Вклад православной церкви в укрепление единого государства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Православная Церковь играла в истории России огромную, до сих пор еще недостаточно изученную и даже неосознанную во всей ее полноте роль. На протяжении более тысячелетия Церковь оказывала сильное воздействие на все стороны жизни русского и других принявших православие народов России. В прошлом, в лихие времена нашей истории. Русская Православная Церковь спасала культуру и сам язык русского народа, выступала как важный консолидирующий фактор в объединении удельных русских княжеств и образовании Русского централизованного государства.

Неоценима роль Православной Церкви в духовной жизни народа. С принятием христианства пришла письменность. Монастыри стали центрами распространения грамотности на Руси. В них велось летописание, которое сохранило память о первых веках нашей истории, создавались шедевры древнерусской литературы и иконописи. Выдающимися памятниками русского зодчества являются сохранившиеся храмы и монастырские комплексы.

Обстановка существенно изменилась на рубеже 80–90-х годов. В связи с тысячелетием крещения Руси резко возрос интерес к истории Русской Церкви и проблемам религии вообще как важнейшей духовной ценности народа. Стало очевидно, что без изучения истории Православной Церкви российская история существенно обеднена: без научного познания сущности православия на Руси не могут быть раскрыты глубинные процессы русского национального сознания.

Таким образом, ныне сама жизнь поставила перед историками задачу преодоления субъективизма и предвзятости в освещении истории Русской Православной Церкви, дать объективное, подлинно научное истолкование ее ключевых исторических событий и процессов. Для этого создались и благоприятные условия: пал коммунистический режим и вместе с ним давивший гуманитарные науки цензурный гнет.

В настоящее время история Русской Православной Церкви является одной из наиболее разрабатываемых тем как церковными, так и светскими историками. Регулярно проводятся совместные научные конференции по историко-церковным и богословским проблемам, уже изданы сотни книг и тысячи статей, защищены сотни кандидатских и десятки докторских диссертаций, из государственных архивов извлечены и опубликованы многие секретные документы о положении Русской Православной Церкви в советский период. Повысился интерес к истории Русской Православной Церкви и за рубежом.

Автор широко использовал и исследовательские труды по истории Русской Православной Церкви как общего характера, так и по отдельным проблемам: церковному управлению, церковному праву, церковным реформам, системе духовного образования, миссионерской деятельности, монастырям и монастырскому хозяйству, политике церковных и светских властей по отношению к старообрядчеству и сектантству ** . Особо хотелось бы отметить ставшие уже классическими работы таких историков церкви, как П.В. Верховский, Е.Е. Голубинский, А.П. Доброклонский, П.В. Знаменский, А.В. Карташев, С.В. Римский, С.Г. Рункевич, И.К. Смолич, И.А. Чистович.

При написании монографии автор опирался также на справочную литературу: статистические издания, списки епархий и монастырей, специальные энциклопедии (в том числе: Полный православный богословский энциклопедический словарь, репринт. – М., 1992. Т. 1–2; Богословская энциклопедия. – СПб., 1900–1916. Т. 1–12; Православная Энциклопедия. – М., 2000–2002 и др.).

В предлагаемой читателю книге освещаются следующие проблемы: как создавалась новая система управления Церковью, как она функционировала, как проводилась конфессиональная политика российских императоров на разных исторических этапах, как строилась и действовала система духовного образования, миссионерская деятельность Церкви, в каком положении находились приходское и монашествующее духовенство. Автор счел необходимым затронуть вопрос о старообрядчестве и сектантстве, противостоящих официальной Церкви и государству, о применяемых против них правительством ограничительных и даже репрессивных мерах.

Исследование доводится до деятельности Поместного Собора Русской Православной Церкви, точнее – до избрания Патриархом Всея Руси митрополита Московского и Коломенского Тихона (Белавина), принятия других важных решений.

Извлечения из воспоминаний Г.И. Шавельского и митрополита Евлогия помещены в Приложении 3.9 и 3.8 к данному исследованию.

Извлечения из этой книги, получившей в своей время широкий резонанс, даны в Приложении 3.4 к нашему исследованию.

В объединении русск их земель , формировании единого государства важную роль играла православная церковь , которая стала одним из самых авторитетных институтов в русско м обществ е .

Православие служило духовно - нравств е н н ой опорой русского народа в самые суровые годы л и шений . Во врем я татаро - монгольского ига знач ение православия еще более возросло . Великие моск овские князья , проводя сво ю объединительну ю политику , опирались на авторитет церкви . Известн о , что глав а Русской православной церкви митрополи т Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой , подолгу жил в Москве , где и умер в 1326 г . и был погребен в Успен с ком соборе . Еще не став ст ольным городом , Москва превратились в общерусский церковный центр : туда в 1326 г . была перенесена митрополия . Это способствовало укреплению политической роли московск ого княжества . В ли це церкви Москва приобрела мощн ого и весьма влиятельного союзника .

Православное духовен ство игра л о активную роль в освободительном процессе от татаро - монгольского ига . Особые заслуги в этом имеет основатель Троице - Сер гиева монастыр я Сергий Радонежский , став ши й одни м из наиболее почитаемых святых русской православной церкви . Он в м ест е с Дмитрием Донским по праву может быть назван организ атором и вдохнов ителем победы русских войск над татарскими войсками во время Кули к о вской битвы .

В период подготовки Руси к отпору надвигав шимся полчищам Ма ма я ве л и к а роль Сергия Радонежского в создании

соответствующего духовно - нравств е н н ого настроя в русском обществ е . Именно в это время Сергию пришло видение : во сне ему явилас ь Богороди ц а и обещала св ое покрови тельство русской земле . В Средневековье та к о го рода откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей . Весть о " явлен и и Богороди ц ы " Сергию быстро распространилась по русск им землям , что способствовало подъему патриотического чувства , единении русско г о народа в подгот о вке к отпору новому золотоордынскому нашествию .

Дмитрий Донской накануне Куликовско ю сражени я получил благословение Сергия " на битву за землю русскую ". Вмест е с благословен и ем Сергий Ра донежский отп р авил для духовн о й и воинской поддержки двух иноков своего монаст ыря богатырей Андреи Ослябя и Алек сандра Пересвета .

Преподобный Сергий стреми лся прео долеть конфликты между русскими князьями , способствовал их консолидации в o имя интересов Руси . Перед Куликовской битвой он п р едостерег Рязанского князя Олега от выступлен и я на стороне Орды , что способствовало победе русских войск . В 1387 г . Сергий настоя л на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олег а Федором . Заключение этого брака помогло снять проблемы в отношениях Москвы и Рязани , и между ними надолго был заключен мир .

В формировании еди ного русского госудаоства боь ш ое знач ение имело становление национальной русско й православной церкви .

Процесс становления национальной русской православной церкви начался с обрет е ния ее самостоятельности по отношению к Византи й ской , получения стат уса авт о кефальной ( независимой ) церкви . Как известно , с начала своего

образования русская православная церковь была метрополи е й Константинопол ь ской патриархии . Высшее должностное лицо на Руси - митропол ит Киев ский , зате м Владимирский и М о сковск ий назначались Константинополем и был и по национальности греки . В XIII-XV вв ., в связи с татаро - монгольски м нашест вием на Балк анский полуостров и захватом крестоносцами Византи и , процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась . Чаще всего митрополит посвящался на Руси , а патриарх лишь утверждал это п о священ не .

В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существ е нные изменения . В 1439 г . для того , чтобы обеспечит ь защиту Византии от нашест вия турок , на Вселенском соборе во Флоренции провославная церковь подписала с ка толичес к ой церковью унию - документ об объединении восточной и зап а д н о й христи а нских церквей . Этим документом признавалось глав енство папы Римского над всеми христианскими церквями , но для православия сохранялось пра в о совершат ь обряды по его канонически м правилам . Флорентийская уния была расц енен а русской православной церковью и всем р у сски м обществом как предательство , отступничество от истинной веры , так как православная Русь воспитывалась в духе ненависти к католич еству . Флорентийская уния была отвергнута , и это послужило пов одом для отделения русской п р авославной церкви от Константинопольской патриархии .




По приказу Великого князя моско вского Василия I I I митрополит Исидор , участво вавший во Вселенско м соборе и подписавший унию , был арестован и брошен в темницу . Несколько лет спустя , в 1448 г . Собор русских эпископов

впервые без уч ас т и я Константинопол я избрал митрополитом русского человека - Ио ну , епископа Рязанского .

Окончат е льно русская православная церковь ст ан овится самосто я тельной в 1589 г ., когда создастся авток е фальн а я Москов ск ая патриархия , и на Пом е стном соборе первым русским патриархом избирается Иов .

Следующим шагом в становлении национальной православной церкви было создание общерусски х святынь , что имело большое знач ение для укрепления духовн о го единства на Руси . Еще с времен Киев ской Руси жители кажд ой местности имели свои иконы и своих местных святы х угодн иков , под покровительством которых находился их край . Естественно , что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края , а другие области их игнорировали .

Интересы обьединения русских земель требовали соз д ания общерусских святынь , которым бы поклонялись во всех регионах . Объединяя уделы , мо ск овские князья перевозили важней шие местные святыни в новую столицу . Таки м обра зом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода , икона Благовещения из Устюга , ик она Бож ь е й Мат е ри из Смолен ск а и др .

С объединением русских земель вокр уг Москвы в единое государство возникла необходимость централизации культа . В целях укрепления государственности началось создани е общерусского пантеона святых : мест ные святые стали переводиться в ранг общецер ковных . На решение этой задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного . На перво м соборе (1547 г .) было канонизаровано , то есть причислено к лику святых , 22

угодн ика . На втором (1549 г .) - еще 17 угодников . Таким образом , в Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько святых , сколько не было канонизировано за пя ть предыдущих веков ее сушествования .

На фон е возвышения международного авторитета р у сского государства , роста на циона л ь н ого самосознания уже в конце XV в . формируется религиозно - п о литическая теория о всемирно - исторической роли Москов ского царства , о Мо скве , как " третьем Риме ". Эта идея опиралась на пред став лен и е о спасительной роли для всего человечества русского православия , как единственно го хранителя " истинного христианства " после заключения Флорентийской уни и и захват а Константинопол я турками .

В XV веке формирование национальной церкви приобретает новые чер т ы . Национальная русская православная церковь превращается в государств енную церковь . Предпосылки этого были заложены в самой традиции вост очного христианства . Вост очная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учрежден ий . На Руси эту традицию стреми лся продолжить князь Владимир I, Андрей Боголюбский , Владимир Мономах . После распада единого русского государства на удельные кня ж еств а союз церкви и государства был нарушен . Этот со юз н а чинает восст анавлив а ться по мер е формирования единого русского государства . Так , великий князь Моско вский Иван III добился подчинении митрополичьей каф е д р ы своей воле . С конца XV век а назначения на высши е ступени в ц е рковной иерархии стали зависет ь исключительно от воли ве л и к о го князя . Одновременно церковь пос тепенно санкциониру ет

обожествление личност и государя - " помазанника Божьего ". Эта тенденция отчетливо проявилась в 1498 г . в обряде коронации митрополитом Симоном внука Ивана III - Дмитрия , а также в венчании на царство Иван а I V митропол итом Макарием в

1547 году . Чин венчания на ца рс тв о Иван а IV был составлен митрополитом Макарием . Митрополит в торжеств е нной обстановке ( в Успен с ком соборе ) возложил на молодого царя венец , золотую цепь и бармы Мономах а . При этом он говорил об Иване I V как о " богом возлюбленн ом и богом избранном ", " богом венчанном " царе .

Васили й III и Иван IV жестко контролировали лояльность церкви по отношению к в е ликокняжеской , а за тем и цар с ко й власти . Однако они хорошо понимали роль церкви ка к одного из устоев социально й стабильности и законопослушания в государстве . Сурово карая строптив ых иерархов не желавших примириться с проявлениями жестокости р у сских государей , они последовательно сохраняли за цер к овью монополию в вопросах вероисповедания и всячески демонстрировали свое личное благочестие .

Таким образом , русская православная церко вь сы грала важную роль в станов лении и укреплении единого российского государства , выступая носительницей национальной православной идеологии .

В объединении русск их земель , формировании единого государства важную роль играла православная церковь , которая стала одним из самых авторитетных институтов в русско м обществ е .

Православие служило духовно - нравств е н н ой опорой русского народа в самые суровые годы л и шений . Во врем я татаро - монгольского ига знач ение православия еще более возросло . Великие моск овские князья , проводя сво ю объединительну ю политику , опирались на авторитет церкви . Известн о , что глав а Русской православной церкви митрополи т Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой , подолгу жил в Москве , где и умер в 1326 г . и был погребен в Успен с ком соборе . Еще не став ст ольным городом , Москва превратились в общерусский церковный центр : туда в 1326 г . была перенесена митрополия . Это способствовало укреплению политической роли московск ого княжества . В ли це церкви Москва приобрела мощн ого и весьма влиятельного союзника .

Православное духовен ство игра л о активную роль в освободительном процессе от татаро - монгольского ига . Особые заслуги в этом имеет основатель Троице - Сер гиева монастыр я Сергий Радонежский , став ши й одни м из наиболее почитаемых святых русской православной церкви . Он в м ест е с Дмитрием Донским по праву может быть назван организ атором и вдохнов ителем победы русских войск над татарскими войсками во время Кули к о вской битвы .

В период подготовки Руси к отпору надвигав шимся полчищам Ма ма я ве л и к а роль Сергия Радонежского в создании

соответствующего духовно - нравств е н н ого настроя в русском обществ е . Именно в это время Сергию пришло видение : во сне ему явилас ь Богороди ц а и обещала св ое покрови тельство русской земле . В Средневековье та к о го рода откровения имели огромное влияние на настроение и состояние духа людей . Весть о " явлен и и Богороди ц ы " Сергию быстро распространилась по русск им землям , что способствовало подъему патриотического чувства , единении русско г о народа в подгот о вке к отпору новому золотоордынскому нашествию .

Дмитрий Донской накануне Куликовско ю сражени я получил благословение Сергия " на битву за землю русскую ". Вмест е с благословен и ем Сергий Ра донежский отп р авил для духовн о й и воинской поддержки двух иноков своего монаст ыря богатырей Андреи Ослябя и Алек сандра Пересвета .

Преподобный Сергий стреми лся прео долеть конфликты между русскими князьями , способствовал их консолидации в o имя интересов Руси . Перед Куликовской битвой он п р едостерег Рязанского князя Олега от выступлен и я на стороне Орды , что способствовало победе русских войск . В 1387 г . Сергий настоя л на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олег а Федором . Заключение этого брака помогло снять проблемы в отношениях Москвы и Рязани , и между ними надолго был заключен мир .

В формировании еди ного русского госудаоства боь ш ое знач ение имело становление национальной русско й православной церкви .

Процесс становления национальной русской православной церкви начался с обрет е ния ее самостоятельности по отношению к Византи й ской , получения стат уса авт о кефальной ( независимой ) церкви . Как известно , с начала своего

образования русская православная церковь была метрополи е й Константинопол ь ской патриархии . Высшее должностное лицо на Руси - митропол ит Киев ский , зате м Владимирский и М о сковск ий назначались Константинополем и был и по национальности греки . В XIII-XV вв ., в связи с татаро - монгольски м нашест вием на Балк анский полуостров и захватом крестоносцами Византи и , процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась . Чаще всего митрополит посвящался на Руси , а патриарх лишь утверждал это п о священ не .

В конце XV века в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существ е нные изменения . В 1439 г . для того , чтобы обеспечит ь защиту Византии от нашест вия турок , на Вселенском соборе во Флоренции провославная церковь подписала с ка толичес к ой церковью унию - документ об объединении восточной и зап а д н о й христи а нских церквей . Этим документом признавалось глав енство папы Римского над всеми христианскими церквями , но для православия сохранялось пра в о совершат ь обряды по его канонически м правилам . Флорентийская уния была расц енен а русской православной церковью и всем р у сски м обществом как предательство , отступничество от истинной веры , так как православная Русь воспитывалась в духе ненависти к католич еству . Флорентийская уния была отвергнута , и это послужило пов одом для отделения русской п р авославной церкви от Константинопольской патриархии .

По приказу Великого князя моско вского Василия I I I митрополит Исидор , участво вавший во Вселенско м соборе и подписавший унию , был арестован и брошен в темницу . Несколько лет спустя , в 1448 г . Собор русских эпископов

впервые без уч ас т и я Константинопол я избрал митрополитом русского человека - Ио ну , епископа Рязанского .

Окончат е льно русская православная церковь ст ан овится самосто я тельной в 1589 г ., когда создастся авток е фальн а я Москов ск ая патриархия , и на Пом е стном соборе первым русским патриархом избирается Иов .

Следующим шагом в становлении национальной православной церкви было создание общерусски х святынь , что имело большое знач ение для укрепления духовн о го единства на Руси . Еще с времен Киев ской Руси жители кажд ой местности имели свои иконы и своих местных святы х угодн иков , под покровительством которых находился их край . Естественно , что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края , а другие области их игнорировали .

Интересы обьединения русских земель требовали соз д ания общерусских святынь , которым бы поклонялись во всех регионах . Объединяя уделы , мо ск овские князья перевозили важней шие местные святыни в новую столицу . Таки м обра зом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода , икона Благовещения из Устюга , ик она Бож ь е й Мат е ри из Смолен ск а и др .

С объединением русских земель вокр уг Москвы в единое государство возникла необходимость централизации культа . В целях укрепления государственности началось создани е общерусского пантеона святых : мест ные святые стали переводиться в ранг общецер ковных . На решение этой задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного . На перво м соборе (1547 г .) было канонизаровано , то есть причислено к лику святых , 22

угодн ика . На втором (1549 г .) - еще 17 угодников . Таким образом , в Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько святых , сколько не было канонизировано за пя ть предыдущих веков ее сушествования .

На фон е возвышения международного авторитета р у сского государства , роста на циона л ь н ого самосознания уже в конце XV в . формируется религиозно - п о литическая теория о всемирно - исторической роли Москов ского царства , о Мо скве , как " третьем Риме ". Эта идея опиралась на пред став лен и е о спасительной роли для всего человечества русского православия , как единственно го хранителя " истинного христианства " после заключения Флорентийской уни и и захват а Константинопол я турками .

В XV веке формирование национальной церкви приобретает новые чер т ы . Национальная русская православная церковь превращается в государств енную церковь . Предпосылки этого были заложены в самой традиции вост очного христианства . Вост очная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учрежден ий . На Руси эту традицию стреми лся продолжить князь Владимир I, Андрей Боголюбский , Владимир Мономах . После распада единого русского государства на удельные кня ж еств а союз церкви и государства был нарушен . Этот со юз н а чинает восст анавлив а ться по мер е формирования единого русского государства . Так , великий князь Моско вский Иван III добился подчинении митрополичьей каф е д р ы своей воле . С конца XV век а назначения на высши е ступени в ц е рковной иерархии стали зависет ь исключительно от воли ве л и к о го князя . Одновременно церковь пос тепенно санкциониру ет

обожествление личност и государя - " помазанника Божьего ". Эта тенденция отчетливо проявилась в 1498 г . в обряде коронации митрополитом Симоном внука Ивана III - Дмитрия , а также в венчании на царство Иван а I V митропол итом Макарием в

1547 году . Чин венчания на ца рс тв о Иван а IV был составлен митрополитом Макарием . Митрополит в торжеств е нной обстановке ( в Успен с ком соборе ) возложил на молодого царя венец , золотую цепь и бармы Мономах а . При этом он говорил об Иване I V как о " богом возлюбленн ом и богом избранном ", " богом венчанном " царе .

Васили й III и Иван IV жестко контролировали лояльность церкви по отношению к в е ликокняжеской , а за тем и цар с ко й власти . Однако они хорошо понимали роль церкви ка к одного из устоев социально й стабильности и законопослушания в государстве . Сурово карая строптив ых иерархов не желавших примириться с проявлениями жестокости р у сских государей , они последовательно сохраняли за цер к овью монополию в вопросах вероисповедания и всячески демонстрировали свое личное благочестие .

Таким образом , русская православная церко вь сы грала важную роль в станов лении и укреплении единого российского государства , выступая носительницей национальной православной идеологии .

В формировании крепкой власти на Руси в 14-15 веках сыграла идеология церкви. Русское общество стремилось укрепить свои нравственные силы для того, чтобы создать полностью независимое государство, где как раз и помогала церковь. В это время Сергий строит храм, как раз таки дав понять, что церковь играет значительную роль в становлении могущества Руси. Появляются еретики, которых в 1490 году отлучили от церкви. Появляется такое понятие как "Москва - Третий Рим", показывающее тесную связь государства и церкви. В период правления Ивана Калиты кафедра митрополита была переведена в Москву из Владимира.

2. Роль Русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства

В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно короткого времени двух-трех веков христианство пустило глубокие корни на русской земле. Православная церковь стала одним из самых авторитетных институтов. Она оставалась важнейшим связующим звеном всех русских земель в период феодальной раздробленности до татаро-монгольского нашествия.

Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие служило духовно-нравственной опорой русского народа в годы тяжелых лишений. На ее авторитет опирались великие князья московские, проводя свою объединительную политику. Известно, что глава Русской православной церкви митрополит Владимирский Петр был в тесной дружбе с Иваном Калитой, подолгу жил в Москве, где и умер в 1326 г., и был погребен в Успенском соборе. Его преемник митрополит Феогност окончательно поселился в Москве, которая таким образом стала церковной столицей всей Руси. Перенос кафедры митрополита в Москву способствовал укреплению политической роли московского княжества.

Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в этом имеет основатель подмосковного Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский, ставший одним из наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. Сергий Радонежский вместе с Дмитрием Донским по праву может быть назван организатором и вдохновителем победы русских войск над татарскими войсками во время Куликовской битвы.

Преподобный Сергий стремился преодолеть конфликты между русскими князьями, способствовал их консолидации во имя интересов русской земли. Перед Куликовской битвой он предостерег Рязанского князя Олега от выступления на стороне Орды. И князь Олег послушался увещевания авторитетного священнослужителя, что без сомнения способствовало победе русских войск. После Куликовской битвы в 1387 г. он настоял на браке дочери Дмитрия Донского с сыном рязанского князя Олега Федором. Таким образом были сняты проблемы в отношениях Москвы и Рязани и между ними надолго был заключен мир.

В формировании единого русского государства большое значение имело становление национальной Русской православной церкви.

В процессе становлении национальной Русской православной церкви можно выделить две стороны — формально-организационную и содержательно-духовную. Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси — митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. В XIII—XV вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение.

В конце XV в. в отношениях православных церквей Руси и Константинополя произошли существенные изменения. В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок, на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию — документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен, и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а следовательно, и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов.

В содержательно-духовном плане в формировании единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П.Н. Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились к ним враждебно.

Объединение земель требовало и изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Таким образом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия (Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 2. Ч.1. — С. 38). На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547) было канонизировано, т. е. причислено к лику святых, 22 угодника. На втором (1549) — еще 17 угодников. Таким образом, в Русской православной церкви за 3 года было канонизировано столько святых, сколько не было канонизировано за пять предыдущих веков ее существования. Таким образом Русская православная церковь доказала, что она имеет богатые духовные основания и в этом плане способна потягаться с любой древней христианской церковью.

В XVI в. формирование национальной церкви приобретает новые черты. Национальная Русская православная церковь во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники — Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союза, превращению в государственную национальную церковь придали три крупных церковных деятеля XVI в. игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Как отмечает П.Н. Милюков, Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимал в восточной церкви император византийский. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей воле светской власти. Наконец Макарий применил теорию и практику светского вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. Венцом Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного (Милюков П.Н. Очерки по истории Русской культуры. В 3 т. Т. 2. Ч.1. — С. 37).

Важнейшим плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих — создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.

Вклад православной церкви в укрепление единого государства в 14 - 15 веках?


Русская церковь была носителем национально -

православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании

Чтобы построить независимое государство и ввести

инородцев в ограду христианской церкви, для этого русскому обществу

должно было укрепить свои нравственные силы.

Этому посвятил свою жизнь

Он строит троичный храм , видя в нём призыв к единству земли

Русской, во имя высшей реальности.

В религиозной оболочке своеобразную

форму протеста представляли еретические течения.

На церковном соборе

1490 году еретики были прокляты и отлучены от церкви.

Они связывали свои

идеи с задачами централизации.

Еретики выступают против церковного

землевладения, существования сословия церковнослужителей и монашества.

Тесный союз церкви с государством - такова главная цель, поставленная

Они требовали строгого разделения церкви и государства,

их взаимной независимости.

Таким образом, историки уделяет большое

внимание развитию религиозной идеологии, в рамках которой формируется

власти и церкви, указывая на то, что развитие этой теории шло в условиях

острой идейной борьбы внутри самой церкви между иосифлянами и не

Последнее наиболее активно использовали эту концепцию для

упрочения материального и политического могущества церкви.

В первых же годах своего правления Иван Калита дал

Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в

Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во

Владимир на Клязьме.

Митрополит должен был из Владимира время от времени

посещать южнорусские епархии.

В эти поездки он останавливался на

перепутье в Москве.

Преемником митрополита Максима стал Петр (1308).

Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном

Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве.

Москве митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном

дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где

вскоре был заложен Успенский собор.

В этом городке он и умер в 1326 г.

Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на

новом митрополичьем подворье в Москве.


В чем заключается вклад православной церкви в общую победу советского народа над врагом?

В чем заключается вклад православной церкви в общую победу советского народа над врагом?


Причины вызвавшие реформу Русской православной церкви в 17 веке?

Причины вызвавшие реформу Русской православной церкви в 17 веке.


Выберите правильный ответ?

Выберите правильный ответ.

Разделение христианской церкви на католическую и православную (впишите год) а) в X веке б) в XI веке в) в XII веке г) в XIII веке.


Охарактеризуйте положение Русской Православной Церкви в 18 веке?

Охарактеризуйте положение Русской Православной Церкви в 18 веке.

Почему менялось положение православной церкви на протяжении 18 века?


Как и почему изменились взаимоотношения русской православной церкви и советского государства в годы войны?

Как и почему изменились взаимоотношения русской православной церкви и советского государства в годы войны?


Сколько веков назад образовалось единое египетское государство?

Сколько веков назад образовалось единое египетское государство.


В чём заключался вклад православной церкви в общую победу советского народа над врагом?

В чём заключался вклад православной церкви в общую победу советского народа над врагом.


№1 В КАКОМ ВЕКЕ ПРОИЗОШЕЛ РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

№1 В КАКОМ ВЕКЕ ПРОИЗОШЕЛ РАСКОЛ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ?

№2 В КАКОМ ВЕКЕ ПОЯВИЛОСЬ НАЗВАНИЕ "РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ"?


Доказать, что Россия с 15 века - единое государство?

Доказать, что Россия с 15 века - единое государство.


3 реформы русской православной церкви в середине 17 века?

3 реформы русской православной церкви в середине 17 века.

Читайте также: