Вековые индивидуальные особенности ребенка кратко

Обновлено: 02.07.2024

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и
учитывать психологические и индивидуальные особенности
ребенка. Возможности маленького ребенка велики, но не
безграничны. Нельзя форсировать развитие без учета возможностей
ребенка-дошкольника. Но и задержки в развитии также не
допустимы.
Ребенку дошкольного возраста свойственны специфические
особенности. Склонность к подражанию, импульсивность,
преобладание чувства над разумом, недостаточная способность к
волевым усилиям, самоконтролю, отсутствие жизненного опыта,
стремление к самостоятельности, к открытию нового - все это
непременные спутники дошкольного детства.

Дошкольный период — пора интенсивных накоплений физических,
умственных и духовных сил. В это время происходит бурный рост
всего организма, развитие мозга и связанное с этим усложнение
процессов высшей нервной деятельности. У малыша повышается
чувствительность к сигналам внешнего мира возможность их
анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших
полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений
и представлений. И предметы ближайшего окружения, и
поступки людей, и события общественной жизни по мере
взросления ребенка все больше привлекают его внимание,
призывают вглядываться, искать объяснения, будят его
воображение, мысль.

ТЕМПЕРАМЕНТ-ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА.

Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного занятия на другое.

Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста.

Выполнила работу: воспитатель Першина Елена Александровна

Индивидуальные особенности ребенка.

1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:

- активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).

- преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)

- преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)

- эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)

- гибкость - отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди)

Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.

2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.

З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.

4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.

обеспечение психофизического, личностного и интеллектуального развития детей до 3 лет через объединение усилий семьи и педагогов. Среди ожидаемых эффектов Монтессори - группы — высокая мотивация к познавательной деятельности, отсутствие или исчезновение психосоматических причин для заболеваний.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.

I. Универсальными законами развития являются:

1. наличие базисных человеческих потребностей,

2. возрастная периодизация развития,

3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,

4. сензитивная периодизация развития.

Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.

II. Индивидуальными особенностями являются :

1. характеристики темперамента,

2. способности,

3. состояние здоровья,

4. темпы соматического развития, формирования ЦНС

I. Универсальные законы развития.

1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными мы считаем потребности:

- В пище, тепле, сне

- В безопасности - В принятии и принадлежности

3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм

познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

4. Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

III. Средства образования.

В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают : специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.

1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦеННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мир.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.


Воспитатель Пухова М.А.

Одним из параметров оценки уровня нервно психического развития является оценка поведения ребенка. У детей, воспитывающихся в учреждениях для детей сирот или оставшихся без попечения родителей, мы можем отмечать различные формы отклонений в поведении.

По заключениям физиологов такие отклонения проявляются либо в сторону повышения, либо понижения возбудимости нервной системы ребенка. Эти отклонения могут быть временными и если их во время не предотвратить становятся более стойкими.

Прежде всего, нам необходимо знать, что характерно для нормального поведения ребенка, состояния оптимальной возбудимости их нервной системы. Для такого состояния характерно следующее. Во-первых, ребенок адекватно реагирует на силу раздражителя, которую он получает из внешней среды. Во-вторых, важным является то, насколько быстрота ответных реакций ребенка соответствует тому темпу, который предъявляет среда. Существенным показателем является такое поведение ребенка, которое должно соответствовать его органическому состоянию. Так, если ребенок голоден - он охотно принимает пищу, если устал - спокойно засыпает. Очень часто дети ведут себя не вполне адекватно; отказываются, от еды, сна. При этом наблюдаются состояния как повышенной, так и пониженной возбудимости.

Состояние повышенной возбудимости может быть связано с получением радости, при этом повышается их эмоциональное состояние. Это бывает на интересных занятиях, во время веселых подвижных игр, при встречах с близкими. Такие состояния необходимы для детей. Но при этом нужно помнить, что нервная система ребенка еще очень ранима, и, если такое состояние длительно, может привести к срыву в поведении детей в результате переутомления.

Однако чаще дети возбуждаются или приходят в состояние пониженной возбудимости в результате других причин (Например, раннее укладывание на дневной сон.)

Такие состояния могут быть в момент заболевания, так же, как и выздоровления, когда нервная система ребенка еще не окрепла после болезни. В этих случаях необходимо создание для ребенка щадящего режима. Такие состояния могут возникнуть и в момент утомления (например, к концу замятия). В этом случае необходима смена видов деятельности, либо своевременный отдых. Часто причинами отклонений в поведении детей является неудовлетворение органических потребностей ребенка во сне, аппетите, гигиеническом уходе и др. Особое внимание хотелось бы обратить на тот факт, что дети в осенне-зимний период недостаточно времени проводят на свежем воздухе, что сугубо отрицательно влияет на их здоровье, состояние возбудимости нервной системы,

Такие режимные процессы, как кормление, укладывание на сон должны проходить спокойно, без спешки, уделяя максимально времени для общения с каждый ребенком.

Особенно много отклонений в поведении возникает при неправильной организации бодрствования детей. Чаще всего это касается таких моментов, как ограничение двигательной активности, недостатка или избытка сенсорных впечатлений, необходимых игрушек, пособий, а также в результате того, что не обеспечена руководящая роль взрослого.

Чаще недостаток двигательной активности касается детей в возрасте до 1 года 6 месяцев, когда они начинают ходить самостоятельно. Если дети длительное время находятся в ограниченном пространстве, за барьером, в кроватке, неудовлетворение перечисленных выше потребностей приводит детей к состоянию повышенной или пониженной возбудимости. Поэтому так необходим набор пособий, оборудования в соответствии с возрастом.

Совершенно особое значение имеет общение взрослого с ребенком. Дефицит общения с взрослыми резко отрицательно сказывается на поведении детей. Привязанность к взрослым – воспитателям -может быть осуществлена только при условии длительного общения с одними и теми же лицами. Иначе не может быть создано необходимое формирующееся в этом возрасте чувство
привязанности. Поэтому так важно, чтобы воспитатель общался в течение дня неоднократно с каждым малышом. Только при тесном эмоционально-деловом контакте дети могут ощутить себя защищенными, уверенными, спокойными, инициативными. При таких условиях они могут выходить на контакты и с другими детьми и взрослыми.

Получение необходимых впечатлений, достаточное общение с взрослыми влияют на психическое развитие ребенка, формирование его личности.

Отклонения возникают также в результате неправильных подходов со стороны взрослых - частых запретов, которые особенно сложны для детей раннего возраста. Как показывают физиологические исследования, в ситуации, когда ребенок на один тормозной раздражитель (запрет) получает три положительных (разрешение что-то сделать), быстрее формируется поведение ребенка. Да и запреты должны быть обоснованы. Сложным для детей является такое поведение взрослых, когда нет единства в их воспитании. Это также выводит ребенка из состояния равновесия.

Если своевременно не обратить внимания на временные отклонения в поведении детей, они становятся более стойкими.

При этом наблюдаются дети с различными проявлениями в поведении: дети гипервозбудимые, агрессивные, неконтактные и малоэмоциональные, дети медлительные, инертные.

Среди упомянутых чаще встречаются дети гипервозбудимые.

В невропатологии этот синдром обозначается как синдром дефицита

внимания с гиперактивностью. Принято считать началом его возникновения период после трех лет, однако первоначальные проявления начинаются с момента рождения. В анамнезе их может лежать патология беременности (токсикоз, угроза выкидыша и др.), родов, патология новорожденности (асфиксия, недоношенность). Гиперактивность может проявляться в расстройстве внимания, двигательной расторможенности, импульсивности.

Уже у новорожденных проявляется синдром повышенной нервной рефлекторной возбудимости (общее беспокойство, нарушение сна, аппетита, невротические реакции). В более старшем возрасте наблюдается расстройство внимания. На занятиях ребенок не сосредоточен, часто отвлекается, ему сложно самостоятельно выполнить задание.

Не менее проблематичны дети неконтактные, замкнутые. Для них характерно то, что они уходят от контактов с окружающими, не выдерживают прямых взглядов, очень стереотипны. Они трудно воспринимают новое в еде, одежде, тяжело адаптируются к новым людям, новой ситуации. В периоде адаптации могут перестать говорить, ограничивают себя в пространстве - это формы их защиты. При общений с такими детьми очень важно, не торопясь, присмотреться к ним, найти интересующую ребенка деятельность. При об­щении с малыщом лучше устанавливать контакт не непосредственно, а через игрушки, других детей. Все новое вводить очень постепенно.

Находясь на возрастном режиме, устают быстрее и могут на сон укладываться одними из первых. Если дети сангвиники и холерики эмоциональны, контактны, то это важно поддерживать, что же касается флегматиков, они не контактны, медлительны и мало эмоциональны и поэтому требуют воздействия прежде всего на эмоциональную сферу, помощи в установлении контактов с окружающими.

Дети же слабого типа (меланхолики) требуют особого внимания - щадящего режима, помощи при выполнении задания, эмоциональной поддержки. Своевременное выявление отклонений в поведении детей и необходимая коррекция дает возможность создать оптимальные условия для развития всех сторон личности ребёнка.

Таким образом, выявление причин отклонений в поведении детей, формах их проявления и своевременное осуществление индивидуальных подходов к детям дают возможность вывести их из этих последствий.

Своевременная коррекция и создание оптимальных условий являются, основой формирования личности ребенка, его адекватного поведения.

Знание индивидуальных особенностей детей поможет нам при составлении коррекционных программ, при распределении детей на подгруппы. Правильно найти нужный режим дня ребенка. Помочь ребенку в адаптации при переходе в другое учреждение.

Прививочный календарь разработан с учетом всех возрастных особенностей и опасных инфекций, но лучше всех ребенка знает тот, кто находится с ним постоянно. Знает его индивидуальные особенности и то, на что надо обратить внимание, чтобы избежать осложнений. Родителям или опекунам очень важно проконтролировать состояние ребенка прежде, чем вести его в прививочный кабинет.

Индивидуальный график прививок – не что-то особенное, это просто сроки прививок индивидуально для вашего ребенка, с учетом его физиологических особенностей, заболеваний, поведения, особенностей контактов и т.д.

Ребенок капризничает, ведет себя необычно. Проследите, чтобы перед прививкой ребенок не только был здоров, но и вел себя привычно. Причем, ребенок должен быть здоров, прежде всего, с точки зрения мамы – только она, наблюдая его ежеминутно, знает все особенности поведения своего малыша. Конечно, у него должны быть нормальная температура, но не только. Важно, чтобы не было других жалоб. Если ребенок накануне капризничал, плохо и беспокойно спал, отказался от любимой еды, иными словами, вел себя не так, как всегда, то следует повременить с прививкой и понаблюдать за ребенком.

Если ребенок склонен к аллергии и у него имеются проявления аллергического дерматита, прививку можно делать лишь тогда, когда, как минимум, 3 недели нет новых высыпаний. В этом случае необходимо проконсультироваться с доктором.

У ребенка расстройство кишечника или, наоборот, запор накануне прививки – эти факторы тоже являются противопоказаниями для вакцинации строго по графику. Следует подождать нормализации стула.

Ребенок здоров, но недавно контактировал с заболевшими. Если, например, в семье

ребенка, в его постоянном окружении есть люди, которые болеют или накануне даты прививки заболели (гриппом, ОРЗ, другими болезнями), а ребенок вроде бы здоров, то делать ему прививку все равно пока не стоит – слишком велика опасность подхватить инфекцию сразу после прививки. А возможно, малыш уже заразился, но еще длится инкубационный период болезни, так что в этом случае тоже стоит повременить.

Ребенок часто болеет. При иммунизации детей, страдающих частыми респираторными заболеваниями, хроническими заболеваниями ЛОР-органов (уши, гортань, нос), повторными бронхитами, пневмониями, наиболее частой проблемой является развитие респираторных и других инфекций в поствакцинальном периоде. Способствует заболеваниям и стрессовая ситуация, например, когда ребенок некомфортно себя чувствует в детском учреждении и находится в состоянии хронического стресса. В какой-то мере к стрессу можно отнести и прививку. Для профилактики таких заболеваний до и после вакцинации назначают общеукрепляющие средства, а также препараты, способные моделировать иммунитет.

Прежде чем делать прививку, нужно убедиться в том, что ребенок действительно здоров. Как правило, серьезные осложнения на прививки связаны с наличием противопоказаний и заболеваний, которые были упущены, не замечены. К ним относятся хронические заболевания в острый период, нарушения нервной системы, различные патологии иммунной системы, родовые травмы. Сейчас много детей рождаются с никотиновой интоксикацией, с гепатитом С, ВИЧ, не говоря уже о других инфекциях. При таких заболеваниях ждать отсутствия реакций от прививки бесполезно. В этих случаях вакцинация может выступить как лакмусовая бумажка, выявляя те патологии, которые не были замечены. Например, ребенку после прививки ставят детский церебральный паралич. При тщательном обследовании врачи находят у него внутриклеточную инфекцию – цитомегаловирус. Именно он и явился причиной такой реакции, хоть это и случилось на фоне прививки.

Читайте также: