Влияние буддизма на культуру и общественную жизнь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Буддизм – это религия, возникшая в северной Индии и насчитывающая более 500 миллионов последователей. В отличие от других вероисповеданий в буддизме нет навязчивых идей и преданий о карающем создателе, ведь в его основе лежит добро, забота об окружающих, отречение от материальных излишеств и прохождение пути, ведущего к умиротворению и нирване.

Сведения о жизни непальского принца Сиддхартхи Гаутамы, ставшего прародителем Священного учения, довольно скудны, поэтому его жизнеописание основывается на древних буддийских текстах. В них говорится, что будущий Будда родился в семье князя Шуддходана, правившего в долине Ганга. Мальчик воспитывался в цветущем дворце, построенном вдали от болезней, бедности и других несовершенств мира. Долгие годы Сиддхартха не выходил за ворота роскошных хором, но в 29 лет он нарушил запрет отца. За пределами дворца принц увидел бедняка, больного человека, похоронную процессию и старца-отшельника. Так он впервые пришёл к мысли, что богатство не защитит его от бед. Эти знания потрясли Сиддхартху настолько, что он решил отречься от всего мирского и стать аскетом, чтобы искупить годы беззаботной жизни.

Обрив голову и надев монашескую одежду, Гаутама отправился в царство Магадха. Там он нашёл учителей, раскрывших ему все тайны йоги и медитации, но этого принцу было мало. Он покинул мудрецов и пытался познать истину через умерщвление плоти, но суровые аскетические методы изнуряли тело принца и не приближали его к нирване. Тогда Сиддхартха решил пересмотреть свой путь и впервые погрузился в транс.

В своей первой проповеди Будда рассказал о Четырёх Благородных Истинах. Он учил, что жизнь есть страдания и прекратить их можно, лишь отрёкшись от земной суеты. Будда верил, что к нирване ведёт путь из 8 ступеней, состоящих из праведных дел и помыслов. Вернувшись в родной город, он обратил в новую веру родственников и придворных, а остаток своих дней, Будда провёл, странствуя и распространяя свои учения. В 80 лет учитель скончался, достигнув великого угасания и выйдя из круга перерождения и страданий.

После смерти Будды его учение распространилось по всему Индостану. Со временем религиозный культ оброс множеством легенд и впитал в себя обряды из различных верований. Буддисты верят в реинкарнацию и считают, что человек будет возрождаться до тех пор, пока не избавится от эгоцентризма и не изживёт все желания, но при этом они не признают существование бога или бессмертной души.

В своём учении Будда не опирался на обряды и сложные догматы, а призывал принимать его философию лишь через собственный опыт. Из-за этого возникло множество различных интерпретаций буддизма. В первые века на основе Святого учения было построено более 20 школ, но, несмотря на своё разнообразие, все они придерживались ключевых правил буддизма. Так, учение о Священном Восьмеричном пути и Четырёх Благородных Истинах аналогично во всех школах.

Две школы

В VII—VIII вв. приверженцы буддизма страдали от нападок мусульман и брахманистов, грабивших храмы и уничтожавших священные реликвии. Но, буддизм сохранил свои позиции и проник в Тибет, Бирму, Шри-Ланку, Японию, Корею и Китай. Со временем образовались две основные школы буддизма — Тхеравада и Махаяна.

  • Философия Тхеравады более консервативна и видит в Будде историческую личность, сумевшую достичь нирваны. Главная цель школы – индивидуальное просветление, но добиться успеха сможет лишь монах, соблюдающий строгую дисциплину. Учение Тхеравады наиболее распространено в Лаосе, Тайване, Камбодже, Шри-Ланке и Мьянме.
  • В основе Махаяны лежит учение о бодхисатвах, стремящихся к просветлению ради освобождения других существ от страданий. Приверженцы Махаяны изучают буддийские догматы, верят в божественную природу Будды, стремятся помогать всему сущему на Земле и считают, что достичь нирваны под силу любому человеку.

В целом Тхеравада и Махаяна имеют одинаковые истоки и отличаются лишь отношением к Будде и некоторыми обрядами.

Буддизм – не только древняя, но и самая гуманная религия в мире. Он не имеет запретов, а всё учение состоит только из рекомендаций Будды:

Основные идеи этой религии заключаются в жертвенности, самосовершенствовании и отказе от насилия. Немалую роль играет и закон Кармы. Буддисты верят, что совершая плохие поступки, люди обрекают себя на страдания. Чтобы их избежать, верующие помогают близким людям, воздерживаются от поедания мяса и почтительно относятся ко всем живым существам.

Обряды

Последователи буддизма соблюдают традиции на протяжении всей жизни. Когда в семье появляется ребёнок, в гости приглашают монаха. Это делается для того, чтобы лама выбрал младенцу имя, прочитал над ним молитвы и стал его духовным наставником. Свадебное торжество проходит в храме, где несколько монахов читают мантры, бьют в барабаны, зажигают палочки с благовониями и рисуют священные знаки на лицах молодожёнов. Когда человек умирает, для него проводят молитвенный обряд, длящийся 7 недель.

Праздники

Буддийский культ состоит из медитации и чтения священной литературы. Молиться можно как в храме, так и у домашнего алтаря. В праздничные дни буддисты не поддаются излишествам, вместо этого они собираются для совместного чтения мантр и песнопений. Наиболее почитается праздник Весак, приходящийся на конец апреля — начало мая. По легенде именно в этот день Будда достиг Просветления. Отмечая Весак, буддисты украшают храмы, зажигают фонарики и расставляют масляные лампы возле дерева Бодхи.

Буддийская философия находит отклик в душах многих людей, познакомившихся с этой религией в сознательном возрасте, так община постоянно растёт и приобретает новых последователей.

До появления Буддизма была развитая культура индуизма в Индии и даосизма и конфуцианства в Китае. Но с возникновением Буддизма в странах, где он распространился (Китай, Корея, Япония, Тибет, Монголия), произошла культурная революция. На огромном пространстве Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока культура Буддизма дала мощный толчок духовному развитию этих стран, способствуя взаимному слиянию и обновлению. На всем этом пространстве появилось единое мировоззрение. Вместе с Буддизмом пришли светские науки из Индии – грамматика, медицина, астрономия и астрология. Все народы приобщились к цивилизации Индии, Китая и Японии, изучая литературу, живопись, театральное искусство и архитектуру.

Особое место в мире занимает буддийская архитектура. Подлинными шедеврами архитектуры Буддизма являются ступа в Санчи и Сарнатхе (индия), ступа Боднатху в Непале, золотая ступа в храмовом комплексе Шведагон в Мьянме.

Ступа (вершина) представляет собой трехступенчатое сооружение, состоящее из квадратного постамента, полукруглого корпуса и зонтовидной верхней части. Согласно преданию, первые 8 ступ были возведены после кремирования тела Будды Шакьямуни. В те времена в Индии было 8 областей, пепел был разделен на 8 частей и помещен в этих ступах. Позднее ступы строились для хранения праха почитаемых в народе духовных лиц или в часть тех или иных событий в истории буддизма.

Со временем эти ступы превратились в многоярусные строения, занимающие огромные площади с пристройками.

С распространением Буддизма в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока строились не только ступы и пагоды, но и многочисленные храмы и монастыри, великолепные пещерные и скальные храмовые комплексы. Образцами индо-буддийской архитектуры являются знаменитые храмовые комплексы Боробудур в Индонезии и Ангкор-Ват в Камбодже.

Достижения в архитектуре способствовали развитию искусств. Для монастырей и храмов требовалось огромное количество скульптурных изображений Будд и Бодхисаттв. В любой точке мира, где воздвигнут буддийский храм, можно увидеть великолепные и изящные скульптуры из золота, серебра, бронзы, камня, дерева, изображающие многочисленных персонажей из буддийской истории.

Конечно же, главное место в изобразительном искусстве Буддизма занимают изображения Будды Шакьямуни. Буддизм дал художникам возможность создавать неповторимый мир восточного искусства.

Письменность. Буддийские монастыри веками являлись центром культуры стран Дальнего Востока. Целые поколения поэтов, художников и философов искали и находили вдохновение в Буддизме, восхваляли и превозносили его идейные ценности и способствовали распространению этой религии в других странах. В библиотеках буддийских монастырей находятся бесценные сокровища письменной культуры. Монахи копировали и размножали эти рукописи и способствовали их распространению по всему миру.

Благодаря трактатам буддийского канона народы Юго-Восточной Азии и Тибета создали на базе индийского собственный алфавит. В Корею и Японию вместе с Буддизмом пришла китайская иероглифическая письменность.

Искусство размножения (копирования) текстов впервые придумали монахи Китая с помощью досок с вырезанными на них иероглифами. Искусство разведения садов тоже получило развитие под воздействием идей Буддизма. Вокруг своих монастырей буддийские монахи разводили огромные сады и рощи. Территория вокруг храма представляла собой цветущую, зеленую, красочную территорию.

Искусство возделывания чая и чаепития тоже возникло в буддийских монастырях. Любители чая считают, что чаепитие дает бодрость духа и созерцания, возможность спокойно мыслить и рассуждать. Китайцы уверены, что, когда пьешь чай, можно узнать путь к истине. Знаменитые чайные церемонии на Востоке связаны с Буддизмом и обязаны своим появлением именно этой религии.

Для Буддизма характерны образное мышление, метафора, сравнительное обозначение, которое придает убедительность и достоверность. Показать словом и делом, мимикой, движением рук и ног само повествование, донести до каждого человека действие в лицах – вот суть буддистского театра. Представления были распространены и до Буддизма, но с появлением новой религии драматургия Китая наполнилась новым смыслом, театры Японии, Тибета, Монголии вдохнули в нее новую жизнь.

В целом Буддизм в странах Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока и Центральной Азии сыграл огромную положительную роль в духовной, нравственной и культурной областях, объединил разрозненные религии, создал общую культуру, традиции, письменность, философию, обучил наукам и создал свою форму театрального искусства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тайна, которая питает общество и культуру

Тайна, которая питает общество и культуру На Западе христианская вера часто отождествляется с моралью или социальными обязательствами типа благотворительности, а духовная сторона, мистическая жизнь, которые являются самой сердцевиной веры, к сожалению, не осознается.

Христианская вера спасает культуру

Христианская вера спасает культуру Будучи божественно–человеческой, культура содержит в себе два элемента: вечный и преходящий. Расчленение этих двух элементов неизбежно приводит к упадку культуры.Н. Бердяев прослеживает три стадии или три эпохи культуры в истории

1. ВКЛАД, КОТОРЫЙ ВНЕС БУДДИЗМ И В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМ, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ

1. ВКЛАД, КОТОРЫЙ ВНЕС БУДДИЗМ И В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМ, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ Наряду с тем, что дзэн придает первостепенное значение личному опыту в постижении высшей истины, он имеет следующие характерные особенности, которые оказали огромное влияние на

1.9. Пути влияния языческого и святоотеческого неоплатонизма на культуру переходой эпохи

1.9. Пути влияния языческого и святоотеческого неоплатонизма на культуру переходой эпохи Онтологические представления каппадокийцев способны репрезентировать мировоззрение своей эпохи в той мере, в которой практически связаны с реалиями своего времени. В этой связи

4. Христианство должно оживить культуру

4. Христианство должно оживить культуру Разноплановые замечания, которые мы здесь только что изложили, позволяют, мне, кажется, четко уяснить, в силу какой необходимости, каких первоочередных требований жизни человечества христианство должно проникнуть в самую ее

10. Воздействует ли язык на культуру? Идеи В.Гумбольдта и А.А.Потебни

10. Воздействует ли язык на культуру? Идеи В.Гумбольдта и А.А.Потебни В культуре и психологии каждого народа есть черты, составляющие его индивидуальное этническое своеобразие, и есть черты, объединяющие этот народ с другими народами или группами народов, а также,

89. Конфессиональная иерархия религиозных жанров и ее влияние на письменную культуру

89. Конфессиональная иерархия религиозных жанров и ее влияние на письменную культуру В культурах, исповедующих религию Писания, конфессиональные потребности формируют письменность как определенную и е р а р х и ю текстов – с неодинаковой значимостью разных групп

Вхождение в культуру и уважение к инаковости

Вхождение в культуру и уважение к инаковости Как в плане учения, так и в плане пастырства, проблема нашего отношения к культуре ставится, исходя из богословской последовательности, из послушания вере. В евангельском послании есть космическое измерение; оно должно

Возникновение буддизма

Возникновение буддизма Шуддходана ожидал появления на свет своего сына с нетерпением, и в то же время с некоторой боязнью. Будучи беременной, его любимая Майя увидела сон: сведи ярких, поразительно красивых цветов, которых не встретишь во всём царстве Капилавасту, с

1. ВКЛАД БУДДИЗМА, В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМА, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ

1. ВКЛАД БУДДИЗМА, В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМА, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ Наряду с тем, что дзэн придает первостепенное значение личному опыту в постижении высшей истины, он имеет следующие характерные особенности, которые оказали огромное влияние на формулирование того, что

Перевод библейских заповедей из одной культуры в другую культуру

Перевод библейских заповедей из одной культуры в другую культуру В 1967 г. Объединенная Пресвитерианская Церковь в США приняла новый Символ веры, который содержит следующее утверждение:«Писания, составленные под водительством Святого Духа, являются тем не менее словами,

Некоторые рекомендуемые этапы перевода библейских заповедей из одной культуры и времени в другую культуру и время:

Некоторые рекомендуемые этапы перевода библейских заповедей из одной культуры и времени в другую культуру и время: 1. Как можно точнее определите принцип, стоящий за поведенческой заповедью. Например, христиане должны судить каждый грех внутри поместной церкви, потому,

Весть о бессмертии – через культуру и космос

Весть о бессмертии – через культуру и космос Начнем с главного открытия христиан – евангельского благовестия о Воскресении, о человеческом бессмертии. Эта весть в течение столетий сформировала многообразнейшую христианскую культуру. Мы можем совершенно точно

Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся общими замечаниями.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

Развитие скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.

Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц – досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.




Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.

Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.

В начале XX века физика испытывает кризис. Проникнув в глубины бытия физики столкнулись с явлениями микромира не поддающимися обычной логике. Возникли идеи об исчезновении материи. К тому же физические картины кажутся отвлеченными и далекими от реального мира. Поэтому передовые ученые: Эйнштейн, Бор, Шредингер и др. находят опору в древних философских учениях Востока, в частности в буддизме. Они обнаруживают множество параллелей в современной физике и в буддизме, которые не только укрепляют их уверенность в правильности своих теорий, но и одухотворяют эти теории, позволяют приблизить их к повседневной жизни. Эйнштейн называл буддизм единственной религией совместимой с современной наукой.

Буддизм оказал влияние и на становление современного психоанализа (Фромм, Фрейд, Юм).

Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся общими замечаниями.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

Развитие скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.

Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц – досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.

Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько-нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.

В начале XX века физика испытывает кризис. Проникнув в глубины бытия физики столкнулись с явлениями микромира не поддающимися обычной логике. Возникли идеи об исчезновении материи. К тому же физические картины кажутся отвлеченными и далекими от реального мира. Поэтому передовые ученые: Эйнштейн, Бор, Шредингер и др. находят опору в древних философских учениях Востока, в частности в буддизме. Они обнаруживают множество параллелей в современной физике и в буддизме, которые не только укрепляют их уверенность в правильности своих теорий, но и одухотворяют эти теории, позволяют приблизить их к повседневной жизни. Эйнштейн называл буддизм единственной религией совместимой с современной наукой.

Буддизм оказал влияние и на становление современного психоанализа (Фромм, Фрейд, Юм).

буддийская статуя

Предыстория

Буддизм зародился на сотни лет раньше двух других мировых религий: христианства и ислама. Он возник на территории древней Индии, где сейчас расположены 4 континентальных государства: Непал, Бангладеш, Пакистан, сама Индия и остров Шри-Ланка.

Это духовное течение появилось в Индии в противовес брахманизму. Благодаря первому, в древнеиндийском обществе стало развиваться свободомыслие. Проповедники буддийского учения критиковали положения брахманизма, согласно которым, при возникновении противоречия между личным опытом и Писанием, нужно было верить написанному в Ведах.

История рассказывает, что мятежные шраманы – философствующие странники – хотели познать истину самостоятельно и отказывались от традиции ритуалов и жертвоприношений.

Среди групп странников проводились диспуты, которые и положили начало развитию философии в Индии. Истины, рождавшиеся в спорах шраманов, обосновывались и доказывались ими.

индийский бродяга

Будда был вначале одним из них. Обретя просветление, он смог изменить свою жизнь и указал путь к спасению тем, кто принял его учение. Передав своё учение – Дхарму – последователям, он закончил свою жизнь в возрасте восьмидесяти лет.

Его останки были захоронены под восемью ступами, культовыми постройками куполообразной формы, – первыми архитектурными памятниками в этой стране.

Они стали прообразами появившихся в дальнейшем чортенов в Тибете, пагод в Китае, субурганов в Монголии и так далее. Таким образом, буддизм повлиял на развитие местной архитектуры. Все индийские памятники раннего периода так или иначе связаны с этим духовным течением.

ступа в Индии

Буддийское учение распространилось далеко за индийские границы и охватило своим влиянием совершенно разные народы, с их различной культурой, богами и традициями, чем и заслужило право называться мировой религией.

В 1956 году мировая общественность отмечала 2500 лет буддизма, так как ЮНЕСКО приняла начальной точкой отсчёта смерть (паринирвану) его основателя – Сиддхартхи Гаутамы – 544 год до современной эры.

На пути к просветлению

Сам Гаутама не претендовал на истину в последней инстанции. Неоднократно повторял он своим ученикам, что не стоит слепо верить его словам. Нужно проверять всё на своём собственном опыте и убеждаться в истинности того, что он проповедовал.

Люди, которые хотели исповедовать буддизм, должны были найти прибежище в трёх драгоценных истинах: осознать Будду внутри себя, опираться на Дхарму (его учение) и искать помощи у более опытных учителей – монахов Сангхи.

принятие буддизма

Понятие Бога, как такового, отсутствует в буддийском мире. Этим буддизм, основывающийся на собственном опыте, а не на абстрактной вере, кардинально отличается от других религиозных течений.

Каждый может стать просветлённым божеством, если будет следовать срединным путём: не истязать себя, но и не предаваться излишествам. Нужно быть мудрым, придерживаться строгой дисциплины и определённых нравственных правил.

Так как понятия праведности и греха в буддийской теории резко не разделены, Будда полагал, что адепты его учения будут руководствоваться здравым смыслом, следуя его наставлениям. Ведь наказаний нет, и успешное продвижение адепта по выбранному им пути зависит только от него самого.

Целью буддиста является очищение омрачённого состояния ума, которое не даёт воспринимать вещи, как они есть. Завесы в сознании создаются чувствами, знакомыми каждому — праздностью, злобой, эгоцентризмом, ревнивостью, завистливостью, гневом, невежественностью, скупостью.

Работая над собой, адепт формирует и укрепляет такие возвышенные и благородные свойства как человеколюбие, великодушие, признательность, способность к сопереживанию, усердность, мудрость.

Благодаря этому идёт процесс познания и очищения своего сознания. Это влияет на человека, он становится менее беспокойным и раздражительным, усиливается невозмутимость, ощущение счастья, безбедности.

Жизнь в обществе

Срединный путь, избавивший Будду от сансары – череды перевоплощений в бесконечной круговерти страданий повседневности – называется ещё восьмеричным, по числу правил, которые он создал для последователей.

Принявшему это учение следует быть мудрым, осознавая, что:

  • От рождения и до старости человек страдает от перемен, неосуществимых желаний, болезненных влечений, неприятных чувств, болея, и затем, умирая.
  • Причиной этого является ненасытное желание удовлетворять свои потребности, привязанность, ненависть.
  • Страданию можно положить конец.
  • Путь к этому избавлению восьмеричный.

Вслед за обретением правильных воззрения и намерения, адепту следует позаботиться о нравственности. Она включает три аспекта: соответствующие речь, поведение и образ жизни.

Не нужно лгать, употреблять грубые и неприличные выражения, сеять слухи, приводящие к ссорам между другими людьми, пустословить.

монах Камбоджи

Буддисту неприемлемо иметь отношение к убийству и воровству. Распутство и опьянение не способствуют улучшению кармы.

Исходя из вышеизложенного, чтобы обрести внутреннюю гармонию и покой, не следует выбирать профессии, связанные с убийством животных, обманом, причинением вреда каким-либо живым существам:

  • торговля людьми,
  • проституция,
  • изготовление и сбыт оружия,
  • работа, связанная с производством мяса,
  • создание и продажа наркотических веществ, алкогольных напитков,
  • деятельность, приводящая к преступному обогащению,
  • предсказания,
  • мошенничество

Всё это, и подобные им занятия, не для буддиста.

Буддистам разрешается служить в армии, так как защита других людей не противоречит буддийским принципам. Но это не касается армии-агрессора. Там им не место.

Последние три правила восьмеричного пути о духовной дисциплине используются, в основном, монахам во время психопрактики. Это усилие, памятование и сосредоточение, выполненные правильно.

Культурное взаимопроникновение

География распространения буддийского течения широка. В России – это Бурятия, Тува, Калмыкия, Иркутская область, а также крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Самара.

Юго-Восточная Азия, Тибет и Дальний Восток также являются оплотом этого учения. За последние десятилетия им заинтересовались европейцы и жители американского континента.

Буддизм инспирировал глубочайшее влияние на культуру Индии и на другие страны, по мере его распространения. Прежде всего, под его воздействием развивались местные религии.

Индийская ведическая религия, японский синтоизм, китайские даосизм и конфуцианство получили мощное обновление. Часть их составила с буддийским учением неразрывное целое, например, синтоизм.

послушники в монастыря Японии

В связи с массовой постройкой монастырей, храмов, комплексов в пещерах и на скалах, многоярусных пагод, искусство архитектуры этих стран обогатилось новыми чертами. Они теперь являются визитной карточкой в восточной культуре.

сад камней в Японии

Скульптура эволюционировала в сотворении величественных статуй Будды, бодхисаттв, дхармапал. В монастырских стенах собиралась и творила творческая интеллигенция того времени: стихотворцы, писатели, мыслители, живописцы, учёные.

Послушники, усердно переводившие и переписывавшие сутры, преумножали достижения письменности. Буддизм принёс в Японию грамоту из Китая, а в Тибет – индийскую письменность.

В общем, не существует области культуры стран Азии, где бы ни проявились буддийские особенности.

Заключение

Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований.

И это действительно так. Друзья, на этом прощаемся с вами.

Если статья оказалась для вас полезной, порекомендуйте ее к прочтению в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

Общая характеристика религии Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей. Родина буддизма- Индия, точнее, долина Ганга. Буддизм впервые обратился к человеку как к личности. Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования, страдания, страха, смерти. Однако, не признавая смерти души, не считая чем-то вечным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах. Поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма — это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для ее обозначения принят термин “сансара”. Буддизм учит что сущность человека неизменна. В буддизме состояние человека, который достиг освобождения называется “нирвана”. Важнейшим для буддистов является понятие драхмы. Оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. Драхма буквально означает “опора”, моральную добродетель. Это те моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать.

- примерная численность последователей около 800 тыс.

- территория распространения Буддисты живут в: Азии, Японии, Лаосе, Китае, Вьетнаме, Монголии.

В России буддисты это: Буряты, Калмыки, Тувинцы.

Влияние на мировую культуру. Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом. Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр. С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийская архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

История возникновения:

- основатель, название учения Буддизм - древнейшая из мировых религий, получившая название от имени её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Возникновение буддизма связывают с воцарением царевича Сиддхартхе Гаутама, который жил в 6-5 в до н.э. Окруженный роскошью и весельем, он знал только радости жизни. Незаметно Гаутама вырос, затем женился, у него родился сын. Ничто не омрачало его счастья. Но вот как-то раз, выехав за пределы дворца, молодой принц увидел покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами убогого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие и нелегкие раздумья аскета. Эти четыре встречи, повествует легенда, коренным образом изменили мировоззрение беспечного принца. Он узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть, что миром правит страдание. С горечью ушел Гаутама из отчего дома.В 29 лет царевич стал отшельником. И теперь его целью становится поиск смысла жизни. Он сел в позу лотоса под фикусовое дерево и дал клятву, что не сойдет с пути, пока не доберется до полной свободы.В 35 лет Гаутама явился миру как Будда. Будда – это существо, в котором воплощены совершенная мудрость и совершенное сострадание.

Читайте также: