Дефолт в ссср это кратко

Обновлено: 06.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Как СССР на протяжении 60 лет удавалось с помощью внутренних народных займов финансировать индустриализацию, оборонку и грандиозные инфраструктурные проекты

Автор: Сергей Пахомов, доктор экономических наук

Прелюдия. Корни советской политики в области внутренних займов


Аннулирование большевиками внешнего и внутреннего долга Российской империи и Временного правительства, подтвержденное в ходе Генуэзской конференции, избавило СССР от долговых платежей и одновременно лишило возможности привлекать новые иностранные займы, которые были остро необходимы для восстановления разоренной войнами и революциями России. В результате СССР был на десятилетия отрезан от международного кредита.

Нэп: экзотика натуральных и золотых займов

Натуральные займы предполагали выпуск облигаций, исчисляемых в пудах ржи и сахара (так называемые хлебные и сахарные займы). Реализация займов происходила за деньги, облигации принимались государством в уплату крестьянами продналога, это собственно и обеспечило их относительную популярность. Погашались займы либо натурой, тем же хлебом или сахаром, либо деньгами по рыночной стоимости хлеба или сахара на момент погашения, либо через уплату продналога.

Займы носили краткосрочный характер. 20 мая 1922 года был выпущен первый хлебный заем на 10 млн пудов ржи, погашение которого происходило с 1 декабря 1922 года по 15 марта 1923 года. Облигации выпускались на предъявителя достоинством от 1 до 100 пудов ржи. Второй хлебный заем был выпущен 22 марта 1923 года на 30 млн пудов ржи, затем увеличен (в связи с хорошим спросом) до 100 млн пудов. Облигации имели достоинство 1, 2, 3, 5 и 10 пудов ржи, и погашение производилось с 1 ноября 1923 года по 1 марта 1924 года.

Сахарный заем на 1 млн пудов сахара был выпущен 15 ноября 1923 года и погашался в течение 1924 года.

Золотые займы — первые советские денежные государственные займы, выпускавшиеся в золотом исчислении. Номинальная стоимость и выплачиваемый по таким займам доход исчислялся по курсу золотого рубля для защиты инвесторов в условиях быстрого обесценения бумажных советских дензнаков.

Облигации размещались по подписке среди рабочих и служащих, их можно было продавать без ограничений по текущей рыночной цене и закладывать в банки в обеспечение по ссудам. Государственные организации и предприятия были обязаны с 1924 года помещать 60% своих резервных средств в облигации государственного 8%-го выигрышного займа.

Среди нэпманов размещался в феврале 1925 года краткосрочный 5%-й заем на 10 млн рублей, дававший фактическую доходность 20%, поскольку его размещение производилось по 82% от номинала.

Займы эпохи нэпа, носившие рыночный характер и погашавшиеся в полном объеме и в срок, играли немалую роль в восстановлении советской экономики, давая в 1922–1925 годах 7.5%, а в 1925–1928 годах 6.8% доходов госбюджета СССР (Финансово-кредитный словарь. Т. 1, М., 1994, стр. 291–292).

Смена курса: займы на индустриализацию

Ларин жестко обрушился на попытки сделать рыночными займы, размещаемые среди населения, особенно среди нэпманов и частных предпринимателей. Особенно не нравилось ему предоставление высокой доходности по займам, возможность приобретать облигации путем внесения 30% ее стоимости (остальное давалось в ссуду банком), практика получения ссуд под залог облигаций и попытки придать ликвидность рынку за счет досрочного откупа ряда выпусков.

Сознательность, дисциплина и пропаганда – залог успеха подписки на займы

Разгром правой оппозиции и переход к форсированной индустриализации привели к принципиально новой практике размещения внутренних государственных займов, носивших целевое назначение. Экономика была подчинена политике, и рыночное размещение было заменено на добровольно-принудительную подписку трудящимися на заем с рассрочкой оплаты приобретаемых облигаций. Следует, однако, отметить, что среди трудящихся размещались выигрышные займы, по которым регулярно проводились подобные лотерее тиражи в объеме годовой процентной ставки. Выигравшая облигация изымалась из обращения с уплатой номинальной стоимости.

Эта практика продолжалась до 1957 года, затем возобновилась в 1966 году, поэтому нельзя сказать, что советские займы были полностью бесплатными для государства. Возможность выигрыша умело использовалась в рекламе при проведении подписки.

В дальнейшем уже в 40-е и 50-е годы это породило своеобразный вид нелегального предпринимательства, когда отдельные личности скупали по дешевке у нуждающихся большое количество облигаций выигрышных займов и получали в результате регулярных тиражей вполне приличный доход.

Количество подписчиков к 1929 году увеличилось до 10 млн человек. Начиная со Второго займа индустриализации все выпуски предназначались для размещения как среди городского, так и сельского населения. Практика выпуска займов специально для крестьян была прекращена.

Поскольку средства займов предназначались на долгосрочное капитальное строительство и реализацию огромных промышленных проектов, немедленно появилась идея реструктурировать прошлые займы путем принудительного обмена на новые облигации, увеличить сроки обращения, понизить купонный доход.

Через год обмен облигаций провели 41.8 млн человек на общую сумму 13.7 млрд рублей. Этой операцией государство экономило значительную сумму, так как на руках у 50 млн граждан СССР находилось около 860 млн облигаций (Пинаев С. М. Государственные внутренние займы ссср 1930-х годов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск: СибАК, 2011).

С этого момента в СССР выпускались только единообразные займы сроком обращения 20 лет и с купонным доходом 4%.

В 1937–1941 годах были выпущены по подписке аналогичные займы: Государственный внутренний заем укрепления обороны Союза ССР (4 млрд рублей) и четыре ежегодных выпуска Государственного займа 3-й пятилетки общим объемом более 29 млрд рублей по номинальной стоимости. Сумма подписки только на 1941 год достигла 10.9 млрд рублей.

Военные займы в СССР

Великая Отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов, которые в обстановке патриотического подъема активно привлекались у населения и кооперативных организаций через размещение военных займов во все более растущих объемах. Они размещались в предельно короткие сроки — в течение нескольких дней и с большим превышением намеченной к выпуску номинальной суммы. В 1942–1945 годах было размещено четыре военных займа и привлечено более 90 млрд рублей, 70 млрд — у населения. Число подписчиков достигло 70 млн человек. Займы имели 20-летний срок обращения, среди населения размещались выигрышные 4%-е займы, среди организаций — процентные в 2% годовых (Финансово-кредитный словарь. Т. 1, М., 1994, стр. 234) .

Офицеры Красной Армии подписывались на 170% от месячного оклада, а генералы — на 200%. Приветствовалось единовременное внесение всей суммы или большей ее части наличными деньгами. Удержания по подписке производились ежемесячно.

Конечно, многие вкладывались в военные займы и добровольно. В итоге удельный вес средств от займов в доходах государственного бюджета в годы войны составил около 10%.

Займы на восстановление страны, очередные конверсии и крах советского заемного проекта

Восстановление разрушенной войной страны снова потребовало масштабной мобилизации средств трудящихся. С 1946-го по 1950 год ежегодно были размещены пять займов номинальной стоимостью 20 млрд руб. каждый со сроком обращения 20 лет.

Конфискационная денежная реформа 1947 года неизбежно вызвала и новую конверсию госзаймов. В 1948 году для этих целей был выпущен 2%-й заем в 20 млрд рублей сроком обращения 20 лет, на который были обменены облигации госзаймов, выпущенные в 1936–1946 годах по подписке по курсу 3:1. До 1957 года займы для населения продолжали идти потоком. Было размещено еще девять 20-летних займов, доходы по которым выплачивались в форме выигрышей: три займа восстановления и развития народного хозяйства СССР и шесть займов развития народного хозяйства СССР. С 1953 года номинальный размер каждого из займов увеличивался до 30 млрд рублей.

В итоге сумма подписки на займы за годы интенсивной реализации проекта составила по пятилеткам:

1928–1932 — 1 млрд 401 млн руб.

1933–1937 — 4 млрд 042 млн руб.

1938–1941 — 8 млрд 486 млн руб.

1942–1945 — 22 млрд 427 млн руб.

1946–1950 — 23 млрд 969 млн руб.

В реальности с учетом перевыполнения планов подписок эти суммы были значительно выше. За годы довоенных пятилеток удалось собрать более 50 млрд руб., в годы войны — 76 млрд, в 1946–1950 годах — около 133 млрд руб.

К 1957 году неизбежно сложилась ситуация, когда расходы на лотерейные выплаты по выигрышным займам и на выпуск новых займов стали превышать доходы от подписки на займы. Задолженность перед держателями займов превысила 260 млрд руб. Экономика страны не могла выдержать даже бремени обслуживания выигрышных займов.

Исключением явился последний заем развития народного хозяйства, запланированный в бюджете на 1957 год, но срок его обращения был сокращен до 5 лет. В 1958–1962 годах по нему проводились выигрышные тиражи, а оставшиеся вне тиражей облигации погашались с 1 ноября 1962 года по 1 ноября 1963 года через выкуп их сберкассами по нарицательной стоимости.

Так задолго до исчезновения СССР, оказавшись непосильным для социалистической плановой экономики, фактически закончился советский проект мобилизации доходов трудящихся на развитие страны. Политически неблагоприятная ситуация, сложившаяся вокруг внутренних займов, обладателями которых были десятки миллионов реально обманутых советских граждан, вынудила руководство СССР принимать меры к восстановлению хотя бы части утраченного доверия.

1 июля 1966 года в обращение был выпущен конверсионный свободно обращающийся выигрышный 20-летний заем, на который обменивались по нарицательной стоимости облигации Государственного 3%-го выигрышного займа 1947 года. 90% облигаций было успешно обменено, надежда на выплаты у советских граждан еще теплилась. По займу ежегодно проводилось 8 тиражей выигрышей в год, каждый в 512 566 руб. Выигравшая облигация изымалась из обращения и по ней выплачивалась номинальная стоимость.

XXIV Съезд КПСС даже принял решение о досрочном погашении с 1974 года всех внутренних займов СССР, выпущенных до 1957 года. Однако для этого в государственном бюджете выделялись символические суммы в 1.5 млрд рублей в год, что делало погашение долга, определенного в 1957 году в 25 млрд рублей, очень отдаленной перспективой.

Это был последний внутренний заем в истории СССР, оставшийся непогашенным, как и все остальные займы, в результате краха и распада Советского Союза. Даже если бы Советский Союз продолжал существовать, надежд на погашение его внутренних займов не было.

Попытки Российской Федерации обеспечить погашение этого и других советских займов, несмотря на принятый в 1999 году Федеральный закон, из-за нехватки финансовых ресурсов так и остались на уровне политических деклараций. Круг замкнулся: советские займы для населения повторили судьбу займов Российской империи.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Дефолт 1957 года: как советское правительство украло у своих граждан 260 млрд. рублей


Подобные демарши ни на что не повлияли – 19 апреля дефолт был оформлен в виде постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС.

Примечательно, что многие граждане готовы были отдать все свои облигации, лишь бы не подписываться на последний заём 1957 года.

Хрущёв обещал, что спустя 25 лет правительство приступит к выплатам по облигациям и будет направлять на эти цели 13 млрд рублей в год. Проценты за четверть века начислять не планировалось. Но ради восстановления доверия населения решение о досрочном погашении займов было принято в 1974 году на XXIV съезде КПСС. Фактически гражданам возвращали их же деньги по номиналу с учётом деноминации 1961 года. Однако это было обманом, так как рубль 1946 года и рубль 1974 года не совпадали по покупательной способности. Кроме того, с начала 1980-х годов из-за повсеместного дефицита сильно упала ценность самих денег. Так или иначе, к 1990-му году государство в основном расплатилось с держателями облигаций, выпущенных до 1957 года.

Читайте также: