Виды этической теории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель:рассмотреть основные этические теории и философские направления с позиций современной медицины и ее исторических моделей.

1. Типы этических теорий в истории культуры.

2. Биоэтика и традиции русской философии.

3. Общая характеристика исторических моделей и принципов моральной медицины.

1. Биоэтика: проблемы и перспективы. // Вопросы философии, 1994. - № 3. (А.П.Огурцов. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы).

2. Бартко А.Н., Михайловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. Ч. 2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. - М.: ММСИ, 1999. - С. 199-200.

4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – С. 76-95.

6. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 1997. – С. 11-43 (Глава 1-2).

Типы этических теорий в истории культуры

В истории культуры существуют многочисленные этические теории, использующие разные основания для объяснения сущности нравственных отношений. Возможно все этические теории можно разделить на два типа - религиозный (консервативный) и натуралистическо-прагматический (либеральный), между которыми имеется логическое противостояние (табл. 4).

Этические теории

- продолжение жизни, даже когда это право забирает природа (реанимация ради реанимации);

- право изменить свой пол вопреки природе, и т. д. и т. п.

(лат. im (не) + moralis (нравственный), т. е. противостояние традиционному морально-этическому сознанию, которое специфично для религиозной этики.

Религиозный (консервативный) тип этических теорийопирается на принципы милосердия, человеколюбия, священности жизни и законов природы. Вспомним, что первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосер­дия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях.

В рамках консервативных типов этических теорий традиционно обсуждаются:

- нравственные качества врача;

- бескорыстная и безотказная помощь больному;

- приоритет интересов больного;

- поддержание жизни и облегчение страданий до последнего;

2. Биоэтика и традиции русской философии.

Этика составляла ядро русской философии, в которой можно выделить три направления: бессмертие души и ответственность человека за земные дела -этика бессмертия; одушевленность Вселенной, космоса, (панпсихизм) – этика жизни; этика как борьба со смертью, т.е. с хаотичными силами природы во имя утверждения жизни.

1. Этика бессмертия. В основе данного направления лежит философия православия, которая отстаивает идеи воскресения человека после Страшного суда и бессмертия души человека. Новая жизнь после Воскресения – продолжение земной жизни, поэтому человек ответственен за все дела своей земной жизни.

Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С. Булгаков, С.Л. Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях христианства, обсуждают проблемы теоретической этики — жизнь и смерть, эсхатологичность человеческой истории, место человека в космосе, победа над смертью. В.С. Соловьев видит в нравственном одухотворении природы путь утверждения добра.

2. Этика жизни. В отечественной философской мысли существует направление, которое можно охарактеризовать как этику взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанную на религиозных и философских ценностях буддизма.

- быть вполне способным для врачебной деятельности,

- понимать свои обязанности,

- быть приятным для больных, не отталкивать их от себя своим обхо-

- быть старательным в делах,

3. Этика, как борьба со смертью (натуралистическое направление).

Это направление ориентируется на естественные науки, на биологию прежде всего. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью.

В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е. сферу, созданную человеческим разумом, воплощенным в науке и технике. Вопрос о биосфере – ключевой в рождении нового мышления, глобальной нравственности.

Таким образом, в русской мысли можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, и познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в России является стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс. Жизнь - это борьба со смертью и неорганизованностью природы, борьба за утверждение ноосферы, за торжество духа над материей, все это разные формулировки общего исходного принципа этики. В таблице 5 представлены проблемы медицины в контексте русской философской мысли.

Этика или, как еще ее можно назвать, философия морали, исследует проблемы добра и зла, а также нравственные взаимодействия между людьми. Она является одним из основных философских разделов.

Данный термин был образован от греческого слова ethos Аристотелем, что в переводе на русский язык означает характер или обычай.

Основные различия в разнообразных философских трактовках морали прежде всего определяются по расхождениям в понимании самого морального источника, некоего морального идеала, к которому человек обязан стремиться.

В зависимости от понимания источника морали определяют четыре типа теорий этики:

  • Натуралистические концепции, которые говорят о том, что источник морали идет из природы, а сама мораль является моментом развития биологических (природных) закономерностей;
  • Социологические концепции, в соответствии с которыми источник морали идет из общества, а сама она является элементом общественной организации, разновидностью социальной дисциплины;
  • Антропологические концепции, по которым мораль происходит из человеческой природы, является его неотъемлемым качеством;
  • Сверхнатуралистические концепции, в которых говорится о том, что мораль происходит из некоего трансцендентного источника, который находится вне пределов существования человека.

Основные этические теории

Среди основных этических теорий самые важные – это этика долга, этика добродетели и этика ценностей.

Аристотель разработал основные идеи этики добродетели. Под добродетелью он понимал такие личностные качества, которые способны помочь человеку контролировать возникающие в нем страсти. Когда человек действует в зависимости от своих добродетелей, человек обязательно является нравственным. Источник зла – это отсутствие или скудность добродетелей. Аристотель выделял следующие основные добродетели: рассудительность, мудрость, справедливость, мужество. Рассел позже предложил другой список: храбрость (умение постоять за свои убеждения), оптимизм и интеллигентность. Иные авторы отмечают среди добродетелей еще толерантность (терпимость к чужому мнению), разумность, справедливость, коммуникабельность, свободолюбие и др.

В соответствии с этикой ценностей, в мире существуют только относительное добро и относительные ценности. Их нужно учитывать для того, чтобы избежать этических химер. Самыми важными видами этого вида этики являются прагматизм и утилитаризм.

В соответствии с теорией прагматизма, которую развивали Ч. Пирс, Дж. Дьюи и У. Джемс, моральное благо – это достижение успеха, которое связано с решением определенных проблемных ситуаций. Прагматисты считают, что ценности – это результат деятельности человека и уверены в этом больше, чем утилитаристы.

Каждое из трех вышеназванных направлений в рамках философии этики имеет как достоинства, так и недостатки. К примеру, этика добродетелей сконцентрирована на том, чтобы понять моральный облик конкретной личности, этика долга превыше всего ценит общие законы морали, а этика ценностей исследует бытие человека в мире. Все три этих пункта актуальны на сегодняшний день.

Однако, объединение данных направлений и их сильных сторон, а также устранение недостатков все еще является неразрешимой проблемой. Все эти направления исключают друг друга, их нельзя собрать воедино в одну теорию. Таким образом, проблема этики иная – не соединить противоречащие друг другу теории вместе, а использовать каждую из них в той ситуации, которой она отвечает в наибольшей мере. В некоторых случаях самой эффективной будет этика добродетелей, в другой – этика долга, а в третьей – этика ценностей. Все эти направления гармонично дополняют друг друга.

Смело можно сказать о том, что в самой фундаментальной в моральной жизни является этика добродетелей. Однако это не значит, что нам следует отказаться от этики долга и ценностей как в теории, так и в реальности. Каждая из конкретных ситуаций всегда укажет, какой из трех подходов будет максимально рациональным и эффективным для того, чтобы разрешить возникший моральный конфликт.

  • отдельные люди (человек ↔ человек),
  • человек и общество (человек ↔ общество),
  • человек и природа, общественные объединения и группы людей (общественное объединение ↔ общественное объединение) и т.п.

Взаимосвязь этики, морали и нравственности

Рис. 1.1. Взаимосвязь этики, морали и нравственности

В европейской культуре, не говоря уже о мировой, множество этических учений, теорий и школ. Тем не менее, данное множество делится на две традиции или парадигмы, т.е. на два типа этических теорий. Они принимали в истории культуры разные формы и назывались по-разному. Первый тип — идеалистическая, или религиозная, или деонтологическая этика. Второй — этика натуралистическая, или прагматическая. Факт существования двух этических традиций не только отражает логику исторического развития этико-философской мысли, но и саму суть морально-нравственного сознания человека, который постоянно находится в ситуации свободного нравственного выбора не только того или иного поступка, но форм его этического осознания.

Натуралистическо-прагматический тип этических теорий

К натуралистическо-прагматическому типу этических теорий можно отнести цинизм и гедонизм в античности, учения о естественности человеческой природы, права, морали в Новое время (Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм), социал-дарвинизм, эволюционизм в этике XIX в. (Ч. Дарвин, Г. Спенсер), прагматизм, утилитаризм (И. Бентам, Дж. Ст. Милль), социобиологизм (З. Фрейд, Ф. Ницше и др.) и социоцентризм (О. Конт, К Маркс, Э. Дюркгейм и др.).

К представителям потребительской морали относился, например, Г. Спенсер. Он видел основной закон жизни в приспособлении живых существ к условиям среды. Этим, по его мнению, достигается не только сохранение индивида и рода, но и полнота жизни, т.е. максимум удовольствий, что и есть искомое счастье. Какое — правильное или неправильное — поведение сообразуется с достижением такого счастья, не имеет значения. Счастье — это высшее благо, максимум удовольствия для наибольшего числа людей. Моральные принципы так же, как и виды живущих существ, проходят через сито естественного отбора.


Рис. 1.2. Фридрих Ницше (1844—1900)

Для натуралистическо-прагматической традиции характерно признание приоритета биофизиологических потребностей и вытекающих из них естественных прав человека. При этом настораживающим фактом является то, что природные потребности, возведенные в ранг высших ценностей, становятся основанием выхода из природной естественности в режим искусственности. Именно это и происходит в либеральной биоэтике, отстаивающей право искусственно создавать детей, когда этого не дает природа; продолжать жить, даже когда природа забирает это право; умереть легко вопреки природным процессам; изменить пол и половые роли вопреки природе; уничтожить жизнь, когда она даруется природой.

Признание наличия связи либеральной биоэтики с натуралистическопрагматическим сознанием важно для нравственного самосознания медицинского сообщества, особенно учитывая опыт нацистской медицины, когда прагматические интересы нации и науки были поставлены во главу угла медицинской деятельности.

Ф. Ницше называет натуралистическо-прагматическую позицию имморализмом (от лат. im — не и moralis — нравственный), что свидетельствует, прежде всего, о принципиальных отличиях натуралистическо-прагматического и идеалистически-деонтологического типов морально-этического сознания.

Идеалистическо-деонтологическая этика — это второй в нашей классификации тип этических учений. К нему относятся этическая доктрина иудаизма, конфуцианства, этические воззрения Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, вся христианская традиция, к которой относятся И. Кант, И. Г. Фихте, Р. Г. Лотце, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер, Э. Гуссерль, М. Шелер, Н. Гартман, этические учения неотомистов, протестантская этика (Р. Бультман, П. Тиллих) и, наконец, русская религиозная философия, представленная в творчестве Ф. М. Достоевского, В. С. Со ловьева, С. П. Франка, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, В. Н. Лосского, П. А. Флоренского, В. И. Несмелова и др.

Для этого типа этических теорий опорой для принятия моральнонравственных решений является идеальная самодостаточная реальность морального закона. Данное суждение означает, что моральные нормы — это реальность, несводимая ни к человеческой природе, ни к практическому расчету, ни к экономической выгоде, ни к социальной целесообразности. Напротив, именно моральный закон задает направление и смысл не только нравственному поведению, но и человеческому существованию в целом. В зависимости от различий в понимании сущности морального закона данный тип этических учений может быть назван идеалистическим, или деонтологическим, или религиозным.

Для характеристики античной этики часто используют изречение Гераклита, согласно которому, поскольку человек есть человек, он обитает вблизи Бога. Этой обителью (этосом) и является этика, которая в своем истоке божественна, или, как выражается М. Хайдеггер, фундаментально онтологична.

Особое место среди учений религиозного типа занимает христианская этика. Она существует как многовековая традиция религиозно-этического толкования Откровения, начиная с творений Отцов Церкви, включая богословие Средних веков, Нового времени, вплоть до современного религиозного этического сознания.

Для медицинской культуры христианское этическое учение имело большое значение. Добротодеяние как заданная христианством смыслообразующая цель человеческого существования в мире последовательно реализовывалось в конкретной практической деятельности милосердия и врачевания. Врачебная традиционная профессиональная этика, как никакая другая форма прикладной этики, обнаруживала эту связь.

Таблица 1.1 Идеалистическо-деонтологическая и натуралистическо-прагматическая парадигмы этического сознания

Ранее мы неоднократно подходили к такой границе, когда ощущалась острая потребность в продолжении анализа, в совершении решающего усилия. Особенно показательна в этой связи социальная философия. Перейдя от принципа равенства к принципу свободы, а от него к принципу справедливости, можно констатировать, что ему недостает этической обостренности. Нам пора обратиться к этике, особой философской дисциплине. Именно она стремится найти ответы на, выразимся так, последние вопросы, в которых смысл человеческого бытия представлен в наиболее рафинированном виде.


Рис. 7.1. Две интерпретации статуса этики

Таблица 7.1. Основные концепции этики






Итак, перед нами восемь основных этических теорий. Нам предстоит оценить их достоинства и недостатки. Соответствующий анализ позволяет разбить их натри группы теорий, обладающих объединяющими их особенностями. Это, во-первых, этика Аристотеля, теологическая этика и этика Канта. Во-вторых, утилитаризм и прагматизм. В-третьих, универсальный прескриптивизм, дискурсивная этика и этика ответственности.

Этику Аристотеля и теологическую этику, равно как и этику Канта, отличает явная отстраненность от науки. В этом смысле они метафизичны по существу своему. В своей этике Аристотель руководствовался в основном обыденными представлениями о счастье и достоинстве человека. Строго говоря, этика добродетелей Аристотеля не знает подлинно научных концептов. По этой причине она бессильна способствовать решающим образом разрешению современных актуальных проблем. Представьте себе, что вы намерены разрешить актуальные проблемы, связанные с безработицей. От имени Аристотеля вы сможете посоветовать себе и другим людям контролировать свои страсти. В желании выявить суть безработицы вам придется обратиться непосредственно к тем теориям безработицы, которые фигурируют в экономике.

Призывы теологической этики формулируются от имени откровения. Вопрос об их соотношении с результатами научных исследований даже не ставится, ибо он считается излишним. Обратимся вновь к проблеме безработицы. Желая ее преодолеть, вы даже в мыслях не предполагаете убивать, лгать и воровать. Но вопрос о путях решения проблемы безработицы остается открытым. Теологическая этика не даст вам решающего критерия для его разрешения.

Несомненная заслуга Канта состоит в том, что он поставил вопрос о подлинно теоретическом характере этики. Имея это в виду, он поставил во главу ее некоторый принцип, а именно категорический императив. Требование же свободы рассматривалось Кантом в его контексте. Замысел Канта по приданию этике теоретического характера заслуживает одобрения, но, к сожалению, в его осуществлении он встретился с неопределимыми трудностями (не будем забывать, что он творил более 200 лет тому назад, т.е. в эпоху, когда общественные науки находились в зачаточном состоянии). В итоге он сбился на все те же этику добродетелей и теологическую этику.

Переходим к критическому анализу утилитаризма и прагматизма. На первый взгляд утилитаризм представляет собой довольно невзрачную теорию, которой недостает моральной возвышенности. Это впечатление обманчивое. Чтобы убедиться в этом, обратимся к главному принципу утилитаризма: максимизируйте общую сумму полезности (счастья). Появление критерия максимизации крайне актуально, ибо он предполагает количественное исчисление полезности. Как это делать, классики утилитаризма И. Бентам и Дж. Ст. Милль не знали. Но зато это знают современные ученые. В отличие от этики Канта утилитаризм ведет прямо в центр науки. По сравнению с этикой Канта в утилитаризме уменьшается метафизическая составляющая и увеличивается научная. Далеко не случайно среди классиков утилитаризма числится выдающийся экономист Дж. Ст. Милль. Не следует ли из вышеизложенного, что все экономисты являются утилитаристами? Не следует. Дело в том, что экономика, равно как и другие аксиологические науки, не сводятся к полезности.

Прагматизм представлен выше теорией Дж. Дьюи. Именно она, а не этика У. Джеймса или Ч. Пирса признается вершиной классического прагматизма. Мы предлагаем читателю еще раз прочитать текст, посвященный этике Дьюи, и убедиться в ее актуальности. Особенно хорош Дьюи в разработке концептов проблемности и ситуативности. Его этика очень тесно смыкается с политологией. По сути своей она еще более научна, чем утилитаризм. Но и утилитаризм, и прагматизм — это еще не метанауки, а всего лишь подступы к ней.

Бросается в глаза сходство универсального прескриптивизма Р. Хэара и дискурсивной этики Ю. Хабермаса. Оба ставят во главу угла языковую валентность этической теории. Речь идет о выработке этических концептов, принципов и ценностей в том числе. Разумеется, в ряде отношений указанные авторы расставляют акценты по-разному. Англичанина Хэара в основном интересует соотношение разума и свободы. Немец Хайдеггер больше занят рассмотрением соотношения разума и справедливости. Хэар хотя и критиковал утилитаризм, но оставался под его влиянием (сравните: следует поступать наилучшим для всех образом). Хабермас продолжает линию Канта, его занимает вопрос о первопринципе этики. На место категорического императива Канта он ставит принцип универсальности.

Решающее значение в жизнедеятельности людей имеет процесс принятия решения, избрание определенных вариантов (альтернатив) действий. Формально-количественный язык, необходимый для концептуального понимания процесса принятия решений, поставляет математическая дисциплина- исследование операций, разделами которой выступают, в частности, математическое программирование и теория игр. Теория принятия решений — это особая метанаучная дисциплина, развившаяся на стыке математики и прагматических наук.

Лицо, принимающее решение, непременно руководствуется некоторыми критериями, которые в общественных науках называют ценностями, а в технических — параметрами. Количественной мерой критериев являются оценки. Они всегда выступают показателями эффективности критериев. Не существует таких критериев, которым не были бы присущи количественные оценки. При исчислении оценок используются их определенные шкалы. Результат и эффективность действий людей определяются значением целевой функции. Это значение оптимизируется. Как правило, целевую функцию записывают таким образом, что ее оптимальное значение является максимальным по величине.

В условиях риска субъект выбирает среди альтернатив ту из них, для которой максимальна ожидаемая полезность. В условиях неопределенности максимизируется субъективно ожидаемая полезность. Для осмысления взаимоотношения лиц используется теория игр. Теория максимизации полезности в качестве осмысления решений людей и осуществляемых ими действий не имеет альтернативы. Ее концептуальная основательность и логическая стройность вызывают у абсолютного большинства исследователей, знакомых с нею не понаслышке, чувство восхищения. Теория принятия решений придала этике столь фундаментальный научный базис, каковым она ранее никогда не обладала.

Решающие новации случились всего три десятка лет тому назад. Наиболее органично они корреспондируют с этикой ответственности.

  • — На Ваш взгляд, утилитаризм и прагматизм в качестве этических систем близки к экономическим наукам. Не так ли ?
  • — Именно так.
  • — Но утилитаризму ведь явно недостает утонченности. Он какой-то приземленный, невозвышенный.
  • — Это поверхностное мнение. Утилитаризм возник в рамках английской культуры, которую мы часто недопонимаем.
  • — Я не согласен с Вами. В утилитаризме речь идет о получении наслаждений. Но наслаждения получают и животные. Чего-то утилитаризму явно недостает.
  • — Милль говорил, что в утилитаризме речь идет о наслаждениях, которые получают люди уровня Сократа. Но даже он недостаточно глубоко подчеркивал концептуальное содержание утилитаризма. Главное в нем — это концепт полезности. Именно этот концепт роднит утилитаризм с экономическими науками.
  • — А прагматизм тоже неплох? Разве его сторонники не заслуживают осуждения за свою прагматику ?
  • — Мы часто называем прагматиком эгоиста, человека, который игнорирует общественное благо. Все это не имеет прямого отношения к прагматизму как философскому направлению. Прагматик и прагматист — это не одно и то же.
  • — Справедливо ли утверждать, что прагматизм является характерной чертой американской культуры ?
  • — Да, это так. Впрочем, прагматизм характерен не только для американцев, но и, например, для китайцев и немцев.
  • — Вы, видимо, преувеличиваете достижения англосаксонской культуры.
  • — Не думаю. Я сторонник этики ответственности. А она близка всем современным наиболее развитым культурам, в том числе и отечественной.
  • 1. Этика — метанаука об эффективном поведении.
  • 2. Метафизическая этика не учитывает достижения наук.
  • 3. Научная этика есть метанаука по отношению ко всему корпусу прагматических дисциплин.
  • 4. Метафизическое начало особенно характерно для традиционных этических систем — например, этики Аристотеля, теологической этики и этики Канта.
  • 5. Утилитаризм и прагматизм проложили дорогу от метафизической этики к научной.
  • 6. Универсальный прескриптивизм Р. Хэара и дискурсивная этика Ю. Хабермаса ставят на первое место языковое содержание этики.
  • 7. Наиболее органично с успехами современных наук связана этика ответственности.
  • 8. В современном его понимании принцип ответственности выступает как призыв к творчеству. Субъект, во-первых, берет на себя задачу обеспечения желаемого будущего, во-вторых, стремится достигнуть наиболее эффективного результата.

Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:

Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости. В результате это может привести к так называемому само подтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь оборонятся от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно было неверным, немедленно подтверждается, Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.

Правильный ответ: одинаковые поступки свои и оппонента оценивают по-разному

Современная медицина и православие: 3.2. Типы этических теорий и формы биоэтики

3.2. Типы этических теорий и формы биоэтики

Идеалистическо-деонтологическая этика

Для этого типа этических теорий опорой для принятия морально- нравственных решений является идеальная самодостаточная реальность морального закона. Данное суждение означает, что моральные нормы — это реальность, несводимая ни к человеческой природе, ни к практическому расчету, ни к экономической выгоде, ни к социальной целесообразности. Напротив, именно моральный закон задает направление и смысл не только нравственному поведению, но и человеческому существованию в целом. В зависимости от различий в понимании сущности морального закона данный тип этических учений может быть назван идеалистическим, или деонтологическим, или религиозным.

Для характеристики античной этики часто используют изречение Гераклита, согласно которому, поскольку человек есть человек, он обитает вблизи Бога. Этой обителью (этосом) и является этика, которая в своем истоке божественна, или, как выражается М. Хайдеггер, фундаментально онтоло- гична.

Особое место среди учений религиозного типа занимает христианская этика. Она существует как многовековая традиция религиозно-этического толкования Откровения, начиная с творений Отцов Церкви, включая богословие Средних веков, Нового времени, вплоть до современного религиозного этического сознания.

Для медицинской культуры христианское этическое учение имело большое значение. Добротодеяние как заданная христианством смыслообразующая цель человеческого существования в мире последовательно реализовывалось в конкретной практической деятельности милосердия и врачевания. Врачебная традиционная профессиональная этика, как никакая другая форма прикладной этики, обнаруживала эту связь.

Для Канта, например, этим внутренним законом, т.е. высшей нравственной ценностью, является долг, подчинение которому и составляет собственно моральный поступок. Благодаря Канту слово деонтология (от греч. deon — долг, logos — закон, учение) становится синонимом нравственной философии. По Канту, отличие человека от любой другой живой твари в том, что он наделен способностью действовать не только но законам естества, но и по законам долга. Закон долга — это моральный закон, который гласит: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе, или не превращай другого человека в средство для реализации своих эгоистических целей.

Православие, в отличие от католицизма, не стремится просеивать современную медицинскую практику через сито библейских законов и заповедей. Это неизбежно сбивает на путь суда и осуждения людей. Согласно православной традиции главное не в том, чтобы судить человека по предписанным инструкциям, а в том, чтобы человек был совершенен. Существо христианства не должно подменяться формальным морализмом.

Неслучайно первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях.

Типологическая характеристика сосуществующих и принципиально различающихся этических традиций (табл. 1.1) дает необходимые ориентиры для того выбора правил и ценностей, который должен сделать каждый современный врач. Одним из оснований этого выбора является опора на историю и логику развития классической этики и ее связи с профессиональной медицинской этикой.

Идеалистическо-деонтологическая и натуралистическо-прагматическая парадигмы этического сознания

Читайте также: