Виды ролевых игр в педагогике кратко

Обновлено: 08.07.2024

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что она удовлетворяет его основные потребности: в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.

Сюжетно-ролевые игры входят в состав первого класса: игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры. Но и они ранжируются на определенные разновидности.

охватывает
сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.
— сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевыеигры подразделяются на:

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд, самолет, корабль).

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители)

– неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за куклу, направляет все действия.В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает
сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.
Длительность сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.

В структуре сюжетно-ролевойигры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты,которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.Роли бывают:

• эмоционально-привлекательные (мама, доктор)

• значимые для игры (директор магазина и др.)

В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми)

устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Также не менее важным компонентом в игре являются игрушки. Они могут быть готовыми, самодельными или предметами-заместителями.

Главными структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его мира; содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение.

Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры.Поэтому при организации жизни детей в группах нужно учитывать: проведение режимных моментов, прогулок и непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

по физической культуре не меняется; НОД и 2-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы; образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр

Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.

  1. Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
  2. Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт” будут необходимы соответствующие реквизиты.
  3. Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
  4. Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
  5. Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.

игры в разных группах

Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.

  1. Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
  2. Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
  3. Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
  4. Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
  5. До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
  6. Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
  7. Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
  8. С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.

кафе

Поделитесь вашим мнением на сей счет!

Но вернемся к вопросу, для какого возраста детей характерны сюжетные игры?

На самом деле, даже маленькие детки способны копировать простейшие действия взрослых, применив первый опыт к игрушкам: покормить куклу, уложить спать. Вот уже элементы сюжетно-ролевой забавы начального уровня.

Вообще, вопрос, в каком возрасте сюжетно-ролевая игра нужна малышам, некорректен, по-моему. Лишь только дитя начинает совершать осознанные действия с куклами-мишками, сразу же необходимо всячески мотивировать его воображать различные бытовые ситуации.


Дорогие родители, вы должны понять – малышню обязательно нужно учить играть, как ни парадоксально это звучит! Несмелые, неуверенные, робкие школьники – результат их низкой социализации. А социализируются дети во время ролевых занятий.

Особенности ролевых занятий с детьми из разных групп детского сада

3-4 года: забавы более разнообразны, чем были ранее. Детки строят и сюжет, придерживаются предложенного взрослым сценария.

4-5 лет: тематика расширяется, ребята взаимодействуют друг с другом, умеют совершать воображаемые действия.

5-6: составляют правила, корректируют их, больше фантазируют, применяют сюжеты из книг, мультфильмов.

6-7: больше используют речь, комментируют, активно общаются.

Не знаю, получилось ли у меня раскрыть проблему, для какого дошкольного возраста ребят характерны сюжетные детские игры, но я старалась.

С уважением, Татьяна Сухих

До скорой встречи!

Кстати, рекомендую прочитать:


Сюжетно-ролевые игры в средней группе

В таблице показаны эти 8 вида сюжетно –ролевых игр, которые практикуются в средней группе.

Игра в педагогике – это важная составляющая в организации обучения и досуга людей разных возрастов.

Игровая педагогика – это раздел педагогики, в котором центральное место педагогического процесса отводится играм.

Функции и понятие игры в педагогике

Педагогическая игра выполняет следующие функции:

  • Развлекательную – игра создает благоприятную атмосферу в ходе обучения, при этом изучаемый материал воспринимается с большим увлечением;
  • Обучающую – игра помогает в развитии общих учебных умений и навыков;
  • Коммуникативную – в игре дети и взрослые объединяются друг с другом, что позволяет наладить эмоциональный контакт и сформировать навыки общения;
  • Компенсаторную – в процессе игры создаются условия, удовлетворяющие личностные установки, которые трудно выполнить в реальности;
  • Релаксационную – игра снимает эмоциональное и физическое напряжение, вызванное нагрузками учебной или трудовой деятельности;
  • Самовыражение – позволяет в игровом процессе реализовать творческие способности, наилучшим образом раскрыть собственный потенциал.

Игрой называется основной вид деятельности детей, в частности, это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по их инициативе.

Мотив игры – это сам процесс, а не результат. Ребенок воспринимает игру как средство самореализации и самовыражения.

Какие существуют виды игр

В современной литературе определено несколько классификаций игр. По содержанию и особенностям, игры бывают:

  • Театрализованные – такие игры предполагают наличие зрителей (это могут быть сверстники, младшие дети, родители). В процессе театральной игровой постановки формируются умения с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жестов), точного воспроизведения идей художественного произведения и авторских текстов. Это сложный вид игры, поэтому участие взрослых здесь необходимо.
  • Сюжетно-ролевые игры в педагогике – это развлечения, которые организуются самими детьми под присмотром взрослых. Сюжетно-ролевые игры основываются на детской самодеятельности. Иногда их еще называют творческими, поскольку в самом разгаре развлечения происходит не копирка действий, а творческое осмысление, воспроизведение в воплощенном образе, игровых мотивах.
  • Строительные – это разновидность сюжетно-ролевых игр. Главная суть строительной игры – соорудить всевозможные постройки, взятые из жизни, и поиграть с ними.
  • Дидактические (подвижные) – игры с правилами, основывающимися на четком программном содержании, дидактической задаче, цели обучения. Такие развлечения направлены на обучение детей способам сравнения и группировки предметов по внешнему признаку, назначению. Подвижные игры выступают средством воспитания сосредоточенности, внимания, координации действий, настойчивости, а также развивают познавательные способности.

Требования к организации игры

Игры организуются в соответствии со следующими требованиями:

  • Соблюдение нравственных норм, основанные на гуманности и общечеловеческих ценностях;
  • Свобода и добровольное участие детей в игре;
  • Соотвествие смысла игровых действий с поведением в реальной ситуации;
  • Понимание правил и сути игры.

Игры организуют и координируют взрослые. Где необходимо игра приостанавливается, но не подавляется. Важно обеспечить для каждого участника возможность проявления инициативы.

В конце игры проводится ее анализ, после чего можно пересмотреть содержание и правила развлечения.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности: в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр :

— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.

Сюжетно-ролевые игры входят в состав первого класса : игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры. Но и они ранжируются на определенные разновидности.

— сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за куклу, направляет все действия. В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.

Длительность сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.

В структуре сюжетно-ролевой игры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. Роли бывают:

• эмоционально-привлекательные (мама, доктор);

• значимые для игры (директор магазина и др.).

В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Также не менее важным компонентом в игре являются игрушки. Они могут быть готовыми, самодельными или предметами-заместителями.

Главными структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его мира; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение.

Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры. Поэтому при организации жизни детей в группах нужно учитывать: проведение режимных моментов, прогулок и непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по физической культуре не меняется; НОД и 2-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы; образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Алгоритмы для сюжетно–ролевых игр. Алгоритмы для сюжетно–ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры имеют огромное значение в становлении личности ребенка, через них формируются у.

Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр, направление их исследований. Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр, направление их исследований.

Конспекты сюжетно-ролевых игр Конспект сюжетно-ролевой игры" Кафе " для детей старшей группы (5-6 лет). Этот конспект сюжетно-ролевой игры направлен на расширение представлений.

Мастер класс по изготовлению мороженого для сюжетно-ролевых игр

Мастер класс по изготовлению мороженого для сюжетно-ролевых игр Сюжетно-ролевая игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой.

Плита для сюжетно-ролевых игр

Плита для сюжетно-ролевых игр С целью обогащения предметно – развивающей среды в группе и на участке детского сада была изготовлена плита. Она удобна тем, что её можно.

Развитие детей в сюжетно-ролевых играх Развитие детей дошкольного возраста в сюжетно- ролевой игре. Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы.

Уголок сюжетно-ролевых игр,. Больница Уголок сюжетно-ролевых игр,.Больница, В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным и индивидуальным.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.

3. Игры на героико-патриотические темы

ВложениеРазмер
vidy_syuzhetno_-_rolevyh_igr.docx 152.79 КБ

Предварительный просмотр:

Виды сюжетно-ролевых игр:

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей . Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3. Игры на героико-патриотические темы , отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

Читайте также: