Власть и властные отношения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Партия 2017 г. Политэкономия кореньвистизма 22. Отношения социального взаимодействия . 2 Власть и властные отношения.

Прежде чем обратится к раскрытию темы власти и властных отношений, приведу собственное определение власти и властных отношений.

Власть — субъект колониального доминирования в отношениях социального и регионального взаимодействия.

Властные отношения – организация и реализация властных подходов в реализации функций и интересов власти.

Власть и властные отношения являются определяющим фактором в формировании существующего цивилизационного строения, выступающего как Властное уложение, которое и является всеобъемлющей формой исторической организации бытия.

Публичная власть имеет институциональное выражение, которое центральное звено организации власти формирует, представляет и утверждает как государство.

Данные определения могут служить ориентиром в вопросе рассмотрения власти и властных отношениях по ходу раскрытия данной темы.

Далее рассмотрим сложившиеся представления о власти и властных отношениях.
- - -

Власть – это превалирование одной стороны в отношениях субъектов, это всегда асимметричное отношение, т. е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

Основаниями власти являются:
отсутствие институционального общества как самодеятельной общественной реализации коренных интересов населения (сохраняющегося вследствие исходного подавления признаков такого становления со стороны власти);

совокупность факторов частных групп, выступающих источниками власти, включая авторитет, силу, знание и опыт, харизму, престиж.

Основаниями для власти выступают потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на приемлемых условиях.

У универсальным свойствам власти относится: всеобщность, (охват всего социального взаимодействия), инклюзивность, ( проникать внутрь всех форм деятельности людей; Регулирующее качество ( объединение, разъединение и противопоставление субъектных групп.) группы, равно как и противопоставлять их друг другу.

С функциональной точки зрения, формы проявления власти исключительно разнообразны: это и принуждение, принятие решений, руководство, контроль и управление, соперничество и сотрудничество и т. д.

Политическая и государственная власть имеют институциональное качество (имеют аппарат, учредительные документы), которое формируется на трёх уровнях: высшие инстанцияхи (правительство, парламент, президентские аппараты) — макровласть; средгий уровень ( вся иерархия органов включая местные власти) — мезовласть; политическое взаимодействие людей и малых групп) -микроуровень.

Политическая власть включает в себя, как деятельность государственного аппарата, так и деятельность политических партий,
всех акторов политического действия.
Государственная власть – центр организации политической власти, опирающийся на силу органов принуждения государства.
-
От того, как приобретается власть, различают: традиционалистскую власть (наследственную, персонифицированную); плебисцитарную власть (выбранную, деперсонифицированную); харизматическую власть (экстраординарную вождистскую).


Каждая власть власть борется за легитимность, как законность, правомерность, правомочность власти, чем является доверия народа согласие народа с властью, колторое выражается через прохождение власти через демократические процедуры. Выделяют три типа легитимности: традиционную (основанную на обычаях), харизматическую (основана на преданности лидеру) и рациональную (демократическую легитимность),(соответствие власти рациональному признаку). В условиях Правового уложения появляется общественно-политическая легитимность, как легитимность Соркины.

Дополнительно выделяют технократическую (профессиональную) и онтологическую легитимность (соответсвие универсальным принципам бытия).


Политическая власть имеет общий характер для всех политических субъектов характер, действует через специальные органы, использует силу принуждения, возможность нравственного влияния, традиции, чувства и авторитет.
Политическая власть и властные отношения в разных концепциях определяется:
Властные отношения образуют естественную и необходимую сферу общественных отношений, они образуются, прежде всего, из необходимости поддержания общественного порядка; образуют естественную и необходимую сферу отношений общественного порядка.
Властные отношения понимаются в виде асимметричных взаимосвязей, основанных на возможности изменения поведения других людей.
Власть выступает как межличностное отношение контроля одного над другим.

Позитивистско-социологический подход рассматривает власть как возможность проводить свою волю внутри социальной и политической среды., считал что выражением власти являются отношения господства — подчинения.
В теории структурного функционализма власть есть порождение макросоциальных систем.
Власть - это способность и возможность людей оказывать влияние на действия других людей.

В широком смысле власть выступает как необходимая функция или форма социальных отношений, обеспечивающих единство и устойчивость общества, в узком - политическую власть.

В широком смысле власть в выступает как фактор организации социальных отношений. Власть в широком смысле свойственна любому обществу, а политическая власть - это власть, существующая в условиях наличия государства. Политическая власть реализуется в процессе политической деятельности классов и через политические отношения в обществе.
-
Политическая власть - это реальная способность политического субъекта проводить свою политику,волю и деятельность определенную, потребностями и интересами. Она предопределяется фактом экономического господства и превалирующего присвоения созданного в стране продукта.

В состав субъектов политической власти входят:
индивиды и социальные группы, как первичный уровень
политические организации, субъекты наиболее высокого уровня,
политические элиты и лидеры, как высший уровень власти.

Власть -это асимметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя во взаимодействии ее субъекта с подчиненным объектом.

Она невозможна без подчинения объекта.
У объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор — погибнуть, выйти из отношений. Оказалось, что он стал развиваться как пассивная психо-биологическая форма сопротивления. Хоть и говорят о них, что мол уходят и не сдаются. Совсем не так — устилают другим дорогу в рай, в тот, который на земле.

(Особенность и обречённость процесса борьбы с властью в том, что даже в случае победы на смену прежней власти приходит новая власть. Смена власти не меняет саму природу властных уложений — властное уложение. Могут меняться формации, политический строи и властные режимы, но власть и властные отношения сохраняются. Властные революции, совершаясь регулярно, служат лишь смене физических и политический лиц в составе власти. Определённо, выходить из состояния покорности надо совершенно другим путём. Каждая попытка выхода из властного подчинения и обременения жизни через властный переворот приводит к частичной гибели народа без изменения существа властных отношений, при сохранении их.

Отношения субъекта и объекта властных отношений располагаются в интервале от ожесточенного сопротивления и борьбы на уничтожение до добровольного, повиновения.

Да, наверху комедия а внизу трагедия, вот и российский народ, формой своего неподчинения выбрал медленный уход от власти путём ухода из мира вообще. Такой уход выражается в абсолютном сокращении численности населения, выражающемся в резком снижении рождаемости, преждевременном выходе из жизни людей разных возрастов, а также в относительном снижении количества населения по причине возможного, но не осуществлённого повышения уровней рождаемости, вследствие отсутствия благоприятных условий жизни, и росте семьи в рамках общественной оптимизации. Относительное снижения численности населения происходит и через снижение доли российского населения в общемировом населении. Парадокс современной России: власть сохраняется, а население исчезает.


Власть в социальной среде проявляется в виде , экономической, социальной и политической, включая, государственную, общественную, культурно-информационную, принудительную и др.). Выделяется классовая, групповая, семейная, личная власть.

Принято считать, что в качестве базисной выступает экономическая власть. Действительно, это самая многочисленная власть, осуществляющая властвование над всем населением по местам работы людей, распоряжающаяся и средствами производства и созданным продуктом. Однако часть этого продукта изымается из обращения экономической власти политической властью. Этот процесс регулируется системой властного права и действующего в его обеспечении государства. В это обеспечение работает и правовая система властного уложения. При этом не имеет значение как она сама по себе организована, будь-то романо-германская, англо-американская, мусульманская или африканская -обычного права. Все существующие правовые системы отражают колониальное существо организации государства и международного взаимодействия. Принципиальные изменения правой системы призваны произойти только в рамках идеологии кореньвистизма и в правовом общественном уложении.

В состав функций экономической власти сегодня входит контроль и использование средств производства, которые составляют основной фактор производства, под экономической властью находится всё действующее производство, весь выпуск готовой продукции, всё её перемещение в пространстве. Однако на экономической властью находится власть политическая. Вот поэтому результаты экономической власти определяются политической властью. И сколько не пытайся изменить экономическую власть при сохранение власти политической изменений результатов первой не добиться и не дождаться. Но и здесь — в их взаимоотношении - находится лишь некоторый фактор улучшения результатов экономики и возможности повышения доходности населения и уровня жизни.

Современные отношения собственности — это продукт властного уложения, всей системы формирования, государственной организации системы регистрации и поддержки института собственности. На смену частно-собственническому и властно-государственному характеру собственности и выходит новый вид — частно-общественная форма собственности (не путать с коллективной). Она становится результатом преобразования социума и всего социального взаимодействия в институциональную систему общественного порядка, основанную на самодеятельной общественной реализации коренных интересов населения - Соркине. Появляется и новые виды экономической субъектности и правовой субъектности и тем самым меняются как экономические отношения, так и право-правоохранительные, меняется суд, его организация и судопроизводство, меняется организация финансов, налогов, денег и кредита. Изменяется качество работника, под влиянием мобилизующих факторов и действия новой правовой системы появляется и новое качество человека – право-общественный человек. Соответственно меняется семью. Регулирование демографических процессов вытекает из значения семьи, детей и организации жизни людей.

Сегодня экономическая власть считается базисной властью, ибо источник средств для получения политической власти предоставляет экономическая властьЮ часть из неё, ожидающая для себя лучших условий и для экономической деятельности и для нового присвоения. Сформированная власть генерирует свои намерения сохранения власти, такое стремление проявляют наиболее представительные акторы как из сферы управления экономикой, так и из сферы деятельности правоохранительных органов, включая спецслужбы. Сила последних в обладании и регулировании информации в выборном процессе, здесь технологии и манипулирование общественным мнением побеждает экономическую власть.

Считается, что классовый характер отношений в большей степени формируется политической властью, частично — экономической. Однако в условиях кореньвистизма управление социально-экономическим взаимодействием выходит из под власти, место которой занимает ответственность новых общественных субъектов за результаты собственной деятельности. Власть как институт превалирования и ассимтричных отношений из практики социального взаимодействия исчезает. Место власти занимает значение эффективности производства, полученный доход и возможность повышения уровня жизни и благополучия семьи. Без системности планирования высоких экономических результатов не достичь. Поэтому на политическую повестку дня выходит и новые формы планировани для всех видоа лиц, для всех субъектов общественно-частного экономического сотрудничества в экономике и общественно-политического — в организации жизнедеятельности населения, народа.

Вопрос владения средствами производства, собственностью в условиях общественного правового уложения получает новое качество. Если собственность — это в значительной степени, в превалирующей степени результат государственной власти и её использования, то в условиях Правового уложения оно принципиально изменяет своё качество деятельности. На месте государства появляются силовой институт обеспечения права и его действия, а на месте существующей частной собственности появляется институт частно-общественной собственности, который распространяет свое действие на средства производства за исключение индивидуальных средств труда. Развитие жизни людей требует не только повышения производительности труда и повышения размеров ВВП, но и значительного сокращения затрат сырья, материалов и энергии на обеспечение условий для жизни.

С экономической властью связана социальная власть, распределяющая людей на позициях на социальной лестнице через получение статусов, должностей, льгот, привилегий. (В условиях правового уложения такое распределение осуществляется нпосредственно на основе признания значения и результатов деятельности кандидатов, на их понимание собственной и общественной ответственности.

Если политическая власть проводит и осуществлять свою волю посредством аппарата принуждения, то власть приобретает форму государственной власти, как наивысшего выражения политической власти.

В современном властном устройстве действую такие виды власти как:
культурно-информационная власть, представляющая власть посредством научных знаний, информации и средств их распространения.
моральная, религиозная и другие виды власти, действующие основе авторитета.
научно-информационная власть. Знания и информация используются для решений государственных органов и для воздействия на сознание людей в целях формирования лояльности и поддержки. На этом направлении работают институты социализации и СМИ. Информационная власть работает на формирование положительного имиджа правительства, вех органов власти, использует манипулирование и управление сознанием людей вопреки их интересами воле. Для этих целей используются специальные методы и технологии влияния.
Власть приобретает качество принудительной если опирается на силовые ресурсы и контроль с применением и угрозой применения силы.
Государственная власти в целом характеризуется верховенством и обязательность решений для других властей, способностью проникновения в любые процессы социального взаимодействия, обладает качеством всеобщности и безличности, моноцентричности, многообразием ресурсов.
В демократическом мире принято, что цивилизованная власть обладает качество легитимности -,признание гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.
Политологи выделяют три уровня легитимности: идеологический, структурный, персоналистский.
Идеологический - основан на соответствии власти типу социализации, благодаря чему в обществе формируеся порядок, принимаемый большинством.
Структурный — признание власти, сформированной по существующим правилам.
Персоналистский – основан на одобрении властвующего лица.
В сфере формирования легитимности существуют проблемы делегитимизации, способные вызвать обострение и кризис политического режима вплоть до его смены.
К причинами делегитимизации относится:
- противоречия между ценностями социума и интересами властвующей элиты;
– противоречие между идеологией и социально-политической практикой;
– отсутствие механизма по защите народных интересов;
– высокий уровень бюрократизации и коррумпированности;
– проявление национализма, сепаратизма;
– потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти.
- возникновение внутри элиты и политической власти сильных социальных противостояний, столкновения ветвей власти.


Власть – это мечта многих и возможность немногих. Качество жизни общества в целом и каждого его члена напрямую зависит от того, как оно сумело урегулировать отношения в вопросах управления и подчинения. Властные отношения возникли вместе с организованным обществом и отомрут только с ним.

Власть

У этого термина много определений, но все они сводятся к этому: власть - это способность и возможность побудить или заставить другого человека или группу исполнить свою волю даже вопреки сопротивлению. Инструмент для выполнения поставленных целей - личных, государственных, классовых, групповых. Палка о двух концах, в зависимости от обладающего ею.

властные отношения

Властные отношения

Это обоюдные связи по поводу управления и подчинения. Это отношения, в процессе которых управляющий навязывает свою волю подчиненному. Для осуществления своей воли он использует право и закон, методы убеждения и принуждения.

Власть и властные отношения не предполагают равноправия. Они держатся на воле, силе, авторитете и харизме одного и добровольном или вынужденном согласии подчиниться другого. Это неотъемлемая составляющая жизни общества.

Социум – сложная система, организм, нуждающийся в постоянном регулировании для поддержания работоспособности всей системы.

Каждый человек в первую очередь думает о себе. Это врожденный эгоизм или чувство самосохранения. Именно это чувство толкает его на поступки, которые с его точки зрения являются благом, но мешают жить остальным. И когда каждый руководствуется этим правилом, неизбежно наступает хаос.

Что они собой представляют?

  1. Субъект властных отношений – тот, кто может повелевать. Тот, кто обладает возможностью и способностью влиять на поведение других. Это может быть президент, король, директор, глава организации, семьи, неформальный лидер.
  2. Объект – исполнитель. Человек или группа, на которых направлено воздействие (влияние) субъекта. Или можно проще сказать - каждый, кто не является субъектом власти - ее объект. Один и тот же человек или группа может быть одновременно в роли и того, и другого. Например, министр: в отношении заместителей он начальник, а в отношении главы правительства – подчиненный.
  3. Еще одним неотъемлемым составляющим властных отношений является ресурс – средства, которые обеспечивают руководящему лицу возможность влиять на объект. Поощрить исполнителя за выполненную задачу, наказать за неисполнение. Либо для убеждения, когда первые два средства не работают или их нежелательно использовать.

Понятия, вошедшие в два первых пункта, - это стороны властных отношений.

Ресурс - самое широкое и объемное из этих компонентов понятие. Это средства, реальные или потенциальные, которые могут послужить укреплению власти за счет усиления субъекта или ослабления объекта влияния. Они занимают в структуре властных отношений особое место, так как без них влияние будет сведено на нет.

  • экономические ресурсы - золотой запас, деньги, земля, природные ископаемые;
  • социальные ресурсы - социальные блага, такие как положение в обществе, престиж выполняемой работы, образование, должность, привилегии, авторитет;
  • культурно-информационные ресурсы– знания и информация, а также средства их получения и распространения. Обладая информацией и контролируя ее распространение, власть имущий контролирует умы;
  • административно-силовые – государственные учреждения, армия, полиция, суд, прокуратура, различные службы безопасности.

Каких видов бывают подобные отношения?

Властные отношения в обществе по субъектному составу можно разделить на три большие группы:

  • политические;
  • корпоративные;
  • социальные;
  • культурно-информационные.

По способам взаимодействия управляющей и подчиненной стороны отношения можно разделить на:

  • Тоталитарные – субъектом власти может быть один человек или небольшая группа. Осуществляется полный контроль действий подчиненных или народа, вплоть до личной жизни.

Тоталитарные властные отношения

  • Авторитарные – управляет один человек или небольшая группа. Разрешено все, что не касается политики и важнейших решений.

Авторитарные властные отношения

  • Демократические – субъектом власти при демократических властных отношениях не может быть один человек. Управляет небольшая группа, выбранная большинством и подотчетная ему. Важнейшие решения принимаются после обсуждения и согласия объектов власти.

демократические властные отношения

Особенности управления в политике

Политическая власть - это важнейшая опора государства и общества. Нарушение баланса в ней спровоцирует потрясения на всех остальных уровнях организации жизни общества и личности.

Политическая власть делится на несколько уровней:

  • государственная;
  • региональная;
  • местная;
  • партийная.

Отношения управления-подчинения в политике имеют свои особенности:

  1. Опираются на мощь государства, имеющего монополию на принуждение. Реализуются как государственным аппаратом, так и партиями, объединениями, социальными группами.
  2. Сторонами в них выступают не отдельные личности, а группы или народы.

Основное условие устойчивости властных отношений в политике – легитимность власти.

Особенности корпоративных отношений управления-подчинения

Властные отношения в экономической сфере отличаются тем, что ресурсом в них выступают исключительно материальные блага. Они выступают как в качестве поощрения, так и в качестве наказания - премия за хорошую работу, лишение выплаты за провинность.

Субъектами в них выступают в масштабах страны крупные компании, в масштабах одной компании – владельцы и руководители.

корпоративные властные отношения

В социальной сфере

Основным ресурсом в этих отношениях является статус. Социальные властные отношения часто пересекаются с корпоративными, так как статус человека или группы в большинстве случаев определяется наличием материальных благ. Чем больше денег и имущества, тем выше положение в обществе.

Социальные властные отношения

В культурно-информационной сфере

Здесь основным ресурсом являются знание и информация. Посредством их оказывается влияние на умы и поведение как народа в целом, так и на отдельных личностей. Основные субъекты этих отношений – СМИ, научные и религиозные организации.

Основной метод воздействия в этой сфере – убеждение, изменение сознания масс на основе харизмы и авторитета субъектов. Главное отличие от других – отсутствие ресурса для принуждения. Наказанием может быть только лишение информации.

культурно-информационные властные отношения

Итак, вся наша жизнь пронизана властными отношениями. Начиная с государства и заканчивая семьей, все держится на воле одного и подчинении другого. Властные отношения – залог порядка и общего блага, если приоритетным для субъектов власти ресурсом является убеждение.

Конечно, без ресурса принуждения не обойтись. Метод кнута и пряника никто не отменял, и он действенен как никакой другой. Но когда приоритет отдается ресурсам принуждения, неумолимо наступает кризис. Объекты власти перестают подчиняться, а отношения прекращают свое существование.

Прекращение отношений сказывается на каждой из сторон, и возникает потребность создания новых. И чаще всего вследствие такого развития событий субъектом власти становится тот, кто лучше владеет ресурсом убеждения.

Лучшим из видов властных отношений являются отношения, основанные на демократии. То есть те, в которых обе стороны выступают и в качестве субъектов, и в качестве объектов власти. В таких отношениях властьимущие, управляя обществом, государством или организацией, в то же время подотчетны тем, кто их выбрал.

Учение о власти- основополагающее в политологии. Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи- о социальной, юристы- о власти законов, политологи- о политической и т.д. Гоббс- власть- средство достичь блага в будущем, желание власти все больше и больше. Ницше-жизнь- это воля к власти.

В энциклопедии – власть – это особое волевое отношение субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по отношению по желанию первого.

В политической литературе Вебер- власть как возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана.

Власть рассматривается как особое отношение господства или влияния, как принуждение, как сила. Власть начинается там, где возникает подчинение. Власть-это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы. Возникают отношения управления-исполнения или командования-подчинения.

В основе подчинения лежит неравенство: естественное(физиологическое, интеллектуальное) и социальное( статусное, экономическое, образовательное и др.). В демократическом об-ве власть основывается на убеждении, авторитете, является средством социальной коммуникации.

Власть-это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Основные элементы( структура власти): субъект(носитель власти), объект (те, на кого направлена власть),средства(ресурсы).

Субъекты:1) первичный уровень- индивиды; 2) вторичный- политические организации, политические элиты, лидеры. Вторая классификация: социальный уровень- индивиды, классы, этносы, мафия, толпа, корпоративные группы. Третья классификация: институциональные субъекты- партии, органы власти, ОПД. Четвертая: функциональные- армия, оппозиция, органы разведки, бюрократия. Субъекты власти могут быть рассмотрены и через призму их публичности. С этой позиции можно выделить: открытую власть(президенты, депутаты, лидеры оппозиции);полускрытую ( группы давления как законные- СМИ, так и незаконные- подкуп, шантаж, лоббизм- давление со стороны определенных группировок на государственную власть с целью принятия выгодных для групп решений); теневая- органы ГБ,, криминальные структуры, подрывные организации.

Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ, подчинение, наказание(санкции), нормирование поведения правилами. Власть – отношения субъекта и объекта. Качества объекта определяются политической культурой населения. Мотивы подчинения- страх, интерес, авторитет, неравенство, неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти-все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Это могут быть ценности( деньги, предметы потребления), средства, способные повлиять на внутренний мир человека(СМИ),орудия, при помощи которых можно лишить человека тех или иных ценностей, в том числе и жизни(оружие, карательные органы).Открытые( силовое принуждение, право, стимулирование, распределение социальных статусов- позитивные- предоставление благ и негативные- лишение благ) и скрытые типы влияния( методы убеждения или внушения).

Классификация ресурсов:

- утилитарные( материальные и другие социальные блага)

-принудительные-меры уголовного и административного воздействия

-нормативные-средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.

Вторая классификация:экономические, социальные, культурно-информационные, силовые. Специфический ресурс- сам человек( демографический). Ресурс сам создает ресурс.

Движение власти. Этапы(формы):господство( политическое, экономическое, идеологическое); руководство; управление; контроль.

Виды власти: неполитическая- экономическая, социальная, духовно-информационная, культурная, религиозная ; политическая- всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей. Ее признаки:




- легитимность- использование силы в пределах государства

- верховенство- обязательность решений для всякой иной власти

- публичность- всеобщность и безличность, что значит- обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права( закона)

- многоцентричностью- наличие единого центра принятия решений( в отличие от власти экономической)

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную( партии, ОПД, СМИ). Может проявлять себя либо в форме господства, либо- влияния.

Функции политической власти: обеспечение господства определенных социальных групп в обществе, управление общественной жизнью, поддержание общественного порядка, мобилизация населения для достижения поставленных целей, поддержание единства и целостности общества.

По широте распространения выделяется:

- мегауровень- международные организации(ООН, НАТО)

- макроуровень-центральные органы государства

-мезоуровень-подчиненные центру организации( областные, районные)

- микроуровень-власть в первичных организациях и малых группах.

Есть классификация власти по функциям ее органов- законодательная, исполнительная, судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта- демократическая, тоталитарная, авторитарная. Принудительная, информационная( четвертая власть), теневая. По сферам действия- государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная. Открытая, полускрытая( СМИ, лоббизм- давление со стороны определенных группировок на гос.власть с целью принятия выгодных для групп решений), теневая( органы ГБ, криминальные стр-ры).

Многие политологи доминирующей считают экономическую власть. Иногда доминирующей является информационная. Слияние всех видов власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах.

Вебер выделил три типа легитимности:

- традиционная- власть монархов, родовых вождей. Базируется на обычаях. Похожа на патриархальность в семье. Прочная. Способствует стабильности в об-ве.

-легальная или рационально- правовая- источник- закон. В конституционном гос-ве.

- харизматическая- основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми его наделил Бог. Обожествление, Культ личности. Нестабильна. Базируется на эмоциональности ( Иисус, Будда, Магомет, Наполеон, Сталин).

Другие типы: идеологическая- воздействие на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения; националистическая- присуща молодым государствам; структурная- вытекает из доверия населения к структурам и нормам режима; персональная-вера в компетентность лидера.

Разные типы легитимности могут дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы.

Источники легитимности:участие граждан в управлении( причастность людей к политике); технократическая( посредством экономической, военной, образовательной деятельности); легитимность через принуждение.

Отсюда выделяют источники власти: авторитет, харизма, право, традиция, привычка к повиновению, богатство, знания, сила, страх.

Делигитимизация власти- утрата доверия в обществе.

- противоречие между универсальными ценностями в обществе и эгоистическими интересами властвующей элиты;

- противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на СМИ;

- отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

- нарастание бюрократизации и коррумпированности;

- национализм, этнический сепаратизм в многонациональных гос-вах, проявляющееся в отвержении федеральной власти;

- потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Учение о власти- основополагающее в политологии. Философы говорят о власти над объективными законами развития общества, социологи- о социальной, юристы- о власти законов, политологи- о политической и т.д. Гоббс- власть- средство достичь блага в будущем, желание власти все больше и больше. Ницше-жизнь- это воля к власти.

В энциклопедии – власть – это особое волевое отношение субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по отношению по желанию первого.

В политической литературе Вебер- власть как возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана.

Власть рассматривается как особое отношение господства или влияния, как принуждение, как сила. Власть начинается там, где возникает подчинение. Власть-это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы. Возникают отношения управления-исполнения или командования-подчинения.

В основе подчинения лежит неравенство: естественное(физиологическое, интеллектуальное) и социальное( статусное, экономическое, образовательное и др.). В демократическом об-ве власть основывается на убеждении, авторитете, является средством социальной коммуникации.

Власть-это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Основные элементы( структура власти): субъект(носитель власти), объект (те, на кого направлена власть),средства(ресурсы).

Субъекты:1) первичный уровень- индивиды; 2) вторичный- политические организации, политические элиты, лидеры. Вторая классификация: социальный уровень- индивиды, классы, этносы, мафия, толпа, корпоративные группы. Третья классификация: институциональные субъекты- партии, органы власти, ОПД. Четвертая: функциональные- армия, оппозиция, органы разведки, бюрократия. Субъекты власти могут быть рассмотрены и через призму их публичности. С этой позиции можно выделить: открытую власть(президенты, депутаты, лидеры оппозиции);полускрытую ( группы давления как законные- СМИ, так и незаконные- подкуп, шантаж, лоббизм- давление со стороны определенных группировок на государственную власть с целью принятия выгодных для групп решений); теневая- органы ГБ,, криминальные структуры, подрывные организации.

Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ, подчинение, наказание(санкции), нормирование поведения правилами. Власть – отношения субъекта и объекта. Качества объекта определяются политической культурой населения. Мотивы подчинения- страх, интерес, авторитет, неравенство, неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти-все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Это могут быть ценности( деньги, предметы потребления), средства, способные повлиять на внутренний мир человека(СМИ),орудия, при помощи которых можно лишить человека тех или иных ценностей, в том числе и жизни(оружие, карательные органы).Открытые( силовое принуждение, право, стимулирование, распределение социальных статусов- позитивные- предоставление благ и негативные- лишение благ) и скрытые типы влияния( методы убеждения или внушения).

Классификация ресурсов:

- утилитарные( материальные и другие социальные блага)

-принудительные-меры уголовного и административного воздействия

-нормативные-средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.

Вторая классификация:экономические, социальные, культурно-информационные, силовые. Специфический ресурс- сам человек( демографический). Ресурс сам создает ресурс.

Движение власти. Этапы(формы):господство( политическое, экономическое, идеологическое); руководство; управление; контроль.

Виды власти: неполитическая- экономическая, социальная, духовно-информационная, культурная, религиозная ; политическая- всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей. Ее признаки:

- легитимность- использование силы в пределах государства

- верховенство- обязательность решений для всякой иной власти

- публичность- всеобщность и безличность, что значит- обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права( закона)

- многоцентричностью- наличие единого центра принятия решений( в отличие от власти экономической)

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную( партии, ОПД, СМИ). Может проявлять себя либо в форме господства, либо- влияния.

Функции политической власти: обеспечение господства определенных социальных групп в обществе, управление общественной жизнью, поддержание общественного порядка, мобилизация населения для достижения поставленных целей, поддержание единства и целостности общества.

По широте распространения выделяется:

- мегауровень- международные организации(ООН, НАТО)

- макроуровень-центральные органы государства

-мезоуровень-подчиненные центру организации( областные, районные)

- микроуровень-власть в первичных организациях и малых группах.

Есть классификация власти по функциям ее органов- законодательная, исполнительная, судебная. По способам взаимодействия субъекта и объекта- демократическая, тоталитарная, авторитарная. Принудительная, информационная( четвертая власть), теневая. По сферам действия- государственная, партийная, профсоюзная, армейская, семейная. Открытая, полускрытая( СМИ, лоббизм- давление со стороны определенных группировок на гос.власть с целью принятия выгодных для групп решений), теневая( органы ГБ, криминальные стр-ры).

Многие политологи доминирующей считают экономическую власть. Иногда доминирующей является информационная. Слияние всех видов власти при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах.

Вебер выделил три типа легитимности:

- традиционная- власть монархов, родовых вождей. Базируется на обычаях. Похожа на патриархальность в семье. Прочная. Способствует стабильности в об-ве.

-легальная или рационально- правовая- источник- закон. В конституционном гос-ве.

- харизматическая- основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми его наделил Бог. Обожествление, Культ личности. Нестабильна. Базируется на эмоциональности ( Иисус, Будда, Магомет, Наполеон, Сталин).

Другие типы: идеологическая- воздействие на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения; националистическая- присуща молодым государствам; структурная- вытекает из доверия населения к структурам и нормам режима; персональная-вера в компетентность лидера.

Разные типы легитимности могут дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы.

Источники легитимности:участие граждан в управлении( причастность людей к политике); технократическая( посредством экономической, военной, образовательной деятельности); легитимность через принуждение.

Отсюда выделяют источники власти: авторитет, харизма, право, традиция, привычка к повиновению, богатство, знания, сила, страх.

Делигитимизация власти- утрата доверия в обществе.

- противоречие между универсальными ценностями в обществе и эгоистическими интересами властвующей элиты;

- противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Проявляется в попытке решить проблемы силовым путем, нажимом на СМИ;

- отсутствие в политической системе механизма по защите интересов народных масс;

- нарастание бюрократизации и коррумпированности;

- национализм, этнический сепаратизм в многонациональных гос-вах, проявляющееся в отвержении федеральной власти;

- потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти по степени воздействия:

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления ипринуждения. Располагает монопольным правом издавать законыи иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность

Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Добиться власти значительно помогают следующие источники.

власть

Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

  • руководство;
  • управление;
  • господство;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

  • волю;
  • убеждение;
  • манипуляцию;
  • авторитет;
  • насилие;
  • право;
  • поощрение;
  • принуждение.

ВИДЫ ВЛАСТИ

Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

⊕ По источнику власти:

  • политика;
  • экономика;
  • религия;
  • культура.

⊕ По участникам власти:

  • государство;
  • партия;
  • церковь;
  • семья.

⊕ По функциям органов власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

  • верховенство;
  • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
  • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
  • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
  • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

  • общественная (касается всего общества);
  • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

Формы политической власти:

  • партии;
  • профсоюзы;
  • международные организации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

Смесь всех видов власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

Существуют три ветви государственной власти:

  • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
  • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
  • судебная (суд).

Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

Читайте также: