Вещества и явления в окружающем мире 5 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. В каких состояниях в природе могут находиться вещества?
Твёрдые, жидкие, газообразные.

2. Приведите примеры твердых, жидких и газообразных смесей. Назовите самую распространенную на планете газообразную смесь.

Жидкие смеси: уксусная вода(смесь уксуса и воды),твёрдые: смесь любых металлов, газообразные: кислород и азот.

3. Какие вещества называют чистыми?

ОСОБО ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА (ультрачистые вещества), содержат примеси в таком незначительном количестве, что они не влияют на основные специфические свойства веществ. Число и концентрация примесей в разных особо чистых веществах различны и определяются, с одной стороны, потребностями практики, а с другой - достижениями препаративной и аналитической химии. Так, особо чистые РЗЭ содержат обычно не более 10-1 ат. %, а германий-10-7 ат. % посторонних в-в. В ряде случаев необходимы особо чистые вещества с содержанием отдельных примесей до 10-10 ат. %. Иногда кол-во примесей характеризуют числом атомов данного вида в единице объема вещества.

4. Почему в промышленном производстве иногда требуется применение именно смесей, а не чистых веществ?

Потому что себестоимость некоторых чистых веществ очень высока. Сырой материал может быть непригодным по своим функциональным возможностям. В смеси либо реакции с другим веществом он может быть более полезным, поскольку его агрегатное состояние меняется. К тому же, у смесей срок хранения дольше. Примеси могут менять цвет, запах, форму, плотность исходного материала. Они способны изменить его качество. Для масштабных производств это является единственным способом выпускать качественную продукцию.

5. Чем сложные вещества отличаются от простых? Приведите примеры простых и сложных веществ.

Простые вещества состоят из атомов одного вида:H2 K Cl2 O3 Na Mg
Сложные вещества состоят из атомов разного вида H2O CO2 KOH HCl H2SO4

6. Почему разных веществ в природе во много раз больше, чем видов атомов?

Различных веществ в природе больше, чем количества химических элементов, потому что элементы - это строительный материал для конструирования разных веществ. Азот углерод и кислород образуют множество веществ: спирты, углеводы, жирные кислоты. При этом атомы располагаются в них особым образом и в разных количествах.

7. Чем физические явления отличаются от химических?

В физических явлениях не происходит образования нового вещества, происходит изменение его агрегатного состояния и т,д.
В химических явлениях происходит образование новых веществ.


Урок рассказывает о том, что, такое вещества, что они могут быть простыми и сложными, представленными в твёрдом, жидом или газообразном состояниях. Могут быть чистыми или в виде смесей. Знакомит с многообразием физических и химических явлений природы


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вещества и явления в окружающем мире"

Мир, который окружает человека, очень разнообразен. Он состоит из тел живой и неживой природы. Изучая строение Земли, вы тоже знакомились с телами ― это куски горных пород и минералов. Растения, животные, человек ― тоже тела.

А изделия состоят из веществ. Железо, стекло, соль, вода, полиэтилен ― это вещества. В настоящее время известно более 7 млн разных веществ, и каждый год люди синтезируют новые, ранее неизвестные.

В природе вещества находятся в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Например, вода может находиться в твёрдом, в жидком и газообразном состояниях.

В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Большинство окружающих нас тел состоят из твёрдых веществ. Это дома, машины, инструменты и другие.

Форму твёрдого тела можно изменить, но для этого необходимо приложить усилие. Например, чтобы согнуть гвоздь, нужно приложить довольно большое усилие. Твёрдые тела имеют собственную форму и объём.

В отличие от твёрдых тел жидкости легко меняют свою форму. Например, они принимают форму сосуда, в котором находятся.

Молоко, наполняющее бутылку, имеет форму бутылки. Налитое же в стакан, оно принимает форму стакана. Но, изменяя форму, жидкость сохраняет свой объём.

В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму — форму шара. Это, например, капли дождя или капли, на которые разбивается струя жидкости.

Воздух, которым мы дышим, является газообразным веществом, или газом. Поскольку большинство газов бесцветны и прозрачны, то они невидны.

Присутствие воздуха можно почувствовать, например, стоя у движущегося поезда, открытого окна. Его наличие в окружающем пространстве можно ощутить, если в комнате сквозняк, а также доказать с помощью простых опытов.

Например, если стакан перевернуть вверх дном и попытаться опустить его в воду, то вода в стакан не войдёт, поскольку он заполнен воздухом.

Эти и многие другие примеры и опыты подтверждают, что в окружающем пространстве имеется воздух.

Газы легко изменяют свой объём. Например, когда мы сжимаем мячик, то тем самым меняем объём воздуха, наполняющего мяч.

Газ, помещённый в закрытый сосуд, занимает весь его целиком. Нельзя газом заполнить половину бутылки так, как это можно сделать жидкостью. Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объём.

Все вещества разделяют на простые и сложные. Для того чтобы ответить на вопрос, чем они отличаются, нужно знать особенности строения вещества.

В настоящее время известно, что все вещества состоят из мельчайших частиц: молекул и атомов. Они так малы, что увидеть их невооружённым глазом невозможно. Молекулы ― это частицы, состоящие из атомов.


Атомы одного вида называют элементами. В одной молекуле может быть два, три и даже сотни и тысячи атомов.

Изучая строение атомов, учёные установили, что они отличаются друг от друга, то есть в природе существуют разные виды атомов: один вид ― атомы кислорода, другой ― атомы углерода и так далее. Современной науке известно 111 видов атомов (элементов). Соединяясь между собой в различных комбинациях, они образуют то многообразие веществ, которое существует в природе.

Таким образом, если в состав веществ входят атомы одного вида, то такие вещества называют простыми. Это хорошо известные вам металлы (например, железо, медь, золото, серебро) и неметаллы (например, сера, фосфор, кремний, мышьяк и многие другие).

Все вещества являются либо чистыми, либо смесями. Чистые вещества состоят из частиц одного вида, а смеси — из частиц разного вида.

Медь состоит только из атомов меди, а цинк состоит только из атомов цинка. Значит, медь и цинк — это чистые вещества. Следует иметь в виду, что идеально чистых веществ не существует, поскольку ни одно из веществ невозможно полностью очистить от содержащихся в нём примесей.

Например, вода считается практически чистой, если образец жидкости не имеет цвета, вкуса и запаха, замерзает при температуре 0 °С, кипит при температуре +100 °С, имеет плотность 1000 кг/м³ при температуре +4 °С и практически не проводит электрический ток.

В большинстве случаев вещества встречаются в виде смесей. Иногда это хорошо заметно даже невооружённым глазом. Например, глядя на кусочек гранита, можно увидеть, что он состоит из смеси веществ: кварца, слюды и полевого шпата, а вот в однородном на вид молоке только под микроскопом можно различить капельки жира и белки, плавающие в жидкости (воде).

В смеси каждое вещество сохраняет свои свойства. Зная эти свойства, смеси можно разделять на составные части.

Многообразие явлений природы.

Окружающий нас мир постоянно изменяется в результате различных явлений. Например, с повышением температуры происходит испарение воды. Испарение — это явление. Благодаря наличию кислорода в воздухе происходит горение. Горение ― тоже явление.

Гремит гром, сверкает молния. Гром — это звуковое явление в атмосфере, которое сопровождается разрядами молний.

Интересно, что можно определить расстояние, на котором находится гроза от нас. Для этого необходимо взять скорость звука и умножить её на время, которое происходит между ударом грома и вспышкой молнии (как правило, речь идёт о нескольких секундах, например, 5 секунд). В результате мы получим определённую цифру, которая и будет означать удалённость (в метрах). Конечно же, цифра эта будет примерной, поскольку скорость звука может сильно изменяться, например, при повышении или понижении температуры. Кстати, в большинстве случаев человек может слышать гром на расстоянии до 20 км.

Что общего между всеми явлениями и чем они отличаются? Проведём небольшое исследование.

Вы видите, что при нагревании форма тела (кусочка льда) изменилась, однако состав вещества (воды) остался прежним.

При прокаливании медной пластинки образовалось новое вещество ― оксид меди. Проведённые опыты показывают, что в одних случаях происходит образование новых веществ, в других ― нет.

На основании этого признака различают физические и химические явления.

К физическим явлениям относятся распространение запаха в воздухе, свечение раскалённых металлов, прохождение электрического тока по металлической проволоке, растворение сахара в воде, выделение соли из раствора при выпаривании. В этих процессах вещества не изменяют состав и строение.

Физические явления бывают: тепловыми, механическими, световыми, звуковыми, оптическими, электрическими и другими.

Тепловые явления связаны с изменением температуры тел и возникающими вследствие этого изменениями их физического состояния. Так, тела способны нагреваться и охлаждаться.

Некоторые при этом плавятся (как воск свечи при её горении), другие испаряются (вода при нагревании), третьи переходят из жидкого в твёрдое состояние (например, вода превращается в лёд).

При нагревании длина и объём тел увеличиваются, а при охлаждении ― уменьшаются. Это явление необходимо учитывать в строительстве и промышленном производстве.

Например, при прокладке железнодорожных путей на стыках рельсов оставляют небольшие промежутки, поэтому при нагревании и удлинении рельса путь не разрушается.

К механическим физическим явлениям относятся различные движения и взаимодействия тел, например: автомобили могут набирать скорость (ускоряться), человек может идти, мяч ― сталкиваться с поверхностью Земли и отскакивать, планеты двигаться по орбитам вокруг звёзд.

Световые явления связаны с особенностями светового луча.

Например, прямолинейность его распространения объясняет образование теней.

Способность света отражаться от тел, на которые он падает, даёт нам возможность видеть их.

К звуковым относят явления, связанные с распространением звука в различных средах, поведением звуковых волн при столкновении с препятствиями, и другие явления, связанные со звуком.

Что такое эхо? Звуковое эхо — это отражённый звук. Эхо обусловлено тем, что звуковые волны могут отражаться твёрдыми поверхностями.

Животные используют эхолокацию для ориентации в пространстве и для определения местоположения объектов вокруг, в основном при помощи высокочастотных звуковых сигналов.

Теперь рассмотрим химические явления.

К химическим явлениям относится, например, образование в зелёных листьях растений крахмала и кислорода из углекислого газа и воды.


По-другому такие явления называют химическими превращениями или химическими реакциями. В результате таких реакций образуются новые вещества, которые отличаются от исходных по ряду признаков.

Некоторые химические реакции протекают очень медленно, и мы их не замечаем, они длятся миллиарды лет. Например, твёрдый камень горных пород ― известняк ― под действием воды и углекислого газа разрушается и превращается в другие вещества. Вода вымывает их ― так в горах образуются пустоты, пещеры.

Другие реакции происходят очень быстро (например, горение). Так, сгорает топливо в газовой горелке. При горении выделяется много тепла и света.

При гниении тоже выделяется тепло, но оно рассеивается в окружающем пространстве. Это тепло мы обычно не замечаем, но учитывать его должны.

Например, неправильно сложенный стог сена, нарушенные условия хранения соломы приводят к развитию процесса гниения. Это может вызвать даже самовозгорание материала.

Итак, сегодня на уроке вы узнали, что такое вещества. Узнали о том, что они могут быть простыми и сложными, представлены в твёрдом, жидом или газообразном состояниях. Могут быть чистыми или в виде смесей.

Также сегодня на уроке вы познакомились с многообразием физических и химических явлений природы.

Цель: создание условий обучающимся на уроке для усвоения новых устойчивых знаний о веществах и телах, активизация учебной и мыслительной деятельности по изучении нового материала.

Образовательные – сформировать понятие о веществе, их свойствах, познакомить с физическими и химическими явлениями, показать многообразие явлений природы.

Развивающие – развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, выполнять опыты, наблюдать, оформлять наблюдения в виде таблиц, схем.

Воспитательные – содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, в группах умение выстраивать ответы в логической последовательности

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления знаний

Методы : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения : индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Используемые технологии : Исследовательская технология , проблемного обучения

Бланки с заданиями для работы в группах, в парах

Демонстрационный материал (линейка, гвоздь, медная, стеклянная чашка, линейка).

Предметные: учащиеся имеют представление о веществах и телах, явлениях, их использовании для человека.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения, фиксировать и оформлять их результаты, формирование исследовательских навыков.

Личностные: Формирование ответственного отношения к обучению.

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Структурирование и обобщение полученных знаний, приобретение навыков их использования. Формируется любовь и бережное отношение к родной природе.

Должны уметь: самостоятельно определять цель и задачи урока, определить и назвать тему урока.

ставить учебную задачу; составлять план выполнения учебной задачи; прогнозировать, и контролировать, свою деятельность; оценивать и корректировать свои знания, доделывать до конца начатое задание, исправлять ошибки самостоятельно, составлять в группе план решения проблемы; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

должны уметь: проводить простейшие наблюдения, опыты; выявлять причины и следствия простых явлений; овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; систематизировать , анализировать, сравнивать и обобщать разные виды информации; преобразовывать информацию из одного вида в другой (создание таблиц в тексте, схем, тестов, кроссвордов и пр.); уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

должны уметь: развивать способность слушать собеседника и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем; отстаивать свою точку зрения; сотрудничать с участниками учебного процесса; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе определять общие цели, распределять роли; проявлять интерес к исследовательской деятельности.

С каменного века человек изучал окружающую среду. Знания о природе постепенно накапливались, их становилось всё больше. Люди пытались разгадать все загадки, окружающего их мира. Со временем знания начали делить на определённые группы, появились отдельные науки. Учёные исследовали Землю, явления, вещества, растения и животных и другие области.

Тела.jpg

Явления.jpg

Науки о природе.jpg

Роль естественных наук в жизни человека велика. Они необходимы инженерам, строителям, врачам и людям других профессий.

Читайте также: