Виды юридических норм критерии используемые для классификации норм права кратко

Обновлено: 02.07.2024

Современное законодательство состоит из разнообразных по характеру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев (общих признаков).

Классификация позволяет: установить место каждого вида норм в системе права; определить границы и возможности регулирующего воздействия норм на общественные отношения; уяснить роль каждого вида норм в правовом регулировании общественных отношений; совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Критерии классификации разнообразны.

В зависимости от роли норм права в регулировании общественных отношений, т. е. по их функциональной роли в механизме правового регулирования, выделяются две группы норм — нормы — правила поведения и исходные (отправные, первичные, учредительные) правовые установления.

Исходные нормы определяют цели, задачи, принципы и направления регулирования, закрепляют правовые категории и понятия. Этим нормам присуща высокая абстрактность, они создают основы для правового регулирования, конкретизируются и получают развитие в нормах — правилах поведения. Среди таких норм выделяют нормы-начала, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции и др.

В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уголовно-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.). Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материальные и процессуальные. Материальные нормы предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного регулирования этих отношений. Нормы материального права закрепляют правовой режим собственности, порядок ее приобретения и образования, структуру государственных органов, правовой статус российских граждан, виды юридической ответственности за различные правонарушения и т. д.

Процессуальные нормы закрепляют процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты норм материального права.

Процессуальные нормы имеют много общего с нормами материального права, но отличаются от них рядом особенностей. Принято выделять два вида процессуальных норм:

— обслуживающие отрасль в целом, например нормы уголовного процесса, гражданского процесса, административного процесса;

— обслуживающие конкретный правовой институт, например избирательный процесс, законодательный процесс, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам.

Процессуальные нормы играют важную роль в сферах как правотворчества, так и правоприменения, поскольку ориентируют на то, как следует осуществлять материальные предписания.

По форме предписания, или по методу правового регулирования, нормы права подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы представляют собой категорические, строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки. Императивными являются нормы уголовного, административного права, а также исходные, учредительные, или отправные, предписания. Они строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения, поскольку предписывается только один вариант действий.

Диспозитивные нормы, устанавливая тот или иной вариант поведения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по своему усмотрению, но в законных пределах. Иначе говоря, субъектам предоставляется довольно широкая автономия (свобода) договориться друг с другом о своих правах и обязанностях, и если они не смогут достичь соглашения, тогда должны следовать предписаниям обязательного варианта поведения. Диспозитивные нормы характерны для гражданского, семейного, трудового, предпринимательского, международного права и др.

Поощрительные нормы — предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Эти нормы представляют собой самостоятельную группу норм, поскольку их назначение — воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий. Они играют большую роль в активизации деятельности граждан, организаций в направлении, полезном для общества и государства. При поощрительном методе субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата, он свободен выбирать или нет предписываемое поведение, но обещание государственного поощрения — серьезный стимул для достижения указанного в норме результата.

Поощрительные нормы содержат социальную оценку конкретного правомерного поведения, превосходящего обычные требования и пользующегося особым одобрением со стороны государства. Оценочный момент поощрительной нормы состоит также в том, что эта норма закрепляет вид и меру поощрения за одобряемый государством вариант поведения, например государственные награды, льготы, присвоение почетных званий и т. д.

Итак, поощрительные нормы ориентированы на:

активное правомерное поведение. Не может быть поощрения за бездействие;

действия, полезные для общества и государства;

превосходство активных действий по сравнению с обычными требованиями.

Для поощрительных норм характерен особый соревновательно-творческий климат. Они присущи отраслям материального права.

Рекомендательные нормы близки по своему характеру поощрительным нормам. Они устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств. Иначе говоря, рекомендательная норма не обязывает своего адресата совершать предусмотренные в норме конкретные действия или не совершать их. Ему предоставляется право самому определять свое поведение, при этом указывается наиболее предпочтительный вариант или варианты поведения. Если быть более точным, то реализация рекомендательной нормы зависит от волеизъявления ее адресата. Но законодателю небезразлично, воспользуется ли субъект данной рекомендацией или нет. В норме указывается, что рекомендуемые действия наиболее желательны для государства, поэтому реализация нормы поддерживается мерами позитивного характера, а в случае игнорирования рекомендации возможны и меры негативного характера.

Важно также отметить, что государство может рекомендовать только то, что входит в компетенцию данного предприятия, фирмы, организации. Общественные отношения, на регулирование которых направлена рекомендуемая норма, зависят от местных или иных (климатических, финансовых, производственных) условий. Своей рекомендацией государство как бы санкционирует последующее принятие кооперативной, общественной организацией локальных норм. Поэтому судебные органы при рассмотрении конкретных дел, связанных с рекомендательной нормой, обязаны учитывать не только локальную норму, но и рекомендацию, на основе которой была издана соответствующая локальная норма. Адресатами рекомендательных норм могут быть общественные объединения, частные фирмы, предприятия, профсоюзы и др.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам определенные права или возможности совершать положительные действия. Например, гл. 2 Конституции РФ содержит права человека и гражданина на жизнь, на свободу личности и личную неприкосновенность, на тайну личной жизни, неприкосновенность жилища, свободу совести и др.

По выполняемым функциям нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Это большинство норм права. Охранительные нормы направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителя.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, они делятся на общие и специальные. Иногда в учебниках эту классификацию формулируют как нормы общего и конкретного содержания, или нормы родового и видового содержания. Общие нормы распространяются абсолютно на всех, кто находится на территории данного государства, а специальные нормы — только на определенный круг лиц — военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников районов Крайнего Севера и др.

Под нормами общего содержания проф. А. В. Мицкевич понимает нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-цели, т. е. учредительные, исходные нормы, а под нормами конкретного (видового) содержания — нормы, регулирующие конкретные виды общественных отношений.

По субъекту правотворчества нормы права можно делить на нормы законов и нормы подзаконных актов, а последние — на нормы правительственных актов, ведомственных актов, актов глав местной администрации и др.

Выделяют также локальные нормы, которые принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах, общественных организациях и др. и действуют только в пределах данной организации, например правила внутреннего трудового распорядка, положения о проведении конкурсов и др.

В последние годы выделяются в качестве самостоятельной разновидности так называемые специализированные нормы, например компенсационные. Они регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и иных потерь, возникших у субъектов правоотношений и направленные на защиту прав, законных интересов граждан, их объединений и организаций. Данные нормы отличаются от других норм прежде всего целевой направленностью — возмещение (восполнение) потерь. К таким потерям относится и моральный вред. Другая особенность этих норм состоит в том, что их практическое применение всегда связано с рассмотрением конкретных дел. Содержание компенсационных норм направлено на положительный результат — возмещение вреда, компенсацию потерь. Другие особенности этих норм исследуются в специальной литературе.

Специальное назначение характерно и для коллизионных норм. Они предназначены разрешать противоречия (столкновения) между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения.

Возможны и другие классификации норм права. Например, в зависимости от характера структурных элементов нормы права — гипотезы, диспозиции и санкции — выделяют абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные, бланкетные, отсылочные нормы права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

10. Классификация норм уголовно-исполнительного права

10. Классификация норм уголовно-исполнительного права В Уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу норм: бланкетных и отсылочных.В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую

§ 2.3. Классификация норм права

§ 2.3. Классификация норм права Виды правовых норм чрезвычайно разнообразны.Одно из оснований классификации - это деление правовых норм по отраслям права (нормы конституционного, гражданского, уголовного права и т.д.). Такая классификация имеем важное значение для

§ 3.2. Классификация социальных норм

§ 3.2. Классификация социальных норм Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений - предмета регулирования.Юридическая наука подразделяет социальные нормы исходя из таких критериев, как

§ 12.4 Разъяснение норм права

§ 12.4 Разъяснение норм права В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение правовых норм, можно выделить два основных его вида: официальное и неофициальное.1. Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формулируется в

16. Классификация норм права

16. Классификация норм права 1) основным является деление норм права на:а) регулятивные нормы права устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности. В зависимости от характера устанавливаемых

Классификация норм права

Классификация норм права Правовые нормы принято классифицировать по гипотезам, диспозициям и санкциям.Классификация норм права по их гипотезам. По содержанию:? простая гипотеза: описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение

ЛЕКЦИЯ № 4. Периодическая классификация коммерческого права. Современный этап развития мирового торгового права

ЛЕКЦИЯ № 4. Периодическая классификация коммерческого права. Современный этап развития мирового торгового права 1. Периодическая классификация коммерческого права Торговое право развивалось в Европе в XI–XIX вв. н. э. Можно выделить три основных этапа его

Глава 24. Толкование норм права

Глава 24. Толкование норм права § 1. Понятие толкования Реализация права, т. е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так

13.2 Функции норм права

13.2 Функции норм права Каждая норма права имеет собственное функциональное назначение. Следовательно, нормам права присущи определенные функции.Функции правовой нормы определяются чаще всего как ключевое направление действия нормы права, которое позволяет выявить

13.4 Классификация норм права

13.4 Классификация норм права Современное законодательство состоит из разнообразных по характеру и содержанию норм права. Выяснению их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых

11. КЛАССИФИКАЦИЯ КОЛЛИЗИОННЫХ НОРМ

11. КЛАССИФИКАЦИЯ КОЛЛИЗИОННЫХ НОРМ По объему можно выделить следующие коллизионные нормы:• о право– и дееспособности физических и юридических лиц;• о праве собственности;• о сделках;• об обязательствах из причинения вреда.В зависимости от того, сколько критериев

Глава 25. ВИДЫ НОРМ ПРАВА

Глава 25. ВИДЫ НОРМ ПРАВА 1. Основания подразделения норм права на виды.2. Регулятивные и охранительные нормы.3. Разновидности регулятивных норм.4. Специализированные нормы. Обобщающие предписания.5. Разновидности юридических норм, различаемые по характеру их связи с

Основания классификации могут быть самыми различными.
1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум).

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы – правила поведения), охранительные (нормы – стражи порядка), обеспечительные(нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.
5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.
Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

Эффективность юридических норм.

Под эффективностью правовых норм понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

Так, вопрос об эффективности права может быть рассмотрен с точки зрения его социальной эффективности.

Обоснованность и целесообразность - это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования.

Эта сторона оценки социальной эффективности касается прежде всего правотворчества - какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общественного развития, своевременность их издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все возможные последствия разрабатываемых норм и т.д.

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.

Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации.

Основания классификации могут быть самыми различными.
1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум).




2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы – правила поведения), охранительные (нормы – стражи порядка), обеспечительные(нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).
3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.
5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.
Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

Эффективность юридических норм.

Под эффективностью правовых норм понимается результативность правового воздействия. Она характеризуется отношением между фактическим результатом действия юридических норм и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были изданы.

Так, вопрос об эффективности права может быть рассмотрен с точки зрения его социальной эффективности.

Обоснованность и целесообразность - это условия и требования, осуществление которых необходимо для того, чтобы нормы права достигали высокого положительного результата в процессе регулирования.

Эта сторона оценки социальной эффективности касается прежде всего правотворчества - какова степень научной обоснованности норм, их соответствия потребностям общественного развития, своевременность их издания; степень учета общественного мнения; учтены ли законодателем все возможные последствия разрабатываемых норм и т.д.

Одним из важных общих показателей социальной эффективности права являются результативность работы юридических органов, состояние юридической практики, выявленные в ней недостатки и трудности в решении юридических вопросов, фактические возможности юридических органов в их преодолении.

Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации.

Правовые нормы довольно разнообразны ввиду многогранных общественных отношений, изобилия повторяющихся жизненных вопросов и способности человека адекватно реагировать на происходящие ситуации.

Виды юридических норм

С целью определения общих и отличительных черт данных норм, обозначения места и функциональной роли нужна соответствующая классификация. К примеру:

  1. По субъектам правового творчества выделяют нормы, которые исходят от государства и напрямую от гражданского общества. В 1-м случае подразумеваются нормы органов представительной госвласти, исполнительной госвласти и судебной госвласти (в тех государствах, где существует прецедент). Во 2-м случае нормы принимает непосредственно само население конкретного территориального пункта (сельский сход и пр.) либо население всего государства (всенародный референдум). Таким образом, 12.12.1993 г. путем всенародного голосования приняли Конституцию РФ.
  2. В соответствии с социальным назначением и ролью в правовой системе нормы подразделяют на учредительные (так называемые нормы-принципы), регулятивные (так называемые нормы-правила поведения), охранительные (так называемые нормы-стражи порядка), обеспечительные (так называемые нормы-гарантии), декларативные (так называемые нормы-объявления), дефинитивные (так называемые нормы-определения), коллизионные (так называемые нормы-арбитры), оперативные (так называемые нормы-инструменты).

Учредительные, регулятивные и охранительные нормы

В учредительных нормах отражены исходные начала правового регламентирования общественных взаимоотношений, правового положения людей, пределов действия государственной власти, закреплены устои социального, экономического, общественного, политического строя, прав, свобод и обязанностей граждан; основополагающих идей и параметров строительства общественно-правовой системы.

Это своего рода эталоны, устанавливающие необходимое соответствие целей и средств определённых правовых предписаний объективным закономерностям развития общества. Также сюда относятся конституционные нормы и правила, закреплённые в законодательных основах и кодексах.

В соответствии с нормой, закреплённой в статье 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы – это высшая ценность. Признание, соблюдение и защита человеческих прав и свобод является обязанностью государства.

Регулятивные нормы осуществляют непосредственное регулирование фактических отношений, которые возникают между разными субъектами, путём предоставления им определённого права и возложения на них соответствующих обязанностей.

По характеру субъективных прав и обязанностей регулятивные нормы бывают трех основных видов:

  • управомочивающие (предоставляют своим адресатам право совершать положительные действия);
  • обязывающие (подразумевают обязанность выполнения определённых положительных действий);
  • запрещающие (устанавливают запрет на совершение действий и поступков, определённых законодательством в качестве правонарушения).

Регулятивные нормы носят ярко выраженный представительно обязывающий характер.

В нормах статьи 25.6-25.9 КоАП РФ закреплен детальный перечень прав и обязанностей свидетелей, понятых, специалистов и экспертов.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.

Согласно статье 83 УК РФ осуждённый подлежит освобождению от отбывания наказания вследствие истечения сроков давности обвинительного судебного приговора.

Регулятивные вместе с охранительными нормами осуществляют правовые функции: регулятивную (статическую и динамическую) и охранительную. В них выражаются способы правового регулирования.

Обеспечительные, декларативные и дефинитивные нормы

В обеспечительных нормах содержатся предписания, которые гарантируют выполнение субъективных прав и обязанностей в ходе правового регулирования.

Социальная ценность этих норм зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права.

Множество государственных гарантий благотворительной деятельности содержится в статье 18 Федерального закона от 11.08.1995 г., посвященном благотворительной деятельности и благотворительным организациям.

В декларативных нормах содержатся положения программного характера. В них определены задачи правового регулирования отдельных типов общественных отношений, содержатся нормативные объявления.

В статье 1 Конституции РФ пишется, что наименования Российская Федерация и Россия имеют равное значение.

В дефинитивных нормах сформулированы определения конкретных правовых явлений и категорий (понятие “преступление в уголовном законодательстве”, “сделка в гражданском праве” и т.д.).

Коллизионные, оперативные и другие виды норм

Коллизионные нормы направлены на устранение возникающих противоречий между правовыми предписаниями.

В статье 3 ГК РФ сказано, что при противоречии указа Президента России либо постановлении Правительства России настоящему Кодексу или же другому закону используется настоящий Кодекс либо соответствующий закон".

В соответствии с оперативными нормами определяются даты вступления нормативного акта в действие, прекращения его силы и т.д.

Нормы могут быть конституционными, гражданскими, уголовными, административными, трудовыми и иными по предмету правового регулирования.

Отраслевые нормы бывают материальными и процессуальными. Первые определяют правила поведения субъектов, во вторых содержатся предписания, которые устанавливают процедуру применения данных правил.

В соответствии с формой выражения предписаний нормы могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Согласно методу правового регулирования юридические нормы бывают императивными, диспозитивными и рекомендательными.

Императивные нормы характеризуются сугубо строгим, властно-категоричным характером, не допускающим отклонений в регулируемом поведении. Чаще всего это нормы административного права.

Диспозитивные нормы обладают автономным характером, который позволяет сторонам (участникам) правоотношений самостоятельно договориться по вопросам объёма, процесса осуществления субъективных прав и обязанностей либо использовать в определённых ситуациях резервное правило (на случай, если это не прописано в договоре). Обычно они регулируют гражданско-правовые взаимоотношения.

Рекомендательные нормы, как правило, касаются негосударственных предприятий, поскольку устанавливают вариации желательного для правительства поведения.

В этой же категории выделяются позитивные, поощрительные и наказательные нормы.

В соответствии со сферой действия разграничивают нормы общего действия, ограниченного действия, а также локальные нормы.

Нормы общего действия распространены абсолютно на все население и функционируют во всем государстве.

Локальные нормы выполняются в пределах конкретных государственных, общественных либо частных структур.

У норм ограниченного действия существуют пределы, которые обуславливаются территориальными, временными, а также субъектными факторами. Это нормы издают высшие органы власти республик, которые входят в состав России. Также нормы ограниченного действия включают предписания представительных или исполнительных органами краёв, областей и т.д.

Кроме того, юридические нормы классифицируются по времени (постоянные, временные), а также по кругу лиц (распространены на всех или на конкретную группу субъектов – военных, железнодорожников и т.д.).

Правильность и полнота классификации зависят прежде всего, от выбора ее основания, которым выступают наиболее существенные признаки. Нормы права подразделяются на виды по самым разным основаниям.

Классификация правовых норм позволяет производить следующие действия:

• определять место каждого вида юридических норм в системе права, действующего в государстве;

• уяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования;

• определять пределы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения;

• совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Нормы права подразделяются на виды по самым разным критериям:

I. По функциональной роли:

1. исходные (отправные, учредительные) нормы права. Вообще, исходные правовые нормы участвуют в правовом регулировании опосредованно.

К данной группе правовых норм относятся следующие их виды:

- определительно-установочные нормы — данные нормы права определяют цели, задачи отраслей права, а также предмет, средства правового регулирования;

- нормы-дефиниции — данные нормы права дают определения правовых понятий и правовых категорий;

2. нормы — правила поведения. Данные правовые нормы являются нормами непосредственного правового регулирования.

II. В зависимости от функций права нормы подразделяются на следующие виды:

1. Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них обязанностей.

2. охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

III. Также выделяют специализированные нормы права — это такие правовые нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений.

К специализированным нормам относятся:

- общие (общезакрепительные) - это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений.

- дефинитивные - содержат определения юридических понятий;

- декларативные - содержат правовые принципы, цели и задачи;

- оперативные - отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т.д.

- коллизионные - решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае.

IV. По предмету правового регулирования все юридические нормы подразделяются на нормы отдельных отраслей права:

-гражданского;

- уголовного;

- административного;

- гражданско-процессуального;

- уголовно-процессуального;

- трудового и др.

В свою очередь отраслевые нормы права делятся на следующие виды:

V. По степени категоричности (или по форме предписания):

1. императивные правовые нормы — это категорические, строго обязательные государственные веления, выраженные в правовых нормах. Императивные нормы права не допускают отступлений и каких-либо альтернативных трактовок правовых предписаний;

2. диспозитивные правовые нормы — данные нормы права предписывают вариант поведения, однако при этом предоставляют субъектам правовых отношений возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению, т. е. предоставляется право выбрать вариант именно альтернативного правомерного поведения;

VI. По методу правового регулирования:

1. поощрительные правовые нормы — это правовые предписания о предоставлении мер поощрения за одобряемый государством и правом, обществом вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений;

2. рекомендательные — данные правовые нормы предлагают наиболее приемлемый для государства и общества вариант правомерного поведения субъектов правовых отношений.

VII. По юридической силе:

1. правовые нормы высшей юридической силы, которые в свою очередь подразделяются на следующие виды:

- федеральные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах и федеральных законах;

- региональные правовые нормы — это такие нормы права, которые содержатся в Конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации.

2. подзаконные правовые нормы, которые в свою очередь также подразделяются на следующие виды:

- федеральные правовые нормы — это нормы права, которые выражены в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, приказах и инструкциях федеральных министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

- региональные правовые нормы — это нормы права, которые издаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

VIII. По сфере действия:

1. правовые нормы общего действия — это нормы права, которые не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их непосредственного действия;

2. нормы ограниченного действия — это нормы права, для действия которых устанавливаются определенные пространственные, субъектные, временные или ситуационные пределы реализации;

3. локальные правовые нормы — это такие нормы права, которые действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений.

IX. По степени определенности следует различать:

- бланкетные нормы - это такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил;

- отсылочные нормы непосредственно указывают на другие нормы права как на условие своего действия.

X. По кругу лиц (сфере действия):

1. общие - распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе)

2. специальные - распространяются на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

XI. По времени действия:

- постоянные - действуют без ограничения определенным сроком, то есть до их официальной отмены

- временные нормы – действуют в пределах определённого промежутка времени.

XII. По сфере действия:

- общие нормы, распространяются на всю территорию государства

- местные, действуют в отдельных территориальных единицах.

XIII. В зависимости от особенностей структурных элементов:

1. гипотезы подразделяются:

в зависимости от количества условий

- простая гипотеза

- сложная гипотеза

в зависимости от формы выражения:

- абстрактная гипотеза

- казуистическая гипотеза

2. по форме выражения диспозиции или по характеру изложения в нормативно-правовом акте, все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

- запрещающие правовые нормы;

3. по форме изложения санкции все юридические нормы подразделяются на следующие виды:

Вопрос

Актуальные проблемы теории государства и права.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Норма права - это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения, установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующее общественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственного принуждения.

К признакам нормы права относятся:

2. Формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четко определять рамки деяний субъектов.

3. Выраженность в виде госудраственно-властного предписания устанавливает государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием

4. Неперсонифицированность - она воплощается в безличностное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретному лицу, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам.

6. Неоднократность или многократность действия

7. Возможность государственного принуждения

8. Представительно-обязательный характер

9. Микросистемность, т.е упорядоченность элементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Виды норм права:

1) в зависимости от содержания они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) - на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

5) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

6) в зависимости от функций - на регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты);

7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания - лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

9) в зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации);

10) в зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов;

11) в зависимости от способа правового регулирования - на управомочивающие (предоставляющие возможность совершать определенные действия, например принять завещание, требовать исполнения обязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производить определенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершать хищения);

12) в зависимости от субъектов правотворчества - на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Таким образом, нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

Читайте также: