Притча о двух сыновьях кратко

Обновлено: 11.05.2024

Притчей о двух сыновьях, которую мы сегодня читаем, открывается в Евангелии от Матфея серия из трех притч, следующих одна за другой. Все три притчи входят в состав поучения, произнесенного Иисусом в храме Иерусалимском. Это поучение относится к последним дням Его земной жизни и имеет одну сквозную тему: отношение Израильского народа к Богу, Его повелениям и посланному Им Сыну Божию. Поучение не может рассматриваться вне контекста полемики Иисуса с духовными лидерами Израильского народа, которым оно адресовано. Каждая из трех притч вносит свой вклад в эту полемику.

Как и в притче о работниках в винограднике, местом действия оказывается виноградник, а значит, вновь имеется в виду судьба Израильского народа. Поскольку притча снабжена толкованием, смысл противопоставления между двумя сыновьями выявляется легко: оно призвано проиллюстрировать разницу между, с одной стороны, первосвященниками и старейшинами, с которыми Иисус беседует, а с другой — мытарями и блудницами, которых Он приводит в пример. Первый сын (не обязательно старший) символизирует вторую группу, второй — первую.

Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Наверное, каждый из нас не раз задавался вопросами по поводу правильности понимания притч Иисуса Христа. Действительно, некоторые притчи Христа нам кажутся сложными, и мы видим, как они по-разному толкуются богословами.

Получается, Христос зря говорил притчами?

Давайте посмотрим, что Сам Иисус говорит о притчах. Откроем Евангелие от Матфея 13 главу:

Матф.13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. 3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

После этого ученики спросили Иисуса.

Матф.13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? 11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат…

Может Иисус был так возмущен низким духовным состоянием народа, что говоря им притчами, как бы этим наказывал простой люд?

Может Христос говорил притчами, чтобы унизить простых людей, и в их глазах возвысить Своих учеников?

Может Иисус, говоря притчами, хотел скрыть правду от простых людей, а открыть истину только Своим последователям?

Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?!

На эти же слова Христа из Матф. 13:10-16 можно посмотреть под другим углом… Прочтите эти тексты не с точки зрения критики, а как сожаление, огорчение Иисуса о несчастных заблудших простых людях…

Матф.13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

Давайте вспомним, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель (Матф.26:25; Мар.9:5; Иоан.1:38; Иоан.3:2). У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками.

Вспомним, что мы прочли выше.

Матф.13:3 И ПОУЧАЛ их много притчами…

Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Его спасительная весть была для всех:

Иоан.18:20 Я говорил явно миру… тайно не говорил ничего.

Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам:

Лук.15:2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. 3 Но Он сказал им следующую притчу (см. также Матф.21:45, Лук.20:19, Лук.16:14).

Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял смысл притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником. То есть Иисус желает каждого человека видеть среди Своих последователей – сделать Своим учеником!

Итак, повторим, притча в Израиле – это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время (как и сейчас) существенно отличались от басен Эзопа.

Что представляют из себя басни древнегреческого поэта Эзопа? И что представляют из себя басни Ивана Андреевича Крылова? Басни Крылова имеют тот же жанр, что и басни Эзопа. Крылов сюжеты своих басен зачастую подчерпывал именно из басен Эзопа.

Басни Эзопа и Крылова – это аллегории. Их смысл — описать и высмеять какие-то недостатки общества или человека, дать практическое поучение читателям. Например, Моська указывает на человека с определенными характерными чертами или поведением, мартышка — на другого идивида. То есть басня не про Моську и не про мартышку… У каждого героя и образа из басни есть прототип — прообраз, на которого тот указывает.

К сожалению, грекомыслящие христиане, как ранее так и сегодня, пытаются притчи Иисуса воспринимать именно как басни Эзопа и Крылова. И они ищут прототипы У ВСЕХ героев и образов притч Христа.

Но притчи Иисуса – это не Эзоповы басни. Это разные литературные жанры. В притчах Иисуса НЕ нужно у каждого героя и образа искать прототип, раздумывать на кого или на что он указывает. Некоторые герои и образы в притчах Христа используются лишь для полноты картины, не имея прообразов.

Притчи Иисуса по жанру похожи на раввинестические притчи, они имеют соответствующую литературную форму. В традиции иудаизма выделяют несколько видов притч. Можно назвать три наиболее распространенных типа притч, которые использует Иисус: с истолкованием, иллюстрация и сравнения.

Но не только типология важна для правильного понимания притч.

Чтобы правильно понять притчу нужно:

  1. Посмотреть, кому она адресована – узнать адресата;
  2. Исследовать контекст, т.е. понять, о чем в целом повествуется вокруг притчи;
  3. И лишь затем определить тип притчи.

Итак, давайте разберем три типа притч Христа:

Сейчас мы разберем притчу Иисуса, определим её адресата, контекст и тип, и увидим, поможет ли нам это лучше понять данную притчу.

Матф. 21:28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! Пойди сегодня работай в винограднике моем. 29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. 30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. 31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

Сначала определим адресата: притча обращена к первосвященникам и старейшинам народа

…Приступили к Нему (Иисусу) первосвященники и старейшины народа …. Сказал им … Он: … А как вам кажется? (Матф.21:23,27,28)

Смотрим выше и ниже, ищем контекст. Выше дискуссия с первосвященниками и старейшинами. Ниже притча о виноградаре и виноградарях, которая показывает на отношение фарисеев и книжников к Божьим посланникам (Матф. 21:33-46).

Теперь попытаемся определить Типологию притчи: с истолкованием, иллюстрация или сравнение. (О типах притч читайте во Вступлении) Ниже другая притча. Внутри сравнений “если малое верно, то большее тем более верно” не наблюдается. Зато выше явно обозначена тема.

Матф. 21:23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

Перед этой встречей описано, что Иисус прогнал всех продающих из храма и явил очередное чудо. Когда Христос вновь пришел в храм, духовные лидеры Израиля, прямо спросили у Него о том, кокой властью Он всё это делает? Вместо ответа, Иисус задал встречный вопрос на счет Иоанна Крестителя: откуда было его крещение - от небес или его личная инициатива? Начальство не смогло ответить Иисусу. Ведь если бы они согласились, что Иоанна послал Бог, тогда им пришлось бы признать, что и Иисус действует от Бога, так как Иоанн указал на Христа как на Сына Божьего. А если бы они назвали Иоанна самозванцем, то вызвали бы тем народное возмущение, так как все считали Иоанна пророком Божьим. И только после того, как народные лидеры вместо ответа на вопрос промолчали, Иисус и произносит данную притчу, которая призвана иллюстрировать поднятую тему.

Вывод — это притча ИЛЛЮСТРАЦИЯ на тему доховного состояния религиозных лидеров Израиля.

В притче Иисус иллюстрирует духовное состояние фарисеев и священников, не принявших Иоанна Крестителя, сравнивая их с простыми людьми. Те, кого народные начальники называли мытарями и грешниками, вроде сначала были падшими людьми, но они выполнили Божью волю — приняли Иоанна, покаялись и крестились от него во оставление грехов. Сами же духовные лидеры народа, Божью волю не выполнили. Хотя они видели как меняются люди благодаря Крестителю, но они не приняли Иоанна, и не покаялись в грехах. Поэтому простой люд, который внял обличениям Крестителя, и покаялся в пригрешениях, вперед войдут в Царствие Небесное, чем народные лидеры, считающие себя праведными.

Иисус в данной притче Сам указывает на прообразы – мытари и грешники, которые сначала противились Богу Отцу, но потом исполнили волю Господню, а именно, приняли Крестителя и раскаялись – это первый сын. А фарисеи и саддукеи, заявлявшие, что послушны Богу и готовы выполнять Его повеления, но не принявшие Его посланника Иоанна, не покаявшиеся – это второй сын. Они, как второй сын не выполнили волю Небесного Отца.

Сказал Господь такую притчу: у одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.

И в этом может быть утешение и укрепление для нас. Современная философия и средства массовой информации пытаются уверить нас: все так обусловлено и предопределено в нашей жизни, что нет смысла говорить о свободе и ответственности человека. Наши неудачи и наши ошибки следует списать на счет общества, наших обстоятельств, других людей. Христос, напротив, возводит нас к нашей ответственности, повторяя, что никогда заранее наша судьба не может быть решена. Какие бы ни были у нас в жизни падения, как бы далеко мы ни отошли от Бога, перемены всегда возможны. Христос никогда не заключает никого в его прошлое. Он дает шанс всякому человеку, самому грешному.

И нам открывается также, что Бог не смотрит на нас как на тех, на ком раз и навсегда поставлена печать, но как на тех, кто всегда в становлении. Среди сегодняшней общей атмосферы безнадежности, может быть, в ком-то самом безнадежном рождается новый человек. Мы должны благодарить Бога за эту надежду, которую Он дает нам. И не торопиться приклеивать ярлыки на людей, но давать им возможность измениться.

Худший из всех грехов – думать, что можно обойтись без Бога. Не иметь нужды в Боге. И мы знаем, что во времена земной жизни Господа те, кто считали себя праведниками, не испытывали нужды в спасении, которое предлагал Христос. А грешники бежали к Нему как к своему Спасителю. Фарисеи же и книжники были уверены в своей самодостаточности. Христос пришел спасти погибающих, а те, кто полагал, что они не имеют недостатка ни в чем, естественно не могли принять от Него ничего.

Библия Онлайн

для детей

Притча о двух сыновьях

Когда Иисус пришел в Иерусалим, первосвященники из храма и старейшины иудейские выступили против Него. Они были уверены, что принадлежат к народу, избранному Богом. Как же тогда Иисус смеет порицать их? Ведь Он даже не настоящий учитель и не искушен, как они, в толковании Писания.

На это Иисус рассказал им такую притчу:

- У одного человека было два сына. Однажды утром он пришел к старшему и сказал: "Сын! Пойди сегодня поработай на моем винограднике". - "Не хочу", - проворчал сын. Но после он раскаялся и пошел помогать отцу. Отец же пошел к младшему сыну и тоже просил его помочь на винограднике. "Конечно, отец, я приду", - вежливо отвечал тот, но работать так и не пошел. Он не выполнил своего обещания.

Который же из двоих сыновей, по- вашему, исполнил волю отца?

- Старший, который сделал то, о чем просил отец, - отвечали старейшины и первосвященники.

- Верно, - согласился Иисус. - И так же мытари, которых вы презираете, сейчас раскаиваются и исполняют заповеди Божьи, они прежде вас войдут в Царство Божие. Вы можете произносить сколько угодно праведных слов, но вы не делаете того, что велит Бог.

В другой беседе Иисус сказал собравшимся людям:

- Не всякий, говорящий Мне "Господи! Господи!" - войдет в Царство Небесное, но лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного.

В день Страшного Суда многие скажут Мне: "Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?"

И тогда Я объявлю им: "Я никогда не знал вас. Отойдите от Меня, делающие беззаконие". Только тот может войти в Царство Божие, кто исполняет заповеди Божьи и повинуется Мне.

Двенадцати Своим самым близким ученикам Иисус сказал:

- Если любите Меня, соблюдайте Мои заповеди. Я знаю, что тот, кто имеет заповеди Мои в сердце и соблюдает их, тот любит Меня.

Читайте также: