Культура древней руси кратко таблица

Обновлено: 05.07.2024

Эпоха Киевской Руси отличается быстрым развитием культуры и ремесла. Основной движущей силой в духовном развитии общества было принятие христианства при Владимире I Святом. Византийские образцы искусства стали проникать в культурную жизнь Руси и накладывать отпечаток на всё творчество древнерусских мастеров. Литературный канон также задавался византийскими церковными книгами. Культура Киевской Руси процветала и развивалась, но татаро-монгольское нашествие приостановило темпы достижения новых культурных высот на Руси.

Культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития. В основе — устное народное творчество. Если о славянской мифологии сохранилось мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры — былинах — известно значительно больше.

Ряд современных историков считает, что в былинах в обобщенной форме нашли отражение общественно-политические процессы и исторические персонажи. Наиболее известны циклы героических былин (о Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.). Былины дают представления о культурном уровне народа, образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности подтверждается и другими источниками (берестяные грамоты, граффити).

В Киевской Руси высокого уровня достигла архитектура. Памятников древнерусского деревянного зодчества не сохранилось, до наших дней дошло немного и каменных построек.

В 996 году в Киеве была построена так называемая Десятинная церковь, посвященная Успению Богородицы (в первоначальном виде не сохранилась), там же около 1037 года византийскими архитекторами был создан Софийский собор. В 1045—1050 годах и в Новгороде был построен Софийский собор, архитектура которого более строга.

В XI—XIII веках появляется много произведений архитектуры и в других русских землях (Полоцк, Чернигов, Вышгород). Интересна архитектура Ростово-Суздальской земли (Успенский собор во Владимире, княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли).

В Древней Руси получила распространение и живопись, прежде всего фрески — роспись по сырой штукатурке и икона.

Произведения культуры Киевской Руси, этапы развития архитектуры, литературы, живописи

Богатым наследием устной культуры являются былины, которые сохранились и до наших дней. Особенным в них было наличие в большей степени языческих символов, воспевание нравственных принципов, физической силы. Наличие основ устного былинного творчества, а также повсеместное распространение единого русского языка способствовало формированию истоков русской литературы.

Образование, наука, право

Архитектура, строительство, ремесла

Деревянные городища, дома, утварь

Былины, песни, пляски

Язычество, кумиры (идолы), многоженство

Кирилл и Мефодий, славянская письменность

Деревянное зодчество: избы, терема, крепости

Каменное строительство: Десятинная церковь

Принятие хри­стианства, моно­гамная семья

Берестяные грамоты, княжеские и церковные школы, Правда Ярослава (Русская Правда), каноническое право. Княжеский суд

Софийский собор в Киеве, фрески, мозаика. Софийские соборы в Полоцке, Чернигове, В ы ш городе, Нов городе. Ремесло: оружие, гончар­ные, ювелирные (скань, зернь, :-шаль) изделия

Иконы, богослу­жение, церковное пение, пережитки язычества (колядование)

Устав Владимира Всеволодовича.

Научные знания в церковной переводной литературе.

Географические знания богомольцев.

Церковь святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Храм Покрова на Нерли

Общественные, семейные отношения регулировались обычным и церковным правом, решениями князей, Русской Правдой, сводом законов, утвержденных Ярославом Мудрым.

В условиях феодальной раздробленности возникали особенности в социально-политическом и экономическом строе отдельных земель. В Новгородской земле вече приглашало князя (руководитель войска, главный судья), выбирало посадника и архиепископа. Во Владимиро-Суздальском княжестве основная власть находилась в руках князя. Всеволод Большое Гнездо (1176-1212) первым присвоил себе титул великого князя владимирского. В Галицко-Волынском княжестве князю противостояло сильное боярство. Значение Киева постепенно падало. Во Владимиро-Суздальском княжестве формировалась наследственная монархия. Политический строй Новгородской земли напоминал республику. На Галицко-Волынской земле преобладала боярская олигархия.

На культурную, духовную жизнь русского общества сильное влияние оказывали Византия, западные (Польша, Венгрия, Священная Римская империя, Швеция, Норвегия) и восточные соседи.

Таблица может понадобиться для подготовки к ЕГЭ и решения многих вопросов.

Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)

чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом.

Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом

скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки

2.Узелково – иероглифическая письменность;

4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий.

(Глаголица и кириллица)

  • Летопись;
  • Житие;
  • Слово (поучение);
  • Хождения;
  • Исторические повести.

монастыря, около 1113 года.

Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба.

  • Десятинная церковь в Киеве (первый каменный памятник);
  • Собор Святой Софии в Новгороде;
  • Собор Святой Софии в Киеве, строительство началось в 1037г, воздвигнут в честь победы над половцами. Символизировал равенство Киевской Руси с Византией в политическом и религиозном отношениях.
  • Золотые ворота в Киеве.

Памятники Владимиро-Суздальской земли:

  • Церковь Покрова – на – Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитровский собор (известен белокаменной резьбой)

Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты.

Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем

Развитие русской культуры (середина XIII-XV вв.). Церковная культура

Литература Архитектура Живопись Церковь
- влияние ига на темпы и ход развития. Жанры: Летописи; Исторические повести;

(о восстании в Твери в 1327г.);

Белый камень Красный кирпич

1367-1369гг. Иван III

  • Благовещенский собор(1484-1489гг.);
  • Церковь Ризоположения

Создатели: псковские мастера;

1487г.- Марко Фрязин,

1491г. – Пьетро Антонио Солари;

использование ярких красок, часто используются контрастные цвета; лики святых полны внутренней силы, страсти, борьбы. Расписал: Благовещенский собор, Спас на Ильине в Новгороде.

(конец 14в.- первая треть 15в.),

возвышенная одухотворённость образов, мягкость, лиризм, глубокая человечность, внутренняя сила и спокойствие.

Расписал: Успенский собор во Владимире, Троицкий собор, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

предельная отрешённость, лёгкость, использование цветных пятен, много белого цвета.

Нил Сорский Иосиф Волоцкий

Нестяжатели – отказ от накопительства, церковь не вмешивается в светские дела.

Иосифляне – церковь должна владеть землями и собственностью, для того, чтобы помогать нищим, иногда доходили до признания власти церковной выше светской.

Развитие русской культуры в XVI веке. Церковная культура

русских государей с византийскими императорами.

Максим Грек выступал против обогащения церкви.

Матвей Башкин - против официальной церкви, осуждал холопство.

в селе Коломенском:1-ый памятник, построенный в шатровом стиле. Воздвигнут в честь рождения Ивана IV.

(Храм Василия Блаженного, Покрова на Рву); архитекторы: Барма и Постник, 1555-1556г.

Архитектор - Алевиз Новый , 1506-1508гг.

Фёдор Конь – Белый город

Русская культура XVII века.

наука литература публицистика архитектура живопись театр
География:

В. Поярков: экспедиция на Амур;

2.1648 г. – С. Дежнев: выход к проливу между Азией и Северной Америкой;

3.1649г.- Е. Хабаров:

4.В. Атласов: Камчатка и Курильские острова;

( победа над турками 1641г.)

основатель Симеон Полоцкий.

(идея: социальный мир и смягчение угнетения);

1. начало- 30-ые годы XVII века – шатровый стиль;

2.40-ые- 70-ые годы XVII века – барокко:

г) сочетание красного и белого кирпича.

Т.Константинов, Т.Шарутинов, Л.Ушаков,

1.Кремлёвский Теремной дворец;

2.Воздвигнут шатёр над Спасской башней Кремля в Москве;

3. Церковь Покрова в Филях (барокко);

4.Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (деревянный; Петров и Михайлов).

XVII век: появляются парсуны – портреты

Русская культура первой половины XVIII века

1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться.

2.Навигацкая школа (1701г.),

3.Морская школа (1715г.);

2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада;

3. 1707г.- первый госпиталь;

1718г. – отечественные хирургические инструменты;

4.1724г.- подводная лодка (Никонов)

5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей.

6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию.

Идея: право монарха на неограниченную власть.

изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники:

-Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов);

-здание 12 коллегий

( проект Трезини, Земцова);

(началось строительство при Петре);

Русская культура второй половины XVIII века

Наука. Изобретения. Литература. Образование. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр.
1.Ломоносов – развитие молекулярной теории строения веществ; закон сохранения материи, доказал общность природы молнии и электричества, создал рецепт изготовления смальты, исследование Венеры, действующая модель вертолёта.

Лаптевы – исследование побережья Северного Ледовитого океана.

шлифовка оптических стёкол;

-одноарочный неразводной мост;

-суда, двигавшиеся против течения;

-протезы для инвалидов.

1757г. – академия художеств (по плану Шувалова)

1764г. – Смольный институт благородных девиц (Бецкой).

(бюсты Ломоносова, Екатерины II);

-Дом Пашкова (Баженов);

Жемчугова – крепостная актриса;

Русская культура первой половины XIX века

Наука и образование. Литература. Архитектура. Живопись, скульптура. Театр Музыка.
1811г.- Царскосельский лицей;

Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества;

-1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан;

доказал, что Сахалин-остров.

Зинин- синтез анилина;

-Шиллинг – электромагнитный телеграф;

Черепановы – первая ж/д

-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

-ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима;

обилие декоративных украшений и военной эмблематики.

-эклектика – произвольное сочетание разных стилей.

Росси: Сенат, Дворцовая площадь,

Бове: Манеж, Большой театр (ампир);

Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир);

Захаров: Адмиралтейство (ампир);

Жилярди: здание Опекунского совета (ампир);

Тон: Большой Кремлёвский дворец,

Храм Христа Спасителя

Монферран: Иссакиевский собор,

Русская культура второй половины XIX века

Наука. Живопись Скульптура. Архитектура. Музыка. Театр.
География. Этнография.

Математика. Чебышев, Ковалевская;

Яблочков (дуговая лампочка), Попов (радио),

Химия .Менделеев – (периодическая система),

Бутлеров (основы органической химии).

Жуковский, Можайский, Циолковский

Тимирязев- фотосинтез, Сеченов – микробиология, физиология, Мечников – основал бактериологическую станцию,

Павлов – учение о высшей нервной деятельности. Боткин.

Репин, Суриков, Маковский, Поленов, Серов Васнецовы, Левитан, Шишкин.

Шервуд, Семёнов: Исторический музей,

1866г.- Московская консерватория

Бородин (химик), Кюи, Мусоргский, Балакирев

Дягилев: Русские сезоны (балет) в Париже.

Рекомендуем:

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.


Письменность была на Руси и до принятия христианства, и древнерусское письмо было буквенным. Однако именно после принятия христианства письменность начала распространяться, появились книги.

Распространение письменности связано с именами братьев - Кирилла и Мефодия во 2 пол.9.в. . Они создали первую славянскую азбуку.C 60-х г. 9в- начало их просветительской деятельности.

Рубеж 9-10в.- использовалась кириллица (упрощённая глаголица), пользуемся ею и сейчас. Её реформа – при Петре 1 и в 1918г.

Первые документы:

- договор между Олегом и Византией в 911г.

- берестяные грамоты (новгородские)

- надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий-граффити( например запись о кончине Ярослава Мудрого на стене Софийского собора в Киеве).

Писали на пергаменте - специально выделанной телячьей коже, а также на берёсте чернилами или киноварью, до 19 в.- гусиными перьями.

Книги украшались миниатюрами, золотом, драгоценными камнями или финифтью (эмалью)

Первые летописи - ок. 1040

Устное народное творчество.

Заговоры, заклинания, обрядовые песни, былины, пословицы, поговорки, загадки.

Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Микуле Селяниновиче, о великане Святогоре, о Садко. Легендарный сказитель – Боян.

Жанры древнерусской литературы.

Жанры литературы: летопись, житие, слово ,поучение, исторические повести.

СЛОВО.

Евангелие.

1056-1057-Остромирово евангелие (При Изяславе)-самое раннее.

Летописи.

Нач.15в- Ипатьевская летопись-( Та же лаврентевская, но добавлены события в Киеве. Галиче, Волыни до 1292).

Поучение.

1117- Поучение В. Мономаха – политическое и нравственное завещание с элементами автобиографии.

Хождение (хожение)

Хожение игумена Даниила в Палестину.

Моление.

На рубеже 12-13вв- Моление Даниила Заточника.

Житийная литература(жития святых, агиография)

11 век - открыты первые школы для детей высшего слоя. (1023- при Я. Мудром, в Киеве.)

1023- Я. Мудрый- в Новгороде школу для священников и простых граждан..

Сестра В. Мономаха - в Киеве создала женский монастырь, где обучали грамоте.

Культура Древнерусского государства формировалась под влиянием внешних экономических связей, военных действий, христианизации в Х веке. Основным фактором развития культуры Руси были связи с Византией – могущественной империей, главным экономическим и политическим партнером.

Развитие письменности

  • Глаголица – первый алфавит ранних славян, использованный для перевода текстов для богослужений, создан в IX веке. Территория создания – Древняя Русь, Хорватия, Болгария. Древнейшая запись при помощи глаголического письма датируется 893 годом – найдена в церкви царя Симеона в болгарском городе Преславе.

Глаголическое письмо

Глаголическое письмо

  • Кириллица – еще один древний вариант письменности, который существенно отличается от глаголицы. Этот алфавит стал базой более чем для 100 языков, включая белорусский, украинский, русский, сербский, болгарский и другие славянские языки.

Создателем кириллицы традиционно считают Кирилла (он же создатель глаголицы), но это мнение не находит прямого подтверждения в источниках. Более вероятная версия: автор кириллицы – ученик Кирилла, Климент Охридский, что подтверждает житие этого святого. Говорится, что новая (кириллическая) письменность была создана после Кирилла и Мефодия. Дополнительное подтверждение более позднего периода создания кириллицы – при повторном использовании пергамента с него соскабливали старый текст – не встречается случаев, когда соскабливалась кириллица, она всегда идет вторым слоем.

Основной толчок к развитию письменности дало принятие христианства Древнерусским государством во время правления Владимира Великого. Богослужебные книги массово переписывались монахами с латинского и греческого языков.

Грамоте обучали при церквях, при Ярославе Мудром активно открывали библиотеки, мастерские для переписывания книг при монастырях. Владимир Великий положил начало практике открытия школ – изначально, это были учебные заведения для детей бояр, знатных лиц.

Основными целями активного использования письменности были:

  • Необходимость в получении богослужебной литературы;
  • Летописание

Развитие литературы

Археологи обнаруживали берестяные грамоты, которые говорят об активном использовании письменности. Места находок: Новгород, Псков, Полоцк.

Берестяные грамоты

Берестяные грамоты

Оригинальные литературные памятники:

Жития – жизнеописания святых, пример оригинальных литературных источников времен Древнерусского государства.

Изложения историй о паломничествах на святые земли. Первое известное произведение датировано началом XII века. Основные цели паломничеств – Константинополь и Афон. Кроме литературной ценности, эти описания представляют историческую ценность. Например, Антоний изложил уникальные данные о реликвиях, которые до нашествия крестоносцев хранились в Константинополе (Царьграде).

Средние века в Западной Европе – время создания рыцарских романов. Своеобразный аналог по сути, но не по форме – былины и воинские повести. Повествование не документальное, а художественное, со свойственной времени стилистикой.

Неоригинальные памятники литературы

Первые известные книги: Остромирово Евангелие, Новгородский кодекс. Книги писали на пергаменте.

Пергамент – ценный материал для книгописания, созданный из недубленой кожи животных. Для получения пергамента подходила не любая кожа, ее нужно было немало, поэтому стоимость книги была такой, что позволить себе эту роскошь мог только очень богатый и знатный человек.

Летописный свод рассказывает о древнейшей истории, расселении ранних славян, развитии и становлении Руси, особое внимание удаляется крещению Руси.

Древнерусская живопись

Основные виды живописи на Руси и их активное развитие – следствие христианизации государства. Живопись, в определенной мере, была однонаправленной: создавались фрески, мозаики и иконы. Канон в иконописи – византийский. Именно в этой культурной области византийское влияние задержалось намного дольше, чем в архитектуре.

Наиболее яркий пример следования византийскому образцу – Оранта в Софийском соборе, который также – образец византийского стиля, но в зодчестве. Редкой для Руси является светская живопись – примером служит София Киевская, на стенах башни изображены сцены охоты, фантастические существа, музыканты. На одной из фресок – портреты семьи Ярослава Мудрого.

Региональные особенности и местные школы живописи появились только в XII веке. Выделились Новгородская и Владимиро-Суздальская школы. Пример новгородского стиля – росписи в храме Георгия в Старой Ладоге. Особенность стиля – упрощение изображений.

Владимиро-Суздальская школа – частично сохранившиеся фрески в Успенском и Дмитриевском соборах в Кидекше.

Алипий (Алимпий) – святой, иконописец, ювелир, мозаичист, обучался у греческих мастеров. Он первый известный истории живописец.

Архитектура и монументальное зодчество

В языческие времена развитие архитектуры базировалось на применении наиболее распространенных материалов, которые можно было найти. Для большей части территории Руси – это дерево. Ранние славяне строили наземные и подземные дома, полуземлянки.

До принятия христианства знать строила крепости, терема тоже из дерева. Но с принятием христианства на территорию государства пришло монументальное каменное зодчество в характерном византийском стиле. Известно, что наиболее ранние христианские храмы были деревянными, они не сохранились до наших дней.

Первая каменная церковь – Десятинная, располагалась в Киеве, построена приблизительно в 989-996 гг. За время функционирования пережил ремонт и перестройку. Есть гипотеза, что храм был частично разрушен в следствие землетрясения. Во время захвата Киева татаро-монголами церковь была полностью разрушена.

Уникальный архитектурный памятник – Софиевская церковь, построена в первой половине XI века, во время княжества Ярослава Мудрого. Храм перенес перестройки в XVII-XVIII веках, но сохранил изначальный облик. На данный момент, входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также: