Верховный суд рк кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тексты документов приведены в редакциях, актуальных на дату добавления текста в нашу базу данных. За время, прошедшее с указанной даты текст документа мог быть изменен и дополнен, правовой акт мог прекратить свое действие.

Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности.

Тексты документов приводятся в ознакомительных целях. ТОО "КАМАЛ-Консалтинг" не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов правовых актов, за использование данных версий текстов правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь правовых актов.

Zakon.kz

Zakon.kz

С момента провозглашения государственной независимости Казахстана реализован комплекс мер по совершенствованию правовых механизмов защиты прав и свобод граждан, формированию независимой судебной системы, отвечающей международным правовым стандартам и адекватной современным тенденциям общественно-политической жизни.

Позднее этот принцип был закреплен в Конституции 1993 года, утвердившей основные организационные аспекты институционализации судебной власти.

В соответствии с приоритетами в государственно-правовой сфере, принят ряд мер по дальнейшей модернизации и упрощению судопроизводства, разграничению вопросов правосудия и судебного администрирования, созданию специализированных судов, повышению профессионального уровня судейского корпуса.

Указом Президента Республики Казахстан от 9 февраля 2002 года образованы специализированные межрайонные экономические суды, уполномоченные рассматривать судебные споры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Успешное функционирование этих судов позитивно отражается на развитии рыночных институтов, инвестиционном режиме в республике.

Дальнейшая специализация судов нашла воплощение в образовании Указом главы государства от 9 сентября 2004 года межрайонных специализированных административных судов, к подсудности которых отнесены дела, вытекающие из административных полномочий органов государственной власти. Тем самым усилены механизмы защиты прав и свобод граждан в сфере публично-правовых отношений.

Указом Президента от 23 августа 2007 года в городах Астана и Алматы образованы специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних. В последующем, по Указу главы государства от 4 февраля 2012 года такие суды образованы во всех областных центрах и некоторых крупных городах республики.

Важным звеном процесса реформирования судебной системы является введение с 1 января 2007 года института уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей, который в значительной степени расширяет возможности общественного контроля и непосредственного участия граждан в отправлении правосудия.

На сегодня во всех регионах созданы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, к подсудности которых отнесены уголовные дела об особо тяжких преступлениях, в том числе с участием присяжных заседателей, а также специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам.

Одним из важных этапов реформы судебной системы стало принятие в 2005 году Закона о разграничении подсудности, направленного на укрепление роли местных судов, упрощение судопроизводства и усиление роли апелляционных инстанций.

Данным законом из подсудности Верховного Суда было исключено рассмотрение уголовных дел по первой инстанции. В компетенцию районных судов передана и часть гражданских дел, которая прежде рассматривалась в областных судах.

Очередной этап судебно-правовой реформы ознаменован внесением поправок в мае 2007 года в Основной закон страны.

Благодаря принятым новеллам, система правосудия получила еще более надежные правовые гарантии в деле обеспечения защиты конституционных прав граждан, в частности, путем введения судебного санкционирования ареста.

Одним из действенных механизмов реализации принципа независимости судов стало упразднение Квалификационной коллегии юстиции с передачей ее функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего Судебного Совета. Эта конституционная поправка позволила окончательно обособить суды от исполнительной власти. Одновременно усилена роль Высшего Судебного Совета как единого органа, осуществляющего отбор квалифицированных судейских кадров, а также уполномоченного давать рекомендации на назначение судей судов всех уровней.

Согласно данному Закону, судебная система Казахстана состоит из судов первой инстанции (районные и приравненные к ним суды), апелляционной и кассационной инстанций (областные и приравненные к ним суды), а также надзорной инстанции (Верховный Суд).

Таким образом, в республике выстроена трехзвенная система правосудия с оптимальной организационной структурой, приближенная к нуждам населения и обеспечивающая своевременное и качественное разрешение судебных дел.

Сегодня в Казахстане функционируют 378 судов. Это – Верховный Суд Республики, 17 областных и 360 районных судов, в том числе специализированных (10 военных, 16 экономических, 32 административных, 17 - по уголовным делам и 19 - по делам несовершеннолетних).

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи местных судов назначаются Президентом, а судьи Верховного Суда – избираются Сенатом Парламента. Судьей можно стать при наличии юридического образования, при достижении 25 лет, двухлетнего стажа работы по юридической специальности и сдачи квалификационного экзамена.

Судьи судов всех уровней обладают единым статусом, различаясь только по объему полномочий. Судья выполняет свои обязанности на постоянной основе. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как на основаниях и в порядке, предусмотренным законом.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей – такие действия преследуются по закону.

Принципиальное значение для обеспечения объективности судопроизводства имеет введение запрета для судей быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность. Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами.

Таким образом, на сегодня создана отвечающая условиям демократического правового государства и общепризнанным международным стандартам судебная система, которая обеспечивает должный уровень правовых и социальных гарантий, а также высокую профессиональную ответственность судей за соблюдение конституционных принципов правосудия.

В частности, совершенствуются процедуры конкурсного отбора кандидатов в судьи, повышается роль и значение кадрового резерва на судейские должности, при Верховном и областных судах создается отдельный орган, на который будут возложены функции по решению оперативных организационных вопросов.

Закон по вопросам дальнейшего упрощения отправления правосудия, снижения бюрократических процедур предусматривает введение упрощенной формы рассмотрения несложных дел искового производства, расширение сферы применения приказного производства, ограничение подсудности Верховного Суда путем установления некоторых категорий дел, не подлежащих пересмотру в порядке судебного надзора.

Законом также вносятся поправки в процессуальное законодательство, позволяющие широко применять информационные технологии в судопроизводстве. В частности, предоставляется возможность подавать заявления в форме электронных документов как в суды первой, так и вышестоящих инстанций, а также право получения копий судебных документов в электронном виде.

Ведется работа над проектом нового Гражданского процессуального кодекса, который сейчас находится на стадии предварительного согласования с заинтересованными государственными органами. Проект предусматривает удобный для участников процесса порядок рассмотрения дел, широкое применение примирительных процедур и использование современных электронных технологий.

Предполагается расширение категорий гражданских дел с обязательным предварительным досудебным порядком разрешения спора. В качестве дополнительных мер по упрощению судебных процедур создается возможность дистанционного исследования доказательств и заслушивания объяснений участвующих в деле лиц с помощью средств видеосвязи. Планируется расширение круга процессуальных действий, совершаемых в электронном режиме.

Законопроектом вводится в ГПК новая глава, предусматривающая детальную регламентацию процедуры заключения мирового соглашения.

Дальнейшее развитие института медиации, способствующего развитию восстановительного правосудия, снижению нагрузки на суды, планируется с введением новой процессуальной фигуры – судьи-медиатора, который в отличие от действующих медиаторов будет осуществлять свою деятельность не на платной основе.

На сегодня в судах осуществляется пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации).

В рамках мер по созданию в Казахстане системы административной юстиции, Верховным Судом разрабатываются концепция и проект Административного процессуального кодекса. С принятием этого кодекса связывается повышение роли правосудия в защите прав и законных интересов граждан и организаций от неправомерных актов и действий государственных органов и должностных лиц.

По итогам изучения зарубежных практик в области оценки качества судебной деятельности, с начала 2014 года в судах республики введена принципиально новая система мониторинга работы судов. Она становится надежным инструментом дальнейшего совершенствования деятельности судов, исключив вероятность какого-либо умаления независимости суда при отправлении правосудия.

В частности, для оценки состояния судебной деятельности применяются социологические опросы различных категорий респондентов, в целях изучения отношения населения к судебной системе и результатам ее функционирования, выяснения степени информированности населения о работе судов, оценки соответствия уровня судебной защиты прав и свобод граждан ожиданиям общественности, изучения эффективности организации деятельности судов.

Так, в рамках совместного проекта с Программой развития ООН в Казахстане в 2015 году запланировано проведение независимого исследования путем социологического опроса участников судебных процессов в 200 судах республики. Предыдущее аналогичное исследование было проведено в первом полугодии 2012 года Центром исследования правовой политики совместно с Программой развития ООН в Казахстане. В ходе анонимного анкетирования приняло участие 6000 участников судебных процессов в 114 судах всех регионов Республики.

По данным социологического исследования 82,4% участников опроса доверяют судьям, более 80% казахстанцев убеждены в справедливости рассмотрения дела и беспристрастности судьи.

Казахстанская модель мониторинга качества судебной деятельности была успешно презентована на состоявшемся 3-5 сентября 2014 г. в г.Астане совещании председателей Верховных Судом стран – членов Шанхайской организации сотрудничества.

Международными экспертами выражена заинтересованность и дана положительная оценка проводимой работе. При экспертном содействии Программы развития ООН планируется продолжить изучение используемых другими странами систем оценки качества работы судов, на предмет внедрения в судебной системе Казахстана наиболее передовых методик.

Стоит отметить, что Верховным Судом последовательно осуществляется взаимодействие с международными партнерами по всем ключевым направлениям развития. Среди них - Представительство ООН в Казахстане, Программа развития ООН, Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация по миграции, Центр ОБСЕ в Астане. Конструктивное партнерство сложилось с Европейским Союзом в рамках инициативы по верховенству права, Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) и Фондом международного правового сотрудничества (IRZ), Американской Ассоциацией юристов.

Признанием проводимой государством работы по усилению судебной защиты прав и свобод граждан, явилось принятие судейского сообщества Казахстана в 2012 году полноправным членом Международной Ассоциации судей.

На современном этапе развития судебной системы большое значение придается использованию в судах современных информационных технологий. Результатом начатого 10 лет назад внедрения в судах автоматизированных компьютерных систем, стала эффективно используемая Единая информационно-аналитическая система судебных органов, посредством которой автоматизированы все основные процессы в судах, от распределения судебной нагрузки до ведения судебной статистики. Создана единая электронная база судебных актов, посредством которой осуществляется опубликование судебной информации на интернет-ресурсах судов.

В судах Казахстана активно используются сервисы по приему электронных исков, заявлений о выдаче протокола судебного заседания, замечаний на протокол; возможности электронной почты, единой системы документооборота с государственными органами; электронное извещение участников судебных разбирательств; аудио- видеозапись судебных разбирательств. Проектами законодательных актов предусматривается расширение сферы использования электронных технологий в судебном процессе.

Департамент в рамках установленных полномочий осуществляет организационное, кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение деятельности судов.

Если в 2011 году в данном рейтинге Казахстан занимал 111-е место, то по итогам 2014 года позиции республики улучшились на 25 пунктов, она переместилась на 86-е место.

Дальнейшие меры по последовательному укреплению независимости судебной системы, обеспечению эффективности и доступности правосудия направлены на формирование судебной системы, отвечающей всем общепризнанным современным международным стандартам.

Верховный Суд Республики Казахстан — является высшим судебным органом Республики Казахстан по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. [1] [2]

Его статус прописан в Конституции Казахстана (Статья 81) и в Конституционном законе О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан (Глава 3).

Председатель Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики. [3]

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом (статья 75 Конституции).

Содержание

Структура и состав Верховного Суда

Верховный Суд состоит из Председателя, и судей.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда.

Органами Верховного Суда являются

  1. ) надзорная коллегия гражданским делам;
  2. ) надзорная коллегия по уголовным делам;
  3. ) пленарное заседание суда.
  • При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет и печатный орган.

Председатели верховного суда Казахстана

Т.К. Айтмухаметов | М.Ф. Малахов | М.С. Нарикбаев | К.А. Мами | М.Т. Алимбеков | Б.А. Бекназаров

См. также

  • Суд биев
  • Музей истории права Республики Казахстан

Ссылки

Примечания

  1. ↑Конституционный закон О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан. Статья 17
  2. ↑Конституция Казахстана Статья 81
  3. ↑Республика Казахстан — Государственное устройство
  • Верховные суды
  • Судебная система Казахстана
  • Суды по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Верховный суд Казахстана" в других словарях:

Верховный Суд Республики Казахстан — Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом Республики Казахстан по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их… … Википедия

Верховный Суд СССР — Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года[1]. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия

Верховный Совет СССР — Верховный Совет СССР … Википедия

Государственный строй Казахстана — Казахстан демократическая, правовая, унитарная, светская республика с президентской формой правления. Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в нее были … Википедия

Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Награды Казахстана — В Республике Казахстан устанавливаются следующие награды и почетные звания: Ордена Казахстана Медали Казахстана Почётные звания Казахстана Ведомственные награды Республики Казахстан Возмездное приобретение орденов Казахстана влечёт уголовную… … Википедия

Герой Труда Казахстана — У этого термина существуют и другие значения, см. Герой Труда (значения). Герой Труда Казахстана Оригинальное название … Википедия

Arms

Верховный Суд Республики Крым

Часы работы суда:
понедельник-четверг: 8.00-16.45
пятница: 8.00-15.30
суббота, воскресенье: выходной
перерыв: 12.00-12.30

Главный корпус:
295000, г. Симферополь,
ул. Павленко, 2
Тел.: (3652) 55-39-06
Факс: (3652) 55-39-06

Здание № 2
(судебная коллегия по гражданским делам)
295013, г. Симферополь,
ул. Севастопольская, 43
Тел.: (3652) 540-913







Судебные заседания по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях будут рассматриваться согласно установленным датам.


Концепция информационной политики Верховного Суда Республики Крым построена на принципах достоверности, открытости и доступности информации о деятельности суда, за исключение случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Читайте также: