Виды текстов по способу изложения кратко

Обновлено: 03.07.2024

Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определен­ная последовательность элементов смысловой структуры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя смысловые блоки, приемы, которыми достигается их связность, содержательная и структурная полнота произведения. Выбор способа изложения определяется целью, которую ставит перед собой автор, и характером действительности, служащей предметом речи.

Традиционная классификация выделяет три основных способа изложения и соответственно три вида текстов: повествование, описание и рассуждение,

Текст-описание – это такой вид текста, в котором явление действительности представляется процессом событий, рассматривается как нечто законченное по своему содержанию, как единое целое. Явление изображается путем названия признаков, св-в, присущих ему одновременно.

-статическое (воссоздается портрет, пейзаж, интерьер, внешний вид ч-либо. Не связано с развитием во времени и с перемещением в пространстве)

-динамические (воспроизводятся разного рода действия и чувства людей, кот.проявляются в их поступках и жестах. Писутствуют глаголы движения. Занимает промежут.место между описанием и повествованием. Разворачивается во времени и пространстве. Присутствует хронологическая последовательность предложений.)

Схемы построения описания:

1.общая часть (называется предмет описания, его общая характеристика, м.б.авторская оценка)

2.Приводятся элементы описания (св-ва, признаки предмета)

Расположение элементов описания:

1.От общих впечатлений к прорисовке мелких деталей.

2.От переднего к заднему плану.

3.От крупных предметов к мелким.

4.С верху вниз, или наоборот.

5.Слева направо, или наоборот.

6.От целого к части. При опис.человека начинать с тех черт, кот.привлекают внимание. Потом менее значит.детали.

Текст-повествование

Повествование представляет собой рассказ о событиях, который ве­дется в определенной временной последовательности. Последовательность эта может быть прямой, когда о событиях рассказывается в том порядке, в каком они происходили, может быть нарушена добавочными линиями пове­ствования, возвратами в прошлое, экскурсами в будущее.

События, о которых ведется рассказ в повествовании, называются его узлами, с точки зрения логики они равноправны, связь между ними сочини­тельная.

Для синтаксической структуры повествования характерна опора на глагольные формы, главным образом на формы прошедшего времени совершенного вида, способные передать законченные действия, их смену, движение событий во времени.

Существуют два основных способа повествования — эпический и сцени­ческий. В первом случае дается общее представление о свершившихся событиях, результатах каких-то действий, во втором — события осмыслива­ются образно, внимание читателя обращается на подробности.

При редактировании повествовательных текстов необходимо установить, удачно ли выбраны узлы повествования, ясна ли суть происходившего, его связь с предыдущими и последующими событиями, устранить неясности, возникающие из-за пропуска узлов, исключить упоминание о событиях несущественных. Специального внимания требует оценка авторской манеры изложения, умения вести рассказ. Последовательность узлов повествования и их разработка должны передать смену событий, изменение объекта наблюдений. Читатель должен получить представление о том, как происходи­ли события — быстро или медленно.

Логическая и синтаксическая структуры информационных материалов, сообщающих о событиях, опираются на стереотипы, выработанные практикой. Привычность, закрепленность формы и конструктивных приемов способ­ствуют концентрации внимания читателя на фактах — выявляют для него смысл и новизну события или явления, помогают извлечь из текста точное, адекватное действительности знание. При литературной правке следует иметь в виду, что отход от закрепленных практикой композиционных схем вносит в текст дополнительные смысловые акценты, которые должны быть мотивированы. Ни один из элементов структуры не может быть освобожден от информационной нагрузки.

Текст-рассуждение.

Это такой вид текста, в кот.исследуются предметы или явления, рассматриваются их признаки и доказываются опред.положения. Ст.з.логики, рассуждение – это ряд суждений, которые относятся у одному предмету и которые идут одно за другим. Т.о. из одних суждений вытекают следующие, в результате чего мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Цель рассуждения – углубление знаний об окруж.мире. Это самый сложный вид текста по способу изложения.

В публицистике встречается такой вид рассуждения, как рассуждение – доказательство. В процессе доказательства истинность одного суждения обосновывается при помощи др.суждений, истинность которых уже установлена.

1.тезис (суждение, истинность которого обосновывается в ходе данного док-ва.)

2.аргументы (суждения, при помощи кот.мы обосновываем истинность тезиса.)

3.демонстрация (выведение истинности тезисов из аргументов)

-дедуктивные (аналитически) От общих положений к частным. От обобщения к фактам. В начале делают вывод, приводят к-л суждения. А за тем это суждение доказывают.

-индуктивные (синтетические) От частого к общему. От фактов к обобщениям.

Тезис и аргументы д.б.ясными и определенными. Примеры д.б.доказательными и непртиворечащие друг другу. Согласно закону тождества, зезис д. на протяжении док-ва описываться неизменным, иначе возникает ошибка – подмена тождества. Согласно закону непротиворечия, не д.б.противоречащих др.др-гу, иначе возникает логическое противоречие. Согласно закону достаточного основания, аргументы д.б.истинными.

Работа редактора над композицией литературного материала не исчерпывается оценкой его целостности, анализом отдельных час­тей, их последовательности и связей между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приёмов. Редакторский ана­лиз подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая определяется тем, какой способ изложения избрал автор. Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определённая последовательность элементов смысловой струк­туры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведе­ния, приёмы, которыми достигается их связность, смысловая и струк­турная полнота и целостность. Выбор способа изложения дикту­ется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи.

Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответствен­но три вида текста: повествование, описание и рассуждение(в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения) Цель повествования – передать дви­жение событий во времени.Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания — создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент.Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения — исследо­вание, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство ис­тинности или ложности определённых положений.

Система видов текста, характерных для материалов массовой информации, может быть представлена следующим образом * :




Определение раскрывает содержание понятий в обобщённой форме, тогда как объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчётливое представление о предмете или явлении (фор­ма его свободна).


2. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

Иногда в описаниях мы вообще не видим глагольных форм. Однако описательный текст, состоящий целиком из номинатив­ных предложений, т. е. перечисления признаков именительными падежами, сравнительно редок.

В чём причина относительной сложности описания? При чте­нии мы постепенно движемся по тексту, от одного элемента опи­сания к другому, но в результате этого поэлементного знаком­ства с предметом описания мы должны представить себе его как целое, как определённое единство, составить о нём целостное представление. Отсюда – конструктивные особенности описаний, характер приёмов, организующих их структуру.

Строя повествование, каждый узел его мы представляем от­дельно и, выявляя характер связей между ними, подчёркиваем лишь смену этих узлов. Строя описание, мы ищем характерные черты предмета, олицетворяющие в нём главное, помогаем чита­телю преодолеть психологические трудности, апеллируя к его чувствам, вводим в действие дополнительные импульсы, способ­ствующие созданию целостной картины. Очевидно, как важно учитывать это при работе над текстом.

Логическая и синтаксическая структуры информационных пуб­ликаций направлены на то, чтобы выявить для читателя смысл и новизну события или факта, извлечь из текста точное и адекват­ное действительности знание. Этому способствуют выработан­ные практикой стереотипы построения. Привычность, закреплён­ность формы и конструктивных приёмов помогают сконцентри­ровать внимание на фактическом наполнении материала.

Информационное описание– в научной, справочной, учеб­ной литературе выявляет признаки, присущие его объекту как признаки родовые. Достаточно обратиться к любому справочному пособию или учебнику, чтобы убедиться в этом. Так, в описание реки будут включены сведения об её длине и ширине, акватории, местах, где она протекает, экономическом значении и т. д. В опи­сание города обязательно войдёт упоминание об его географичес­ком положении, количестве жителей, истории, достопримеча­тельностях. Последовательность этих элементов предопределе­на и логически обоснована, нарушать её не положено. Эти композиционные схемы облегчают читателю извлечение инфор­мации из текста, помогают сопоставить данные с приведёнными в однотипных описаниях, легко запомнить их. Цель информаци­онных описаний в журналистских текстах – сообщить читателю новое знание, полезные сведения.

Рассуждение– самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Журналист далеко не всегда может ограни­читься повествованием о событиях или их описанием. Не­посредственная реакция на то, что было увидено или почувствова­но им в определённый момент, часто свидетельствует лишь об интересе к событию, и, даже передав этот интерес читателю, он ещё не выполнит свою задачу – установить связь между явле­ниями, обобщить их, сделать вывод.

Временной план, соотнесённость сказуемых, которые обраща­ли на себя наше внимание при анализе описаний и повествова­ний, в рассуждениях играют второстепенную роль, главное при этом способе изложения – сам субъект или объект мысли. Лин­гвистами установлено, что в газетных статьях, написанных от имени редакции и являющимися обычно по способу изложения рассуж­дениями, количественно преобладают имена существительные. Это можно объяснить тем, что задача такой статьи – раскрыть содер­жание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о собы­тиях или описать их.

Классификация способов изложения и видов текста

Работа редактора над композицией литературного материала не исчерпывается оценкой его целостности, анализом отдельных час­тей, их последовательности и связей между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приёмов. Редакторский ана­лиз подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая определяется тем, какой способ изложения избрал автор. Способ изложения формируется в ходе порождения речи как определённая последовательность элементов смысловой струк­туры. Текст закрепляет этот процесс, фиксируя части произведе­ния, приёмы, которыми достигается их связность, смысловая и струк­турная полнота и целостность. Выбор способа изложения дикту­ется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи.

Традиционная классификация, принятая в теории и практике редактирования, выделяла три способа изложения и соответствен­но три вида текста: повествование, описание и рассуждение(в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения) Цель повествования – передать дви­жение событий во времени.Это рассказ о том, как, в какой последовательности происходили события. Цель описания — создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определённый момент.Единовременность этих признаков – существенная черта описания. Цель рассуждения — исследо­вание, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство ис­тинности или ложности определённых положений.

Система видов текста, характерных для материалов массовой информации, может быть представлена следующим образом * :

Определение раскрывает содержание понятий в обобщённой форме, тогда как объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчётливое представление о предмете или явлении (фор­ма его свободна).


2. Логическая и синтаксическая структуры различных видов текста. Их построение

Иногда в описаниях мы вообще не видим глагольных форм. Однако описательный текст, состоящий целиком из номинатив­ных предложений, т. е. перечисления признаков именительными падежами, сравнительно редок.

В чём причина относительной сложности описания? При чте­нии мы постепенно движемся по тексту, от одного элемента опи­сания к другому, но в результате этого поэлементного знаком­ства с предметом описания мы должны представить себе его как целое, как определённое единство, составить о нём целостное представление. Отсюда – конструктивные особенности описаний, характер приёмов, организующих их структуру.

Строя повествование, каждый узел его мы представляем от­дельно и, выявляя характер связей между ними, подчёркиваем лишь смену этих узлов. Строя описание, мы ищем характерные черты предмета, олицетворяющие в нём главное, помогаем чита­телю преодолеть психологические трудности, апеллируя к его чувствам, вводим в действие дополнительные импульсы, способ­ствующие созданию целостной картины. Очевидно, как важно учитывать это при работе над текстом.

Логическая и синтаксическая структуры информационных пуб­ликаций направлены на то, чтобы выявить для читателя смысл и новизну события или факта, извлечь из текста точное и адекват­ное действительности знание. Этому способствуют выработан­ные практикой стереотипы построения. Привычность, закреплён­ность формы и конструктивных приёмов помогают сконцентри­ровать внимание на фактическом наполнении материала.

Информационное описание– в научной, справочной, учеб­ной литературе выявляет признаки, присущие его объекту как признаки родовые. Достаточно обратиться к любому справочному пособию или учебнику, чтобы убедиться в этом. Так, в описание реки будут включены сведения об её длине и ширине, акватории, местах, где она протекает, экономическом значении и т. д. В опи­сание города обязательно войдёт упоминание об его географичес­ком положении, количестве жителей, истории, достопримеча­тельностях. Последовательность этих элементов предопределе­на и логически обоснована, нарушать её не положено. Эти композиционные схемы облегчают читателю извлечение инфор­мации из текста, помогают сопоставить данные с приведёнными в однотипных описаниях, легко запомнить их. Цель информаци­онных описаний в журналистских текстах – сообщить читателю новое знание, полезные сведения.

Рассуждение– самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Журналист далеко не всегда может ограни­читься повествованием о событиях или их описанием. Не­посредственная реакция на то, что было увидено или почувствова­но им в определённый момент, часто свидетельствует лишь об интересе к событию, и, даже передав этот интерес читателю, он ещё не выполнит свою задачу – установить связь между явле­ниями, обобщить их, сделать вывод.

Временной план, соотнесённость сказуемых, которые обраща­ли на себя наше внимание при анализе описаний и повествова­ний, в рассуждениях играют второстепенную роль, главное при этом способе изложения – сам субъект или объект мысли. Лин­гвистами установлено, что в газетных статьях, написанных от имени редакции и являющимися обычно по способу изложения рассуж­дениями, количественно преобладают имена существительные. Это можно объяснить тем, что задача такой статьи – раскрыть содер­жание понятий, объяснить суть явлений, а не рассказать о собы­тиях или описать их.

Работа редактора над композицией литературного материала не исчерпывается оценкой его целостности, анализом отдельных частей, их последовательности и связей между ними, выявлением и оценкой различных композиционных приемов. Редакторский анализ подразумевает проникновение во внутреннюю структуру текста, которая определяется тем, какой способ изложения избрал автор. Выбор способа изложения диктуется целью, поставленной перед собой автором, и характером действительности, служащей предметом речи.

Классификация способов изложения и видов текстов. По способу изложения принято выделять четыре вида текстов: повествование, описание, рассуждение (в некоторых пособиях рассуждение называется изъяснительным способом изложения), определение.

В повествовании важно выделить узловые события, наиболее существенные факты и детали. Последовательность изложения в повествовании подчиняется хронологическому принципу. Отступление от этого принципа возможно, например, когда необходимо подчеркнуть зависимость разъединенных во времени, но внутренне связанных явлений. Однако такие отступления должны быть логически оправданными, мотивированными содержанием текста. За строками повествования – что особенно важно в публицистическом тексте – должно вставать живое лицо автора, слышаться его голос. Журналист не должен обезличивать своего героя.

Цель описания – создать картину действительности. Это перечисление свойств, сторон предмета или явления, присущих ему в определенный момент. Особенности языка: объективное описание производится чаще всего в настоящем времени - описание должно быть как можно более фактологическим и точным, что определяет необходимость применения специальных, профессиональных терминов.

Работая над текстом, содержащим описание, следует обращать внимание на то, чтобы элементы описания раскрывали действительно важные признаки предмета. Элементы описания принято располагать в последовательности, которая сама указывает на степень важности перечисляемых признаков.

Описания бывают статические и динамические. Чтобы построить описание, далеко не безразлично, находится его объект в покое или в движении, неизменен или претерпевает изменения. Динамичность описания достигается четко выраженным параллелизмом его синтаксической структуры – строгой однотипностью предложений, начатых подлежащими и имеющих прямой порядок слов.

Цель рассуждения – исследование, обобщение знаний о действительности, выяснение причин явлений, обоснование выводов, доказательство истинности или ложности определенных положений.

В текстах документов могут встретиться различные виды рассуждений: основанные на установлении условно-уступительных связей, на сравнении, сопоставлении фактов, предметов, событий; раскрывающие смысл понятия или суждения и др.

В рассуждении обычно что-либо обосновывается, доказывается. Именно в рассуждении находит свое воплощение такая логическая форма мысли, как доказательство. Последовательность изложения материала в рассуждении обычно определяется структурой доказательства. Различают два основных вида доказательства: дедуктивное, в котором мысль развивается от общих рассуждений к частным выводам, и индуктивное, в котором мысль движется от отдельных фактов к обобщению. Аналогичным может быть и порядок изложения материала в рассуждении. Главное заключается в том, чтобы доказательства, а, следовательно, и рассуждения были безупречными с точки зрения законов логики.

Рассуждение – самый сложный по своей цели и структуре способ изложения. Логические и синтаксические особенности рассуждения предопределены ходом зачастую весьма непростых мыслительных операций, предпринятых автором. Рассуждение – это процесс выведения нового знания. Логическая структура рассуждений – цепь суждений, которые все относятся к одному предмету или вопросу и которые идут одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений необходимо вытекают или следуют другие, а в результате получается ответ на поставленный вопрос.

В рассуждения должны входить: посылка – точно и определенно сформулированная главная мысль рассуждения; основная часть – цепь умозаключений, отражающих мыслительные операции, приводящие к новому суждению и вывод. Иногда в эту конструкцию входит перед основной частью разъяснение посылки, рассчитанное на то, чтобы установить контакт с читателем.

Основные части логического доказательства – тезис (суждение, истинность которого обосновывается в ходе данного доказательства), аргументы (суждения, при помощи которых мы обосновываем истинность тезиса) и демонстрация (выведение истинности тезиса из аргументов).

Работа над текстом рассуждения – доказательства подразумевает строгое следование правилам доказательства логического. Так, общим является правило о составе доказательства (частях, которое оно должно содержать), о способах ведения доказательства: тезис и аргументы должны быть суждениями ясными и точно определенными; доводы, приводимые в подтверждение тезиса, не должны противоречить друг другу; правила аргументов гласят, что они должны быть истинными, обоснованными, должны с необходимостью обосновывать истинность тезиса, которая должна быть установлена независимо от тезиса. Логическая структура рассуждения должна быть выявлена и выверена редактором;

Определение близко к объяснению и тяготеет к научному и научно-популярному стилю. Правила определения подразделяются на словесные (в речи) и экстенсивные – путем указания на предмет (в журналистских материалах роль этого определения выполняет иллюстрация); определения номинальные (объясняется значение слова) и реальные (раскрывается содержание собственно понятия); аналитические (раскрывается уже установленное значение понятия) и синтетические (привносится новое в содержание понятия.

По функциям бывают: регистрирующие (перечисление уже известных, установленных признаков); уточняющие (вводят дополнительные сведения); учреждающие (раскрывают смысл нового события или явления).

Правила определений основываются на требованиях фактических, логических, языково-стилистических. Определения должны быть истинными по содержанию, а признаки, указанные в них – существенными. Части определений должны быть соразмерными, определение не должно строиться на отрицании, и не содержало в себе противоречия. Недопустима тавтология.

При редактуре необходимо оценивать фактическую точность и соответствие правилам логики.

Редактирование фактического материала

Понятие фактический материал, которое принято в редактировании, охватывает все опорные для текста элементы: понятия, передающие смысл, предметные отношения. Это те понятия, которые при правке текста не должны подвергнуться изменениям или выпасть. Связи, отношения между основными понятиями должны быть сохранены.

Фактический материал может быть привлечен как собственно информация, как аргумент в процессе логического доказательства и основание для общих утверждений, и, наконец, как иллюстрация, дополняющая то или иное наблюдение.

Существуют три вида проверки фактического материала: внутренняя проверка, сличение с авторитетным источником, официальное подтверждение (энциклопедии, толковые словари, справочно-информационные издания, официальные материалы и т.д.).

Обработка таблиц. Если таблиц несколько, они могут иметь также нумерационные заголовок. Задача редактора – проверить данность таблиц и облегчить читателю пользование таблицей; сведения должны быть расположены в определенном порядке, например по алфавиту, во временной последовательности, в порядке возрастания или убывания величин. Сравнивать величины таблиц легче, когда они расположены по вертикали, в таблице не должно быть повторов, пустых граф.

22. Публицистический стиль, его функции и стилевые черты. Приемы речевой выразительности в СМИ (на 5-6 примерах)

Публицистический стиль – исторически сложившаяся разновидность литературного языка, используемая в газетах, в СМИ, в общественных выступлениях.

К основным чертам языка газеты относятся:

- экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности,

- отбор языковых средств с установкой на их доходчивость,

- наличие общественно – политической лексики других стилей (терминологической лексики),

- использование характерных для данного стиля речевых стереотипов, клише,

- жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств: многозначности слова, ресурсов словообразования (авторские неологизмы), эмоционально – экспрессивной лексики,

- совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей (научного, официально – делового, литературно – художественного, разговорного), обусловленное разнообразием тематики и жанров.

- использование изобразительно – выразительных средств языка, средств стилистического синтаксиса – риторические вопросы, восклицания, параллелизм построения, повторы, инверсии и т.д.

В зависимости от тематики, жанра используется разнообразная лексика, фразеология. Некоторую ее часть составляет общественно – политическая лексика, закрепившиеся сочетания слов: демократия, демократические свободы, избирательная кампания и т.д. Значительную часть лексики составляют общелитературные слова и термины (науки, военного дела, искусства, спорта и т.д.), они могут переосмысливаться, приобретать публицистическую окраску: военные круги, закулисная возня, маневры дипломатии, правящая верхушка.

В языке газеты распространены речевые стереотипы (стандарты, клише). Клише – готовые речевые формулы, легко воспроизводимые Нередко речевые клише превращаются в штампы из-за частой повторяемости, теряют свою первоначальную образность. В публицистическом стиле активно используются слова экспрессивной лексики, фразеологизмы – на первый план выдвигается экспрессивно-стилистическая сторона фразеологизмов книжного и разговорно-бытового характера. Публицисты используют фразеологию не только в том виде, как она существует в языке, но и в измененном виде, обновляя семантику, структуру, создавая новые смысловые оттенки.

Используются пословицы, поговорки – для усиления выразительности. Активно используются изобразительно–выразительные средства языка – тропы и стилистические фигуры (анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторическое обращение, вопрос, многосоюзие, бессоюзие).

Публицистика опирается на документальные факты, следовательно, употребляется номенклатурные обозначения, собственные имена (личные имена, географические наименования)

Важная роль в создании структурно-смысловой целостности текста принадлежит его названию. Различаются заголовки информативные и оценочные.

Изложение - общее название работ, связанных с воспроизведением чужого текста.

Уже дореволюционной методикой выделялись изложения полные, сокращенные, изложения - извлечения, изложения с заменой лица (М.Чистяков, И.Срезневский, В.Чернышев, М. Ольшамовский). Но вопрос о классификации изложений был поставлен несколько позже.

Виды изложений выделяют с учетом разных оснований. Специально вопрос о классификации изложений в методике русского языка рассматривался Е.А. Бариновой. Она предполагает делить изложения по трем основаниям: по цели проведения (обучающее, контрольное), по характеру текстового материала (повествовательный характер с элементами описания, изложения описания, рассуждение, характеристики), по способу передачи содержания ( изложение полное или подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное и т.д.). Т.А. Ладыженской сделана попытка дать наиболее исчерпывающую классификацию изложений. Она предлагает классифицировать изложения:

  1. по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения
  2. по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с
  1. по осложненности языковым заданием: с лексикой, грамматическими,

стилистическими и др. заданиями;

  1. по восприятию исходного текста: изложение прочитанного, услышанного,

воспринятого на слух и зрительно;

  1. по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста

и знакомого, известного учащимся. [1]

В методических пособиях и практике работы выделяются другие основания классификации изложений, например: по характеру содержания текста (о школе, спорте и т.д.), по объему текста, изложение с использованием наглядных пособий и без них (иллюстрации и т.п.).

Для практики обучения речи важно выделить значимые основания классификации. Таких оснований два:

  1. способ восприятия текста;
  2. характер его воспроизведения.

По способу восприятия текста изложения делятся на:

а) изложения, в которых текст воспринимается на слух;

б) изложения, в которых текст воспринимается зрительно;

в) изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.

Тот или иной вид восприятия может подкрепляться дополнительными средствами наглядности (иллюстрации, картины, диапозитивы). Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего. По характеру воспроизведения текста различаются:

Содержание воспроизводится полно, со всеми подробностями; сохраняется тип текста, его композиция и языковые особенности.

  • Кому Марина налила молока?
  • Что сказала Марина?
  • Что было дольше?

По мере продвижения в учебе первоклассники пишут все большие по объему изложения. К концу первого полугодия могут записать текст из 10-12

Во 2-ом классе наряду со свободной формой изложения применяется его простейшая форма по плану. (План составляется из заголовков отдельных частей рассказа).

2. Изложения выборочные.

Воспроизводится не весь текст, а его часть, связанная с определенной темой. Тип текста, его композиция могут изменяться.

3 Изложения сжатые.

Передается главное, детали и подробности опускаются. Тип текста может быть сохранен или изменен в зависимости от объема и характера сжатия.

В 1 -ом классе нельзя требовать от детей краткого пересказа, это им не по силам. Во 2-ом классе подготовка состоит в следующем: учитель, а чаще сами ребята читают текст 1-2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выявляется главное - то, что необходимо отметить в сжатом изложении, и то, что можно опустить. На первых порах нужна серьезная устная подготовка, она проводится на уроках чтения. Постепенно устная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе.

Обучение сжатому изложению предполагает предварительное усвоение приемов сжатия текста. Таких правил два:

  1. переформулировка;
  2. исключение несущественной информации.

Предварительная подготовка сводится к усвоению этих приемов на различном

4.Изложение с творческим заданием.

Такое изложение предполагает внесение изменений в содержание или композицию исходного текста - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановка частей. Тип текста, его язык, особенности могут сохраняться или заменяться в зависимости от характера задания. Данное изложение вводится со 2-го класса. Предполагает полное понимание содержания и образов прочитанного текста.

Каждому из названных видов принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений.

Виды изложений по-разному воздействуют на мыслительную деятельность учеников. При подробном изложении идет осмысление временных, причинно- следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьников.

Говоря о классификации и видах изложений, следует особо сказать об изложениях с грамматическими заданиями.

Изложения с грамматическими заданиями - это изложения при выполнении которых ученику дается специальное грамматическое задание. Например: перескажи текст, уместно используя в описании однородные определения. Цель грамматических заданий - привлечь внимание учеников к правильному и уместному употреблению изучаемой или изученной морфологической или синтаксической категории. Через осознанное подражание образцу идет обогащение речи нужными формами и конструкциями.

Если грамматическое задание дано, необходимо, чтобы его выполнение подготавливалось всем ходом предварительной работы.

С целью активизации употребления в речи учащихся определенных грамматических категорий целесообразно проводить и изложения - миниатюры. Упражнения такого рода, рассчитанные на 10-15 минут, ставят в качестве главной задачи введение в активную речь учащихся тех или иных грамматических средств.

2 . Этапы работы над изложением.

Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.

Готовя класс к изложению, учитель выбирает те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи.

Назначение этого приема работы - подготовить учащихся к восприятию

В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить друг им о своих впечатлениях об увиденном, услышанном, о том, что он узнал. Учитель должен создать ситуацию общения.

В беседе желательно использовать те слова из текста, которые могут быть непонятны ученикам. При этом словам даются попутные пояснения: разъясняются не только значения слов, но и показываются особенности его употребления.

Отдельные примеры, иллюстрирующие употребление интересующих нас слов и словосочетаний, записываются с соответствующим комментарием на доске.

Очень подробная беседа приведет к тому, что учащиеся могут взять из беседы дополнительный материал и включить его в свое изложение, что может привести к тому, что авторский вариант будет нарушен, появятся композиционные изменения.

Вступительная беседа как прием работы очень важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком ребятам, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.

Приемы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:

  1. чтение текста учителем;
  2. чтение текста про себя учащимся;
  3. параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием).

Выбор приемов будет зависеть от конкретных условий: характера изложения (подробное, сжатое, выборочное), сложности текста, подготовленности класса к тому или иному способу восприятия.

Задачу более глубокого понимания содержания, композиции и языка решают приемы работы, направленные на анализ текста.

Беседа по содержанию теста.

Разбор текста - дело очень важное и вместе с тем трудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему, основную мысль, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно- следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и определить и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.

Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически нецелесообразно, т.к. у ребят пропадает интерес к работе.

Анализ структуры текста.

Назначение этого приема работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Целесообразно, чтобы текст - образец был перед глазами учащихся. Они в процессе анализа, с одной стороны, могут убедиться, что текст членится на части, каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а с другой, - наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распалось, а было единым структурным целым.

Систематическое использование анализа структуры текста как приема работы позволяет предупредить типичные речевые ошибки, недочеты, встречающиеся в изложении учащихся:

Как правило, анализ текста завершается составлением плана. Среди приемов работы с текстом составление плана занимает особое место. Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, обучение которой начинается в начальной и продолжается в средней школе, это средство для лучшего осмысления, запоминания текста и организации его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, т.к. при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.

Составление плана предполагает выполнение ряда интеллектуальных действий: деление текста на смысловые части, определение темы и основной мысли каждой части, словесной формулировки каждого пункта плана, оформление плана, соотнесение плана и исходного текста. Работа над планом и предполагает обучение этим частным умениям.

Требования к плану будут зависеть от вида предстоящего изложения. Так, план подробного изложения должен не только отражать последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста.

Характер работы над планом зависит от того, является ли составление плана целью обучения на данном уроке или это один из приемов работы, направленный на лучшее осмысление и воспроизведение содержания текста. В зависимости от этого план может быть предложен в готовом виде, составлен коллективно под руководством учителя устно, могут быть предложены для сравнения и обучения 2-3 варианта плана. Наконец план составляется каждым учеником самостоятельно.

3. Организация работы над изложением.

В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся. Деятельность учителя сводится к:

  1. подготовке учеников к созданию своих текстов на основе данных;
  2. проверке и оценке созданных ребятами текстов (изложений);
  3. подготовке и проведению анализа изложений в классе.

Деятельность учащихся сводится к:

  1. подготовке к письменному воспроизведению текста;
  2. написанию изложения и осуществлению самоконтроля;
  3. совершенствованию написанного.

Подготовка к изложению проходит на специальном уроке развития речи или осуществляется постепенно на уроках русского языка, предшествующих изложению. Работа на уроке будет включать несколько этапов в соответствии с тем, какая дидактическая задача решается.

На каждом этапе применяются свои, соответствующие поставленным задачам приемы работы. Так на этапе анализа текста используется беседа по содержанию, составление плана, структурный и языковой разбор текста, лингвистический эксперимент.

Для предварительной работы целесообразно отбирать тот материал из статьи для изложения, понимание которого не требует контекста. В предварительных упражнениях можно разобрать трудные орфограммы и пунктограммы текста, уточнить значение малознакомых слов, предупредить ошибки в употреблении отдельных слов, их форм. С этой целью нужный материал включается в упражнения, выполняемые на уроках русского языка.

Проверка и анализ изложений.

Проверка и оценка работ - особый этап в деятельности учителя. Задача учителя состоит не только в исправлении ошибок, их подсчете, важно увидеть и отметить достоинства работы, удачи и находки.

Общие требования к содержанию пересказа: соответствие теме и основной мысли исходного текста, фактическая правильность, полнота, последовательность, связность изложения.

При оценке содержания подробного изложения учитывается, на сколько полно раскрыта теме и основная мысль исходного текста, нет ли отступлений от содержания и композиции авторского образца. При оценке содержания сжатого изложения следует исходить из того, на сколько точно, полно сумел ученик выбрать из текста главное и воспроизвести отобранное в нужной последовательности, используя языковые средства обобщенной передачи информации.

Речевое оформление изложения предполагает богатство, точность, выразительность использования языковых средств с учетом особенностей ситуации общения.

После проверки и оценки работ готовятся материалы для анализа изложений и совершенствования написанного. Учитель отбирает и организует материал, нужный для анализа содержания и речевого оформления детских работ. Выделяет типичные для класса ошибки, связанные с нарушением грамматических норм. Орфографические и пунктуационные ошибки возможно не включать в работу на уроке, они могут быть разобран учащимися самостоятельно.

Урок анализа изложений в школьной практике считается одним из самых сложных. Успех проведения урока и его значение в общей системе обучения связной речи во многом зависит от того, как четко задана цель работы, на сколько учитель верно отобрал и в какой форме преподнес материал анализа. Урок анализа изложений должен решать три основные задачи:

  1. развивать языковое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста;
  2. формировать умение совершенствовать написанное;
  3. готовить к более успешному выполнению последующих работ.

Как правило, такие уроки в начальной школе не проводятся. Вся работа сводится к исправлению орфографических ошибок и нескольким общим словам учителя о написанном изложении.

Взаимосвязь изложений с другими видами работ по развитию связной речи.

Вопрос о взаимосвязи сочинений и изложений рассматривался в методике многократно. В настоящее время утвердилось мнение, что работа над изложением и сочинением должна идти параллельно. При этом проведение изложений по тексту определенного типа предшествует написанию сочинения того же типа, является ступенью для следующего за ним сочинения.

Взаимосвязь изложений и сочинений в том, что оба вида работы формируют умения связной речи, готовят к естественной коммуникации. Можно наметить следующую последовательность усложнения в работе по созданию текста.

  1. Воспроизведение чужого текста по частям - свободный диктант.
  2. Создание текста на основе данного - изложение.
  3. Создание своих текстов - сочинение.

Пересказ текста предполагает не только воспроизведение, но и включает элементы творчество ученика.

Читайте также: