Великое зловоние в лондоне 1858 кратко

Обновлено: 28.06.2024

На днях в Москве объявили о создании оперативного штаба по обнаружению неприятных запахов, и мы решили вспомнить исторический анекдот о величайшей вони в истории человечества!

От запахов, на которые часто жалуются современные москвичи, лондонцы середины XIX века даже не поморщились бы. Ибо на их памяти в столице Британской империи случилась знаменитая Великая лондонская вонь.

Причины для этого исторического события назревали давно. Как и в любом древнем городе Европы, кроме прославившегося своими инженерными выкрутасами Рима, в Лондоне не слишком много внимания уделяли городской канализации. Нечистоты сбрасывали в маленькие реки, которые в итоге стекали в Темзу. В XVII веке реки прикрыли сверху (как и в Москве), так как количество сбросов увеличивалось, и несчастные водные артерии воздух не озонировали.

Однако вплоть до конца XIX века главный принцип оставался тот же: из многочисленных ручейков и речушек по обе стороны Темзы в нее стекали совсем не вешние воды, а содержимое модной технической новинки — ватерклозетов. В разгар промышленной революции к этому также добавились многочисленные стоки лондонских заводов и фабрик, включая особенно ароматные кожевенные.

В общем, амбре в Лондоне стоял все гуще и гуще, однако городские власти от него отчаянно отмахивались, переводя стрелки друг на друга, ибо река находилась вне чьей-либо юрисдикции.

Все это безобразие продолжалось до 1858 года, который вошел в историю как год Великой лондонской вони. В июне этого года в Лондоне установилась удивительно жаркая и сухая погода. В тени температура доходила до 36 градусов по Цельсию, а на солнце можно было намерять все 48! Все это естественным образом привело к частичному пересыханию Темзы и усиленной душистости ее берегов.

Человек производит довольно много отходов, и избавляться от них нужно правильными способами. Пренебрежение этими требованиями создает немало проблем, и в 1858 г. жители Лондона убедились в этом на собственном опыте. Лето этого года вошло в историю под названием Великое зловоние. Вся британская столица пропахла нечистотами и стала местом, опасным для жизни.

Предпосылки Великого зловония

Начиная со средневековья большие города сталкивались с одной и той же проблемой: утилизация отходов. Во времена, когда технологии еще не могли прийти на помощь человеку в этом деле, неспособность избавляться от отходов приводила к неприятностям. Лондон еще со времен римлян считался одним из крупнейших городов мира. А значит, он всегда находился в зоне повышенного риска.

В Средние века гигиена не пользовалась популярностью. Продукты жизнедеятельности человека зачастую выбрасывали прямо на улицу из окон. По бокам большинства улиц располагалась сточные канавы: в них-то и собирались помои. Хуже того: в средневековых туалетах не было канализационных труб. Нечистоты из сливного отверстия также отправлялись прямо на улицы города – или на чьи-то крыши.

В Лондоне того времени была даже особая профессия – что-то вроде современных ассенизаторов. Специально обученный человек собирал продукты жизнедеятельности на улицах, чтобы хоть как-то очистить город. А что поделать – эта работа оплачивалась, и бедняки вынуждены были заниматься этим не самым приятным делом.

Однако даже ассенизаторы не могли решить проблему полностью. Хотя собранные отходы пускали на удобрение, их все равно было слишком много. Решение нашли неожиданно простое: стали сливать излишки отходов прямо в реку Темзу. Удобно, быстро и ходить далеко не надо. И несколько столетий этот способ себя оправдывал – во всяком случае, так считали лондонцы. Однако вскоре им пришлось убедиться в обратном.

Нездоровая атмосфера

К середине XIX в. стало ясно, что река Темза просто не в состоянии вместить еще больше нечистот. Она вообще уже мало напоминала реку. Это был сплошной и страшно зловонный поток человеческих отходов и мусора, останков животных, мертвой рыбы, грязи и бог знает чего еще.

А лето 1858 г. к тому же выдалось особенно жарким. Под палящим июльским солнцем смрадный поток чуть ли не закипал. Лондонцы вынуждены были признать, что перестарались. Мимо реки невозможно было пройти, не почувствовав дурноту. Темза перестала быть красой и гордостью города и начала угрожать общественному здоровью.

Ситуация усложнилась несколькими вспышками холеры в первой половине XIX в. Болезнь унесла много жизней, и одной из причин заболеваемости стала плохая гигиена города и его жителей. В общей сложности за три вспышки погибло около 40 тыс. человек.

И, конечно, особенно от сложившейся ситуации страдали люди, чьи дома находились рядом с рекой. Они взывали к властям, направляли петиции, умоляли решить проблему. Информация об ужасном положении лондонцев разошлась по всей стране. В других крупных городах Великобритании были, в общем-то, те же трудности.

Спасение в последний момент

Стало ясно: еще одно подобное лето лондонцы просто не переживут. Темза несла в своих водах смерть. Под давлением общественности парламент наконец взял дело в свои руки. Правда, жители города были уверены: власти взялись за проблему только потому, что зловоние с реки уже достигло их элегантных особняков.

Сэр Джозеф подошел к делу с размахом. Он решил построить канализационную систему общей протяженностью 1800 км. Трубы должны были проходить под землей и над ней. Также он построил две дамбы: Челси и Виктория. На работы было потрачено 1,7 млн фунтов, так что проект стал одним из самых дорогих в истории Лондона. Создание канализации заняло несколько лет. Позже Базэлджет признавался, что этот инженерный проект стал одним из крупнейших в его жизни.

Сегодня построенная им канализация по-прежнему успешно функционирует – несмотря на то, что ей уже больше 150 лет. Великое зловоние 1858 г. было побеждено. Лондонцы были счастливы: они снова смогли дышать чистым воздухом, не отравленным смрадом, снова смогли спокойно жить на берегах реки. Со временем Темза вошло в число чистейших рек мира. В ней обитает 125 видов рыб и 400 видов беспозвоночных.

Спасибо за внимание! Лайки и подписки не обязательны, но приветствуются :)


От запахов, на которые часто жалуются современные москвичи, лондонцы середины XIX века даже не поморщились бы. Ибо на их памяти в столице Британской империи случилась знаменитая Великая лондонская вонь.

Причины для этого исторического события назревали давно. Как и в любом древнем городе Европы, кроме прославившегося своими инженерными выкрутасами Рима, в Лондоне не слишком много внимания уделяли городской канализации. Нечистоты сбрасывали в маленькие реки, которые в итоге стекали в Темзу. В XVII веке реки прикрыли сверху (как и в Москве), так как количество сбросов увеличивалось, и несчастные водные артерии воздух не озонировали.

Однако вплоть до конца XIX века главный принцип оставался тот же: из многочисленных ручейков и речушек по обе стороны Темзы в нее стекали совсем не вешние воды, а содержимое модной технической новинки — ватерклозетов. В разгар промышленной революции к этому также добавились многочисленные стоки лондонских заводов и фабрик, включая особенно ароматные кожевенные.

В общем, амбре в Лондоне стоял все гуще и гуще, однако городские власти от него отчаянно отмахивались, переводя стрелки друг на друга, ибо река находилась вне чьей-либо юрисдикции.



Папаша Темз представляет британской столице своих детишек: понос, золотуху и холеру

За спасение города и Темзы взялся инженер Джозеф Базелджет, под руководством которого была сооружена одна из самых эффективных и красивых городских канализационных систем мира. В частности, вестибюли насосных станций — это настоящее произведение искусства. Конечно, стоила эта стройка недешево, однако лондонцы были счастливы заплатить налог, который избавил бы их от великой вони. С некоторыми дополнениями канализационная система Базелджета используется до сих пор. Все кварталы Лондона подсоединены к наклонным тоннелям, которые выводят нечистоты за пределы города.



Вестибюль канализационной насосной станции в Бельведере

Вот так вот некоторые делают карьеру на войнах, а некоторые на вони. И еще неизвестно, чье рыцарское звание более заслуженное!

Содержание

Водоснабжение и санитария

До конца XVI века жители Лондона брали воду из колодцев, из реки Темзы и её притоков, а также из больших цистерн. За пользование водой из цистерн надо было платить, а для контроля были назначены надсмотрщики. Лондонцы, жившие около каналов, наполнявших цистерны, платили за подключения своих домов к водоснабжению, однако нередки были и самовольные подключения. Те, кто не мог заплатить за подключение, должны были получать воду от водовозов. В 1496-м году последние создали собственную гильдию.

В 1582-м году Питер Морис арендовал северный свод Лондонского моста и установил там водяное колесо для насоса, качавшего воду в несколько районов Лондона. В 1584-м и 1701-м году были добавлены еще 2 колеса, действовавшие до 1822-го года.

В 1815-м году было разрешено вывести канализацию в Темзу, куда на протяжении 7 лет сбрасывались канализационные стоки всего города. При этом оттуда же продолжали брать воду для умывания и приготовления пищи.

В Лондоне было более 200 тысяч сточных ям, которые должны были регулярно чиститься, но вследствие высоких цен это делалось нерегулярно, что добавляло смрада в и так не благоухающий воздух Лондона.

События перед Великим Зловонием

Новая канализационная система

Эпидемии холеры

Ссылки

Лондиниум • Англосаксонский Лондон • Средневековый Лондон • Лондон при Тюдорах • Лондон при Стюартах • Лондон XVIII века • Лондон XIX века • Лондон XX века • Блиц • Лондон XXI века

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[Tags|Великобритания, Лондон, история]

Стоит сделать паузу в совсем несвойственных моему журналу политико-экономических темах о новых пошлинах и вернуться к викторианскому Лондону. Как и обещал, расскажу о создании в британской столице такой неблагозвучной, но от этого не менее необходимой городской канализационной системы.



Вскоре получили распространение привычные в нашу эпоху смывные туалеты, что лишь увеличило ежедневный объем сточных вод.
Канализация, перемешиваясь со стоками заводов и боен, подхватывая по дороге многочисленный мусор, уже открыто текла по дождевым канавам и любым низинам в Темзу. В ту самую реку, откуда до сих пор многие горожане брали воду, в том числе для питья и стирки. Через некоторое время разрешение на сброс нечистот в реку отменили, но ситуация уже вышла из под контроля.




Наряду с простыми горожанами страдали даже сильные мира того. Конечно, те, кто могли позволить себе покинуть Лондон, так и поступили. Показательнее всего, однако, бегство парламента из только что простроенного знаменитого здания на берегу Темзы в Хэмптон-корт, а судов – в Оксфорд.
Сначала, правда, с вонью в парламенте пытались бороться пропиткой всех штор хлором и дезинфектами. Однако вскоре автор проекта вентиляции здания написал спикеру, что в таких условиях он снимает с себя всякую ответственность за только что внедренную систему.
Спасаясь от запаха и поднося то и дело к носу платки с розовой водой, члены Палаты общин решили срочно выделить деньги на строительство новой канализации, а также водопровода. Ими был принят закон, обязывавший осуществить проект в кратчайшие сроки. В истории Англии это был, пожалуй, единственный случай, когда от решения до принятия закона прошло всего 18 дней.


В итоге сильные дожди, основательно промывшие Темзу и ее берега, сняли остроту проблемы, но даже самые недальновидные политики поняли, что откладывать со строительством канализации нельзя. К тому же в 1854 году лондонский врач Джон Сноу доказал, что холера, с 40-х годов XIX века буквально выкашивающая население крупных английских городов, напрямую связана с загрязнением воды, а вовсе не с мифическими миазмами воздуха, как было принято считать раньше. (Рассказывая о быте простой лондонской семьи конца викторианской эпохи, я уже упоминал, что долгое время пиво и эль употребляли практически вместо обычной питьевой воды из-за низкого качества последней. Впрочем, люди тогда думали не о бактериях, а о более заметных примесях. Джон Сноу же исследовал ареал заболеваний холерой в Сохо и быстро обнаружил, что источником заразы являлась питьевая колонка на перекрестке, воды которой были отравлены близкой утечкой из поврежденной канализационной трубы.) Впрочем, последнее открытие далеко не все восприняли всерьез, расплатой за что стали эпидемии, с перерывами продолжавшиеся до конца 1860-х годов.


В конце того же 1855 года был создан специальный совет, выбравший среди множества предложенных на конкурс схем проект собственного главного инженера – итальянского архитектора Джозефа Базалгетти (Joseph Bazalgette).



Впрочем, все эти работы бледнеют на фоне обустройства самих канализационных туннелей, которые не только пролегали глубже уровня дна реки, но и шли вдоль нее на протяжении 82 миль. Пропускная способность сооружения составляла сто миллионов галлонов в день! Можно только представить себе стойкость строителей, работавших при постоянной угрозе упасть с лестниц при укладке кирпичных стен, быть либо засыпанными землей, либо затопленными рекой, либо задавленными лошадьми в темном бескрайнем коридоре.
Это редкий рисунок, на котором показаны одновременно несколько важнейших примет Лондоне того времени – железная дорога (похоже, вокзал Чаринг-кросс), метро, водопровод и, конечно, канализация. Обращаю особое внимание на то, что тут можно видеть паровой локомотив, использовавшийся в подземке до ее электрификации.



Ключевые объекты лондонской канализационной системы были возведены в течение шести лет. В церемонии торжественного пуска 4 апреля 1865 года не погнушался принять участие принц Уэльский – будущий король Эдуард VII. Полностью же проект был реализован к 1870 году, именно с тех пор Великий лондонский смрад и в самом деле стал достоянием истории. Стоимость работы достигла совершенно фантастической суммы в три миллиона фунтов. Канализация подарила не только чистый воздух британской столице, но и показала всему миру, на что способен портлендский цемент, сразу после этого нашедший самое широкое применение в строительстве.


Читайте также: