Виды юридического этикета кратко

Обновлено: 30.06.2024

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы носят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем своей страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

Государственный (придворный) этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (глав государств);

Дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приемах, визитах, переговорах;

Воинский этикет- свод общепринятых правил, норм, и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

Общегражданский этикет- совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Общегражданский этикет, в свою очередь, разделяется на этикет делового и неделового общения.

Основные понятия этики

Хорошие манеры

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

Вежливость

Тактичность и чуткость

Тактичность и чуткость Содержание этих двух благородных человеческих качеств, внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же - по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.

Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту - скромность.

Скромность

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

И действительно, вам, наверное, приходилось быть свидетелем как кто-то третий, наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков.

Чтобы что-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это - одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся, и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, - вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

[1] Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России. М., 2005. С. 93.

[2] Демиденко Л. П. Речевые ошибки. М., 2006. С. 169.

[3] Уитмор Ж. Деловой этикет. Основы этикета, которые помогут вам добиться успеха в бизнесе. М., 2007. С. 102.

Юристы выступают в глазах общественности в роли блюстителей закона. Поэтому к ним предъявляют высокие моральные требования. Все виды юридического этикета формируются из регламентированных правовых и нравственных принципов.

Юристы

Особенности профессиональной этики юриста

Профессиональный этикет юриста — это регламентированная норма поведения, не допускающая выхода за рамки установленных ограничений. Правила выражаются в наборе требований учтивости, классифицируемом строгими шаблонами взаимодействия в обществе.

Демонстрация собственного самоконтроля, проявление почтительности и изящество действий необходимы для создания должного авторитета юриста и комфорта людей, которые с ним общаются. Отсутствие делового этикета приведет к тому, что клиенты и коллеги перестанут доверять способностям и суждениям служителя закона.

Практикующий право должен избегать любого компромисса с честностью. Работники юридической сферы несут ответственность перед правосудием. Этический кодекс имеет равную силу с остальными обязанностями. Важно, чтобы служители закона вели себя добросовестно и оказывали суду максимальную помощь, одновременно укрепляя доверие к правовой системе. При выполнении обязанностей от профессионалов ожидается порядочное обращение с коллегами и клиентами.

Специфика и принципы

Специфика работы юриста такова, что он каждый день взаимодействует с большим количеством разных людей. В связи с этим возникает сложность выбора стандартной модели поведения. Обстоятельства непредсказуемы, поэтому правилами регламентировать их невозможно. Служитель закона руководствуется лишь главными принципами этических норм и на их основе строит модель собственного поведения:

  • исключение использования доверия клиента в своих выгодах;
  • представление клиента с максимальной компетентностью;
  • способность выносить независимое профессиональное суждение от имени клиента;
  • воздержание от получения финансовой заинтересованности в судебных делах;
  • сдержанность в высказываниях и манерах, исключение осуждения и настойчивости;
  • доброжелательное отношение, обращение по имени и отчеству, готовность прийти на помощь;
  • своевременное выполнение поручений, исключение опозданий, планирование работы;
  • понимание проблемы клиента, исключение собственных эмоций, человечность.

Специфика

Соблюдение служебного этикета не должно скрывать неуважение или недоброжелательное отношение к гражданам. Оторванная от внешнего содержания форма поведения юриста, носящая официальный характер, превращается в канонизированную форму лицемерия.

Репутация добросовестного юриста и его надежность являются основополагающими качествами профессионала.

Виды юридического этикета

Основа всех видов юридического этикета — это правила, которыми руководствуются все представители общества. Однако к правозащитникам предъявляются требования, построенные на социальных и политических нормах, закрепленные законом. Взаимодействие представителей юридических профессий в коллективе и с гражданами принимает особые формы:

  • ежедневная служебная этика — это нормы поведения, предусмотренные при проведении переговоров, бесед с клиентами, выступления на собраниях, разъяснения на дежурствах и патрулированиях;
  • специфические виды служебного общения — взаимодействие в рабочем коллективе, деловые контакты, преподавательская деятельность;
  • экстремальная форма служебного этикета применяется в конфликтных ситуациях, при беседе с митингующими и протестующими, при задержаниях, в беседе с заключенными, условно осужденными и арестованными лицами;
  • невербальная и неспецифическая этика используется при публичных контактах с журналистами, медийных выступлениях, в деловой переписке, общении по телефону и радиосвязи;
  • судебный этикет предусматривает использование юридической лексики, профессионального и уважительного отношения в зале суда.

Требования к внешнему виду

Дресс-код — тонкий индикатор эрудиции, уверенности и дисциплины. Внешность влияет на восприятие другими людьми финансового успеха, авторитета, надежности, интеллекта и пригодности для найма или продвижения по службе. Неподходящая одежда поставит под сомнение адекватность правозащитника и его способность принимать правильные решения.

Требования к внешнему виду

Деловой стиль юриста — это необходимая составляющая образа, способного расположить клиента. В выборе одежды и аксессуаров важно не пренебрегать чувством скромности. Представитель закона должен выглядеть аккуратно. Неопрятность прически, несвежая одежда и грязная обувь недопустимы. Вычурность и чрезмерно дорогие элементы стиля неуместны и неблагоприятно скажутся на мнении окружающих.

Одежда — это выражение внутренних качеств человека. Простой, чистый и подобранный по размеру образ покажет в человеке профессионала.

Речевой этикет

Какой бы ни была аудитория, цель представителя закона — это эффективное общение. Мысль юриста должна быть доходчивой. Недопустимо, чтобы клиент испытывал сложности с пониманием своего поверенного. Есть несколько приемов, как говорить на одном языке с оппонентом:

  1. Сосредоточиться на аудитории. Следить за лицами, чтобы увидеть признаки понимания или замешательства. Отвечать на сигналы, посылаемые слушателями.
  2. Не жаловаться на невзгоды, например, на окружающий шум, позднее время, на нехватку времени для выступления или для подготовки. Юристу предстоит решать и преодолевать эти препятствия, оправдания неуместны.
  3. Уважать аудиторию. Дать понять, что донести до нее идеи — самая важная задача.
  4. Показать, что к разговору готовились и изучали дело. Проявить искреннюю заинтересованность в положительном завершении процесса.
  5. Говорить только о том, что знаете. Лучше сообщить оппоненту о том, что некоторые элементы дела нуждаются в дополнительном изучении.
  6. Не использовать юридическую терминологию в беседе с клиентом. Излагать мысли понятным ему языком.
  7. Не затрагивать религиозные и политические темы.
  8. Не отвлекаться на сотовый телефон.
  9. Не прибегать к юмору, жаргону, словам-паразитам и соблюдать субординацию. Использовать спокойную, но уверенную интонацию. Не повышать голос, не давить и не настаивать.
  10. Позволять высказаться собеседнику, внимательно его слушать, задавать уточняющие вопросы.
  11. Закончив речь, остановиться. Запоздалые мысли, пересмотр, повторяющиеся увещевания обходятся дороже того, что они могли бы добавить.

Речевой этикет

Правила поведения

Каждый юрист несет ответственность за соблюдение правил поведения. Пренебрежение этими обязанностями ставит под угрозу независимость профессии и общественные интересы, которым она служит. Регулирование поведения юриста нормативно-правовыми актами объясняется большой степенью влияния служителей закона, как лиц, осуществляющих подобную деятельность.

Повседневные отношения

В кодексе профессиональной этики указан характер повседневных отношений представителя закона:

  1. Не теряя чувство собственного достоинства, быть доброжелательным и открытым. Вызывать уважение людей к юридическим структурам и готовность к сотрудничеству.
  2. Проявлять контроль над поведением и чувствами. Не позволять личной симпатии или неприязни влиять на профессиональные решения.
  3. Разговаривать уважительно с гражданами, независимо от их служебного или социального положения.
  4. Уважать старших по званию и возрасту.
  5. Использовать деловой стиль поведения, основанный на самодисциплине.
  6. Ценить успехи сослуживцев, помогать в выполнении поручений. Не допускать хвастовства и зависти.
  7. Мужчинам-юристам выказывать благородство и учтивость коллегам женского пола.
  8. Создавать в собственной семье атмосферу добра, честности и доверия. Уделять внимание воспитанию детей.
  9. Управляя транспортным средством, образцово соблюдать правила дорожного движения.
  10. Исключить употребление алкогольных напитков, накануне и в процессе работы. Не организовывать в служебных помещениях банкеты. Не курить в общественных местах.
  11. Не допускать беспорядочных половых связей. Исключить все сомнительные взаимодействия с гражданами с плохой общественной репутацией.

Повседневные отношения

Но важно помнить, как бы хорошо ни был подготовлен человек, он должен соблюдать правила человечности по отношению к другим людям, вне зависимости, находятся ли они у него в подчинении или нет.

Публичные контакты

Юридические лица законодательно могут давать интервью на телевидении или радио. Служители закона — это обученные коммуникаторы в зале суда, однако они не имеют профессиональной подготовки к работе с общественным мнением. А в эпоху стремительного развития журналистики дела и карьера могут быть выиграны или потеряны из-за одного неверного слова. Следование 5 основным правилам поможет получить справедливую новостную статью:

Конфликтные ситуации

Практически все сложные этические проблемы возникают из-за конфликта между обязанностями юриста перед клиентами, правовой системой и собственными интересами.

Правила служебного поведения устанавливают условия разрешения таких конфликтов.

Главный принцип конфликтной этики — соблюдение обязанности юриста ревностно защищать и отстаивать интересы клиента в рамках закона, сохраняя при этом профессиональное поведение и моральное суждение. Юрист должен демонстрировать уважение к правовой системе и к тем, кто ее обслуживает, включая судей, коллег и государственных служащих. Адвокат стремится к результату, выгодному для клиента, но соответствующему требованиям честности в отношениях с другими участниками процесса.

Обязанность юриста — находить баланс между оспариванием правильности официальных действий и поддержанием судебного процесса. Это достигается с помощью вежливости, выдержанности и толерантности.

Служебный этикет юристаустойчивый порядок его поведения при выполнении служебных полномочий, выражающий внешнее содержание принципов морали, состоящий из правил обхождения (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.).
Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок. Этикет выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует порядок обхождения с должностными лицами в соответствии с' их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение служебного этикета – важное условие этической и эстетической культуры поведения юриста.
Специфика юридической деятельности такова, что юристу приходится сталкиваться с большим количеством людей и необходимо вырабатывать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист в процессе осуществления своей профессиональной работы.
Основными этико-эстетическими правилами взаимоотношений между юристом и иными участниками решения дела являются:

· Чувство такта – состояние эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.

· Корректность – сдержанность в словах и манерах, исключение лишних вопросов, чрезмерной настойчивости и т. п.

· Вежливость – внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.

· Любезность – готовность оказать услугу нуждающемуся.

· Точность – своевременность выполнения обещанного или порученного дела.

· Самоорганнзованность – планирование работы и выполнение её в обозначенные сроки и др.

Формула успеха юриста может быть представлена так:

G = (х у z) К,
где G – успех,
х – компетентность (профессионализм),
у – работоспособность,
z – умение быть сдержанным,
К – коэффициент такта.

Иногда за этикетом скрывается неуважение и недоброжелательность. Оторванный от нравственного содержания этикет легко может превратиться в официальную форму лицемерия.
Деловое общение представителей различных юридических специальностей как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.

I. Повседневное служебное общение:
1. Беседы, встречи, переговоры.
2. Прием посетителей.
3. Совещания, собрания, заседания, конференции.
4. Посещение организаций, учреждений.
5. Посещение граждан по месту жительства.
6. Дежурство, патрулирование, охрана.

II. Специфические формы служебного общения:
1 Общение в служебном коллективе:
а) субординированные формы общения;
б) общение между коллегами.
2. Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения.
3. Деловые контакты с иностранными гражданами

III. Экстремальные формы служебного общения:
1. Общение в условиях конфликтной ситуации.
2. Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных
демаршей.
3. Общение с задержанными во время обыска.
4. Общение со спецконтингентом.

IV. Невербальные и неспецифические формы общения:
1. Публичные контакты с журналистами, интервью.
2. Выступления по радио, телевидению, в печати.
3. Телефон, телетайп, радиосвязь.
4. Деловая переписка, резолюции.

Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам,которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция.
В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.
Каждая из вышеперечисленных форм содержит разнообразные принципы, приемы, правила и нормы.

3. Этические требования кпроведению деловых бесед, встреч, переговоров

Результаты профессиональной деятельности юриста во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия.




Слушая, надо:
− забыть личные предубеждения против собеседника;
− не спешить с ответами и заключениями;
− разграничивать факты и мнения;
− следить за тем, чтобы ваша речь была предельно ясной и точной;
− быть беспристрастным в оценке того, что вы услышали от собеседника;
− действительно слушать, а не делать вид, будто слушаете, не отвлекаться на посторонние мысли.
Успех в деловой беседе,на переговорах может быть во многом облегчен, если придерживаться определенных правил, которые составлены специалистами в области делового общения:
− заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;
− применять положения психологии о периодическом воздействии на собеседника в ходе беседы, а именно: неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, начало и конец беседы должны быть положительными;
− постоянно помнить о движущих мотивах собеседника, его интересах, его ожиданиях, его позиции, чувстве собственного достоинства, самолюбии;
− излагать свои мысли и предложения ясно, кратко и понятно;
− никогда и ни в какой ситуации не оскорблять и не обижать собеседника, быть с ним вежливым, предупредительным, тактичным и деликатным;
− никогда не относиться к другим пренебрежительно;
− комплименты говорить умеренно;
− всегда, когда есть возможность, признавать правоту собеседника;
− избегать пустого разговора, отвлечений на посторонние темы, нарушающие логический ход беседы.

Этикет – это принятый в обществе свод правил поведения, которые помогают современному человеку строить эффективное общение и производить на окружающих приятное впечатление.

Общие сведения об этикете юриста

Служебный этикет юриста – это регламент профессионального поведения специалистов, при выполнении ряда служебных обязанностей, который отражает содержание моральных принципов, господствующих в обществе в конкретный момент времени. Этикет включает вежливое общение со всеми участниками юридического процесса.

Этикет содержит правила, которые облачаются в конкретные практические формы, представляющие собой единство двух сторон: этической и эстетической.

В юридической практике требования этикета имеют особую значимость, поскольку строго регламентируются церемониалом, в котором определенные формы поведения юриста не могут выходить за пределы жестких рамок. Этикет юриста выражается в системе правил учтивости, а также четко классифицирует правила взаимодействия с должностными лицами в соответствии с их рангом.

Юридическая практика – это форма активности, которая направленна на издание, а также анализ и реализацию юридических предписаний с опорой на существующий нормативно-правовой опыт государства, группы людей, личности.

Специфика деятельности всех специалистов юридической области, а именно судей, прокуроров, адвокатов, следователей всегда сопряжена с теми или иными нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий. Для сферы судопроизводства они являются вполне обычным делом.

Готовые работы на аналогичную тему

К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что трактуется особенным доверием к ним со стороны общества и ответственным характером тех функций, которые ими выполняются. Эти люди решают судьбу других людей, требуют соблюдения законов морали, поэтому им необходимо иметь для этого моральное, формальное и служебное право.

Конституция РФ гарантирует судьям независимость, они подчиняются только основному закону страны и закону в принципе. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют собственные полномочия независимо от органов государственной власти, общественных и политических организаций, в строгом соответствии с действующим законодательством РФ.

Независимость предполагает строжайшее соблюдение прокурорами, судьями, следователями требований законности. Нарушения закона данными специалистами может привести к подрыву веры в авторитет и незыблемость власти.

Таким образом, юристы должны строго соблюдать этическую и эстетическую культуру поведения. Для них это становится фактически служебной обязанностью, долгом и показателем уровня профессионализма.

При этом, юристу весьма сложно соблюдать этические правила, так как он ежедневно сталкивается с большим количеством людей. Реальные жизненные обстоятельства весьма разнообразны, поэтому никакие нормы и правила не смогут охватить их в полной мере. Но несмотря на это этикет в некоторой степени упорядочивает юридическую сферу человеческой активности. Поэтому ключевые правила поведения, которыми юрист руководствуется в своей работе, выделить все-таки можно.

Ключевые положения этикета юриста

К числу основных положений этикета юриста относятся:

  • чувство такта и эмоциональное сопереживание каждому из участников юридического процесса. Такт предполагает определение должной меры в поступках и выражениях. Такт предполагает внимательное отношение к личности человека, а также умение юриста быть корректным и не вводить человека в некорректное положение. Формирование чувства такта является одним из важнейших элементов духовной культуры юриста;
  • корректность и вежливость заключаются в том, что юрист сдержан в словах и манерах, не задает нелепых вопросов, обращается к каждому по имени, отчеству, выказывает любезность в поведении;
  • самоорганизованность и способность планирования действий, которые направлены на выполнение плана работы.

При этом важно, чтобы за строгим соблюдением этикета не скрывались неуважение и недоброжелательность к людям, стремление унизить чувство их достоинства. Служебный этикет юриста формируется на основе такого концепта, как этика юридического ненасилия.

Служебный этикет юриста – это форма выполнения обязанностей, предусмотренных должностью, которая закрепляется в ряде нормативно - правовых актов, устанавливается во всех типах современных организаций юридической сферы.

Эстетическая культура юриста представляет собой систему эстетических требований, которые он предъявляет к внешней стороне собственной деятельности, манерам и облику.

Любой человек, который приходит на прием к юристу, старается психологически оценить собственного собеседника. От этого зависит его поведение и желание помочь в ходе рассмотрения дела.

Для юриста очень важно правильно излагать собственные мысли, поскольку этот процесс становится неразлучным спутником разума. Тон и манера разговора имеют одинаковое значение наряду с его содержанием. Часто умную юридическую речь могут портить слова – паразиты, пословицы, поговорки, присказки, которые употребляются совершенно неуместно.

К видам юридического этикета можно отнести:

  • государственный этикет или регламентируемый порядок, установленный при дворах монархов или государственных деятелей;
  • дипломатический этикет или правила поведения официальных лиц при контакте друг с другом во время переговоров и визитов, в других ситуациях;
  • воинский этикет или комплекс манер поведения военнослужащих или людей, имеющих отношение к данной сфере деятельности;
  • общегражданский этикет или совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Другими словами, деятельность юриста связана со всеми видами существующего этикета, поскольку он взаимодействует с людьми и законом одновременно.

Читайте также: