Власть и религиозные конфессии в первой половине 19 века при николае 1 кратко

Обновлено: 07.07.2024

1. Глава II Россия во второй четверти XIX века

2. НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СТРАНЫ

3. Цели урока

Познакомиться с основными направлениями
общественного движения в России во второй
четверти XIX века, с их представителями и
основными идеями.
Определить особенности общественного
движения в этот период.

Император Николай I (1825 - 1855 гг.)
Каково было положение разных народов и конфессий в
Российской империи в период правления Николая I?

5. 1.Положение в Царстве Польском

В эпоху правления Александра 1 Польское царство пользовалось
значительными привилегиями. В частности в 1815 году на этой
территории была принята очень либеральная Конституция.
Существенные изменения происходили уже в эпоху правления
Николая 1.

Польское дворянство воспринимало Конституцию1815
года как первый шаг для воссоздания независимой Речи
Посполитой.
Поляки рассчитывали, что Россия передаст им земли
западной Белоруссии и Украины.

Николай I предпринял ряд мер
по усилению контроля за
Царством Польским.
Была создана тайная полиция,
усилился контроль за печатью,
производились аресты и
ссылки оппозиционных
депутатов сейма.
Также была сужена сфера
деятельности сейма.
Наместник Царства Польского
великий князь Константин
Николаевич стал всё чаще
действовать в обход сейма, не
советуясь с польским
дворянством.

Николай I сообщает гвардии о
восстании в Польше
Великий князь Константин
Павлович, наместник Царства
Польского
Повстанцы 1831 г.

10. Восстание в Польше в 1830-31 гг.

29 ноября 1830 г.
группа военных
ворвалась во дворец
наместника великого
князя Константина в
Варшаве и попыталась
его убить.
Был захвачен арсенал,
и началась раздача
оружия восставшим.

В январе 1831 г., в
нарушение
действующей
конституции 1815 г.,
польский сейм
провозгласил, что
Николай I и его
семья лишаются прав
на польский престол.

Создание нового правительства 1830 г.
Восставшие создали свой
орган власти —
правительство во главе с
бывшим членом Негласного
комитета А. А.
Чарторыйским.
Это означало не только отказ
самих поляков от
конституционного порядка
1815 г., но и фактическое
объявление войны России.

13. В короткий срок восставшие сформировали армию. Польская армия: 60 тысяч человек, 142 орудия. Началась русско-польская война

В ответ Николай I направил на
усмирение мятежа армию общей
численностью 120 тысяч человек
под командованием генералфельдмаршала И. И. Дибича, в
том числе 300 орудий. Вскоре он
разгромил войска повстанцев в
битве под Гроховом.
Однако внезапная смерть Дибича
от холеры помешала закрепить
успех.

Итоги:
Восстание потерпело поражение.
Император отменил Конституцию
1815 года (14 февраля 1832 г.)
Польша объявлялась частью
Российской империи.
Польский сейм и армии были
ликвидированы.
Однако сохранялась
административная автономия.
Были закрыты Варшавский и
Виленский университеты, лицей
в Кременце.
Около Варшавы – цитадель
(крепость) – Варшава под
прицелом орудий.

18. 2. Политика по отношению к Финляндии

Введение широкой автономии
Великого княжества
Финляндского в составе
Российской империи было
ознаменовано ещё
Александром I, который в
1809 г. лично открыл сейм в
городе Борго.
Было объявлено о сохранении
старой конституции и
важнейших законов.
С 1812 г. столицей Великого
княжества Финляндского стал
город Гельсингфорс
(современный Хельсинки).

Жизнь Финляндии
после 1809 года
регулировалась
Конституцией.
В 1826 г. Николай 1
ввёл должность
министра статссекретаря Великого
княжества
Финляндского – право
личного доклада
императору –
уроженцы Финляндии.
Финнам разрешили
иметь свою валюту и
стрелковые войска.

20. 3. Положение в Западном крае

Из земель,
вошедших в состав
Российской империи
в конце XVIII в. по
результатам
разделов Речи
Посполитой, был
образован Западный
край — особая
административная
единица.

21. Западный край

Северо-Западный край
6 белорусских и литовских
губерний
Виленская
Ковенская
Гродненская
Минская
Могилевская
Витебская
Юго-Западный край
3 украинских губернии
Волынская,
Подольская,
Киевская
Эти территории являлись пограничными и потому
имели особое управление, для них издавались особые
законы.

В 1832 г. на украинских
губерниях края было
образовано Киевское
генерал-губернаторство.
В 1850 г. из территорий
трёх губерний СевероЗападного края
(Виленской, Ковенской,
Гродненской) было
создано Северо-Западное
генерал-губернаторство.

23. В начале века были открыты залежи каменного угля и железной руды, что имело определяющее значение для развития

На украинских землях
были открыты
университеты: в 1804
г. — Харьковский, в
1834 г. — Киевский
(университет Святого
Владимира

С 1846 по 1847 г. в
Киевском университете
действовало КириллоМефодиевское
студенческое общество
— тайная политическая
организация, участники
которой выступали за
национальную
автономию всех
славянских народов в
рамках единой
славянской федерации,
ликвидацию
самодержавия,
крепостного права.

Это братство отстаивало
идеи республиканского
строя.
Во главе организации стоял
профессор истории Н. И.
Костомаров.
Одним из активных
участников КириллоМефодиевского общества
был поэт Т. Г. Шевченко,
открыто призывавший к
изменению существующих
порядков, развитию
обучения и изданию книг
на украинском языке.
В 1847 году было разгромлено
правительством.

28. Прибалтийские народы проживали на территориях Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерний Российской империи.

Прибалтийские народы
лишены основ
государственности.
Прибалтийские феодалы
вели сельское хозяйство
и состояли на воинской
службе в русской армии.
При императоре
Александре I Прибалтика
пережила аграрную
реформу, которая
освободила крестьян от
крепостной зависимости,
но не дала им земли.
Тракайский замок
(Литва)

30. Начавшийся промышленный переворот и активизация внешней торговли со временем способствовали формированию в Прибалтике одного из

31. 4. Положение евреев в Российской империи

Россия – место
проживания
многочисленной в мире
еврейской общины.
Большинство евреев
проживали в сельской
местности, маленьких
городках.
Занимались ремёслами,
промыслами, мелкой
торговлей.
Для них была черта
осёдлости – все
территории от
Крымского ханства и
Речи Посполитой.

34. 5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в.

Разрешено исповедовать любую религию с
признанием царской власти и
существующих порядков.
Привилегированное положение у Русской
православной церкви – относилось до 86%
населения.
Поощрялся переход в православие.
Миссионерская деятельность в Поволжье,
Сибири, на Кавказе.

Для православной
России XIX в. было
характерным
почитание старцев —
религиозных
наставников,
снискавших особый
авторитет среди
верующих своими
проповедями и
праведным образом
жизни.

Самой яркой фигурой
среди них в первой
половине XIX в. был
монах Саровской
пустыни Серафим, к
которому за советом и
наставлением шли
тысячи людей со всей
страны. Он предсказал
многое из того, что
случилось в России в
последующие
десятилетия.

Старообрядцы не
имели собственной
церковной
иерархии.
Николай I запретил
старообрядцам
принимать беглых
священников,
подверг разгрому
старообрядческие
монастыри в
Поволжье.

Однако в 1846 г.
старообрядцы получили
собственного
митрополита. Это
произошло после того, как
в старообрядцы перешёл
митрополит Амвросий.
Он стал митрополитом
Белокриницким.
У него сотни тысяч
последователей.

Распространение католической веры среди
поляков, литовцев, немцев и белорусов.
Протестантизм – немцы, финны, эстонцы,
латыши.
1841 год – в Россию пришло новое верование
– баптизм. Сначала среди немцев, потом –
среди русских, украинцев. белорусов, армян,
грузин, молдаван, чувашей.
Мусульмане в России: суннизм – татары,
кабардинцы, башкиры; шиизм – дагестанцы,
азербайджанцы.

42. 6. Политика России в Средней Азии

Первыми в состав России
вошли казахи Малого жуза
(они кочевали в низовьях
рек Урал и Сырдарья).
Это произошло ещё в
1731 г., когда хан
Абулхаир присягнул на
верность российскому
престолу.
В XIX в. в среднеазиатский
регион начала проникать
Англия, что не могло не
обеспокоить российское
правительство.

В 1840-е гг.
верховную власть
России признали
казахи Среднего жуза,
жившие в степных
районах Центрального
Казахстана.
1830-1840-е гг. –
активное
строительство
укреплений русскими
(крепости Копал и
Верный (Алма-Ата),
которые позже
переросли в города.

Правительство организовывало экспедиции в
Среднюю Азию для научных целей
(исследование нового региона), и практических
(решение дипломатических и разведывательных
вопросов).
Одной из них в 1839—1840 гг. руководил
военный губернатор Оренбургской губернии В.
А. Перовский.

Оренбургский
генерал-губернатор
В.А.ПЕРОВСКИЙ.
1839 г. – неудачный
поход Оренбургского
генерал-губернатора
В.А. Перовского на
Хивинское ханство:
◦ Сильные морозы,
◦ Массовые
заболевания,
◦ Недостаток корма для
вердлюдов.
Своей цели Перовский
смог добиться лишь
позже (договор с Хивой
был заключён в 1854 г.).

Со степями, населёнными казахами,
граничили среднеазиатские государства —
Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский
эмират. Они также стремились подчинить
себе казахские земли, в чём их активно
поддерживала Англия.

Кокандский лучник
Кочевники Хивы,
Бухары и Коканда
совершали набеги на
земли казахов,
перешедшие под власть
России.
Это вынуждало Россию
принимать ответные
меры по защите своих
пограничных
территорий, что
впоследствии
подтолкнёт к
завоеванию Средней
Азии

50. ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Положение представителей разных народов
и конфессий в Российской империи было
неодинаковым. Финляндия пользовалась
значительной автономией.
Самостоятельность польских земель была
ограничена после восстания 1830—1831 гг.
Особое управление имел пограничный
Западный край, на территории которого
проживали в основном белорусы, литовцы и
украинцы.

52. Ответьте на вопросы:

1. В чём состояли причины обострения
польского вопроса в 1830 г.?
2. Какие перемены произошли при Николае I
в Финляндии и Прибалтике?
3. Что было характерно для экономического
развития и общественного движения на
Украине?
4. Каковы были основные тенденции
политики власти по отношению к еврейскому
населению в составе Российской империи?

53. Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

9 кл XIX век

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ I. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК СТРАНЫ

Ответы. Материал для самостоятельной работы

1. Положение в Царстве Польском

Несмотря на то что польским землям был предоставлен особый статус и широкие возможности подчинения самоуправления , представители высшего польского дворянства по-прежнему требовали мечтали возродить утраченное независимое государство. Дарование Царству Польскому конституции в 1813 г. 1815 г ., очень консервативной либеральной для своего времени, не удовлетворило польскую власть оппозицию .

Наместник Царства Польского великий князь Михаил Константин Николаевич стал всё чаще действовать в обход рады сейма , не советуясь с польским дворянством.

Угроза демобилизации мобилизации стала поводом к восстанию в Царстве Польском в 1830— 1834 1831 г г.

29 ноября 1830 г. группа горожан военных ворвалась во дворец наместника великого князя Михаила Константина в Варшаве и попыталась его наградить убить Восставшие создали свой орган власти — правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета А. А. Кочубеем А. А. Чарторыйским . Это означало не только отказ самих поляков от самодержавного правления конституционного порядка 1815 г., но и фактическое объявление войны Украине России .

Новым командующим был назначен генерал-фельдмаршал И.И.Дибич И. Ф. Паскевич . 8 сентября 1831 г. войска под его командованием заняли столицу Царства Польского Гданьск Варшаву.

После подавления восстания были закрыты Варшавский и Виленский институты университеты , лицей в Кременце. Для предотвращения новых празднеств выступлений Николай I распорядился построить около Варшавы обсерваторию цитадель (крепость), телескопы орудия которой держали бы под постоянным прицелом польскую столицу.

2. Политика по отношению к Финляндии

С 1815 1812 г. столицей Великого султаната княжества Финляндского стал город Гельсингфорс (современный Хельсинки).

В правление Николая I ригсдаг сейм практически не созывался, однако Финляндия продолжала оставаться федеративной автономной .

3. Положение в Западном крае

Из земель, вошедших в состав Российской империи в конце XVII XVIII в. по результатам разделов Речи Посполитой, был образован Западный район край — особая административная единица.

В 1832 г. на украинских губерниях края было образовано Львовское Киевское генерал-губернаторство. В 1850 г. из территорий трёх губерний Северо-Западного края ( Велижской Виленской , Ковенской, Гродненской) было создано Северо-Западное генерал-губернаторство.

Ещё в начале века были открыты залежи каменного угля и золота железной руды , что имело определяющее значение для развития железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Киева Донбасса и Криворожья. Стремительно росли обороты портов Малороссии — Одессы, Херсона, Судака , Николаева, Очакова.

На украинских землях были открыты университеты: в 1804 г. — Львовский Харьковский, в 1834 г. — Киевский (университет Святого Владимира).

С 1846 по 1847 г. в Киевском университете действовало Кирилло-Мефодиевское студенческое общество — тайная демоническая политическая организация, участники которой выступали за национальную автономию всех саксонских славянских народов в рамках единой саксонской славянской федерации, ликвидацию самодержавия, крепостного права. Во главе организации стоял профессор истории Н. И. Соловьев Н.И. Костомаров . Одним из активных участников Кирилло-Мефодиевского общества был поэт Т. Г. Шевченко, открыто призывавший к изменению существующих порядков, развитию обучения и изданию книг на польском украинском языке.

Скандинавские Прибалтийские народы проживали на территориях Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерний Российской империи.

Как говорилось ранее, при императоре Александре I Прибалтика пережила аграрную реформу, которая освободила крестьян от барщины и оброка крепостной зависимости , но не дала им земли.

4. Положение евреев в Российской империи

При Николае I было издано Положение 1835 г., в котором регулировались вопросы быта и управления еврейского населения. Как и прежде, евреи имели многие льготы, их положение в сравнении с бесправными крепостными крестьянами России было хуже лучше.

Евреи были освобождены от подушевой рекрутской повинности, вместо неё община уплачивала денежный налог. При этом от рекрутства полностью освобождались еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имевшие церковноприходское среднее или высшее образование .

Привлечение евреев в армию неизбежно вело к постригу крещению евреев, присвоению им русских отчеств фамилий и имён , но зато давало право проживать за чертой оседлости. Николай I продолжил попытки Александра I переселить часть еврейского населения в Среднюю Азию Сибирь для приобщения его к земледелию и освоения среднеазиатских сибирских земель.

Поскольку занятие торговлей сельским хозяйством считалось занятием, недостойным иудея, инициативы правительства не имели благотворного результата.

5. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX в.

По законам Российской империи населению было разрешено пропагандировать исповедовать любую религию, с той лишь оговоркой, что её последователи признают царскую власть и существующие порядки. Поощрялся переход в католичество православие представителей других вер. С этой целью велась большая миссионерская работа среди народов Поволжья, Кавказа, Сибири, Китая.

Для православной России XIX в. было характерным почитание старцев — религиозных наставников, снискавших особый авторитет среди верующих своими проповедями и праведным образом жизни. Самой яркой фигурой среди них в первой половине XIX в. был монах Саровской пустыни Сергий Серафим, к которому за советом и наставлением шли тысячи людей со всей страны.

Продолжалась борьба церковных иерархов и государственных органов с язычниками со старообрядцами . Николай I запретил старообрядцам принимать беглых священников, подверг разгрому старообрядческие скиты монастыри в Поволжье.

На украинских землях население в основном принадлежало к униатской церкви, подразумевавшей соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве православной католической, но с сохранением многих католических православных обрядов. Униатская церковь подчинялась особым управлениям в Петербурге, а с 1837 г. её делами стал заведовать Синод.

Протестантизм в России в эти годы был представлен гугенотством лютеранством и кальвинизмом. Эту религию исповедовали большинство немцев, финнов, румын, эстонцев и латышей.

Буддисты Мусульмане, жившие в России, в основном придерживались суннизма (большинство верующих татар, башкир, а также народы, населявшие Северный Кавказ) и лишь немногие — шиизма (часть дагестанцев и азербайджанцев).

6. Политика России в Средней Азии

В XIX в. в среднеазиатский регион начала проникать Америка Англия, что не могло не обеспокоить российское правительство.

Правительство инициировало экспедиции в Среднюю Азию, имевшие как научные цели (исследование нового региона), так и практические (решение дипломатических и разведывательных вопросов). Со степями, населёнными казахами, граничили среднеазиатские государства — Хивинское и Кокандское ханства, Самаркандский улус, Бухарский эмират. Они также стремились подчинить себе казахские земли, в чём их активно поддерживала Америка Англия.

Кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие под власть России. Это вынуждало Россию принимать ответные меры по защите своих пограничных территорий, что впоследствии подтолкнёт к разорению завоеванию Средней Азии.


В уроке рассказывается о восстании в Царстве Польском 1830–1831 годов и его последствиях. Описывается политика российского правительства в отношении Финляндии, Средней Азии и Западных губерний. Рассматривается положение евреев.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик"

Среди православных верующих было распространено почитание старцев. Они активно проповедовали и вели праведный образ жизни, чем заслуживали почёт и уважение. Монаха Серафима Саровского можно назвать одним из самых известных старцев первой половины XIX века.


Он предсказал многие события, которые произошли в России в последующие десятилетия. Подробнее о религиозных течениях в Российской империи вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: Положение в Царстве Польском. Политика по отношению к Финляндии. Положение в Западном крае и Прибалтике. Положение евреев в Российской империи. Власть и религиозные конфессии в первой половине XIX века. Политика России в Средней Азии.

Пропаганда демократических ценностей и конституционных норм, провозглашение независимости Греции и Бельгии, победа буржуазной революции во Франции не могли не повлиять на подъём патриотических чувств в национальных регионах России. Например, восстание назревало в Царстве Польском. Даже несмотря на то, что польским землям было предоставлено широкое самоуправление и особый статус.

Этому было несколько причин: ужесточение режима – введение цензуры и создание тайной полиции; преследования и аресты оппозиционных депутатов сейма; несоблюдение российскими властями конституции 1815 года; желание польского дворянства восстановить прежние вольности и возродить независимую Речь Посполитую в границах 1772 года. Т. е. государства, в которое, помимо польской территории, должны были войти земли Литвы, Беларуси и Правобережной Украины. Кроме этого, была сильно ограничена деятельность сейма.


Восставшие захватили арсенал, создали армию и своё правительство во главе с бывшим членом Негласного комитета Адамом Ежи Чарторыйским.

В январе 1831 года польский сейм провозгласил, что Николай I и его семья лишаются прав на польский престол. Это нарушало действующую конституцию 1815 года и означало, что поляки сами отказываются от конституционного порядка 1815 года. Фактически правительство Польши объявило России войну.

Однако уже в феврале 1831 года мятежники потерпели поражение от русской армии под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Ивановича Дибича. А 8 сентября 1831 года правительственные войска под командованием генерал-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича заняли столицу Царства Польского – Варшаву. Восстание потерпело поражение.

Ещё одной национальной окраиной, наделённой широкой автономией, было Великое княжество Финляндское. Ещё в 1809 году непосредственно Александр I открывал сейм в городе Борго, на котором провозглашалось сохранение старой конституции Финляндии и её важнейших законов. Столицей княжества с 1812 года был город Гельсингфорс (современный Хельсинки).


Во время правления Николая I Финляндия всё ещё сохраняла автономию, хотя сейм за этот период практически не созывался. В 1826 году была учреждена должность министра-статс-секретаря Великого княжества Финляндского. Министр-статс-секретарь фактически являлся представителем Финляндии в Петербурге и имел право личного доклада императору. Эту должность в основном занимали уроженцы Финляндии.

Земли Беларуси, Литвы и Правобережной Украины, которые отошли России в результате разделов Речи Посполитой, вошли в состав особой административной единицы – Западного края. Он административно делился на Северо-Западный край и Юго-Западный край. Северо-Западный край состоял из 6 белорусских и литовских губерний – Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилёвской и Витебской. Юго-Западный край включал в себя 3 украинские губернии – Волынскую, Подольскую и Киевскую.


Поскольку эти территории являлись приграничными, на них осуществлялось особое управление и действовали свои законы. В первой половине XIX века экономика Юго-Западного края активно развивалась. Там были открыты залежи каменного угля и железной руды, что способствовало становлению железоделательной и металлообрабатывающей промышленности в районе будущего Донбасса и Криворожья. Росло количество промышленных предприятий.

Своё развитие получили в крае культура и образование. Так, в 1804 году был открыт Харьковский, а в 1834 году – Киевский университеты.

В Киевском университете с 1834 по 1847 год действовала и своя тайная политическая организация – Кирилло-Мефодиевское студенческое общество. Её участники хотели создать единую славянскую федерацию с национальной автономией каждого славянского народа. Они отстаивали идеи республиканского строя и выступали за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Главой этого тайного студенческого общества являлся профессор истории Николай Иванович Костомаров, а одним из его активных деятелей был поэт Тарас Шевченко.


Ещё одни окраинные губернии – Эстляндская, Лифляндская и Курляндская – входили в состав Прибалтийского края. Ещё во время правления Александра I здесь была проведена аграрная реформа, которая освободила крестьян от крепостной зависимости, но не дала им земли. В то же время прибалтийские помещики состояли на воинской службе в русской армии.

На этих землях также шла борьба за сохранение национальных традиций. Культурно-просветительской деятельностью здесь занимались Курляндское общество для изучения литературы и искусства, Латышское литературное общество, Эстонское учёное общество.

Благодаря промышленному перевороту, который активизировал торговлю, Прибалтика превратилась в один из самых динамично развивающихся регионов Российской империи.

Во время правления Николая I вопросы быта и управления еврейским населением в Российской империи регулировались Положением 1835 года.

У евреев сохранялись многочисленные льготы, в том числе касательно службы в армии. Так, от рекрутства были полностью освобождены еврейские купцы всех гильдий, жители сельскохозяйственных колоний, цеховые мастера, механики на фабриках, раввины и все евреи, имеющие среднее или высшее образование. Посредством привлечения евреев в армию правительство проводило политику их ассимиляции.

Ассимиляция – процесс, в результате которого один этнос лишается своих отличительных и заменяется чертами другого общества.

Им присваивались русские имена и фамилии. Также евреев, поступивших на службу в армию, крестили в православие. Зато после этого они могли проживать за чертой оседлости. Таким образом евреи постепенно приобщались к русскому языку и культуре.

По отношению к различным религиям в многонациональной Российской империи действовал принцип веротерпимости. Признавая царскую власть и государственные порядки, можно было исповедовать любую религию. Но всё же православная церковь имела преимущество перед остальными. Её прихожане составляли 86 % от всего населения страны. Более того, в Поволжье, Сибири и на Кавказе активную деятельность развернули православные миссионеры. Их целью был перевод в православие представителей других вер.


Следует отметить, что в самом старообрядческом движении до середины XIX века не было своей иерархии. Она появилась после того, как в 1846 году к раскольникам примкнул боснийско-сараевский митрополит Амвросий. Он возглавил старообрядческую церковь, став митрополитом Белокриницким.


Поэтому Амвросия можно считать основателем старообрядческой иерархии.

В Российской империи в XIX веке распространилась и католическая вера. Этому способствовало несколько факторов: присоединение польских земель, ссылка участников польских восстаний в Сибирь, увеличение количества немецких колонистов.

Ещё одной религией, которую исповедовало население империи, было униатство. Оно было распространено на украинских и белорусских землях.

Униатство подразумевает соединение православной и католической церкви на основе унии при главенстве католической, но с сохранением многих православных обрядов.

С 1837 года дела униатской церкви были переданы в ведение Синода. А с 1839 года действие Брестской церковной унии было прекращено, и униатская церковь была воссоединена с Русской православной церковью.

Население Прибалтики и Финляндии принадлежало в основном к протестантизму. В России он был представлен лютеранством и кальвинизмом.

Появлялись в империи и новые конфессии. Так, в 1841 году сюда проник баптизм.

Баптизм – одно из направлений протестантского христианства.

Первыми, кто стал его исповедовать, были немцы, однако вскоре баптизм распространился и среди русских, украинцев, белорусов, армян, грузин, молдаван, чувашей.

Ислам в России был представлен двумя направлениями: суннизмом и шиизмом. Суннизм исповедовали большинство верующих татар, башкир, а также народы Северного Кавказа, шиизм же – только часть дагестанцев и азербайджанцев.

В течение XVIII–XIX веков в состав России вошли и казахские жузы (Младший, Средний и Старший). Это группы племён, кочующих по степям современного Казахстана. Постепенно здесь начали основываться русские военные укрепления. С этими землями граничили среднеазиатские государства – Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский эмират.

Российское правительство пыталось наладить отношения и с ними. Так, в 1854 году военный губернатор Оренбургской губернии Василий Алексеевич Перовский смог добиться подписания договора с Хивой. Однако среднеазиатские государства, опираясь на поддержку Англии, стремились подчинить себе казахские земли. Так, кочевники Хивы, Бухары и Коканда совершали набеги на земли казахов, перешедшие в подданство России. Необходимость защиты своих приграничных земель в итоге подтолкнёт Россию к завоеванию Средней Азии.

Подведём итоги: В середине XIX века Российская империя была многонациональным и многоконфессиональным государством. Во время правления Николая I к представителям разных народов и религий было неодинаковое отношение. После восстания 1830–1831 годов была существенно ограничена самостоятельность Царства Польского. Финляндия пользовалась широкой автономией. На приграничных землях Западного края действовали особые законы и управление. Еврейское население Российской империи пользовалось значительными льготами. Усилилась борьба со старообрядцами, была упразднена униатская церковь. Российское государство пыталось наладить отношения с государствами Средней Азии.

В период правления Николая I поменялось положение польского народа. Восстание в Царстве Польском в 1830-1831 гг. привело к отмене в 1832 г. конституции 1815 г. Царство Польское было провозглашено частью Российской империи, однако сохранялась административная автономия. Однако поляки лишились своих сейма и армии. Положение народов Финляндии не изменилось, она пользовалась значительной автономией. Особое управление было введено в пограничном Западном крае, на территории которого проживали в основном белорусы, литовцы и украинцы. На положение евреев влияло Положение 1835 г., которое регулировало вопросы быта и управления еврейского населения. Так правительство проводило политику ассимиляции евреев. В первой половине XIX в. продолжалась борьба церковных иерархов и государственных органов со старообрядцами. Движение старообрядцев переживало внутренний раскол. Николай I запретил им принимать беглых священников, подверг разгрому старообрядческие монастыри в Поволжье. Однако в 1846 г. старообрядцы получили собственного митрополита. Продолжалась политика государства, направленная на воссоединение униатов с православной церковью. По указу 1839 г. униаты Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины объявлялись воссоединенными с Русской православной церковью, что было встречено упорным сопротивлением униатских священников и их паствы.

Читайте также: