Государственная власть структура способы осуществления кратко

Обновлено: 04.07.2024

Государственная власть – это система отно­шений господства и подчинения, концентрированное выражение воли и силы доминирующего социального, национального слоя (клас­са, нации) или народа, воплощенные в государственно-правовых институтах. Она обеспечивает стабильность и порядок в обще­стве, защищает его граждан от внешних и внутренних посяга­тельств путем использования различных методов и средств, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Признаки государственной власти

1)Политическая природа. Она изначально возникла как пуб­личная власть, несовпадающая с обществом, но выступающая от его имени.

2) Механизм государства, состоящий из различного уровня чиновников, дол­жностных лиц, профессиональных управленцев, из которых и комплектуются органы управления и принуждения.

3) Субъект и объект государственной власти обычно не совпадают: властвующий и под­властные чаще всего отчетливо разделены.

4) Государственная власть реализуется через государствен­ное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (эко­номическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обще­ством задач и функций.

5) Государственная власть суверенна, она является верховной внутри страны и независимой в международных отношениях.

Структура государственной власти.

Структурные элементы государственной власти можно подразделить на два вида:

1) элементы, характеризующие ее природу и сущность: соци­ально-экономически обусловленная воля доминирующего со­циального слоя (класса) или народа.

2) институциональные элементы, организационно оформляю­щие власть и придающие постоянно функционирующий и общеобязательный характер – аппарат (ОГВ, силовые учреждения с их материальными придат­ками и правовые нормы (право).

Методы осуществления государственной власти.

К общим, традиционным методам осуществления государ­ственной власти относятся:

1) Убеждение— это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее предназначения и целей

2)Принуждение — это психологическое, мате­риальное или физическое (насильственное) воздействие, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах, полномоч­ных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.

Легитимность и легальность государственной власти

Легитимность государственной власти — это принятие власти населением страны. Следует различать легитимность первоисточника власти (многонациональный народ) и гос. органов (в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами).

Легальная государственная власть — понятие юридичес­кое: она официально провозглашается, правомерно устанавли­вается, функционирует в режиме законности.

Функции государства: понятие, признаки, формы и методы осуществления.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, выражающие сущность, социальное назначение, цели, задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Признаки функций государства

1) В функциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичная суть. Полное выполнение каких-либо задач ведет к исчез­новению одних функций, появление новых задач — к возник­новению других функций.

2) Это необходимая, устойчи­вая предметная деятельность государства в той или иной сфе­ре.

3) В функциях выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность, его многосторон­ние связи с обществом.

4) Каждая функция государства имеет свой объект воздей­ствия и свое содержание. Объект — определенная общественная сфера. Содержание показывает, какие управленчес­кие действия в данной сфере оно совершает.

5) Функции государства следует отличать от функций его отдельных органов. Все функции конкретных государственных органов подчи­нены функциям государства, не могут им противоречить.

Виды:

1) в зависимости от продолжительности действия: постоянные, временные;

2) в зависимости от значения: основные и неосн-ые;

3) в зависимости от сферы рег-ния: внутр и внешние.

Формы и методы осуществления функций государства.

Фор­ма осуществления функций - это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по выпол­нению функций государства. Различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

Выделяют ряд правовых форм осуществления функций государства:

1) Правотворческая деятельность — это подготовка и изда­ние законов и других НПА.

2) Правоисполнительная деятельность — это деятельность государства, направленная на исполнение законов и других НПА государства.

3) Правоохранительная деятельность.

5) Контрольная деятельность - осуществляется в форме инс­пектирования, проверки соответствия деятельности органов государства, должностных лиц, принимаемых ими решений; правовых актов.

Неправовые формы охватывают органи­зационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Это, на­пример, подготовительная работа по сбору, оформлению, изу­чению различной информации, необходимой для принятия уп­равленческих решений.

Методы осуществления функций государства многооб­разны и зависят от вида функций, государственных органов, которые их осуществляют.

Для выполнения функции обес­печения прав и свобод человека и гражданина, охраны право­порядка используются методы:

Механизм (ап-т) государства: понятие, признаки, стр-ра.

М\м - спец-но созданная постоянно действующая иерархическая система органов, учреждений и д/лиц, осущ-х государственую власть, задачи и функции го-ва.

Признаки:

1. Все органы, учреждения, д/лица создаются, действуют на основании КРФ, ФЗ, НПА;

2. Единая иерархическая постоянно действующая система, построенная на принципах субординации и координации деят-ти;

3. Первичными структурными элементами являются государственные органы и учреждения.

4. В состав механизма входят органы принуждения с их вещественными придатками.

5. Посредством м\ма выполняются функции государства

Черты механизма государства:

- Система (упорядоченная совок-ть гос.органов);

- Целостность его обеспечивается едиными целями и задачами;

- Является той организационной и материальной силой, с помощью которого государство осущ-ет власть.

-Органы судебной власти.

Вопросы совершенствования госаппарата в РФ:

1. Вопрос управляемости: насколько он способен управлять делами государства, сферой экономики. Она должна решаться совместно с институтами гражданского общества.

2. Вопрос безопасности: экономической, энергетической, человека.

3. Вопрос проведения реформы, она необходима для приостановления: роста аппарата, роста коррупции, роста бюрократии; решение: необходима гласность деятельности гос-х органов => подсоединяется контроль гражданского общества; вводится общественная палат для контроля деятельности гос/аппарата.

4. Вопрос интеграции российской государственности и российского общества, они должны оптимально взаимодействовать, объединяться в единый социальный организм, где функции государства взаимодействуют с функциями институтов гражданского общества. Общественная палата – рост элемента гражданского общества. Власть должна быть легитимна, т/е народ должен ей доверять.

Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство общест­вом при помощи государственного аппаратапри опоре на особые специальные органы принуждения.

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих — организаторскую деятельность. Имеет место и со­четание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановле­ния и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с долж­ным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государ­ственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или воз­вышение какой-то иной власти. Большое значение имеет легити­мность государственной власти, т. е. формирование ее на ос­нове закона и с учетом общественного волеизъявления.

Легитимность – авторитет, влияющий на готовность субъектов подчиняться.
Право должно быть легитимным, как и политическая власть.
Классификация типов легитимности власти по Веберу:
1. Традиционный – основан на традициях.
2. Харизматический – основан на вере в иррациональное.
3. Рациональный легальный – основан на понимании.
Козлихин: можно также говорить о таких типах легитимности как религиозный, революционный, идеологический, националистический, демократический.

Основой традиционной легитимации является

Харизматическая- Вид легитимации, основанный на вере в особые личные качества главы государства

Рациональная - вид легитимации государственной власти, основанный на оценке населением её мероприятий

Словарь Ожегова: Легальный –признанный, допускаемый законом.

Легитимность – признаваемый законом, соответствующий закону. (стр. 321).

Легитимная гос. Власть – законная.

Следовательно, легальная гос. Власть не только законна, но и признанная населением.

Отдельные авторы считают наоборот. (Корельский, Перевалов).

Харизматическая власть базируется на личной преданности людей вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, де Голь), убежденных в их необыкновенном даре. Власть харизматического лидера не подкреплена легальным (установленным законом) правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти, под которой понимается присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на принуждение. Социальная власть существует в любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Это может быть род, племя, семья, общественная организация, партия, государство, общество и т.п. Социальная власть представляет собой важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти
распространяется на все общество
носит публично-политический характер
опирается на государственное принуждение
осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)
система налогов
деление населения по территориальному признаку

Государственная власть конкретного государства, какие бы разграничения функций в ее рамках не осуществлялись, всегда остается единой и целостной. Иначе государство просто не сможет выполнять свои задачи по обслуживанию интересов общества. Единство государственной власти основывается на том, что источником и носителем государственной власти является народ как политическая общность, имеющий общие интересы и волю[2].




Основные свойства государственной власти
каждая конкретная государственная власть имеет свою социальную базу
государственная власть в обществе обладает свойством верховенства
всеобщность и универсальность государственной власти
иерархическое построение государственной власти

Согласно статье 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Конституция Российской Федерации также провозглашает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Единство государственной власти выражается в наличии единой системы органов, осуществляющих государственную власть.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Методы осуществления государственной власти
убеждение принуждение

Убеждение- это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц осударства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Разновидности государственной власти определяются по:
способам господства социальных сил в обществе
территориальным масштабам деятельности
полномочиям органов

В зависимости от исторических типов общества господство социальной группы может осуществляться через:

Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная.

Одним их основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга ветви - законодательную, исполнительную, судебную, - является принцип разделения властей. Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы государственное управление обществом не было сосредоточено в руках одного лица или органа. Таким образом, они пытались увести государственное управление от диктатуры монархов, от деспотизма.

Наибольшее развитие теория разделения властей получила в ХVII веке в трудах англичанина Дж. Локка и французского юриста Шарля Монтескье, которые считали, что вся власть должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями.

Понятие государственной власти

Власть всегда означает, с одной стороны, навязывание чьей-то воли, а с другой — подчинение ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство общест­вом при помощи государственного аппаратапри опоре на особые специальные органы принуждения.

В разных обществах и государствах характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны государства означает прямое насилие, в других — скрытое принуждение, в третьих — организаторскую деятельность. Имеет место и со­четание разных средств проведения государственной воли. Если законы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, принимаемые правительственными учреждениями постановле­ния и приказы в жизнь не претворяются, если вовремя и с долж­ным эффектом не выносятся или не исполняются приговоры и решения судебных властей, то имеет место атрофия государ­ственной власти, наблюдаются анархия (безвластие) или воз­вышение какой-то иной власти. Большое значение имеет легити­мность государственной власти, т. е. формирование ее на ос­нове закона и с учетом общественного волеизъявления.

Легитимность – авторитет, влияющий на готовность субъектов подчиняться.
Право должно быть легитимным, как и политическая власть.
Классификация типов легитимности власти по Веберу:
1. Традиционный – основан на традициях.
2. Харизматический – основан на вере в иррациональное.
3. Рациональный легальный – основан на понимании.
Козлихин: можно также говорить о таких типах легитимности как религиозный, революционный, идеологический, националистический, демократический.

Основой традиционной легитимации является

Харизматическая- Вид легитимации, основанный на вере в особые личные качества главы государства

Рациональная - вид легитимации государственной власти, основанный на оценке населением её мероприятий

Словарь Ожегова: Легальный –признанный, допускаемый законом.

Легитимность – признаваемый законом, соответствующий закону. (стр. 321).

Легитимная гос. Власть – законная.

Следовательно, легальная гос. Власть не только законна, но и признанная населением.

Отдельные авторы считают наоборот. (Корельский, Перевалов).

Харизматическая власть базируется на личной преданности людей вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь, Наполеон, Ленин, Сталин, де Голь), убежденных в их необыкновенном даре. Власть харизматического лидера не подкреплена легальным (установленным законом) правом на обладание неограниченной властью, что вынуждает его постоянно подтверждать гражданам свою харизму.

Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти, под которой понимается присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающиеся на принуждение. Социальная власть существует в любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Это может быть род, племя, семья, общественная организация, партия, государство, общество и т.п. Социальная власть представляет собой важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти
распространяется на все общество
носит публично-политический характер
опирается на государственное принуждение
осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)
система налогов
деление населения по территориальному признаку

Государственная власть конкретного государства, какие бы разграничения функций в ее рамках не осуществлялись, всегда остается единой и целостной. Иначе государство просто не сможет выполнять свои задачи по обслуживанию интересов общества. Единство государственной власти основывается на том, что источником и носителем государственной власти является народ как политическая общность, имеющий общие интересы и волю[2].

Основные свойства государственной власти
каждая конкретная государственная власть имеет свою социальную базу
государственная власть в обществе обладает свойством верховенства
всеобщность и универсальность государственной власти
иерархическое построение государственной власти

Согласно статье 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Конституция Российской Федерации также провозглашает, что никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Единство государственной власти выражается в наличии единой системы органов, осуществляющих государственную власть.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Методы осуществления государственной власти
убеждение принуждение

Убеждение- это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций.

Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц осударства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Разновидности государственной власти определяются по:
способам господства социальных сил в обществе
территориальным масштабам деятельности
полномочиям органов

В зависимости от исторических типов общества господство социальной группы может осуществляться через:

Разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная.

Одним их основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга ветви - законодательную, исполнительную, судебную, - является принцип разделения властей. Уже древние римляне пытались разделить власть на законодательную и исполнительную. Это делалось для того, чтобы государственное управление обществом не было сосредоточено в руках одного лица или органа. Таким образом, они пытались увести государственное управление от диктатуры монархов, от деспотизма.

Наибольшее развитие теория разделения властей получила в ХVII веке в трудах англичанина Дж. Локка и французского юриста Шарля Монтескье, которые считали, что вся власть должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями.

Государственная власть — это форма политической власти, осуществляющей руководство обществом на всей территории государства от имени народа посредством специального аппарата принуждения.Власть государства в демократическом обществе формируется на принципе народовластия.

Источником власти не может являться воля бога или личные принципы правителя, таким источником непосредственно является суверенитет общества. В воле народа, которая выражена в государственных нормах и правилах, то есть конституции государства, выражена природа власти государства и формы ее реализации.

Признаки государственной власти:

Свойства государственной власти

Государственная власть обладает рядом свойств:

  • государство является фундаментом, на котором строится государственная власть, ни один из многих видов власти не имеет подобные средства воздействия;
  • публичность государственной власти; государственная власть является полностью публичной, следовательно, все виды власти являются общественными; в политике государства в эту характерную черту власти вкладывается специфический смысл - государственная власть реализуется специально организованным аппаратом, отделенным от народа как объекта власти;
  • автономия государственной власти - независимость за пределами страны, но полное верховенство внутри государства; главенство государственной власти заключается в превосходстве власти над другими государственными организациями, т.е. они обязаны подчиняться государственной власти;
  • универсальность государственной власти - влияние по всей территории и на все население государства в целом.

Государственная власть обладает прерогативой (исключительным правом) на формирование общеобязательных правил поведения – юридических норм.

Готовые работы на аналогичную тему

Автономию власти государства внутри страны определяют:

  • единство и распространение влияния данной власти на общество, и все организации государства;
  • обязательность решений государственных органов на всей территории и в пределах экстерриториальности.

Суверенитет государства - это свойственное государству верховенство в границах станы и независимость в международных отношениях.

Реализация высшей власти государством в Государство осуществляет высшую власть на своей территории. Государственная власть самостоятельно определяет формат международных отношений, при этом другие государства не имеют права влиять на отношения внутри страны. Суверенитет государства независим от протяженности границ, численности населения и принятого политического режима.

Господство государственной власти означает:

  • влияние на все население государства и все социальные слои общества;
  • монопольную силу власти для применения принудительных средств воздействия в отличие от других субъектов политики;
  • реализацию полномочий власти в особых формах (правовые и др.);
  • преимущество власти в принятии законов и решений.

Единство и неделимость, независимость от других государств - основополагающие факторы в становлении государственного суверенитета. При несоблюдении условий суверенитета, т.е. при вмешательстве иной страны во внутреннюю политику государства, говорят о нарушении его государственного суверенитета.

Как признак, суверенитет государства квалифицирует это государство в качестве особого субъекта (компонента) политической общественной системы.

Являясь неотъемлемым, исключительным, полным свойством любого государства, суверенитет, по всем своим критериям позволяет отличить государство от других общественно-правовых союзов.

Формы осуществления государственной власти

Формы реализации власти государства - это выражение деятельности государства по реализации своих функций на практике. Существует два вида формы осуществления подобных функций государства – правовые и неправовые. Правовые формы взаимно связывают государство и право, обязывая государство реализовать свои функции основываясь на право и всегда действовать в рамках закона. Они являются показателями деятельности государственных органов и должностных лиц и их юридических действий. Основными правовыми формами реализации функций государства является правотворческая форма, правоисполнительная и правоохранительная формы.

Правотворческая деятельность — это разработка и издание законов, нормативно-правовых актов, с помощью которых практически невозможно реализовать иные функции государства.

Правоисполнительная деятельность помогает фактически реализовать законы и другие правовые акты, чтобы они не остались в форме благих пожеланий законодателя. Правоисполнительную деятельность по исполнению правовых норм в основном осуществляют органы управления, во главе которых стоит правительство государства. Их повседневная работа заключается в решении различных вопросов и проблем управленческого характера.

Правоохранительная деятельность заключается в осуществлении властной правоприменительной оперативной деятельности по охране закона, прав и свобод граждан и т.д. Правоохранительные органы обязаны: принимать меры по предупреждению нарушений правопорядка, разрешать юридические дела, привлекать субъектов общества к юридической ответственности и др.

Сегодня широко применяется договорная форма реализации государственных функций. Этому сопутствует развитие рыночной экономики. В современном мире государственные решения соответствующих органов стали более сочетаться с договорной формой, структурами гражданского общества.

К неправовым формам относят организационную и подготовительную деятельность в процессе реализации государственной функции. Подобная деятельность необходима и законна, хотя не связана с правом, значимыми действиями, которые влекут за собой юридические последствия.

Власть - это способность одних структурных элементов общества подчинять своей воле другие структурные элементы общества.

Государственная власть - это способность структурного элемента общества - государства, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов государственного принуждения.

В структуре государственной власти принято выделять следующие элементы:

1) Субъектомгосударственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т.д. Проф. А.Ф. Черданцев полагает, что субъектом государственной власти могут быть государство и его органы и должностные лица. Субъект представляет собой непосредственного носителя государственной власти, его активное, направляющее начало. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти. В принципе подчинение так же естественно для человеческого общества, как и руководство.

2) Объектомгосударственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом – резко разграничены.

3) Содержание властной деятельности (властеотношений)- один из центральных структурных элементов государственной власти. Именно в рамках властеотношений властвующий навязывает свою вол подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло.

4) Средства, методы, способыосуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы - от достижения компромисса до принуждения.

5) Ресурсыгосударственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти. В литературе существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них, ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные.

К. утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Принудительные - это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства. Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.

Формы осуществления государственной власти- это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Добиться власти значительно помогают следующие источники.

власть

Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

  • руководство;
  • управление;
  • господство;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

  • волю;
  • убеждение;
  • манипуляцию;
  • авторитет;
  • насилие;
  • право;
  • поощрение;
  • принуждение.

ВИДЫ ВЛАСТИ

Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

⊕ По источнику власти:

  • политика;
  • экономика;
  • религия;
  • культура.

⊕ По участникам власти:

  • государство;
  • партия;
  • церковь;
  • семья.

⊕ По функциям органов власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

  • верховенство;
  • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
  • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
  • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
  • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

  • общественная (касается всего общества);
  • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

Формы политической власти:

  • партии;
  • профсоюзы;
  • международные организации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

Смесь всех видов власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

Существуют три ветви государственной власти:

  • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
  • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
  • судебная (суд).

Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

Читайте также: