Вклад ученых в психодиагностику кратко таблица
Обновлено: 04.07.2024
Психодиагностика берет свое начало из экспериментальной психологии.
- Введение коэффициента интеллектуальности;
- Введение статистических норм.
Далее в психодиагностике появляется групповое тестирование. Оно становится особенно уникальным в США перед первой мировой войной для распределения рекрутов.
Для тестов также были выведены нормы, они были проверены на валидность и надежность.
Стандартизация методики – единообразие процедуры проведения методики и оценки полученных в ходе обследования результатов.
Надежность методики представляет собой стабильность результатов при многократном обследовании.
Валидность методики – это достоверность измерения определенного психического свойство, которое подвержено измерению.
В это же время появляются другие тесты – тесты способностей, а также тесты достижений. Такие тесты использовались в консультировании по поводу профотбора. Создавались целые батареи тестов для отбора в различные учебные заведения.
Кроме того, стали появляться проективные методики, которые базировались на различных ассоциативных теориях.
Развитие отечественной психодиагностики
Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные.
Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации, в промышленности и на транспорте. Если в педологии, больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике – тестам специальных способностей. Использование было интенсивным и неконтролируемым. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. Например, вызывал протест массовый перевод вполне умственно-сохранных, но педагогически запущенных детей (с низким уровнем развития речевого мышления или вербального интеллекта) из нормальных школ в школы для умственно отсталых детей. Возникла необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости.
- Россолимо Г. И. выявил психологические профили. Кроме того, он разработал краткий метод исследования умственной отсталости. Недостатком этого метода являлось то, что в методике не было проверки особенностей словесно-логического мышления.
- Трошин Г. Я. Считал, что наблюдение за детьми должно происходить в естественных условиях.
- Лазурский А. Ф. разрабатывал естественный эксперимент.
- Выготский Л. С. Ввел понятия зоны актуального и ближайшего развития.
История психодиагностики тесно переплетается с историей общей психологии, что представлено на рисунке 1.
* Данные о датах жизни приводятся по состоянию на июнь'1998 г. '
АНАСТАЗИ Анна(Anastasi A.; p. 1908).
Американский психолог, профессор, руководитель психологического факультета Университета Фордхам. Президент Американской психологической ассоциации (1971-1972). Внесла значительный вклад в психологическую диагностику решением широкого круга проблем конструирования тестов и разработкой теории психологических измерений, факторного анализа, диагностики психического развития детей, фундаментальных вопросов дифференциальной психологии. Основные рабо-
БЕНТОН Артур(Benton A. L, p. 1909). Американский психолог, профессор психологии Медицинской школы Луисвил-льского университета, профессор психологии и неврологии, руководитель не-
БИНЕ Альфред(Binet A.; 1857-1911).
БЛЕЙХЕР Вадим Моисеевич( 1930 -1998 ). Украинский психиатр и психолог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Украины. С 1968 г. заведовал лабораторией клинической психологии Киевской психоневрологической больницы им. И. П. Павлова. В течение ряда лет преподавал курс клинической психологии в Киевском университете
БУРЛАЧУК Леонид Фокнч(р. 1947 г.)
украинский психолог. Закончил Киевский национальный университет им. Т. Г. Шевченко (1970), в котором начал преподавательскую деятельность с 1970 г., занимая должности ассистента, доцента, заведую-
ВЕКСЛЕР Дэвид(Wechsler D.; 1896-1981). Американский психолог и психи-
ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович(1896-1934). Один из основоположников советской психологии. В области психологической диагностики наибольшее значение имеют работы Л. С. Выготского по генетической психологии, формированию и развитию высших психологических функций,
ГЕЗЕЛЛ АрнольдЛуций (Gesell A. L.; 1880-1961). Американский психолог, руководитель Йельской клиники детского развития. Специалист в области экспериментальных исследований развития психических функций у детей, норм психического развития ребенка. Разработал одну
ГОДДАРТ Генри Герберт(God-dardH. H.; 1866-1957). Американский психолог, профессор психологии университета штата Огайо, руководитель Школы для детей, отстающих в развитии (Vi-neland Training School for Fiebleminded Children) — первого учреждения такого профиля в США. Известен исследованиями психологии умственно отсталых. Разработал адаптированную версию Бине— Симона умственного развития шкалы, применявшуюся в США. Предложил классификацию уровней задержки психического развития. Придерживался т. з., что в возникновении ретардации ведущую роль играют факторы наследственности. Основные работы: «Feeblemimdednes, It's
ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна
КЛАПАРЕД Эдуард(Claparede E.; 1873-1940). Швейцарский психолог, профессор Женевского университета, основатель Ассоциации прикладной- психологии (Association Applied Psychology), Института Руссо (Женева). Исследования по-свяшены вопросам педагогической и детской психологии. Основная работа: «Psy-chologie de l'enfant et Pedagogie Experimental (1922).
КРЕПЕЛИН Эмиль (Kraepelin E.; 1856-1926). Один из выдающихся немецких психиатров, профессор психиатрии Дер-птекого (Тартуского), Гельдельбергского и Мюнхенского университетов. Основная заслуга Э. Крепелина — разработка классификации психических заболеваний, являющаяся основой для существующей ныне. Э. Крепелин большое внимание уделял исследованию психологии больных, разработав ряд приемов и методик их исследования. Он является автором одного из выдающихся учебников по психиатрии, выдержавшего восемь прижизненных изданий, — Psychiatrie, Bd. 1-4 (1909-1915).
КРОНБАХ Ли(Cronbach L. J.; 1916-1994). Американский психолог, профессор Чикагского, Иллинойского и Станфор-дского университетов (США), президент Американской психологической ассоциации (1957). Основатель Комитета стандартизации тестов (Committee on Test Standards) при АПА. В развитие психологической диагностики внес вклад разработкой теоретических проблем диагностики интеллекта и личности, в частности ва-лидности психологических тестов.
КЭТТЕЛЛ Раймонд Бернард(Cat-tell R. В.; 1905-1998). Американский психолог, профессор Иллинойского университета, а также университетов Стенли Холла и Кларка. Основал Интститут по
ЛАНДОЛЬТ Эдмунд(Landolt E.; 1846-1926). Французский офтальмолог. Материал предложенной им пробы для исследования остроты зрения применяется в одной из распространенных методик исследования внимания (см. Психодиагностика внимания).
ЛИПМАНОттоШртапО.; 1880-1933). Немецкий психолог, ученик Г. Эббингау-за и В. Штерна. Внес значительный вклад
ЛИЧКО Андрей Евгеньевич(1926-
ЛУРИЯ Александр Романович(1902-
МАК-НЬЮМАР Квин(Mc-Nemar Q.; р. 1900). Американский психолог, профессор Станфордского университета и Университета Фордхам (США, Техас). Большое внимание в своих исследованиях уде-
МОРЕНО Джекоб Леви(Moreno J. L.;
Наряду с разработкой фундаментальных и практических вопросов психологии и психотехники, X. Мюнстенберг большое внимание уделял популяризации психологических знаний, внес вклад в анализ
ОЗЕРЕЦКИЙ Николай Иванович
(1893-1955). Советский психиатр, академик АМН СССР (1948). Начал исследовательскую деятельность в Институте охраны здоровья детей и подростков в Ленинграде. С 1929 г. профессор и заведующий кафедрой психопатологии детского возраста Ленинградского государственного педагогического института им. Герцена, с 1933 г. заведующий кафедрой психиатрии Ленинградского медицинского института. Работы посвящены проблемам психических заболеваний у детей и подростков, вопросам лечения и воспитания больных неврозами и психозами. Озерец-кого оценки моторики шкала получила широкую известность, переведена на большинство европейских языков и легла в основу аналогичных разработок зарубежных психологов (см. Врейса моторных способностей тесты). Н. И. Озерец-кий — автор более 70 научных работ, среди которых учебник «Психопатология дет-
ОТИС Артур Синтон(Otis A. S.; 1886-1963). Американский психолог, родился в г. Денвер. Карьеру начал в качестве редактора литературы по математике и психологии в издательстве Word Book Company. Ученик Л. Термена. По заказу американской армии разработал известные тесты Альфа и Бета. К числу других распространенных в свое время тестов, созданных А. Отисом, относятся тест для самообследования (Otis Self Administering Test of Mental Ability), ускоренный тест умственных способностей (Otis Quick Scoring Mental Ability Test) и ряд др. Otis Group Intelligence Scale долгие годы использовалась в США в качестве школьного скрининг-теста. Наряду с психологическими работами А. Отису принадлежат труды в области методики преподавания математики в школе.
ПИАЖЕ Жан(Piage Jean; 1896-1980). Швейцарский философ, психолог, зоолог, ученик Т. Симона и Д. Блейлера, профессор философии и психологии универси-
РОЗЕНЦВЕЙГ Саул(Rosenzweig S.; p. 1907). Американский психолог, профессор университета Сент-Луис. Известен разработкой теории фрустрации (см. Ро-зенцвейга рисуночной фрустрации методика), работами в области клиники шизофрении, теоретических проблем проек-
РОССОЛИМО Григорий Иванович
(1860-1928). Русский советский невропатолог, психиатр, психолог. Профессор Московского университета. Основоположник отечественной детской неврологии. Один из основателей общества невропатологов и психиатров, а также Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Г. И. Россолимо предложен ряд приборов для объективного исследования состояния нервной системы; он одним из первых стал применять хирургические методы для лечения нервных заболеваний. Г. И. Россолимо описан специфический патологический рефлекс, названный его именем. Исследования Г. И. Россолимо посвящены проблемам детской психологии, дефектологии, медицинской психологии, проблемам тестового исследования умственного развития. Г. И. Россолимо выдвинул идею количественной оценки элементов духовной жизни с целью выявления индивидуально своеобразного профиля развития отдельных сторон больной и здоровой личности. Основные рабо-
РОТТЕРЮлиан Бернард (Rotter J. В.;
СЕГЕН Эдуард (Seguin E.; 1812-1880).
СИМОНТеодор (Simon Т.; 1873-1961). Французский психолог, профессор колледжа учителей в Сиене, руководитель Педагогической лаборатории (Париж). Совместно с А. Бине разработал первый тест исследования интеллекта (1905) (см. Бине—Симона умственного развития шкала), тесты для исследования детей с двухлетнего возраста, батарею тестов Рег-ray-Vaculuse (по наименованию колонии для отстающих в умственном развитии, которой заведовал Т.Симон в 1920—
ТЕРМЕНЛевис Мадисон (Тег-man L. M.; 1877-1956). Американский психолог, профессор Станфордского университета. Основные работы Л. М. Терме-на посвящены проблемам педагогической психологии, теории тестовых измерений, проблемам развития интеллекта ребенка, психологии пола и семейных отношений. Является разработчиком многих распространенных психодиагностических методик. Кроме широко известной Станфорд—
ТЕРСТОУНЛуис Леон (Thurstone L. L;
А. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик*
Введение 2
1. Понятие ресурсов управления. 3-6
2.Качество управления. 7-9
3.Эффективность управления. 10
3.1.Сущность эффективности управления. 10-12
3.2.Количественные показатели эффективности. 13
3.3.Качественные показатели эффективности. 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Содержимое работы - 1 файл
Задание №1.doc
Таблица основных теоретических вкладов психологических научных школ.
Основные теоретические вклады
СТРУКТУРАЛИЗМ
Главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования. Структурализм в психологии ставит своей целью изучение структуры разума, анализируясоставляющие перцепт ивного процесса. При анализе структуры разума применяется метод индивидуального чувственного опыта — интроспекция или самонаблюдение. Вильгельм Вундт разработал метод интроспекции в психологии. Видным представителем структурализма в психологии был ученик Вундта Эдвард Титченер считавший, что сознание может быть сведено к трем элементарным состояниям: ощущения, представ ление, аффекция.В 1879 г. была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория.
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
Освальд Кюльпе, Нарцисс Ах, Карл Бюлер
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Франц Брентано , Карл Штумпф, Вильям Джемс, Джон Дьюи
БИХЕВИОРИЗМ
Эдвард Торндайк, Джон Браадус Уотсон, У.Хантер, К.Лешли
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально пре -образовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных". Термины Торндайк употреблял традиционные – "интеллект", "ассоциативные процессы", но содержанием они наполнялись новым. Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Основоположником бих евиоризма явля- ется американский ученый Джон Бродес Уотсон , который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами.
Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообще может обойтись. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы.
С точки зрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований и, наоборот, "по-человечески" трактовать виды и формы поведения животных. Утверждалось, что человек отличается от животного только большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способен реагировать
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тема 2. История развития психодиагностики
Психология имеет длинную предысторию
и очень короткую историю.
Содержание темы
2.1 Экспериментальная психология как источник возникновения психодиагностики.
2.2 Различие между дифференциальной психологией и психодиагностикой.
2.3 Прикладная психология как источник психодиагностики.
2.4 Тестология как неотъемлемая часть психодиагностики.
2.5 Дефектологическая диагностика Л.С. Выготского как инновационная идея в диагностике детского развития.
Можно предположить, что источники возникновения диагностики связаны с тестированием и теряются в глубокой древности. В частности, А. Анастази и С. Урбина напоминают о существовавшей в китайской империи на протяжении 2000 лет системе экзаменов при поступлении на гражданскую службу [1, с. 48]. У древних греков испытание (testing) стало неизменным дополнением учебного процесса: учеников подвергали испытаниям для оценки овладения физическими и умственными навыками.
Существенным шагом в научном понимании сущности диагноза применительно к детскому психическому развитию стало обращение ряда ученых в конце 19-го – начале 20-го века к разработке понятий педологического диагноза и педологического прогноза (С. Холл, А. Гезелл, А.П. Нечаев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.)
Однако ограничим нашу ретроспективу обращением к теоретическим коллизиям, сопровождающим вычленение четырех наиболее важных источников становления психолого-педагогической диагностики: тестологии, экспериментальной, дифференциальной и прикладной психологии.
2.1 Экспериментальная психология как источник возникновения психодиагностики
Экспериментальная психология оказала влияние на развитие диагностики благодаря работам основателя психофизики Г. Фехнера (1860), который обосновал возможность измерения интенсивности ощущений. В Лейпцигской лаборатории В. Вундтом (1879) разрабатывались методы исследования сущности сенсорных и сенсомоторных феноменов.
Как известно, в ходе эксперимента исследователь планомерно варьирует условия (манипулирует одной или несколькими переменными) для того, чтобы вызвать и зарегистрировать то или иное психологическое явление. В ходе тестирования, наоборот, для всех испытуемых создаются одинаковые условия с тем, чтобы выявить индивидуальные различия между ними в психической деятельности.
Дж. Кеттелл (1890) первым увидел в тестах средство измерения, казалось бы, не измеряемых высших психических функций. Он считал, что для решения этой задачи необходимо выполнить два важных требования: 1) всем испытуемым дается одинаковая инструкция по выполнению заданий теста, из которой они должны хорошо усвоить, что и как им надо делать; 2) лаборатория для тестирования должна быть хорошо оборудована и в нее не должны допускаться зрители.
2.2 Различие между дифференциальной психологией и психодиагностикой
Возникновение психодиагностики характеризуется переходом от исследования индивидуальных различий к исследованию личностной индивидуальности. Существенным признаком этого перехода является выявление интраиндивидуальных взаимосвязей психических свойств. Именно изучение внутренней структуры отношений между отдельными психологическими особенностями личности составляет основу постановки высшего уровня психологического диагноза – типологического.
2.3 Прикладная психология как источник психодиагностики
Одним из важнейших источников психолого-педагогической и дифференциальной диагностики была прикладная психология, возникновение которой также связано с именем В. Штерна [см.: 3, с. 36]. Называя себя автором этого понятия, Штерн различал психологическую оценку и психологическое воздействие (психотехнику). Очевидно, что под психологической оценкой он понимал, если обратиться к современной терминологии, психодиагностику.
В то же время Штерн сформулировал принцип единства диагностики и развития личности. В дальнейшем этот принцип был подхвачен Л.С. Выготским в качестве необходимой методологической основы практики диагностирования детей.
2.4 Тестология как неотъемлемая часть психодиагностики
Самое сильное влияние на психолого-педагогическую и дифференциальную диагностику оказала тестология, поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые в определенной мере сохранили свое значение до настоящего времени. Так сложилось в истории психологии, что задолго до формулирования теорий интеллекта под влиянием практического запроса стали изобретаться измерительные средства – тесты. Создание тестов повлекло за собой разработку соответствующих технологий, что собственно и обусловило возникновение тестологии.
Основателями тестовой диагностики единодушно признаются английский биолог Френсис Гальтон и американский психолог Джеймс Кеттелл.
Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения (например, различения длины, высоты звука и т.п.) могут служить средством оценки интеллекта. Многие из его тестов, например, линейка и свисток Гальтона, серия разновесов для измерения кинестетического различения и др., применяются до сих пор. Он разработал методы шкалирования, впервые применил анкетирование и технику свободных ассоциаций, вел систематические массовые обследования для накопления информации, необходимой для применения статистических методов.
Одним из основателей тестологии считается также французский психолог Анри Бине, который в начале ХХ века провел ряд экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления детей, которые после применения статистических процедур стали использоваться как тесты уровня умственного развития. Он ввел в тестологию понятие умственного возраста в отличие от паспортного. После усовершенствования его теста в Стенфордском университете США с помощью использования коэффициента IQ, предложенного В. Штерном, возникла методика измерения интеллекта, получившая название шкалы Стенфорд-Бине.
Благодаря и перечисленным и другим ученым тестология получила всеобщее признание. Как прикладное направление в науке, она включает в себя основы конструирования тестов, определения норм и доказательства качества проводимых с их помощью измерений. Постановка диагноза во многих случаях как раз и зиждется на применении разнообразных тестов. Вот почему тестология и разработанная ею теория измерений входят составной частью в теорию психолого-педагогической диагностики.
2.5 Дефектологическая диагностика Л.С. Выготского как инновационная идея в диагностике детского развития
Дефектологическая диагностика Л.С. Выготского явилась инновационной идеей в диагностике детского развития. Выдвинутая Выготским при разработке общей психологической теории высших психических функций, она была введена и в психодиагностику дефективного ребенка [5]. Раскрывая динамику, лежащую в основе своеобразия развития умственно отсталого, физически дефективного и трудновоспитуемого ребенка, он показал и положительные стороны личности этих детей. Оптимистическая установка на поиск возможностей развития аномального ребенка является ведущей во всех дефектологических работах Выготского. Внимание Выготского – и в этом состояла новизна его подхода – привлекли те способности, которые оставались сохранными у таких детей и могли составить основу для развертывания их потенциальных возможностей. Именно возможности, а не дефекты, прежде всего, заинтересовали ученого.
Л.С. Выготский настаивал на новом подходе к дефективному ребенку – в первую очередь на отказе от изучения только феноменов того или иного дефекта. Он показал необходимость структурно-генетического анализа системы психических функций – во-вторых, в направлении оценки развития не только их самих, но и их интрафункциональных связей. В-третьих, существенным было рассмотрение своеобразия детского развития в причинно-следственном плане.
В качестве основы теории и практики педологической диагностики Выготским впервые сформулировано требование перейти от изучения симптомов того или иного дефекта к изучению сущности изменений в психике, выражающих себя в этих симптомах. Такой переход, осуществленный в психиатрии Э. Крепелином, был близок Выготскому поиском за симптомами психического заболевания причинно-следственных связей. Однако это лишь начало движения: подход Крепелина представлял собой фактически замену симптома симптокомплексом.
Между тем, как отмечают многие ученые, до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и личностного развития детей [6, с. 33-34]. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала личностной индивидуальности, на основе которой возможно решение умственных, речевых и социально-личностных проблем ребенка. Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь – выявлением психологических возможностей, на основе которого возможно построение системы индивидуального сопровождения ребенка.
Литературные источники
Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2007. – 688 с.
Анастази, А. Дифференциальная психология.Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. / А. Анастази. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.
Психодиагностика: теория и практика / Ред. Н.Ф. Талызина. – М. : Прогресс, 1986. – 207 с.
Выготский, Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.5. – М. : Педагогика, 1983. – 369 с.
Читайте также: