Виды образности в литературе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Особенности художественного образа в литературе

Художественный образ в литературе – это любое явление, творчески воссозданное автором произведения. Это результат, полученный вследствие глубокого осмысления какого-либо процесса. Свойства художественного образа многогранны. Он не только отражает, но и обобщает реальность.

Понятие и определение художественного образа

По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.

Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.

Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:

  • каждой эпохе свойственны свои особенности отражения реальности. Это оказывает влияние и на процесс создания художественных произведений авторами-сентименталистами, писателями- модернистами и т. д.;
  • активное развитие искусства предопределяет изменение соотношения реальности и идеала, эмоционального и рационального аспектов жизни, действительности и фантазии.

Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.

Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.

Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.

парадоксальность. По мнению советского психолога Л. С. Выготского, при создании истинного произведения искусства стоит придерживаться принципа невозможности. Ведь сама структура художественного образа предусматривает диалектическое единство противоположных начал;

сочетание общего и конкретного. Согласно эстетике Гегеля, к основной функции художественного образа относится воплощение общих идей в индивидуальном. В частности, образы в живописи конкретны. Ведь художнику не свойственно мыслить абстрактными категориями при создании очередного шедевра изобразительного искусства. Вместе с тем он пытается перенести на полотно какие-то общезначимые идеи. Существует тесная взаимосвязь единства общего и конкретного с проблемой типического. Под последним понимают отображение в индивидуальном наиболее значимых (типичных) черт общего.

Порой может показаться, что в поэтических и музыкальных творениях безраздельно властвует чувство. А рациональная составляющая практически не заметна. Но это не совсем соответствует действительности. Полная характеристика художественного образа подразумевает единство чувства и разума (эмоционального и рационального).

Искусство создает образы для того, чтобы по-своему отразить жизнь и осмыслить ее. Но и наука очень часто пользуется образами в качестве вспомогательного средства при изложении мысли.

Ученые не имеют права придумывать иллюстрации к своим обобщениям, создавать их в своем воображении, преувеличивать и усиливать с помощью своей фантазии интересующие их свойства и стороны типичных явлений. Они должны исходить из фактов реальной жизни и точно воспроизводить их. Они обязаны указывать при этом, кто, где, когда видел, узнал и верно воспроизвел приводимые ими факты. В противном случае ученые поставят под сомнение свои обобщения и выводы. Иначе говоря, научно-иллюстратив ные образы не заключают в себе гиперболизации изображаемой жизни. Другая важная особенность иллюстративных образов науки заключается в том, что эти образы лишены эмоциональной выразительности. Ученый может раскрыть через индивидуальные черты изображаемого интересующие его общие, существенные свойства жизни, но он не может выражать через них свое эмоциональное отношение к этим общим свойствам. Так, этнограф, подбирая для иллюстрации отдельные сцены из охотничьей жизни эскимосов, должен выбирать те из них, которые особенно хорошо раскрывают обычные для этого племени приемы охоты, способы применения орудия и т. д. Но он не может брать на себя нравственную оценку жизни этих людей и показывать сцены, в которых запечатлелись бы случаи особенного геройства или, наоборот, особенной трусости охотников. Ученый должен прояснять только то, что интересует его науку, и быть объективным в своих наблюдениях и выводах. Однако иллюстративные образы применяются не только в науке. Нередко образы используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические. В жизни часто происходят такие события, в которых участвуют лица, интересные своими общими, повторяющимися свойствами для широких слоев общественности той или иной страны, имеющие для нее нравственно-политическое значение. При этом всегда есть люди — деятели прессы, репортеры, очеркисты, — которые стремятся информировать общество о таких повторяющихся событиях. Естественно, что они не изображают в своих очерках первое попавшееся из интересующих их событий и лиц, так или иначе в нем участвующих, а ищут такое событие и таких лиц, в индивидуальности которых существенные свойства жизни, важные для общества, проявлялись бы особенно отчетливо, ярко, значительно.

Иначе говоря, очеркисты также выбирают для изображения типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, имеющих общественное значение. Таковы, например, очерки об индустриальном развитии нашей страны, охватывающем жизнь многих людей, всегда требующем от своих участников трудовой смекалки, упорства, выдержки, нередко смелости, мужества, даже самоотверженности и героизма. Очеркисты и стремятся показать обществу во всех подробностях вы дающиеся образцы этих нравственно-трудовых качеств, проявленных определенными лицами в определенной обстановке. Образы такого рода очерков отчасти подобны образам научно-иллюстративным. Их значение заключается в том, чтобы воспроизвести реально существующих людей со всеми подробностями. Создатели такого рода очерков должны добросовестно информировать общество о том, что было на самом деле. Поэтому они также должны соблюдать точность в передаче подробностей изображаемой жизни, не изменяя их по своему желанию, не преувеличивая с помощью этих подробностей интересущие их стороны действительности. Публицистически-иллюстратив- ные образы, подобно научно-иллюстративным, лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения и эмоциональная выразительность. Общественные идеалы и стремления создателей публицистических очерков часто очень активны. Одни явления они обычно стремятся показать в сочувственном освещении, другие — в осуждающем. Они могут выразить свое отношение к изображаемой жизни в тех общих рассуждениях, которыми часто предваряют или заключают изображение, а также тем, что об одних подробностях жизни скажут больше, о других — меньше, о третьих вовсе умолчат. Но они не могут при этом изменять такие подробности, чтобы не вводить общество в заблуждение. Иллюстративные образы науки и публицистики воспроизводят типические явления такими, какими они были в действительности. Но бывают и другого рода образы, создатели которых не ставят перед собой подобной задачи и изображают явления жизни не ради их Типичности, а ради их н е п о в - торимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении.

Но авторы таких произведений стремятся обратить внимание других не на общие свойства происшедшего, а именно на неповторимые, индивидуальные его черты. Они создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-либо обобщений. В результате возникают образы, передающие информацию о том, что однажды где-то произошло. Так, буржуазные очеркисты, стремящиеся восстановить во всех подробностях картину убийства президента Кеннеди, не предлагают при этом выводов о том, каков был вообще этот президент, какова была его политика, кто мог быть его врагом, или о том, как вообще нужно охранять жизнь главы государства. Такие выводы можно дать только в форме рассуждений, а не образов. Следовательно, фактографические образы имеют нечто общее с образами иллюстративными. Очеркист-фактограф также должен соблюдать точность в передаче индивидуальных подробностей происшедшего, он не имеет нравственного права их искажать и придумывать. Он может выражать свое отношение к изображаемым лицам и событиям только отбором и выделением некоторых подробностей, наиболее для него важных. Итак, фактографические образы воспроизводят такие явления жизни, которые значительны по своей индивидуальности. Иллюстративные образы воспроизводят явления ради их типичности, реально существующей в жизни. И те, и другие не изменяют индивидуальности явлений, показывая их такими, какими они были в действительности. В создании тех и других образов творческое воображение их автора не имеет значения и не проявляется сколько-нибудь заметно. В отличие от иллюстративных и фактографических изображений образы искусства всегда являются созданием творческой мысли и воображения художника. Они возникают не для иллюстрации обобщающих наблюдений и выводов и не для информации о случившемся. У них свое, специфическое назначение и свои особенности, из него вытекающие. Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов.

В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий. Они противостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо-индивидуальные черты.

Художественные образы (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления.

2. По изображенному объекту реальности: образ человека (и его детализация через портрет, поступок и др.), природы, предмета.

Рассмотрение текста в семиотическом ракурсе позволяет яснее представить природу авторства и полнее осмыслить литературу как феномен межличностного общения.

Понимание условности литературы в процессе анализа. Вторичная условность (фантастика, ее формы, приемы ) и жизнеподобие. Несовпадение жизнеподобия и реализма. СПРОСИТЬ НА СЕМИНАРЕ. Анализ произведения/текста с учетом предложенного аспекта.

Существуют две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами:

условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности)

жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).

Жизнеподобные образы максимально тождественны действительности:

К условным образам относят:

гротеск (сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности

аллегорию (предвзятое и нарочитое средство иносказания, в котором изображение того или иного явления жизни сразу обнаруживает своё служебное, переносное значение)

символ (изображает явление жизни в прямом, самостоятельном значении, его иносказательность проясняется только потом, при свободном проникновении эмоциональных ассоциаций)

Условность художественная – это нетождественность художественного образа объекту воспроизведения.

первичную – произведения реализма, вымышленные, но основанные на реальности

вторичную – материалом служат выдуманные фантастические события. Фантастика, утопия, антиутопия.

Первичная условность реализуется в соответствии с историческими представлениями воспринимающего субъекта о художественном правдоподобии.

Также находит выражение в типологических особенностях определенных родов и устойчивых жанров литературы.

Вторичная условность, или собственно условность, это демонстративное и сознательное нарушение художественного правдоподобия в стиле произведения. Истоки, типы ее проявления многообразны. Между условными и правдоподобными образами есть сходство в самом способе их создания. Существуют определенные приемы творчества:

1) комбинирование — сочетание данных в опыте элементов в новые комбинации;

2) акцентирование — подчеркивание в образе определенных черт, увеличение, уменьшение, заострение.

Вся формальная организация образов в художественном произведении может быть объяснена сочетанием комбинирования и акцентирования.

Условные образы возникают при таких комбинациях и акцентах, которые выходят за грани возможного, хотя не исключают реальной жизненной основы вымыслов.

Иногда вторичная условность возникает при трансформации первичной

Нарушение пропорций, комбинирование и акцентирование каких-либо компонентов художественного мира, выдающие откровенность авторского вымысла, порождают особые стилевые приемы, свидетельствующие об осознанности игры автора с условностью, обращении к ней как к целенаправленному, эстетически значимому средству.

Формы условной образности — фантастика, гротеск.

Смежные явления — гипербола, символ, аллегория — могут быть и фантастическими (Горе-Злочастие в древнерусской литературе, Демон у Лермонтова), и правдоподобными (символ чайки, вишневого сада у Чехова).

Чем больше автор привносит своей выдумки, тем выше степень условности. Литература как феномен возникает тогда, когда условность осознается автором, когда, например, он перестает верить в мифологические существа, понимает, что это вымысел, условность. Пока же он верит в то, что придумал, это миф (осмысление мира, законы, по которым живет человек). Как только возникает необходимость связать это с чувственным познанием, эстетикой, возникает лит-ра.

позднелат. realis – вещественный, действительный), художественный метод, творческим принципом которого является изображение жизни с помощью типизации и создания образов, соответствующих сути самой жизни.

Литература и мифология: различные функции и сходная - образная - природа. Теория происхождения литературы из мифологии. Взаимовлияние литературы, архаичного и Нового мифа. Миф в произведениях школьной программы (примеры, анализ предложенного текста) — этого нет.

Миф стоит у истоков словесного искусства, мифологические представления и сюжеты занимают значительное место в устной фольклорной традиции различных народов. Мифологические мотивы сыграли большую роль в генезисе литературных сюжетов, мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысливаются в литературе почти на всём протяжении её истории. (основное)

Непосредственно из мифов выросли сказки о животных и волшебные сказки с их фантастикой.

Литература Просвещения в 18 в. использует мифологические сюжеты большей частью как условные фабулы, в которые вкладывается совершенно новое философское содержание.

В романе и драме 10—30-х годов 20 в. широко развёртываются мифотворческие тенденции. Возникает особый "роман-миф", в котором различные мифологические традиции используются синкретически в качестве материала для поэтической реконструкции неких исходных мифологических архетипов (не без влияния психоанализа, особенно К. Юнга). С совершенно иных позиций мифологические мотивы иногда используются в советской литературе (М. Булгаков, Ч. Айтматов, отчасти В. Распутин и др.).

В построении А. Н. Веселовского теория синкретизма в основном сводится к следующему: в период своего зарождения поэзия не только не была диференцирована по родам (лирика, эпос, драма), но и сама вообще представляла далеко не основной элемент более сложного

Распад синкретизма и происхождение родов, эстетической функции искусства, литературы.

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве.

Теория происхождения литературных родов, выдвинутая Веселовским, подтверждается множеством известных современной науке фактов о жизни первобытных народов. Так, несомненно происхождение драмы из обрядовых представлений: пляска и пантомима постепенно все активнее сопровождались словами участников обрядового действия. Вместе с тем в теории Веселовского не учтено, что эпос и лирика могли формироваться и независимо от обрядовых действий. Так, мифологические сказания, на основе которых впоследствии упрочились прозаические легенды (саги) и сказки, возникли вне хора. Они не пелись участниками массового обряда, а рассказывались кем-либо из представителей племени (и, вероятно, далеко не во всех случаях подобное рассказывание было обращено к большому числу людей). Лирика тоже могла формироваться вне обряда. Лирическое самовыражение возникало в производственных (трудовых) и бытовых отношениях первобытных народов. Существовали, таким образом, разные пути формирования литературных родов. И обрядовый хор был одним из них.

Вечное присутствие мифа в литературе.

Взаимовлияние литературы, архаичного и Нового мифа

Постоянное взаимодействие литературы и мифа протекает непосредственно, в форме "переливания" мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века - через научные концепции мифологии, эстетические и философские учения и фольклористику. Особенно активно это взаимодействие совершается в промежуточной сфере фольклора. Народная поэзия по типу сознания тяготеет к миру мифологии, однако, как явление искусства, примыкает к литературе. Двойная природа фольклора делает его в данном отношении культурным посредником, а научные концепции фольклора, становясь фактом культуры, оказывают большое влияние на процессы взаимодействия литературы и мифологии.

Автор - творец произведения. Стиль автора как совокупность индивидуальных особенностей творчества. Поэтика автора – индивидуальные и типичные для этого автора средства воплощения замысла. Элементарная модель анализа поэтики произведения.

Автор определенным образом подает и освещает реальность (бытие и его явления), осмысливает и оценивает, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.

Авторская субъективность организует произведение и, можно сказать, порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства.

Стиль автора - это и совокупность особенностей творчества, которая отличает его произведения от произведений других писателей. Совокупность изобразительно -выразительных средств писателя является эффективной, когда закономерно сочетается в художественную мотивированную систему. Носителями стиля являются элементы формы художественного произведения - от композиции до языковых выразительных форм. Исследуя стиль определенного писателя, выделяют стилевую доминанту. Стиль - это совокупность художественных особенностей литературного произведения. В более широком понимании стилем также называют систему художественных средств и приемов в творчестве отдельного писателя, группы писателей (течения или направления), целой литературной эпохи.

Авторский стиль может видоизменяться в связи с изменением тематики и проблематики, идеологии. Определение особенностей индивидуального стиля художника зависит и от учета определенного художественного метода (литературного направления). В индивидуальном стиле писателя находит свое выражение авторская позиция относительно выбора определенных выразительных средств, то есть проявляются черты его речеобразующей индивидуальности.

Элементарная модель анализа поэтики произведения.

Тема. Проблематика. Идея (в итоге анализа)

Характер (формы его воплощения: условные и жизнеподобные), Персонаж

Пафос. Виды комического пафоса: сатира, юмор, ирония

Фабула (материал – по формалистам), Сюжет- может относиться к СОДЕРЖАНИЮ, если его понимать, как расположенные в естественной/хронологической последовательности события (т.е. это элемент СОДЕРЖАНИЯ в таком истолковании (например, у исследователя Г.Н.Поспелова)

Предметный, природный мир (формы его воплощения: условные и жизнеподобные)

Композиция (построение произведения):

а) система персонажей

б) Сюжет (развитие действия, ход событий – в их художественной организации).

Элементы сюжета (могут быть в разной последовательности): - экспозиция, завязка, развитие действия (перипетии), кульминация, развязка, постпозиция (иногда совпадает с Эпилогом –см. г))

в) система повествователей (рассказчиков). Смена точек зрения.

г) композиция частей и глав и пр., (Сюда относят пролог и эпилог)

для поэзии - строфическая композиция (Строфа, стих, Рифма. Размер/метр)

для драматургии - композиция действий и явлений

д) повествования и описания (портрет, пейзаж, интерьер) – для эпических и лиро-эпических произведений

е) композиция деталей. Деталь (какие детали можно назвать?)

Возможны композиционные приемы:

•Использование цитат (реминисценций), аллюзий, мифологических образов.

Особые образные средства и их композиционная роль: фантастические образы и их сочетания.

Язык художественного произведения:

а) фонетические средства

б) лексические и морфологические средства

в) синтаксические средства.

Фигуры речи: Сравнение, градация, антитеза, оксюморон. Эллипсис, зевгма, асиндетон, повтор, пролепсис, полисиндетон. Инверсия, риторический вопрос, параллелизм, хиазм, анафора, эпифора. Каламбур

Тропы: Эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение. Аллегория, символ. Гипербола, литота. Гротеск (миксанропия, метаморфоза и др.) Перифраза, Ирония

При анализе учитываются социально-исторические, культурные и биографические факторы, бытование в литературе/культуре, НАПРАВЛЕНИЕ/МЕТОД, РОД и ЖАНР произведения. Род: Лирика. Эпос. Драма. Жанр: Элегия. Ода. Сонет. Баллада. Роман. Новелла. Басня. Трагедия. Комедия. Драма.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.017)

Художественный образ — одно из ключевых понятий в тех направлениях литературоведения, которые исходят из эстетической природы искусства. Между тем в определении и применении понятия немало неясного, дискуссионного. Литературное произведение предстает перед читателем как текст, в линейной последовательности языковых знаков, но за словами, предложениями встают образы — почему? всегда ли? каковы критерии их выделения? Этот круг вопросов рассматривается в данной статье. Но сначала напомним о положениях, которые, по-видимому, можно считать общепринятыми в теории образа.

Выделенные положения эстетики Гегеля оказались долговечнее своего методологического контекста, и они входят — в трансформированном виде — в современное литературоведение, где образ трактуется как неразложимое единство общего, особенного, единичного, как воспроизведение предметов в их целостности, каковой они обладают в первичной реальности. Иллюзия отражения целостности достигается, несмотря на неизбежную в словесном тексте фрагментарность описаний, обычно путем отбора характерных, выразительных деталей (по принципу синекдохи: pars pro toto). К общим свойствам художественного образа можно уверенно отнести заключенное в нем обобщение (для его обозначения обычно используются термины: характерное, типическое, типизация), экспрессивность (т. е. выражение в самой структуре образа идейно-эмоционального отношения автора к предмету) и многозначность 4.

Упрочение в литературоведении в последней трети XX в. диалогической концепции искусства способствует возрождению интереса к традиционной проблеме художественного образа.

О создании образов как цели творчества часто говорят сами писатели. Об этом, в частности, стихи В.Н. Соколова:

Как я хочу, чтоб строки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева! (1948)

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той,

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

Наряду с произведением как художественным целым или его частью выделяют другие контексты: жанровой традиции, творчества писателя, литературного направления и т.д. 10 Они выводят за границы произведения, и их знание также важно для понимания семантики слова (например, есть свой устойчивый словарь у романтической элегии, классицистической оды). Названные контексты объединяет одно: все они суть варианты художественного высказывания, обращенного к эстетическому чувству читателя (хотя и не только к нему).

Образы-представления, образы-персонажи, первичные субъекты речи

Художественные тексты, действительно, с разной степенью активности вызывают в сознании читателя быструю смену представлений. Не у всех художников слова возникает такой каскад образов, как, например, у Бунина или Набокова, Олеши или Бабеля, Есенина или Пастернака.

«Но есть ли необходимость выделять из повествования такую деталь, которая сама по себе… произведение искусства и, конечно, задерживает внимание помимо рассказа? — размышлял Ю. Олеша. — Мы стоим перед вопросом, как вообще писать. В конце концов, рассказ не… развертывание серии эпитетов и красок… Есть удивительные рассказы, ничуть не наполненные красками и деталями « 24.

Но есть образы и образы; к словесной пластике поэтическая образность не сводится. Человек, дом, море, цветок и т.д. имеют свои несчетные отражения, наименования в художественной литературе. Значит ли это, что образы этих предметов, одушевленных и неодушевленных, здесь существуют на равных?

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьет вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Опосредованно, через слово, литература передает богатство и разнообразие внешнего мира, остроту его чувственного восприятия человеком.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Иносказательность словесная и образная

Лес стянут по горлу петлею пернатых

Гортаней, как буйвол арканом,

И стонет в сетях, как стенает в сонатах

Стальной гладиатор органа.

Характерен метонимический перифраз: птицы — пернатые гортани. Пение птиц оказывается в одном ряду со стальным гладиатором органа: в этом перифразе важно опять-таки слуховое (не зрительное) представление. Вносит единство в фейерверк ассоциаций изображаемый предмет — весенний лес.

Нередко символическое значение образа раскрывается лишь при повторном чтении и интерпретируется читателями, критиками по-разному. И символы, и аллегории могут создаваться без помощи тропов, они используются не только в литературе, но и в других, несловесных, искусствах (живопись, скульптура) 47. Иносказательный смысл здесь имеют сами образы.

Подведем некоторые итоги. В теории образа бытуют положения, которые нуждаются в уточнении, конкретизации, согласовании с результатами изучения художественного восприятия.

В предметном же мире произведения можно выделить различные виды образа: образ-представление, персонаж (образ-персонаж), голос (первичный субъект речи). Эти виды образа имеют разную структуру и выполняют разные функции. Будучи тесно связаны друг с другом, все они необходимы в построении художественного целого.

Читайте также: