Виды публичной власти кратко

Обновлено: 28.06.2024

Под государственной властью понимается вид социальной власти и особая разновидность публичной власти, которая осуществляется государством при помощи государственных органов, должностных лиц и органов государственной власти.

Орган в системе государственной власти в РФ, как правило, воспринимается как звено государственного аппарата, которое принимает участие в реализации ряда государственных функций и наделено рядом властных полномочий.

Для органа государственной власти свойственно иметь ряд особенностей. Среди его отличительных признаков выделяют:

  • его формирование и действие идет от имени государства или его субъекта;
  • имеет организационную обособленность и самостоятельность, ему присуще иметь свою структуру;
  • для него свойственно иметь собственную компетенцию (предметы ведения и полномочий);
  • для полномочий свойственно иметь властную направленность, то есть ряд решений принимается от имени страны, являются обязательными для всех, а в ряде ситуаций подкрепляются принудительной силой страны;
  • осуществляет особые, характерные только для него функции и задачи;
  • в основе его действий – законы и иные нормативно-правовые акты.

Данная сумма этих признаков служит основанием для того, чтобы отнести конкретный орган к ряду субъектов, которые осуществляют ряд государственно-властных полномочий. Нельзя в качестве государственного органа воспринимать любое государственное учреждение или организацию, а исключительно те, которые обладают всеми вышеуказанными признаками. К примеру, ряд государственных учебных заведений, учреждений здравоохранения не являются государственными органами. В большинстве случаев, для государственного органа свойственно иметь расчетный счет в банке, быть юридическим лицом и отвечать по своим обязательствам зафиксированным за ним имуществом.

Особые виды государственной власти

В качестве разновидности в системе государственной власти выступает ряд должностных лиц, которые в виде единоличной ответственность выполняют ряд функций представителя власти и из этого следует, что они наделены рядом властных полномочий или осуществляют, основываясь на своих должностных положениях, ряд функций организационно-распорядительного, координирующего, контрольного или административно-хозяйственного характера.

В качестве особого вида государственного органа выступает ряд органов государственной власти, которые представляют одну из трех ветвей власти в структуре разделения властей. Речь идет о законодательной, исполнительной и судебной власти.

Важно видеть разницу между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Среди общих их признаков можно выделить то, что они служат отражением публичной власти в РФ и реализуют ряд функций управления и регулирования. Тут же следует отметить, что на основании ст.12 Конституции РФ для органов местного самоуправления не свойственно входить в структуру органов государственной власти.

Функции государственной власти РФ

Суть и предмет работы государственных органов лежит в ряде их функций.

Существует ряд ключевых функций в системе государственной власти РФ, которые реализуют государственные органы. речь идет правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности.

Под правотворчеством понимается деятельность относительно принятия нормативно-правовых актов.

Осуществление данной деятельности свойственно для всех органов государственной власти. Законодательная работа – одно из направлений данной деятельности. Исключительно для Федерального Собрания допустимо принимать ряд федеральных законов, которые распространяются на все государство. Для законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ свойственно принимать ряд законов, которые применимы для всей России.

Для правоисполнительной деятельности свойственно осуществляться компетентными государственными органами и должностными лицами в пределах подзаконного правотворчества и правоприменительной работы. Правоприменение выступает как творческий процесс, когда ряд властвующих субъектов устанавливают фактические обстоятельства дела и находят необходимые правила поведения, которые предложены законодателем, а после завершения проверки осуществляют его. В большинстве случаев правоисполнительной деятельностью занимаются органы исполнительной власти, у которых есть определенная часть полномочий государственно-властного характера, которые важно иметь для того, чтобы практически их реализовать в общегосударственной направленности.

Под правоохранительной деятельностью понимается деятельность, которую осуществляют уполномоченные органы, направленная на охрану законности и правопорядка, свобод человека и конституционных прав при помощи использования мер воздействия юридической направленности на основании закона, неуклонно соблюдая установленный им порядок.

Проявление многонаправленности данного направления можно увидеть в большом масштабе функций, предопределяющих ключевые векторы правоохранительной работы. Речь идет о конституционном контроле, правосудие, организационном обеспечении работы судов, прокурорском надзоре, выявлении и расследовании незаконных действий, оказании юридической помощи и защите по ряду уголовных дел.

Существует ряд органов, которые реализуют правоохранительные функции. Речь идет о суде, прокуратуре, следственных подразделениях, органах дознания, субъектах оперативно-розыскной работы, органах внутренних дел, службах безопасности, федеральных органах налоговой полиции, адвокатуре, нотариате и пр.

В последнее время ряд ученых выдвигает как важные и несколько иных функций в системе гос власти. Речь идет о правозащитной, медиационной, контрольно-надзорной функции. Их воспринимают как самостоятельные направления работы государственных органов.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Публи́чная вла́сть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Содержание

Виды публичного управления

Оно осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, прежде всего Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея) или региональными международными объединениями

Оно осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире 200 государств).

  • особая разновидность публичного управления существует в субъектах федерации и автономиях
  • публичное управление существует в муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив.

Органы публичной власти

Публичную власть реализуют различные органы. Например, в Российской Федерации к органам публичной власти относят:

  • органы государства, в том числе:
    • государственные органы Российской Федерации;
    • государственные органы субъектов Российской Федерации;

    Публичная власть и государственная власть

    Государственная власть является разновидностью публичной власти. Последнее понятие шире, поскольку включает не только государственную власть, но и любую другую власть, выделенную из общества и осуществляемую специальными органами или должностными лицами.

    См. также

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Публичная власть" в других словарях:

    ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей … Юридическая энциклопедия

    Публичная власть — один из важнейших признаков государства (См. Государство). Марксистско ленинская теория государства рассматривает П. в. как специфическая разновидность общественной принудительной власти, возникшую с расколом общества на антагонистические … Большая советская энциклопедия

    ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — см.: На родовластие. Политическая власть … Энциклопедический словарь конституционного права

    ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — (public power, от лат. publicus общественный) власть (в присутствии публики) открытая народу и его суждениям, общественная по характеру, не частная, вовлекающая в управление широкие круги населения … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ — аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей … Энциклопедический словарь экономики и права

    ВЛАСТЬ ПУБЛИЧНАЯ — ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ … Юридическая энциклопедия

    Власть (государство) — Политическая власть способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Содержание 1 Концепции и трактовки 2 Основные черты политической власти … Википедия

    ВЛАСТЬ ПУБЛИЧНАЯ — (см. ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Власть публичная — волевое отношение между людьми по организации их совместной деятельности, выработке и осуществлении общей для данного социального коллектива воли. Власть публичная имеет место там, где необходима разнообразная нормативно регламентированная… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Власть — (Authority) Определение власти, природа власти, структура политической власти Информация об определении власти, природа власти, структура политической власти Содержание Содержание: Природа политической . Власть как общественное явление как… … Энциклопедия инвестора

    Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

    Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

    Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

    ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

    Добиться власти значительно помогают следующие источники.

    власть

    Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

    Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

    • руководство;
    • управление;
    • господство;
    • координация;
    • организация;
    • контроль.

    Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

    • волю;
    • убеждение;
    • манипуляцию;
    • авторитет;
    • насилие;
    • право;
    • поощрение;
    • принуждение.

    ВИДЫ ВЛАСТИ

    Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

    ⊕ По источнику власти:

    • политика;
    • экономика;
    • религия;
    • культура.

    ⊕ По участникам власти:

    • государство;
    • партия;
    • церковь;
    • семья.

    ⊕ По функциям органов власти:

    • законодательная;
    • исполнительная;
    • судебная.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

    Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

    Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

    ⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

    • верховенство;
    • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
    • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
    • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
    • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

    ⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

    • общественная (касается всего общества);
    • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

    Формы политической власти:

    • партии;
    • профсоюзы;
    • международные организации.

    ЛЕГИТИМНОСТЬ

    Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

    В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

    Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

    Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

    Смесь всех видов власти

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

    Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

    Существуют три ветви государственной власти:

    • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
    • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
    • судебная (суд).

    Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

    Государственный орган - структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определённых областях и сфере государственной деятельности.

    Ряд авторов не относит орган государства ни к его аппарату, ни к его механизму, а рассматривает его либо как часть государства в целом, либо как организацию, решающую государственные задачи.

    Виды государственных органов

    в соответствии с принципом разделения государственной власти органы государства могут подразделяться на

    - законодательные органы
    - исполнительные органы
    - судебные органы

    Законодательные органы государственной власти

    Представительные (законодательные) органы публичной власти разделяются на следующие уровни:

    Парламент, местные органы и местное самоуправление

    Федеральный уровень — Парламенты, Федеральное Собрание (ГД и СФ)
    Региональный уровень — представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов федерации
    Муниципальный уровень — представительные органы муниципальных образований.

    Формируются путём избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ними.
    Законодательный орган занимает главенствующие положение в механизме государства, так как при разделении властей, законодательная является наиболее важной. Устанавливает общие требования , которая исполнительная власть должна реализовать в жизнь, и которая служит законодательной основой для деятельности судебной власти. Высшим законодательным органом является парламент. При парламентах образуются и действуют различные комитеты, которые обеспечивают эффективную деятельность законодательного органа (бюджетно-финансовая, международные дела, здравоохранение, борьба с преступностью)

    Исполнительные органы публичной власти

    Структуру федерального уровня системы органов исполнительной государственной власти составляют:

    1) правительство (состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров);
    2) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства).
    3) гос. органы при Правительстве РФ
    4) служба внешней разведки
    5) ФСБ
    6) МВД

    Судебные органы публичной власти

    Суд – орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел. Эта деятельность направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. Независимость судов объясняется тем, что суд опирается только на закон, и только ему подчиняется.
    Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, осуществляемая различными судами, создаваемыми в соответствии с законом.

    Структура системы судебных органов публичной власти включает в себя федеральные суды и суды субъектов федерации
    Структура системы судебных органов государственной власти на федеральном уровне включает в себя
    Конституционный суд Российской Федерации,
    Верховный Суд и систему федеральных судов общей юрисдикции
    Высший Арбитражный Суд и систему федеральных арбитражных судов.

    По способу создания государственные органы делятся на:

    а) первичные (избираемые населением — парламент, президент) и
    б) производные (образуемые первичными — правительство, суды)

    В соответствии с объемом компетенции органы государства разделяются на:

    а) органы общей компетенции (правительство)
    б) органы специальной (отраслевой) компетенции (МВД, ФСБ, прокуратура. Минюст).

    По способу принятия решений органы государства могут быть:

    а) коллегиальными (парламент, правительство)
    б) единоначальными (президент, министерство, воинская часть, орган внутренних дел).

    В связи с территориальным устройством государства его органы подразделяются на

    а) центральные (федеральные) и
    б) региональные (субъекта федерации).

    Читайте также: