Веротерпимость в эпоху просвещения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: урок общеметодологической направленности; мультимедиа-урок.

Цель и значение темы: формирование мировоззрения учащихся, усвоение его ключевых идей, способствующих пониманию исторических процессов; показать преемственность общественных идей и развитие духовной культуры в целом.

Планируемые результаты

Основные понятия, термины, даты, персоналии: эпоха Возрождения, гуманизм, Просвещение; Томас Гоббс, Джон Локк, Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дидро.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

Учитель: Какие изменения произошли в сознании людей в XV-XVI веках?

Что угнетало творчески одаренных людей?

Что такое гуманизм, гуманное общество?

Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль и сегодня мы будем говорить об исторической преемственности эпох и о начале эпохи Просвещения.

2. Изучение новой темы

План:

I. Эпоха Просвещения

II. Новый взгляд на человека и общество

III. Веротерпимость и космополитизм

IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения

I. Эпоха Просвещения

Работа с понятием.

Учитель: Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль.

Вопрос. Какие изменения произошли в жизни Европейских государств в эпоху Нового времени? Работа по материалам параграфа 1 и вопросам 1,4,5, которые были в качестве домашнего задания.

Учитель: В результате в европейском обществе утвердилась уверенность, что познать окружающий мир человеку помогает разум. Так началась эпоха Просвещения.

Учитель: Ребята, сформулируйте суть понятия и запишите его в тетрадь.

Просвещение - идейное течение XVIII века, которое указывало на решающую роль разума и науки в познании не только природы, но и общества.

II. Новый взгляд на человека и общество

Работа с материалом параграфа, слайдами презентации и заполнение таблицы.

1. Английские просветители

Основные идеи учения

Томас Гоббс
1578 -1679 гг.

Джон Локк
1632 -1704 гг.

Человек обладает естественными, прирожденными правами на жизнь, свободу и собственность.
В естественном состоянии общества господствует свобода и равенство, но ради безопасности общества человек передает часть своей власти государству.
Идеальная форма государства - конституционная, ограниченная монархия

2. Французские просветители

Основные идеи учения

Шарль Луи де Монтескьё
1689-1755 гг.

Для разных обществ хороши разные законы с учетом размеров страны, количества населения, климата, традиций.
Основные идеи:
- разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную власть.
- свобода - право делать то, что разрешено законом
- вместо абсолютной монархии конституционная монархия

Вольтер
Франсув Мари Аруэ
1694-1778 гг.

Жан-Жак Руссо
1712-1778 гг.

Право принимать закону принадлежит народу. Власть возникает из общего согласия.
Народ - источник власти.
Идеал общественного устройства - республика.
Источник неравенства - частная собственность.

3. Шотландский экономист и философ - Адам Смит, 1723-1790 годы

  • богатство создается трудом в процессе производства;
  • разделение труда - важнейший фактор повышения производительности и увеличения общественного богатства.

Задание: Ребята, на основе таблицы и изученного материала выделите отличительные особенности эпохи Просвещения и запишите их в тетрадь:

  • освобождение от религиозного фанатизма и невежества;
  • повышения уровня грамотности, образования, развитие естественных и точных наук;
  • осуждение феодального режима и борьба с тиранией;
  • разработка идеи правового государства.

III. Веротерпимость и космополитизм

Учитель: Научная революция возродила античную идею прогресса. Однако прогресс возможен только тогда, когда он свободен. Еще одной чертой Просвещения стала секуляризация

Задание: Найдите в учебнике на странице 27 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.

Учитель: Просвещение отличалось в разных странах - оно имело свои традиции, проблемы. Однако при всех различиях Просвещения его самые яркие представители были признаны во всей Европе. Это привело к возникновениюкосмополитизма.

Задание: Найдите в учебнике на странице 29 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.

IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения

Задание: Ребята, сравните две эпохи, о которых мы говорили и определите, какие произошли различи в восприятии ключевых понятий.

Понятие свобода

Понятие равенство

Понятие собственность

Традиционное общество
(Средневековье)

Отношения в обществе подразумевают господство и подчинение. Идея свободы подменяется идеей верности и служения

Равенство возможно только внутри сословий или корпораций

Собственность воспринималась как богатство

Индустриальное общество
(Новое время)
Эпоха Просвещения

Все подчиняются единым законом не зависимо от знатности и происхождения

Нет сословий и привилегий, перед законом все равны

Собственность как средство к существованию, право каждого распоряжаться плодами своего труда

Эпоха Просвещения – это целый век разума, интеллектуального и духовного движения в Европе в XVIII в., рождение идеи о том, что улучшить общество можно только с помощью рациональных преобразований. Просвещение основано на гуманизме Возрождения, отказе от религиозного взгляда на мир. Последователи идей Просвещения считали, что единственным критерием познания окружающего мира и человека в нём является разум, а свободомыслие – необходимое условие для поиска истины.

История

Д. Локк и его последователи ввели основные понятия нового учения. Естественное право основывалось на правах человека, которые были названы главными: неприкосновенность личности и собственности, свобода, равенство. Государство должно было обеспечивать охрану этих прав. Началом естественной религии, по мнению просветителей, должен был стать деизм (учение, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее дальнейшее Его вмешательство в события).

Таким образом, идеи Просвещения, возникшие в Англии в конце XVII- начале XVIII вв., постепенно захватили всю Европу. Но в разных странах они приобретали национальный характер и иногда даже противоречили друг другу.

Французское Просвещение

Так мощное интеллектуальное движение просветительства изменило социальную и этическую жизнь Европы и Америки, подтолкнуло к борьбе против колониального гнета, способствовало отмене рабства, начало движение за права человека, снизило авторитет аристократии и религии.

Российское Просвещение

Идеология Просвещения в России наиболее проявила себя во второй половине XVIII в. Именно в это время в стране появились первые университеты, музеи, театры, открывались библиотеки, формировалась свободная пресса.

Известно, что самый большой вклад в российское Просвещение внесла Екатерина Великая, активно поддерживавшая и развивавшая науку, образование и искусство.

Но российское Просвещение имело свои особенности. Это касается, например, отношения к либеральным идеям – Россия их не только не приняла, но даже относилась к ним крайне враждебно: бо́льшая часть дворянства была против отмены крепостного права. Однако Пугачёвское восстание (1773-1775) и последовавшая за ним Великая французская революция (1789-1799) сильно повлияли на дальнейший ход событий и развитие российского общества. Началась внутренняя дискуссия между представителями интеллектуальной элиты, что привело к образованию западников и славянофилов.

Раннее русское Просвещение

Пётр I первым воспринял идеи Просвещения. Он создавал школы для лиц духовного звания, а дворян отправлял учиться за границу. В России также организовывал школы по западному образцу – таковой является, например, навигацкая школа в Москве, которая готовила кадры для русского флота.

Посещая Европу, Пётр I приглашал в Россию учёных, мастеров искусства и архитектуры, помогал и отечественным талантливым зодчим.

Эпоха Екатерины Великой

Но через некоторое время Екатерина II стала проводить политику контрпросвещения: Пугачёвское восстание и другие события показали, что идеи Просвещения оказывают сильное влияние на политическую жизнь страны. Заключались в тюрьмы за вольнодумство известные деятели культуры, А. Радищев был сослан на каторгу, его книги сожгли и запретили, как и труды Вольтера.

Екатерина Великая предпочитала не барокко, а другой главный стиль эпохи Просвещения – классицизм, в этом стиле и создавалась архитектура Петербурга, представленная работами Росси, Кваренги, Баженова, Казакова и др. выдающихся мастеров.

Расцвет искусств в эпоху Просвещения

Русское изобразительное искусство эпохи Просвещения достигло высокого уровня. Некоторые художники учились за границей (И. Никитин, А. Матвеев), другие, приглашенные из-за границы, создавали русскую школу живописи. Работы художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова являют собой расцвет искусства Просвещения.

Бурно начала развиваться и русская классическая музыка, известностью пользовался скрипач Иван Хандошкин. Екатерина II своих лучших композиторов отправляла учиться за границу (Березовского, Бортнянского).

Позднее русское Просвещение

В годы правления Павла I (1796-1801) расцвел талант баснописца Ивана Крылова.

Александр I уже видел, что в дворянской среде формируется либеральное крыло и опасался их противостояния с абсолютизмом, поэтому разработал программу политических реформ. Россия осталась единственной страной в Европе, где существовало крепостное право. Он создал Негласный комитет, который возглавил М. Сперанский. Программа этих реформ была проведена лишь при Александре II.

Значение идей Просвещения

Либерализм во многом берёт своё начало из эпохи Просвещения. Идеи Просвещения также являются основой политических свобод и демократии, толерантности, рыночных отношений, капитализма.

Но во второй половине XX в. идеи Просвещения стали несколько переоцениваться, в них нашли недостатки, нереалистическую оценку и романтизацию её деятелей. Но… время покажет и всё расставит по своим местам.

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ — признание за каждым гражданином права исповедовать любую религию, терпимое отношение к религиозному инакомыслию. Веротерпимость является исторически ранним проявлением толерантности, умения признавать и уважать чужую точку зрения. Она может иметь избирательный характер и распространяться не на все, а только на некоторые религии, тогда как по отношению к другим, а также по отношению к атеизму или иным формам не-религиозного сознания будет сохранять нетерпимость. В языческих культурах, когда каждый народ поклонялся “своим” богам, сферой проявления веротерпимости было отношение к “чужим” богам. Примером такой веротерпимости в античном мире может служить Римская империя, в которой по политическим соображениям государство позволяло покоренным народам сохранять свои культы (и даже не препятствовало их распространению), хотя возникавшее христианство оставалось исключением из этого правила и, опять-таки по политическим мотивам, было религией запрещенной. Миланский эдикт 313 г. распространил принцип терпимости, которой пользовались старые культы, и на христианство. Однако стремление обеспечить единство распадающейся империи с помощью единой и для всех подданных обязательной христианской религии вскоре приволок запрещению языческих культов. Христианские схизматики и еретики также стали преследоваться законом. Абсолютистские притязания христианской церкви основывались на представлении, что истинной может быть только одна вера, что всякое отступление от того, чему учит церковь, ересь и безбожие, делают спасение души невозможным. Христианскому средневековью идея веротерпимости была чужда. Союз “алтаря и трона” означал, что ересь должна рассматриваться как государственное преступление. Преследования религиозного инакомыслия со стороны светских и церковных властей в свою очередь разжигали фанатизм среди гонимых за веру, сеяли религиозную рознь и нетерпимость.

К идее веротерпимости христианство вернулось в эпоху Реформации. Борьбу за церковные преобразования реформаторы вели под лозунгом религиозной свободы, права личности на религиозное самоопределение. М. Лютер отверг мысль о ереси как “убийстве души” и лишил оправдания принуждение в делах веры, насилие над совестью. Однако содержавшийся в христианстве исходный пункт идеи веротерпимости, а именно: возвещенная в Новом Завете заповедь любви к ближнему, даже к врагу, в историке-политическом пространстве не дала всходов. Со временем даже сами реформаторы вернулись к принуждению в делах веры. Не только Ж. Кальвин, но также Лютер и Ф. Меланхтон в последний период своей деятельности требовали от светской власти казни еретиков и вольнодумцев, которых обвиняли в богохульстве. Защита веротерпимости к исходу Реформации осталась делом гонимых за веру и имела на пороге Нового времени антиклерикальный характер. Особую актуальность она приобрела в Европе в связи с религиозными войнами 16—17 вв., с жестокостями католических и протестантских инквизиторов. В “Письмах о веротерпимости” (1689) Д. Локк обосновывал необходимость полного разделения государства и церкви: гражданские и политические права не должны зависеть от принадлежности человека к той или иной церкви (правда, Локк еще не распространял этот принцип на католиков и атеистов). Религия как частное дело человека была отнесена к той сфере его жизни, где он самостоятелен и наделен от рождения “естественными правами”, на которые не вправе посягать власти.

Современное понятие веротерпимости коренится в представлениях Просвещения 18 в., провозгласившего идею толерантности (Ф. М. Вольтер, опубликовавший в 1763 свой трактат о толерантности, французские энциклопедисты, круг Д. Дидро и Д'Аламбера, Лессинг в Германии и др.): после веков духовной несвободы, подчинения разума вере человек осознает свою автономию в качестве мыслящего и действующего существа. Просвещение одержало победу над клерикализмом, что обозначило начало Нового времени, того цивилизационного процесса, завершением и результатом которого является наша современность. Веротерпимость означает теперь, признание права каждого человека свободно выбирать и высказывать свои убеждения. Духовная свобода основывается на признании существования Другого, умении слышать и воспринимать чужое, отличное от собственного мнение; на освобождении от слепого следования авторитету, безусловного подчинения традиции. В этом смысле веротерпимость является одной из предпосылок духовного освобождения личности, а в политическом плане — плюралистического демократического общества. Фактически, как в истории, так и в современном обществе веротерпимость осуществляется лишь ограниченным образом. В 20 в. наблюдался весь спектр возможных отношений к религии со стороны государства или общества, а также отношений между религиями: от религиозной нетерпимости, обусловленной межрелигиозными, политическими, идеологическими конфликтами, до ограниченной и относительной веротерпимости в тех многоконфессиональных обществах, где существует де-юре или де-факто государственная религия, и до религиозной свободы в демократических обществах, в ситуации религиозного плюрализма, порождающей такой феномен, как “гражданская религия”. Существо этого феномена заключается в том, что государство и общество (напр., в США) поддерживают, считая их полезными, основные религиозные принципы (веру в бога, в бессмертие души, провидение), не связывая их с какими-либо конкретными церквами и историческими формами религии и практикуя религиозную терпимость. Веротерпимость подвергается теологической (со стороны фундаменталистов) и философской критике (Ницше, Маркузе). Эта критика способствует пониманию того, что веротерпимость, и терпимость в более широком плане, не может быть самоцелью. Однако, она не может опровергнуть того, что толерантность является условием сосуществования и взаимопонимания в мире, разделенном многочисленными социальными, культурными, религиозными перегородками. По словам Гёте, толерантность должна быть, собственно, только предваряющей посылкой, ведущей к взаимопризнанию.

Лит.: Вульфиус А. Г. Очерки по истории идеи веротерпимости-и религиозной свободы в XVIII веке. СПб., 1911; Schulte U. (Hrsg.). Toleranz, Die Krise der demokratischen Tugend. Hamb., 1974.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

В XVIII в. впервые за последнее тысячелетие образованные люди были столь единодушно согласны в том, что все беды от невежества, а знание — это благо. Это убеждение высказывалось постоянно, независимо от национальности и языка авторов, и подкреплялось одним и тем же сравнением: поток солнечного света торжествующе пробивается через чёрные тучи и рассеивает их. Свет символизировал добро, знание, разум, а тьма — зло и невежество.

Отсюда и возникло понятие Просвещение, обозначавшее особую культурную эпоху, проходившую под знаком свободы и всевластия разума. Появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить. Веком Просвещения обычно считается период конца XVII — конца XVIII в. (до Французской революции).

В годы научной революции учёные стали выяснять, по каким законам живёт природа. И уже тогда возникла мысль о том, что если человек — это часть природы, а общество — творение человека, то и они подчиняются чётким законам, которые остаётся только выявить. Причём если природа живёт по своим законам, того не осознавая, то человек обладает свободой воли и, не зная этих законов, нарушает их. Этим и объясняли то, что и природе царит гармония, которой нет в обществе, где свирепствуют голод и войны, где приходится сталкиваться со злом, невежеством, нищетой.

Одной из главных задач деятелей века Просвещения становится именно изучение общества, а целью — понять, какие загоны им управляют. Только поняв эти законы, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Просветить государей, показать им, как они должны управлять своими подданными. Просветить, образовать народ, поскольку чем более народ просвещён, тем более он независим от чужих суждений, тем лучше он понимает и собственное благо, и то, как устроено общество.

Просвещение — это не только созидание, но и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Необходимо всё подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.

Новый взгляд на человека и общество

Для Локка важно иное. В естественном состоянии господствуют свобода и равенство. Но ради безопасности и сохранения собственности человек передаёт ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства. Он меняет одну свободу на другую, поскольку естественная свобода заменяется свободой человека в обществе. Если раньше он подчинялся только закону природы, то теперь он готов подчиняться законодательной власти, созданной по всеобщему согласию.

Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за запитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство пред законом, который принимают по согласию большинства.

Согласно идеям Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.

На примере учения Руссо можно проследить и радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании пocpeдством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым действиям.

Веротерпимость

Научная революция возродила античную идею прогресса (от лат. progressus — движение вперёд, успех) разума, который приумножает человеческие знания, заставляет природу выдавать свои тайны и тем самым увеличивает власть над ней человека. Именно прогресс разума обеспечивает прогресс общества: оно становится всё лучше именно по мере того, как становится всё более и более просвещённым.

Просветители отстаивали идею о том, что вера — личное дело каждого, государство не должно её навязывать. Теперь был уже лишь один шаг до отделения церкви от государства. Этот процесс начнёт повсеместно происходить с конца XVIII в.

Космополитизм

Просвещение отличалось в разных европейских странах – они имели свои традиции и проблемы Гоббс и Локк писали под впечатлением от Английской революции XVII в. и ожесточённых религиозных конфликтов, французов волновали вопросы законности и границ власти, ограничения монархии и проведения реформ, в которых нуждалось государство. В германских землях просвещение началось позже, оно во многом развивалось в общем русле, как видно из творчества Иммануила Канта (1724–1804). Его особенностью стало то, что немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы.

Став реакцией на возведение в XVII в. новых национальных, языковых и религиозных преград между государствами, космополитизм утверждал братство, основанное на едином для всех народов естественном праве, создавал интеллектуальное пространство без границ. Переписка, путешествия, дружеские контакты, музыка и опера, научные и религиозные сообщества, развитие международной торговли — всё это покрывало Европу густой сетью культурных и экономических связей. В то же время ещё больше закреплялось культурное влияние Франции, проявлявшееся уже в XVII в.: ориентиром становятся французские литература и искусство, мода, правила поведения.

Уже тогда планы единой Европы включали в себя признания естественного равенства всех европейских народов, их права на свой выбор (т. е. фактически на самоопределение), принципа невмешательства во внутренние дела соседних государств. В трактате можно найти даже предложение об унификации политических систем. И главная цель этих преобразований — достижение всеобщего мира.

Развитие науки в XVIII в.

Научная революция в начале XVI столетия заканчивается, до XIX в. столь впечатляющей череда открытий, изменяющих мир, уже не будет. Тем не менее те процессы, которые происходили в европейской науке в век Просвещения, были весьма важными.

Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и учёных, заниматься многими науками. Одновременно оказывается затруднительно в силу большого объема накопленных специальных знаний. Собирать материал для наследований становится модным: учёные и просто состоятельные люди увлекаются составлением коллекций окаменелостей, гербариев, в которых были собраны в том числе и растения из экзотических стран. Возникают и крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт-Петербург), к концу века открывается для посетителей королевское собрание в Лувре (Париж).

Появляются всё новые и новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках), начинают активно ставиться опыты электричеством. Всё это создавало предпосылки для нового взлёта европейской научной мысли в следующем столетии.

В эпоху Просвещения учёные искали ответы на вопросы о том, по каким законам живёт общество и что нужно сделать, чтобы оно достигло процветания . Философы критиковали устоявшиеся традиции, полагая, что все их необходимо поверять одним инструментом — собственным разумом .

Читайте также: