки, змееголовника, василька и лилий образуют пестрый ковер.

Животный мир луга


Основными животными луга принято считать мышевидных грызунов и насекомоядных, которых привлекает обилие пищи. Это землеройки, кроты, полевки. На прогретых и незатопленных участках встречаются ужи, ящерицы и немногочисленные лягушки. Разнообразен видовой состав пернатых. В лугах обитают жаворонок, трясогузка, перепел, чибис, бекас. Из хищников господствует лисица, ласка и хорек.


Животный мир луга тесно связан с растительностью. Здесь нет такого видового разнообразия фауны, как в лесах. Крупные млекопитающие не могут найти убежища в разнотравье. Цветущие медоносы привлекают к себе насекомых-опылителей, пчел, ос, бабочек и шмелей.

Экологические связи лугового сообщества


Все организмы природного сообщества существуют в тесном симбиозе. Растения являются важным компонентом в жизни животных. Они питаются нектаром, фитомассой, распространяют семена. Роющая деятельность грызунов улучшает состояние почвы, создает условия для прорастания семян. Многие насекомые и млекопитающие являются санитарами, питающимися органическими веществами.

Травоядные животные избавляют луга от многочисленных сорняков и вредных растений. Хищники создают равновесие между различными популяциями.

Роль экосистемы луга для человека


Большинство растений являются витаминной кормовой базой домашнего скота. С давних времен человек использует луга в качестве пастбищ, заготавливает сено на зиму. В период цветения медоносов сюда слетаются пчелы с ближайших пасек. Луговой мед отличается тонким ароматом и нежным вкусом. На протяжении всего лета человек заготавливает лекарственные травы. В дело идут молодые листья, цветки, корни и стебли.

Влияние человека на экосистему луга


Чтобы улучшить качество и урожайность трав, человек изменяет состав травостоя, меняет условия произрастания. Наибольшее влияние на экосистему оказывает выпас и скашивание. Неправильная сенокосная деятельность нарушает ритм сезонной вегетации, ограничивает распространение семян. В результате скашивания голая почва быстро иссушается, теряет тепловой режим. Если подобные мероприятия проводятся на протяжении длительного периода, то наблюдается изменение видового состава луговых трав.

Более серьезное влияние оказывает выпас скота. Передвигаясь по лугу, животные вытаптывают копытами растения. В итоге на пастбищах остаются растения, устойчивые к вытаптыванию. Воздействие копыт деформирует верхний слой почвы. В результате отложения экскрементов растительность может быть полностью уничтожена. Однако если стойбища регулярно меняются, то разрушения растительности не происходит. Поскольку почва в сезон выпаса получает активную органику, то и восстанавливается травяной покров достаточно быстро.

Охрана лугов


Проблема сохранения лугов носит глобальный характер. Все виды растений чувствительны к влиянию экологических факторов. Частый выпас скота приводит к сокращению травостоя. На восстановления покрова уходит не менее трех лет. Если было оголено более половины территории, человеку необходимо засеивать ее вручную.

Если скашивание проводится редко, то страдает вся территория. На ее поверхности формируется плотный слой из старых листьев, задерживается срок таяния снега, заводятся грызуны и болезнетворные бактерии. Для здорового развития луга необходим сенокосооборот. Он позволяет поддерживать видовое разнообразие.

Внесение удобрений сильно влияет на состав трав. В результате азотистых подкормок разрастаются злаковые растения, а разнотравье и бобовые значительно сокращаются. Грамотный подбор удобрений сохранит видовой состав, защитит луга от колебаний урожайности по годам.

Человеку следует избегать применения химических средств для защиты растений. Для здоровья экосистемы луга необходимо сочетать сроки скашивания, интенсивность пастбищных нагрузок, грамотное внесение удобрений и подсев трав.

Большинство луговых участков в области находится в активной хозяйственной зоне, подвергается различным видам антропогенного воздействия.

Влияние хозяйственной деятельности на луга выражается в не­скольких формах: сенокошение, выпас, внесение удобрений и обработ­ка поверхности почвы. В результате такого воздействия луговые цено­зы претерпевают значительные изменения. При коренном улучшении луговых угодий происходит полная смена естественного травостоя сея­ным. При осушении заболоченных лугов улучшается кормовой состав трав, повышается продуктивность лугов, однако исчезает своеобразие, происходит стандартизация и обеднение флористического состава. В со­ставе флоры остаются виды, относительно устойчивые к антропогенно­му воздействию.

Современные луга - ценные сенокосы и пастбища, однако среди них начинают преобладать искусственные ценозы, так называемые сеяные луга, обладающие более высокой продуктивностью травостоя, но отлича­ющиеся однообразным флористическим составом, а также меньшей ус­тойчивостью к неблагоприятным условиям среды (заморозкам, засухе, суровым зимам и др.) и воздействию выпаса, сенокошения. И только в естественных условиях формируется комплекс растений, способных пол­ностью удовлетворить разнообразные потребности животных. Так, есте­ственный травостой лугов улучшает пищеварение, в его состав входят лекарственные растения, растения, обладающие молокогонным эффек­том, и др.

Сенокошение и выпас оказывают наиболее заметное и постоянное влияние на экосистемы лугов. Под влиянием сенокошения происходят:

—изменение видового состава растительных сообществ, мощности развития отдельных видов, а иногда и целых групп;

—исчезновение из травостоя отдельных видов растений: в первую очередь, высокорослых многолетних трав из группы разнотравья (зон­тичные, сложноцветные), многие из которых не успевают обсеменять­ся (борщевик, таволга, порезник, цикорий);

—лучшее развитие в результате более полного освещения нижнего яруса травостоя злаков, особенно корневищных, и бобовых; при этом в травостое длительное время сохраняются ценные в кормовом отноше­нии и наиболее быстро развивающиеся верховые злаки (пырей, тимо­феевка, овсяница луговая, кострец безостый) и верховые бобовые (кле­вера гибридный и луговой, эспарцет, люцерна посевная);

—уменьшение в травостое количества низовых злаков (мятлик лу­говой, полевицы, житняки), низовых бобовых (клевер ползучий, лю­церна хмелевидная), низового разнотравья (манжетка, Черноголовка, одуванчик);

- увеличение числа видов с приземными листьями и ползучими побегами в результате удаления при сенокошении надземных органов растений;

- ограничение возможности семенного размножения и усиление ви­дов, способных к вегетативному размножению; исчезают однолетние и двулетние травы (погремок, лютики), особенно поздно обсеменяющиеся;

- постепенное снижение урожайности луга;

- иссушение местообитаний и уменьшение обилия влаголюбивых видов.

Большое влияние на видовой состав луговых фитоценозов, а зна­чит и их продуктивность, оказывают сроки сенокошения и повторность скашивания травостоев. Раннее сенокошение уменьшает количество ду­шистого колоска, мятликов, одуванчиков. При нормальном одноукосном использовании травостой становится многовидовым, увеличивает­ся значение рыхлокустовых злаков и бобовых. При многолетнем сенокошении и двуукосном использовании лугов большая часть цен­ных злаков и бобовых не успевает обсемениться, реагирует на отмеча­ющееся нередко при этом обеднение почвы минеральными веществами и выпадает из травостоя. Их место занимают растения, успевающие от­цвести и дать семена до первого укоса (пахучий колосок, лисохвост лу­говой, ожика полевая, цмин, одуванчики, кульбаба осенняя, лютики, свербига, сурепка), способные дать семена после последнего укоса (по­левица обыкновенная, кульбаба осенняя, василек луговой, чихотная трава, борщевик, подмаренники, вероника длиннолистная, горец рако­вые шейки, герань луговая), а также занесенные ветром (луговик дер­нистый, или щучка, вейники), водой (щавель курчавый, чихотная тра­ва) или животными, птицами (гравилат речной, герань луговая).

На плотных, поверхностно избыточно увлажняемых почвах при се­нокошении травостой изреживается, и на оголенных участках поселя­ются зеленые мхи, которые вытесняют цветковые растения, в дальней­шем происходит заболачивание луга.

Более значительно изменяются луговые ценозы под воздействи­ем выпаса. При этом происходит выборочное отчуждение одних рас­тений и разрастание других. Усиливается роль злаков (в основном, низовых - мятлик луговой, овсяница красная, полевица).

Избирательный характер стравливания обуславливает появление пятнистости травостоя. Выпадают хорошо поедаемые растения и виды, плохо переносящие выпас (бобовые, герани). Увеличивается число не-поедаемых и плохо поедаемых растений (лютики, чемерица Лобеля). В дальнейшем постепенно из травостоя выпадают удовлетворительно поедаемые растения и в конечном итоге даже плохо поедаемые. Оста­ются на пастбище многолетние растения, совсем не поедаемые, отдель­ные плохо поедаемые (тысячелистник), поедаемые хорошо, но быстро осеменяющиеся весной (мятлик луковичный) и со стелющимися приземными (часто розеточными) листьями и побегами (манжетка, оду­ванчик, подорожник, полынь австрийская и холодная). На пастбище появляется большое количество низкорослых однолетних растений, бо­лее приспособленных к уплотнению и иссушению поверхности почвы (гречишка птичья).

При выпасе происходит механическое повреждение растений и дернины, нарушение поверхности, вызывающее эрозию, неоднородное уплотнение поверхности, приводящее к усиленному испарению влаги и иссушению почвы, а при близком залегании грунтовых вод - к за­болачиванию. Наблюдается обеднение видового состава, вытеснение высокорослых растений, отличающихся большей мезофитностью и те­невыносливостью (купырь, сныть, иван-чай, осот полевой, бодяк по­левой, гулявники, шалфеи, подмаренники, вики, люцерны). В траво­стое сохраняются виды, которые переносят вытаптывание, обладают хорошей отавностью и вегетативно размножаются. Такими растения­ми являются мятлик луговой, полевицы белая и обыкновенная, овся­ница красная, душистый колосок, клевер ползучий, манжетка. Одно­временно с изменением видового состава пастбищ изменяется и их хозяйственная ценность. С увеличением нагрузки урожайность траво­стоя падает. Наиболее продуктивной при пастбищном использовании травостоя является злаковая стадия, наступающая после выпадения высокорослых растений.

При пастбищном использовании лугов области часто можно на­блюдать нарастание дернины, что создает условия для развития плот-нокустовых злаков (белоус, щучка). Дальнейший выпас усиливает ин­тенсивность кущения этих злаков, ускоряет процесс образования плотнокустовой дернины.

В разные стадии развития растения неодинаково реагируют на вы­пас. Более резко ухудшается луг в корневищной стадии, особенно при интенсивном пастбищном использовании. Выпас скота усиливает про­цесс дернообразования. Происходит уничтожение мохового и лишайни­кового покрова.

Интенсивный выпас вызывает сукцессионные смены растительного покрова, так называемые стадии пастбищной дигрессии, вплоть до почти полного уничтожения растительности - сбоев, с незадернованными участ­ками и преобладанием сорных однолетников с низовым облиствением.

1) Опишите луг по фотографии.

Луг — это пространство, заросшее травами. На нём почти нет деревьев, зато там много трав и цветов. Из-за этого здесь всегда много насекомых, там гнездятся и охотятся птиц, плодятся грызуны.

2) Рассмотрите в гербарии растения луга. Определите их с помощью рисунка и атласа-определителя.

На лугу можно встретить травы, относящиеся к разным семействам. Например, тысячелистник относится к семейству сложноцветных. Мышиный горошек является представителем бобовых растений. Нивяник — представитель семейства сложноцветных, а мятлик, тимофеевка и лисохвост — злаки.

3) С помощью рисунка на с. 172 — 173 познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

Животный мир луга богат и разнообразен. На лугах водятся самые разные насекомые — бабочки, кузнечики, шмели, мухи, жуки. Здесь можно встретить птиц, которые питаются насекомыми или злаками — трясогузка, коростель, перепел. Водятся здесь земноводные, мелкие грызуны, дождевые черви.

По этому рисунку расскажите об экологических связях на лугу.

Пример экологических связей на лугу для 4 класса

Луг — это природное сообщество, жизнь которого проходит среди трав. Чтобы росла трава нужны солнце, воздух, вода, почва.

Трава является основным производителем, её листвой, плодами, цветами питаются различные насекомые, птицы, грызуны. Это потребители первого уровня

На втором уровне находятся хищники. Это птицы, которые питаются насекомыми, земноводные, хищные звери.

Высыхающая осенью трава попадает в землю, там же скапливаются отходы жизнедеятельности животных. Всё это измельчается некоторыми насекомыми, их личинками, червями, а потом перерабатывается бактериями и грибами, превращаясь в перегной и минеральные соли.

4) По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются на лугах вашего края.

Для Московской области характерно присутствие следующих многолетних трав: пырей, мятлик, горицвет, лисохвост, лютик, клевер, мышиный горошек, нивяник, пижма.

Животные лугов Московской области: стрекоза, бабочка, жук, кузнечик, муравей, шмель, крот, мышь, уж, жаба, жаворонок, перепел, трясогузка.

На лугах области растут грибы: опёнок луговой, негнеючник, говорушка.

5) Построй модель цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания на лугу для 4 класса

  • Мятлик — мышь полёвка — уж — орёл.
  • Клевер — бабочка — трясогузка.
  • Лисохвост — жаворонок — лунь.
  • Мышиный горошек — кузнечик — жаба.

Модель питания лугового сообщества

6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лугового сообщества вашего края.

Характеристика сообщества луга для 4 класса

  1. Название — луговое сообщество.
  2. Организмы сообщества: травы, насекомые, птицы, земноводные, млекопитающие, черви.
  3. Экологические связи: солнце, воздух, вода и почва дают жизнь растениям. Растения служат кормом для насекомых, птиц, млекопитающих. Насекомыми питаются земноводные и птицы. Черви рыхлят землю и измельчают сухие травы. Микроорганизмы перерабатывают органические вещества в минеральные соли.
  4. Луг — прекрасное место для отдыха. Но человек использует их для пастбищ, для сенокоса.
  5. Влияние человека негативное — почвы лугов истощаются, погибают и исчезают различные растения и животные.
  6. Охрана: соблюдать правила поведения, многие животные и растения лугов внесены в Красную книгу.

Обсудим!

1) Сравните лес и луг.

Лес — это природное сообщество, образованное деревьями. Луг — природное сообщество, образованное травами.

2) Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе?

Неправильное поведение человека на лугу: срывать цветы, топтать и жечь траву, ловить бабочек, разорять гнёзда шмелей.

Правильное поведение человека на лугу: любоваться красотой цветов, насекомыми, слушать звуки луга, фотографировать, дышать луговым воздухом.

Многие животные и растения луга внесены в Красную книгу. По вине человека они могут погибнуть, что нарушит экологические связи.

Использование лугов под пастбища также нарушает экологическое равновесие, ведь скот выедает травы, и лишает корма других обитателей.

3) Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав: от краёв луга к центру или от центра к краям? Объясните причину.

Косилка должна двигаться от центра к краям, чтобы мелкие животные, обитатели луга могли убежать. Ведь если косилка станет двигаться к центру, то и животные будут бежать к центру, а оттуда им уже некуда деваться, и многие погибнут.

Проверь себя

1. Чем луг сходен с лесом, а чем отличается от него?

Сходства: Производителями в них являются растения, к их особенностям приспосабливаются другие живые организмы. Это природные сообщества, сложное единство живой и неживой природы.

Различия: растениями леса являются преимущественно деревья, а луга — травы.

2. Какие организмы составляют луговое сообщество?

Насекомые, птицы, грызуны, земноводные, черви.

3. Как нужно вести себя на лугу?

Нельзя топтать и жечь травы, рвать цветы, бегать и пугать обитателей, ловить бабочек, других насекомых, разорять гнёзда шмелей.

1. В тёплое время года понаблюдайте за жизнью луга. Воспользуйтесь атласом-определителем. Постарайтесь подметить экологические связи в луговом сообществе. Например, проведите на лугу наблюдения за насекомыми — опылителями: какие это насекомые, на какие цветки прилетают, сколько цветков облетает бабочка или шмель за 1 минуту.

Я наблюдала за тем, как опыляют луговые цветы два вида бабочек — Голубянка-Икар и Зорька.

Голубянка-Икар более мелкая бабочка, и она успевала за минуту побывать на пяти цветках.

Зорька — более крупная бабочка и она предпочитала медленно ползать по цветку. За минуту Зорька побывала на двух цветках.

А также я смотрела, как шмель опыляет клевер. Шмель довольно быстро покидает выбранный цветок и перелетает на соседний. За минуту шмель побывал на шести — семи цветках.

Поджигать сухую траву нельзя, потому что:

  1. Не лови бабочек и стрекоз.
  2. Не убивай насекомых, не дави гусениц, жуков, кузнечиков.
  3. Не разоряй гнезда птиц и шмелей
  4. Не рви луговые цветы.
  5. Не жги сухую траву.
  6. Не оставляй за собой мусор.

На следующем уроке

Вспомни, по своим наблюдениям, какие растения и животные встречаются в воде и у воды. Что интересного в их строении и образе жизни тебе удалось подметить?

У воды я часто встречала камыш, тростник, ряску, осоку, кувшинку. Эти растения живут либо в сильно увлажнённой почве, либо прямо на воде.

Из животных в воде встречаются лягушки, комары, личинки стрекоз, пиявки, улитки, слизни, различные птицы, ондатры, бобры.

Интересно наблюдать за жизнью бобров. Они строят плотины, чтобы поднять уровень водоёма, и хатки, в которых живут целыми семьями.

Читайте также: