Власть и церковь кратко

Обновлено: 02.07.2024

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

  1. Стремление патриарха к власти.
  2. Необходимость централизации государства.
  3. Необходимость объединения всех церквей после распада в результате политической раздробленности.

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

  1. Патриарх Никон лишился сана. Это произошло из-за его стремления к власти и конфликта с царем.
  2. Но реформы Никона все же были приняты.

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Может быть, римской власти ещё долго бы не было никакого дела до Церкви, кабы не был принят закон о божественности власти императоров, о воздаянии императору божеских почестей и т.п. Естественно, что христиане никак не могли позволить себе выполнять все связанные с этим законом установления, а отказ исполнять оные немедленно повлёк за собой обвинения в государственной измене, сепаратизме и т.п., ибо фигура императора в многонациональной Римской империи являлась ещё и символом государственного единства. Именно неприятие Церковью обожествления императора повлекло первые гонения и сразу надолго сделало христиан изгоями римского гражданского общества.

Как известно, ситуация кардинально стала меняться после издания в 313 году Константином Великим Миланского эдикта. Этот документ в частности гласил:

Как видим, Миланский эдикт устанавливает равенство всех религий и свободу каждого гражданина беспрепятственно следовать какой угодно религии. Но равноправие сохранялось недолго по причине того, что государственная власть, провозгласившая на словах паритет всех религий, на деле представлена живыми людьми, которые сами не могут бесстрастно оставаться над всеми верованиями. Император Константин, не принимая сам крещения (он принял его перед самой смертью), всё ж явно симпатизировал христианству, имея среди своих приближённых несколько епископов. С 313 по 323 г.г. был издан ряд указов, предоставляющих христианским общинам невиданные доселе права и льготы, в результате чего христианство стало привилегированной религией. Это неизбежно повлекло за собой мощный приток новообращённых, который качественно сильно изменил ситуацию в Церкви вообще и её отношение к государственной власти в частности. «Лица, вступившие в Христианскую Церковь естественно не могли сразу отречься от своего прежнего быта, различных государственных, общественных и политических воззрений. Римляне язычники привыкли смотреть на государя, как на высшего представителя не только в делах управления, но и религии [курсив наш - Н.П.]. Это воззрение римляне, делаясь христианами, автоматически переносили и на императора христиан: он для них по-прежнему объединял в себе высшую светскую и духовную власть.

Много веков спустя философ, подводя прискорбный итог деятельности одной из крупнейших и древнейших государственных церквей (равно и церковного государства), напишет:

В России у Церкви было считанное количество шансов стать независимой от государства, и ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА ЭТИ ШАНСЫ ВОЗНИКАЛИ В КРИТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ: во время монголо-татарского ига, в Смутное время XVI века и в 1917 году - вот, пожалуй, и всё. Это те исторические моменты, КОГДА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ БЫЛА ЛИБО МАКСИМАЛЬНО ОСЛАБЛЕНА, ЛИБО ВОВСЕ РАЗГРОМЛЕНА. Но стоило власти укрепиться, как Церковь сразу попадала в зависимость от неё, начинала служить ей, а то и вовсе ставилась на грань полного уничтожения - вспомним царствование Ивана Грозного, вспомним петровские реформы, вспомним сталинские репрессии. Но рассмотрим всё по порядку.

К моменту монголо-татарского вторжения Православие уже успело стать национальной религией Киевской Руси (хотя для большинства населения христианское исповедание имело преимущественно внешний, обрядовый характер, а также весьма распространённым было двоеверие), и когда раздробленные русские княжества были разгромлены армией Батыя, представители власти в большинстве перебиты, а народ деморализован - тогда Церковь явилась едва ли не единственной хранительницей национального самосознания и культуры, а пришло время - идейно, духовно возглавила национально-освободительное движение. Хорошо известна роль преподобного Сергия Радонежского, который имел огромное влияние практически на всех своих современников, так что по одному его слову могли закрыться все храмы в том или ином княжестве, правитель которого отказывался поддержать собирательную политику Москвы. При этом преподобный Сергий неоднократно отклонял предложения занять трон московского митрополита, отдавая себе отчёт в том, что в этой должности сам будет зависим от князя. Но Радонежский святой также и не вмешивался в детали государственного управления, мощно поддерживая либо отрицая лишь те проявления княжеской власти, которые могли иметь действительно всенародные последствия, касались экзистенциальных проблем Руси. Влияние Сергия Радонежского было духовным, было по большому счёту и чрезвычайно благотворным. В его лице Церковь имеет один из достойнейших примеров своих отношений с государством, весьма близкий к евангельскому идеалу.

По мере укрепления власти московских князей, а позже - царей, Православная Церковь всё более становилась зависимой от них, и даже окончательное оформление автокефалии по сути имело скорее государственное, нежели церковное значение. В то же время (XV век) борьба Новгорода за независимость от Москвы не случайно сопровождалась обильным возникновением всевозможных ересей. Наивысшей степени закабаление Церкви достигло, разумеется, при Иване Грозном, тогда же имел место один из первых в российской истории примеров гражданского мужества и принципиальности - имеется в виду подвиг митрополита Филиппа.

Тем не менее Церковь была поставлена под строгий надзор. Совет по делам православной Церкви при Совете Министров СССР, учреждённый якобы для посредничества между Церковью и государством, на деле являлся контрольно-фискальным органом, тесно связанным с КГБ. Также советская власть пыталась использовать Церковь в интересах своей международной политики. Православным иерархам было разрешено устанавливать отношения с внешним миром при условии, что они будут выступать в духе советской пропаганды, особенно в тех кругах Запада, на которые мало влияли коммунистические партии.

При Хрущёве маятник пошёл в обратную сторону, и Церковь снова попала под колесо гонений, которые, хоть и с меньшей интенсивностью, продолжались и в брежневские годы. Иерархи оставались совершенно пассивными перед властью, а борьбу за права верующих возглавили простые священники, среди которых наиболее известны Дмитрий Дудко, Сергий Желудков, Александр Мень и ряд других. Все они столкнулись с карательным аппаратом, некоторых посадили.

После развала советской системы и краха коммунистической идеологии РПЦ оказалась, к сожалению, неспособной взять на себя роль духовного лидера нации, хотя разные силы, начиная государством и кончая некоторыми экстремистскими организациями, были бы не прочь воспользоваться её моральным авторитетом, который за последние годы несколько вырос, но в этом скорее заслуга духовного вакуума, в котором оказалось население РФ, а также солидного исторического багажа Церкви, нежели её истинного обновления, которое на сегодня имеет довольно-таки частный и локальный характер и идёт, опять же, от рядового духовенства, поскольку иерархи в большинстве остаются в состоянии хронического пиетета перед государственной властью и в лучшем случае не мешают действительному возрождению духовной жизни. Воздержимся от прогнозов относительно дальнейшего развития отношений между Церковью и государством (хотя признаем, что они были бы довольно пессимистическими)…

Бог- царь церковь, царство. Царь есть основание церкви. Церковь в свою очередь есть администрация а не дом плача во что её превратили. Следы такой деятельности остались в виде регистрации браков и рождения детей. После убийства истинного царя Иисуса происходит и постепенное отделение церкви от власти. Церковь продалась и стала поддерживать самозванцев которые и церковь низложили когда она подавала голос несогласия. Так церковь обрела власть на небе ( как будто ей там что то подчиняется) и царя так же отправили на небеса , прикрывшись фразой " все власти от Бога" А вот пророк Осия правдиво рассказывает что случилось

8:4. Поставляли царей сами, без Меня; ставили
князей, но без Моего ведома; из серебра своего и
золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Урок подробно описывает причины, ход и последствия церковного раскола XVII века в Русской церкви. Даёт характеристику действиям патриарха Никона. Показывает процесс образования и особенности отдельной ветви православия – старообрядчества. Объясняет значение православия для российского общества XVII века.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Власть и церковь. Церковный раскол"

Годы Смуты стали для Русской православной церкви серьёзным испытанием.

В годы лихолетья, как и среди всех сословий Росси, часть духовенства поддержала самозванцев. Это отрицательно сказалось на единстве церкви.

Материальные потери так же были значительными. Только в одной Москве за время польской интервенции было уничтожено и разграблено более четырёхсот церквей. Та же ситуация наблюдалась и в иных захваченных землях.

Многие представители духовенства, боровшиеся против иноземцев, погибли или были уведены в плен, как это произошло с фактическим главой православной церкви митрополитом Филаретом.

Но Русская православная церковь достойно выдержала эти испытания. Благодаря самоотверженным действиям многих священнослужителей, католичество (религия захватчиков) не распространилась в России.

Это был очень важный момент, так как в то время люди чаще отожествляли себя с определённой верой. Религия во многом создавала образ жизни, культуру, государственные традиции.

Таким образом, православие помогло сохранить Российское государство.

В 1619 году митрополит Филарет, отец царя Михаила Фёдоровича, вернулся из плена. Царь видел в своём отце опытного и авторитетного советника, поэтому в этом же году Филарет был избран патриархом Московским и всея Руси.

При нём влияние православной церкви значительно возросло. Филарет, ввиду того что был отцом царя, стал его соправителем.

Ни одно важное государственное дело не решалось без участия патриарха. В официальных документах подписи царя и его отца стояли рядом.

Значительными были преобразования Филарета в церковном устройстве.

При его содействии патриаршие земли стали практически государством в государстве. Их управление было устроено по образцу царского двора.

По его приказу была проведена опись всего церковного имущества и пересмотрены жалованные грамоты, выданные монастырям.

До середины 16 века книги в России, в том числе и церковные, переписывались от руки. За столетия в них накопилось множество неточностей и ошибок по сравнению с первоисточниками.

При Михаиле Фёдоровиче вновь началось издание печатных церковных книг, но их содержание стало вызывать нарекания многих священнослужителей.

Но за долгие годы между формами Византийского (греческого) и русского православия появились расхождения.

Разночтения в текстах молитв (различное произношение имён святых, расхождения в церковной терминологии).

Разница в обрядах и обычаях (крещение двумя пальцами на Руси и тремя – в греческой церкви, различные песнопения во время службы).

Придерживаясь сложившейся в России за века православной обрядности, население показывало исключительность своей веры, а следовательно уникальность культуры и государственности.

Хранителями же этой уникальности выступали церковные книги, в которых были записаны основные обряды и традиции, в соответствии с которыми поколения людей выстраивали свою жизнь.

Поэтому впоследствии, при издании новых церковных книг за образец брались в основном русские тексты. Они постепенно приводились к единому образцу.

В 1653 году началось осуществление церковной реформы патриарха Никона.

Но переход к новым обычаям был слишком резким. Новшества зачастую насаждались силой. Старые церковные книги и многие иконы изымались и уничтожались, преследованиям стали подвергаться люди, не желавшие перемен.

На Поместном соборе 1656 года, собранным Никоном для продолжения своей реформы, все продолжающие креститься двуперстно были прокляты. Это вызвало ещё большее недовольство действиями патриарха.

В 1657 году произошёл конфликт между Никоном и царём Алексеем Михайловичем. Патриарх часто критиковал власть за ущемление прав церкви, оспаривал с правителем право верховной власти, самостоятельно проводил церковные преобразования. Всем этим воспользовались недовольные влиянием Никона бояре, которые смогли настроить царя против патриарха.

В знак протеста, в 1658 году, Никон покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он рассчитывал на то, что царь самолично попросит патриарха вернуться, тем самым подчеркнёт его значимость и влияние.

Но этого не произошло. На Большом Московском соборе 1666 – 1667 годов патриарх Никон был извержен из патриаршества и сослан в Ферапонтов монастырь.

С прекращение деятельности Никона многие его противники ожидали и свёртывание его реформ.

Но Большой собор утвердил все преобразования Никона. Он же наложил анафемы на все старые церковные книги и обряды. Сторонники старых обрядов были объявлены еретиками. В Русской православной церкви окончательно утвердился раскол.

Сторонников старых церковных порядков стали называть старообрядцами. Их движение – раскольничеством.

Только жёсткие меры государства (аресты, ссылки, ущемление в правах влиятельных старообрядцев и сочувствующих им, а так же казнь одного из главных противников новшеств протопопа Аввакума и его сторонников) не позволили ситуации вылиться в серьёзный конфликт.

Таким образом, к концу 17 века влияние Русской православной церкви на государственную власть значительно уменьшилось.

В это же время, в ходе реформы патриарха Никона, была проведена унификация православных обрядов, богослужения и церковных текстов. Она привела к расколу в Русской церкви и образованию особой ветви православия – старообрядчества.

Смута стала суровым испытанием для церкви. Это было страшное время, оставившее о себе недобрую память. Разруха, голод, запустение, слабость центральной власти и интервенция. Все это не могло не сказаться на церкви. Церковные иерархи оказывались в самой гуще политических событий. Причем, это касалось, как рядовых служителей, так и патриархов.

Власть и церковь

Патриарх Иов

Так, патриарх Иов поддержал Бориса Годунова и отказался признать самозванца Лжедмитрия I законным правителем. Смерть Годунова в 1605 году и победа Лжедмитрия I означали падение Иова. Патриарх Иов был в алтаре, когда в успенский собор, расталкивая молящихся, вошли бояре Василий Голицын и Василий Масальский, сопровождаемые стрельцами, толпой посадских людей и просто любопытной чернью. Патриарх знал, зачем они пришли. Накануне Голицын передал ему послание самозванца. Еще вчера живы были жена и дети царя Бориса Годунова, и Иов молился, чтобы господь укрепил их.

Сегодня тела царицы и ее сына были выставлены на всеобщее обозрение, и патриарх молился о спасении душ своих невинно убиенных духовных чад. И вот убийцы Годуновых пришли за ним.

Патриарх Игнатий

После изгнания Иова, церковный собор избрал новым московским патриархом грека Игнатия, который короновал Лжедмитрия, венчал его с Мариной Мнишек. На следующий день после убийства Лжедмитрия, Игнатий был лишен сана и заточен в Чудов монастырь, как простой монах. Он снова возвыситься при поляках, а после их изгнания убежит в Польшу и примет там унию, то есть при сохранении почти всех догм и обрядов православной церкви признает главенство Папы Римского.

Насильственным отстранением патриархов далеко не исчерпывалось все то, с чем пришлось столкнуться церкви в период смуты. Массовым явлением были убийства оккупантами служителей церкви и взятие их в заложники. Так, поставленный при Василии Шуйском московским патриархом Гермоген, находясь в заключении был уморен голодом за то, что благословлял на борьбу с поляками.

Патриарх Филарет

8 лет в польском плену провел еще один очень влиятельный церковный иерарх — митрополит Филарет, Федор Никитич Романов, отец первого царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. В июне 1619 года, возвратившийся из плена Филарет, был торжественно встречен под Москвой царем, двором, духовенством, толпами народа, а несколько дней спустя посвящен в сан патриарха московского и всея Руси. Однако, сфера деятельности нового патриарха будет далеко выходить за рамки церковных дел.

Для своего сына Михаила Федоровича он станет фактически соправителем, сосредоточив в своих руках светскую и церковную власть. Филарет, в первую очередь, будет заботиться об укреплении самодержавия и новой династии. А вот важные церковные вопросы при Филарете так и не будут решены. Ни при нём, ни при его преемниках: патриархах Иоасафе I и Иосифе. Что неудивительно, ведь речь идет не о рядовых вопросах, а о крупном идеологическом кризисе 17 века.

Идеологический кризис 17 века

Внешне этот кризис начался с попытки ввести единство церковных книг и обрядов. На самом деле дело обстояло намного сложнее. Это была попытка централизации духовной сферы. Попытка, которая шла вслед за теми процессами, которые уже происходили в сферах политической, экономической и социальной.

Кружок ревнителей древнего благочестия

Вскоре, после восшествия на престол второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича, вокруг него и его духовника Стефана Вонифатьева сложился круг лиц, главным образом духовного звания, которые называли себя ревнителями древнего благочестия. Туда входили боярин Федор Михайлович Ртищев, архимандрит, то есть настоятель Новоспасского московского монастыря, Никон, протопоп Аввакум и другие.

Имея одну общую цель возвысить Москву среди православных народов, члены кружка так и не сумели найти в этом вопросе какое-то общее решение. Дело в том, что Аввакум считал, что достичь этой цели можно только изолировав российское государство от иноземного влияния, опираясь на собственные силы. Никон и Ртищев, да и сам Алексей Михайлович придерживались совершенно противоположной точки зрения. Нужна опора на те знания, которые имелись и у других народов. Собственно, спустя некоторое время в кружке ревнителей древнего благочестия возник раскол, и раскол этот станет провозвестием того большого раскола, который коснется вскоре всей церкви в целом.

Читайте также: