Витте исторический портрет кратко

Обновлено: 04.07.2024

Витте, по своему происхождению был голландцем. Российское дворянство получил в 1856 году. Имел высшее образование (окончил физико-математический факультет университета). Витте являлся сторонником монархии.

Вклад С. Ю. Вите в развитие страны колоссален. Сразу после окончания ВУЗа, Сергей Юльевич начал свою трудовую деятельность с профессии кассира на Одесской железной дороге. Приблизительно 20 лет своей жизни С. Ю. Витте посвятил службе на железных дорогах, что дало ему возможность досконально изучить данную отрасль.

Готовые работы на аналогичную тему

Витте отличался незаурядной политической дальновидностью. На многие годы опередив свое время, он стремился воплотить в жизнь самые смелые реформы. Ему удавалось с необычайной проницательностью улавливать новые, наиболее прогрессивные явления в политической жизни различных стран.

Основные направления деятельности Витте

Во внутренней политике:

  • стабилизация национальной денежной единицы
  • достаточно эффективная политика протекционизма
  • ускорение темпов роста промышленности
  • введение винной монополии
  • активизация строительства Транссибирской магистрали
  • жесткая фискальная политика
  • подготовка знаменитых реформ, которые впоследствии удалось осуществить П.А. Столыпину
  • Манифест 17.10.1905 г.
  • создание Государственной думы.

Во внешней политике:

  • оборонительное соглашение с Китаем
  • торговый договор с Германией
  • дипломатическая деятельность, в целом направленная на расширение влияния страны в дальневосточном регионе.

Logo

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.


16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: "Сочинение по литературе в декабре"


-->

С. Ю. Витте

Исторический портрет С.Ю.Витте

Vitte

Годы жизни:1849- 1915

Из биографии

  • По происхождения Витте — голландец, он получил российское дворянство в 1856г. Имел высшее образование, окончил физико-математический факультет университета.
  • С.Витте отличался политической дальновидностью, стремился воплотить в жизнь реформы, которые далеко опережали время. Будучи по своим взглядам монархистом, он легко улавливал новые явления в политической жизни стран , и именно

ему принадлежали проекты многих реформ, проведённых императором. Не все были довольны его деятельностью. Не случайно не раз Витте подвергался опале — отставке. Но несомненно, что вклад в развитие страны С.Витте огромен.

Исторический портрет С.Ю.Витте

Направления деятельности

Значительно расширился государственный сектор в экономике: отрывались крупные казённые предприятия, большая часть железных дорог была в руках государства, монополия на алкогольную продукцию (1894г).

Дальнейшее укрепление частного предпринимательства , поддержка бизнеса государством. Активное поощрение со стороны государства развития отечественной промышленности .

Широкое распространение получила концессия, то есть система госзаказов сдача на длительный срок по завышенным расценкам.

Витте считал, что необходимого баланса между импортом и экспортом можно добиться путём продуманной таможенной политики.

Активное привлечение иностранных инвесторов в экономику.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • С.Ю. Витте сыграл важную роль в реформировании России на рубеже веков. Его деятельность – это пример возможностей и в то же время беспомощности государственной системы.
  • С.Витте внёс значительный вклад в совершенствование государственной системы России, был автором самых важных политических реформ, приведших страну к ограниченной монархии.
  • Значительные изменения произошли и в экономике страны под руководством С.Витте: активно стала развиваться промышленность, усилился протекционизм в экономике, стабилизировалась финансовая система. Были созданы условия для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Результатом стали высокие экономические показатели, промышленный подъём в 1909-1913 годах. В 1913 году Россия была на первом месте по темпам роста производства, хотя нерешённых проблем было ещё достаточно.
  • Многое сделал С.Витте и во внешней политике. Здесь проявился настоящий дипломатический талант этого государственного деятеля. Удачные переговоры с Китаем, Германией, Японией — это результат во многом и лично С.Витте.
  • Не всё из задуманного было воплощено в жизнь. В частности, не поддержаны были его предложения по решению крестьянского, рабочего вопроса. Реформаторская деятельность С.Витте не встречала одобрения среди высших консервативных кругов обществе, например, со стороны министра внутренних Плеве. Это привело к отставке в 1903 году, так как наметился спад экономики по некоторым показателям в связи с мировым экономическим кризисом. Но с 1905 года Витте снова во власти.
  • Имя С.Ю. Витте стоит в одном ряду выдающихся государственных и политических деятелей России.

Данный материал можно использовать, готовясь по теме: ЕГЭ № 40 (С6) исторический портрет.

Витте Сергей Юльевич

Он стремительно взошел на политический олимп. С его именем связаны крупнейшие преобразования в России: индустриальная модернизация, денежная реформа 1895-1897 гг., а также Портсмутский мир и Манифест 17 октября 1905 г. С.Ю. Витте много полезного сделал для развития отечественной экономики, реформирования политической системы, в сфере внешней политики. Перед потомками предстает государственный деятель нового типа: это не только энергичный и убежденный реформатор, но и талантливый практик, все достоинства которого соответствовали потребностям переживаемой эпохи.

Родился С. Ю. Витте 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Сдав экстерном экзамен за гимназический курс, он поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 г. начал службу в канцелярии одесского генерал-губернатора, где занимался учетом железнодорожного движения, а через год был назначен начальником службы движения казенной Одесской железной дороги.

В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. Витте сделал важный шаг в укреплении позиций российского рубля в мире, осуществив в 1897 г. переход к золотому обращению.

Он понимал, что накопление средств в бюджете государства шло недостаточными темпами для развития промышленности и ускорения темпов индустриализации. Именно поэтому, в 1896 г. Витте выступил с идеей винной монополии государства, которая, однако, реально была введена только в период 1906-1917 гг.

В 1903 г. Витте, заняв пост председателя комитета министров, фактически оказался отстраненным от дел из-за придворных интриг. Пост председателя комитета министров до революции 1905 г. был скорее почетной ссылкой, нежели возможностью для Витте проявить себя в качестве государственного деятеля.

С началом первой русской революции в 1905 г. Витте получил возможность стать председателем Совета министров Российской империи, но как только власть начала реализовывать реакционные меры, Витте отошел от дел. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти.


1905 год. Сергей Витте "Исторические хроники" Сто полнометражных фильмов о истории России.

Сергей Витте — биография

Сергей Витте – один из самых популярных деятелей индустриализации, сторонник многочисленных реформ. Он стал создателем грандиозного магистрального пути между столицей и Сибирью. Также прославился в качестве гениального министра.

С фамилией Витте связывается появление легендарной Транссибирской магистрали, которая не только соединяет Дальний Восток и Москву, но и превратилась в популярный туристический маршрут.

Юношеские годы

Родился великий политический деятель России на Кавказе в 1849 году. Бедное, но родовитое дворянское семейство проживало в Тифлисе. Глава рода Витте был по происхождению немцем, его семья вступила в дворянство еще в середине 19-го века. Родословная по матери была связана с великими Долгорукими, что было для маленького Сергея особым поводом для гордости.

В семье подрастало пятеро детей – две дочки и трое сыновей. Детство малыша прошло у А.М. Фадеева, его дедушки со стороны матери. Любимая бабуля научила маленького Сережу читать и писать.

Когда мальчик подрос, пришло время отдавать его в школу. Сергей поступил в Тифлисскую гимназию, где имел репутацию не очень хорошего ученика. Юному реформатору не нравились точные науки и дисциплина, но он был в восторге от фехтования, катания на лошадях и музицирования.

Хотя оценки у Сергея в аттестате были плохими, он решает поступать в университет. Для этого он едет в Одессу, однако первая попытка закончилась провалом. Юноше пришлось вновь уехать в родной город и продолжить обучение в гимназии. После долгой и кропотливой зубрежки и повторений Сергей поступает в университет.

Карьерный рост

Хотя в детстве научные труды мало интересовали Сережу, с годами все изменилось. Когда Витте закончил вуз и получил диплом, он хотел остаться работать на кафедре. Молодого человека очень привлекала научная работа. Однако его мать с дядей быстро отговорили Сергея, посчитав, что дворянину не пристало заниматься наукой. По наводке родственников юный Витте решает устроиться на государственную работу.

В то время в России начинается масштабное строительство железнодорожных путей. Частные инвесторы вкладывали огромные деньги в это. Сергею пришлась по душе модная и актуальная отрасль. Под покровительством знатного друга семьи юноша устраивается работать в отдел Одесской железной дороги. Индустриализация захватывает внимание Витте, он видит будущее страны только в техническом прогрессе.

Сергей Юльевич Витте

История могла и не увидеть стремительной карьеры Сергея Витте, если бы не интересный случай. В 75 году 19 века произошло невероятное – на путях в катастрофе погибло несколько человек, ехавших на поезде. Начальник пути, а также молодой Витте были приговорены к четырехмесячному аресту. Однако один из князей смилостивился, отметив прошлые заслуги молодого служащего. Только решение высокопоставленного вельможи спасло Витте от ареста. В качестве наказания несчастный работник должен был отсидеть две недели на гауптвахте, куда Витте приходил только ночью – днем он продолжал трудиться в конторе.

Вскоре карьера юного чиновника начала молниеносно развиваться.

Сергей Юльевич Витте

В 80-х годах 19 века талантливый управленец впервые видит Александра III. Знакомство ознаменовало карьерную биографию будущего министра. Глава монархического государства благоволил Сергею и последнего вскоре назначают руководителем недавно созданного Департамента по вопросам железной дороги. Организация находилась при Минфине. Александр сам мечтал о великом будущем для своего государства и видел в Витте соратника, друга и единомышленника.

Сергей Юльевич Витте

Сергей ни на миг не забывает о железной дороге – начинает продвигать отрасль, скупает линии передач за счет государственных средств. Основным его достижением считается создание и реализация проекта Транссибирской магистрали.


Одним из самых выдающихся деятелей Российской империи периода правления Александра III и Николая II был Сергей Юльевич Витте. Его годы жизни – 1849-1915, а деятельности на важных государственных постах – с 1889 по 1906 год. Он успел проявить себя во внутренних и внешних делах.

Биография Витте – XIX век

Фамилия у Сергея Юльевича немецкая. Он происходил из семьи балтийских немцев, но его матерью была дочь саратовского губернатора, а отец после заключения брака перешел в православие из лютеранства.

Сергей Витте

Рис. 1. Сергей Витте.

До 1865 молодой Сергей Витте жил в современном Тбилиси, который тогда назывался Тифлис. Оттуда его семья переехала сначала в Кишинев, а потом в Одессу, где Сергей Юльевич поступил в Новороссийский университет. После его окончания в 1870 году он начал карьеру в канцелярии Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства. Следующим местом его работы стало управление Одесской железной дороги, где он поднялся до должности руководителя службы эксплуатации.

В годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов он отличился при перевозке солдат к местам боевых действий и был замечен великим князем Николаем Николаевичем (сын императора Николая I). В Петербург он переехал в 1879 году. В столице он занялся разработкой проекта устава железных дорог Российской империи. Работа в Петербурге оказалась недолгой и в 1880 году Сергей Юльевич переехал в Киев для работы в администрации Юго-Западных железных дорог.

На новом рабочем месте его начальником стал ученый Иван Вышеградский, который через несколько лет станет министром финансов России. В 1880-ые годы Витте познакомился с императором Александром III, которого заинтересовал своими взглядами на развитие железных дорог. По просьбе императора он перешел на службу в департамент железнодорожных дел при министерстве финансов, то есть снова уехал в Петербург в 1889 году.

В 1891 году он совместно с Д. Менделеевым разработал новый таможенный тариф России. Он стал защитным барьером для молодой российской промышленности.

В том же 1892 году Сергей Юльевич получил назначение на должность министра финансов, которую занимал 11 лет. Этот период стал самым продуктивным в биографии Витте. За эти годы он успел:

  • Ускорил строительство Транссибирской магистрали.
  • Заключил выгодный 10-летний торговый договор с Германией в 1894 году.
  • С 1895 года стал вводить винную монополию.
  • Добился соглашения империи Цин (Китая) на строительство КВЖД в Маньчжурии.
  • Провел денежную реформу 1897 года и обеспечил рубль золотом. Это повлекло рост притока иностранных капиталов и инвестиций.
  • Провел в 1898 году реформу налогообложения торговли и промышленности.
  • Принял участие в решении крестьянского вопроса. Например, добился отмены круговой поруки в общине и телесных наказаний.

В период работы Сергея Витте в сфере железнодорожных перевозок в российских поездах появились знаменитые металлические подстаканники. Они были устойчивее обычных кружек и поэтому используются до сих пор.

Витте Сергей

Рис. 2. Витте Сергей.

Последние годы жизни

К 1900 году Витте занимал не только министерскую должность, но и получил чин действительного статского советника. В 1903 он стал председателем Комитета министров. Фактически это была почетная отставка, хотя Сергей Юльевич в 1903 стал также членом Государственного совета и членом комитета финансов, а в 1911-1915 был председателем последнего. В 1904 им был заключен еще один торговый договор с Германией.

В 1905 году он отправился в США, чтобы в городе Портсмуте подписать мирный договор с Японией. В том же году Витте получил титул графа, принимал участие в подавлении революции и в составлении Манифеста 17 октября. В короткий период на рубеже 1905-1906 годов он работал председателем обновленного Совета министров. В 1906 вел переговоры с Францией о займе. В отставку он ушел в 1906 году по своему желанию, жил в Петербурге, написал мемуары, пережил покушение и умер в феврале 1915 года от менингита.

Витте подписал Портсмутский мир с Японией. Он начале XX века выступал против экспансии на Ляодунском полуострове, который стал театром боевых действий. Условия договора были таковы, что Россия уступила Японии не только Порт-Артур, но и половину острова Сахалин, поэтому граф получил прозвище “Полусахалинский”.

Граф Сергей Витте

Рис. 3. Граф Сергей Витте.

Что мы узнали?

Краткую биографию Витте Сергея Юльевича необходимо знать для лучшего понимания истории России в конце XIX-начале XX века. Он проявил себе в таких сферах, как финансы и железные дороги, а также во внешней политике.

Читайте также: