Вклад в мировую культуру и сохранившиеся памятники тамерлана кратко

Обновлено: 02.07.2024

Подобно своим далеким потомкам, Великим Моголам, царствовавшим в Индии, Тамерлан был усердным строителем; увы, за редким исключением, возведенные по его слову памятники — в отличие от построек Акбара, Джахангира и Шахджахана, — до наших дней не дожили. То, что история повествует об исчезнувшем, и то, что можно прочитать о сохранившемся, — все это позволяет утверждать, что здания, построенные позже, в период тимуридского Ренессанса, не только их не превосходят, но даже не достигли их уровня.

Говорят, будто бы Тимур строил слишком быстро, не заботясь о прочности сооружений, и находят в этом главную причину их полного исчезновения. Да, памятники вырастали из земли всего за несколько лет, как по волшебству, и амбициозность программы Великого эмира заставляла работать на пределе возможного. Однако он желал иметь здания прочные и для этого принимал все необходимые меры: делались глубокие фундаменты, массивные опоры и стены, контрфорсы (для предотвращения распора арок); применялся строительный раствор, нечто вроде цемента на основе гипса — все это к тому же должно было усиливать впечатление мощности, если не грандиозности, затеянных им сооружений. Но верно и то, что крайняя дерзость арок, сводов и куполов не соответствовала ни свойствам архитектуры, использовавшей обожженную глину, ни возможностям строительной техники той поры. Говорят, будто бы кирпичи падали на голову правоверных с высоты Биби-Ханым уже в первые годы после постройки; правда или нет, но утверждают, что эта мечеть не была способна выдерживать страшные землетрясения, столь частые в Трансоксиане; то, что произошло в 1897 году, уничтожило часть портика этого святилища. Более пагубными, несомненно, оказались набеги, которым при Улугбеке подвергло этот город узбекское воинство, равно как то, что он был отдан на расправу времени на целых двести лет, предшествовавших русскому вторжению. Остальное доделали разорение и изоляция провинции, а также расхищения, практиковавшиеся не утруждавшими себя размышлениями людьми, искавшими дешевый строительный материал.

От построенных в Самарканде для Тимура дворцов не осталось никакого следа, и всего несколько стен сохранилось от Ак-Сарая (Белого Дворца), что возвели в Кеше. Этот большой дворец, подобно Кёк-Сараю (в Арке), представлял собой многоэтажное сооружение с одной-единственной тягой, построенное под влиянием культовой архитектуры, и, следственно, коренным образом отличавшееся от небольших, легких и изящных павильонов, красовавшихся в садах. Войти в него можно было через портик пятидесятиметровой высоты, из которого попадали в вестибюль, куда выходили двери кордегардий, и далее на центральный двор, куда, в свою очередь, выходили двери жилых помещений, расположенных по обе стороны большого свода в виде пологой арки, сооруженной по оси здания, и наконец в квадратный зал. [220]

Что касается культовой архитектуры, то до наших дней в более или менее приличном состоянии дожили всего три памятника или, точнее, три монументальных ансамбля, так или иначе представляющие собой шедевры, а именно мечеть Биби-Ханым, усыпальница Тимура, известная под названием Гур-Эмир, а также некрополь Шахи-Зинда (Живой царь). Мы о них поговорим ниже.

Превратив Самарканд, свой стольный град, в основную строительную площадку империи, Тимур не упустил возможности заняться архитектурным творчеством и в других населенных пунктах. Так, в Бухаре между 1380 и 1385 годами велись восстановительные работы на мавзолее Чашма Аюб; в Яссе по его велению отреставрировали гробницу и построили мавзолей святого Ахмеда Ясави и большую мечеть, которая к ней примыкала и была построена в 1404 году; в его родном городе Кеше, который он думал сделать столицей, кроме вышеупомянутого Белого Дворца, были восстановлены мавзолеи отца и сыновей Джахангира и Омар-шейха. Стремясь к тому, чтобы в каждом городе имелось по медресе, он настроил их множество, но все они или успели разрушиться, или пока что не идентифицированы. Следует добавить, что Тимуровы войны градостроительной деятельности в Иране не остановили, разве что сократили ее темпы. Плодов оной до нас дошло мало. Большая мечеть Язда (1375), несомненно, занимает важное место в истории искусства, благодаря как красивейшим изразцам и расписанной под мрамор штукатурке, так и своей архитектуре с ее подчеркнутой вертикальностью, особенно в линиях портика, узкого и высокого, дерзнем сказать, непропорционального. Тут можно было бы усмотреть зарождение тех тенденций, которые стали впоследствии столь дорогими для самаркандского искусства, разумеется, если бы оно не уходило корнями в пышную архитектуру гробницы монгола Ильхана Ольджейту Ходабенде, что в Султании. [221]

Что более всего поражает нас в тимуридской архитектуре, так это бросающееся в глаза противоречие между гигантоманией и откровенной помпезностью, доходящей до грубости, с одной стороны, и легкостью и красивостью керамического декора — с другой. Ничем не скомпрометированное изящество последнего и излучаемая им одухотворенность кажутся совершенно не вяжущимися с эпохой войн и насилия. Тем не менее абсолютно очевидно, что в этой области тимуридский Ренессанс ничего более совершенного не создал. Вершина была достигнута в 80-х годах XIV века, и, если памятники сефевидского Ирана, Исфагана Шах-Аббаса Великого производят на нас впечатление более приятное, то единственно благодаря виртуозности строителей, а также сохранности (они моложе Тимуровых построек на две сотни лет), превосходящей их собственные достоинства. Как и в живописи, в керамографии времен Тимура связь с прошлым не была утрачена; та и другая шли одним путем, испытывая одно и то же влияние и стремясь к технологии и вкусу более совершенным, требовавшим более чуткого отношения к нюансам и деталям, более уверенного использования цвета, более скрупулезной работы, вплотную приближающейся к поэзии.

Глава 16 Пражская архитектура

Глава 16 Пражская архитектура « – Был ли момент, когда вы отчетливо поняли, что все балансирует на грани – и компания, и ваш бизнес?– Да, август 2003 года.– В чем это выразилось?– Ну, я много думал. Разговаривал с разными людьми в компании, с технарями. Выяснял мнения о том, что

Социальная архитектура

Глава 2 Эта странная архитектура

АРХИТЕКТУРА ХVII ВЕКА

АРХИТЕКТУРА ХVII ВЕКА Наиболее полное выражение итальянское барокко нашло в архитектуре, где этот стиль проявился в грандиозности масштабов как отдельных сооружений, так и целых ансамблей, а также в пышной декоративности их внешнего и внутреннего оформления.Барокко

В созвездии муз: музыка, театр, архитектура

В созвездии муз: музыка, театр, архитектура Творческие взлеты Ильи Глазунова во многом определяются необыкновенной широтой диапазона его духовной жизни, обусловившей блестящие свершения в сфере разных видов искусства. Как это сопрягалось с чисто художническим

Одна из самых ярких страниц в истории и архитектуре Средней Азии - эпоха Тамерлана (1336 - 1405 гг). Из разграбленного и раздираемого конфликтами улуса Чагатаев он создал центр мировой державы.

Архитектура Амира Темура (Тимура, Темера, Темира, Томура, Тимера, Тоймура) помогает понять его замыслы и мировосприятие, успех и масштабы его свершений.

tamerlan

"Если сомневаешься в нашей силе - посмотри на наши сооружения"

Это выражение принадлежит Сохибкирану Амиру Темуру. Титул Сохибкиран значит "Обладатель счастливого сочетания звёзд". Памятники архитектуры, сохранившиеся в Самарканде, Кеше (Шахрисабзе) - бывших столичных центрах его империи, Шаше (Ташкенте), Ясы (Туркестане) можно читать как книгу, написанную Темуром-созидателем.

Суфийский след в архитектуре Тамерлана

Первым архитектурным сооружением Тамерлана стал мавзолей шейха-суфия Шамс-ад-дина Куляла, возведённый в начале 70-х годов в Кеше. Строительство мавзолея было не только данью Ученика своему Учителю, оно выражало общую стратегическую линию - укрепление культового почитания суфийских шейхов.

gumbaz

Практически одновременно он возводит другой мавзолей в Самарканде для шейха Нуриддина Басира, известного как "Четырнадцатый кутб" (высшая духовная степень суфиев). В 1881 году святого перезахоронили, а мавзолей снесли.

rukhabad

Одно из самых лаконичных по форме и внешней отделке строение своего времени известное сегодня как мавзолей Рухабад - "Обитель Духа". Основанием его является куб, на котором располагается переходный арочный восьмигранник со световыми окнами на главных осях. Венчает строение сфероконический купол. В мавзолей ведут три входа — с севера, запада и юга. Убранство мавзолея весьма аскетично.

Этими строениями Тамерлан не только закрепил свой авторитет среди мусульман, но и продекларировал, что его власть находится под покровительством этих святых людей.

Суфизм в этот период пользовался большим приоритетом у власти и новые культовые объекты Кеша и Самарканда укрепляли духовный статус столиц.

Архитектура Тамерлана и ортодоксальный Ислам

Но не только суфийское направление ислама утверждал Тамерлан. Он занимался перестройкой и обновлением исконно культового места Самарканда Шахи-Зинда (с узб. "Живой царь").

kusama

С этим местом связаны легенды о Кусаме ибн Аббасе, пришедшем в 676 г. в Самарканд проповедовать ислам. Одна из версий говорит, что во время сражения с неверными Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться в образовавшейся расщелине (или в колодце), где и находится по сей день. Верующие ждут его возвращения.

grobnica

Поскольку Кусам ибн Аббас был любимым двоюродным братом пророка Мухаммада (Мухаммеда), то сюда началось паломничество мусульман. Поэтому возвели мавзолей - ложную гробницу, ведь тела Кусама так и не нашли. В 11 веке комплекс состоял из усыпальницы и мечети. Существовал также минарет, от которого на виду осталась только верхняя ротонда и основание, а все остальное оказалось заложено более поздними кладками.

Так же из военного похода 1399 - 1404 гг Тамерлан привёз останки пророка Дониёра (Данияра, Даниила, Даниеля), сподвижника Кусама ибн Аббаса. Захоронив их на Афросиабе, в северной части современного Самарканда, построил мечеть всё с той же целью укрепления власти и утверждения уже ортодоксальной традиции.

Как Тамерлан выразил в архитектуре идею управления империей?

ogila-amira

За счёт казны строились ханаки - место встреч и радений дервишей. Они стали играть большую социальную роль в обществе. Там проводились общественные и политические собрания, создавались больницы и т.д. Нередко в ханаках останавливались странствующие суфии, поэты, учёные, представители знати и даже правители, разделяющие суфийскую философию.

Более того, во времена Тамерлана ханаки стали строить вместе с медресе - школами традиционного исламского образования, где изучали Коран, хадисы (предания о словах и действиях Мухаммеда), науки адаба (правила поведения, хорошие манеры, порядочность, человечность).

Например, в таком духовном центре Самарканда с ханакой и медресе стоит мавзолей Гур Эмир - гробница самого Тамерлана.

Одна из самых ярких страниц в истории и архитектуре Средней Азии - эпоха Тамерлана (1336 - 1405 гг). Из разграбленного и раздираемого конфликтами улуса Чагатаев он создал центр мировой державы.

Архитектура Амира Темура (Тимура, Темера, Темира, Томура, Тимера, Тоймура) помогает понять его замыслы и мировосприятие, успех и масштабы его свершений.

“Если сомневаешься в нашей силе - посмотри на наши сооружения”

Это выражение принадлежит Сохибкирану Амиру Темуру. Титул Сохибкиран значит "Обладатель счастливого сочетания звёзд". Памятники архитектуры, сохранившиеся в Самарканде, Кеше (Шахрисабзе) - бывших столичных центрах его империи, Шаше (Ташкенте), Ясы (Туркестане) можно читать как книгу, написанную Темуром-созидателем.

Суфийский след в архитектуре Тамерлана

Первым архитектурным сооружением Тамерлана стал мавзолей шейха-суфия Шамс-ад-дина Куляла, возведённый в начале 70-х годов в Кеше. Строительство мавзолея было не только данью Ученика своему Учителю, оно выражало общую стратегическую линию - укрепление культового почитания суфийских шейхов.

Практически одновременно он возводит другой мавзолей в Самарканде для шейха Нуриддина Басира, известного как “Четырнадцатый кутб” (высшая духовная степень суфиев). В 1881 году святого перезахоронили, а мавзолей снесли.

Одно из самых лаконичных по форме и внешней отделке строение своего времени известное сегодня как мавзолей Рухабад - “Обитель Духа”. Основанием его является куб, на котором располагается переходный арочный восьмигранник со световыми окнами на главных осях. Венчает строение сфероконический купол. В мавзолей ведут три входа — с севера, запада и юга. Убранство мавзолея весьма аскетично.

Этими строениями Тамерлан не только закрепил свой авторитет среди мусульман, но и продекларировал, что его власть находится под покровительством этих святых людей.

Суфизм в этот период пользовался большим приоритетом у власти и новые культовые объекты Кеша и Самарканда укрепляли духовный статус столиц.

Архитектура Тамерлана и ортодоксальный ислам

Но не только суфийское направление ислама утверждал Тамерлан. Он занимался перестройкой и обновлением исконно культового места Самарканда Шахи-Зинда (с узб. “Живой царь”).

С этим местом связаны легенды о Кусаме ибн Аббасе, пришедшем в 676 г. в Самарканд проповедовать ислам. Одна из версий говорит, что во время сражения с неверными Кусам ибн Аббас был поражён стрелой, но сумел скрыться в образовавшейся расщелине (или в колодце), где и находится по сей день. Верующие ждут его возвращения.

Поскольку Кусам ибн Аббас был любимым двоюродным братом пророка Мухаммада (Мухаммеда), то сюда началось паломничество мусульман. Поэтому возвели мавзолей - ложную гробницу, ведь тела Кусама так и не нашли. В 11 веке комплекс состоял из усыпальницы и мечети. Существовал также минарет, от которого на виду осталась только верхняя ротонда и основание, а все остальное оказалось заложено более поздними кладками.

Так же из военного похода 1399 - 1404 гг Тамерлан привёз останки пророка Дониёра (Данияра, Даниила, Даниеля), сподвижника Кусама ибн Аббаса. Захоронив их на Афросиабе, в северной части современного Самарканда, построил мечеть всё с той же целью укрепления власти и утверждения уже ортодоксальной традиции.

Как Тамерлан выразил в архитектуре идею управления империей?

За счёт казны строились ханаки - место встреч и радений дервишей. Они стали играть большую социальную роль в обществе. Там проводились общественные и политические собрания, создавались больницы и т.д. Нередко в ханаках останавливались странствующие суфии, поэты, учёные, представители знати и даже правители, разделяющие суфийскую философию.

Более того, во времена Тамерлана ханаки стали строить вместе с медресе - школами традиционного исламского образования, где изучали Коран, хадисы (предания о словах и действиях Мухаммеда), науки адаба (правила поведения, хорошие манеры, порядочность, человечность).

Например, в таком духовном центре Самарканда с ханакой и медресе стоит мавзолей Гур Эмир - гробница самого Тамерлана.

Говорят ли названные архитектурные памятники о том, что Амир Темур оставался верен суфийской традиции?
Читается ли в "книге из камня" принципиальная идея Сохибкирана "объединяй и направляй", а не популярная "разделяй и властвуй"?
Является ли архитектурное наследие Тамерлана его завещанием сохранять духовную цельность ислама?

Пишите комментарии.
Ставьте палец вверх.
Делитесь информацмей с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.

Среднеазиатский тюрко-монгольский военачальник и завоеватель .
Основатель империи Тимуридов со столицей в Самарканде. Национальный герой в Узбекистане.

Тимур ибн Тарагай Барлас родился 8 апреля 1336 года в городе Шахризабз, Узбекистан. Мальчика назвали Тимур. Еще в юности молодой человек появился на политической арене как активный политический деятель и военная фигура.

Став правителем Самарканда Тимур построил великую армию и совершил множество аннексионистских походов. Таким образом расширил свою империю, которая простиралась от реки Волги и Кавказских горных хребтов на Западе до Индии на Юго-западе. Центр империи находился в Средней Азии, в Самарканде.

Первые годы своего единодержавного правления Тимур посвятил установлению порядка в стране и безопасности на ее границах, борьба с мятежными эмирами, походы на Семиречье и Восточный Туркестан. Военачальник лично входил во все подробности организации военных сил, имел подробные сведения о силах врагов и состоянии их земель, пользовался среди своего войска безусловным авторитетом и мог вполне полагаться на своих сподвижников.

Вместе со своими головорезами новоявленный полководец совершал дерзкие набеги на города и села. Известно, что в 1362 году взял штурмом несколько крепостей, принадлежавших сарбадарам, участникам народного движения против монгольского владычества. Захватив их, приказал замуровать оставшихся в живых защитников в стены.

Это стало актом устрашения всех будущих противников, и подобная жестокость стала одной из основных черт его характера. Очень скоро о том, кто такой Тамерлан, узнал весь Восток. Именно тогда в одной из схваток лишился двух пальцев правой руки и получил ранение в ногу. Его последствия сохранились до конца жизни и послужили основанием для прозвища: Тимур Хромой.

Однако это увечье не помешало ему стать фигурой, сыгравшей в последней четверти XIV века существенную роль в истории не только Средней, Западной и Южной Азии, но также Кавказа и Руси. Полководческий талант и необычайная дерзость помогли Тамерлану завоевать всю территорию Ферганы, подчинив себе Самарканд, и сделав столицей новообразованного государства город Кет. Далее, его войско устремилось на территорию, принадлежащую нынешнему Афганистану, и, разорив ее, штурмом захватило древнюю столицу Балх, эмир которой, Гусейн оказался тут же повешен. Его участь разделило и большинство придворных.

Следующим направлением удара его конницы стали расположенные к югу от Балха города Исфахан и Фарс, где правили последние представители персидской династии Музаффаридов. Первым на его пути находился Исфахан. Захватив его, и отдав на разграбление своим наемникам, Тимур Хромой приказал сложить головы убитых в пирамиду, высота которой, превышала рост человека. Это было продолжением его постоянной тактики устрашения противников.

В начале 80-х годов XIV века очередным этапом восхождения Тамерлана стало покорение Золотой Орды, или, иначе, Джучиева улуса. В нем испокон века преобладала евро-азиатская степная культура со своей религией многобожия, не имевшая ничего общего с исламом, исповедовавшимся большинством его воинов. Поэтому боевые действия, начавшиеся в 1383 году, стали столкновением не только противоборствующих армий, но и двух различных культур.

Ордынский хан Тохтамыш, тот самый, что в 1382 году совершил поход на Москву, желая опередить своего противника и первым нанести удар, предпринял поход на Харезм. Достигнув временного успеха, захватил также значительную территорию нынешнего Азербайджана, однако вскоре его войска вынуждены отступить, понеся значительные потери.

В 1385 году, воспользовавшись тем, что Тимур со своими полчищами находился в Персии, повторил попытку, но и на этот раз потерпел неудачу. Узнав о вторжении ордынцев, грозный полководец срочно вернул свои войска в Среднюю Азию и наголову разбил неприятеля, заставив самого Тохтамыша бежать в Западную Сибирь.

Однако на этом покорение Золотой Орды еще не завершилось. Окончательному ее разгрому предшествовали пять лет, наполненных непрестанными военными походами и кровопролитием. Известно, что в 1389 году ордынский хан даже сумел настоять на том, чтобы в войне с мусульманами его поддержали русские дружины.

Способствовала этому смерть Великого князя Московского Дмитрия Донского, после которой его сын и наследник Василий обязан ехать в Орду за ярлыком на княжение. Тохтамыш подтвердил его права, но при условии участия русских войск в отражении нападения мусульман.

Князь Василий дал согласие, однако оно носило лишь формальный характер. После разгрома, учиненного Тохтамышем в Москве, никто из русских не желал проливать за него кровь. В результате в первой же битве на реке Кондурче бросили татар и, переправившись на противоположный берег, ушли. Завершением покорения Золотой Орды стала битва на реке Терек, в которой 15 апреля 1395 года сошлись войска Тохтамыша и Тимура. Железный Хромец сумел нанести своему противнику сокрушительное поражение и тем самым положить конец татарским набегам на подконтрольные ему территории.

Тамерлан внес выдающийся вклад в национальную государственную систему, образование и культуру, в общее развитие своего государства. Содействовал строительству монументальных исторических зданий, особенно в Самарканде, ряд из которых можно увидеть и сегодня.

Прославился Тамерлан и как политик. В отношении к религии виден политический расчет, нацеленный на дружественные отношения с лидерами различных религий. Представлял собой великого военачальника, сильного стратега, успешного управляющего огромной империей.

В январе 1405 года Тамерлан собрал для очередного похода войско и прибыл в город Отрар, развалины его находятся недалеко от впадения Арыси в Сыр-Дарью.

Тимур Тамерлан скончался 18 февраля 1405 года от продолжительной болезни. Тело забальзамировали, положили в гроб из черного дерева, обитый серебряной парчой, и отвезли в Самарканд. Великий завоеватель похоронен в мавзолее Гур Эмир, в ту пору еще незавершенном. Официальные траурные мероприятия проведены 18 марта 1405 года внуком Тимура Халиль-Султаном, который захватил самаркандский престол вопреки воле деда, который завещал царство старшему внуку Пир-Мухаммеду.

На территории современного Узбекистана сохранились десятки географических объектов, пещер, населенных пунктов, историю которых народная память связывает с именем Тимура.

Памятник Тамерлану установлен в Шахрисабзе, возле руин возведенного по приказу Тамерлана дворца Ак-Сарай.

Памятник Тамерлану в Самарканде. Тимур представлен сидящем на скамье и опирающемся обеими руками на меч.

В 1996 году в Ташкенте открыт Государственный музей истории Тимуридов.

В 1996 году в Узбекистане учрежден орден Амира Темура.

В 1996 году в Узбекистане выпущен почтовый блок, посвященный Тамерлану.

У него имелось 18 жен, из которых его любимой женой являлась сестра Эмира Хусейна - Ульджай-туркан ага. По другой версии его любимой женой была дочь Казан-хана Сарай-мульк ханым. У нее не было своих детей, но ей было доверено воспитание некоторых сыновей и внуков Тимура. Она была известной покровительницей науки и искусств. По ее приказу в Самарканде построено огромное медресе и мавзолей для ее матери.

В 1352 году Тимур женится на дочери эмира Джаку-барласа Турмуш-ага. Хан Мавераннахра Казаган, убедившись в достоинствах Тимура, в 1355 году отдал ему в жены свою внучку Ульджай-туркан ага. Благодаря этому браку возник союз Тимура с эмиром Хусейном - внуком Казагана.

Кроме этого у Тимура были другие жены: Тугди би, дочь Ак Суфи кунграта, Улус ага из племени Сулдуз, Науруз ага, Бахт султан ага, Бурхан ага, Таваккул-ханим, Турмиш ага, Джани-бик ага, Чулпан ага и др.

У Тимура имелось четверо сыновей: Джахангир (1356-1376), Умар-шейх (1356-1394), Миран-шах (1366-1408), Шахрух (1377-1447) и несколько дочерей: Ука бегим (1359-1382), Султан Бахт ага (1362-1430), Биги джан, Саадат султан, Мусалла.

Великий полководец Средней Азии Тимур, вошедший в историю под именем Тамерлан, сыграл невероятно значимую роль в развитии всего средневекового Востока. Он осуществлял военные походы далеко за пределы контролируемых территорий. Совершал набеги на Кавказ, Поволжье, Русь и Монгольское царство. Прославленный эмир Тимур основал целую империю и положил начало династии Тимуридов, в которую вошло немало талантливых потомков храброго завоевателя. В современном Узбекистане Тимур почитается как национальный герой, ему посвящены многие произведения искусства и архитектуры.

Тимур ибн Тарагай – великий полководец

Тимур ибн Тарагай Барлас

Невозможно в полной мере оценить значение, которое сыграл Тамерлан в жизни узбекского народа. Сегодня полководец и правитель считается главным героем Узбекистана.

Личность и репутация Тамерлана

Если верить воспоминаниям современников эмира Тимура, дошедших до наших дней, правитель был известен в народе как отважный и собранный человек. Он всегда выказывал твердость суждений и не раз проявлял здравый смысл в решении нетривиальных задач. Эти черты характера собирали вокруг него незаурядных и талантливых людей.

Тамерлан прославился в качестве мудрого правителя, дальновидного политика и одаренного организатора. Эмир заботился о культурном аспекте своей империи. Он покровительствовал созданию монументальных зданий и сооружений, ряд из которых сохранились до наших дней и вошли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Краткая биография грозного правителя

жизнь Тамерлана

Биография Тамерлана впечатляет: это яркий пример воли человека к достижению поставленных целей. Он был потомком бека Тарагая, происходившим из небольшого монгольского племени. Тимур, в последствие гроза всей Средней Азии и Ближнего Востока, не имел достаточных стартовых возможностей для реализации заложенного в нем потенциала. Однако, благодаря своему упорству, неординарным личностным качествам и мечтам о повторении подвигов самого Чингисхана, смог создать бескрайнюю империю и войти в историю в качестве одного из самых успешных завоевателей.

Ранние годы Тамерлана

История гласит, что отец будущего эмира был очень набожным человеком и передал это качество своим детям: двум сыновьям – Тимуру и Балте, и двум дочкам – Кутлуг-туркан и Ширин-бек.

Все детство юного Тимура прошло в близлежащих предгорьях Кеша. Молодой человек с ранних лет увлекся охотой и конными скачками, прекрасно метал копье и стрелял из лука. Такие склонности юноши развивали его интерес к военизированным играм. Наставники Тимура – атабеки, работавшие на отца будущего правителя, увидели проявившиеся таланты мальчика и с 10 лет начали обучать его воинскому искусству, готовить к спортивным состязаниям.

Начало восхождения Тамерлана

войско Тимура

Вскоре после распада монгольского улуса Джагатая всю Среднюю Азию захлестнула война междоусобных войн, которые поспособствовали росту интереса Тимура к политическим вопросам. В то время он вместе со своими единомышленниками поступает на служение правителю Кеша Хаджи, возглавлявшего по совместительству родное племя будущего завоевателя – Барласов.

В 1360 году в район Мавераннахр, расположенный между могучими реками Амударья и Сырдарья, вторгся монгольский хан Тоглук-Тимур. Юный Тамерлан воспользовался моментом и пошел на сговор с захватчиками, а вскоре был назначен новым правителем Кеша. Однако Хаджи и не думал сдаваться и через некоторое время вновь вернул себе перевес в управлении городом. Тогда Тимур призвал в союзники монгольских воинов и в 1361 году окончательно получил в свое управление город, а заодно и всю Кашкадарьинскую область.

Расширение империи Тамерлана

В 1635 г. Тимур вместе с Хусейном напал на нового хана Моголистана – Ильяса Хаджи, однако тот дал врагам неожиданный отпор и разбил их войска.

В результате поражения Тимур понял, что Хусейн более не может служить ему эффективным союзником, и жестоко расправился с ним, став единоличным правителем Мавераннахра. Эмир представлял себя потомком Чингисхана, слава которого не давала покоя будущему правителю с самого детства. Амбициозный завоеватель начал движение на владения ордынского хана Мамая и вскоре захватил земли Южного Хорезма, а правителем захваченных территорий сделал своего наместника – хана Тохтамыша.

Но коварный Тохтамыш предал Тимура и начал войну, которая продолжалась с 1389 по 1395 гг. В это время Золотая Орда была окончательно разгромлена и перешла во власть эмира Тимура. Талантливый полководец остановил свой победоносный поход только на границе Руси, которую он считал дружественным государством. Так была создана величественная империя Тимуридов – продолжателей рода эмира Тимура, правивших практически на всей территории Средней Азии долгие годы.

Наследие Тамерлана

карта империи Тимура

Государство Тимуридов – земли, которыми управляли прямые потомки эмира Тимура – просуществовало на территории Мавераннахра (регионы современных Ирана и Ирака) около полутора веков, с 1370 г. по 1507 г. включительно.

Наследники эмира Тимура также отличались неординарными управленческими талантами, которые передались от легендарного предка. Так, один из представителей царственной династии, Захир ад-дин Мухаммад Бабур, стал основоположником рода Великих Моголов, существовавших на территории северной Индии с 1526 года.

Легенда о могиле Тамерлана

В народе бытует легенда о том, что гробница Тамерлана предрекла начало Великой Отечественной войны.

В начале июня 1941 года экспедиция советских ученых начала раскопки в Гур-Эмире с целью установить достоверность останков захороненного здесь эмира Тимура и его потомков из рода Тимуридов (в том числе знаменитого Улугбека). Возглавляли экспедицию Ташмухамед Кары-Ниязов и Михаил Герасимов. Деятельность археологов вызвала негодование среди населения, поскольку в Узбекистане могила эмира считалась священной, и ее вскрытие сулило большую беду.

Несмотря на все предостережения, мавзолей эмира был вскрыт. Ровно через два дня после этого – ночью 22 июня 1941 года – нацистская Германия вторглась на территорию СССР без объявления войны. Суеверные люди быстро связали два этих события. Экспедицию остановили, а найденные останки направили на изучение в Москву.

Стоит отметить, что переломный момент в войне Советов с фашистами наметился после Сталинградской битвы, которой предшествовал приказ И. В. Сталина вернуть прах Тимура и его наследников обратно в Самарканд и предать земле. Как гласит легенда, самолет с мощами могучего завоевателя месяц маневрировал над линией фронта, воодушевляя всех мусульман, воевавших на фронтах Великой Отечественной.

След, оставленный Тамерланом в истории Узбекистана

Мавзолей Гур Эмир в Самарканде

Мавзолей Гур Эмир в Самарканде

Полководец и завоеватель стал национальным достоянием страны и был увековечен в многочисленных памятниках эмиру Тимуру, разбросанных на территории всего государства.

Так, в стране существуют десятки географических объектов – населенных пунктов, пещер и предгорий – названных в честь Тамерлана. В Самарканде и в Ташкенте существуют улицы, названные по имени эмира Тимура. В этих главных городах Узбекистана находятся также скверы, названные в честь правителя, и возведенные ему памятники.

Отдельного внимания стоит величественный мавзолей эмира Тимура – гробница Гур-Эмир. Она расположена на площади Регистан в центре Самарканда и охраняется ЮНЕСКО.

Читайте также: