Вклад ученых в психодиагностику кратко таблица

Обновлено: 04.07.2024

Психодиагностика берет свое начало из экспериментальной психологии.

  • Введение коэффициента интеллектуальности;
  • Введение статистических норм.

Далее в психодиагностике появляется групповое тестирование. Оно становится особенно уникальным в США перед первой мировой войной для распределения рекрутов.

Для тестов также были выведены нормы, они были проверены на валидность и надежность.

Стандартизация методики – единообразие процедуры проведения методики и оценки полученных в ходе обследования результатов.

Надежность методики представляет собой стабильность результатов при многократном обследовании.

Валидность методики – это достоверность измерения определенного психического свойство, которое подвержено измерению.

В это же время появляются другие тесты – тесты способностей, а также тесты достижений. Такие тесты использовались в консультировании по поводу профотбора. Создавались целые батареи тестов для отбора в различные учебные заведения.

Кроме того, стали появляться проективные методики, которые базировались на различных ассоциативных теориях.

Развитие отечественной психодиагностики

Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные.

Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации, в промышленности и на транспорте. Если в педологии, больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике – тестам специальных способностей. Использование было интенсивным и неконтролируемым. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. Например, вызывал протест массовый перевод вполне умственно-сохранных, но педагогически запущенных детей (с низким уровнем развития речевого мышления или вербального интеллекта) из нормальных школ в школы для умственно отсталых детей. Возникла необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости.

  1. Россолимо Г. И. выявил психологические профили. Кроме того, он разработал краткий метод исследования умственной отсталости. Недостатком этого метода являлось то, что в методике не было проверки особенностей словесно-логического мышления.
  2. Трошин Г. Я. Считал, что наблюдение за детьми должно происходить в естественных условиях.
  3. Лазурский А. Ф. разрабатывал естественный эксперимент.
  4. Выготский Л. С. Ввел понятия зоны актуального и ближайшего развития.

История психодиагностики тесно переплетается с историей общей психологии, что представлено на рисунке 1.

* Данные о датах жизни приводятся по со­стоянию на июнь'1998 г. '

АНАСТАЗИ Анна(Anastasi A.; p. 1908).

Американский психолог, профессор, руко­водитель психологического факультета Университета Фордхам. Президент Аме­риканской психологической ассоциации (1971-1972). Внесла значительный вклад в психологическую диагностику решени­ем широкого круга проблем конструирова­ния тестов и разработкой теории психоло­гических измерений, факторного анализа, диагностики психического развития де­тей, фундаментальных вопросов диффе­ренциальной психологии. Основные рабо-

БЕНТОН Артур(Benton A. L, p. 1909). Американский психолог, профессор пси­хологии Медицинской школы Луисвил-льского университета, профессор пси­хологии и неврологии, руководитель не-

БИНЕ Альфред(Binet A.; 1857-1911).

БЛЕЙХЕР Вадим Моисеевич( 1930 -1998 ). Украинский психиатр и психолог, доктор медицинских наук, профессор, за­служенный врач Украины. С 1968 г. заве­довал лабораторией клинической психо­логии Киевской психоневрологической больницы им. И. П. Павлова. В течение ряда лет преподавал курс клинической психологии в Киевском университете

БУРЛАЧУК Леонид Фокнч(р. 1947 г.)

украинский психолог. Закончил Киевский национальный университет им. Т. Г. Шев­ченко (1970), в котором начал преподава­тельскую деятельность с 1970 г., занимая должности ассистента, доцента, заведую-

ВЕКСЛЕР Дэвид(Wechsler D.; 1896-1981). Американский психолог и психи-

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович(1896-1934). Один из основоположников совет­ской психологии. В области психологиче­ской диагностики наибольшее значение имеют работы Л. С. Выготского по генети­ческой психологии, формированию и раз­витию высших психологических функций,

ГЕЗЕЛЛ АрнольдЛуций (Gesell A. L.; 1880-1961). Американский психолог, ру­ководитель Йельской клиники детского развития. Специалист в области экспери­ментальных исследований развития пси­хических функций у детей, норм психичес­кого развития ребенка. Разработал одну

ГОДДАРТ Генри Герберт(God-dardH. H.; 1866-1957). Американский психолог, профессор психологии универ­ситета штата Огайо, руководитель Школы для детей, отстающих в развитии (Vi-neland Training School for Fiebleminded Children) — первого учреждения такого профиля в США. Известен исследования­ми психологии умственно отсталых. Раз­работал адаптированную версию Бине— Симона умственного развития шкалы, применявшуюся в США. Предложил клас­сификацию уровней задержки психичес­кого развития. Придерживался т. з., что в возникновении ретардации ведущую роль играют факторы наследственности. Ос­новные работы: «Feeblemimdednes, It's

ЗЕЙГАРНИК Блюма Вульфовна

КЛАПАРЕД Эдуард(Claparede E.; 1873-1940). Швейцарский психолог, про­фессор Женевского университета, основа­тель Ассоциации прикладной- психологии (Association Applied Psychology), Инсти­тута Руссо (Женева). Исследования по-свяшены вопросам педагогической и дет­ской психологии. Основная работа: «Psy-chologie de l'enfant et Pedagogie Expe­rimental (1922).

КРЕПЕЛИН Эмиль (Kraepelin E.; 1856-1926). Один из выдающихся немецких психиатров, профессор психиатрии Дер-птекого (Тартуского), Гельдельбергского и Мюнхенского университетов. Основная заслуга Э. Крепелина — разработка клас­сификации психических заболеваний, яв­ляющаяся основой для существующей ныне. Э. Крепелин большое внимание уде­лял исследованию психологии больных, разработав ряд приемов и методик их ис­следования. Он является автором одного из выдающихся учебников по психиатрии, выдержавшего восемь прижизненных изданий, — Psychiatrie, Bd. 1-4 (1909-1915).

КРОНБАХ Ли(Cronbach L. J.; 1916-1994). Американский психолог, профес­сор Чикагского, Иллинойского и Станфор-дского университетов (США), президент Американской психологической ассоциа­ции (1957). Основатель Комитета стандар­тизации тестов (Committee on Test Standards) при АПА. В развитие психоло­гической диагностики внес вклад разра­боткой теоретических проблем диагности­ки интеллекта и личности, в частности ва-лидности психологических тестов.

КЭТТЕЛЛ Раймонд Бернард(Cat-tell R. В.; 1905-1998). Американский пси­холог, профессор Иллинойского универ­ситета, а также университетов Стенли Холла и Кларка. Основал Интститут по

ЛАНДОЛЬТ Эдмунд(Landolt E.; 1846-1926). Французский офтальмолог. Мате­риал предложенной им пробы для иссле­дования остроты зрения применяется в одной из распространенных методик ис­следования внимания (см. Психодиагно­стика внимания).

ЛИПМАНОттоШртапО.; 1880-1933). Немецкий психолог, ученик Г. Эббингау-за и В. Штерна. Внес значительный вклад

ЛИЧКО Андрей Евгеньевич(1926-

ЛУРИЯ Александр Романович(1902-

МАК-НЬЮМАР Квин(Mc-Nemar Q.; р. 1900). Американский психолог, профес­сор Станфордского университета и Уни­верситета Фордхам (США, Техас). Боль­шое внимание в своих исследованиях уде-

МОРЕНО Джекоб Леви(Moreno J. L.;

Наряду с разработкой фундаменталь­ных и практических вопросов психологии и психотехники, X. Мюнстенберг боль­шое внимание уделял популяризации пси­хологических знаний, внес вклад в анализ

ОЗЕРЕЦКИЙ Николай Иванович

(1893-1955). Советский психиатр, акаде­мик АМН СССР (1948). Начал исследо­вательскую деятельность в Институте охраны здоровья детей и подростков в Ле­нинграде. С 1929 г. профессор и заведую­щий кафедрой психопатологии детского возраста Ленинградского государственно­го педагогического института им. Герце­на, с 1933 г. заведующий кафедрой психи­атрии Ленинградского медицинского ин­ститута. Работы посвящены проблемам психических заболеваний у детей и подро­стков, вопросам лечения и воспитания больных неврозами и психозами. Озерец-кого оценки моторики шкала получила широкую известность, переведена на большинство европейских языков и легла в основу аналогичных разработок зару­бежных психологов (см. Врейса мотор­ных способностей тесты). Н. И. Озерец-кий — автор более 70 научных работ, сре­ди которых учебник «Психопатология дет-

ОТИС Артур Синтон(Otis A. S.; 1886-1963). Американский психолог, родился в г. Денвер. Карьеру начал в качестве редак­тора литературы по математике и психо­логии в издательстве Word Book Company. Ученик Л. Термена. По заказу американ­ской армии разработал известные тесты Альфа и Бета. К числу других распростра­ненных в свое время тестов, созданных А. Отисом, относятся тест для самообсле­дования (Otis Self Administering Test of Mental Ability), ускоренный тест умствен­ных способностей (Otis Quick Scoring Mental Ability Test) и ряд др. Otis Group Intelligence Scale долгие годы использова­лась в США в качестве школьного скри­нинг-теста. Наряду с психологическими работами А. Отису принадлежат труды в области методики преподавания матема­тики в школе.

ПИАЖЕ Жан(Piage Jean; 1896-1980). Швейцарский философ, психолог, зоолог, ученик Т. Симона и Д. Блейлера, профес­сор философии и психологии универси-

РОЗЕНЦВЕЙГ Саул(Rosenzweig S.; p. 1907). Американский психолог, профес­сор университета Сент-Луис. Известен разработкой теории фрустрации (см. Ро-зенцвейга рисуночной фрустрации ме­тодика), работами в области клиники ши­зофрении, теоретических проблем проек-

РОССОЛИМО Григорий Иванович

(1860-1928). Русский советский невропа­толог, психиатр, психолог. Профессор Московского университета. Основопо­ложник отечественной детской невроло­гии. Один из основателей общества невро­патологов и психиатров, а также Журнала невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Г. И. Россолимо предло­жен ряд приборов для объективного иссле­дования состояния нервной системы; он одним из первых стал применять хирурги­ческие методы для лечения нервных забо­леваний. Г. И. Россолимо описан специфи­ческий патологический рефлекс, назван­ный его именем. Исследования Г. И. Рос­солимо посвящены проблемам детской психологии, дефектологии, медицинской психологии, проблемам тестового иссле­дования умственного развития. Г. И. Рос­солимо выдвинул идею количественной оценки элементов духовной жизни с целью выявления индивидуально своеобразного профиля развития отдельных сторон боль­ной и здоровой личности. Основные рабо-

РОТТЕРЮлиан Бернард (Rotter J. В.;

СЕГЕН Эдуард (Seguin E.; 1812-1880).

СИМОНТеодор (Simon Т.; 1873-1961). Французский психолог, профессор кол­леджа учителей в Сиене, руководитель Педагогической лаборатории (Париж). Совместно с А. Бине разработал первый тест исследования интеллекта (1905) (см. Бине—Симона умственного развития шкала), тесты для исследования детей с двухлетнего возраста, батарею тестов Рег-ray-Vaculuse (по наименованию колонии для отстающих в умственном развитии, которой заведовал Т.Симон в 1920—

ТЕРМЕНЛевис Мадисон (Тег-man L. M.; 1877-1956). Американский психолог, профессор Станфордского уни­верситета. Основные работы Л. М. Терме-на посвящены проблемам педагогической психологии, теории тестовых измерений, проблемам развития интеллекта ребенка, психологии пола и семейных отношений. Является разработчиком многих распрос­траненных психодиагностических мето­дик. Кроме широко известной Станфорд—

ТЕРСТОУНЛуис Леон (Thurstone L. L;

А. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик*

Введение 2
1. Понятие ресурсов управления. 3-6
2.Качество управления. 7-9
3.Эффективность управления. 10
3.1.Сущность эффективности управления. 10-12
3.2.Количественные показатели эффективности. 13
3.3.Качественные показатели эффективности. 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Содержимое работы - 1 файл

Задание №1.doc

Таблица основных теоретических вкладов психологических научных школ.

Основные теоретические вклады

СТРУКТУРАЛИЗМ

Главной задачей психологии экспериментальное исследование структуры сознания. Усилия школы были направлены на поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования. Структурализм в психологии ставит своей целью изучение структуры разума, анализируясоставляющие перцепт ивного процесса. При анализе структуры разума применяется метод индивидуального чувственного опыта — интроспекция или самонаблюдение. Вильгельм Вундт разработал метод интроспекции в психологии. Видным представителем структурализма в психологии был ученик Вундта Эдвард Титченер считавший, что сознание может быть сведено к трем элементарным состояниям: ощущения, представ ление, аффекция.В 1879 г. была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория.

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

Освальд Кюльпе, Нарцисс Ах, Карл Бюлер

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

Франц Брентано , Карл Штумпф, Вильям Джемс, Джон Дьюи

БИХЕВИОРИЗМ

Эдвард Торндайк, Джон Браадус Уотсон, У.Хантер, К.Лешли

Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально пре -образовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не со знание. Свои выводы Торндайк изложил в 1898 году в докторской диссертации "Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных". Термины Торндайк употреблял традиционные – "интеллект", "ассоциативные процессы", но содержанием они наполнялись новым. Торндайк существенно расширил область психологии. Он показал, что она простирается далеко за пределы сознания. Основоположником бих евиоризма явля- ется американский ученый Джон Бродес Уотсон , который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами.
Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообще может обойтись. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы.
С точки зрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человека принципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований и, наоборот, "по-человечески" трактовать виды и формы поведения животных. Утверждалось, что человек отличается от животного только большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способен реагировать

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 2. История развития психодиагностики

Психология имеет длинную предысторию

и очень короткую историю.

Содержание темы

2.1 Экспериментальная психология как источник возникновения психодиагностики.

2.2 Различие между дифференциальной психологией и психодиагностикой.

2.3 Прикладная психология как источник психодиагностики.

2.4 Тестология как неотъемлемая часть психодиагностики.

2.5 Дефектологическая диагностика Л.С. Выготского как инновационная идея в диагностике детского развития.

Можно предположить, что источники возникновения диагностики связаны с тестированием и теряются в глубокой древности. В частности, А. Анастази и С. Урбина напоминают о существовавшей в китайской империи на протяжении 2000 лет системе экзаменов при поступлении на гражданскую службу [1, с. 48]. У древних греков испытание (testing) стало неизменным дополнением учебного процесса: учеников подвергали испытаниям для оценки овладения физическими и умственными навыками.

Существенным шагом в научном понимании сущности диагноза применительно к детскому психическому развитию стало обращение ряда ученых в конце 19-го – начале 20-го века к разработке понятий педологического диагноза и педологического прогноза (С. Холл, А. Гезелл, А.П. Нечаев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.)

Однако ограничим нашу ретроспективу обращением к теоретическим коллизиям, сопровождающим вычленение четырех наиболее важных источников становления психолого-педагогической диагностики: тестологии, экспериментальной, дифференциальной и прикладной психологии.

2.1 Экспериментальная психология как источник возникновения психодиагностики

Экспериментальная психология оказала влияние на развитие диагностики благодаря работам основателя психофизики Г. Фехнера (1860), который обосновал возможность измерения интенсивности ощущений. В Лейпцигской лаборатории В. Вундтом (1879) разрабатывались методы исследования сущности сенсорных и сенсомоторных феноменов.

Как известно, в ходе эксперимента исследователь планомерно варьирует условия (манипулирует одной или несколькими переменными) для того, чтобы вызвать и зарегистрировать то или иное психологическое явление. В ходе тестирования, наоборот, для всех испытуемых создаются одинаковые условия с тем, чтобы выявить индивидуальные различия между ними в психической деятельности.

Дж. Кеттелл (1890) первым увидел в тестах средство измерения, казалось бы, не измеряемых высших психических функций. Он считал, что для решения этой задачи необходимо выполнить два важных требования: 1) всем испытуемым дается одинаковая инструкция по выполнению заданий теста, из которой они должны хорошо усвоить, что и как им надо делать; 2) лаборатория для тестирования должна быть хорошо оборудована и в нее не должны допускаться зрители.

2.2 Различие между дифференциальной психологией и психодиагностикой

Возникновение психодиагностики характеризуется переходом от исследования индивидуальных различий к исследованию личностной индивидуальности. Существенным признаком этого перехода является выявление интраиндивидуальных взаимосвязей психических свойств. Именно изучение внутренней структуры отношений между отдельными психологическими особенностями личности составляет основу постановки высшего уровня психологического диагноза – типологического.

2.3 Прикладная психология как источник психодиагностики

Одним из важнейших источников психолого-педагогической и дифференциальной диагностики была прикладная психология, возникновение которой также связано с именем В. Штерна [см.: 3, с. 36]. Называя себя автором этого понятия, Штерн различал психологическую оценку и психологическое воздействие (психотехнику). Очевидно, что под психологической оценкой он понимал, если обратиться к современной терминологии, психодиагностику.

В то же время Штерн сформулировал принцип единства диагностики и развития личности. В дальнейшем этот принцип был подхвачен Л.С. Выготским в качестве необходимой методологической основы практики диагностирования детей.

2.4 Тестология как неотъемлемая часть психодиагностики

Самое сильное влияние на психолого-педагогическую и дифференциальную диагностику оказала тестология, поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических свойств, которые в определенной мере сохранили свое значение до настоящего времени. Так сложилось в истории психологии, что задолго до формулирования теорий интеллекта под влиянием практического запроса стали изобретаться измерительные средства – тесты. Создание тестов повлекло за собой разработку соответствующих технологий, что собственно и обусловило возникновение тестологии.

Основателями тестовой диагностики единодушно признаются английский биолог Френсис Гальтон и американский психолог Джеймс Кеттелл.

Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения (например, различения длины, высоты звука и т.п.) могут служить средством оценки интеллекта. Многие из его тестов, например, линейка и свисток Гальтона, серия разновесов для измерения кинестетического различения и др., применяются до сих пор. Он разработал методы шкалирования, впервые применил анкетирование и технику свободных ассоциаций, вел систематические массовые обследования для накопления информации, необходимой для применения статистических методов.

Одним из основателей тестологии считается также французский психолог Анри Бине, который в начале ХХ века провел ряд экспериментов по изучению памяти, внимания, мышления детей, которые после применения статистических процедур стали использоваться как тесты уровня умственного развития. Он ввел в тестологию понятие умственного возраста в отличие от паспортного. После усовершенствования его теста в Стенфордском университете США с помощью использования коэффициента IQ, предложенного В. Штерном, возникла методика измерения интеллекта, получившая название шкалы Стенфорд-Бине.

Благодаря и перечисленным и другим ученым тестология получила всеобщее признание. Как прикладное направление в науке, она включает в себя основы конструирования тестов, определения норм и доказательства качества проводимых с их помощью измерений. Постановка диагноза во многих случаях как раз и зиждется на применении разнообразных тестов. Вот почему тестология и разработанная ею теория измерений входят составной частью в теорию психолого-педагогической диагностики.

2.5 Дефектологическая диагностика Л.С. Выготского как инновационная идея в диагностике детского развития

Дефектологическая диагностика Л.С. Выготского явилась инновационной идеей в диагностике детского развития. Выдвинутая Выготским при разработке общей психологической теории высших психических функций, она была введена и в психодиагностику дефективного ребенка [5]. Раскрывая динамику, лежащую в основе своеобразия развития умственно отсталого, физически дефективного и трудновоспитуемого ребенка, он показал и положительные стороны личности этих детей. Оптимистическая установка на поиск возможностей развития аномального ребенка является ведущей во всех дефектологических работах Выготского. Внимание Выготского – и в этом состояла новизна его подхода – привлекли те способности, которые оставались сохранными у таких детей и могли составить основу для развертывания их потенциальных возможностей. Именно возможности, а не дефекты, прежде всего, заинтересовали ученого.

Л.С. Выготский настаивал на новом подходе к дефективному ребенку – в первую очередь на отказе от изучения только феноменов того или иного дефекта. Он показал необходимость структурно-генетического анализа системы психических функций – во-вторых, в направлении оценки развития не только их самих, но и их интрафункциональных связей. В-третьих, существенным было рассмотрение своеобразия детского развития в причинно-следственном плане.

В качестве основы теории и практики педологической диагностики Выготским впервые сформулировано требование перейти от изучения симптомов того или иного дефекта к изучению сущности изменений в психике, выражающих себя в этих симптомах. Такой переход, осуществленный в психиатрии Э. Крепелином, был близок Выготскому поиском за симптомами психического заболевания причинно-следственных связей. Однако это лишь начало движения: подход Крепелина представлял собой фактически замену симптома симптокомплексом.

Между тем, как отмечают многие ученые, до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и личностного развития детей [6, с. 33-34]. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала личностной индивидуальности, на основе которой возможно решение умственных, речевых и социально-личностных проблем ребенка. Эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь – выявлением психологических возможностей, на основе которого возможно построение системы индивидуального сопровождения ребенка.

Литературные источники

Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – СПб. : Питер, 2007. – 688 с.

Анастази, А. Дифференциальная психология.Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. / А. Анастази. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 752 с.

Психодиагностика: теория и практика / Ред. Н.Ф. Талызина. – М. : Прогресс, 1986. – 207 с.

Выготский, Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.5. – М. : Педагогика, 1983. – 369 с.

Читайте также: