Виды и уровни объема общения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде и др.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения:

1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.

2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.

3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Уровни общения:

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

Функции общения :

1) инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

2) интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;

3) самовыражение - функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;

4) трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.

Средства общения – способы передачи информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. вербальные (общение осуществляется посредством речи) невербальные (жесты, мимика, позы, контакт глазами, тембр голоса, тональность, прикосновения, объятия, поцелуи, и др.)

Структура общения

Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

Сам процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, т.е. во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, и интересами, настроениями, чувствами.

С точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается.

Специфика обмена информации, где он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми:

1.В коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. Здесь особую роль играет значимость информации, т.к. люди не просто общаются, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

2. Обмен информации сводится к тому, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга, следовательно, обмен информации предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояния участников коммуникативного процесса..При обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут возникать из-за отсутствия понимания ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые порождают различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения.

Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения означает процесс взаимовосприятия и познания партнеров по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Человек вступает в общение как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять его поступки, построение стратегии изменения его поведения, построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, от меры точности "расшифровки" и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит и успех организации с ним согласованных действий. Идентификация — уподобление себя партнеру по общению, является одним из самых простых способов понимания другого человека. Здесь предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попытки поставить себя на его место. Эмпатия —стремление эмоционально понять и эмоционально откликнуться на переживания переживания собеседника. Это вовсе не означает, что человек тем самым полностью одобряет линию поведения партнера и ее поддерживает. Он ее понимает и принимает, но свое поведение может строить иначе. Рефлексия — определяется в процессах общения как знание и понимание того, как другой человек знает и понимает меня самого. В общении это выглядит как своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, последовательное взаимоотражение. Именно от этого зависит подлинное взаимопонимание, личностное развитие. Личность становится для себя тем, что она есть, через то, что она представляет собой для других. Эффекты межличностного восприятия—зависят от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия. Каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, причин его. В обыденной жизни люди обычно мало знают о действительных причинах поведения другого. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, которых в действительности нет. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения с каким-то имевшим место в прошлом опыте образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Эффект ореола—происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется и при формировании первого впечатления о человеке, когда первое благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке и еще неизвестных качеств человека, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Интерактивная сторона общения Интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии общающихся, т.е. обменом в процессе общения не только словами, но и действиями, поступками. Это уже не просто общение, а совместная деятельность, направленная на реализацию общих для группы целей, это и взаимное влияние друг на друга контактирующих людей. Два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. Кооперация — основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для нее характерно взаимопонимание людей. Взаимопонимание зависит от знания самого себя и партнеров по общению, адекватной самооценки и оценки окружающих, умения регулировать свое внутреннее психическое состояние, способствующее налаживанию отношений с другими людьми. Важно подчеркнуть и то, что для подлинно дружеских отношений необходимо, чтобы партнеры находились примерно на одном уровне развития с относительно равным набором достоинств и недостатков, это подсознательная потребность человека. Существуют три вида вхождения в контактное взаимодействие (Ершов П.М., 1972): "пристройка сверху", "пристройка на равных" и "пристройка снизу". Пристройка сверху—это "техника" доминирования над партнером. В ее классическом варианте происходит навязывание определенной дистанции в общении с ним, характерна выпрямленная поза, жесткий немигающий взгляд или полное отсутствие визуального общения, медленная речь с паузами. Пристройка на равных — характеризуется мышечной и психической раскованностью. При этом громкость и темп их речи уравновешены, на лице улыбка, внимание переходит в мягкий обмен взглядами, партнеры располагаются на комфортной дистанции. Пристройка снизу — отличается приниженной позой, согнутым туловищем, движениями глаз вверх-вниз или слева направо (бегающий взгляд), быстрым темпом речи, предоставлением инициативы партнеру. Для укрепления сплоченности группы, усиления взаимной симпатии необходимо ставить ее членов в такие условия, чтобы они чаще оказывали друг другу различные услуги, проявляя при этом внимание и доброту. Конкуренция — соперничество, соревнование между участниками интерактивной группы, которое может при определенных условиях привести к атмосфере недоверия, подозрительности, отчуждения и даже социальному конфликту. Конкурентные отношения возникают и внутри любой кооперации. В любом коллективе, организации что-то новое, передовое отстаивает право на существование в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты и противоречия в группах не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя.

Невербальное - это общение при помощи жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия усвоения языка.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть представлено как:

материальное (обмен предметами и продуктами деятельности),

когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими и физиологическими состояниями),

мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делится на биологическое и социальное в соответствии с обслуживаемыми потребностями.

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивидов.

По средствам общения оно может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

Непосредственное общение осуществляется с помощь естественных органов: руки, головы, туловища, голосовых связок и т.п.

Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: телефон, телеграф, интернет и т.п.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.

Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Виды общения делятся также на:

социально ориентированное, при котором общественные отношения выражены наиболее ярко (доклад, лекция и т. п.);

групповое предметно-ориентированное общение, при котором четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью;

личностно-ориентированное общение, то есть общение одного человека с другим.

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

“Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).

Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.

Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.

Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Уровни общения

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация.

Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами.

Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

Уровень манипуляции.

Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.

Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.

Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

Б. Ф. Ломов предлагает выделить три уровня общения:

1) макроуровень — общение индивида с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, традициями, обычаями;

2) мезауравень — общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени;

3) микроуровень — акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический . акт и др.).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Ведь это не только нужно для решения вопросов, достижения целей, но и для удовлетворения потребности человека как разумного существа.

Свидание

Но что такое общение: простой обмен слов, или более сложный аспект в нашей жизни? Умение поддержать беседу – это талант, который имеют некоторые люди, или его можно развивать? Насколько важно говорить с людьми, или можно без этого обойтись? Давайте разбираться.

Общение — это.

Общение – это связь между людьми, во время которой появляется психологический контакт. Он проявляется во взаимовлиянии, -понимании, -переживании, и в обмене информацией, мыслями, идеями, эмоциями.

В современном мире значительно увеличились масштабы данных, которые нужно срочно передать кому-то. Поэтому возрастает интенсивность и важность общения, а вместе с этим – и способы для воплощения (мессенджеры, видеозвонки и т.д.).

Общение в психологии – это 3 важных аспекта, которые переплетаются между собой:

    Цель – это причина, из-за которой возникает контакт и передача информации. Животные, которые тоже общаются, могут передавать сигнал тревоги, чтобы предупредить, что где-то рядом есть опасность. Или для примитивного привлечения полового партнёра.

Таким образом, удовлетворяют свои биологические потребности. Что касается человека, то коммуникации могут быть культурными, социальными, эстетическими, творческими, познавательными — для роста и развития личности.

Тукан

У людей же объект разговора может быть самым разным. Может включать в себя навык или опыт, чувства, которые передают друг другу.

Сигналы можно передавать и с помощью запахов, визуального компонента, или прикасаясь к другому человеку.

Функции общения

Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:

  1. коммуникативная – взаимодействие людей на разных уровнях – от индивидуального до общественного;
  2. когнитивная – понимание переданной информации;
  3. информационная – обмен данными между друг другом;
  4. креативная – формирование новых связей между людьми, их развитие;
  5. конативная – руководство и исполнение ролей по отношению друг к другу;
  6. эмотивная – эмоциональный контакт между людьми.

В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:

  1. синдикативная – объединение людей;
  2. инструментальная – передача информации, способ управления обществом;
  3. трансляционная – передача сужденный, оценок, способов деятельности;
  4. самовыражение – возможность показать и представить себя другим, для взаимопонимания.

Друзья

Или более краткое и обобщённое разделение:

  1. социализация – образование навыков взаимодействия в социуме (что это такое?); усвоение правил и норм;
  2. контроль общества – организация поведения и работы людей;
  3. экспрессивная функция – понимание эмоций, чувств, переживаний других.

Формы общения

Характеризуя общение, формы выступают его важной чертой и описанием. Они зависят от цели и содержания коммуникации. Можно выделить большое количество форм, которые дополняют друг друга, и свиваются между собой.

Но есть более типичные и встречаемые варианты:

  1. Функционально-ролевое – это общение, во время которого люди занимают конкретные социальные роли (что это такое?). Например: водитель – пассажир, преподаватель – студент, руководитель – подчинённый.
  2. Неформальное общение – это коммуникация между людьми в неофициальной атмосфере. Самый простой пример – общение родственников, друзей, влюблённой пары или супругов, соседей. Также может быть и между коллегами по работе, когда они вышли вместе на обед и свободно разговаривают на различные темы.
  3. Анонимное – обмен информацией между людьми, которые вступают в случайное общение. При этом не идентифицирую себя, или предоставляют небольшое количество данных (имя, свою профессию). Эти незнакомые могли пересечься и разговориться в общественном транспорте, на выставке картин, в лифте, в кинотеатре, в антикафе.

В музее

На сегодняшний день функциональное и анонимное общение встречается более часто. Причиной служит постоянный переезд людей в новые города; масштабное развитие сфер обслуживания; проведение различных лекций, вебинаров (что это такое?), фестивалей.

Виды и уровни общения

На качелях

Виды дают более разнообразную характеристику общения. Уровни же описывают отношение людей в рамках коммуникации. Исследователь В.Н.Сагатовский выделяет:

Искусство коммуникации

Многим кажется, что грамотно вести беседу – это сложная задача, которая подвластна только некоторым. Кто-то может стесняться других людей, или не знать, как продолжить разговор.

Но если хотите наладить общение, психология поможет улучшить навыки (что это?).

Чуткость

Умение чувствовать эмоциональное состояние собеседника – очень важно при разговоре. В этом может помочь не только развитая эмпатия (что это такое?), а и постоянное наблюдение, изучения людей.

Наблюдательность

Отдельно стоит выделить восприятие человека с его манерой поведения, мимикой, позицией в жизни. Это даст нам понятие, в каком стиле разговаривать, чтобы общение было приятным обеим сторонам.

Футбол

Память

Если будем помнить большинство из того, что нам рассказал человек, то можем на это ссылаться, упоминать при следующей беседе. Таким образом покажем, что интересуемся им – это значительно сближает.

Широкий кругозор

Когда собеседник рассказывает о теме, от которой вы совсем далеки, то можно послушать и узнать что-то новое. Вместо того чтобы его останавливать и показывать своё отсутствие интереса.

В дополнение стоит изучать разные области, чтобы иметь возможность поддержать разговор с людьми из разного общества.

Постоянная тренировка

Общение – это не только врождённый навык. Люди, которые постоянно формируют взаимосвязь с большим количеством малознакомых людей, улучшают своё умение.

Им будет значительно легче поддерживать случайную беседу, чем тем, кто связан только с родственниками. Поэтому нужно тренироваться и заводить разговор с кем-то на улице, в кафе, на курсах.


" alt="">

Автор статьи: Марина Домасенко

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Общение — это не просто обмен словами, ведь каждая коммуникация отражается на состоянии человека, и причина не всегда в полученной информации.

Согласна с автором статьи, что общение это очень важно, но бывают в жизни такие уникалы, от которых хочется сразу сбежать.

Коммуникация — важнейший компонент жизни каждого человека. Именно процесс коммуницирования помогает выстроить отношения между людьми из разных социальных групп и сообществ. Благодаря разговорам, возникает психологический контакт между людьми, происходит обмен сведениями, опытом и результатами работы.

Характерные черты и аспекты человеческого общения

Понятие общения, его виды и типы

С позиции обществознания, общение — это не что иное, как способ передачи данных от одного человека другому. Но с точки зрения психологии, коммуникация является главным условием для эффективного развития общества в целом и личности в частности. Коммуникация может быть:

Понятие общения

  • Формальной. Этот вид взаимодействия используется незнакомыми и знакомыми людьми, беседа которых носит исключительно информационный характер и не требует включения в разговор эмоциональной составляющей.
  • Неформальной. При таком взаимодействии беседа может быть наполнена личным смыслом и эмоциями. Неформальный разговор может быть светским, повседневным и бытовым.

Формально можно общаться на работе, в университете, школе. Неформальное взаимодействие допустимо во всех остальных местах, но важно правильно подобрать стиль, тему и выбрать коммуникативный уровень в зависимости от ситуации.

Обмен знаниями,

  • Материальной. Подразумевает реальный обмен предметами, которые в данный момент являются средством удовлетворения потребностей субъектов коммуникации, или их передачу.
  • Когнитивной. В этом случае происходит обмен знаниями, оказывающий влияние на личностный рост людей. Например, один человек узнаёт у другого актуальную информацию о текущих ценах на бензин или студент узнаёт от преподавателя возможные методы решения математической задачи.
  • Кондиционной. При этом субъекты оказывают психологическое или физическое воздействие друг на друга. Например, один человек успокаивает другого во время беседы, пытается поднять ему настроение или, наоборот, испортить его.
  • Мотивационной. Направленной на передачу друг другу каких-либо установок, импульсов к действию.

Монологическая форма общения

В совершенстве зная методы эффективного общения, понимая структуру, механизм и возможные виды коммуникации, каждый человек может быстро адаптироваться в обществе, коллективе и в семье.

Цели и функции коммуникации

  • помогать тому, кто в этом нуждается;
  • получить помощь;
  • самовыразиться;
  • приучить других к своим или общесоциальным ценностям (воспитание, обучение);
  • изменить мнение, намерение другого человека;
  • получить эмоциональный отклик;
  • получить выгоду или блага;
  • научиться чему-то.

Цели и функции коммуникации

Только посредством правильно выстроенного разговора можно достигнуть поставленной цели. Таким образом, выделяют следующие функции общения:

Социальная функция общения

  • Информационная — заключается в обмене данными.
  • Синдикативная — служит стимулятором для организации объединённых действий.
  • Социальная — оказывает влияние на появление определённых навыков общения, принятых в конкретном социуме.
  • Координационная — необходима для согласования действий при ведении коллективной деятельности.
  • Интерактивная — направлена на корректировку поведения людей в процессе выполнения ими общих задач.
  • Духовная. Отвечает за взаимопонимание партнёров на эмоциональном уровне.

Если между людьми завязывается беседа, значит, на то есть причины. Чёткое осознание целей и мотивов, побудивших к общению, помогает правильно выстроить диалог, вычленить важное и второстепенное и даже предугадать возможный результат.

Средства общения

Если говорить о средствах общения, то их классифицируют на вербальные и невербальные. Коммуникативная сторона общения с использованием вербальных средств имеет высокую ценность, поэтому важно, чтобы ребёнок своевременно овладел речью. В структуру вербального общения входят устно произнесённые или написанные слова и фразы. Если что-то требуется донести до собеседника, то очень важно правильно использовать слова и чётко формулировать предложения, следить, чтобы собеседник понимал смысл сказанного, говорить кратко или развёрнуто в зависимости от ситуации. Только при помощи грамотного вербального общения можно выстроить эффективную коммуникацию. Несмотря на всю важность вербальной составляющей, нельзя не принимать во внимание роль невербальной человеческой коммуникации, к которой относятся:

Мимика — движение мышц лица.

  • Мимика — движение мышц лица.
  • Жесты — движения руками, головой, ногами.
  • Визуальный контакт — взгляд собеседника.
  • Пантомимика — моторика тела (поза, осанка, походка).
  • Такесика — прикосновения.
  • Проксемика — зона (дистанция) во время разговора.
  • Просодика — высота, громкость, тембр голоса.

Основные стили

Стиль общения — это устойчивые характеристики, которые выбирает человек во время разговора в зависимости от конкретной ситуации. Учёные выделяют следующие стили:

Желание одного человека подчинить себе другого,

Уровни общения

Люди могут общаться на разных уровнях. Их классификация и систематизация была сделана в 1996 году психиатром Добровичем А. Б. Специалист выделил 7 основных уровней:

Разговор

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

  • особенности почерка, выделение слов;
  • мимика, жесты, поза (кинестетические средства);
  • приближение или отдаление;
  • интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;
  • символы, знаки и пиктограммы.

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).

Основные функциональные цели общения:

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;
  • получение помощи;
  • оказание помощи другому человеку;
  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);
  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);
  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;
  • влияние на взгляды и поведение собеседника;
  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;
  • получение удовольствия от самого процесса общения.

Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:

  • Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).
  • Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.
  • Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.
  • Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.
  • Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.
  • Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.

Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

  • Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.
  • Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.
  • Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).

Роль общения в человеческой жизни

Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.

Читайте также: