Виды бюджета рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства – это документ. Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны. Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс.

В бюджетной системе Российской Федерации существуют три уровня бюджета:

  1. Федеральный бюджет (общегосударственный).
  2. Региональные бюджеты (бюджеты субъектов РФ).
  3. Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований – городов, сел, районных центров).

Роль кассы бюджета (того самого хранилища несметных богатств) играет государственное казначейство (в России – Федеральное казначейство).

Виды доходов и расходов государственного бюджета.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в казну в безвозмездном порядке согласно действующему законодательству.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

    (основная статья дохода);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами);
  • доходы от имущества, принадлежащего государству (например, акции предприятий);
  • доходы целевых бюджетных фондов (пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Расходы государственного бюджета – это финансовые вложения в обеспечение задач органов государственного и местного самоуправления. Виды расходов:

  1. Военные расходы.
  2. Экономические расходы.
  3. Социальные расходы (на социальные программы и нужды, например, пенсии и пособия).
  4. На внешнеполитическую деятельность (полет на самолете на заседание Совбеза ООН тоже не бесплатно обходится).
  5. На содержание аппарата управления (министрам тоже надо что-то кушать).

Объединение смет и бюджетов разного уровня заметно упрощается благодаря бюджетной классификации, то есть группировке доходов и расходов, а также источников финансирования. Этот вид классификации также помогает при анализе бюджетных статей, исполнении бюджета, выявлении возможного бюджетного профицита или дефицита. Эта классификация состоит из:

  • классификация доходов;
  • классификация расходов;
  • классификация источников финансирования;
  • классификация операций сектора управления.

Упорядоченная система сбора и регистрации информации бюджетных активов и обязательств называется бюджетным учетом, который находится в ведении министерства финансов.

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

В теории финансового права бюджет рассматривается в трех аспектах:

  • в материальном - как централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления;
  • в экономическом - как совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и муниципальных образований и выполнения функций органов власти и самоуправления;
  • в правовом (в ст. 11 БК РФ) - бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов и в форме муниципальных правовых актов.

Понятие бюджета

Бюджет - это способ функционирования механизма образования и расходования денежных средств, используемых для государственных нужд. Указанное состояние (функционирование) бюджета предполагает процесс реализации экономических и юридических законов во взаимосвязи, что также отражается на материальном аспекте бюджета. При этом только благодаря закону (праву) фонды денежных средств, финансовые ресурсы обладают способностью быть бюджетом.

Важным для понимания сущности бюджета являются следующие факты:

  1. Бюджет является необходимым условием существования и состоятельности суверенного государства и (или) публично-правового образования.
  2. Бюджет как форма образования и использования фондов денежных средств существует в течение определенного периода времени .
  3. Бюджет в качестве закона существует и по истечении указанного периода.

Функции бюджета:

  • перераспределительная (по отношению к национальному богатству);
  • прогностическая (бюджет - как форма финансовой деятельности публично-правового образования и имеющий обязательную силу финансовый план-прогноз публично-правового образования;
  • контрольная (заключается в том, что через регулирование направлений финансовых потоков государство контролирует те или иные сферы общественной жизни).

Виды бюджетов

  1. По принадлежности к тому или иному уровню бюджетной системы России:
    • федеральный;
    • субъектов Федерации;
    • местные.
  2. По сроку (периоду), на который принимается бюджет:
    • годовые;
    • многолетние (в т.ч. скользящие - составляется на несколько лет, ежегодно пересматривается и передвигается на 12 месяцев вперед );
    • дробные;
  3. По содержанию и цели принятия:
    • бюджет развития;
    • военный бюджет;
    • чрезвычайный бюджет (основанием принятия которого является введение чрезвычайного положения);
    • социальный бюджет;
    • другие;
  4. Экономические виды:
    • консолидированный бюджет - свод бюджетов уровня бюджетной системы на соответствующей территории;
    • национальный бюджет (государственный бюджет, а также доходы и расходы всех других звеньев финансовой системы);
    • бюджет-брутто и бюджет-нетто (чистый бюджет, не включает затраты на осуществление бюджетного процесса);
    • дефицитный и профицитный (расходы превышают доходы, и наоборот);
    • бюджет действующих и бюджет принимаемых обязательств.

В соответствии со ст. 6 БК РФ консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на той или иной территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Иными словами, консолидированный бюджет не принадлежит к уровню бюджетной системы России, а представляет собой учетные параметры, отражающие функционирование вышестоящих и нижестоящих бюджетов.

Значение бюджетов

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики.

Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправлениями. Иными словами, посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций государственной власти и местного самоуправления.

Категории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Сегодня мы поговорим о том, что такое бюджет в обобщенном толковании и немного подробней остановимся на бюджете организации и государства, рассмотрим основные принципы его формирования и виды.

Бюджет

Бюджет — это.

Те из вас, кто вынужден (или просто любит это делать) считать свои деньги, планировать расходы исходя из полученных (или предполагаемых) доходов, занимаются формированием бюджета.

Непростое это дело – выкроить необходимые суммы на удовлетворение тех или иных нужд. Людей, которые умудряются из небольшой зарплаты оплатить коммунальные расходы, купить своим детям самое необходимое и при этом не умереть с голоду, смело можно назвать грамотными финансовыми стратегами.

Вывод: бюджет – это расходы и доходы определенного субъекта (частного лица, организации или государства), сведенные в единую схему.

Что такое бюджет

В качестве субъекта, который формирует бюджет, могут выступать:

  1. отдельные люди (физические лица);
  2. семьи;
  3. организации (юридические лица);
  4. государства;
  5. прочие субъекты.

Бюджет это.

Мешок с деньгами

Структура бюджета

Любой бюджет состоит из 2 частей. Проанализируем, из каких средств они формируются.

  1. Доходная часть:
    1. внешние поступления – заемные средства (кредиты, займы, подарки и т.д.);
    2. внутренние доходы – денежные средства и другие материальные поступления, заработанные субъектом, формирующим бюджет.
    1. текущие расходы, необходимые в данный момент времени;
    2. капитальные расходы, вкладываемые в объекты долговременного использования.

    Бюджет формируется на определенный период времени: месяц, квартал, год, несколько лет.

    Что такое профицит и дефицит бюджета

    Оптимальный вариант состояния – это ситуация, при которой его доходная и расходная часть равны, это сбалансированный бюджет.

    Профицит и дефицит

    1. Если же расходная часть больше доходной, то говорят о дефиците бюджета.
    2. Если же доход превышает расход, то это профицит бюджета.

    Виды бюджетов

    Без формирования бюджета невозможна финансовая стабильность.

    Личный (семейный)

    Ведение семейного бюджета – это основа материального благополучия семьи.

    Безусловно, совокупный объем доходной части бюджета ячейки общества – наиболее важный пункт определения благосостояния. Но не менее важно и то, как оптимально распорядиться этими доходами.

    А все дело в том, что кто-то умеет рационально сформировать свой бюджет, а кто-то – нет.

    Какие цели преследуются при составлении семейного бюджета:

    Семейный бюджет может вестись различными способами, в зависимости от уклада конкретной семьи:

    Семейный бюджет

    Бюджет организации

    Как известно, основная цель любого коммерческого проекта (в том числе – деятельности компании, предприятия, организации и т.д.) – получение прибыли. Но стабильность ее получения зависит от грамотного планирования хозяйственной деятельности и правильного формирования бюджета.

    Бюджет предприятия – это план (смета), характеризующий структуру и объем доходов и расходов за определенный период. Бюджетное балансирование – это одна из важнейших функций управления компании.

    Бюджет компании подразделяется на несколько разновидностей, основным из которых является генеральный (основной). Это план работы предприятия в целом, на основании которого создается план доходов и убытков, план движения денежных средств.

    Генеральный бюджет, в свою очередь, подразделяется на следующие виды:

    Продажи

    1. операционный (текущий), формируется на основании продаж, затрат на производство и управленческие расходы;
    2. финансовый, создается на основании движения денежных средств и необходимых капитальных вложений.

    Бюджет государства

    Рассмотрим, что формирует доходную и расходную часть бюджета нашего государства в таблице ниже. Примечание: во всех странах наполнение бюджета и его расходование происходит по одинаковому принципу, различия могут быть только в конкретизации статей дохода и расхода.

    Доход и расход

    По усредненным данным, за последние несколько лет доходная часть бюджета РФ имеет следующую структуру:

    1. налоговые поступления – около 84 %;
    2. неналоговые – около 16 %.

    Исходя из экономической ситуации в стране и воздействия внешних факторов (войны, природные катаклизмы и прочий форс-мажор), сальдо государственного бюджета может быть в дефиците либо в профиците.

    Что может стать причиной дефицита государственного бюджета:

    1. локальные войны внутри государства и военные конфликты за его пределами;
    2. увеличение расходов на вооружение (модернизацию) в мирное время;
    3. неустойчивый курс национальной валюты; (застой в экономике) → снижение ВВП (валового внутреннего продукта) → сокращение налоговых поступлений (т.е. налоговой составляющей доходной части бюджета) при неизменном объеме расходов;
    4. увеличение расходной части государственного бюджета, иногда нецелесообразное или неэффективное расходование денежных средств. Например, чрезмерное финансирование управленческого аппарата, дотации убыточных отраслей производства;
    5. недостаточность объема доходной части. Такая ситуация нередка в нашей стране. Появление новых налогов или увеличение старых – единственная мера для наполнения этой статьи бюджета.

    Как это происходит? Чтобы ликвидировать дефицит денежных средств, государство занимает их у своих граждан (выпускает облигации государственного займа), берет кредит у других стран или проводит эмиссию (дополнительный выпуск денег).

    Очевидно, что любой из этих способов хоть и снимает остроту вопроса, но только на некоторое время.

    Поэтому кардинальное решение проблемы дефицита – это сбалансированное формирование государственного бюджета.

    Сначала правительство страны составляет проект бюджета, затем он утверждается Государственной думой и Федеральным Собранием (высшей законодательной властью страны). Именно эти органы ответственны за формирование сбалансированного государственного проекта.

    Государственный бюджет – это структура, состоящая из трех уровней:

    Структура

    Каждый из уровней бюджетной системы выполняет свое предназначение:

    1. федеральный – финансирует расходы по управлению государством;
    2. региональный – финансирует функционирование субъектов РФ (их промышленность, коммунальное хозяйство, транспорт, связь, социальную инфраструктуру);
    3. муниципальный – обеспечивает выполнение функций местного самоуправления.

    Краткое резюме

    Социальная и экономическая стабильность отдельно взятой семьи, предприятия и государства недостижима без грамотно сформированного бюджета. Поэтому бюджетирование – одно из наиболее значимых направлений в управлении любым проектом.

    Винни-пух

    Читайте наш блог, и все сложное станет намного проще.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (8)

    В семье траты бюджета куда более эффективны, чем у государства, ведь семья знает цену каждому заработанному рублю.

    Государство же действует порой крайне расточительно, выделяет большие средства не на образование, науку, культуру, медицину, а на армию.

    Потом родители больных детей вынуждены просить милостыню на федеральных каналах, граждане должны скинуться, чтоб ребёнка вылечили, а всё потому что деньги из бюджета на перевооружение пошли и государству на больных детей плевать.

    Игорь: интересы и заботы государства отличаются от того, что об этом думают отдельные люди. Все хотят чтобы им (людям) было лучше, но государство существует в окружении других государств, а мировой полиции пока не придумали .

    Поэтому, чтобы тебя не ограбили нужно иметь армию, флот, современное вооружение. Кто этого не имел в устрашающем для агрессора количестве жестоко поплатились (Ливия, Сирия, Ирак, Вьетнам, Корея).

    По поводу сбора денег на лечение детей согласен. Государство должно решать такие вопросы само. У нас должно быть министерство справедливости (например, базируясь на кадрах ОНФ), которое бы разруливало все казусные моменты имея на это полномочия и бюджет.

    Тратить надо всегда меньше, чем зарабатываешь. Казалось бы, все просто, но не все так могут жить!

    А какие у государства могут быть проблемы в плане настричь бабла? Не, ну реально, какие проблемы? Придумать новые налоги или повысить старые, придумать новые виды правонарушений и взимать штрафы.

    Мне больше знакомо понятие-семейный бюджет. Жить по средствам далеко не каждому дано. Я этим делом управляю и вроде все получается.

    Хорошо, когда у семьи есть возможность копить деньги, но ведь многие семьи находятся в крайне неустойчивом финансовом состоянии и им пришлось очень тяжело во время введённого локдауна.

    Кстати, в семейном бюджете, если покопаться, то можно много лишних трат найти, так что, если оптимизировать расходы, то на всё хватит.

    Думаю, что для более эффективных расходов государства, большая часть собранных налогов должна оставаться в регионах, ведь чем меньше хозяйство, тем проще разобраться, на что тратить деньги.


    Оглавление

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовое право. Часть I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    2. Бюджет: понятие и виды

    Бюджет — слово английского происхождения, которое означает мешок, саквояж. Когда палата общин в Англии в XVI–XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства.

    В России отсчет бюджетного регулирования доходов и расходов государства идет от бюджетной реформы 1862 г., именно тогда финансовый год был привязан к календарному году и вводилась ежегодная сводная роспись государственных доходов и расходов.

    В современных формах государственный бюджет сформировался к началу XIX в. Его признаки, определяющие правовой режим, следующие.

    1) Плановость росписи государственных доходов и расходов. Бюджет — это план государственных доходов и расходов на определенный период. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях развития. Долгое время государство не имело бюджета. Бюджет появляется тогда, когда государство в свою финансовую деятельность вводит плановое начало, т. е. составляет смету (роспись) доходов и расходов на определенный период. Таким периодом во многих государствах был избран 1 год, который получил название финансового. В РФ он совпадает с календарным, в ряде других стран — иные сроки в зависимости от времени платежеспособности налогоплательщиков (в США с 1 октября, в Японии — с 1 апреля, в Швеции — с 1 июля). Таким образом, бюджет — это план государственного хозяйства на финансовый год, представляющий предположительное исчисление всех доходов и расходов государства. Это план государственных доходов и расходов на финансовый год.

    Согласно БК РФ (ст. 12) финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. БК РФ (ст. 6) вводит два периода: финансовый год (текущий, очередной, отчетный) и плановый период — два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

    Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Бюджеты субъекта Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, местные бюджеты составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. Этот срок устанавливается в законе субъекта РФ и в правовом акте муниципального образования.

    БК РФ (ст. 14–16) определяет бюджет (федеральный, региональный, местный) как форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения государственных (местных) расходных обязательств.

    2) Бюджет — политический акт, облекаемый в форму закона. Тому подтверждение исторические корни происхождения бюджета. Англия была первой страной, где парламент добился от короля права утверждения всех государственных доходов и расходов на основании билля о правах 1689 г., подписанного королем Вильгельмом III. Этот билль связывают со становлением бюджетного права как права парламента утверждать и контролировать исполнение бюджета. В России точка отсчета бюджетного права связана с Правилами (от 8 марта 1906 г.) о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов Государственной Думой.

    По сути, бюджет — это вопрос о разграничении полномочий законодательной и исполнительной властей в области финансов. Правительство разрабатывает бюджет, обеспечивает его исполнение, а парламент утверждает его в форме закона и осуществляет парламентский контроль за его исполнением. Правительство обязано исполнять бюджет в строгом соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год, внесение изменений в бюджет требует согласования и одобрения парламента. По своей природе политический акт. Утверждение бюджета парламентом является выражением доверия правительству, отклонение проекта бюджета может служить основанием отставки правительства.

    БК РФ (ст. 11) устанавливает правовую форму бюджета в виде законов и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

    Бюджет — это план государственных (муниципальных) доходов и расходов на финансовый год (плановый период), принятый в форме закона.

    Виды бюджетов . В современной экономической и юридической литературе, бюджетном законодательстве упоминаются различные виды бюджетов.

    В зависимости от места в бюджетной системе различают федеральный бюджет, региональный бюджет (бюджет субъекта Федерации) и местный бюджет (бюджет муниципального образования). Федеральный и региональный бюджеты относятся к государственным бюджетам.

    Таким образом, консолидированный бюджет Российской Федерации образуют федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы страны (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов). Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Наконец, консолидированный бюджет муниципального района — бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

    Читайте также: