Владимиро суздальская архитектурная школа кратко

Обновлено: 05.07.2024

В середине XII века политическим центром нового объединения Руси становится Владимир, основанный Владимиром Мономахом после распада Киевского государства. Формирование Владимиро-Суздальского зодчества началось во времена Юрия Долгорукого. Во Владимиро-Суздальское княжество вошли города: Владимир, Суздаль, Ростов, Переславль – Залесский, Юрьев – Подольский, Дмитров и др

Для укрепления княжества Юрий Долгорукий строил крепости и храмы, которые также носили крепостной характер и могли при нападении выполнять на рубежах роль крепости – форпоста. Стремясь возвеличить свою столицу, Владимир делал всё, чтобы затмить Киев. По примеру укреплений последнего, он именует главные ворота крепости Золотыми. (1164г.)

За время правления Андрея Боголюбского город был значительно расширен и укреплён валами.

В строительстве Владимиро – Суздальского княжества применялся мягкий известняк (белый камень). Лицевая кладка стен выполнялась из тщательно отёсанных блоков. Внутренняя полость заполнялась бутовым камнем на известковом растворе. Фасады ранних храмов решались очень скромно: плоские пилястры, переходящие в закругления закомар, узкие прорези окон, несложные перспективные порталы входов. Аркатурные пояса отмечали уровень, выше которого стены делались тоньше. Фигурной кладкой украшались барабаны.

Главным храмом Владимира, в котором происходила инаугурация русских князей и царей стал Успенский собор.

Успенский собор (1156 – 1160гг.)

Первоначально храм, сооружённый на высоком берегу р.Клязьмы был одноглавым, в виде трехнефной постройки с 6-ю крестчатыми столбами, поддерживавшими своды и барабан купола.

Спустя 25 лет, после пожара 1185 года, при Владимире III собор был обстроен с 3-х сторон двумя дополнительными нефами, преобразовавшими его в пятинефный пятикупольный храм. С запада был пристроен притвор. Между первоначальными стенами и новыми возникла галерея, которая в дальнейшем стала использоваться как усыпальница (Здесь похоронены А. Боголюбский, Всеволод III).

После обстройки главный собор Руси приобрёл внушительные размеры, стал более монументальным (рис.92). Огромная протяжённость фасадов сообщала ему торжественность и величавость. Устремлённые ввысь белокаменные стены были перехвачены арочным поясом. Над высокими узкими окнами в кладку стен были вставлены скульптурные украшения. Один из резных камней с фасада храма (маска льва - маскарон) находится в экспозиции музея-заповедника.

Из летописей известно широкое применение золота в отделке храма – в главках, в ажурном узоре закомар, над которыми стояли кубки и флюгера, золоченой медью были окованы портал и колонки арочного пояса.

Не менее раскошен и интерьер храма. В соборе находилась икона Богоматери византийского письма, получившая название Владимирской. Исключительные художественные достоинства этого произведения породили легенду о том, что его создателем был сам евангелист Лука. По всей Руси икона почиталась как чудотворная.В соборе сохранились остатки росписей различных эпох. Особенную ценность представляют росписи артели мастеров во главе с А. Рублёвым начала XV века. В это же время белокаменный неоштукатуренный фасад был ещё больше декорирован каменной резьбой.

Это классическое произведение древнерусского зодчества послужило впоследствии образцом Успенского собора в Москве.

Церковь Покрова на Нерли (1165 г.).

Неподалёку от Боголюбова, среди заливных лугов стоит храм Покрова, вошедший в историю мирового искусства как памятник необычайного совершенства архитектурных форм. Церковь восхищает безукоризненной соразмерностью всех соотношений, чистотой и ясностью очертаний.

Церковь сооружена в 1165 году по воле князя А. Боголюбского на месте слияния рек Нерли и Клязьмы – важных торговых и военных путей и посвящена празднику Покрова Богородицы, только что вводимому в это время в княжестве для укрепления престижа в соперничестве с Киевом.

Предположительно храм посвящён:

· Победоносному походу владимирских полков в 1164г. на булгар, которые в качестве дани возили сюда камень.

· Празднику Покрова Богородицы, введённому князем без согласия Киева, что означало особое покровительство Царицы небесной.

· Сыну князя Андрея – Изяславу, погибшему в походе

Место для строительства мало пригодно для строительства, т. к. вода, поднимаясь до 3.5м, доходила до подножья храма.

Фундаменты храма выполнены из булыжного камня на глубине 1.6м и опираются на слой тугоплавкой глины. Над фундаментом – основание из тесаного камня в виде стен высотой 3.7м. Снаружи эти стены засыпаны искусственным холмом и утрамбованы, т. е. основание находится на глубине 5.3м. Для отвода воды внутри проложены каменные желоба.

Посередине высоты стен проходит аркатурный поясок из изящных тонких колонок, опирающихся на выпущенные из стен консоли в виде масок. Наружные поверхности стен расчленены вертикально на 3 части по каждому фасаду при помощи тонких полуколонок, завершающихся изящными капителями.

Завершение стен закомарами отвечает очертанию полуцилиндрических сводов.

Во всей композиции преобладает вертикальность, устремлённость вверх, к золочённому куполу, имевшему первоначально шеломообразную форму.Декоративная обработка барабана под куполом создана орнаментальными поясами из зубчатых треугольников – мережки, похожих на висячие кружева и пояс из полукруглых кокошников. Окна и барабаны окаймлены аркатурами на тонких полуколонках.

В системе декора сочетаются традиционно русские и некоторые декоративные элементы романского стиля: аркатурный пояс посередине здания, перспективный портал. Заметны и восточные традиции – рельефы на камне сходны с рельефами Армении, с которыми у Руси имелись торговые и культурные связи. Повторяющиеся элементы арок создают ощущение живой пульсации здания.

Скульптурные украшения здания немногочисленные, но удивительно тактично расположенные в полукружиях закомар, лишь в центре опускаются чуть ниже. Здесь повторяется композиция с царём Давидом, связанная с прославлением девы Марии.

В 1954г. при археологических раскопках были обнаружены фундаменты не сохранившейся арочной ограды – галереи, огибающей церковь с трёх сторон на расстоянии 2.5 м. В 1803 году шлемовидную главу заменили луковичной, а ещё полвека спустя к северу от храма выстроили кирпичные ворота с колокольней.

Характерные черты церкви:

· Византийские, армянские, романские и русские традиции;

· Элементы русской вышивки и деревянной резьбы в камне;

· Расширение храма к низу;

· Связывание воедино огромного окружающего пространства.

Дмитриевский собор во Владимире (1194 – 1197гг.)

Сказочным богатством резьбы выделяется бывший дворцовый храм князя Всеволода Большое Гнездо – Дмитриевский собор во Владимире. К моменту его сооружения Владимиро-Суздальское зодчество вступило в пятое десятилетие своего развития. Оно прошло путь от суровых, лишённых всякого декора построек, возведённых в пору Ю. Долгорукого, к стройным храмам времени А. Боголюбского с их изысканными фасадами и к царственной пышности архитектуры эпохи Всеволода.

Дмитриевский собор служил цели прославления государя и его державы и входил в состав ансамбля великокняжеского дворца.

В его основе всё тот же тип однокупольного 4-хстолпного храма, как и у собора Покрова на Нерли. Однако все его пропорции совершенно иные: он более просторен и широк в своих частях и поэтому у него нет такого порыва ввысь. Хотя декор по своему характеру аналогичен более ранним храмам, но гораздо богаче их.

Все верхние части стен снаружи, закомары и даже межоконные поверхности барабана покрыты скульптурным рельефом, в котором немногочисленные библейские сюжеты переплетаются с обильными изображениями сказочного характера.

Подолгу можно рассматривать покрывающие стены рельефы львов, барсов, фантастических птиц, затейливый орнамент, образующий сложные композиции. В центральной части всех трёх фасадов среди птиц и зверей помещён библейский царь Давид с гуслями – композиция, связанная в древнерусском искусстве с проявлением красоты и совершенства мироздания.

Недолгое (около 80 лет), но блистательное развитие архитектуры Владимиро – Суздальского княжества, создавшее великолепные памятники мирового зодчества было прервано татарским нашествием.

Характерные черты архитектуры Владимиро - Суздальской школы:

· Начало расцвета архитектуры относится к XII веку ( правление Ю. Долгорукого);

· Крепостной характер сооружений;

· Основной строительный материал – белый известняк;

12 — начала 13 вв., одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на С.-В. Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет В.-с. ш. был обусловлен усилением к середине 12 в. Владимиро-Суздальского княжества (См. Владимиро-Суздальское княжество), а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для В.-с. ш. (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и западноевропейские мастера. Искусство В.-с. ш., призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов — союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.

Художественные достижения В.-с. ш. послужили в 14—15 вв. одним из главных источников для искусства Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского ига центром объединения русских земель.

Лит.: Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков, т. 1—2, М., 1961—62; Вагнер Г. К., Мастера древнерусской скульптуры, М., 1966; Ростово-Суздальская школа живописи. [Каталог; вступ. ст. В. И. Антоновой], М., 1967.

Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Часть северной стены с рельефами.

Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Часть северной стены с рельефами.

Владимиро-суздальская школа. Южные врата Рождественского собора в Суздале (деталь). 1222—25.

Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Южный притвор.

Владимиро-суздальская школа. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197.

Владимиро-суздальская школа. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Владимиро-суздальская школа" в других словарях:

Владимиро-Суздальская школа — Владимиро Суздальская школа. Дмитриевский собор во Владимире. ВЛАДИМИРО СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА, одна из основных школ древнерусского искусства в 12 13 вв. Для зодчества характерны изысканность пропорций, белокаменный декор (соборы во Владимире,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Владимиро-суздальская школа — одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в северо восточной Руси в период усиления Владимиро Суздальского княжества (XII первая половина XIII вв.). Отталкиваясь… … Художественная энциклопедия

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА — (12 нач. 13 вв.) одна из главных школ древнерусского искусства. Для зодчества Владимиро суздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли все 12 в.) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции … Большой Энциклопедический словарь

владимиро-суздальская школа — (XII начало XIII вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Для зодчества владимиро суздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли все XII в.) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные… … Энциклопедический словарь

Владимиро-суздальская школа — одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в Северо Восточной Руси в период усиления Владимиро Суздальского княжества (XII первая половина XIII вв.). Зодчие и художники… … Строительный словарь

Владимиро-суздальская школа — одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в Северо Восточной Руси в период усиления Владимиро Суздальского княжества (XII первая половина XIII вв.). Зодчие и художники… … Архитектурный словарь

Владимиро-Суздальское княжество — крупнейшее феодальное государственное образование в Северо Восточной Руси 10 13 вв., в междуречье Оки и Волги. До 10 в. почти весь этот район был занят финно угорским племенем меря. Колонизация края словенами новгородскими и кривичами,… … Большая советская энциклопедия

ВЛАДИМИРСКАЯ И СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, учреждена в 1214/15 г. с центром в Суздале (Суздальская и Владимирская епархия). В 1273 г. кафедральным городом стал Владимир, епархия называлась Владимирской, Суздальской и Нижегородской. Упразднена в 1299 г. в связи с вхождением в состав… … Православная энциклопедия

Дмитриевский собор — во Владимире, памятник русской архитектуры, одно из лучших произведений владимиро суздальской школы (См. Владимиро Суздальская школа). Был построен в 1194 97 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца. В архитектуре Д. с … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Владимиро-Суздальская школа. Одна из наиболее значительных школ в развитии древнерусской архитектуры и искусства. Сложилась во Владимиро-Суздальском княжестве периода его расцвета (XII - первая половина XIII в.). В памятниках архитектуры этой поры (Золотые ворота, Успенский собор, церковь Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор и др.) ощутима связь с традициями киевского зодчества. Отличительная особенность Владимиро-Суздальской школы - появление пластического декора на культовых сооружениях - от сдержанного (церковь Покрова-на-Нерли, 1165) до почти сплошь покрывающего верхнюю часть стен каменного кружева Дмитриевского собора во Владимире (1194-97) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-34). Изображение на этих каменных рельефах не только библейских персонажей (играющего на арфе царя Давида, святых, мчащихся всадников и т. д.), но и "всего сущего" (цветов, деревьев, фантастических птиц и зверей) сближает эту каменную летопись с фольклором - былинами, сказками, отзвуками языческих верований. Народность Владимиро-суздальских рельефов подтверждают также их стилистические особенности: плоскостность, некоторая грубоватость, свидетельствующая о несомненной связи с распространенной на Руси резьбой по дереву. Сохранившиеся фрагменты живописи Владимиро-Суздальской школы, напротив, отличаются изысканностью колорита, пластической моделировкой форм при монументальности общего решения, психологической сложностью и одухотворенностью трактовки образов (сцена Страшного Суда на сводах западной части Дмитриевского собора). Это свидетельство не просто влияния византийской живописи на мастеров Владимиро-Суздальской школы, но в данном случае вероятного участия художников-греков в росписях храма. Высокого уровня во Владимиро-Суздальском княжестве достигло прикладное искусство. Свидетельство тому - великолепные двери суздальского Богородице-Рождественского собора (1220-30-е гг.). Они обиты снаружи листовой медью и украшены 56 клеймами, выполненными оригинальным способом, с изображением сцен из Нового Завета (западные двери) и деяний ангелов (южные). Здесь также можно видеть животных, похожих на тех, что встречаются на скульптурных рельефах храмов, и легкий, изящный орнамент. В XIV-XV вв, архитектура и изобразительное искусство Владимиро-Суздальской школы послужили образцом для формирующейся Московской школы древнерусского искусства.

12 — начала 13 вв., одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на С.-В. Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет В.-с. ш. был обусловлен усилением к середине 12 в. Владимиро-Суздальского княжества (См. Владимиро-Суздальское княжество), а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для В.-с. ш. (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и западноевропейские мастера. Искусство В.-с. ш., призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов — союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.




Художественные достижения В.-с. ш. послужили в 14—15 вв. одним из главных источников для искусства Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского ига центром объединения русских земель.

Владимиро-Суздальская школа. Одна из наиболее значительных школ в развитии древнерусской архитектуры и искусства. Сложилась во Владимиро-Суздальском княжестве периода его расцвета (XII - первая половина XIII в.). В памятниках архитектуры этой поры (Золотые ворота, Успенский собор, церковь Покрова-на-Нерли, Дмитриевский собор и др.) ощутима связь с традициями киевского зодчества. Отличительная особенность Владимиро-Суздальской школы - появление пластического декора на культовых сооружениях - от сдержанного (церковь Покрова-на-Нерли, 1165) до почти сплошь покрывающего верхнюю часть стен каменного кружева Дмитриевского собора во Владимире (1194-97) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-34). Изображение на этих каменных рельефах не только библейских персонажей (играющего на арфе царя Давида, святых, мчащихся всадников и т. д.), но и "всего сущего" (цветов, деревьев, фантастических птиц и зверей) сближает эту каменную летопись с фольклором - былинами, сказками, отзвуками языческих верований. Народность Владимиро-суздальских рельефов подтверждают также их стилистические особенности: плоскостность, некоторая грубоватость, свидетельствующая о несомненной связи с распространенной на Руси резьбой по дереву. Сохранившиеся фрагменты живописи Владимиро-Суздальской школы, напротив, отличаются изысканностью колорита, пластической моделировкой форм при монументальности общего решения, психологической сложностью и одухотворенностью трактовки образов (сцена Страшного Суда на сводах западной части Дмитриевского собора). Это свидетельство не просто влияния византийской живописи на мастеров Владимиро-Суздальской школы, но в данном случае вероятного участия художников-греков в росписях храма. Высокого уровня во Владимиро-Суздальском княжестве достигло прикладное искусство. Свидетельство тому - великолепные двери суздальского Богородице-Рождественского собора (1220-30-е гг.). Они обиты снаружи листовой медью и украшены 56 клеймами, выполненными оригинальным способом, с изображением сцен из Нового Завета (западные двери) и деяний ангелов (южные). Здесь также можно видеть животных, похожих на тех, что встречаются на скульптурных рельефах храмов, и легкий, изящный орнамент. В XIV-XV вв, архитектура и изобразительное искусство Владимиро-Суздальской школы послужили образцом для формирующейся Московской школы древнерусского искусства.

12 — начала 13 вв., одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на С.-В. Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет В.-с. ш. был обусловлен усилением к середине 12 в. Владимиро-Суздальского княжества (См. Владимиро-Суздальское княжество), а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для В.-с. ш. (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и западноевропейские мастера. Искусство В.-с. ш., призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов — союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.

Художественные достижения В.-с. ш. послужили в 14—15 вв. одним из главных источников для искусства Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского ига центром объединения русских земель.

Архитектура Владимиро-Суздальского княжества

Основание культуры Владимиро-Суздальского княжества было заложено в начале 12 века Владимиром Мономахом, но лишь при его сыне Юрии Долгоруком и внуках Андрее Боголюбском и Всеволоде III здесь развертывается активная строительная, художественная и литературная деятельность. Строятся города, крепости, возводятся храмы, дворцовые сооружения, создаются росписи, иконы. Еще при жизни отца в 1155 году Андрей Боголюбский перевозит из Вышгорода замечательную византийскую икону Богоматери, позже получившей название Владимирской.

Особой заботой князя стало превращение Владимира в столицу державы, царствующий град, превосходящий могуществом и красотой старшие города земли — Ростов Великий и Суздаль. Вокруг Владимира возводится новый пояс укреплений длиной более четырех километров с тремя рублеными и двумя каменными воротами — Золотыми и Серебряными. В центре города на высоком холме ставится грандиозный Успенский собор, княжеская резиденция в Боголюбово и церковь Покрова-на-Нерли.

Рельефная скульптура



Памятники Владимиро-Суздальского княжества свидетельствуют о том, что в изобразительном искусстве этого княжества первостепенное значение приобретает декоративная скульптура. Владимиро-Суздальские мастера щедро, будто ковром, покрывали стены храмов белокаменной резьбой, позолотой. Интерьеры храмов украшаются фресковой росписью, иконами в драгоценных окладах, тканями, поливной керамикой, золотыми и серебряными сосудами. Стены и столбы Успенского собора украшают рельефные изображениями человеческих фигур, фантастических зверей, птиц — львов, грифонов и растений. Распространенным персонажем был также и библейский царь Давид.

Рельефная скульптура


Храм Покрова-на-Нерли



Близ Владимира 8 столетий назад князем Андреем Боголюбским построено удивительное произведение русского зодчества — церковь на реке Нерли. Построенная на заливном лугу , церковь являлась как бы визитной карточкой города Владимира. Сколько возвышенных слов и чувств вызывала и до сих пор вызывает эта постройка у людей, увидевших ее : златокудрой царевной, милой крестьянской девушкой в подвенечном наряде, белой лебедью, голубкой — самыми прекрасными и возвышенными словами, какие применимы в русском языке к женским образам. Нежность, красота, гармония, обаяние, грусть — все сошлось в ней! Архитектура церкви легка, воздушна, изящна. Храм, кажется, весь устремляется, взлетает вверх. Этому способствует прием зодчих: стены имеют едва заметный уклон к центру. Изящная глава собора с узкими высокими окнами придают зданию еще большую стройность. Каменное кружево на стенах очень скромно, но сюжет его схож со всеми сюжетами на храмах Владимиро — Суздальского княжества.

Храм Покрова-на-Нерли



Храм Покрова - на — Нерли! Что ты знаешь о нашей русской дали вековой?

О чем ты думаешь? Про что ты вспоминаешь своею голубою головой?

Задумчивый, спокойный, светлоглавый, в кудрях листвы, спадающей на грудь,

Своею громкой мировою славой ты не кичишься, кажется, ничуть!

Ты дружишь с небом, да с широким полем, да с ветром, погоняющим волну.

От шумных слов, от звона колоколен ушел ты в луговую тишину.

Жизнь катит годы, как шальные орды. Не раз огонь над куполом свистел.

А ты все тот же — доблестный и добрый…Скажи, каким ты чудом уцелел?

Успенский собор

Дмитриевский собор

Георгиевский собор



В Юрьеве — Польском в 1234 году был построен Георгиевский собор. Сравнительно небольших размеров, он также увенчан одной главой. Белокаменная резьба по традиции Владимиро- Суздальского княжества сплошь, будто ковром, покрывает стены. Но вместо грозных хищных львов изображены добродушные сказочные львы и райские птицы, фигуры которых переплетаются с завитками узоров. Наряду с ними вводятся изображения евангельских сцен, святых воинов, Богоматери, Георгия, с которыми соседствуют разнообразные женские и мужские маски-личины, кентавры, сирины, грифоны.

Читайте также: