Венгерская национальная одежда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каталин Юхас (Katalin Juhasz ) — этнограф, старший научный сотрудник Института этнологии Венгерской академии наук. Область научных интересов — повседневная жизнь, гигиена, ритуалы очищения; структура идентичности через формирование тела (уход, косметика, украшения, прическа и т.д.); фольклоризм как субкультура.

Тех, кто ходит в танцхазы, распознать нетрудно: например, по прическе, пышной юбке, тарисне[1] — это все непременные атрибуты. Таких людей видно издалека, в каждом из них есть что-то народное[2].

По сравнению с другими странами в современной Венгрии беспрецедентно широко развита деятельность по сохранению и возрождению народной музыки и танцев, прикладного народного искусства и иных элементов народной культуры. Открытие, переосмысление крестьянской культуры, а в ее рамках отдельных фольклорных жанров (народной поэзии, песни, музыки, танца, обычаев) и народного орнаментального искусства, их включение в ненародную (буржуазную, затем социалистическую) культуру начиная с первой половины XIX века фигурировало в повестке дня разного рода национальных движений.

Движения за народный стиль одежды в Венгрии: обзор

В Венгрии уже в начале XIX века, в духе романтического историзма, характерным способом выражения патриотических чувств, политических взглядов и стремления к национальной независимости было появление на публике по торжественным случаям в национальном костюме, созданном по старинным образцам дворянской одежды, — это так называемый дисмадяр ("парадный венгерский национальный наряд«)[3] (ил. 1).

Однако использование отдельных элементов народного костюма (орнамент, линия кроя) в дизайне одежды произойдет несколько позднее, в Теорию Аладара Кёрёшфёи-Криша о том, что современную неудобную и вредную для здоровья женскую одежду следует заменить на восходящую к народным образцам, претворила на практике его единомышленница — художница Маришка Унди [4] (ил. 3).

Ее по праву можно считать первым венгерским модельером-дизайнером, чьи платья называли "облагороженным и усовершенствованным вариантом народной одежды«[5]. Эти слова можно считать девизом народного направления годов. Это означало, что в моду вошла не собственно народная одежда, а платья современного покроя, изготовленные в разных техниках, переработанные в стиле ар-деко и украшенные народными вышивками. Однако эта волна моды схлынула к концу Первой мировой войны.

C конца годов в движении за ношение народного костюма правые настроения не только усилились, но и обрели политическую окраску. В 1938 году это изначально общественное движение перешло под патронат правительства. Антинемецкое направление движения отошло на второй план и превратилось в рупор радикальных расовых теорий. В результате венгерский национальный костюм стал совершенно незаслуженно ассоциироваться с шовинизмом и фашизмом, хотя нельзя винить народные, исторические традиции за то, что их заставили служить бесчеловечным идеям.

В Институте шла серьезная исследовательская работа, в которой использовали материалы, получаемые от здравствовавших на тот момент информаторов; затем результаты исследований через отлаженную сеть лекториев и курсов повышения квалификации старались немедленно донести до кружков и объединений любителей народного искусства. Сотрудники институтa[9] даже в тяжелейшие дни коммунистического культа личности, в начале годов, старались подкорректировать искусственно раздувавшиеся диспропорции в движении за народное искусство, отойти от схематизма, навязываемого дилетантской культурной политикой (Földiák 1996: К концу годов, несмотря на все трудности, работа велась добросовестно и самоотверженно, и в результате создания продуманной системы оценки качества для каждого направления деятельности общий уровень продукции народных промыслов оставался высоким, она пользовалась популярностью у населения, а самостоятельные коллективы могли относительно свободно реализовывать свои творческие замыслы. Начиная с 1962 года практически ежегодно проводились пользовавшиеся широкой популярностью телевизионные конкурсы поиска талантов среди исполнителей народной песни, музыки, танцев. Все это подготовило почву для зародившегося в годы движения танцхаз.

Движение танцхаз

В этом возрожденческом движении наряду с танцорами и музыкантами заметную роль также играли многочисленные представители интеллигенции — писатели, поэты, ученые. Исследования по истории народной музыки и танца обеспечивали серьезную научную базу, а молодые энтузиасты пополняли архивы все новыми и новыми собранными ими материалами. Все это стало возможным только потому, что в бассейне Карпат еще была жива крестьянская культура[12].

Субкультура танцхаза через собственное истолкование традиции создала такую общую идентичность и мировоззрение, которые дистанцировались от господствующей политической идеологии. Наряду с рок-музыкой, литературными кружками, любительскими театральными труппами, она стала частью досуга городской молодежи, была пространством выражения свободных чувств и критических взглядов и альтернативой централизованному коммунистическому молодежному движению (Klaniczay 1993).

Через сорок лет после своего возникновения движение танцхаз превратилось в полупрофессиональное, институционализированное сложноструктурированное движение с профессиональными и любительскими оркестрами, певцами, массой танцевальных коллективов, национальной сетью танцклассов, школ народной музыки всех ступеней, домами прикладного творчества и мастерскими, регулярными фестивалями и лагерями по обе стороны границы.

Мода танцхаза: исторический обзор

Традиция и творческий подход

1. Народная одежда: днем и ночью с головы до пят одеваться в подлинную народную одежду — этот стиль стоит ближе всего к традиции.

Необходимо отметить, что одежду, имевшую отношение к национальному костюму, носили не только представители культуры танцхаза — например, сторонники радикально-правых взглядов, любители древней венгерской культуры, а иногда и представители самых разных социальных слоев (достаточно вспомнить получившие распространение в последние годы современные элементы одежды, украшенные вышивкой) — но в этой статье нет возможности подробнее рассмотреть эти случаи[17].

За четыре десятилетия, прошедших с момента зарождения движения танцхаз, эти три базовых варианта, испытывая влияние постоянно менявшихся общих тенденций, течений внутри самого танцевального сообщества, а также локальных влияний, исходивших от отдельных групп (ансамбль, населенный пункт или регион), принимали самые разнообразные формы.

Далее на основании мнений, высказанных самыми разными представителями движения танцхаз, а также на основании моих собственных наблюдений, я прослежу, от зарождения до наших дней, наиболее характерные варианты одежды (не всегда, впрочем, придерживаясь порядка обозначенных выше стилевых категорий)[18].

Танцоры ведущих ансамблей, музыканты и коллекционеры-любители — кого движение поглотило с головой — уже в годы попробовали одеваться только в народное. Правда, в те времена люди еще не привыкли к такому вызывающему внешнему виду, поэтому таких любителей народной одежды часто одергивали, высмеивали или показывали на них пальцем. Полный народный костюм полагалось носить лишь в определенном кругу и по особым случаям.

Подводя итоги, можно сказать, что в годы участники движения увлеченно искали наиболее архаичные элементы крестьянской культуры, и этот свой интерес выражали в том числе в одежде. Костюмы шились из хлопка или льна, кекфештё или, реже, из шерсти. Наряду с добытыми в деревнях старинными вещами участники движения носили одежду простого покроя. В годы движение танцхаз набрало силу, оно открывало для себя все новые и новые области, постигая жизнеутверждающее богатство народных музыки и танца. Все это находило выражение в одежде.

К годам в движении танцхаз оформилась своеобразная иерархия людей и групп, что сказалось и на манере одеваться. Это был период, когда активные члены движения (число их доходило до 10 тысяч человек!) знали друг друга в лицо, а институциональное оформление (школы народной музыки и танца, союзы, организации) находилось в зачаточном состоянии. Центром, как и в других сферах культуры, был, несомненно, Будапешт, здесь работали музыканты и танцоры, пользовавшиеся особым уважением в кругу единомышленников. Третья по величине группа движения не была четко разделена на музыкантов и танцоров, скорее ее можно назвать гетерогенной, но и в ней возникла своя иерархия. К этой группе относились не имевшие специального образования любители, завсегдатаи танцхазов, мастера прикладных искусств. Среди них были портные, обувщики и ювелиры, чутко реагировавшие на изменения во вкусах и диктовавшие моду, распространявшуюся из центра к периферии[24].

С головы до пят в народном

Распространение движения танцхаз сопровождалось любительским коллекционированием представляющих этнографический интерес предметов, поэтому малочисленная, но довольно влиятельная группа носила исключительно народную одежду или сочетала отдельные ее предметы с вещами в классическом стиле.

Старые и современные элементы одежды — гибриды

Нижеследующие фрагменты интервью и фотографии создают живую картину того, как одевались участники движения в годы, дают представление о неписаных правилах и о том, чем руководствовались люди, выбирая ту или иную вещь в народном стиле.

Этно-мода

По мере распространения и роста популярности движения возникала потребность в таком стиле одежды, который выражал бы мироощущение участников и принадлежность к культуре танцхаза. Молодые мастера и любители прикладного искусства с каждым годом увеличивали объемы производства и разнообразили ассортимент. В их работах прослеживалось и влияние мировых модных тенденций: если в годы в ход шли дешевые материалы — марлевка, хлопок, лен, пенька, то в годы на их место пришли шелк, бархат и прочие тяжелые и дорогие ткани. Эту тенденцию можно легко проследить по национальным фестивалям и выставкам прикладного искусства.

Заключение

Одежда участников движения танцхаз менялась вместе с самим движением. По одежде нетрудно проследить, как в начале доминировали мятежные, революционные настроения, креативные идеи, смена модных тенденций, затем наступило время институционализации, появилась коммерческая составляющая, произошла дифференциация субкультуры танцхаза.

Движение танцхаз, точнее — субкультура танцхаза, вызвало к жизни такую манеру одеваться и такие элементы одежды, которые принадлежали к числу этих классических ценностей. Старый жилет или его современная интерпретация, юбка из Калотасега или секский лекри[31], платье от Клари Ковач или Анны Гистль стали такой же вечной ценностью, как английский костюм. Их, как любую народную одежду, может носить не одно поколение.

Старые или воссозданные по старинным образцам элементы одежды в современном костюме говорят о том, что человек живет днем сегодняшним, но чтит традиции и находит им место в современной жизни. Кому и в какой мере это удается, можно понять по внешнему виду. Надетые к черным джинсам буйка, кожок или лекри, дополненные цепочкой для карманных часов, ремнем с подвешенным к нему кисетом и ножнами создают впечатление живой связи с традицией, но если к тем же джинсам надеть черную футболку, кожаный жилет, солнцезащитные очки и, скажем, димешский[32] кожаный ремень, дистанция с прошлым станет гораздо длиннее.

После крушения социализма, с наступлением в конце второго тысячелетия эпохи глобализации и под влиянием этнической музыки, в репертуаре ансамблей и солистов, в манере одеваться стали очевидны перемены. Венгерская национальная специфика растворяется, смешивается с просачивающимися отовсюду восточными, африканскими, индийскими, латиноамериканскими фольклорными мелодиями и народными по происхождению элементами одежды. Наряду с этим сильно влияние американской и западноевропейской модной индустрии, в продукции которой время от времени проскальзывают элементы этно-стиля.

В первые годы своего существования танцхазы оказались под перекрестным огнем. Одни обвиняли их в неприкрытой пропаганде национализма и видели в них рассадник ирредентистских настроений. Другие ставили им на вид романтизацию прошлого и не могли взять в толк, почему молодежь, воспитанная на музыке в стиле бит, ходит в танцхазы. Со временем преследования прекратились, и танцхазы получили заслуженное признание. Сегодня элементы культуры танцхаза, некогда означавшие политическую фронду, поблекли, на передний план вышли мотивы, выражающие протест против зацикленного на потреблении глобального мира: участники движения протестуют своим образом жизни, системой ценностей, одеждой и манерой держаться.

Мода — это не возникающее само по себе, неуловимое, возникающее из воздуха явление, она меняется, формируется под влиянием социальных, художественных, политических событий. Этим объясняется, почему народная, крестьянская культура стала столь популярной в и годы, и только так можно объяснить модные направления, которые получают распространение в узкой социальной группе или широчайших слоях населения.

Строгих канонов в пошиве национальных костюмов не существует. У каждой этнической группы свои особенности: у одних акцент на широкие рукава, у других – на яркую многоцветную вышивку. Тем не менее в традиционной одежде Венгрии нечто общее имеется. Наш краткий анализ поможет составить представление о ней.

Женский национальный костюм – какой он?

Традиционные элементы женского венгерского костюма – блуза с кружевным лифом, корсет, передник, двухслойная юбка.

Юбка как произведение искусства

Нижний слой – пендей – изготавливали из полотна. На востоке страны он был одинаковой длины, на западе и севере имел форму конуса. Поверх него женщины в XVII веке завязывали шерстяную цветную ткань и закрепляли ее поясом, при этом оставляя видимой небольшую часть белого подъюбника путем закалывания угла на талии.

Рост популярности женского венгерского костюма связывают с коронацией императора Франца-Иосифа и императрицы Елизаветы в 1867 году как короля и королевы Венгрии. Представительницы аристократии пришли на мероприятие в традиционных нарядах, а сама Елизавета красовалась в платье от Чарльза Фредерика Ворта, самого популярного кутюрье тех времен.

Безрукавки, пруслики, корсеты…

В рубашках наблюдается трансформация от длинного покроя к короткому. Рукава украшены вышивкой, сборками, воланами. Фартук – обязательный атрибут прошлых веков – в современных костюмах можно увидеть нечасто. Если он есть, то обильно покрыт вышивкой.

Головные уборы

Семь элементов национального мужского костюма

Логичным дополнением женского наряда являются мужские национальные костюмы Венгрии – как старого образца, так и современного. Состоят они из семи основных элементов.

  1. Длинные рубахи до колен с широкими развевающимися рукавами, как правило, белого цвета. На севере и западе страны рубашки шили короткими.
  2. Штаны – широкие холщовые на западе или узкие суконные на востоке.
  3. Жилеты в современном варианте укорочены до талии, чаще всего они черные, с цветочной вышивкой, золотыми нитями. Венгры-секеи украшают жилеты кусочками зеркала. Они считаются оберегами и добавляют блеска.
  4. Губа – так называлось длинное пальто простого покроя, его набрасывали на плечи.
  5. Сюр напоминал плащ и тоже использовался как накидка с зашитыми рукавами-карманами.
  6. Высокие черные сапоги, известные как бочкоры, можно увидеть в народном костюме Венгрии чаще всего. Не обходится и без сплетенных из березовой коры лаптей, закрепленных на ноге с помощью тряпок и кусков кожи.
  7. Головной убор – соломенные или войлочные шляпы различной формы: широкополые, цилиндрические с закрученными кверху полями.

Сюр выполнял практическую функцию: защищал от непогоды, поскольку широкий воротник трансформировался в капюшон. Шили его из белого сукна, украшали вышивкой или тканевыми аппликациями.

Заключение

Нравятся ли вам традиционные костюмы Венгрии? Возможно, вы заметили сходство с какой-либо другой национальной одеждой? Есть мнение, что венгерские наряды близки к румынским и молдавским. Поделитесь впечатлениями и мыслями в комментариях и подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы быть в курсе самых главных новостей страны.

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 1

Традиционная мужская накидка из белого сукна - сюр. Он отлично защищал от непогоды, поэтому его обычно носили пастухи. Широкий воротник легко превращался в капюшон. А рукава, как правило, зашивали и использовали в качестве карманов.

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 6

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 7

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 8

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 9

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 10

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 11

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 12

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 13

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 14

1840-е г. Традиционная шуба пастуха из овчины. Она служила не только одеждой, но и постелью, и скатертью, и подложкой, на которой вялили мясо.

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 15

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 16

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 17

Жилет. Начало XIX века

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 18

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 19

1840 г. Жилет из Трансильвании. Маленькие кусочки зеркала считались оберегами и добавляли костюму блеска.

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 20

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 21

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 22

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 23

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 24

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 25

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 26

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 27

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 28

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 29

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 30

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 31

Рубаха. Конец XIX века.

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 32

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 33

Рубаха. Конец XIX века.

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 34

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 35

Первая половина ХХ века.

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 36

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 37

Женские головные уборы. Замужним женщинам полагалось носить уборы, закрывающие волосы. В некоторых регионах красные уборы разрешалось носить, только родив первенца.

1860-е г. Головной убор замужней женщины.

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 38

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 39

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 40

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 41

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 42

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 43

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 44

Начало XIX века. Фартук

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 45

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 46

1895 г. Свадебный фартук.

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 47

Фартук из края Мате. Вышит в традиционной для этого края техники - плотный рисунок, яркие цвета. Около 1920 г.

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 48

Современные интерпретации традиционного костюма

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 49

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 50

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 51

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 52

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 53

Венгерский национальный костюм - вышитая радость, фото № 54

Венгерские народные мотивы в коллекции современного дизайнера Alice McCall

Начиная со средневековья,король и его двор, естественно подавали пример народу в одежде. Повседневный мужской костюм состоял из доломана,брюк, сапог, и высокой меховой шапки. Рубашка впервые вошла в обиход в эпоху Возрождения.

Мужчины, как правило, носили две рубашки, одну на другой. Нижняя рубашка, простая, шилась из льна, а верхняя - была из тонкого материала и украшалась кружевом или вышивкой. Венгерская традиционная рубашка была свободного покроя, с широкими рукавами и стоячим воротником. Лучшие рубашки украшались вышивкой золотой и серебряной нитью. Их часто дарили девушки своим мужьям как часть приданого.

Типично венгерским элементом мужской одежды был доломан. Он заменил жилет после эпохи Возрождения. Доломан отражает смесь восточного и западного стилей, которые влияли на венгерскую моду в семнадцатом веке. У доломана был круглый, стоячий воротник рубашки в немецком стиле. Рукав был достаточно коротким и позволял демонстрировать сложную вышивку на рукавах рубашки. Чаще всего в 17-18 веках венгерский костюм украшался золотыми пуговицами, иногда инкрустированными драгоценными камнями.Приталенные брюки носили с сапогами до колена.

Мужские головные уборы шили из сукна с отделкой из стриженного меха. Эти высокие шапки украшали перьями страуса или орла.

Венгерские женщины 17 столетия одевались примерно так же, как и их современницы в Европе. Венгерский национальный женский костюм состоял из блузы с кружевным лифом, корсета, передника и двухслойной юбки. Юбки, как правило, шили из бархата темно-красного или фиолетового цвета, украшали вышивкой. Обувались женщины в коротенькие сапожки с металлическими каблуками. Из украшений дамы предпочитали бриллиантовые серьги и жемчужные ожерелья.

Если мужские доломаны прижились во многих странах еще с начала XIX века, то женский венгерский костюм приобрел всемирную популярность только к 1867 году, когда венгерские аристократки пришли на коронацию императора Франца-Иосифа и императрицы Елизаветы в традиционных венгерских нарядах. Придворное венгерское платье для императрицы создал по мотивам национального костюма самый популярный европейский кутюрье того времени - Чарльз Фредерик Ворт. В последний раз дамы венгерского двора получили возможность покрасоваться в своих прекрасных придворных нарядах во время коронации 1916 года.

Золотой век венгерского костюма давно прошел, но и сейчас его отдельные элементы время от времени входят в моду, продолжая старинные традиции.

Читайте также: