Виды государственных расходов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Государственные и муниципальные расходы – это денежные средства, которые направляются из бюджетной системы государства, внебюджетных государственных и муниципальных фондов для финансирования деятельности органов государственного и муниципального управления и решения задач содержания и развития государства, регионов, муниципальных образований.

Сущность и значение государственных и муниципальных расходов

Государственные и муниципальные расходы – это вид денежных отношений, которые возникают на заключительной стадии распределительного процесса, состоящего в использовании централизованных и децентрализованных доходов государства и муниципальных образования.

Основное назначение государственных и муниципальных расходов состоит в обеспечении финансирования процесса государственного и муниципального управления, содержания и развития государства на всех его уровнях, включая муниципальное образование.

На объем и структуру государственных и муниципальных расходов влияет множество факторов, к числу которых можно отнести стадии общественного развития, уровень благосостояния граждан, величину государственного и муниципального сектора в экономике страны и так далее.

Широта функций, возложенных на государственные и муниципальные власти, оказывает прямое воздействие на объем денежных средств, необходимых для реализации государственных и муниципальных полномочий. Государственные и муниципальные власти выступают в роли координаторов экономических процессов, действующих в условиях рыночной экономики посредством применения преимущественно экономических методов.

В основе построения государственных и муниципальных финансов находится ряд принципов, которые устанавливаются государством. К числу таких принципов относятся:

  • целевая направленность государственных и муниципальных расходов;
  • безвозвратность расходования средств государственных и муниципальных бюджетов;
  • бесплатность;
  • экономичность;
  • контроль за расходованием государственных и муниципальных ресурсов.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме того, к числу принципов организации государственных и муниципальных расходов можно отнести принципы финансовой дисциплины, законности, целесообразности и эффективности.

Классификация государственных и муниципальных расходов

Государственные и муниципальные расходы классифицируются по ряду разнообразных принципов. Например, в соответствии с целевым назначением государственные и муниципальные расходы делятся на:

  1. Капитальные государственные и муниципальные расходы, то есть расходы, которые направляются на новое строительство, а также развитие уже функционирующих объектов государственной и муниципальной собственности для их расширения, технического перевооружения, реконструкции. Данный вид расходов реализуется в форме финансовых вложений в основные средства и обеспечивает прирост материальных ресурсов;
  2. Текущие государственные и муниципальные расходы, которые представляют собой средства, направляемые на обеспечение функционирования деятельности органов государственного и муниципального управления, бюджетных учреждений и организаций, правоохранительных органов и так далее;
  3. Расходы, направляемые на формирование страховых и резервных фондов. Только такие фонды предназначены для обеспечения предупреждения и возмещения материального ущерба в случае возникновения непредвиденных событий.

В соответствии с критерием общественного назначения государственные и муниципальные расходы делятся на следующие группы:

  1. Социальные расходы, представляющие собой один из наиболее важных видов государственных и муниципальных расходов, предназначенных для финансирования сферы здравоохранения, образования, социального страхования и обеспечения. Большая часть расходов на указанные сферы человеческой жизнедеятельности финансируется за счет средств бюджетной системы и внебюджетных фондов. В настоящее время существенная нагрузка в покрытии расходов на социальные нужды возложена на муниципальные финансы;
  2. Внешнеэкономические расходы, суть которых обусловлена наличием государственной помощи для отечественных производителей, стремящихся к выходу на внешний рынок. Эти расходы осуществляются путем предоставления прямых субсидий организациям из бюджетов различных уровней, предоставления налоговых льгот экспортерам, льготного кредитования экспортеров и так далее;
  3. Экономические расходы, назначение которых состоит в обеспечении структурной перестройки общественного производства, формировании условий для наращивания научно-технического потенциала, технического переоснащения и модернизации хозяйствующих субъектов различных отраслей народного хозяйства. В условиях рыночной экономики значимую роль в составе экономических расходов государства и муниципальных образований играют инвестиции в развитие отдельных хозяйствующих субъектов или отраслей. Государственные и муниципальные органы власти при организации экономических расходов делают упор на развитие приоритетных и прогрессивных отраслей экономики, поддержку убыточных, но социально значимых отраслей, финансирование научно-исследовательской деятельности, в том числе фундаментального характера;
  4. Военные расходы, являющиеся важнейшей статьей государственных и муниципальных расходов. Данные расходы обеспечивают сохранение неприкосновенности государственной границы, суверенитета и государственности страны;
  5. Управленческие расходы. Данный вид расходов считается одним из самых противоречивых. Это обусловлено постоянным ростом данного вида расходов и невозможностью оценки эффективности их осуществления в большинстве случаев.

В соответствии с характером потребностей государственные и муниципальные расходы делятся на:

Бюджет занимает важное место в жизни граждан, так как приобретение общественных благ, таких как образование, здравоохранение, гарантии безопасности и правопорядка, социальное обеспечение и других благ, происходит за счет бюджетных средств. Это те услуги, которые не могут быть эффективно предоставлены рынком, либо оплачены каждым из нас в отдельности.


Денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета, называют расходами бюджета.

Расходы бюджета направлены на финансовое обеспечение государственных программ города Москвы и не включенных в государственные программы города Москвы направлений деятельности органов государственной власти города Москвы.

Программные расходы – бюджетные средства, направленные на финансовое обеспечение государственных программ.

Государственная программа – это документ, определяющий:
-
цели и задачи государственной политики в определенной сфере;
-
способы их достижения;
-
объемы используемых финансовых ресурсов;
- координаторов и участников государственной программы;
- непосредственные/ конечные результаты.

Расходные обязательства, не включенные в государственные программы (социальные выплаты, не предусмотренные государственными программами; обеспечение деятельности органов государственной власти; другие расходы), называют непрограммными расходами.

Кроме того, в составе бюджета на плановый период закладываются условно утвержденные расходы, которые не распределяются по государственным программам и непрограммным направлениям. Объем условно утвержденных расходов должен составлять не менее 2,5% общего объема расходов бюджета на первый год планового периода и не менее 5% – на второй год планового периода.

Государственные расходы — денежные ресурсы, которые направлены на финансовое обеспечение государственных функций.

Государственные расходы обеспечивают такие сферы деятельности, как экономическую, военную и социальную. Основные расходы местных бюджетов приходятся на финансирование муниципального строительства, затрат на образование, медицинское обслуживание, общественный транспорт.

Государственные расходы бывают двух видов:

  • капитальные — средства, направленные на расширение капитала;
  • текущие — обеспечивают функционирование уже существующих предприятий.

Основным методом осуществления расходов государства является финансирование. Ключевым принципом государственного финансирования является обеспечение денежными средств безвозвратно, и именно это отличает его от кредитования.

Виды государственных расходов

В экономической сфере расходы подразделяются на производительные и непроизводительные. Производительными считаются такие расходы, которые увеличивают или укрепляют достояние государства. Непроизводительными принято считать расходы, которые не дают заметных результатов, но при этом не являются бесполезными.

По структуре расходы государства делятся на чрезвычайные и обыкновенные. Чрезвычайными являются ситуации, когда финансирование носит спонтанный характер и крайне необходимо в конкретной ситуации. Обыкновенные расходы обусловлены постоянством, это те потребности, которые оплачиваются по плану ежегодно.

Рассматривая текущий и капитальный виды, стоит разобраться, куда именно расходуются средства.

Текущее расходование средств

Текущий вид подразумевает обеспечение необходимыми финансами бюджетные организации, расходы при этом направлены на содержание органов государственной власти, затраты на науку, оборону, предоставление коммунальных услуг жителям и т.д.

Капитальное расходование средств

Капитальные расходы предполагают финансирование строительства в введение в эксплуатацию новых объектов, а также реконструкцию и расширение сущесвующих. По назначению государственные расходы распределяются на следующие группы:

  • затраты на социальные цели;
  • внешнеэкономические затраты;
  • экономическое финансирование;
  • расходы на перевооружение и укрепление обороны;
  • расходы на управление.

Принципы финансирования

В РФ действуют несколько принципов, по которым государство осуществляет расходы:

  • плановость — все расходы должны соответствовать государственной программе, быть в соответствующем плане;
  • целевая направленность — все выделенные ресурсы направлены на получение определенных результатов;
  • законодательство — финансирование осуществляется согласно закону, их направленность связана со статьями о защите прав гражданина, а также интересов организаций;
  • соблюдение норм — все расходы распределяются согласно соблюдению всех экологических, санитарных и иных норм.

Нормирование расходов

Нормами расходования считаются единые измерения расходных ресурсов на конкретное предприятие. Существуют несколько нормированных видов:

Читайте также: