Теория олигархизации власти р михельс кратко

Обновлено: 20.05.2024

Причины политической стратификации и невозможности демократии Р. Михельс считал доказанным. Считал что демократия существует временно, поскольку массы обладают негативными качествами для руководства. А именно: олитической индифферентностью, некомпетентностью, потребностью в руководстве, чувстве благодарности вождям, потребности в почитании лидерам и др. В противовес массам существует элита, котирую он называет иерархией власти. Р. Михельс сформулировал железный закон олигархии по которому управление массами требует создавать иерархию власти это приводит к возникновению политического аппарата. Политический аппарат как собрание профессионалов требует обновлений новыми кадрами и следовательно со временем политические элиты меняются на новые.

Лидерство как социальное явление. Политическое лидерство: концепции, типология и функции.

Среди различных форм лидерства политическое лидерство занимает особое положение в силу значительного влияния на ход исторических событий, судьбы большого числа людей. Люди по- разному вовлечены в политическую жизнь общества. Даже внутри политической элиты существуют отдельные личности, которые не только принимают важнейшие политические решения, но и более других влияют на общество благодаря обладанию реальной властью. Политический лидер - это личность, наделенная управленческим статусом и властной должностью, оказывающая постоянное влияние на группу, организацию, общество в целом.

Политическое лидерство имеет ряд специфических особенностей:

- носит опосредованный характер, т.е. взаимодействие политического лидера и граждан общества осуществляется через посредство различных институтов: партий, ipynn интересов, СМИ и т.д.;

- предполагает опору политического лидера на помощь многих людей (специалистов, помощников, советников и т.д.), т.е. будучи качеством отдельной личности, политическое лидерство в действительности есть результат ко.пективных действий;

- имеет формальный и неформальный аспекты. В политике на первом месте оказывается не готовность и способность личности исполнять роль лидера, а формальное закрепление позиции лидера. Поэтому политическое лидерство включает неформальный аспект (авторитет личности, общественное признании за ним роли лидера) и формальный аспект (закрепленное в нормах и правилах организации приоритетное влияние определенною лица на членов организации, его статусное положение). Эти два аспекта не всегда совпадают. Некоторые политики, занимая высокую государственную должность, не обладают авторитетом и возможностью сколько-нибудь заметного влияния на ход политических событий. Само по себе высокое статусное положение не способно сделать человека политическим лидером;

- влияние политического лидера на других людей носит постоянный, а не разовый характер;

- может быть рассмотрено как особый род предпринимательства, т.е. политические лидеры в современном мире вступают в своеобразные рыночные отношения, предлагая свои программы решения общественных проблем, защиту интересов граждан в обмен на руководящие должности. Широкое распространение в политике получили маркетинговые технологии, одной из составляющей которых является формирование имиджа политическою лидера.

Ситуационная теория лидерства. Сторонники этой теории рассматриваю! лидера как продукт определенной ситуации. Они считают, что лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов -места, времени и обстоятельств. В конкретной жизненной ситуации может быть востребован человек с определенными качествами, он и становится лидером. Разные обстоятельства могут требовать принципиально разных лидеров. Таким образом, лидер - это функция определенной ситуации. Ситуационная теория недооценивает активность лидера, делает его инструментом обстоятельств, упускает из виду то, что лидер и сам может оказывать влияние на события и менять обстоятельства, ситуацию.

Интегративная (синтетическая) теория лидерства. Авторы данной теории считают лидерство многофанным понятием и стремятся учесть все факторы, влияющие на характер и содержание лидерства: 1) характер самого лидера, его происхождение, способ выдвижения; 2) свойства окружения лидера, его последователей и оппонентов; 3) взаимосвязь между лидером и его сторонниками, противниками; 4) конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется.

3. Типы и функции лидеров. Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства, предложенная М.Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных политических лидеров. Вебср выделял три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое лидерство.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов и силу привычки. Право на господство лидер приобретает в силу своею

происхождения. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передаче власти по наследству.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на правовых нормах, признанных всем обществом. Компетенция носителя власти очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.

Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные качества отдельной личности, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свышс - вере в его харизму (дар божий). Харизматический лидер способен увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Для этого типа лидерства характерна эмоционально окрашенная преданность лидеру его последователей. Феномен харизматического лидерства наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества, скажем, в период модернизации или преодоления страной общенационального кризиса. Примерами харизматических лидеров могут быть И.Сталин, Мао Цзэдун, Ш.

Функции лидерства (главные направления деятельности политического лидера):

1) аналитическая - изучение политической жизни, разработка программы действий, стратегии и тактики дос тижения целей;

2) новаторская - разработка инновационных концепций и npoipa.viM, направленных на решение актуальных социальных проблем;

3) интсгративная - согласование и объединение различных групп ин тересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов;

4) организаторская - мобилизация масс на реализацию политических профамм и целей, контроль за ходом преобразований;

5) коммуникативная - обеспечение устойчивой связи между властью и различными социальными группами;

6) функция гаранта справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

Роберт Михельс политолог и социолог родился 9 января 1876 года в Кельне, умер в Риме 3 мая 1936. По происхождению он был немец, в 1926 принял итальянское гражданство. Наряду с Г. Моской, В. Парето считается одним из основателей элитологии, а также социологии политических партий. То есть в отличие от Парето и Моски он изучал в 1ю очередь политические партии, а не всё общество в целом.

Совершенно другое обоснование деления общества на пассивное большинство и правящее меньшинство предложил Роберт Михельс (1876-1936).

Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведет к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс, к несменяемости лидеров, к вождизму. Функционеры даже левых партий, особенно избранные членами парламентов, меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, поднимающих массы к активной политической деятельности, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов - консерваторы и приспособленцы. [5, с.173]

Заключение

Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют следующие идеи:

- Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.

- Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.

- Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

- Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.

- Руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.

Список литературы

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с фр. М., 2011.

2. Арон Р. Этапы Развития социологической мысли / Пер. с фр. М., 2013.

3. Гаджиев К.С. Политология. -М., 2011.

4. Ильин В.В. Политология. - М., 2012.

5. Макеев А.В. Политология. - М., 2013.

6. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии // Антология мировой политической мысли. Т. 2. - М., 2011

7. Моска Г. Правящий класс // Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. 2.

Биографическая справка политолога и социолога, основателя элитологии Роберта Михельса. Основы теории олигархии, железное правило олигархии. Развитие идеи. Роль партий в формировании элиты. Исторический подход в работах Михельса. Значение теории элит.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.05.2015
Размер файла 24,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство транспорта Российской Федерации

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

Кафедра отечественной истории, культурологии, социологии и политологии.

Реферат на тему:

Санкт - Петербург - 2014 г.

Биографическая справка. Роберта Михельсона

Основы теории олигархии, железное правило олигархии

михельс олигархия элита политолог

В основной работе "Социология политической партии в условиях современной демократии" (1911) выдвинул т. н. "железный закон олигархических тенденций" в буржуазной демократии, согласно которому деятельность демократии строго ограничивается в связи с необходимостью существования организации, опирающейся на "активное меньшинство" (элиту), поскольку "прямое господство масс технически невозможно" и приведёт к гибели демократии.

Наряду с этим Михельс указывал на опасность "вождизма" в демократических организациях. Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.

Сложная социальная организация порождает, соответственно, сложную организационно-управляющую структуру, в которой неизбежно формирование узкой правящей группы. Причины политического расслоения (стратификации) и потому невозможности осуществления демократии Р. Михельс видел, во-первых, в сущности человека, во-вторых, в сущности политической борьбы, и, в-третьих, в сущности организации. Нежелание и неспособность простых людей брать на себя ответственность, необходимость профессионализации и бюрократизации управления, требование стабильности лидерства неизбежно порождают олигархию (власть немногих и, при этом, худших).

Железный закон олигархии представляет собой тенденцию политических организаций (политических партий и профсоюзов) становиться олигархическими, несмотря на то что они могут стремиться ко внутренней демократии. "Тот, кто говорит организация, говорит олигархия". К тому же первоначальные цели могут заменяться инструментальными, в том числе заинтересованностью в поддержке организации. В этом процессе Михельс выявил три группы факторов:

а) "технические" -- потребность поддерживать эффективно борющуюся машину, но когда это происходит, машина разрабатывает собственные законные интересы и способна управлять деятельностью, связями, внутренней оппозицией и т.д.;

б) "психологические характеристики лидеров":талантливый оратор, способный получать удовольствие от руководства, разделяющий интересы более широкой политической элиты и таким образом склонный прилипать к власти любой ценой;

в) "психологические характеристики масс": апатичность рядовых членов политических организаций, желание быть руководимыми, легкая поддаваемость красноречию и благоговение перед руководством. Критики "железного закона" указывают на изменчивость тенденции к олигархии в организациях. Так, она более характерна для профсоюзов, чем для политических партий. На ее степень к тому же воздействуют характеристики членов и конституционный контекст, в котором функционируют такие организации. Однако работа Михельса оказала сильное влияние на изучение политических партий и профсоюзной демократии.

Нужно сказать, что первоначально идеи и политические позиции Михельса отличались руссоистско-синдикалистским максимализмом, убежденностью автора в том, что подлинная демократия -- непосредственная, прямая; демократия представительная -- явление преходящее, переходное: она несет в себе зародыш олигархичности. Однако со временем автор происходит к выводу что само по себе общество не может обходиться без правящего класса, что неизбежно ведет к образованию олигархической элиты, нацеленной на управление массами. Создается чиновничий аппарат. Со временем старые элитарные круги сменяются новыми и так до бесконечности. Однако сама элита изначально нацеленная на отображение нужд общества и осуществление рационального управления начинает стремиться лишь к одному - к усилению своей роли в обществе, увеличению власти и возможностями управлять. Это ведет к тому, что со временем элита отрывается от масс.

Невозможность демократии существовать без организации, управленческого аппарата и профессиональной элиты неизбежно ведет к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс, фактической несменяемости лидеров. Вожди, как правило, невысоко ставят массы. Вожди делают ставку на безмолвие масс, когда устраняют их от дел. Представитель превращается из слуги народа в господина над ним. Вожди, являясь первоначально творением масс, постепенно становятся их властелинами. Одновременно с образованием вождизма, обусловленного длительными сроками занятия постов, начинается его оформление в касту.

В дальнейшем, концепция элитизма нашла новых своих и сторонников, и критиков. Противники идеи элитизма указывали на несовместимость ее с идеями демократии и самоуправления, критиковали за игнорирование самостоятельной роли личности в политике, способности масс влиять на власть, за излишний психологизм в интерпретации мотивов политического поведения и оснований политического неравенства в обществе. Однако последователи концепции элитизма углубляли и развивали сформулированные классиками теории, основные положения в новых социальных условиях.

Роль партий в формировании элит

Значительное внимание в своих научных исследованиях Михельс уделяет анализу деятельности политических (прежде всего социалистических и социал-демократических) партий, выяснению их роли как источника и механизма формирования элитных правящих слоев. Михельс исходит из того факта, что власть в партиях принадлежит фактически узкому кругу лиц, находящихся на верхних ступенях партийной иерархии. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, состоящего из профессионалов, и партийная власть неизбежно концентрируется в их руках. Но партия -- это не самоцель и она не тождественна с классом или массой. Это средство достижения правящей партийной элитой определенных целей, главная из которых -- государственная власть. Поэтому партии делегируют на самые высокие и авторитетные должности, особенно в парламентах, своих самых подготовленных и авторитетных представителей. Они стремятся заполучить наиболее влиятельные должности в аппарате государственного управления с тем, чтобы, по их разумению, принести наибольшую пользу.

Как только партии выходят за рамки текучих партисипационных структур, часто сопровождающих их формирование, они неизбежно становятся более бюрократическими и централизованно управляемыми, попадая под господство профессионального руководства.

Исторический подход в работах Михельса

Значение теории элит Р. Михельса

В трудах Михельса понятие политической элиты получило достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности. К ним относятся:

1) особые свойства, присущие представителям элиты;

2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;

3) отношения элиты с неэлитой, массой;

4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется;

5) роль элиты в обществе, ее функции и влияние.

Концепции элит Михельса дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это. С точки зрения развития социологии политических отношений за Михельсом следует признать определенные заслуги. Вместе с Острогорским, которого он знал и на которого ссылался, Михельс был инициатором создания социологии партии и его работы нашли продолжение среди ученых, занимающихся эмпирическими исследованиями в этой области (например, Морис Дюверже во Франции, Зигмунд Нейман в Германии, Роберт Д. Макензи в Англии). Однако их труды отошли от михельсовских схем "железного закона олигархических тенденций", который имел гораздо большее влияние на противников марксизма (таких, как Вернер Зомбарт) или ренегатов социалистического движения(подобных Г.де Ману). В этом смысле теоретическая концепция Михельса еще функционирует как теоретическая платформа того течения критики марксизма, которое исходит из предпосылок якобы неизбежных процессов бюрократизации и олигархизации и на этом основании отрицает возможность демократии и социализма. Но вместе с тем многие положения теории элит Михельса критиковались. Практика свидетельствует, что не везде и не всегда в массовых партиях проявляются олигархические тенденции. Непосредственным возражением Михельсу в этой области может служит труд Липсета, Троу и Колемана, основанный на результатах эмпирических исследований. Критикуются также отсутствие смысловой точности и логические пробелы в аргументации Михельса. Сартори убедительно возражает против его понимания демократии и указывает, что выводы Михельса вытекали из общепринятой терминологии. Следует подчеркнуть прежде всего идеологическую суть теории олигархизации как попытки теоретического обоснования неизбежности бюрократизации социал-демократических партий и, по крайней мере косвенно, отказа от демократии.

Современный мир прошедший через идеи фашизма и коммунизма уже сформировал необходимую для управления элиту, как на международном так и на государственном уровнях, тем самым подтверждая идею Михельса о невозможности демократии без правящего меньшинства. Мы ясно видели за несколько прошлых десятилетий как идеи всеобщего правления и равноправия в управлении государством одно за другим терпели крах под напором вождизма и тоталитаризма. Можно сделать вывод, что личная жажда власти всегда будет преобладать тем самым создавая почву для создания элиты и олигархию. Имеющие стремления и способности к управлению, имеющие лидерские качества всегда будут вылезать, будут управлять и воплощать теорию элиты в жизнь.

Список использованной литературы

1. Р. Михельс. //Социология политических партий в условиях демократии. Диалог, 1991, №3.

2. А.И. Соловьев //Политология Москва,2001.

3. В.С. Нерсесянц // История правовых и политических учений Москва,1995

4. Г.Н. Смирнов, Е.Л. Петренко, В.Г. Сироткин// Политология учебник Москва,2006.

5. Моска. Г.//Социологические исследования№10 Москва,1994

6. Политология // Энциклопедический словарь Москва,1993

7. Пугачев В.П., Соловьев А.И.// Введение в политологию. Москва, 1995.

8. Р.Т. Мухаев // Политология Москва,2008.

Подобные документы

Характеристика взглядов на сущность, функции и назначение политической элиты Роберта Михельса - историка, экономиста и социолога. Основы теории олигархии - истинная демократия всегда носит в себе зародыш олигархичности. Роль партий в формировании элиты.

реферат [16,8 K], добавлен 10.01.2011

История и предпосылки возникновения теории элит. Характеристика идей и взглядов Г. Моска - итальянского исследователя, одного из основателей политологии. Сущность теории элит. Идеи Вильфредо Парето. Теория олигархии и понимание элиты Роберта Михельса.

реферат [49,3 K], добавлен 28.09.2014

Определение элиты как общественной доминанты, осуществляющей функции управления социокультурным развитием. Элитаризм и эгалитаризм как основные направления решения проблемы социального неравенства. Теории олигархии Роберта Михельса, Парето и Моски.

реферат [28,5 K], добавлен 24.07.2011

Основоположники современных концепций элит - итальянские социологи Гаэтано Моска и Вильфремо Парето, немецкий политолог Роберт Михельс. Характерные черты политической элиты. Две основные системы рекрутирования элит: системы гильдий и антрепренерская.

презентация [338,2 K], добавлен 29.10.2013

Теории элит Парето, Моска, Михельса. История развития и признаки правящего класса СССР. Модели трансформации элитных групп в России - смена потоков, политический капитализм, роль контрэлиты. Партийное формирование власти в современных условиях.

реферат [46,5 K], добавлен 01.03.2014

Современная теория элит итальянских социологов Гаэтано Моска и Вильфредо Парето. Причины появления элит, особенности их генезиса. Основные типы элит, понятие их циркуляции. Правящая и не правящая элиты. Социологическая теория политического класса.

курсовая работа [56,3 K], добавлен 07.10.2015

Cущность политической элиты, ее роль и функции в современном обществе. Типология и структура. "Ельцинский" этап формирования постсоветской элиты. Борьба за власть "номенклатуры" и "олигархии". Особенности эволюции политической элиты "путинского" периода.

Сравнительная характеристика.

особые свойства, присущие представителям элиты;

взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя

отношения элиты с массой;

рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется;

роль элиты в обществе, ее функции и влияние.

Если рассматривать содержательный аспект теорий элит Моски, Парето и Михельса, то их объединяли следующие идеи:

1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению. Эти способности не зависят от происхождения.

2. Сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом. Вместе с тем разобщенность и пассивность масс, их неспособность управлять обществом без помощи элит

3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Не состоятельность идеи демократии, как формы правления большинства, при любой форме правления выделяется правящая элита.

4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Смена элит может происходить как естественным так и насильственным путем, но в любом случае она неизбежна, ибо застой элиты приводит к ее вырождению.

5. Господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления. Масса сама наделяет элиту властными полномочиями хотя бы формально.

Причины политической стратификации и невозможности демократии Р. Михельс считал доказанным. Считал что демократия существует временно, поскольку массы обладают негативными качествами для руководства. А именно: олитической индифферентностью, некомпетентностью, потребностью в руководстве, чувстве благодарности вождям, потребности в почитании лидерам и др. В противовес массам существует элита, котирую он называет иерархией власти. Р. Михельс сформулировал железный закон олигархии по которому управление массами требует создавать иерархию власти это приводит к возникновению политического аппарата. Политический аппарат как собрание профессионалов требует обновлений новыми кадрами и следовательно со временем политические элиты меняются на новые.

Лидерство как социальное явление. Политическое лидерство: концепции, типология и функции.

Среди различных форм лидерства политическое лидерство занимает особое положение в силу значительного влияния на ход исторических событий, судьбы большого числа людей. Люди по- разному вовлечены в политическую жизнь общества. Даже внутри политической элиты существуют отдельные личности, которые не только принимают важнейшие политические решения, но и более других влияют на общество благодаря обладанию реальной властью. Политический лидер - это личность, наделенная управленческим статусом и властной должностью, оказывающая постоянное влияние на группу, организацию, общество в целом.

Политическое лидерство имеет ряд специфических особенностей:

- носит опосредованный характер, т.е. взаимодействие политического лидера и граждан общества осуществляется через посредство различных институтов: партий, ipynn интересов, СМИ и т.д.;

- предполагает опору политического лидера на помощь многих людей (специалистов, помощников, советников и т.д.), т.е. будучи качеством отдельной личности, политическое лидерство в действительности есть результат ко.пективных действий;

- имеет формальный и неформальный аспекты. В политике на первом месте оказывается не готовность и способность личности исполнять роль лидера, а формальное закрепление позиции лидера. Поэтому политическое лидерство включает неформальный аспект (авторитет личности, общественное признании за ним роли лидера) и формальный аспект (закрепленное в нормах и правилах организации приоритетное влияние определенною лица на членов организации, его статусное положение). Эти два аспекта не всегда совпадают. Некоторые политики, занимая высокую государственную должность, не обладают авторитетом и возможностью сколько-нибудь заметного влияния на ход политических событий. Само по себе высокое статусное положение не способно сделать человека политическим лидером;

- влияние политического лидера на других людей носит постоянный, а не разовый характер;

- может быть рассмотрено как особый род предпринимательства, т.е. политические лидеры в современном мире вступают в своеобразные рыночные отношения, предлагая свои программы решения общественных проблем, защиту интересов граждан в обмен на руководящие должности. Широкое распространение в политике получили маркетинговые технологии, одной из составляющей которых является формирование имиджа политическою лидера.

Ситуационная теория лидерства. Сторонники этой теории рассматриваю! лидера как продукт определенной ситуации. Они считают, что лидер может появиться в результате удачного сочетания ряда моментов -места, времени и обстоятельств. В конкретной жизненной ситуации может быть востребован человек с определенными качествами, он и становится лидером. Разные обстоятельства могут требовать принципиально разных лидеров. Таким образом, лидер - это функция определенной ситуации. Ситуационная теория недооценивает активность лидера, делает его инструментом обстоятельств, упускает из виду то, что лидер и сам может оказывать влияние на события и менять обстоятельства, ситуацию.

Интегративная (синтетическая) теория лидерства. Авторы данной теории считают лидерство многофанным понятием и стремятся учесть все факторы, влияющие на характер и содержание лидерства: 1) характер самого лидера, его происхождение, способ выдвижения; 2) свойства окружения лидера, его последователей и оппонентов; 3) взаимосвязь между лидером и его сторонниками, противниками; 4) конкретную ситуацию, в которой лидерство осуществляется.

3. Типы и функции лидеров. Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства, предложенная М.Вебером. Классификационным признаком в ней выступают основания легитимности власти тех или иных политических лидеров. Вебср выделял три типа лидерства: традиционное, рационально-легальное и харизматическое лидерство.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов и силу привычки. Право на господство лидер приобретает в силу своею

происхождения. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передаче власти по наследству.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на правовых нормах, признанных всем обществом. Компетенция носителя власти очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.

Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные качества отдельной личности, не столько приобретенные, сколько дарованные ему свышс - вере в его харизму (дар божий). Харизматический лидер способен увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Для этого типа лидерства характерна эмоционально окрашенная преданность лидеру его последователей. Феномен харизматического лидерства наиболее ярко проявляется в переходные периоды жизни общества, скажем, в период модернизации или преодоления страной общенационального кризиса. Примерами харизматических лидеров могут быть И.Сталин, Мао Цзэдун, Ш.

Функции лидерства (главные направления деятельности политического лидера):

1) аналитическая - изучение политической жизни, разработка программы действий, стратегии и тактики дос тижения целей;

2) новаторская - разработка инновационных концепций и npoipa.viM, направленных на решение актуальных социальных проблем;

3) интсгративная - согласование и объединение различных групп ин тересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов;

4) организаторская - мобилизация масс на реализацию политических профамм и целей, контроль за ходом преобразований;

5) коммуникативная - обеспечение устойчивой связи между властью и различными социальными группами;

6) функция гаранта справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

Читайте также: