Великий сибирский ледяной поход кратко

Обновлено: 05.07.2024


Вели́кий Сиби́рский Ледяно́й похо́д — принятое в Белом движении название отступления Восточного фронта армии адмирала Колчака на восток зимой 1920 года. В ходе операции в тяжелейших условиях сибирской зимы был совершен беспримерный по протяженности, почти 2000-километровый конно-пеший переход от Барнаула и Новониколаевскадо Читы.

Руководил походом главнокомандующий Восточным фронтом Генерального штаба генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель, назначенный на эту должность в середине декабря 1919 года. После его смерти 26 января 1920 года, командование войсками принял генерал Сергей Николаевич Войцеховский.

История похода

В этих условиях назначение командующим фронтом В.О. Каппеля, который пользовался безграничным доверием и авторитетом в колчаковских войсках, стало первым шагом на пути к попытке избежать гибели всей колчаковской армии. В его распоряжении оставались части только 2-й армии, так как связь и взаимодействие с 1-й и 3-й армиями были утрачены. Контроль над железной дорогой находился в руках Чехословацкого корпуса, в результате чего части генерала Каппеля лишились возможности использовать железную дорогу. Поэтому белые войска погрузились в сани и двигались на них. Армии, таким образом, представляли собой гигантские санные обозы.

Первым шагом Каппеля стал приказ, разрешающий всем колеблющимся сдаваться большевикам или расходиться по домам. В том же приказе он предупреждал, что всех оставшихся с ним ждут тяжелые испытания. Тем самым, он оставлял в строю только наиболее надёжный контингент бойцов. Численность армии резко сократилась, но её боеспособность - повысилась. Первым испытанием стал штурм Красноярска. При подходе белогвардейцев в Красноярске началось восстание рабочих под руководством большевиков, к которому примкнул гарнизон во главе с начальником гарнизона генералом Брониславом Зиневичем. Генерал Зиневич, решив идти на мир с большевиками, стал уговаривать Каппеля по телеграфу сделать то же самое. Генерал Каппель не согласился на мир и затем приказал выбить гарнизон Зиневича из города. После ряда безуспешных стычек (5 — 6 января 1920 года) около 12 тысяч белогвардейцев, обойдя Красноярск с севера, выдержав тяжелый бой с красноармейскими частями у деревни Дрокино и перейдя Енисей, двинулись на восток, примерно столько же человек сдались красноярскому гарнизону. Эти действия части Белой Гвардии были связаны с усталостью от уже проделанного похода и неизвестностью дальнейшего пути.

7 января соединились остатки 2-й и 3-й белых армий, в общем строю насчитывалось до 30 000 человек. Отступление после Красноярска было решено вести несколькими колоннами ввиду трудностей снабжения такой большой массы войск. Колонна под командованием генерала Константина Сахарова шла вдоль Сибирского тракта и железной дороги, а колонна Каппеля направилась на север по Енисею ниже Красноярска, затем по реке Кан до Канска, с целью выйти на железную дорогу у Канска и там соединиться с колонной Сахарова. Этот путь длиной 105 километров по таежной порожистой реке на протяжении 90 километров не имел никаких жилищ, кроме нескольких охотничьих избушек.

В районе устья реки Кан от общей колонны отделяются 11-й Оренбургский казачий полк и 3-й Барнаульский стрелковый полк (командир — полковник А. И. Камбалин), которые под командованием генерала А.П. Перхурова двинулась дальше на север вдоль Енисея до его слияния с Ангарой, самостоятельно проделала за зиму легендарный переход почти в 3000 километров по тайге в сильные морозы от Енисея по Ангаре до устья реки Илим, далее по Илиму к посёлку Илимск, далее к посёлку Усть-Кут. У реки Лена в селе Подымахинское 11 марта 1920 был пленён генерал А.П. Перхуров красными партизанами вместе со своим отрядом, ослабленным от дезертирства, болезней, холода, обморожений и голода. Далее весь путь из Усть-Кута вверх по Лене до Верхоленска остатки отряда двигались под командованием генерала Сукина. Отряд Сукина насчитывал в своих рядах не менее 4-х тысяч человек и хорошо был вооружен. В феврале месяце в деревне Бирюлька Качугского района с ними вёл бой красный отряд Нестора Каландаришвили, отряд Бурлова и отряды крестьян Жигаловского и Качугского районов. Бой продолжался почти весь день. Сукинцы встретили упорное сопротивление и отступили. После они нашли проводников эвенков, обошли Бирюльку окружным путём и двигаясь вверх по реке Лена до реки Чанчур, по Чанчуру до перевала через Байкальский хребет у мыса Онгурен, вышли на дорогу, ведущую на Онгурен. Оттуда, уже не встречая сопротивления, белые ушли за Байкал и далее до Усть-Баргузина. 14 марта 1920 года эта колонна пришла в Читу. Представляла она зрелище больных, обмороженных, изможденных людей.

На этом этапе белым войскам удалось оторваться от преследования, чему способствовала задержка красных войск в Красноярске для восстановления снабжения и пополнения. Уничтожение войск Каппеля было поручено партизанским армиям А.Д. Кравченко и П.Е. Щетинкина. Переход по реке Кан оказался для белых одним из самых тяжёлых участков похода. Историк Руслан Гагкуев описывает так этот эпизод похода:

К 10 января тяжелейший и стоивший больших потерь замерзшими и обмороженными переход по реке Кан окончился - войска вышли в село Барга. Во время этого перехода генерал Каппель провалился в полынью и отморозил ноги. Проведённая ампутация ног и вызванное переохлаждением воспаление лёгких сильно подорвали силы генерала, но он продолжал руководить войсками, поручив генералу Войцеховскому лишь ряд своих полномочий. Узнав о восстании в Канске и переходе гарнизона на сторону большевиков, Каппель 12-14 января обошёл город с юга. Далее войска двигались по Сибирскому тракту, что было немногим легче в условиях начавшихся сильных снегопадов и морозов. 19 января войска заняли станцию Замзор и узнали о восстании в Иркутске. Теперь наряду с трудностями погоды предстояли тяжелые бои. 22 января белые части выбили красных повстанцев и партизан из Нижнеудинска, на следующий день там Каппель провёл своё последнее совещание, а 26 января 1920 года умер в пути движения армии на железнодорожном разъезде Утай, накануне передав управление войсками генералу Войцеховскому. Тело Каппеля войска, продолжившие поход, забрали с собой.

21 января в Иркутске Верховный Правитель России адмирал Колчак был выдан чехословаками большевикам. 23 января в Нижнеудинске на совете штаба армии, собранном умирающим генералом Каппелем, было приняло решение брать Иркутск штурмом, освободить Колчака и создать в Забайкалье новый фронт для борьбы с большевиками. 24 января началось наступление белых войск на Иркутск.

Красноармейцы, захватившие власть в Иркутске, попытались остановить белых, выслав им навстречу из Иркутска красные отряды, которые заняли станцию Зима. 29 января после упорного боя части 2-й армии Войцеховского овладели Зимой.

Движение Белой армии к Иркутску затянулось. Опасаясь, что каппелевцы всё же возьмут Иркутск и освободят Колчака, Ленин прямым приказом санкционировал[4] расстрел Колчака, который был приведён в исполнение 7 февраля 1920 года.

Узнав о расстреле Колчака, генерал Войцеховский не стал проводить уже ставший ненужным штурм Иркутска. Каппелевцы двумя колоннами обошли Иркутск и направились в поселок Большое Голоустное. Планировалось оттуда перейти Байкал и достичь станции Мысовая Забайкальской железной дороги. Там каппелевцев уже ожидали войска атамана Семенова и санитарные поезда.

В середине февраля 1920 года каппелевцы перешли Байкал, который наравне с переходом по реке Кан, стал одним из самых сложных отрезков пути Великого Сибирского похода. Всего Байкал перешло 30-35 тысяч человек. На станции Мысовая раненые и больные каппелевцы, а также женщины и дети были погружены в эшелоны, а здоровые продолжили свой поход (около 600 км) до Читы, которой и достигли в начале марта 1920 года.

Источник: Русская Википедия


Худ. С.Э. Чуданов. Великий Сибирский Ледяной поход (2014 г.)

YouTube


Из тайги, тайги дремучей,
От Амура, от реки,
Молчаливой, грозной тучей
Шли на бой сибиряки.

Их сурово воспитала
Мать суровая тайга,
Бури грозные Байкала
И сибирские снега.

… Знай, Сибирь: в лихие годы
В память славной старины
Честь Великого народа
Отстоят твои сыны.

В октябре 1919 г. началось отступление Русской армии Восточного фронта адмирала Колчака с реки Тобол. После оставления Омска 14 ноября 1919 г. последовало её безостановочное отступление из Западной Сибири в Забайкалье. Чехословацкие легионеры, захватившие железнодорожную дорогу, не позволили отступающей Русской армии, воспользоваться для эвакуации вагонами в своей собственной стране. Они опубликовали меморандум командования и политического руководства Чехословацкого корпуса, в котором говорилось, что чехи впредь будут организовывать лишь эвакуацию собственных эшелонов, и пока не закончат её, не пропустят на восток ни один русский эшелон.




Иркутский художник Шалунов Карл Ефимович "Последний поход генерала Каппеля" (2011 г.)

Полковник В.О. Вырыпаев в своих воспоминаниях пишет: «В туманном сорокаградусном морозе, как в бреду, шли люди, забывшие что такое теплая изба, спутавшие день с ночью, утолявшие голод горстью муки или куском мерзлого сырого мяса, отрубленного клинком, с обмороженными черными лицами, люди готовые каждую минуту схватить заржавевшую винтовку, страшные в своих разношенных валенках и уродливых разномастных шубах, удивленно озиравшиеся, если кругом было тихо и морозный воздух не резали пулеметные очереди и винтовочная трескотня – люди призраки, до идолопоклонения верящие в того, кто их вел.


После смерти Каппеля, армию принявшую наименование каппелевской, повёл далее генерал С.Н. Войцеховский. 30 января в крупном бою на ст. Зима они в ходе 6­часового боя наголову разгромили высланную против них тремя эшелонами из Иркутска Западную группу красных под началом штабс­капитана А.Г. Нестерова, численностью около 1500 бойцов. В ожесточённых боях 6–7 февраля под с. Олонки, продолжавшихся два дня при 30-градусном морозе, с каждой стороны участвовало до 4 тыс бойцов.


9–10 февраля 1920 г. начался переход из Листвянки в Большого Голоустное по льду, 11–14 февраля переход Байкала на восточный берег на ст. Мысовая (Бабушкин), расстояние в этом месте составляет 48 км. Переход начался до рассвета и усугубился начавшейся пургой. Изнеможенные длительным переходом лошади, кованные на обычные подковы без шипов, падали на скользком льду и больше не вставали. По свидетельству проходящих этой ледовой переправой на следующий день, след дороги был отмечен более чем 300­ми павшими и брошенными лошадьми. В конце февраля 1920 года через Байкал, по оценкам очевидцев, прошло более 30 тысяч самых разнообразных повозок, саней, розвальней. Маршрут ледового перехода повторяет старинный гужевой путь, когда­то регулярно прокладывавшийся по льду озера. В XVII в. очевидцы и участники ледовых переправ через Байкал сообщали, что верблюдам, шедшим по льду, привязывали своего рода сапоги, хорошо подкованные снизу. Удержаться на скользком льду могут только хорошо подкованные лошади и быки. Перед выходом на лёд был дан приказ проверить подковы на всех лошадях.


Ледяной поход Войска начинают переход Байкала. Картина худ. П.И. Сафонова участника этого перехода






В мемуарах полковника Вырыпаева можно прочитать, что золото предлагалось Колчаком для нужд отступающей армии, но Каппель отказался от обременительного золотого груза.

В воспоминаниях участников Великого Сибирского Ледяного похода говорится, что слух о перевозке колчаковского золота возник среди отступающих в связи с охраной перевозимого каппелевцами заколоченного гроба с телом своего главнокомандующего, о смерти которого ещё не все знали. Личное мужество генерала снискало среди солдат искреннее уважение, признанием его заслуг стало нежелание оставлять его тело на поругание красным – преклоняясь перед его непререкаемым авторитетом и проявленным мужеством, чтобы захоронить с воинскими почестями, каппелевцы, невзирая на трудности, доставили тело своего командующего в Читу. Его имя имело огромную популярность среди белогвардейцев – самые стойкие и боеспособные части армии стали именоваться каппелевскими, впоследствии, когда войска из Читы переходили в Приморье, были сформированы пехотный полк имени В.О. Каппеля, батарея и бронепоезд, носящий его имя.

При переходе через Байкал на гладком льду крупный конь со старыми подковами, вёзший сани с гробом Каппеля, стал часто падать, и, обессилев, отказался подыматься. Сопутствующие высказали предложение: взорвать лёд и опустить на дно гроб с телом генерала Каппеля. Но большинство было решительно против этого. В этот момент подъехал «очень скромный доброволец – волжанин Самойлов – и предложил впрячь в сани его лошадь вместо беспомощно лежащего и не желающего вставать моего большого коня. Узнав, в чем дело, он быстро соскочил с коня и подвел его к саням. «Возьмите коня для Каппеля, а я доплетусь как­нибудь.

Гроб с телом генерала Каппеля прибыл на Мысовую, и здесь же на следующий день была отслужена первая панихида. Как­то до этого прошедшие через всю Сибирь бойцы не уясняли себе полностью факта смерти Каппеля. Просто большинство не представляло, что генерала Каппеля уже больше нет. Кем­то были распущены слухи, что в закрытом гробу якобы везлись какие­то ценности или деньги, а что сам Каппель уехал вперед, чтобы приготовить место идущим каппелевцам, и прочие подобные небылицы.



Тише. С молитвой склоняем колени.
Пред вами героя родимого прах.
С безмолвной улыбкой на мертвых устах,
Он полон нездешних, святых сновидений..

И Каппеля имя, и подвиг без меры,
Средь славных героев вовек не умрет.
Склони же колени пред Символом веры,
И встань за Отчизну, родимый народ!

Осенью 1920 г., когда Народно­революционная армия продолжила наступление на восток, Чита (где был похоронен Каппель) должна была быть оставлена, каппелевцы перевезли прах генерала в Харбин и захоронили его рядом с православной Иверской церковью. Позднее на могиле установили памятник – крест из чёрного гранита. Могилу уничтожили китайские коммунисты в 1955 г. В начале ХХI в. были обнаружены схемы, по которым удалось разыскать потерянную могилу. 13 января 2007 года прах генерала Владимира Оскаровича Каппеля был перевезён в Россию и с почестями перезахоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.



[2] Федорович А.А. Генерал В.О. Каппель. — Мельбурн: Издательство Русского дома в Мельбурне,1967. 117 с

[4] Тиваненко А. Тайны байкальских глубин. Чита, 2009 г., с. 125.

12 февраля 1920 года каппелевская армия, перейдя по льду замерзший Байкал, вышла в Забайкалье и соединилась с войсками атамана Г.М. Семёнова. Великий Сибирский Ледяной Поход завершился. Армию, правда, вывел не Каппель, скончавшийся 26 января от крупозного воспаления лёгких, а ставший его преемником С.Н. Войцеховский. Тело Каппеля его бойцы сумели вывезти и предали погребению в Чите, до конца сохранив верность умершему вождю. Белый Восточный фронт восстанавливался. Главнокомандующим войсками этого фронта, в соответствии с приказом Колчака, становился Г.М. Семёнов. Каппелевские войска составили 2-й и 3-й корпуса в его армии. Борьба продолжалась.



Картина, изображающая финальный этап Великого Сибирского Ледяного похода.
Хорошо виден гроб В.О. Каппеля, накрытый русским национальным флагом.

Великий Сибирский Ледяной поход можно чётко разбить на три этапа. Отправной точкой первого этапа следует считать оставление Омска в ноябре 1919 года. Колчаковские войска при этом оказались разделены. 1-я армия, отведённая в тыл, полностью разложилась и массово поднимала мятежи и переходила на сторону большевиков. 2-я армия наступала вдоль Транссибирской магистрали, не имея возможности ею воспользоваться: магистраль полностью контролировали чехословацкие легионеры. По пути войскам Каппеля приходилось атаковать мятежные гарнизоны, теряя драгоценное время на стычки с ними. Каппель следовал в поезде, периодически покидая его и выезжая к войскам, когда им приходилось давать бой красным партизанам. А 3-я армия отступала южнее, через Щегловскую тайгу. Этот непроходимый зимой лес, через который шли три довольно узкие дороги, мог бы стать прекрасной оборонительной позицией, если бы не измена 1-й армии и не мятеж генерала Зиневича в Красноярске. В результате тайга превратилась в настоящую ловушку для 3-й армии. По сути, всё отступление она проделала в положении стратегического окружения (даже в этом - трагическое сходство Сибирского Ледяного Похода с Кубанским!): с запада поджимали наступающие войска 3-й и 5-й красных армий, с которыми пепеляевская 1-я армия категорически не желала драться (сам Пепеляев едва успел удрать от своих взбунтовавшихся подчинённых), с востока - мятежный Красноярск, куда на помощь Зиневичу уже стягивались отряды красных партизан, с юга - обширные территории, контролируемые партизанской армией Щетинкина, у которого было более 30 тысяч бойцов с артиллерией и пулемётами. А с севера тянулся Сибирский тракт, но кем он контролируется, кто стоит в населённых пунктах по этому тракту - установить было решительно невозможно, учитывая непроходимость тайги. И где-то там, ещё севернее, пробивались войска 2-й армии, с которыми связи также не было. Из-за отсутствия связи генерал П. Петров, назначенный командовать 3-й армией, вступить в командование так и не смог, продолжая отступление с частями 2-й армии. А 3-й армией командовал её начальник штаба Барышников.



По узкой дороге двигаться могли только две подводы в ряд. А иногда дорога сужалась - и тогда возникали пробки, обойти которые по глубокому, выше человеческого роста, снегу сквозь густой лес армия не могла. Приходилось останавливаться и ждать. Любая поломка в пути или чрезмерное утомление лошадей также стопорили движение. А войска следовали преимущественно пешим порядком. При остановках арьергарду немедленно приходилось занимать оборону, чтобы в случае чего прикрыть армию и многочисленные обозы с мирными жителями от наседающих красных. Красные действительно порой пытались атаковать колонну - силами различных партизанских отрядов. В арьергард в основном посылались 7-я Уральская и Ижевская дивизии.

У посёлка деревни Дмитриевка белому арьергарду пришлось отражать атаки большевиков с трёх сторон - по летней дороге, по главному тракту и по дороге от станции Тайга. Сама же деревня была завалена брошенными санями, артиллерийскими орудиями и обозными повозками, которые передовые части не смогли вывезти из-за катастрофической нехватки лошадей - животные падали замертво от холода и переутомления. Пока растаскивали завалы, освобождая дорогу, 7-я Уральская дивизия полегла почти полностью. А в котловине у посёлка Успенского арьергардная Ижевская дивизия белых обнаружила множество трупов, которые отступающие войска так и бросили неприбранными: хоронить было и некогда, и нечем. Раненые бойцы лежали вперемежку с женщинами и детьми. Большинство умерли от переохлаждения. Тут же валялись в беспорядке трупа павших лошадей, обломки саней, оглоблей, остатки брошенных артиллерийских орудий. С трудом ижевцам удалось раздобыть керосин и поджечь это импровизированное "кладбище" - хотя бы ради того, чтобы по весне отсюда не начали расползаться инфекции.



Войска были утомлены долгим пешим переходом (на санях ехали только женщины, дети и раненые). Кто-то, вконец обессилев, просто садился на снег в стороне от дороги и оставался умирать, в отупении ожидая, когда красные или холод прекратят его страдания. Большевики потом вспоминали, что, двигаясь через Щегловскую тайгу, они ехали по телам сотен полузанесённых снегом людей, некоторые из которых были ещё живы. Тем не менее, эти войска всё ещё оставались боеспособными, огрызались арьергардными боями, цеплялись за каждый изгиб дороги, за каждую деревню, за каждый пригорок или овраг.

2-я армия также несла потери в стычках с партизанами, хотя её беспокоили и меньше, чем 3-ю армию. Каппель умел грамотно организовать оборону. Однако обозы часто становились добычей партизан. Имущество мирных жителей разграблялось, а сами жители подвергались зверской расправе. С подходом войск партизаны немедленно ретировались [1].

Завершился этот первый период похода неудачным боем за мятежный Красноярск. После него прорвавшиеся мимо города части обеих армий белых кое-как встретились в селе Чистоостровском на Енисее. Перед Каппелем встал вопрос, куда двигаться дальше. Железная дорога контролировалась чехами, которые вступили в переговоры с большевиками и поддерживать белых более не собирались. Каппель, до Красноярска следовавший преимущественно в поезде, имел возможность лично созерцать безобразия, чинимые недавними союзниками. И даже послал их командующему - генералу Яну Сыровому - вызов на дуэль, который чешский генерал проигнорировал [2]. Да и поезда, имевшиеся в распоряжении каппелевцев, остались за Красноярском. Поэтому Каппель решил спуститься вниз по Енисею и дальше идти по льду замёрзшей реки Кан, в обход как железной дороги, так и мест дислокации красных партизанских отрядов. Однако часть командиров настаивала на том, чтобы двигаться по Енисею вплоть до Енисейска, после чего сделать обход по северной Ангаре. Этот путь представлялся более безопасным, так как Кан - река порожистая, а её берега изобилуют источниками, так что не было никакой уверенности, что лёд на Кане встал. Однако, этот обход удлиннял маршрут движения каппелевцев на 2 с лишним тысячи вёрст. И Каппель принял решение идти по Кану, предоставив тем, кто пожелает, избрать маршрут по Енисею. Так что в районе Подпорожной белые войска снова разделились.



Каппелевцы движутся по льду Кана

Маршрут по Кану действительно оказался тяжёлым. Под снегом в аршин толщиной струилась вода из термальных источников, пороги Кана, как выяснилось, не замёрзли, их приходилось объезжать. На 35-градусном морозе вода термальных источников, смешиваясь со снегом под давлением людских и конских ног, заледеневала, образуя острые комья, резавшие лошадям надкопытные венчики. Валенки людей, проваливавшихся в снег до воды, моментально обледеневали, покрываясь толстой корой изо льда и снега. Обувь тяжелела, и идти в ней становилось решительно невозможно. Сани, проваливаясь до воды, примерзали, что также задерживало движение колонны: приходилось прилагать огромные усилия, чтобы сдвинуть санный обоз с места. Несколько суток валил снег, из-за пасмурной погоды почти круглосуточно было темно, что удручающе действовало на психику.

Именно во время этого перехода Каппель начерпал воды в свои бурочные сапоги, что привело его к гангрене и воспалению лёгких, от которого генерал и скончался 26 января 1920 года. Однако перед этим предводительствуемая им белая армия ещё имела ряд стычек с большевиками с переменным успехом.

15 января 1920 года каппелевцы с бою овладели Канском и вышли на Сибирский тракт. А 16 января все колонны каппелевских войск, отходившие от Красноярска, неожиданно соединились. Где именно произошло это соединение, историки спорят до сих пор. Однако, соединение резко подняло дух войска. "Нашли друг друга люди, считавшиеся потерянными навсегда", - писал генерал К.В. Сахаров [3]. После этого объединения Каппель реорганизовал армию. Укрупнялись поредевшие части, полки сводились в дивизии. Походное движение регламентировалось, удалось даже упорядочить снабжение. Теперь под рукой Владимира Оскаровича сосредоточилась вполне боеспособная сила в 30 тысяч человек. Эта армия могла совершать переходы по 40 - 60 вёртс в день и успешно действовать против большевиков. Тяжело больной, лишившийся ног главнокомандующий продолжал свой путь в седле во главе армии - войска видели Каппеля, и это невольно подтягивало даже самых малодушных. Рвавшуюся к жизни армию, по меткому выражению историка Р. Гагкуева, вёл умирающий главнокомандующий.



Каппелевцы на привале в одной из деревень по пути Сибирского Ледяного похода.

В 35 верстах перед Нижнеудинском, у селения Ук Каппель дал крупный бой красным партизанам. Победа осталась за белыми, партизаны разбежались, оставив на месте боя 30 трупов. Ещё один бой - правда, скоротечный - последовал непосредственно на подступах к Нижнеудинску 21 января. Город был занят каппелевцами. Из допросов пленных и разговоров с чехами, чьи эшелоны стояли на станции, но чьи полки участия в бою так и не приняли, Каппель выяснил, что в Иркутске власть захвачена эсеро-меньшевистским политцентром [4] и что верховный правитель выдан новой иркутской власти. Каппель собрал совещание командиров, которое проводил, не вставая с койки: у Владимира Оскаровича был сильный жар. Решено было атаковать Иркутск, отбить Колчака и золотой запас, после чего - действовать по обстоятельствам, установив связь с генералом Семёновым в Забайкалье.

Армию после Нижнеудинска вёл уже Войцеховский. Каппель скончался на станции Утай, всего в 17 верстах от Иркутска, в румынском эшелоне. В первых числах февраля 1920 года Войцеховский со своими войсками подошёл к Иркутску. Поначалу ему сопутствовал успех, несмотря на то, что в его армии здоровыми оставались лишь 6 тысяч человек. Однако красные при посредничестве чехов затеяли переговоры, пытаясь выяснить, при каких условиях Войцеховский согласится не штурмовать города. Генерал выдвинул ультиматум: освободить Колчака, вернуть золотой запас России, выдать армии тёплые вещи по наличному количеству людей, а также продовольствие и фураж. Однако в ночь на 7 февраля большевики под прикрытием переговоров расстреляли Колчака. Штурм города окончательно становился бессмысленной тратой человеческих жизней. Вырыпаев принял решение вести армию в обход города. Этому решению, по свидетельству Вырыпаева, способствовал ультиматум чехов, пригрозивших атаковать и разоружить каппелевские войска. Сами по себе чехи вряд ли могли смутить Войцеховского - полагаю, у многих его бойцов имелось горячее желание поквитаться с ними за все их подлости. Но губить понапрасну жизнь своих бойцов, не имея уже надежды вызволить Колчака, было глупо.



Генерал Сергей Николаевич Войцеховский.
Именно он вывел каппелевскую армию в Забайкалье

В ночь на 9 февраля каппелевская армия двинулась в обход Иркутска. Начался последний, третий этап похода. Гроб с телом Каппеля армия везла в своём обозе: даже мёртвого, она не хотела оставлять Каппеля на поругание большевикам. Генерал сохранил верность своей армии до конца - теперь армия хранила верность своему генералу.

Спустившись к Байкалу, Войцеховский попытался найти проводников из числа местных жителей, однако крестьяне категорически отказались. Лёд на Байкале и без того не отличался прочностью из-за подводных течений и ключей, а также сильных морозов, вызывающих трещины и разломы льда на отдельные поля. Теперь же, по свидетельству старожилов, лёд на озере только-только встал, и идти на него было сущим безумием. Однако, у Вырыпаева не оставалось выбора. Армия двинулась через замёрзший Байкал. Можно представить себе, что чувствовали люди, вереницей тянувшиеся через огромное озеро, когда то справа, то слева от них раздавался предательский треск и обнажались полосы воды шириной до фута. Никто не знает, сколько белогвардейцев и членов их семей в тот роковой февраль ушли на дно Байкала вместе со всеми своими нехитрыми пожитками. Лошади скользили на льду и падали, отказывались идти, и их приходилось бросать.



Каппелевский обоз во время перехода через Байкал



Лёд Байкала от сильных морозов начинает трескаться. И лопается, образуя широкие полыньи.
Становится жутко при мысли о том, сколько человек в том роковом феврале 1920 года
ушли под лёд, не дойдя всего нескольких десятков метров до спасительного берега.

В какой-то момент пала и лошадь, вёзшая гроб с телом Каппеля. Кто-то высказал предложение опустить гроб в воду, предав тело генерала Байкалу, однако большинство каппелевцев категорически воспротивились. С большим трудом удалось впрячь в сани с гробом Каппеля низкорослую сибирскую лошадку добровольца Самойлова - волжанина, участвовавшего в Белом Движении с самых первых дней. И Каппель продолжил свой последний путь.

На рассвете 12 февраля (по другим данным - 14 февраля) передовые части Ижевской дивизии вышли к окраинам города Мысовска на юго-восточном берегу Байкала, где встретились с частями японского экспедиционного корпуса, стоявшими в городе. Весь день каппелевские части выбирались на берег и сосредотачивались в Мысовске. Всего в тот день через Байкал переправились 30 тысяч человек, из которых только 5 тысяч были здоровы. Остальные - раненые, обмороженные или страдающие тифом. Но теперь они были в безопасности. До конца февраля в Забайкалье вышло около 60 тысяч каппелевцев и мирных беженцев - подтягивались отставшие. В тот же день 12 февраля на станции Мысовой была отслужена первая панихида по генералу Каппелю. Великий Сибирский Ледяной поход завершился.



Нагрудный знак для участников Великого Сибирского Ледяного Похода

Колчаковской армии пришлось отступить значительно восточнее тех рубежей, с которых она начинала своё наступление весной 1919 года. Войска понесли тяжёлые потери, армии пришлось свернуть в корпуса, дивизии - в полки. Но Восточный фронт удалось сохранить. В Забайкалье каппелевские части под командованием Семёнова вели бои до октября 1920 года, а затем организованно отошли в Приморье, где антибольшевистское сопротивление удалось подавить только глубокой осенью 1922 года. Каппелевцы с боями преодолели расстояние более 2 тысяч вёрст через глухую тайгу, сквозь пронизывающий мороз, ледяной ветер и снегопад, зачастую не имея на походе самого необходимого. Но остались всё той же грозной для большевиков силой. Так что Великий Сибирский Ледяной поход однозначно следует признать важной стратегической победой белых. Увы, по большому счёту - последней на Восточном фронте.



Групповое фото выживших участников Великого Сибирского Ледяного похода

________________________________________ ____
Примечания.
[1] Вырыпаев вспоминал: " В Щеглове и близрасположенных деревнях и селах свирепствовала какая-то особенная по своим зверствам банда. Захваченных людей партизаны-бандиты обыкновенно раздевали донага и при 35—40-гра­дусном морозе обливали водой, подстегивая плетью или палками, пока несчастная жертва падала замертво. Были случаи, когда грудных мла­денцев убивали, хватая за ноги, об угол дома или о замерзшую землю. И вообще изощрялись над несчастными на разные лады. При подходе воинских частей эти зверские банды куда-то исчезали".
[2] Существует ошибочное мнение, что Сыровой отклонил вызов Каппеля, сославшись на нежелание "драться с инвалидами". В действительности этот вызов последовал ещё в декабре 1919 года, когда до Каппеля дошли сведения о задержке эшелонов Верховного Правителя в Нижнеудинске. Инвалидом же Каппель стал уже после неудачного Красноярского сражения.
[3] Цит. по: "Досье-коллекция: Белая Гвардия", №11 за 2013 год.
[4] Вырыпаев метко охарактеризовал Политцентр как "большевиков и их попутчиков". Не знал Василий Осипович, что уже 23 января власть в Иркутске перешла от Политцентра к чисто большевистскому ВРК, но понял всё правильно!

Руководил походом главнокомандующий Восточным фронтом Генерального штаба генерал-лейтенант Владимир Оскарович Каппель. После его смерти 26 января 1920 года, командование войсками принял генерал Сергей Николаевич Войцеховский.

Содержание

История похода



Отступление началось после оставления частями Белой армии Омска 14 ноября 1919 года. Армия, возглавляемая генералом Каппелем, отступала вдоль Транссибирской железной дороги, пользуясь для перевозки раненых имевшимися эшелонами. По пятам с запада наступала Красная армия. Ситуация осложнялась многочисленными мятежами в тыловых городах и атаками разрозненных партизанских и бандитских отрядов. Ещё больше усугубляли переход лютые сибирские морозы.

Контроль над железной дорогой находился в руках Чехословацкого корпуса, в результате чего части генерала Каппеля лишились возможности использовать железную дорогу. Поэтому белые войска погрузились в сани и двигались на них. Армии, таким образом, представляли собой гигантские санные обозы.

При подходе белогвардейцев в Красноярске началось восстание гарнизона во главе с начальником гарнизона генералом Брониславом Зиневичем. Генерал Зиневич, решив идти на мир с большевиками, стал уговаривать Каппеля по телеграфу сделать то же самое. Генерал Каппель не согласился на мир и затем приказал выбить гарнизон Зиневича из города. После ряда стычек (5 — 6 января 1920 года) около 12 тысяч белогвардейцев, обойдя Красноярск с севера и перейдя Енисей, двинулись на восток, примерно столько же человек сдались красноярскому гарнизону. Эти действия части Белой Гвардии были связаны с усталостью от уже проделанного похода и неизвестность дальнейшего пути.

Отступление после Красноярска разбилось на несколько колонн. Колонна под командованием Константина Сахарова шла вдоль Сибирского тракта и железной дороги, а колонна Каппеля направилась на север по Енисею, затем по реке Кан до Канска, где соединилась с колонной Сахарова. Часть второй колонны двинулась дальше на север вдоль Енисея до его слияния с Ангарой, затем по Ангаре до устья реки Илим, по которой направилась до Илимска, после чего направилась через Байкал на Усть-Баргузин и Читу.

Переход по реке Кан оказался одним из самых тяжёлых участков похода. Историк Руслан Гагкуев описывает так этот эпизод похода:

Движение по реке Кан было не только тяжёлым, но и крайне опасным. Река, покрытая толстым слоем снега, под которым струилась вода незамерзающих горячих источников, тридцатипятиградусный мороз… Более тяжёлые условия, пожалуй, придумать сложно. Люди, двигаясь в темноте по реке, фактически, наощупь, постоянно проваливались в полыньи, которые не были видны под снегом. Многих из них покидали силы и они оставались лежать на этом крёстном пути… [1]



Во время перехода генерал Каппель провалился в полынью и отморозил ноги. Проведённая ампутация ног и вызванное переохлаждением воспаление лёгких сильно подорвали силы генерала и 26 января 1920 года Каппель умер, передав управление войсками генералу Войцеховскому. Тело Каппеля войска, продолжившие поход, забрали с собой.

15 января 1920 года белыми был занят Канск.

21 января в Иркутске Верховный Правитель России адмирал Колчак был выдан чехословаками большевикам. 23 января в Нижнеудинске на совете штаба армии, собранном умирающим генералом Каппелем, было приняло решение брать Иркутск штурмом, освободить Колчака и создать в Забайкалье новый фронт для борьбы с большевиками.

Красноармейцы, захватившие власть в Иркутске, попытались остановить белых, выслав им навстречу из Иркутска красные отряды, которые заняли станцию Зима. 29 января после упорного боя части 2-й армии Войцеховского овладели Зимой.

Движение Белой армии к Иркутску затянулось. Опасаясь, что каппелевцы всё же возьмут Иркутск и освободят Колчака, Ленин прямым приказом санкционировал [источник не указан 1095 дней] расстрел Колчака, который был приведён в исполнение 7 февраля 1920 года.

Узнав об расстреле Колчака, генерал Войцеховский не стал проводить уже ставший ненужным штурм Иркутска. Каппелевцы двумя колоннами обошли Иркутск и направились в поселок Большое Голоустное. Планировалось оттуда перейти Байкал и достичь станции Мысовая Забайкальской железной дороги. Там каппелевцев уже ожидали войска атамана Семенова и санитарные поезда.

В середине февраля 1920 года каппелевцы перешли Байкал, который наравне с переходом по реке Кан, стал одним из самых сложных отрезков пути Великого Сибирского похода. Всего Байкал перешло 30-35 тысяч человек. На станции Мысовая раненые и больные каппелевцы, а также женщины и дети были погружены в эшелоны, а здоровые продолжили свой поход (около 600 км) до Читы, которой и достигли в начале марта 1920 года. [2]

Читайте также: