Владимир васильевич стасов кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 1836 году Стасов был отдан отцом в только что созданное Училище правоведения. Ещё в Училище Стасов проникся живым интересом к музыке, но особых композиторских задатков в себе не нашел, и решил впервые попробовать свои силы на поприще критика. В 1842 году он написал статью о Ф. Листе, приехавшем в Петербург, хотя и нигде не напечатал её.

В 1836 году Стасов был отдан отцом в только что созданное Училище правоведения. Ещё в Училище Стасов проникся живым интересом к музыке, но особых композиторских задатков в себе не нашел, и решил впервые попробовать свои силы на поприще критика. В 1842 году он написал статью о Ф. Листе, приехавшем в Петербург, хотя и нигде не напечатал её.

В 1848 году, за связь с петрашевцами, Стасов был отстранен от работы в журнале, арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В 1851 году В. В. Стасов вышел в отставку и в качестве секретаря уральского промышленника и мецената А. Н. Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, часто посещал русских художников и архитекторов, проживавших в Италии — Александра Брюллова, Сергея Иванова, Воробьева и Айвазовского.

В 1856—1872 годах Стасов работал в Публичной Библиотеке, имея в Художественном отделении свой стол. По его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей. В ноябре 1872 принят на штатную должность библиотекаря, до конца жизни заведовал Художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).

В 1900 году одновременно со своим другом Л. Н. Толстым избран почётным членом Российской Академии Наук.

Стасов (Владимир Васильевич) - сын предыдущего, археолог и писатель по части изящных искусств, родился в 1824 г., умер в 1906 г. Окончил курс в Императорском училище правоведения. Служил сначала в межевом департаменте правит. Сената, потом в департаменте герольдии и на консультации при министерстве юстиции. Выйдя в 1851 г. в отставку, отправился в чужие края и до весны 1854 г. жил преимущественно во Флоренции и Риме. В 1856 г. поступил на службу в комиссию для собирания материалов о жизни и царствовании император Николая I , состоявшую под управлением бар. М.А. Корфа , и написал, на основании подлинных документов, несколько исторических трудов, в том числе исследования: "Молодые годы императора Николая I до вступления его в брак", "Обозрение истории цензуры в царствование императора Николая I", "Обзор деятельности III отделения собственной его величества канцелярии в продолжение царствования император Николая I", "История императора Ивана Антоновича и его семейства", "История попыток к введению григорианского календаря в России и в некоторых славянских землях" (составленную на основании данных государственного архива и напечатанную, по Высочайшему повелению, лишь в небольшом количестве экземпляров, не назначенных для обращения в публике). Все эти исследования были написаны специально для императора Александра II и поступили в его личную библиотеку. С 1863 г. Стасов около 20-ти лет состоял членом общего присутствия II отделения Собственной Его Величества канцелярии. С 1856 по 1872 г. он принимал участие во всех работах по художественному отделу Императорской Публичной Библиотеки, а с осени 1872 г. вступил в должность библиотекаря этого отдела. В начале 1860-х гг. он был редактором "Известий" императорского археологического общества, а также секретарем этнографического отделения императорского географического музея, который он устроил в сотрудничестве с В.А. Прохоровым . По поручению Академии Наук им написаны разборы сочинений: Д.А. Ровинского "Об истории русской гравюры" (в 1858 и 1864 гг.), архимандрита Макария - о новгородских древностях (1861), С.А. Давыдовой - об истории и технике русского кружева (1886) и др. С 1847 г. он помещал статьи более чем в пятидесяти русских и иностранных периодических изданиях и напечатал несколько сочинений отдельными книгами. Из этих статей и изданий важнейшие: а) по археологии и истории искусства - "Владимирский клад" (1866), "Русский народный орнамент" (1872), "Еврейское племя в созданиях европейского искусства" (1873), "Катакомба с фресками в Керчи" (1875), "Столицы Европы" (1876), "Дуга и пряничный конек" (1877), "Православные церкви западной России в XVI веке" (1880), "Заметки о древнерусской одежде и вооружении" (1882), "Двадцать пять лет русского искусства" (1882 - 3), "Тормазы русского искусства" (1885), "Коптская и эфиопская архитектура" (1885), "Картины и композиции, скрытые в заглавных буквах древних русских рукописей" (1884), "Трон хивинских ханов" (1886), "Армянские рукописи и их орнаментистика" (1886); сверх того, критические статьи о произведениях художников И. Репина , М. Антокольского и В. Верещагина и о сочинениях Д.А. Ровинского; б) биографии художников и художественных деятелей - К. Брюллова , А.А. Иванова , Ал. и Ив. Горностаевых , В. Гартмана , И. Репина, В. Верещагина, В. Перова , И. Крамского , В. Шварца , В. Штернберга , Н. Богомолова , В. Прохорова, В. Васнецова , Е. Поленовой , а также ревнителя отечественного просвещения П.Д. Ларина ; в) статьи по истории литературы и по этнографии - "Происхождение русских былин" (1868), "Древнейшая повесть в мире" (1868), "Египетская сказка в Эрмитаже" (1882), "О Викторе Гюго и его значении для Франции" (1877), "О руссах Ибн-Фадлана" (1881). В 1886 году, по Высочайшему повелению, на средства государственного казначейства, Стасов издал обширный сборник рисунков, под заглавием: "Славянский и восточный орнамент по рукописям от IV до XIX века" - результат тридцатилетних исследований в главных библиотеках и музеях всей Европы. В настоящее время он приготовляет к выпуску в свет сочинение об еврейском орнаменте, с приложением атласа хромолитографированных таблиц - труд, основанием для которого послужили рисунки хранящихся в Императорской Публичной Библиотеке еврейских рукописей X - XIV ст. Собрание соч. Стасова вышло в трех томах (Санкт-Петербург, 1894). В своих многочисленных статьях о русском искусстве Стасов, не касаясь вообще художественной техники исполнения, всегда ставил на первое место содержательность и национальность рассматриваемых им произведений искусства. Его убеждения, хотя бы и оспариваемые, всегда были искренними. В последнее время он особенно старался противодействовать своими статьями новым течениям живописи, получившим общее название декадентства. А. С.

14 января 2014 года исполнилось 190 лет со дня рождения Владимира Васильевича Стасова (1824 - 1906), русского художественного и музыкального критика, историка искусства, археолога, почетного члена Петербургской Академии Наук. Юрист по специальности, энциклопедически образованный человек, он всю свою деятельность посвятил искусству.

Но и поклонники Владимира Стасова, и его противники сходились в одном: Стасов – явление уникальное! В отличие от критиков-ниспровергателей Стасов первый и, может, единственный в России критик-действователь, критик-созидатель.
Деятель энциклопедического типа, он свободно владел шестью языками. Написал очень много, сделал еще больше, ибо деятельность Стасова – это не только его статьи, но и его письма, его идеи, его поступки.

Владимир Васильевич Стасов родился 14 (2) января 1824 года в Петербурге. Его отец – известный петербургский архитектор Василий Петрович Стасов – происходил из небогатого старинного дворянского рода. Семья Стасовых была большой и дружной. Всех детей учили музыке и языкам. Гостями дома Стасовых часто были известные архитекторы, художники, музыканты, деятели науки.

После окончания Училища Стасов некоторое время служил в Сенате, затем в министерстве юстиции. Но его не интересовала ни юриспруденция, ни служебная карьера. Отбыв свои служебные часы, он спешил в Эрмитаж или в Академию художеств, изучал произведения искусства – архитектуры, скульптуры, живописи, какие только можно было видеть в Петербурге, продолжал брать уроки музыки, много читал по истории искусств, художественной критике, эстетике и философии.

В 1851 году Стасов вышел в отставку и в качестве секретаря уральского промышленника и мецената А.Н. Демидова уехал за границу. Был библиотекарем в демидовском имении Сан-Донато близ Флоренции, много путешествовал по Европе, работал в крупнейших библиотеках и архивах, изучал сокровища европейского искусства.

В 1856 - 1872 годах Стасов работал в библиотеке, не будучи в ее штате, но имел в художественном отделе свой стол. С осени 1872 года он вступил в должность библиотекаря и до конца жизни заведовал художественным отделом. В 1882 году Стасову предлагали пост вице-директора библиотеки, в 1899-ом – директора. Но он отказался, хотя за время службы ему неоднократно приходилось замещать эти должности. Он также отказывался и от награждения орденами.
В 1900 году В.В. Стасов был избран почетным членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по разряду изящной словесности как представитель художественной критики.

Он вел огромную исследовательскую и собирательную работу, изучал памятники Древней Руси, народов Кавказа, Северного Причерноморья. Оставил труды по археологии, истории и филологии.
Дарил библиотеке рукописи, музыкальные автографы, фотографии, книги. За время его работы фонды художественного отдела увеличились на одну треть, и оно стало одним из богатейших в мире.

15 июля 1886 года художники, музыканты, ученые, писатели вручили В.В. Стасову адрес с благодарностью за 40-летнее служение русскому искусству.
Адрес был украшен своеобразным художественным гербом – шпорой и зажигательным стеклом. И то и другое метко выражало кипучий характер его неустанной, многолетней общественной деятельности художественного критика, историка русского искусства, учителя, помощника и воспитателя молодых художников и музыкантов, которых он вдохновлял, зажигал, подбадривал, а подчас и пришпоривал в нужные моменты.
Они же добились установления в Публичной библиотеке бюста В.В. Стасова работы М.М. Антокольского и собрали крупную сумму денег на издание его сочинений.
2 января 1894 года В.В. Стасову, в день празднования 70-летия, преподнесли первые три увесистых тома собрания его сочинений.

Также в работе над текстом лекции были использованы материалы документального фильма "Тень застывшего исполина" (2008 г. Режиссер Александр Шувиков. Автор сценария Сергей Богатко).


Фото: И.Е. Репин. Стасов на даче в деревне Старожиловка близ Парголова. 1889

Историю русской музыки и живописи XIX века в высших проявлениях своего гения невозможно представить без этого человека. Сам он не рисовал картин и не корпел над партитурами, и тем не менее живописцы и композиторы преклонялись перед ним. Владимир Стасов определил перспективы развития национального искусства на век вперед.

В детстве Стасов мечтал окончить Академию художеств и в чем-то повторить путь отца – зодчего Василия Петровича Стасова. Вместо этого пошел в Училище правоведения. Стезя присяжного поверенного не привлекла его: «Я твердо намерился сказать все то, что давно уже лежало во мне.

Стасов стал первым на Руси непререкаемым авторитетом в сфере профессиональной художественной критики и научной истории изобразительного искусства. Больше того. В ту пору, когда властителями дум были нигилистически настроенные критики-ниспровергатели, Стасов оказался в зависимости лишь только от здравого смысла и своих пусть даже порой субъективных пристрастий. Им никогда не овладевали тенденциозные идеи.

Наталья Нордман, Стасов, Репин и Горький. Пенаты. Фото К. Буллы.

А на Седьмой Рождественской его домашний кабинет – узкая комната, строгая старая мебель и портреты, среди которых выделяются два репинских шедевра – на одном Лев Толстой, на другом – сестра Стасова Надежда Васильевна, одна из основательниц Бестужевских женских курсов. Здесь не раз бывали Мусоргский, Бородин, Римлянин (как называл Стасов Римского-Корсакова), Репин, Шаляпин. Кого только не знал он на своем веку! Его огромная рука пожимала когда-то руку Крылова, руку Герцена. Судьба одарила его дружбой со Львом Великим – как он неизменно называл Толстого. Он знал Гончарова и Тургенева. Современники вспоминали, как однажды Стасов и Тургенев завтракали в трактире. И вдруг – о чудо! – их мнения совпали. Тургенева это изумило настолько, что он подбежал к окну и закричал:
– Вяжите меня, православные!

По сути дела, это был человек-эпоха. Родился в год смерти Байрона. В его детстве все вокруг еще говорили об Отечественной войне, как о лично ими пережитом событии. Свежа была память о восстании декабристов. Когда погиб Пушкин, Стасову было тринадцать лет. Юношей он читал впервые напечатанного Гоголя. Он был единственным, кто провожал уезжающего навсегда за границу Глинку.

Есть в истории русской культуры феноменальный факт – содружество энтузиастов от музыки, в сущности, дилетантов, которые совершили своеобразный переворот в композиторском мастерстве. Они создали новую русскую музыкальную школу. Самоучка Балакирев, офицеры Бородин и Мусоргский, специалист по фортификации Цезарь Кюи. Военный моряк Римский-Корсаков был единственным, кто профессионально освоил все премудрости искусства композиции. Стасов с его всесторонними познаниями стал духовным лидером кружка. Его воодушевляла идея сделать русскую национальную музыку ведущей в ансамбле европейских музыкальных искусств. Эта цель и сделалась альфой и омегой балакиревского кружка.

Стасов с Маршаком и будущим скульптором Герцелем Герцовским, 1904.

Стасов много сделал, однако не успел завершить главный свой труд – о путях развития мирового искусства, а ведь он всю жизнь готовился написать эту книгу.

У дающих советы голова не болит. В том, что одни пытаются что-то творить, а другие их поучают, есть нечто парадоксальное, разрушительное. Но есть критика, не просто врачующая души созидателей, не просто направляющая путь их мысли, не только устраняющая неполадки, но и стремящаяся прочертить перспективу. Да возможно ли такое? Непременно возможно, если сам критик сей – натура творческая и целеустремленная; именно таким созидателем и был Владимир Васильевич Стасов.
© Bruno Westev

Читайте также: