Венецианов и его школа кратко

Обновлено: 02.07.2024

Творчество Венецианова способствовало интересу к национальному русскому пейзажу и народным образам.

Бытовой жанр в русской живописи начал формироваться в XVIII в., об этом вы можете прочитать здесь. В творчестве А. Венецианова этот жанр получил дальнейшее развитие.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов. Автопортрет (1811). Холст, масло. 67,5 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А.Г. Венецианов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из греческого рода Венециано. Будущий художник рано поступил на службу: сначала служил землемером при лесном департаменте, затем был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он начал самостоятельно заниматься живописью: копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей, в том числе своей матери. Затем некоторое время учился живописи у В. Боровиковского и даже жил в его доме в качестве ученика.

А. Венецианов. Портрет А.Л. Венециановой, матери художника (1801). Холст, масло. 74 х 66 см. Государственный русский музей (Петербург)
Первоначально Венецианов работал в основном в портретном жанре. За написанный им портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками А. Венецианов получил звание академика.

А. Венецианов. Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками (1811). Холст, масло. 143,5 х 111 см. Государственный русский музей (Петербург)
Головачевский изображён в окружении трёх мальчиков. Каждый из них символизирует представителя живописи, скульптуры и архитектуры.
В центре композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. Щедро раскрытая ладонь – символ дарования детям тайной премудрости знания. Головачевский слегка повернулся к будущему архитектору с большой папкой под мышкой и внимательно слушает его. Взгляд его полон живости, строгой доброты и сердечности.
Лица детей написаны с любовью, они одухотворены и полны внутренней чистотой, что сближает эту картину с портретами В. Тропинина.

А. Венецианов. Портрет М. А. Венециановой, жены художника (1810-е годы). Холст, масло. 67,5 х 52 см. Государственный русский музей (Петербург)
В 1819 г. Венецианов оставил службу и поселился с семьей (женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерями – Александрой и Фелицатой) в деревне Сафонково Тверской губернии. С этого периода главной темой его творчества становится крестьянская тема.
А.Г. Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки на лошадях по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Художник похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Творчество А. Венецианова

Венециановым создана довольно большая портретная галерея его современников, в том числе выдающихся людей того времени: Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея.

А. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя. Литография 1834 г.

Алексей Венецианов и его школа

Алексей Венецианов и его школа

Другие виды работ художника

А. Венецианов также работал в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал иконы. Его кисти принадлежат иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Школа Венецианова

Вокруг Венецианова сложилась группа художников, которым был близок крестьянский жанр.
Художественная школа в Сафонково просуществовала 20 лет. За это время здесь прошли обучение более 70 художников, среди которых были Н. Крылов, А. Тыранов, К. Зеленцов, А. Алексеев, В. Аврорин, А. Мокрицкий, С. Зарянко, Г. Сорока, А. Венецианова и др.
Расскажем о двух из них.

Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев), 1823-1864. Русский крепостной живописец.

Алексей Венецианов и его школа

Александра Алексеевна Венецианова (1816-1882) – дочь Венецианова. Художница, представительница художественной школы Венецианова.

А. Венецианов. Портрет дочери в возрасте 13 лет
Александра писала портреты, жанровые картины, натюрморты. Её работы – в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Её искусство называли очень искренним, хотя и несколько наивным.
Она оставила книгу воспоминаний об отце: Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862 // Алексей Гаврилович Венецианов. Мир художника. Статьи, письма, современники о художнике / Составление, вступ. ст. и прим. А. В. Корниловой. Л., Искусство, 1980.

Алексей Венецианов и его школа

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Алексей Венецианов родился 7 (18) февраля 1780 в Москве. Отец Гаврила Юрьевич, мать Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья А. Г. Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины. А. Г. Венецианов служил землемером при лесном департаменте.

Алексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. В молодости писал лирические портреты — матери (1802), А. И. Бибикова (1805), М. А. Фонвизина (1812).

С 1807 года служил в Петербурге чиновником.

Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с Иваном Теребенёвым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был членом Общества поощрения художников.

В 1829 году получил звание придворного живописца.

Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Венецианов похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

ТВОРЧЕСТВО


Помимо портретной живописи Венецианов успешно занимался графикой. Во время Отечественной войны 1812 года совместно с И. И. Теребеневым и И. А. Ивановым он издавал сатирические листки военно-патриотического содержания, выполненные в технике офорта. Охотно обращался он и к литографии, в то время только что изобретенной.

Портрет Кирилла Ивановича Головачевского

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

В 10-е годы формируется мировоззрение Венецианова. Он — один из первых членов основанного в 1818 году Общества учреждения училищ по методе взаимного обучения — легальной организации декабристского Союза благоденствия. Целью Общества было распространение грамотности в простом народе.


Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Ученики мастера — в ряде случаев крепостные — жили и учились у него бесплатно. Школа попеременно функционировала в Сафонкове и в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно.

Педагогическая система мастера сводилась к развитию в ученике способности видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и канонов.

Так, воспитанники Венецианова не копировали, подобно академистам, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они постигали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианов испытывал всё большие материальные затруднения, безуспешно изыскивая средства на ее содержание.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Род Венециановых происходил из Греции, где они звались Михапуло-Проко или Фармаки-Проко. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Среди учеников А. Г. Венецианова был и талантливый живописец Григорий Сорока, крепостной помещика Н. П. Милюкова, готовящего Сороке участь садовника. Сорока покончил с собой.

Венецианова школа — одна из самых значительных провинциальных школ русского Романтизма первой трети XIX в. Сложилась в результате деятельности живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847), его учеников и последователей. Школа не имела официального статуса, но роль Венецианова в истории русского искусства столь значительна и необычна, что это название стало общепринятым. Дед художника переселился в 1740-х гг. в Россию из Греции и получил прозвание Венециано ("Венецианец"), позднее превратившееся в фамилию. Алексей Венецианов учился в Петербурге. В 1819 г. уехал в деревню Сафонково Тверской губернии. В этот период, после победы России в Отечественной войне 1812 г., русское искусство переживало подъем движения национального романтизма, затронувшего даже Петербургскую Академию художеств. Своеобразие этого движения заключалось в органичном соединении норм академического классицизма и романтического художественного мышления. В провинции стремления художников соединить формы и жанры, выработанные в западноевропейском искусстве, с национальным мироощущением проявлялись еще сильнее. Алексей Венецианов оказался тем художником, которому удалось это сделать ярче и яснее других. Исследователи отмечают также связи русских художников с эстетикой западноевропейского Бидермайера . Несмотря на различия внешних условий и национальных традиций, общими были идеи противостояния салонному, эклектичному академизму и официальному столичному ампиру. Венецианов дружил с живописцем немецкого Бидермайера Ф. Крюгером, периодически работавшим в Петербурге. А когда в 1821 г. в Эрмитаже была выставлена картина француза Ф. Гране "Внутренний вид хоров церкви капуцинского монастыря в Риме", подаренная автором императору Александру I, она произвела огромное впечатление на русских живописцев новым по тому времени натуралистическим изображением пространства интерьера, эффектов света и тени. Под влиянием этой картины Венецианов в своем имении написал "Гумно" (см. рис. 9) (1823), для чего в бревенчатой избе выпилил стену, чтобы показать все пространство, и рассадил крестьян в нужных ему позах. Как писал сам художник, "чтобы более утвердиться в пути, который. состоит на твердом основании перспективы и подробнейшем внимании натуры". Венецианов стал брать на содержание бедных мальчиков, обучал их живописи и рисунку. Всего в разные годы у него было около семидесяти учеников, из них семь крепостных. Суть педагогического метода заключалась в начальном рисовании непосредственно с натуры, а не в копировании оригиналов, как было принято в Академии. В то же время многие ученики Венецианова занимались в классах Петербургской Академии художеств и участвовали в академических выставках. Сам Венецианов регулярно показывал в Академии свои картины: портреты крестьян и молодых девушек-крестьянок на фоне пейзажа и за работой в поле, бедных детишек — немного сентиментально, но живо и точно. Соединение натуралистичности изображения с романтическо-сентиментальным настроением и идеализацией русской крестьянской жизни обеспечивало успех. Многие картины Венецианова приобретались Императорским Эрмитажем. Но, несмотря на успех, место профессора в Академии художник так и не получил. Среди учеников Венецианова наиболее известны А. А. Алексеев, С. К. Зарянко, К. А. Зеленцов, Е. Ф. Крендовский, Н. С. Крылов, Л. К. Плахов, Ф. М. Славянский, Г. В. Сорока, А. В. Тыранов, М. С. Эрасси. Национально-романтический стиль, созданный Венециановым, оказал влияние на многие виды искусства. В 1817—1818 гг. в Петербурге издавался ежемесячный журнал "Волшебный фонарь" с гравюрами по рисункам Венецианова, представляющим "характерные типы", населяющие Российскую империю. По этим гравюрам на заводе Ф. Гарднера выполнена серия фарфоровых статуэток. Скульптор С. С. Пименов по рисунку Венецианова создал один из своих шедевров — статуэтку "Водоноска" (см. рис. 10) (1817) из фарфора, а также многие фигуры Гурьевского сервиза, замысел которого рождался не без влияния искусства Венецианова и его школы.

Венецианова школа — одна из самых значительных провинциальных школ русского Романтизма первой трети XIX в. Сложилась в результате деятельности живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780—1847), его учеников и последователей. Школа не имела официального статуса, но роль Венецианова в истории русского искусства столь значительна и необычна, что это название стало общепринятым. Дед художника переселился в 1740-х гг. в Россию из Греции и получил прозвание Венециано ("Венецианец"), позднее превратившееся в фамилию. Алексей Венецианов учился в Петербурге. В 1819 г. уехал в деревню Сафонково Тверской губернии. В этот период, после победы России в Отечественной войне 1812 г., русское искусство переживало подъем движения национального романтизма, затронувшего даже Петербургскую Академию художеств. Своеобразие этого движения заключалось в органичном соединении норм академического классицизма и романтического художественного мышления. В провинции стремления художников соединить формы и жанры, выработанные в западноевропейском искусстве, с национальным мироощущением проявлялись еще сильнее. Алексей Венецианов оказался тем художником, которому удалось это сделать ярче и яснее других. Исследователи отмечают также связи русских художников с эстетикой западноевропейского Бидермайера . Несмотря на различия внешних условий и национальных традиций, общими были идеи противостояния салонному, эклектичному академизму и официальному столичному ампиру. Венецианов дружил с живописцем немецкого Бидермайера Ф. Крюгером, периодически работавшим в Петербурге. А когда в 1821 г. в Эрмитаже была выставлена картина француза Ф. Гране "Внутренний вид хоров церкви капуцинского монастыря в Риме", подаренная автором императору Александру I, она произвела огромное впечатление на русских живописцев новым по тому времени натуралистическим изображением пространства интерьера, эффектов света и тени. Под влиянием этой картины Венецианов в своем имении написал "Гумно" (см. рис. 9) (1823), для чего в бревенчатой избе выпилил стену, чтобы показать все пространство, и рассадил крестьян в нужных ему позах. Как писал сам художник, "чтобы более утвердиться в пути, который. состоит на твердом основании перспективы и подробнейшем внимании натуры". Венецианов стал брать на содержание бедных мальчиков, обучал их живописи и рисунку. Всего в разные годы у него было около семидесяти учеников, из них семь крепостных. Суть педагогического метода заключалась в начальном рисовании непосредственно с натуры, а не в копировании оригиналов, как было принято в Академии. В то же время многие ученики Венецианова занимались в классах Петербургской Академии художеств и участвовали в академических выставках. Сам Венецианов регулярно показывал в Академии свои картины: портреты крестьян и молодых девушек-крестьянок на фоне пейзажа и за работой в поле, бедных детишек — немного сентиментально, но живо и точно. Соединение натуралистичности изображения с романтическо-сентиментальным настроением и идеализацией русской крестьянской жизни обеспечивало успех. Многие картины Венецианова приобретались Императорским Эрмитажем. Но, несмотря на успех, место профессора в Академии художник так и не получил. Среди учеников Венецианова наиболее известны А. А. Алексеев, С. К. Зарянко, К. А. Зеленцов, Е. Ф. Крендовский, Н. С. Крылов, Л. К. Плахов, Ф. М. Славянский, Г. В. Сорока, А. В. Тыранов, М. С. Эрасси. Национально-романтический стиль, созданный Венециановым, оказал влияние на многие виды искусства. В 1817—1818 гг. в Петербурге издавался ежемесячный журнал "Волшебный фонарь" с гравюрами по рисункам Венецианова, представляющим "характерные типы", населяющие Российскую империю. По этим гравюрам на заводе Ф. Гарднера выполнена серия фарфоровых статуэток. Скульптор С. С. Пименов по рисунку Венецианова создал один из своих шедевров — статуэтку "Водоноска" (см. рис. 10) (1817) из фарфора, а также многие фигуры Гурьевского сервиза, замысел которого рождался не без влияния искусства Венецианова и его школы.

В школу Венецианова принимались все одаренные дети, в том числе и крепостные. Кстати, многим своим ученикам художник помог выйти из крепостной зависимости. В своей педагогической системе Венецианов отказался от академических канонов и слепого копирования чужих работ. Своих питомцев он учил рисовать с натуры, перенося на бумагу и холст изображения реальных предметов обихода и живой природы, постепенно переходя от простого к сложному. Сначала его ученики писали натюрморты, затем интерьеры, после чего переходил к живой натуре, заканчивалось основное обучение живописью на открытом воздухе. Параллельно мастер помогал ученикам понять законы перспективы, формы и цвета, эффектов освещения. После этого мог быть этап совершенствования и оттачивания мастерства. А некоторые ученики даже становились его помощниками в выполнении заказных работ.

Е.Ф. Крендовский. Сборы на охоту

Ученики Венецианова традиционно хорошо умели передавать в своих работах фактуру предметов, перспективу и световые эффекты, поэтому многие из них получили популярность как мастера интерьерной живописи. Собственно, с венециановских учеников и начался расцвет интерьерной живописи в России.

Художник понимал, что обучить одаренных детей живописи недостаточно, надо помочь им определиться в жизни, дать официальную профессию. Поэтому он всеми возможными способами пристраивал своих воспитанников вольноприходящими учениками в Академию художеств, помогал им выставляться на академических выставках, участвовать в конкурсах, получать официальные звания художников.

Небольшая справка
Во времена Венецианова вольноприходящий ученик академии, сдавший экзамены за академический курс, допускался наравне со штатными учениками к конкурсу на присвоение звания классного художника. Для этого надо было на конкурсе получить большую серебряную или любую золотую медаль за картину, выполненную по утвержденной теме. При этом конкурсант получал классный чин и личное дворянство. А получивший большую золотую медаль мог еще и участвовать в конкурсе на зарубежную пенсионерскую поездку. Получившему малую серебряную медаль присваивали звание неклассного (свободного) художника, соответственно без присвоения классного чина и дворянства, но с правом поступать на государственную службу. Свободным художником можно было стать и не сдавая всех экзаменов, но обязательно получив любую медаль за конкурсную работу.

К.А. Зеленцов. Мастерская художника П.В. Басина

Считается, что через школу Венецианова прошло более 70 человек, часть из которых получила звания классных и свободных художников, а некоторые даже стали академиками. Пожалуй, наибольшую известность получили его ученики Е. Крендовский, А. Тыранов, К. Зеленцов, С. Зарянко, Г. Сорока.

Крендовский Евграф Федорович (1810 — после 1854) происходил из обер-офицерских детей, начальное художественное образование получил в Арзамасе. У Венецианова занимался с 1830 года, параллельно посещая классы академии. Не закончив обучение, был вынужден в 1835 г. по семейным обстоятельствам уехать на Украину, но позднее все-таки получил звание свободного художника. Популярность приобрел благодаря портретам в интерьерах, отдельные из которых даже литографировались. К сожалению, большинство его работ, находившихся на Украине, погибло в годы Великой Отечественной войны.

С.К. Зарянко. Портрет княгини Трубецкой

Тыранов Алексей Васильевич (1808−1859) родился в мещанской семье. С детства увлекался рисованием, у Венецианова стал обучаться с 1824 года, одновременно посещая классы академии. Популярность приобрел еще в период учебы, его картины и этюды охотно покупали, а несколько приобрел император Николай I. На академических конкурсах регулярно получал медали, в том числе золотые. В 1832 году присвоено звание свободного художника, а в 1839 — академика. Работал в различных жанрах, писал интерьеры, пейзажи, портреты, жанровые картины на исторические и мифологические сюжеты. В конце жизни отошел от венециановской школы натурной живописи, его работы стали откровенно слащавыми, а интерес зрителей к ним заметно упал.

В короткой статье трудно перечислить всех талантливых учеников Венецианова. Это и Крылов Никифор Степанович (1802−1831), получивший за свои картины звание назначенного в академики, но в период выполнения программы для присвоения звания академика скончавшийся от чумы. И быстро выросший в самобытного мастера Плахов Лавр Кузмич (1810−1881), удостоенный в академии нескольких медалей, ставший классным художником 1-й степени и даже получивший от Общества поощрения художников пенсионную поездку на 6 лет за границу.

А.А. Алексеев. Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге

Особо стоит отметить учеников Венецианова, начавших заниматься у мастера, будучи крепостными. Среди них одним из самых самобытных и одаренных, несомненно, был Григорий Васильевич Сорока (1823−1864). К сожалению, судьба была к нему безжалостна. Несмотря на все ходатайства Венецианова, он так и не получил вольную. А после отмены крепостного права из-за конфликта с помещиком был приговорен к аресту и телесному наказанию, но не стал дожидаться исполнения приговора, покончив с собой.

В хорошего живописца должен был вырасти и Александр Алексеевич Златов (1810−1832), получивший вольную, как и Алексеев, в 1826 году. С 17 лет он стал выставлять на академических выставках жанровые картины из жизни крестьян и мастеровых. О его несомненном таланте свидетельствует и то, что его картины даже разыгрывались в лотереях, в том числе в пользу детской больницы Петербурга. К сожалению, он умер молодым.

Венецианов не имел значительного состояния и почти постоянно нуждался в средствах, но денег на своих учеников не жалел, предпочитая в чем-то ограничивать себя и свою семью. Естественно, что далеко не все его ученики выросли в больших мастеров. Но громадное спасибо Алексею Гавриловичу Венецианову за то, что он открывал талантливым молодым художникам прекрасный мир живописи и заботливо вел их по тернистому жизненному пути.

Читайте также: