Теории мотивации в гештальтпсихологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Левин ввел понятие психологического поля (мир предметов, которые обладают определенной валентностью и вызывают побуждение поведения человека).

Понятие поле тесно связано с понятие квази-потребности (это напряженная система или динамическая составляющая человека, которая возникает в определенной ситуации, обеспечивает деятельность человека и стремится к разрядке или удовлетворению).

Левин подчеркивал социальное происхождение квази-потребности, а именно ситуативное происхождение потребности. При анализе потребности Левин не придавал значения содержанию. Основное внимание уделялось динамическому аспекту, а именно существующей напряженности.

Таким образом, побудительная функция поведения связана с квази-потребностями и окружающей ситуацией, а именно психологическим полем.

Существует два типа поведения:

1) полезависимое (полевое) – человек импульсивно отлкикается на действующий стимул.

2) поленезависимое – проявляется в преимущественной ориентации человека на собственную цель и игнорирование давление наличной ситуации.

Когда потребность человека удовлетворяется, то предметы психологического поля теряют свою силу и притяжение.

Эти явления были доказаны Зейгарник, Овсянниковой.

5. Когнитивные теории мотивации (Дж. Роттер, г. Келли, х. Хекхаузен, д. Макклелланд).

Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизнен­ные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание ус­пеха, боязнь неудачи, уровень притязаний.

Для всех когнитивных мотивационных концепций характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Мотивация человека основана на его представлениях о сложившейся ситуации.

Общие положения когнитивной психологии:

1. Невозможно создать универсальную теорию мотивации для человека и животных.

2. В когнитивной психологии считается, что стремление снять напряжение не является основным мотивационным источником поведения человека.

3. В когнитивной теории мотивации человек является изначально активным субъектом, т.к. ведущим механизмом формирования поведения является сознание.

Д. Макклеланд

В работах этого ученого впервые начинает рассматривается проблема мотивации достижения. М

Мотив достижения – устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных вида деятельности (Макклеланд).

Два вида мотивации:

1) стремление к успеху

2) стремлению к избеганию неудач

Стремление к успеху понимается как склонность переживания удовольствия при достижении результата. Стремление к избеганию неудачи проявляется в склонности переживания стыда и унижения при неудачном решении проблемы.

1) интерперсональный локус контроля – человек принимает ответственность за событие на себя, объясняя его причины собственным поведением, характером, способностями.

2) экстериальный локус контроля – человек приписывает ответственность за события внешними факторами.

Локус контроля позволяет исследовать возможность человека управлять своим поведением и деятельностью.

Ф. Хайдер. Теория когнитивного баланса

В основе теории лежит принцип прегнантности (хорошей формы). Хайдер переносит принцип хорошей формы на отношения между людьми или ситуациям. К гармоничным или сбалансированным ситуациям он относил те ситуации, в которых человеку нравятся люди, вещи и условия ситуации. Такие ситуации вызывают мотивацию включения в деятельность. Негармоничные ситуации связаны с эмоциональной напряженностью общающихся людей. В результате человек стремится избегать этих ситуаций либо пытается восстановить когнитивный баланс, т.е. изменить отношение к этой ситуации либо изменить структуру этой ситуации.

Л. Фестингер. Теория когнитивного диссонанса

Основным побудителем поведения человека является потребность в гармонии внешнего мира и самого себя. Обратное явление (диссонанс) переживание как напряжение дискомфортное состояние, которое побуждает активность, направленную на устранение несоответствия.

3 стратегии устранения противоречия между потребностью и знаниями о ситуации:

Особенно активное развитие многочисленные теории мотивации получили в XX веке. Важнейшее их отличие друг от друга состоит в выделении ведущего (доминирующего) мотивационного фактора и побудительных сил поведения.

Теория мотивации в классическом психоанализе

Наиболее ранняя теоретическая модель мотивационной сферы личности была представлена в классическом психоанализе.

Психоаналитический подход к рассмотрению мотивации человека строится на утверждении диалектической борьбы противоположно направленных побуждений человеческой природы, интенсивность и динамичность которых формирует внутренне противоречивую картину психической жизни личности, способствуя развитию непреодолимого внутриличностного конфликта. Основные мотивационные доминанты деятельности человека при таком рассмотрении – это стремление к получению удовольствия (максимальному удовлетворению естественных – витальных – потребностей), а также страх неудовольствия, то есть намерение человека минимизировать объем неудовлетворенных потребностей, а также сократить меру наказания за удовлетворение тех потребностей, которые нарушают установленные социальные нормы.

Теория мотивации активно разрабатывалась З. Фрейдом, который полагал, что существует определенное число врожденных влечений, свойственных каждому человеку и неизменных в процессе его онтогенетического развития. Эти влечения рассматривались Фрейдом в качестве своеобразных энергетических систем, которые стремятся к разрядке, вынуждая человека действовать в направлении конкретных объектов импульсивно, неосознанно. Таким образом, в рамках классического психоанализа утверждалось, что мотивацию человека формирует непрерывное противоборство двух разнонаправленных влечений, которые в ряде случаев достигают компромисса (при нормальном психическом развитии личности жизнеутверждающие влечения преобладают над деструктивными).

Теория мотивации в классическом (ортодоксальном) бихевиоризме и необихевиоризме

Однако даже после признания существования данной промежуточной переменной в необихевиоризме делался упор лишь на внешней стороне активности организма и физиологических факторах, которые мотивируют поведение субъекта. В качестве первых детерминант активности рассматривались физиологические циклы и эмоциональные состояния, которые проявлялись в форме конкретных телесных реакций.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальные факторы в рамки научного исследования были введены одним из лидеров необихевиоризма Э. Толменом, который предлагал три уровня мотивации, два из которых можно признать социальными:

  1. биологическая мотивация;
  2. мотивация власти;
  3. мотивация успеха.

Анализируя различные нарушения поведения человека (фобические расстройства), теоретики необихевиоризма утверждали, что поведение человека детерминируется преимущественно отрицательной мотивацией, при которой направляющим вектором служит реакция избегания. Так, М. Майером был рассмотрен страх как основная движущая сила поведения человека. Особенностью приобретенной отрицательной мотивации является ее стремительная генерализация, то есть быстрое распространение на новые объекты и ситуации.

С точки зрения необихевиоризма рассматривалась и познавательная мотивация. Например, стали широко известны эксперименты с людьми, предполагающие изоляцию и сенсорную депривацию испытуемых. Так, в результате экспериментов Д. О. Хэбба был доказан тезис о врожденной потребности индивида в контакте с внешним миром.

Теория мотивации в гештальтпсихологии

Рассмотрение мотивации в русле гештальтпсихологии сводилось к анализу особенностей человеческой психики.

Когнитивная теория мотивации

Наибольшую популярность из когнитивных теорий мотивации приобрела теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1956). По мнению исследователя, каждый человек обладает особой потребностью в конгруэнтности, то есть в гармонии и консонансе, в совпадении ожиданий субъекта и реально происходящих событий. Под воздействием данной потребности любой диссонанс (несовпадение когнитивных элементов) ощущается личностью как состояние дискомфорта, которое приводит к запуску активности, направленной на его устранение (редукцию) и восстановление согласованности содержаний сознания. Стремление к когнитивному согласованию мотивационных процессов (побуждений) и представлений о ситуации запускает сложный механизм интерпретации и переинтерпретации, который позволяет постепенно снять существующие противоречия.

Теория мотивации в гуманистической психологии

Особая традиция понимания и исследования мотивационных процессов сложилась в гуманистической психологии, найдя отражение, прежде всего, в трудах Г. Олпорта и А. Маслоу.

А. Маслоу предлагалось разделение всей мотивационной сферы человека на две подсистемы:

  1. дефицитарная мотивация, которая предполагает компенсацию дефицита внутренних ресурсов и приобретение чего-то недостающего;
  2. мотивация роста, которая построена на расширении жизненного опыта и совершенствовании имеющихся способностей человека.

Перечисленная система мотивов послужила основой для разработки А. Маслоу иерархии потребностей, получившей широкую известность.

Левин высказал предположение о существовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. В этом заключался главный смысл его концепции мотивации. Согласно взглядам Левина, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая — то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.

Первая попытка экспериментальной проверки этого предположения была выполнена в 1927 году под руководством Левина его ученицей Блюмой Зейгарник. Суть опыта заключалась в том, что наблюдаемым субъектам давался набор задач, и они получали возможность решить только несколько из них, потому что процесс решения искусственно прерывался, прежде чем они могли выполнить все задание. Перед началом эксперимента Левин предсказывал, что

1) напряженное состояние возникает, когда субъект получает задание для выполнения;

2) когда задание выполнено, напряжение пропадает;

3) когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти субъекта.

Результаты, полученные Зейгарник, подтвердили предсказания Левина. Наблюдаемые субъекты, чей процесс поиска решения прерывался, с большей вероятностью могли вспомнить суть задания, чем те, кто успевал выполнить его до конца. Многие последующие исследования проводились на основе использования этой закономерности, получившей название эффекта Зейгарник. 109

109 Эффект Зейгарник — свойство легче вспоминать незавершенные задачи, чем завершенные.

Читайте еще:

Итак, Принц прозрел, а Прейли исчезла. И конечно же, после того как юноша освоился с открывшимся ему миром, он стал искать Прейли. Ничья красота не трогала его. Он искал самый добрый голос в мире. Много испытаний пришлось на его долю, пока он не пришел в царство Волшебника. Увы, он опоздал: не.

Чтобы вспомнить чью–то фамилию, постарайтесь вообразить обстоятельства, при которых вы этого человека видели в последний раз. Вспомните его слова, жесты. Попытайтесь вновь пережить обстоятельства вашей встречи.

Если же эти отношения с самого начала строились по варианту № 2 (как мы его тут называем), я уверен, что реальную причину он уже называл и не раз — еще когда они встречались. Он наверняка просил ее: не одевайся так, или не относись к моим друзьям подобным образом, они хорошие, или не делай.

Если лекарственные препараты принимаются в течение более продолжительного времени, аура – электромагнитное энергетическое поле человека – нарушается и обычный образ действий человека изменяется на обратный. Тем не менее, химические препараты, прописанные врачом и принимаемые с осторожностью и.

К примеру, подросток забыл снять в прихожей грязные ботинки и ходит по дому, пачкая грязью пол и ковры. Если родитель скажет: “Смотри, что ты натворил!”, то это высказывание спровоцирует гнев и напряжение. Можно было бы сказать: “Я расстраиваюсь, когда в дом носят грязь”. Благодаря тому, что это.

Рассмотрим, как проявляют себя различные соционические функции, попадая в пятую ячейку модели А. Здесь довольно трудно отыскать примеры из жизни знаменитых людей, так как непосредственно по слабой бессознательной функции выдающиеся результаты не достигаются. А те, кто достиг результатов по своим.

Согласно известному закону, 20% сотрудников выполняют 80% работы. Когда в организацию приходит эффективный сотрудник, работодатель воспринимает его как настоящую находку, поскольку он делает гораздо больше своих коллег и при этом счастлив, что занимается любимым делом, зачастую даже не требуя.

Можно бесконечно ставить ребенку в пример его старших сестер и братьев, говоря, что вот они-то были хорошими, а он-то — совсем наоборот. Один из наиболее самолюбивых подростков на моей памяти всю свою школьную жизнь догонял круглые пятерки старшей сестры. Все дети, у кого есть братья или сестры.

Психиатры выделяют категорию зависимых субъектов, которые настолько нуждаются в обществе других, что готовы идти на любые жертвы, порой чрезмерные, лишь бы кто-то был рядом. Подобные индивиды чувствуют себя потерянными и беспомощными перед лицом реальности. Окружающий мир представляется им.

В Скандинавии процессы взаимоистребления хищных приходятся на 900-е годы и они довольно-таки скрупулезно зафиксированы в сагах и эддах. Достаточно вспомнить викингов-берсерков ("медвежьи шкуры"), в бою впадавших в бешенство, подобное ликантропии или малайскому амоку. Они кусали щит, выли, были.

Мотивационные теории – сфера научной деятельности, не имеющая однозначности. Суть в том, что людьми движут потребности. Чтобы их удовлетворить, необходима мотивация. Этим вопросом занимается психология, в процессе чего удается шире изучить человека, его желания и стремления к ним.

Стремления меняют жизнь к лучшему

Стремления меняют жизнь к лучшему

Что такое теории мотиваций

Мотив – это некий предмет, явление, придающее смысл достижению цели. Например, чувство голода – потребность, желание перекусить – мотив.

Обратите внимание! Мотив не является потребностью.

Мотивация – побуждение или принуждение к действию; способность удовлетворять потребности; психологический и физический процесс, поведение человека, его активность, устойчивость.

Мотивы сами по себе движут поступками человека и могут делиться на следующие группы:

  • Самоутверждение. Кратко описывается как стремление к престижу, получению высокого статуса, признания, уважения. Такой мотив позволяет выделяться среди общества.
  • Саморазвитие. Усиленная деятельность, направленная на то, чтобы развиваться физически и умственно, совладать с эмоциями.
  • Идентификация. Содержание данного мотива описывается как стремление признания личности, чтобы люди хотели следовать за индивидом, походить на него. Иными словами, желание быть авторитетом, кумиром.
  • Достижение. Применение данного мотива основывается на динамике, достижении наилучших результатов, изучении всего нового или овладении определенным навыком.
  • Власть. Важность занять лидерство для использования своего влияния в управлении людьми, трудовым коллективом.

Виды мотиваций

Зарубежные и отечественные ученые деятели по сей день находятся на стадии изучения когнитивных функций человеческого мозга. Они ведут споры на тему данного определения: одни берут за основу мотивы, другие придерживаются концепции, что это общая работа организма. Все же им удалось основать и предложить отдельные содержательные категории.

Внешняя

Внешнее стимулирование содержит элементы принуждения или побуждения человека к действию ввиду внешних обстоятельств. Например, ливневый дождь заставляет индивида быстрее двигаться под укрытие.

Внутренняя

Внутренние побудители состоят из личного желания, а также возлагаемых надежд другими людьми. Пример – один знаменитый скрипач не имел большого интереса к игре, но его заставляли заниматься не менее 6 часов в день. Вскоре мир узнал Николо Паганини.

Положительная и отрицательная

Положительная мотивация – наиболее эффективный тип стимуляции, при котором индивид не чувствует давления со стороны, а действительно делает все по собственному желанию.

Лучшие стремления происходят по собственному желанию

Лучшие стремления происходят по собственному желанию

Отрицательная мотивация – толчок к действиям обычно через страх, чего бы он ни касался. Яркий пример – воспитание детей, в ходе которого ребенок выполняет действие под страхом того, что иначе у него отнимут любимую игрушку.

Устойчивая и неустойчивая

Устойчивая мотивация базируется на естественных человеческих потребностях (жажда, голод). Неустойчивая мотивация требует поддержки со стороны (завязать с вредной привычкой, заняться спортом).

Теории мотивации

Теории мотивации наблюдают эволюцию потребностей человека, есть принципы, на которых они основываются. У традиционного потребителя существуют определенные желания. Ряд из них требует сиюминутного исполнения, например, утолить жажду. Остальные мотивационные элементы имеют место тогда, когда предыдущие потребности решены. Так, человек начинает нуждаться в моральной мотивации, материальной, содержательной и процессуальной.

Теория мотивации Маслоу

  1. Человек всегда ощущает потребность в чем-либо. Сильно выраженные элементы объединяются в группы, которые располагаются иерархически.

Обратите внимание! Человека мотивируют неудовлетворенные потребности. Удовлетворенные – не вызывают стремлений к действиям.

  1. Удовлетворенная потребность замещается неудовлетворенной;
  2. Обычно человек имеет несколько потребностей, взаимодействующих между собой;
  3. Сначала он стремится удовлетворить физиологические – жажда, голод;
  4. Также он нуждается в безопасности, принадлежности, уважении, а также испытывает познавательные, эстетические и, наконец, потребность самоактуализации.

Теория моральной и материальной мотивации

Основные теории моральной мотивации включают в себя осознание причастности к делу. В материальную стимуляцию входят заработная плата, премии и бонусы, льготы и дотации, обучение, обмен опытом, оценка личного вклада, признание в коллективе, оповещения об успехе, стабильность компании, ее имя.

Деньги – эффективный стимулятор

Деньги – эффективный стимулятор

Процессуальные и содержательные теории мотивации

Данные теории занимаются вопросами о том, как побудить человека к действию. Например, валентность как фактор мотивации использован в теории процессуальной. В целом она направлена на то, чтобы заставить индивида действовать.

Содержательные теории направлены на моральную составляющую мотивов, в т. ч. иерархия потребностей Маслоу, приобретенные потребности МакКлелланда и др. Во многом теории схожи, но отличия составляет то, что один автор делает уклон на первичных желаниях, другой – считает, будто потребность удовлетворена лишь тогда, когда процесс достижения цели реализован несправедливо.

Дополнительные знания о мотивации помогут человеку глубже познать себя, а также окружающих. Она работает для всех людей: служащих, директоров и домоседов. Там, где есть потребность, всегда будет нужна и мотивация, которая подтолкнет индивида к тому, чтобы удовлетворить свои желания.

Видео

Читайте также: