Великорусский шовинизм это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Русские, как известно, ценой десятков миллионов жертв победили фашизм. Но так ли так ли далеко они сами ушли от этой идеологии. Эту важную проблему поднял в ЖЖ блогер General_Denikin в отставке:

«Где-то в 80-м году, когда я заканчивал Мединститут, одна из моих однокурсниц из соседней группы, вернулась из поездки в ГДР, где она навестила мужа, который служил там офицером в составе группировки Советских войск.

Оказалось всё гораздо прозаичнее. Немцы, по её словам, не демонстрировали той степени высокого уважения по отношению к оккупационной армии, которое эта армия по её мнению, заслуживает. Они не улыбались и не здоровались, а только мрачно глядели на приезжих русских исподлобья.

Т.е. в чужой стране она ощущала себя эдакой римской патрицией, которая навестила покорённую Германию и требовала от презренных плебеев, чтобы они падали ниц от ее присутствия и целовали её туфлю.

Знакомое чувство, не правда ли? За что многие собратья по перу здесь в ЖЖ или других русскоязычных площадках так остро ненавидят Просто Вову, Фром норс Кипра или вашего покорного слугу? Именно за то, что мы не хотим целовать туфли патрициев. Даже если ты предельно вежлив, проклятий на свою голову ты оберёшь сполна за любую критику кремлевского режима и ее бессмертного Президента.

Можно сказать, что моя однокурсница продемонстрировала то, что сегодня мягко называется имперскими амбициями россиян и что сегодня является причиной неприязни к ним. Тот факт, что никто тогда возле аудитории не высказал сомнения в том, что это именно гости должны выражать уважение к хозяевами, а не наоборот, ясно показало, что великорусский национализм и шовинизм, о котором писал ещё Ленин, глубоко въелся в сознание населения России. В этом плане современные россияне из числа ура-патриотов и почитателей Путина мало чем отличаются от почитателей Гитлера. Там тоже, все те кто не признавал за Германией роль гегемона Европы, считались подлецами и негодяями.

И амбиции такие же: хочется господствовать на территории как минимум бывшей царской России, а может и больше. Мешают только США, Великобритания и НАТО. Поэтому и ненависть к этим странам и структурам. Отсюда и трампомания берет начало - недоимперцы очень надеялись, что этот капиталист даст им возможность хозяйничать в Европе.

Сразу после окончания ВОВ россияне стали относиться к соседям как к людям 2-го сорта, которые обязаны выполнять их прихоти и желания. На жителей союзных советских республик они смотрели со снисхождением, раздавая им субсидии за преданность и лояльность и выражая ненависть за любое проявление нелояльности.

К соседям из других стран относились как к вассалам, держа их в повиновении с помощью воинских контингентов за рубежом и назначая им руководителей из числа тех, кто был лоялен Москве.

Как только соседи пытались жить по своему, как это случилось в Чехословакии, Польше и Венгрии, сразу же великорусский шовинизм выплывал наружу и под громкие проклятия в адрес обнаглевших плебеев, советские войска уничтожали любое проявление вольнодумства и национального самосознания. И всё это делалось под одобрительный рёв большинства соотечественников, когда советские танки громыхали по улицам Праги и Будапешта.

В 90-е годы чувство великорусского шовинизма несколько притупилось, но в конце 90-х оно уже снова начало остро себя проявлять. С апогеем в Грузии и особенно в Украине.

Великодержавный шовинизм — выражение, применяющееся преимущественно в социалистической/коммунистической и либеральной литературе для обозначения господствующего отношения русского народа и его государственной власти к остальным народам России (а затем и СССР). В ряде случаев применяется и к другим народам.

Содержание

История употребления термина

Начало века, 1920—1930-е годы

В конце 1930-х годов, в связи с усилением патриотической составляющей в идеологии СССР, это выражение стало выходить из употребления; представление о русском народе как о главном, государствообразующем в СССР получило выражение в знаменитом тосте Сталина за русский народ (1945). В дальнейшем, публично он не употреблялся, сохраняясь лишь в советском официозе; вот, к примеру, определение БСЭ:

В. ш., как и др. формам буржуазного национализма, марксистские партии противопоставляют последовательный интернационализм пролетарский. Социалистическая революция ликвидирует социальные причины В. ш., национализма. В ходе социалистического строительства между народами возникают, развиваются равенство, дружба, братская взаимопомощь. При решении национального вопроса в СССР в переходный период к социализму имели место проявления уклона к В. ш. Его социальной базой были остатки эксплуататорских классов, некоторое оживление капиталистических элементов в период нэпа. Выражался В. ш. в игнорировании национальных особенностей, непризнании на практике принципа национального равноправия и т. п. На 10-м (1921), 12-м (1923), 16-м (1930) съездах партии этот уклон был разоблачён и преодолен. Идеология и политика В. ш. чужды советскому обществу. По Конституции СССР (ст. 123) какое бы то ни было прямое или косвенное их проявление караются законом. Коммунистические и рабочие партии, выступающие под знаменем марксизма-ленинизма, ведут решительную, бескомпромиссную борьбу против всех проявлений В. ш., воспитывают трудящихся в духе пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма.

Перестройка

Современное употребление

— Я отказываюсь от любых переговоров, пока вы не прекратите дискриминацию граждан цыганской национальности.

— Да кому они нахрен нужны твои цыгане.

— Вот он, великодержавный шовинизм в действии. Забыли кто для вас Куликовскую битву выиграл?


Выражение "великорусский шовинизм" обычно применялось в литературе либералов и коммунистов. Оно было связано с тем, как русские государственные чиновники уничижительно обращались к иным российским народам.

Изначально имело место схожее выражение - "великодержавный шовинизм русских", которое могло употребляться и по отношению к другим народам. В таком случае конец этого выражения, само собой, заменяли.

Отношение Ленина к термину

Наибольшее распространение выражение получило в обществе революционеров-либералов конца девятнадцатого - начала двадцатого столетий. Как только большевики заполучили власть, выражение резко приобрело крайне негативный оттенок, великодержавный шовинизм противопоставляли интернационализму.

Владимир Ильич Ленин

Ленин о великодержавном русском шовинизме выражался довольно однозначно. Он относился к нему негативно. Владимир Ильич призывал к борьбе с великорусским шовинизмом, в то время как Зиновьев гласил жечь каленым железом все, что содержит малейший намек на шовинизм.

Эту великодержавность в наибольшей мере можно было наблюдать во время образования различных национальных управленческих органов. Земледельческий нарком Яковлев говорил, что шовинизм проникает сквозь аппарат. Он же объявлялся главной государственной опасностью во всех речах, что произносил Иосиф Сталин по поводу национального вопроса на множестве съездов партии.

С течением времени, однако, выражение было забыто, давая больший простор для создания общих госструктур. Вместе с тем русский язык вновь приобрел главенствующую позицию при делопроизводстве, а языки других национальностей все больше пропадали из аппарата. По этой причине выражение "великорусский шовинизм" затерялось в истории на этот период.

Эпоха перестройки

В эпоху перестройки термин вновь отыскал свое место на страницах либеральной печати, а значение его практически не изменилось. Пропала лишь некая марксистская составляющая.

время перестройки

Сейчас же термин используется гораздо реже, чем столетие назад, хотя полностью и не исчез.

Ленин о великорусском шовинизме

В Швейцарии в начале декабря 1914 года Ленин написал статью под названием "О национальной гордости великороссов". В этом же месяце статью опубликовали в газете "Социал-демократ". Вместе со схожими статьями эта раскрывает мнение В. И. Ленина касаемо национального вопроса В Европе и России времен Первой мировой войны.

Владимир Ленин на трибуне

Этот текст был написан во времена начала Первой мировой, когда велись споры между Лениным и его политическими противниками из собственной партии, что обвиняли его в отсутствии любви к Родине.

Текст отмечает серьезное значение вопроса национального по причине попыток России подчинить себе балканские страны, Армению и Галицию (область в Восточной Европе). Также в статье можно обнаружить множество упоминаний об "удушении украинского народа".

Помимо всего прочего, там была сформулирована его демократическо-революционная точка зрения по вопросу нации:

Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою Родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов.

Кроме того, Ленин отмечает высокую значимость отмены в России угнетения наций для процветания экономики:

А экономическое процветание и быстрое развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами.

Оценки "Энциклопедического словаря"

В "Энциклопедическом словаре" было отмечено, что в тексте В. И. Ленина были предоставлены программные положения о понятии передовых русских пролетариев о национальной гордости и патриотизме.

Их патриотизм проявляется в сражении за то, чтобы Родина была избавлена от порабощения и гнета классов-эксплуататоров в борьбе за обретение счастья для своих людей. В таком патриотизме невероятная любовь трудящихся к своей Родине тесно связана с огромной ненавистью к ее противникам и поработителям.

Помимо всего прочего, отмечена гордость В. И. Ленина за рабочий класс в России, которому выпала почетная авангардная роль в борьбе за освобождение людей. Также внимание обращается на мнение Ленина о том, что борьба большевистской партии за социализм отвечает коренным интересам страны и верно понятые интересы нации русского пролетариата совпадают с интересами социалистов рабочего класса других стран.

Оценка краткого словаря

В "Кратком словаре по научному коммунизму" было отмечено, что текст В. И. Ленина представляет собой методологию анализа исторического патриотизма рабочего класса вместе с его единством с интернационализмом пролетарским.

Но были ли взгляды большевиков на вопрос нации интернационалистскими на самом деле? В своей политике действительно ли они исходили из определенного принципа демократического равноправия и равенства всех наций? Или же их мнения и в этой сфере были подчинены классовому подходу марксистов?

Позиция большевиков

В этом вопросе у большевиков считался специалистом И. В. Джугашвили (Сталин). Его и назначили на пост народного комиссара по делам национальностей в РСФСР в период с 1917-го по 1923 год.

Сталин в 1902 году

Большевистская позиция по вопросу национальностей была куда более радикальной, чем у большинства национальных партий, что выступали за автономию культуры. Когда-то нацию державную не делили на определенные этнические составляющие. Нигде ее не называли угнетательской нацией.

В России Советов отношение к самому русскому народу было одним-единственным пунктом, в котором подход классов был отодвинут на задний план, а на передний выдвинута революционерская русофобская ненависть к державной общности русских.

Русофобство и царская власть

Определенная русофобская часть присутствовала и в ненависти классов к монаршеству в Российской империи. Большевики стояли не только за разрушение монаршей власти и самой империи, но также и за право на открепление тех национальностей, что не могут или же не желают продолжать оставаться в рамках чего-то целого.

Использование термина в современности

В наше время выражение "великорусский шовинизм" употребляется крайне редко по сравнению с двадцатыми годами прошлого века, однако полностью оно никуда не пропало.

Владимир Путин

В. В. Путин во время своего выступления на международной конференции под названием "Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации" 18 июня 2004 года высказался о проблемах, которые мешают интеграции, следующим образом:

Если бы мне было позволено принять участие в работе этой секции, я бы сказал, что эти проблемы можно сформулировать очень просто. Это великодержавный шовинизм, это национализм, это личные амбиции тех, от кого зависят политические решения и, наконец, это просто глупость — обыкновенная пещерная глупость.

Во время встречи с представителями молодежных движений в селе Завидово в Тверской области, которая проходила 24 июля 2007 года, Путин в ответ на реплику, касающуюся проблемы миграции, сказал, что это, конечно же, почва для разжигания национализма внутри страны. Но при любом развитии событий недопустим и великодержавный шовинизм.

Осужденный на два года условно за экстремистскую деятельность исполнительный директор "Общества российско-чеченской дружбы", которое запрещено судом, так как признано экстремистским, Станислав Дмитриевский полагает, что в то время, когда имеет место пропаганда шовинизма, все способы предотвращения событий в Кондопоге бессмысленны.

Имеются в виду массовые беспорядки в сентябре 2006 года в карельском городе Кондопоге, вызванные убийствами двоих местных жителей группой, что состояла из шести человек, которые являлись выходцами из Чечни и Дагестана. Для подавления массовых волнений был задействован Петрозаводский ОМОН, в ходе этого подавления было задержано в общем свыше ста человек, принимавших участие в беспорядках на улицах.

беспорядки в Кондопоге

Кроме того, употребление выражения "великорусский шовинизм" можно встретить в фарс-комедии 1995 года под названием "Ширли-мырли". Его использует один из героев фильма, который является цыганом по национальности.

22 апреля 1870 г. родился В. И. Ленин, выдающийся деятель мирового коммунистического движения. Российские ленинисты считают, что его политика не противоречила интересам русского народа. Попробуем убедиться в этом.

В работе 1914 г. "О национальной гордости великороссов" Ленин дает характеристику России:

"Попробуем и мы, великорусские социал-демократы, определить свое отношение к этому идейному течению. Нам, представителям великодержавной нации крайнего востока Европы и доброй доли Азии (пишет интернационалист смешанного нерусского происхождения – замечание автора) , неприлично было бы забывать о громадном значении национального вопроса; — особенно в такой стране, которую справедливо называют “тюрьмой народов”; — в такое время, когда именно на дальнем востоке Европы и в Азии капитализм будит к жизни и к сознанию целый ряд “новых”, больших и малых наций; — в такой момент, когда царская монархия поставила под ружье миллионы великороссов и “инородцев”, чтобы “решить” целый ряд национальных вопросов сообразно интересам совета объединенного дворянства и Гучковых с Крестовниковыми, Долгоруковыми, Кутлерами, Родичевыми."

Т.е. он считает, что Россия насильно удерживает нерусские народы. Но у Ленина было своеобразное отношение к достойным деяниям: "Мы полны чувства национальной гордости, и именно поэтому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое (когда помещики дворяне вели на войну мужиков, чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествуемые капиталистами, ведут нас на войну, чтобы душить Польшу и Украину, чтобы давить демократическое движение в Персии и в Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских, Пуришкевичей. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. “защитой отечества” великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам."

Советские патриоты не любят левых либералов и Ельцина за поощрение сепаратизмов в 1990-е гг. А вот что написал по этому поводу Ленин:

"А экономическое процветание и быстрое развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами — эту разницу забывают наши поклонники истинно русских почти-Бисмарков."

Т.е. он был национал-уменьшителем. Убийства русских в новообразовавшихся государствах его не волновали. Более того, вождь мирового пролетариата считает всех великороссов угнетателями, в том числе и рабочих. Интересно, что Роза Люксембург лучше относилась к России и русским, чем Ленин, на что указывают пассажи из статьи "О праве наций на самоопределение" 1914 г.:

"Если мы не выставим и не проведем в агитации лозунга права на отделение, мы сыграем на руку не только буржуазии, но и феодалам и абсолютизму угнетающей нации. Этот довод Каутский давно выдвинул против Розы Люксембург, и этот довод неоспорим. Боясь “помочь” националистической буржуазии Польши, Роза Люксембург своим отрицанием права на отделение в программе российских марксистов помогает на деле черносотенцам великорусам. Она помогает на деле оппортунистическому примирению с привилегиями (и хуже, чем привилегиями) великорусов. Увлеченная борьбой с национализмом в Польше, Роза Люксембург забыла о национализме великорусов, хотя именно этот национализм и страшнее всего сейчас, именно он менее буржуазен, но более феодален, именно он главный тормоз демократии и пролетарской борьбы. В каждом буржуазном национализме угнетенной нации есть общедемократическое содержание против угнетения, и это-то содержание мы безусловно поддерживаем, строго выделяя стремление к своей национальной исключительности, борясь с стремлением польского буржуа давить еврея и т. д. и т. д."

До этого Ленин также раскритиковал ее подход к проблеме: "Вся задача пролетариев в национальном вопросе “непрактична”, с точки зрения националистической буржуазии каждой нации, ибо пролетарии требуют “абстрактного” равноправия, принципиального отсутствия малейших привилегий, будучи враждебны всякому национализму. Не поняв этого, Роза Люксембург своим неразумным воспеванием практицизма открыла настежь ворота именно для оппортунистов, в особенности для оппортунистических уступок великорусскому национализму. Почему великорусскому? Потому что великорусы в России нация угнетающая, а в национальном отношении, естественно, оппортунизм выразится иначе среди угнетенных и среди угнетающих наций."

Т.е. Ленин просто хочет отделения национальных окраин и вычленения малороссов и белорусов из триединого русского народа. Соответственно позитивная дискриминация в отношении русских уместна и логична.

Предмет гордости лево-либералов пронзительно смотрит сквозь века на их совместные достижения в борьбе за судьбу "малых наций".

Предмет гордости лево-либералов пронзительно смотрит сквозь века на их совместные достижения в борьбе за судьбу "малых наций".

Наконец соратник Гайдара Евгений Ясин в 2010 г. заявил следующее: "Но среди прочего, первый распад Российской Империи состоялся в годы гражданской войны. Если бы не большевики и не их политика самоопределения наций и прочих слов, то Советский Союз был бы невозможен. Как второе издание империи." Вот оно как, оказывается настоящая империя и "империя наоборот" это одно и тоже.

Антикоммунизм, антиленинизм, антисталинизм – удел "либералов"? Не-а. Для них Ленин, Троцкий и Сталин милее русских политиков, они свои люди. Об этом должны помнить все русские национал-консерваторы.


В ходе гражданской войны большевики учредили несколько советских республик в тех провинциях бывшей империи, которые в 1917-1918 гг. провозгласили свою независимость и где у власти первоначально находились буржуазно-националистические правительства.

Большевики отступили только перед силой, когда пытались провести советизацию Финляндии, Польши, республик Прибалтики и в 1920 году признали их независимость и нерушимость границ. В Закавказье и Средней Азии, где противодействие большевикам оказалось меньше, уже в 1920-1921 гг. была повсеместно провозглашена советская власть.

К 1922 году сложилось такое положение. Некоторые республики (Крым, Татария, Башкирия, Якутия, Карелия) уже были явочным порядком включены в РСФСР, и точно такая же участь готовилась Дальневосточной республике (ДВР). Украина, Белоруссия. Азербайджан, Армения, Грузия, Бухара, Хорезм оставались формально независимыми, но местные большевики в них поддерживали идею объединения республик. Вопрос был в том, на каких основаниях оно состоится.

Каменев – автор формулировки

На следующий день Ленин встретился с грузинским коммунистом Буду Мдивани, председателем Союзного Совета Закавказской федерации, сторонником независимости советских республик. Тогда он пришёл к окончательному убеждению, что Советский Союз необходимо строить в форме федерации равноправных республик. РСФСР должна была вступить в эту федерацию наряду с Украиной, Белоруссией и Закавказьем.

Вопрос о том, будет ли ЗСФСР единым членом этого союза или её республики – Грузия, Армения, Азербайджан – вступят туда по отдельности, пока остался открытым.

Для внешней привлекательности

Читайте также: