Великие державы 19 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

XIX век стал периодом открытий и перемен во всех областях жизни. Он стал веком утверждения новой, индустриальной цивилизации. В этот период сформировалось ядро государств, занимающих в наши дни передовые позиции в мире и определяющие судьбы планеты.

На этот процесс повлияли три величайших события:

  • войны североамериканских колоний за независимость;
  • промышленный переворот, начавшийся в Англии в XVIII веке;
  • Великая французская революция 1789-1794 гг.

Промышленный переворот – это процесс перехода от мануфактур с ручным трудом к заводам, основанным на использовании машин.

Ключевыми признаками цивилизации стали:

  • Изменения в сфере экспериментальной науки (внедрение научных достижений в сельское хозяйство и промышленное производство, использование паровых машин, создание двигателей (водяные и паровые турбины, двигатель внутреннего сгорания), развитие железнодорожных путей, изобретение радио, телеграфа, телефона, развитие океанского пароходства, создание самолета, развитие электроэнергетики;
  • Изменения в военной области (появление огнестрельного оружия, дальнобойной артиллерии, бездымного пороха, создание бронированных кораблей;
  • Изменения в социальной сфере (буржуазные революции в странах Европы, Америке и Японии, формирование основных классов капиталистического общества, противостояние буржуазии и пролетариата, появление интеллигенции;
  • Изменения в духовной сфере (ослабление традиционных религий, рост нетрадиционных идеологий, возникновение политических партий; образование республик и конституционных монархий;
  • в международных отношениях произошел колониальный раздел мира, вооруженное соперничество держав, сопровождавшееся разрушениями и человеческими потерями.

Образование Германской империи

В 1862 году правительство Пруссии возглавил Отто фон Бисмарк. Бисмарк начал объединение Германии. Первыми шагами процесса стали войны с Данией в 1864 году и Австрией в 1866 году.

Государства Ганновер, Нассау, Гессен, Франкфурт присоединялись к Пруссии. Австрия устранялась от решения германских вопросов. Также Пражский мир предусматривал создание Северо-Германского союза. Пруссия стала лидером национального объединения Германии.

Северогерманский союз — это основанный в 1866 году федеративный союз германских государств, включавший немецкие земли севернее реки Майн.

Готовые работы на аналогичную тему

Россия, соблюдая нейтралитет, облегчала объединительный процесс Пруссии. В Северо-Германском союзе Пруссия имела главенствующую роль, обеспечивавшаяся прежде всего передачей ей руководства союзными войсками.

Интересы буржуазии поддерживались введением свободы передвижения, единой для всех германских государства системы мер и весов, отменой цеховых привилегий, что открывало возможности для развития капитализма и укрепляло альянс буржуазии с правительственными кругами. Но буржуазия не получила доступ к политической власти. Пережитки феодализма сказывались в различных сферах жизни.

Успехи Пруссии пугали соседнюю Францию. Наполеон III счел своевременным в 1870 году начать с Пруссией войну. Однако Пруссия была более подготовлена к войне, чем Франция. Пруссия мобилизовала 1 млн. чел., в то время как французская армия насчитывала 500 тысяч человек. Вооружение прусской армии также имело количественное и качественное превосходство.

Франко-прусская война для немцев была исторически прогрессивной, так как тем самым они стремились завершить национальное объединение. Франция своей целью ставила задержать объединение германских государств , чтобы сохранять преобладающее влияние в Европе.

4 августа 1870 года германские войска начали наступление. Франция начала сразу терпеть неудачи. В районе Седана немецкие войска нанесли французской армии сокрушительный удар. 2 сентября седанская крепость капитулировала. С сентября 1870 года характер войны изменился. Теперь Франция вела освободительную войну, а Германия стремилась к захвату Эльзаса и Лотарингии.

27 октября 1870 года маршал А. Баэен без боя сдал крепость Мец со 180-тысячным гарнизоном. С капитуляцией освободились значительные силы Прусии для осады Парижа. 18 января 1871 года Вильгельм I во дворце Версале был провозглашен королем Германской империи.

Страх перед выступлениями рабочих вынуждал французское правительство к заключению мира. Заключенный 10 мая 1871года мирный договор имел тяжелые для Франции последствия. Франция была должна выплатить контрибуцию в 5 млрд. франков, уступала Эльзас и часть Лотарингии.

Победа Пруссии завершила объединение германских государств в единую Германскую империю. Выплаченная французами контрибуция стала фундаментом для новой немецкой экономики. Затем фон Бисмарк объявил, что для Германской империи колониальная политика не является приоритетом.

Юнкерство – это прослойка крупных земельных собственников в Пруссии.

Немецкие государства, остававшиеся за пределами Северо-Германского союза, подчинились Пруссии. В Германскую империю вошли 22 монархии и три вольных города Бремен, Любек и Гамбург. В апреле 1871 года в Германии была принята конституция, утверждавшая в стране федеративное государственное устройство.

Объединение Германии стало прогрессивным явлением, поспособствовавшим развитию в стране капитализма. Однако объединение во главе с Пруссией было реакционным и опасным для Европы. Победа Германии превратила ее военные силы в инструмент внутренней и внешней политики.

так со времени Венского конгреса 1815 г. до шестидесятых годов назывались пять европейских держав: Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия и Россия, потому что они преимущественно управляли политическою жизнью Европы. В настоящее время шестою В. державою признается обыкновенно Италия.

термин, принятый для обозначения наиболее мощных государств, играющих ведущую роль на международной арене. После 2-й мировой войны 1939—45 В. д. считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай (его место в Совете Безопасности незаконно занимает поддерживаемый западными державами чанкайшист).

Великие державы — так со времени Венского конгреса 1815 г. до шестидесятых годов назывались пять европейских держав: Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия и Россия, потому что они преимущественно управляли политическою жизнью Европы. В настоящее время шестой В. державой признается обыкновенно Италия.

термин, принятый для обозначения наиболее мощных гос-в, играющих ведущую роль на междунар. арене. В наст. время такими державами считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН - СССР, США, Великобритания, Франция и Китай (по воле реакц. кругов империалистич. Гос-в место КНР в Совете Безопасности пока еще незаконно занимает чанкайшист). Устав ООН, признавая за всеми гос-вами принцип суверенного равенства, независимо от их размера, политич. влияния, воен. и экономич. уровня развития, в то же время возлагает на вышеназванные В. д. гл. ответственность за сохранение междунар. мира и безопасности.

В различные историч. эпохи разные державы претендовали на роль "великих". В период феодально-абсолютистских монархий каждое более или менее крупное гос-во считало себя великим. Это приводило к многочисл. спорам о старшинстве государей и их дипломатич. представителей. Венский конгресс 1814-15 констатировал наличие пяти В. д.: Австрии, Великобритании, Пруссии, России и Франции. После создания объединенных германского (1871) и итальянского (1861-70) гос-в Германия заняла место Пруссии, в число В. д. вошла Италия. На рубеже 19-20 вв. усилилась роль нек-рых др. гос-в. В. д. стали признаваться США и Япония. После 1-й мировой войны 1914-18 утратила значение В. д. и перестала существовать как гос-во Австро-Венгрия, временно снизилась роль в междунар. отношениях Германии. В результате 2-й мировой войны 1939-45 Германия и ее союзники - Италия и Япония, потеряли значение В. д. В число В. д. вошел Китай. В наст. время к В. д. могут быть отнесены Индия и Индонезия, располагающие крупными территориями и большим населением. Эти гос-ва играют все возрастающую роль в междунар. отношениях, в частности в ООН и др. междунар. орг-циях, конференциях и совещаниях. Своей миролюбивой политикой Индия и Индонезия завоевали себе признанный авторитет на междунар. арене, и в наст. время значит. число крупных междунар. вопросов решается, как правило, с их участием.

- государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны В д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус В.д. не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение реальной роли В.д. в международной жизни. Особое положение В.д., закрепленное в Уставе ООН, объясняется формально лежащей на В д главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности.Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям В.д. наделены особым правом, воплощенным в принципе единогласия В.д, в Совете Безопасности ООН. Включение этого принципа в Устав ООН объясняется тем, что без единства действий В.д. не могут быть обеспечены мир и безопасность народов. Возложив на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание пира и безопасности и наделив его особыми полномочиями, правом принимать решения, обязательные для всех членов ООН, в т.ч. решения о применении коллективных принудительных мер к нарушителям международного мира и безопасности, государства - члены ООН признают тем самым особое значение постоянных членов Совета Безопасности в осуществлении целей и принципов ООН, в обеспечении международного мира. Принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности учитывает ту политическую реальность, что обеспечение мирного сотрудничества В д и их согласованные действия по созданию коллективной безопасности являются наиболее существенной гарантией международного мира и предпосылкой развития мирных отношений между всеми государствами. В последнее время многие государства поднимают вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, в частности, за счет Германии, Индии, Бразилии и т.д.

государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны В д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус В.д. не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение реальной роли В.д. в международной жизни. Особое положение В.д., закрепленное в Уставе ООН, объясняется формально лежащей на В д главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности. Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям В.д. наделены особым правом, воплощенным в принципе единогласия В.д, в Совете Безопасности ООН. Включение этого принципа в Устав ООН объясняется тем, что без единства действий В.д. не могут быть обеспечены мир и безопасность народов. Возложив на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание пира и безопасности и наделив его особыми полномочиями, правом принимать решения, обязательные для всех членов ООН, в т.ч. решения о применении коллективных принудительных мер к нарушителям международного мира и безопасности, государства члены ООН признают тем самым особое значение постоянных членов Совета Безопасности в осуществлении целей и принципов ООН, в обеспечении международного мира. Принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности учитывает ту политическую реальность, что обеспечение мирного сотрудничества В д и их согласованные действия по созданию коллективной безопасности являются наиболее существенной гарантией международного мира и предпосылкой развития мирных отношений между всеми государствами. В последнее время многие государства поднимают вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, в частности, за счет Германии, Индии, Бразилии и т.д.

государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны В.д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус В.д. не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение их реальной роли в международной жизни. Особое положение В.д., закрепленное в Уставе ООН, формально объясняется лежащей на них главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности. Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям В.д. наделены особым правом, воплощенным в единогласия принципе этих стран в Совете Безопасности ООН.

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ — государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны В.д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. — СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус В.д. не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение их реальной роли в международной жизни. Особое положение В.д., закрепленное в Уставе ООН, формально объясняется лежащей на них главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности. Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям В.д. наделены особым правом, воплощенным в единогласия принципе этих стран в Совете Безопасности ООН.

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ - государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны В.д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус В.д. не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение их реальной роли в международной жизни. Особое положение В.д., закрепленное в Уставе ООН, формально объясняется лежащей на них главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности. Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям В.д. наделены особым правом, воплощенным в единогласия принципе этих стран в Совете Безопасности ООН.

Великие державы - государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений.
Великие державы - формально - постоянные члены Совета Безопасности ООН. Уставом ООН на великие державы возлагается главная ответственность за поддержание мира и всеобщей безопасности.

Вели́кая держа́ва — условное, неюридическое обозначение государств (держав), которые благодаря своему военному и экономическому потенциалу оказывают определяющее политическое влияние на систему Файл:CongressVienna.jpg

Венский конгресс великих держав в начале XIX века

Современные великие державы на карте мира

После XIX века Италия претендовала на вхождение в клуб великих держав. А в начале XX века из числа восьми великих держав фактически вышла распавшаяся Австро-Венгрия, как и распалась Османская империя, которая приблизилась было к статусу великих держав. К внеевропейским великим державам в конце XIX — начале XX века стали причислять новую первую экономику мира Соединённые Штаты Америки (которые, впрочем, большого влияния на международную политику до Первой мировой войны не оказывали) и модернизировавшуюся США, Великобритания, СССР. Во время Второй мировой войны нацистская Германия и Совета Безопасности ООН : США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. Эти же державы приобрели дополнительное влияние благодаря обладанию ядерным оружием. Великобритания утратила статус сверхдержавы ввиду распада Британской империи; США и СССР в эпоху Холодной войны стали сверхдержавами, возглавлявшими мощнейшие военно-политические блоки (НАТО и ОВД соответственно), имевшие военно-стратегический паритет . Япония и воссоединившаяся Германия.

В первое время после окончания холодной войны и распада Советского Союза, несмотря на признанное полноправное правопреемничество от СССР (в т.ч. в ООН) и унаследованные советские ядерные силы, России утратила свои статусы великой державы и сверхдержавы, так как испытала системный экономический, внутриполитический и военный кризис. Связанные с благоприятной мировой конъюнктурой экономические успехи и политическая стабильность России с начала XXI века позволили ей усилить свое положение в мире и особенно в СНГ.

В современном мире Китай приблизился к статусу сверхдержавы и активно обсуждается необходимость реформы Совета Безопасности ООН . Германия, Япония, Индия, Бразилия и реже ЮАР, Италия, Мексика рассматриваются как кандидаты в число постоянных членов расширенного состава Совета Безопасности. Однако из них только Япония (как экономически-технологически-финансово вторая ключевая страна Запада с конца XX века) и Германия (как лидер Европейского союза), а также называемые иногда потенциальными сверхдержавами Индия (как ядерная держава и вторая миллиардная по населению страна с экономикой и наукой, бурно растущими с начала XXI века) и Бразилия (как лидер развития Латинской Америки) могут консенсусно считаться в качестве новых фактических великих держав современности.

Мировые державы – это страны, обладающие наибольшей геополитической силой, которые могут оказать влияние на мировую политику или политику отдельных регионов. Мировые державы подразделяются на сверхдержавы, великие державы и региональные державы.

Содержание статьи

Великие державы на карте мира

  • Какие государства можно назвать мировыми державами
  • Что такое мировое сообщество
  • Какова роль России в мировой политике

Сверхдержавы

Сверхдержавой называют государство с огромным политическим влиянием, обладающее экономическим и военным превосходством над другими государствами мира. Геополитическое положение сверхдержав позволяет им оказывать влияние на государства в самых удаленных точках планеты. В современном мире сверхдержавы должны обладать стратегическим запасом ядерного оружия.

Среди политологов существует мнение, что эпоха сверхдержав ушла в прошлое. Нынешний мир становится многополярным, с несколькими центрами влияния и возрастающей ролью потенциальных и региональных сверхдержав. К потенциальным сверхдержавам сейчас относят Китай, Бразилию, Европейский союз, Индию и Россию.

Великие державы

Великими державами называют государства, которые в силу своего политического влияния играют определяющую роль в мировой геополитической ситуации. Это название является неофициальным, оно появилось после наполеоновских войн и введено в официальный оборот Леопольдом фон Ранке.

В новейшей истории статус великих держав имели пять стран – членов Совета безопасности ООН. Все великие державы участвовали в большинстве мировых конфликтов и являются ядерными державами.

В современном мире выделяют 10 великих держав: США, Китай, Россия, Индия, Япония, Германия, Франция, Бразилия и Великобритания.

Региональные державы

Региональные державы – это неюридическое название государств, которые благодаря своему экономическому и политическому потенциалу играют главную роль в системе международных отношений в отдельных макрорегионах. При этом, в мировой политике они не обладают большим влиянием, за исключением тех региональных держав, которые одновременно являются великими державами.

В современном мире насчитывается 24 региональные державы. В Ближневосточной Азии это Израиль, Иран, Саудовская Аравия и Израиль. В Восточной Азии – Китай, Япония и Южная Корея. В Южной Азии – Индия и Пакистан. В Юго-Восточной Азии – Индонезия. В Америке – США и Канада. В Латинской Америке – Бразилия и Мексика. В Северной Африке – Египет. В Западной и Центральной Африке – Нигерия. В Южной Африке – ЮАР. В Западной Европе – Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция. В Восточной Европе – Россия. В Океании – Австралия.

Читайте также: